Оснащение и проходка воздухоподающего ствола № 2 шахты им. А. Ф. Засядько Текст научной статьи по специальности «Горное дело»

Научная статья на тему 'Оснащение и проходка воздухоподающего ствола № 2 шахты им. А. Ф. Засядько' по специальности 'Горное дело' Читать статью
Pdf скачать pdf Quote цитировать Review рецензии ВАК
Авторы
Коды
  • ГРНТИ: 52 — Горное дело
  • ВАК РФ: 25.00.13; 25.00.15; 25.00.22
  • УДK: 622
  • Указанные автором: УДК: 622.222.6

Статистика по статье
  • 391
    читатели
  • 41
    скачивания
  • 0
    в избранном
  • 0
    соц.сети

Научная статья по специальности "Горное дело" из научного журнала "Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал)", Быков А. В., Новик Е. Б.

 
Читайте также
Читайте также
Рецензии [0]

Текст
научной работы
на тему "Оснащение и проходка воздухоподающего ствола № 2 шахты им. А. Ф. Засядько". Научная статья по специальности "Горное дело"

© А.В Быков, Е.Б. Новик, 2003
УДК 622.222.6
А.В Быков, Е.Б. Новик
ОСНАЩЕНИЕ И ПРОХОДКА ВОЗДУХОПОДАЮЩЕГО СТВОЛА № 2 ШАХТЫ им. А.Ф. ЗАСЯДЬКО
З
а период работы шахты им. А.Ф. Засядько протяженность горных выработок превысила 120 км, глубина работ достигла 1300 м. Температурный режим и
обеспеченность забоев воздухом приблизились к недопустимым границам. При существующем сегодня подходе ограниченного финансирования капитального
строительства шахта могла бы в недалёком будущем оказаться в фазе затухания. Чтобы продолжить жизнь предприятия, дающего 5% угля страны, его руководством во главе с генеральным директором Звягильским Е.Л. было принято неординарное для сегодняшнего времени решение о строительстве воздухоподающего ствола №2 диаметром 7 м глубиной 1250 м за счёт собственных средств шахты. Выполнение основных видов работ и координация деятельности всех исполнителей по оснащению к проходке ствола были поручены ГОАО "Трест Донецкшахтопроходка".
ОСНАЩЕНИЕ ствола было выполнено в рекордно короткий срок: от начала строительных работ на площадке до начала прохождения технологического отхода было затрачено 5 месяцев. Началу строительных работ на площадке предшествовало строительство
временных дорог и подводящих внеплощадочных коммуникаций (энергоснабжение, вода, связь и др.). Проектные работы выполнялись параллельно с оснащением ствола.
В основу достижения рекордных сроков оснащения проходки воздухоподающего ствола №2 шахты им. А.Ф. Засядько легли принципы и положения, важнейшими из которых явились:
• перспективное видение всех проблем со стороны заказчика -шахты, широкое понимание своих функций как инвестора;
• отказ подрядчиков от
затратной схемы формирования договорной цены, направление
получаемых денег на пополнение оборотных средств, используемых на строительные работы по стволу, увязка фонда оплаты труда только с физическими объемами
строительства;
• тесное сотрудничество всех
исполнителей с проектной
организацией (институтом "Донгипро-шахт"), позволившее выдавать технические решения по оснащению в кратчайшие сроки, а иногда и непосредственно на месте;
• четкое распределение
обязанностей участников проекта.
Оперативный контроль за организацией всех работ осуществлял штаб стройки, куда вошли заказчик и все представители подрядчика. Штаб работал ежедневно с подведением итогов работы два раза в неделю.
Спрос с исполнителей был самым жестким, плюрализм в организации строительства, технических решениях и пр. допускался только на стадии обсуждения. После принятия решения и утверждения детального графика по
каждому объекту, контроль
исполнения оставался за
генподрядчиком (ГОАО "Трест Донецкшахтопроходка") и заказчиком (АП "Шахта им. А.Ф. Засядько").
Каждый из этапов произведенных работ характеризовался высокими темпами строительства с
обязательным упрощением и
улучшением проектных решений,
совмещением во времени с другими видами работ, большой
насыщенностью машинами и механизмами.
Конструкции зданий и
сооружений были упрощены для нужд проходки таким образом, чтобы по окончании строительства ненужные временные сооружения были бы легко демонтированы, а постоянные здания могли быть реконструированы для нужд эксплуатации.
Решение руководства АП "Шахта им. А.Ф. Засядько" по инвестированию средств в капитальное строительство является показательным примером для всех угольщиков Украины. Строящийся такими темпами и методами ствол становится тем локомотивом,
который может вытянуть
шахтостроительную отрасль на рубеж 80-х годов, когда годовая добыча угля в Украине составляла более 200 млн т.
В ноябре 2000 года естественным образом произошёл переход от рекордного оснащения к рекордной проходке ствола, при которой за 10 месяцев 2001 г. среднемесячные темпы составили более 100 м/месяц, что несомненно является
достижением мирового уровня.
ПРОХОДКА ствола
осуществлялась с металлического проходческого копра шатрового типа высотой 23 м. Копер оборудован двумя бункерами-накопителями для приема породы. Каждый бункер-накопитель служит для
аккумулирования породы,
выдаваемой одним подъемом.
На промплощадке были задействованы две одноконцевые подъемные машины 1х6х3,4 (постоянная) и МПБК-20 (временная). Временная подъемная машина МПБК-20 имеет крупноблочную
конструкцию, монтируется на инвентарных железобетонных
фундаментных блоках. Концевая нагрузка на барабан подъемной машины 1х6х3,4 260 кН,
максимальная скорость подъема 8 м/с, подъемной машины МПБК-20 соответственно 200 кН и 8 м/с. Достоинство использования для проходки ствола машины МПБК-20 заключается в простоте фундамента, транспортабельности узлов,
возможности быстрого монтажа и демонтажа, что позволяет быстрее выполнить переход от оснащения к проходке, а большая концевая нагрузка по сравнению с передвижными подъемными
машинами ряда МПП обеспечивает работу подъёма с бадьями большей грузоподъёмности.
Подвеска технологического
оборудования в стволе
осуществлялась с помощью
проходческих лебедок, выполненных в передвижном варианте и установленных на инвентарных
железобетонных фундаментных
блоках.
Двухэтажный подвесной
проходческий полок с
породопогрузочным комплексом КС-2у/40 был подвешен по полиспастной схеме на двух лебёдках ЛПП-45. Канаты подвески полка с лебёдок через шкивы копра шли к полку, а неподвижные ветви крепились на подшкивной площадке.
Секционная металлическая
опалубка конструкции ГОАО "Трест Донецкшахтопроходка" высотой 4,2 м подвешивалась на четырех направляющих канатах, идущих к лебедкам ЛПП-25. На полке направляющие канаты отклонялись через отбойные шкивы к точкам подвески опалубки.
Телескопические устройства на концах трубопроводов подачи бетонной смеси представляли из себя 2 трубы 0168 и 219 мм длиной по 22 м, телескопически входящие одна в другую. Для их подвески использовались лебедки ЛПП-16.
По мере проходки ствола наращивали кабели взрывания, освещения, сигнализации,
телефонизации и блокировки. Наращивание производилось с нулевой и разгрузочной площадок копра, кабели крепились к канатам закрытой конструкции 20 мм.
Ствол проветривался
вентиляторной установкой УВЦП-16Б, состоящей из 2-х вентиляторов ВЦП-16 (один - рабочий, второй -резервный). Работающий
вентилятор нагнетал свежий воздух по ставу металлических труб диаметром 1200 мм, на конце которого навешивался
телескопический прорезиненный трубопровод 800 мм и длиной 40 м.
Промплощадка ствола
обеспечивалась сжатым воздухом от постоянной компрессорной станции, состоящей из 2-х компрессоров с подачей 50 м3/мин, и временной -ПКС-150 с одним рабочим блоком (3 компрессора по 25 м3/мин каждый). Фактическая производительность обеих компрессорных станций оперативно регулировалась в зависимости от выполняемых в стволе работ. В ствол сжатый воздух подавался по трубам диаметром 219 мм, жестко закрепленным к стенкам ствола.
Электроснабжение потребителей промплощадки воздухоподающего
ствола осуществлялось от подстанции 110/6 кВ шахты им. А.Ф. Засядько.
Шахтная вода вместе с горной массой выдавалась в бадьях на поверхность, а затем по наклонным течкам бункеров-накопите-лей
выливалась на бетоно-асфальтовый автопроезд и самотеком поступала в отстойники, где происходило ее отстаивание и осветление. Очищенная таким образом вода после хлорирования подавалась в
трубопровод технической воды, а отстойники по мере заполнения подвергались периодической чистке от породного ила при помощи грейфера ёмкостью 0,25 м3.
Вывоз горной массы
осуществлялся двумя
автосамосвалами БЕЛАЗ
грузоподъёмностью по 27 т в отвал породы, расположенный в
полукилометре от ствола.
Сыпучие материалы для
приготовления бетонной смеси (щебень и песок) завозились 2-мя автосамосвалами КАМАЗ с
расстояния 10 км. Сульфатостойкий портландцемент марки 400
поставлялся в цементовозах по 13 т с Амвросиевского цемкомбината.
Спуск-подъем людей и
материалов, выдача породы
производились в бадьях БПСМ-5 вместимостью 5 м3.
Бурение шпуров в стволе производилось бурильной установкой БУКС-1м, уборка породы стволовым породопогрузочным комплексом КС-2у/40 с вместимостью грейфера 0,65 м3.
Ствол освещался светильниками "Проходка-2", закрепленными под нулевой рамой и на каждом этаже подвесного проходческого полка.
Телефонная связь между полком и рукоятчиком, полком и БРУ, рукоятчиком и машинистом подъема осуществлялась при помощи шахтных телефонов и переговорных устройств АПК-4.
Контроль за состоянием воздуха в стволе осуществлялся датчиками аппаратуры автоматического
контроля метана АМТ-3,
установленными на подвесном полке и под нулевой рамой, а также приборами эпизодического действия ШИ-11.
Впервые в истории
отечественного шахтного
строительства ствол указанных параметров был оснащён и пройден за 20 месяцев, в том числе за 10 месяцев
2001 г. было пройдено 1 002 м ствола. Рекордная проходка ствола на шахте им. А.Ф. Засядько продолжила славные традиции коллектива треста -обладателя мирового рекорда месячной скорости проходки
вертикальных стволов (401,3 м/мес.).
Пройденный ствол позволит довести мощность шахты им. А.Ф. Засядько до 5 млн т угля в год и повысить безопасность труда
шахтёров. Количество воздуха,
подаваемого в шахту, увеличится на 6000 м3/мин, температура в забоях снизиться на 8 градусов С. Протяженность движения людей и доставки материалов к местам работы сократится на 4 км. Появятся условия для постоянной работы двух высоконагруженных лав, что обеспечит стабильную жизнь шахты на протяжении 15-20 лет.
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ
Быков А.В. — кандидат технических наук, руководитель Донецкого отраслевого отделения «Строительство шахт, рудников и подземных сооружений» Академии строительства Украины.
Новик Е.Б - управляющий трестом, председатель правления ГОАО «Трест Донецкшахтопроходка».
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ
Быков А.В. — кандидат технических наук, руководитель Донецкого отраслевого отделения «Строительство шахт, рудников и подземных сооружений» Академии строительства Украины.

читать описание
Star side в избранное
скачать
цитировать
наверх