Научная статья на тему 'Осмысление роли дизайна в развитии производственной практики современного общества'

Осмысление роли дизайна в развитии производственной практики современного общества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2496
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН-МЫШЛЕНИЕ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / ДИЗАЙН-ИССЛЕДОВАНИЯ / СИНТЕТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ КОМАНДА / DESIGN THINKING / INTERDISCIPLINARITY / THE DESIGN OF THE STUDY / SYNTHETIC THINKING / INTERDISCIPLINARY TEAM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шилехина Марина Сергеевна

В статье анализируется роль дизайнера в современном обществе. Обозначаются перспективы развития мировой и отечественной дизайн-индустрии. Выявляются основные задачи профессии дизайнера в современном мире. Раскрываются характерные особенности профессиональной деятельности дизайнера в контексте актуальных мировых тенденций развития производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNDERSTANDING THE ROLE OF THE DESIGN IN THE DEVELOPMENT OF AN INDUSTRIAL PRACTICE OF MODERN SOCIETY

This article analyzes the role of the designer in contemporary society. Denoted prospects for the global and national design industry. A brief review of the concept design. Identify the main tasks a designer in the modern world. Revealed the characteristic features of the professional activity of the designer in the context of current global trends.

Текст научной работы на тему «Осмысление роли дизайна в развитии производственной практики современного общества»

УДК 7.05; 658.512.2 ББК 81.95.01

осмысление роли дизайна в развитии производственной практики современного общества

Шилехина Марина Сергеевна,

старший преподаватель кафедры «Дизайн и инженерная графика», Тольяттинский государственный университет, ул. Белорусская, д. 14, г. Тольятти, Россия, 445667, e-mail: marinashilekhina@gmail.com

Аннотация

В статье анализируется роль дизайнера в современном обществе. Обозначаются перспективы развития мировой и отечественной дизайн-индустрии. Выявляются основные задачи профессии дизайнера в современном мире. Раскрываются характерные особенности профессиональной деятельности дизайнера в контексте актуальных мировых тенденций развития производства.

Ключевые слова

Дизайн-мышление, междисциплинарность, дизайн-исследования, синтетическое мышление, междисциплинарная команда.

30

В исследовательской среде, анализирующей роль современного дизайна в обществе, всё более утверждается мысль, согласно которой дизайн становится важнейшим инструментом, содействующим социальным изменениям в обществе. Итальянский художник, графический и промышленный дизайнер, теоретик, педагог Бруно Мунари писал: «Дизайнер — вот кто призван восстановить утерянный контакт между искусством и зрителями. Имеется в виду — живым искусством и живыми зрителями. Перед теми, кто занимается дизайном, стоит важная задача: очистить мозги ближнего своего от всех предубеждений касательно искусства, предубеждений самой догматической природы, заставляющих человека думать одинаково всю свою жизнь, не обращая внимания на то, что жизнь меняется, и в наши дни быстрее, чем когда бы то ни было!» 1

1 Мунари Бруно. Искусство как ремесло. Пер. с итал. М., 2014. С. 18-25.

Такое понимание влияния дизайна на общество характерно для складывающейся культурной, социально-экономической, политической ситуации в социумах, обладающих высоким уровнем развития социальных структур и техники 2. Кардинальные изменения, происходящие в социальных процессах развитых индустриальных стран, во многом обусловлены достижениями именно дизайна. Данные обстоятельства меняют характер и качество роли дизайна, изменяя границы его деятельности и расширяя сферу влияния на внешний мир. Профессия дизайнера в современном мире занимает одно из ключевых мест в рыночной экономике, а сфера деятельности дизайна охватывает практически весь предметный мир 3. По словам В. Папене-ка, известного теоретика и практика в области

2 What Next? Future Strategy for UK Product Design Consultancies by Jea Hoo Na and John Boult. DMJ. Volume 5. Number 1. 2010. P. 3.

3 Михеева М. М. Введение в дизайн-проектирование:

методическое указание по курсу «Введение в профессию».

М., 2013. С. 5.

дизайна и архитектуры, дизайн в современном мире должен стать новаторским творческим инструментом, действительно нужным человеку, и, в первую очередь, должен быть ориентирован на исследование. В значительной мере современный дизайн удовлетворяет только сиюминутные желания, в то время как подлинные потребности человека часто остаются без внимания. Удовлетворить экономические, психологические, духовные, социальные, технологические и интеллектуальные запросы человека обычно сложнее и не так выгодно, как тщательно спланированные и подающиеся манипуляции «желания», насаждаемые обычаем и модой 4.

Если обратиться к истокам дизайнерского мышления, то можно считать, что оно зародилось с появлением художников-изобретателей, в числе которых был и Леонардо да Винчи. Набрасывая схемы строительных механизмов, геликоптеров, водолазных колоколов, он пользовался таким распространённым в дизайне принципом проектирования, как компоновка. Комбинируя известные узлы и элементы, художник получал новые объекты. Рисунок был для него инструментом проектирования, изображения, представления того, что ещё не существовало 5.

Существует несколько официальных определений дизайна. В 1969 г. на конгрессе ИКСИД (1С8ГО) — Международного совета по промышленному дизайну — было принято определение, предложенное ещё в 1950-х гг. президентом этой организации, учёным и педагогом Ульм-ской школы дизайна в Германии Томасом Маль-донадо: «Дизайн является творческой деятельностью, цель которой — определение формальных качеств предметов, производимых промышленностью; эти качества формы относятся не только к внешнему виду, но, главным образом, к структурным и функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство (с точки зрения, как изготовителя, так и потребителя). Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которые обусловлены промышленным производством» 6. Через тридцать лет советский исследователь Н. В. Воронов сформулировал ещё одно опре-

4 Папенек В. Дизайн для реального мира. Пер. с англ. М., 2012. С. 20, 47.

5 Лаврентьев А. Н. История дизайна: учебное пособие. М., 2007. С. 303.

6 Минервин Г. Б. Архитектоника промышленных форм. М., 1970. Вып. 1. С. 30.

деление, более точно отвечающее современным представлениям об этой форме творчества: «Дизайн — органичное новое соединение существующих материальных объектов и (или) жизненных ситуаций на основе метода компоновки при необходимом использовании данных науки с целью придания результатам этого соединения эстетических качеств и оптимизации их взаимодействия с человеком и обществом. Это определяет наличие присущих дизайну социальных последствий, проявляющихся в содействии общественному прогрессу и формированию личности. Термином "дизайн" может определяться собственно замысел (проект), процесс его реализации и полученный результат» 7.

Термины «дизайн» и «дизайнер» официально утвердились в СССР после образования Союза дизайнеров СССР в 1987 г. До этого времени термин «дизайн» в ряде стран и в нашей стране заменялся словосочетаниями «техническая эстетика», «художественное конструирование» 8.

За последние двадцать лет понятие и назначение дизайна изменилось. Дизайн стал центральным инновационным фактором, гуманизирующим технологии и обеспечивающим взаимодействие культуры и экономики 9. Но при этом универсальная природа дизайна накладывает на дизайнера высокий уровень ответственности перед обществом, так как современные инструменты дизайнерской практики способны влиять на общество как конструктивно, так и деструктивно. Поэтому одними из ключевых вопросов к современному дизайну являются вопросы: «Как повысить социальную ответственность дизайнера перед обществом?», «Как удержать дизайн в русле гуманистических достижений человечества?». В контексте современных российских реалий данные проблемы приобретают особую актуальность.

Каковы же перспективы дизайн-индустрии в формате современного бизнеса? Разработка нового продукта (New Product Development) является сложным многоступенчатым процессом. 31 Цепочка действий внутри этого процесса: от выявления ключевой проблемы, связанной с потребностью общества в том или ином продукте,

7 Воронов Н. В. Суть дизайна. 56 тезисов русской версии понимания дизайна. М., 2002. С. 24.

8 Михеева М. М. Введение в дизайн-проектирование...

С. 5.

9 Там же.

формулирование «идеи» нового продукта, через стратегическое планирование и создание ди-зайн-брифа, т.е. краткого изложения проблемы, до разработки дизайна изделия, его конструирование, запуск в производство и появление на рынке готового изделия. В наши дни стало традицией использовать потенциал дизайна лишь на последнем этапе, т.е. на этапе маркетинга, связанного со стратегией рекламного продвижения продукта. В этом случае функции дизайна сводятся к обеспечению презентабельности продукта, визуальному воплощению поставленных маркетологами стратегических задач и, тем самым, обеспечение продажи этого продукта. До самого последнего времени промышленные дизайнеры, играли в этом процессе вспомогательную — художественно-эстетическую роль.

За последние десять лет появилась новая тенденция — использование потенциала сферы дизайна как стратегического ресурса компании. Многолетнее лидерство Британии в мировой дизайн-индустрии во многом содействовало привлечению внимания государства к вопросам развития дизайна. Основанный ещё в 1944 г. как Совет по Промышленному дизайну, современный Британский Совет по Дизайну является центром разработки национальной стратегии в области творчества, дизайна и инноваций. Британский совет по дизайну рассматривает потенциал дизайна как «единственного инструмента конкурентоспособности британской экономики» и ставит главную задачу — формирование признания обществом дизайна, как инструмента для решения стратегических задач бизнеса и правительства. Дизайн-индустрия Британии считается одной из самых развитых в мире с ежегодным оборотом в 3,4 млрд. фунтов стерлингов. Чтобы удержать глобальное первенство Британии в мировой дизайн-индустрии, многие ведущие дизайнерские студии этой страны уже предпринимают шаги в сторону территориального расширения, а также внутренней диверсификации услуг — выход 32 в новые области брендинга, инноваций и стратегии. Общепринятой практикой стало использование инструмента дизайна внутри компании для оптимизации всех процессов создания нового продукта. За пределами компании ведущие производители прибегают к дизайну для выявления потребительских предпочтений и формулирования концепций новых продуктов, кото-

рые могут лечь в основу создания новых рынков и даже новых ниш.

Причиной таких кардинальных изменений в области бизнеса послужили изменения в культуре потребления, спровоцированные революцией в технологиях. Первая интеллектуально-технологическая революция свершилась в середине XV в., когда наряду с традиционными операциями, осуществляемыми с помощью ручного труда, стали использоваться новые технические приспособления. Изобретение печатного станка сделало информацию доступнее. Вторая революция (научно-технологическая) пришлась на середину XX в., время, когда радио и телевидение изменили жизнь людей. Сегодня пришло время третьей революции, в которой на первое место вышли знания. Как недавно написал журнал «Time»: «Сегодня вместо 500 телевизионных каналов мы имеем доступ к миллионам Интернет-сайтов». Увеличение скорости и количества получаемой людьми информации — это и есть главные отличия новой революции от других 10.

Благодаря технологической революции власть на рынке, действительно, переходит к потребителю и основной вопрос сегодня в том, как удовлетворить человека, у которого есть практически безграничный выбор товаров и услуг. Среднестатистический потребитель на Западе обладает сегодня 60% необходимых ему вещей и предметов. Этот высокий показатель самым существенным образом влияет на баланс сил между теми, кто производит и теми, кто потребляет. В связи с формированием виртуальной и мобильной технологий, у потребителя появляется возможность самым активным образом управлять своим маркетинговым пространством самостоятельно принимая «решение о покупке». В контексте данных изменений в культуре потребления мировая индустрия дизайна кардинально трансформируется, меняя свою миссию, цели и задачи, суть которых в том, что отныне дизайн становится важнейшим стратегическим ресурсом бизнеса.

В 2011 г. по результатам британского исследования профессора Дж. Боулта (Brunel University) была проанализирована деятельность десяти самых успешных дизайн-консалтинговых компаний США и Великобритании

10 См.: Кьелл А. Нордстрем, Йонес Риддерстрале. Биз-

нес в стиле фанк. М., 2009.

с целью выявить перспективу развития услуг и бизнеса дизайн-индустрии в целом 11. Первый вывод британских исследователей был связан со стратегическим сдвигом объектов разработки дизайна в новые рыночные ниши. Традиционно заботой дизайнерских студий была разработка внешнего вида продуктов, которая сегодня уже уходит в прошлое. Сейчас компании уделяют всё больше внимания инновационному «сре-довому дизайну» — проектированию того пространства, которое будет окружать создаваемый коммерческий продукт. Второй вывод экспертов: компании должны активно использовать как возможности теоретических исследований, так и возможности самого производства для осуществления движения от «чистого дизайна» к выработке «стратегии» развития. В результате подобных исследований стало очевидно, что большинство дизайн-студий стараются двигаться в направлении именно стратегического дизайн-консалтинга, который включает в себя множество направлений. В частности, в сфере дизайн-услуг возможно объединение разных методов решения задач, уникальное смешение дисциплин и творческих решений, способствующих формированию комплексных предложений. Они могут «вывести» студии в новые ниши и пространства для большей эффективности национального и глобального бизнеса. Таким образом, модель развития, представленная британскими исследователями, универсальна и рассчитана на видение и проекты глобальных компаний и брендов, которые ставят во главу угла новые инструменты менеджмента и конкурентоспособности.

Традиционные специализации в дизайне также оказываются под влиянием происходящих изменений, которые кардинально трансформируют понимание профессии дизайнера и всю дизайн-индустрию в целом. Графический дизайн перемещается в область брендинга 12, происходит активное взаимопроникновение графического дизайна и дизайна среды. Дизайн среды перемещается в сценарное моделирование взаимодействия людей, объектов и про-

11 What Next? Future Strategy for UK Product Design Consultancies by Jea Hoo Na and John Boult, DMJ. Volume 5. Number 1. 2010.

12 Бренд от англ. brand — товарный знак, торговая марка, клеймо, марка товара, легко узнаваемая и юридически защищенная символикой какого-либо производителя или товара.

странства друг с другом. Возникают такие направления в дизайне, как дизайн-менеджмент, сервис-дизайн, объектами деятельности которых становятся процессы и услуги. Разделение дизайна на различные виды содействует размыванию прежних представлений о его назначении. Особенно активно происходит трансформация задач дизайна, участвующего в разработки нового продукта в сфере промышленного производства, так как данная деятельность выполняет сложную многофакторную систему задач. Современный дизайн становится дизайном среды и дизайном человеческого опыта, дизайном социального контекста 13. Предметом дизайна может быть проектирование социального события, создание стиля и образа жизни людей, синтез новых культурных, моральных, социальных, духовных ценностей. Всё это становится предметом стратегического дизайна.

В контексте российской дизайн-индустрии стратегический дизайн находится в зачаточном состоянии. В цепочке разработки продукта в контексте отечественного производства дизайнер чаще всего занимается украшательством и ограничен жёсткими стандартами производства 14. Таким образом, дизайнер исключается из процесса проектирования продукта, он лишь придаёт ему нужную визуальную форму. Получается, что дизайнер не разрабатывает продукт, а занимается стайлингом — созданием новых «оболочек» для существующих уже изделий с целью придания им более конкурентоспособного внешнего вида. На современном российском рынке дизайнеры, занимающиеся стайлингом, работают на быстрое потребление, подчиняясь вдохновению, приходящему к ним в виде моды.

Таким образом, в настоящее время становится очевидной потребность в осмыслении места дизайнера в российской социокультурной и бизнес-среде, потребность в переосмыслении истинного назначения дизайна как важнейшего инструмента при проектировании образа жизни людей.

Характерные особенности изменяющихся творческих возможностей современной профессиональной деятельности дизайнера могут

13 См.: Мосорова Н. Н. Философия дизайна: социально-антропологические проблемы: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Екатеринбург, 2001. С. 4.

14 См. Михеева М. М. Введение в дизайн-проектиро-

вание...

33

34

быть рассмотрены в контексте актуальных мировых тенденций развития социальной среды. Современные условия развития дизайна выдвигают ряд новых требований.

Отсутствие жёстких профессиональных границ деятельности. Существующая узкая специализация при подготовке современного дизайнера вытекает из практики разделения на части целостного процесса проектирования дизайн-продукта. Она не позволяет формировать комплексность процесса подготовки специалиста, влияет на его творческое мышление. Специализация противопоказана сфере современного дизайна, так как мешает формировать специалиста, который бы мог качественно работать в разнообразных проектах. Она отводит ему роль «декоратора» новых продуктов. В результате это сказывается на качестве проектируемых изделий и снижает конкурентоспособность будущего специалиста на мировом рынке дизайнерских услуг.

Междисциплинарный характер проектной деятельности. Современная ситуация всё чаще требует разработки сложных междисциплинарных проектов и применения в них творческих методов и подходов. Агентства и консалтинговые компании в области дизайна всё чаще используют междисциплинарные команды для создания, разработки и реализации новых товаров и услуг. Для того, чтобы междисциплинарный характер командной работы увеличивал эффективность проектной работы, каждому члену такой команды важно иметь знания и опыт в двух измерениях — это так называемая Т-образная личность, ставшая известной благодаря компании МсЮшеу 15. Т-образная личность обладает специальными профессиональными навыками, нужными в проектировании конкретного продукта и опытом работы на пересечении нескольких профессиональных дисциплин. Т-образная личность дизайнера формируется, когда в рамках дизайн-образования он может получить теоретические знания и опыт проектной работы в междисциплинарных командах на пересечении различных дисциплин. Так как дизайнеры, которые решают сложные проблемы, вынуждены работать в команде, в рамках которой они кроме выполнения своих профессиональных

15 Браун Т. Дизайн-мышление: от разработки новых продуктов до проектирования бизнес-моделей. Пер. с англ. М., 2012. С. 36.

задач, должны брать на себя роль своеобразного «коммуникационного моста» между другими членами команды 16.

Коммуникация и эмпатия. Задачей современного дизайнера является умение создавать различные человеческие «состояния», а не просто материальную оболочку, форму предмета. Это — способность творить человеческий опыт, наполнять его эмоциями и ощущениями, придавать ему смысл. Большинство западных компаний, лидирующих в области создания нового продукта, считают своим основным конкурентным преимуществом умение создавать переживания и впечатления от взаимодействия пользователя с продуктом. Поэтому сегодня дизайнеры, которые умеют работать с потребителем на уровне эмпатии, чувств и ощущений имеют особое значение для компаний.

Дизайн-мышление. В современном бизнесе одним из базовых требований к современному дизайнеру является требование владения «дизайн-мышлением». Дизайн-мышление (DesignThinking) — это комплекс методологических и мировоззренческих установок, применение которых в процессе реального проектирования позволяет создать инновационные дизайн-продукты. Также применение методов «дизайн-мышления» позволяет успешнее организовывать «творческие процессы» командной работы. В таких известных брендах как General Electric, Proctor & Gamble и Harley Davidson специалисты по дизайн-мышлению занимают управленческие должности. Томас Локвуд, президент Института Дизайн-Менеджмента (DMI), поясняет, что дизайн-мышление имеет целью «вовлечь потребителей, дизайнеров и бизнесменов в интегративный процесс разработки продукта, услуги или даже всего бизнеса».

Человекоориентированный подход. При проектировании дизайн-продукта пользователь должен быть поставлен на первое место, именно от его потребностей отталкиваются современные успешные компании на первом этапе проектной деятельности. Поэтому в основе работы дизайнера сегодня лежит умение проводить дизайн-исследования, ориентированные на выявление скрытых потребностей целевой аудитории. Но постепенно в социальной среде всё больше осознаётся тот факт, что индивидуальные потребности человека отходят на второй план,

16 Папенек В. Дизайн для реального мира. С. 60.

выдвигая на первый план потребности человечества в целом. И роль дизайнера в понимании важности новых ценностных приоритетов имеет высокий уровень социальной ответственности.

Инновационное проектирование. В контексте изменений в современном обществе повысилась ценность и возможность для развития инновационного предпринимательства. «Экономика знания» трансформируется в «экономику креативности». Становление «экономики креативности», в основе которой заложено активное отношение к будущему как объекту проектирования, формирует особый класс людей, способных стать «агентами перемен». Такие специалисты отвечают вызовам времени, так как занимают деятельную, творческую позицию и готовы входить в пространство неизвестного, рассматривать постоянные, непредсказуемые изменения современного общества, но не как ограничение, препятствие, а как возможность развития и достижения успеха 17. Формирование в глобальном деловом и общественном созна-

17 Храмкова Е. Л. «Культура возможностей» как ключевой фактор развития феномена предпринимателя-инно-ватора в XXI веке // Международный форум дизайна и архитектуры "NEW CITY". Межд. конф. Тольятти, 20-23 мая 2010 г. Тольятти, 2010.

нии особой культуры — «культуры возможностей», задаёт характер проектной деятельности и определённые требования к специалистам, которые разрабатывают данные продукты 18.

Социальная ответственность. Трансформация в современной культуре потребления в сторону изобилия продуктов повышает социальную ответственность дизайнера перед обществом и провоцирует дизайнера, как носителя социальных изменений, на осознание своей позиции относительно вариантов развития общества. Дизайнер должен понимать смысл транслируемых образов, которые в будущем могут стать мощным рычагом для формирования реальности в современной России.

Таким образом, мировая индустрия дизайна претерпевает сегодня коренные изменения, суть которых в том, что отныне дизайн становится важнейшим стратегическим ресурсом бизнеса и общества в целом. Данные изменения дают понимание и осознание потенциальных возможностей дизайна для возрождения российского производства и динамичного социокультурного развития нашей страны.

18 Мосорова Н. Н. Философия дизайна: социально-антропологические проблемы. С 3-6.

Список литературы

1. Браун Т. Дизайн-мышление: от разработки новых продуктов до проектирования бизнес-моделей. М., 2012. С. 36.

2. Бруно М. Искусство как ремесло. М., 2014. С. 18-25.

3. Воронов Н. В. Суть дизайна. 56 тезисов русской версии понимания дизайна. М., 2002. С. 24.

4. Друкер Ф. Питер. Бизнес и инновации. М., 2009.

5. Кьелл А. Нордстрем, Йонес Риддерстрале. Бизнес в стиле фанк. М., 2009.

6. Лаврентьев История дизайна: учеб. пособие. М., 2007. С. 303.

7. Минервин Г. Б. Архитектоника промышленных форм. М., 1970. Вып. 1. С. 30.

8. Михеева М. М. Введение в дизайн-проектирование: методическое указание по курсу «Введение в профессию» // М.: МГТУ имени Н. Э. Баумана, 2013. С. 5.

9. Мосорова Н. Н. Философия дизайна: социально-антропологические проблемы: Автореф. дис. ... док. филос. наук. Екатеринбург, 2001. С. 3-6.

10. Папенек В. Дизайн для реального мира. Пер. с англ. М., 2012. С. 20, 47, 60.

11. Храмкова Е. Л. Дизайн-исследования и дизайн-мышление: как не запутаться в двух соснах. Часть 2// «Harvard Business Review». Россия, 2011.

12. Храмкова Е. Л. «Культура возможностей» как ключевой фактор развития феномена предпринимателя — инноватора в XXI веке // Международный форум дизайна и архитектуры "NEW CITY". Межд. конф. Тольятти, 20-23 мая 2010 г. Тольятти, 2010.

13. Храмкова Е. Л. Новое в мировой практике: предпроектные дизайн-исследования // Финансовый эксперт. 2008. № 1 (20).

14. What Next? Future Strategy for UK Product Design Consultancies by Jea Hoo Na and John Boult, DMJ. Volume 5. Number 1. 2010. P. 3.

35

UNDERSTANDING THE ROLE OF THE DESIGN IN THE DEVELOPMENT OF AN INDUSTRIAL PRACTICE OF

MODERN SOCIETY

Shilekhina Marina Sergeevna,

Assistant professor in «Design and Engineering Graphics»

Togliatti State University, Belarusskaya Str. 14, 445667 Togliatti, Russia, e-mail: marinashilekhina@gmail.com

Abstract

This article analyzes the role of the designer in contemporary society. Denoted prospects for the global and national design industry. A brief review of the concept design. Identify the main tasks a designer in the modern world. Revealed the characteristic features of the professional activity of the designer in the context of current global trends.

Keywords

Design thinking, interdisciplinarity, the design of the study, synthetic thinking, interdisciplinary team.

36

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.