Научная статья на тему 'Оснащение и проходка воздухоподающего ствола № 2 шахты им. А. Ф. Засядько'

Оснащение и проходка воздухоподающего ствола № 2 шахты им. А. Ф. Засядько Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
707
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Быков А. В., Новик Е. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оснащение и проходка воздухоподающего ствола № 2 шахты им. А. Ф. Засядько»

© А.В Быков, Е.Б. Новик, 2003

УДК 622.222.6

А.В Быков, Е.Б. Новик

ОСНАЩЕНИЕ И ПРОХОДКА ВОЗДУХОПОДАЮЩЕГО СТВОЛА № 2 ШАХТЫ им. А.Ф. ЗАСЯДЬКО

З

а период работы шахты им. А.Ф. Засядько протяженность горных выработок превысила 120 км, глубина работ достигла 1300 м. Температурный режим и

обеспеченность забоев воздухом приблизились к недопустимым границам. При существующем сегодня подходе ограниченного финансирования капитального

строительства шахта могла бы в недалёком будущем оказаться в фазе затухания. Чтобы продолжить жизнь предприятия, дающего 5% угля страны, его руководством во главе с генеральным директором Звягильским Е.Л. было принято неординарное для сегодняшнего времени решение о строительстве воздухоподающего ствола №2 диаметром 7 м глубиной 1250 м за счёт собственных средств шахты. Выполнение основных видов работ и координация деятельности всех исполнителей по оснащению к проходке ствола были поручены ГОАО "Трест Донецкшахтопроходка".

ОСНАЩЕНИЕ ствола было выполнено в рекордно короткий срок: от начала строительных работ на площадке до начала прохождения технологического отхода было затрачено 5 месяцев. Началу строительных работ на площадке предшествовало строительство

временных дорог и подводящих внеплощадочных коммуникаций (энергоснабжение, вода, связь и др.). Проектные работы выполнялись параллельно с оснащением ствола.

В основу достижения рекордных сроков оснащения проходки воздухоподающего ствола №2 шахты им. А.Ф. Засядько легли принципы и положения, важнейшими из которых явились:

• перспективное видение всех проблем со стороны заказчика -шахты, широкое понимание своих функций как инвестора;

• отказ подрядчиков от

затратной схемы формирования договорной цены, направление

получаемых денег на пополнение оборотных средств, используемых на строительные работы по стволу, увязка фонда оплаты труда только с физическими объемами

строительства;

• тесное сотрудничество всех

исполнителей с проектной

организацией (институтом "Донгипро-шахт"), позволившее выдавать технические решения по оснащению в кратчайшие сроки, а иногда и непосредственно на месте;

• четкое распределение

обязанностей участников проекта.

Оперативный контроль за организацией всех работ осуществлял штаб стройки, куда вошли заказчик и все представители подрядчика. Штаб работал ежедневно с подведением итогов работы два раза в неделю.

Спрос с исполнителей был самым жестким, плюрализм в организации строительства, технических решениях и пр. допускался только на стадии обсуждения. После принятия решения и утверждения детального графика по

каждому объекту, контроль

исполнения оставался за

генподрядчиком (ГОАО "Трест Донецкшахтопроходка") и заказчиком (АП "Шахта им. А.Ф. Засядько").

Каждый из этапов произведенных работ характеризовался высокими темпами строительства с

обязательным упрощением и

улучшением проектных решений,

совмещением во времени с другими видами работ, большой

насыщенностью машинами и механизмами.

Конструкции зданий и

сооружений были упрощены для нужд проходки таким образом, чтобы по окончании строительства ненужные временные сооружения были бы легко демонтированы, а постоянные здания могли быть реконструированы для нужд эксплуатации.

Решение руководства АП "Шахта им. А.Ф. Засядько" по инвестированию средств в капитальное строительство является показательным примером для всех угольщиков Украины. Строящийся такими темпами и методами ствол становится тем локомотивом,

который может вытянуть

шахтостроительную отрасль на рубеж 80-х годов, когда годовая добыча угля в Украине составляла более 200 млн т.

В ноябре 2000 года естественным образом произошёл переход от рекордного оснащения к рекордной проходке ствола, при которой за 10 месяцев 2001 г. среднемесячные темпы составили более 100 м/месяц, что несомненно является

достижением мирового уровня.

ПРОХОДКА ствола

осуществлялась с металлического проходческого копра шатрового типа высотой 23 м. Копер оборудован двумя бункерами-накопителями для приема породы. Каждый бункер-накопитель служит для

аккумулирования породы,

выдаваемой одним подъемом.

На промплощадке были задействованы две одноконцевые подъемные машины 1х6х3,4 (постоянная) и МПБК-20 (временная). Временная подъемная машина МПБК-20 имеет крупноблочную

конструкцию, монтируется на инвентарных железобетонных

фундаментных блоках. Концевая нагрузка на барабан подъемной машины 1х6х3,4 260 кН,

максимальная скорость подъема 8 м/с, подъемной машины МПБК-20 соответственно 200 кН и 8 м/с. Достоинство использования для проходки ствола машины МПБК-20 заключается в простоте фундамента, транспортабельности узлов,

возможности быстрого монтажа и демонтажа, что позволяет быстрее выполнить переход от оснащения к проходке, а большая концевая нагрузка по сравнению с передвижными подъемными

машинами ряда МПП обеспечивает работу подъёма с бадьями большей грузоподъёмности.

Подвеска технологического

оборудования в стволе

осуществлялась с помощью

проходческих лебедок, выполненных в передвижном варианте и установленных на инвентарных

железобетонных фундаментных

блоках.

Двухэтажный подвесной

проходческий полок с

породопогрузочным комплексом КС-2у/40 был подвешен по полиспастной схеме на двух лебёдках ЛПП-45. Канаты подвески полка с лебёдок через шкивы копра шли к полку, а неподвижные ветви крепились на подшкивной площадке.

Секционная металлическая

опалубка конструкции ГОАО "Трест Донецкшахтопроходка" высотой 4,2 м подвешивалась на четырех направляющих канатах, идущих к лебедкам ЛПП-25. На полке направляющие канаты отклонялись через отбойные шкивы к точкам подвески опалубки.

Телескопические устройства на концах трубопроводов подачи бетонной смеси представляли из себя 2 трубы 0168 и 219 мм длиной по 22 м, телескопически входящие одна в другую. Для их подвески использовались лебедки ЛПП-16.

По мере проходки ствола наращивали кабели взрывания, освещения, сигнализации,

телефонизации и блокировки. Наращивание производилось с нулевой и разгрузочной площадок копра, кабели крепились к канатам закрытой конструкции 20 мм.

Ствол проветривался

вентиляторной установкой УВЦП-16Б, состоящей из 2-х вентиляторов ВЦП-16 (один - рабочий, второй -резервный). Работающий

вентилятор нагнетал свежий воздух по ставу металлических труб диаметром 1200 мм, на конце которого навешивался

телескопический прорезиненный трубопровод 800 мм и длиной 40 м.

Промплощадка ствола

обеспечивалась сжатым воздухом от постоянной компрессорной станции, состоящей из 2-х компрессоров с подачей 50 м3/мин, и временной -ПКС-150 с одним рабочим блоком (3 компрессора по 25 м3/мин каждый). Фактическая производительность обеих компрессорных станций оперативно регулировалась в зависимости от выполняемых в стволе работ. В ствол сжатый воздух подавался по трубам диаметром 219 мм, жестко закрепленным к стенкам ствола.

Электроснабжение потребителей промплощадки воздухоподающего

ствола осуществлялось от подстанции 110/6 кВ шахты им. А.Ф. Засядько.

Шахтная вода вместе с горной массой выдавалась в бадьях на поверхность, а затем по наклонным течкам бункеров-накопите-лей

выливалась на бетоно-асфальтовый автопроезд и самотеком поступала в отстойники, где происходило ее отстаивание и осветление. Очищенная таким образом вода после хлорирования подавалась в

трубопровод технической воды, а отстойники по мере заполнения подвергались периодической чистке от породного ила при помощи грейфера ёмкостью 0,25 м3.

Вывоз горной массы

осуществлялся двумя

автосамосвалами БЕЛАЗ

грузоподъёмностью по 27 т в отвал породы, расположенный в

полукилометре от ствола.

Сыпучие материалы для

приготовления бетонной смеси (щебень и песок) завозились 2-мя автосамосвалами КАМАЗ с

расстояния 10 км. Сульфатостойкий портландцемент марки 400

поставлялся в цементовозах по 13 т с Амвросиевского цемкомбината.

Спуск-подъем людей и

материалов, выдача породы

производились в бадьях БПСМ-5 вместимостью 5 м3.

Бурение шпуров в стволе производилось бурильной установкой БУКС-1м, уборка породы стволовым породопогрузочным комплексом КС-2у/40 с вместимостью грейфера 0,65 м3.

Ствол освещался светильниками "Проходка-2", закрепленными под нулевой рамой и на каждом этаже подвесного проходческого полка.

Телефонная связь между полком и рукоятчиком, полком и БРУ, рукоятчиком и машинистом подъема осуществлялась при помощи шахтных телефонов и переговорных устройств АПК-4.

Контроль за состоянием воздуха в стволе осуществлялся датчиками аппаратуры автоматического

контроля метана АМТ-3,

установленными на подвесном полке и под нулевой рамой, а также приборами эпизодического действия ШИ-11.

Впервые в истории

отечественного шахтного

строительства ствол указанных параметров был оснащён и пройден за 20 месяцев, в том числе за 10 месяцев

2001 г. было пройдено 1 002 м ствола. Рекордная проходка ствола на шахте им. А.Ф. Засядько продолжила славные традиции коллектива треста -обладателя мирового рекорда месячной скорости проходки

вертикальных стволов (401,3 м/мес.).

Пройденный ствол позволит довести мощность шахты им. А.Ф. Засядько до 5 млн т угля в год и повысить безопасность труда

шахтёров. Количество воздуха,

подаваемого в шахту, увеличится на 6000 м3/мин, температура в забоях снизиться на 8 градусов С. Протяженность движения людей и доставки материалов к местам работы сократится на 4 км. Появятся условия для постоянной работы двух высоконагруженных лав, что обеспечит стабильную жизнь шахты на протяжении 15-20 лет.

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ

Быков А.В. — кандидат технических наук, руководитель Донецкого отраслевого отделения «Строительство шахт, рудников и подземных сооружений» Академии строительства Украины.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Новик Е.Б - управляющий трестом, председатель правления ГОАО «Трест Донецкшахтопроходка».

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ

Быков А.В. — кандидат технических наук, руководитель Донецкого отраслевого отделения «Строительство шахт, рудников и подземных сооружений» Академии строительства Украины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.