Научная статья на тему 'Осмысление смерти в раннехристианской традиции'

Осмысление смерти в раннехристианской традиции Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
694
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЕРТЬ / ВЕТХИЙ И НОВЫЙ ЗАВЕТЫ / ГНОСТИЦИЗМ / ДУША / ГРЕХ / ХРИСТИАНСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кирсанова Ярослава Александровна

Статья посвящена толкованию феномена смерти в Ветхом и Новом Заветах и осмыслению его в рамках раннехристианской традиции. Описывается понимание слова «смерть» в библейской и в традиции иудаизма. Исследуются отношение к смерти различных групп ранних христиан, отцов Церкви, а также понимание смерти, состояния души после нее и загробной участи в пределах гностического учения. В центре анализа оказывается представление гностиков о переселении душ, а также гностические трактаты «Сущность архонтов» и «Pistis Sophia», на которых основывается вера гностиков. Смерть и ее последствия оценивались по-разному, однако для всех верящих во Христа она является переходным этапом в будущую, вечную и блаженную жизнь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Осмысление смерти в раннехристианской традиции»

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 16, вып. 1

УДК 1(091)

ОСМЫСЛЕНИЕ СМЕРТИ В РАННЕХРИСТИАНСКОЙ ТРАДИЦИИ

Кирсанова Ярослава Александровна -

аспирант кафедры теологии и религиоведения, Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г Чернышевского E-mail: k_y1992@mail.ru

Статья посвящена толкованию феномена смерти в Ветхом и Новом Заветах и осмыслению его в рамках раннехристианской традиции. Описывается понимание слова «смерть» в библейской и в традиции иудаизма. Исследуются отношение к смерти различных групп ранних христиан, отцов Церкви, а также понимание смерти, состояния души после нее и загробной участи в пределах гностического учения. В центре анализа оказывается представление гностиков о переселении душ, а также гностические трактаты «Сущность архонтов» и «Pistis Sophia», на которых основывается вера гностиков. Смерть и ее последствия оценивались по-разному, однако для всех верящих во Христа она является переходным этапом в будущую, вечную и блаженную жизнь.

Ключевые слова: смерть, Ветхий и Новый Заветы, гностицизм, душа, грех, христианство.

DOI: 10.18500/1819-7671 -2016-16-1 -20-22

Смерть - это одно из предельных состояний человеческой экзистенции. Интерес к феномену смерти не прекращается на протяжении всей человеческой истории. Человек - единственное из живых существ, которое осознает, что умрет, и это становится для него предметом размышлений и духовных переживаний. Это во многом обусловлено тем, что именно со смертью связана оценка всего содеянного за время краткого существования в земном мире. Вместе с этим возникает страх смерти, обусловленный неизбежностью этого явления и неизвестностью, которая за ним скрывается.

Потеря человеком духовных ориентиров и смысла жизни из-за переориентации на удовлетворение мимолетных физиологических потребностей приводит к неправильному отношению к важнейшим вопросам - смерти и загробного воздаяния. В связи с этим нам представляется необходимым исследовать феномен смерти с точки зрения христианства как одной из духовных основ современного общества.

Если рассматривать смерть в библейской традиции, то вся сущность этого вопроса выражается ап. Павлом: «Поглощена смерть победою» [1, Кор. 15:54. Здесь и далее ссылка на это издание с указанием источника, главы, стиха]. В Ветхом Завете слово «смерть» - мавэт содержит значения нечто противоположного жизни и ее окончанию [1, Вт. 30:19; Иер. 8:3]. Также есть такие выражения, как «испустил дух» [1,

Быт. 25:8], «почил с отцами своими» [3, Цар. 2:10]. Необходимо обратить внимание на слово «шеол» - «царство смерти» [1, Пс. 17:6], «потусторонний мир [1, Ис. 14:9], а также на отсутствие поклонения и богослужения [1, Ис. 38:18]. В Ветхом Завете слова, описывающие смерть, характеризуют этот феномен как прекращение всех жизненных процессов, функций и окончание всех проявлений жизни.

В Новом Завете слово ©^ато^ и его производные - смерть, умирать, убивать - являются греческими словами, которые употреблялись в литературе различных жанров, а не только в Писании: они свидетельствуют о конце жизни, но не о конце существования человека. В классической греческой трактовке считалось, что смерть поражает тело, а душа освобождается и продолжает свое существование. Но новозаветная лексика, описывающая смерть, имеет много различных вариантов и наделена рядом смыслов: это V£кpо^ - быть безжизненным, не живым, ео%ато^ ехю - при смерти [1, Мт. 5:23].

В Священном Писании смерть характеризуется как враг человечества, нечто противоположное жизни, сотворенной Богом: во второй книге Бытия: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» [1, Быт. 2:7]. Прах земной, из которого создано тело, не имеет жизни в самом себе: в живое существо тленное тело преображает Божественное дыхание.

Момент смерти в Писании описывается так: «Если бы Он обратил сердце Свое к Себе и взял к Себе дух ее и дыхание ее, вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах» [1, Иов 34:14-15].

В Библии содержится немного информации о похоронах и погребении: среди конкретных традиций можно отметить обычай закрывать глаза умершему [1, Быт. 46: 4], прощание семьи с телом [1, Быт. 50: 1], подготовку тела к погребению, облачение его пеленами [1, Ин. 11: 44]; упоминаются также случаи кремации [1, 1 Цар. 31: 12] и бальзамирования [1, Быт. 50: 2, 28], но обычно тело предавали земле, хоронили в могиле или в вырубленных из камня гробницах [1, 4 Цар. 23:6, Иер. 23: 26, Ис. 22:16]. Так же мало

© Кирсанова Я. А., 2016

Я. А. Кирсанова. Осмысление смерти в раннехристианской традиции

говорится в Библии об участи умерших после погребения: в Притчах путь умершего описывается как нисхождение в глубины смерти [1, 2:19, 5:28] или же говорится о некоем потаенном месте шеол.

В начале I в. н. э. иудео-эллинистический теолог и экзегет Филон Александрийский, которого называют «настоящим отцом христианства», описывал смерть и посмертное состояние человека: смерть является отделением души от тела, и свершается переход в ее истинное состояние. Но есть более страшная смерть - смерть души, которая происходит вследствие греха и погружения человека (при жизни) в разнообразные страсти. Смерть для грешника - начало наказаний, и ему вечно придется нести последствия своих грехов в Тартаре (очевидно влияние на воззрения Филона эллинской философии) [2, с. 104]. Души же праведников получают награду, вновь обретают ангельскую сущность и возносятся к Богу, наследуя вечную жизнь. Но есть и промежуточное состояние - людей, не достигших совершенства, но и не абсолютных грешников. Для того чтобы достичь совершенства, душа должна будет переселиться в другие тела.

В первые века христианства также была распространена теория переселения душ, и существовала она в рамках гностического учения. Гностицизм (греч. познающий) - общее обозначение ряда позднеантичных религиозных течений, соединявших элементы восточной мифологии и христианского вероучения. В основе учения гностиков лежит представление о падении души в материальный, низший мир, созданный демиургом. Материя рассматривается как греховное начало, враждебное и подлежащее преодолению, и искупителем является Христос, но его призыву следуют лишь духовные люди (пневматики). Гностический Христос учит: «Формы телесные не введут его в обман, но он посмотрит на состояние души каждого. Есть много животных в мире, имеющих обличие человека» [3, с. 114].

Нас здесь интересует вопрос об отношении гностиков к идее переселения души. Так как в представлении гностиков материя есть зло, она погибнет, среди людей спасутся только пневматики - духовные люди, а материальные (гилики и некоторые психики) истребятся огнем. Есть также «срединное место», где достойные психики получат относительное блаженство. В гностическом трактате «Сущность архонтов» из библиотеки Наг-Хаммади интересно наставление ангела Элелефа Нореи, дочери Евы: «Ты и Твои дети относятся к отцу, существующему изначала. Их души вышли из выси, из света нетленного»

[4, с. 340]. На этом положении основывалась вера гностиков в предсуществование души.

Карпократ - гностик первой половины II в., учил, что мир создан низшими звездными духами, возмутившимися против истинного всеблагого божества или безначального Отца. Карпократ и его последователи считали необходимостью воплощение человеческой души на земле в новых телах до тех пор, пока она не освободится от законов плоти и не завершит невыполненное, основываясь на евангельской притче о должнике, которого судья сажает в темницу, пока тот не отдаст свой долг [1, Мф. 5:25-26, Лк. 12:58-59], т.е. должник - человеческая душа, судья - демиург, который может удерживать и направлять душу, темница - новое тело, в которое вселяется душа.

Об этом повествует один из выдающихся раннехристианских богословов Тертуллиан в трактате «О душе» [5]. Тертуллиан рассматривал смерть как следствие греха, именно поэтому в темницу (ад) отправляются все души. В трактате «О воскресении плоти» он говорит о том, что плоть непременно воскреснет. Давая обзор различных еретических учений, Тертуллиан обличает их, говоря, что никто из них не отрицает бессмертия души (кроме Лукана, который учил, что «возродится ни душа и ни плоть») [6], но все признают воскресение только наполовину, пренебрегая плотью. Он считает, что человек - это совокупность души и плоти, поэтому он будет восстановлен именно в таком виде, и приводит слова Писания: «И создал Бог человека, прах земной» [1, Быт. 2:7], «И вдунул в лицо его дыхание жизни, и сделался человек», то есть прах, «душою живою, и поместил Бог человека, которого создал, в рай» [1, Быт. 2:7-8]. На примере притчи о богаче и Лазаре Тертуллиан также пытается доказать то, что душа телесна, может страдать и чувствовать и без плоти, но чтобы предстать на Суд и получить достойное воздаяние, она должна соединиться с телом.

Идею перевоплощения проповедовал гностик Валентин во II веке н.э., гностическое евангелие «Pistis Sophia» многие исследователи приписывают именно ему, там утверждается, что воздаяние за грехи осуществляется согласно теории перевоплощения: человеческий дух очищается через последовательность воплощений в земной оболочке, испив между ними «чашу забвения» [7]. Ириней Лионский - один из первых Отцов Церкви, апологет II в., боролся с гностицизмом. Он считал, что душа в момент смерти отправляется в невидимое место, отведенное Богом, и там остается до воскресения. Затем, получив свои тела и воскреснув в своей полноте, они (души) предстанут перед Богом.

Философия

21

Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 16, вып. 1

Говоря об осмыслении смерти ранними христианами, можно привести много цитат из Священного Писания, в частности, из Нового Завета, свидетельств апостольских преемников и отцов Церкви, но смерть и ее последствия везде объяснялись по-разному. Однако для всех верящих во Христа смерть является лишь переходным этапом в будущую, вечную и блаженную жизнь.

Список литературы

1. Библия. М., 2013. 1248 с.

2. Лосев А. Ф. История античной эстетики : в 8 т. М., 2000. Т. 1. 960 с.

3. Печковский П. В. Сборник кодексов Наг-Хаммади : в 2 т. М., 2015. Т. 1. 430 с.

4. Еланская А. И. Изречения египетских отцов : памятники литературы на коптском языке. СПб., 2001. 384 с.

5. Тертуллиан. Избр. соч. М., 1994. 448 с.

6. Тертуллиан. Апология. СПб., 2004. 432 с.

7. Barc B., Roberge M. L'Hypostase des archontes. Traité gnostique sur l'origine de l'homme, du monde et des archontes, suivi de Noréa. Québec, 1980. XII + 176 p.

Understanding of Death in the Early Christian Tradition

Y. A. Kirsanova

Saratov State University

83, Astrakhanskaya str., Saratov, 410012, Russia E-mail: k_y1992@mail.ru

The article is devoted to the interpretation of the phenomenon of death in the Old and New Testament, and its understanding in the framework of the early Christian tradition. It describes the meaning

of the word death in the biblical tradition and the tradition of Judaism. We investigate the relation to the death of various groups of the early Christians, the Church Fathers, as well as the understanding of death, the state of the soul after death and soul's posthumous fate within the Gnostic teachings. In the center of the analysis is the Gnostic idea of the transmigration of souls, as well as the Gnostic treatises "The essence of the Archons" and «Pistis Sophia» which are the base of the Gnostics faith. Death and its consequences were evaluated in different ways, but for all who believe in Christ, it is a transitional stage into the future, eternal and blissful life. Key words: death, Old and New Testament, Gnosticism, soul, sin, Christianity.

References

1. Bibliya (The Bible). Moscow, 2013. 1248 p.

2. Losev A. F. Istoriya antichnoy estetiki: v 8 t. (History of ancient aesthetics: in 8 vol.). Moscow, 2000. Vol. 1. 960 p.

3. Pechkovskiy P. V. Sbornik kodeksov Nag - Khammadi : v 2 t. (Collection of codes of Nag - Hammadi: in 2 vol.). Moscow, 2015. Vol. 1. 430 p.

4. Elanskaya A. I. Izrecheniya egipetskikh ottsov: pamya-tniki literatury na koptskom yazyke (Yelanskaya A. I. Sayings of egyptian fathers: Monuments of literature in Coptic). St.-Petersburg, 2001. 384 p.

5. Bindley T. H. The apology of Tertullian for the christians. Oxford, 1890. 104 p. (Russ. ed.: Tertullian. Izbr. soch. Moscow, 1994. 448 p.).

6. Bindley T. H. The apology ofTertullianfor the Christians. Oxford, 1890. 104 p. (Russ. ed.:Tertullian. Apologiya. St.-Petersburg, 2004. 432 p.).

7. Barc B., Roberge M. L'Hypostase des archontes. Traité gnostique sur l'origine de l'homme, du monde et des archontes, suivi de Noréa (The Reality of the Archons. Gnostic treatise on the origin of man, the world and the archons, and Norea). Québec, 1980. XII+176 p.

УДК 101.1:316

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРЯДОК ОБЩЕСТВА В ЭПОХУ ТЕХНОГЕННЫХ КАТАСТРОФ

Крайнов Андрей Леонидович -

кандидат философских наук, доцент кафедры социально-правовых и гуманитарно-педагогических наук, Саратовский государственный аграрный университет им. Н. И. Вавилова E-mail: alkrainov@gmail.com

Статья посвящена анализу экологического порядка общества как неотъемлемого условия социального развития в эпоху техногенных катастроф. Проблема формирования экологического порядка очень актуальна в эпоху оторванности человека от своих природных корней. Мир техники сегодня полностью заполняет жизненное пространство человека, подменяя истинные природные ценности симулякрами, псевдо-ценностями информационного мира. Это приводит к зависимости человека от техники, нанося непоправимый вред его физическому и психическому

здоровью. Экологическое образование, формирование экологических императивов способно вернуть человеку связь с природным пространством. Развитие и формирование экологического сознания является тем фактором, который сможет восстановить равновесие в системе «общество-природа». Ключевые слова: экологический порядок общества, экологическое сознание, экологические ценности.

СЮ1: 10.18500/1819-7671 -2016-16-1 -22-27

© Крайнов А. Л., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.