Научная статья на тему 'Осмысление профессии милиционера сквозь правовую призму и философию ценностей'

Осмысление профессии милиционера сквозь правовую призму и философию ценностей Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
314
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ЦЕННОСТЕЙ / ФИЛОСОФИЯ ПРАВА / МИЛИЦИОНЕР / ПРОФЕССИЯ / PHILOSOPHY OF VALUES / PHILOSOPHY OF LAW / POLICE OFFICER / PROFESSION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Палий Маряна Богдановна

В статье анализируется аксиологическое и правовое измерение профессии милиционера. Обосновывается тезис о том, что удержать высокий статус в соответствии с общепринятыми законами, кодексами, нормами морали и нравственными ценностями можно исключительно в контексте их трансформации в свою практическую деятельность, наконец, профессию, а не обсуждать это только на основе теории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPREHENSION OF THE POLICE OFFICER PROFESSION FROM THE PERSPECTIVE OF LAW AND PHILOSOPHY OF VALUES

The article is concerned with an axiological and a legal dimensions of the police officer profession. It is substantiated a thesis that one can fit the high status of the police officer in accordance with laws, codes, moral norms and values only by introducing them in the professional and everyday activities, but not theoretically; not in word, but in deed.

Текст научной работы на тему «Осмысление профессии милиционера сквозь правовую призму и философию ценностей»

УДК 340.12 Палий Маряна Богдановна

соискатель кафедры теории и истории государства и права

Львовского государственного университета

внутренних дел

dom-hors@mail.ru

ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОФЕССИИ МИЛИЦИОНЕРА СКВОЗЬ ПРАВОВУЮ ПРИЗМУ И ФИЛОСОФИЮ ЦЕННОСТЕЙ

Paliy Mariana Bogdanovna

PhD applicant of the Theory and History of State and Law Department, Lviv State University of Internal Affairs dom-hors@mail.ru

COMPREHENSION OF THE POLICE OFFICER PROFESSION FROM THE PERSPECTIVE OF LAW AND PHILOSOPHY OF VALUES

Аннотация:

В статье анализируется аксиологическое и правовое измерение профессии милиционера. Обосновывается тезис о том, что удержать высокий статус в соответствии с общепринятыми законами, кодексами, нормами морали и нравственными ценностями можно исключительно в контексте их трансформации в свою практическую деятельность, наконец, профессию, а не обсуждать это только на основе теории.

Ключевые слова:

философия ценностей, философия права, милиционер, профессия.

Summary:

The article is concerned with an axiological and a legal dimensions of the police officer profession. It is substantiated a thesis that one can fit the high status of the police officer in accordance with laws, codes, moral norms and values only by introducing them in the professional and everyday activities, but not theoretically; not in word, but in deed.

Keywords:

philosophy of values, philosophy of law, police officer, profession.

Есть такие профессии, посвятив себя которым, человек становится связанным не только осмысливать свою честь и достоинство, но и оберегать достоинство других - каждого гражданина. Именно в таком философско-онтологическом измерении необходимо трактовать профессию работника милиции. Тем не менее, только внутреннего чувства чести и желания быть человеком недостаточно, ведь для этого необходимо являться профессионалом высшего сорта, человеком, преданным своей профессии, своему служебному долгу. Более того, моральная норма профессионала - это образец, мораль поведения, которые предлагаются общественным мнением, обществом, профессиональной группой к обязательному исполнению на основе осознания, понимания, желания быть достойным представителем данной профессии.

В целом говоря, философию часто трактуют как непонятную или даже ненужную науку, совершенно не связанную с обыденной жизнью, не считая того, что каждый человек имеет, не подозревая этого, личные философские взгляды. Многие люди часто используют термин «философия» в привычных ситуациях, чаще вкладывая в него совершенно иной смысл. Это происходит потому, что не до конца присутствует онтологическое понимание значения этого слова. Большинство воспринимает философию как отношение к чему-либо, к определенной деятельности. Задача этой науки совершенно иная: дает возможность понять взаимоотношения между всеми участниками жизни человека, природы, объективной и субъективной действительности, определяя единые, присущие, как для объективной, так и субъективной действительности связи и взаимоотношения, какие именно и позволяют связать между собой эти столь разные понятия.

Человек может влиять на все процессы, общественные, государственные, межгосударственные и т.п., если он лишен системы знания, которое бы объясняло происходящее вокруг самого человека и с ним. Трудности сегодняшней личности заключаются в существовании множества теорий, объясняющих один и тот же факт. Скажем, для современного студента, если ситуация непонятна, то он ее упорно игнорирует, считая, что современная профессиональная деятельность будучи таковой по своей сути, в которой различные теории проверяются практикой, а критерием служит улучшение качества жизни. В данном случае отсутствие понимания отношений между теориями и фактом замещается хорошо известной, правда частично измененной идеи: каких только моделей объяснения мироздания не создали бы люди, но все же, дело заключается в задании изменять мироздание. Действительно же, на обыденном уровне отношения между различными теориями и фактом трактуется как феномен относительности интерпретаций. Безусловно, он может быть схожим с представлениями людей других эпох, современников, но это, ни в коем случае, не означает, что ими следует руководствоваться в своей

повседневной жизни, а тем более в работе или профессиональной деятельности. В этом контексте весьма странно руководствоваться различными мнениями и идеями в том случае, если нужно точно выполнять определенную работу.

Справедливо по этому поводу утверждает М.Г. Жданова, подчеркивая, что мир повседневности, темп развития которого полностью зависит от получения нового знания, его внедрение в практику, не успевает появиться в определенной форме перед направленным на практику и здравомыслящим человеком. Зато мир предстает в виде индивидуальных стремлений, хаотических событий, которые надо как-то объяснить хотя бы для ориентации.

«Само изменение, становление, - отмечает исследовательница, - является формой современного общества. Поэтому неудивительно, что здравый смысл фиксирует относительность и изменчивость. Когда поставлен вопрос о необходимости найти в этом хаосе хоть какой-то порядок, он обращается к практической целесообразности. Вот так ее необходимость ставит молодого человека в ситуацию, когда от фиксации различных точек зрения на один и тот же факт, он должна перейти к пониманию того, что происходит» [1, с. 221]. Все это непосредственно касается выбранной и задекларированной в теме сообщения проблемы - осмысление профессии милиционера сквозь правовую призму и философию ценностей.

В общем, по мнению А.В. Гадаева, каждый человек обладает не одним, а несколькими социальными статусами. Различают следующие их виды: врожденный статус - статус, полученный человеком при рождении (пол, раса, национальность). В некоторых случаях врожденный статус может меняться: статус члена королевской семьи - с рождения и до тех пор, пока существует монархия; приобретенный статус - статус которого, человек достигает благодаря своим умственным и физическим усилиям (работа, связи (блат), должность и т.д.); приписанный (приписываемый) статус - статус, который человек приобретает независимо от своего желания (возраст, статус в семье и т.д.), с течением жизни он может меняться [2].

Безусловно, к осмыслению профессии милиционера следует подходить через правовую призму и осмысление значения нравственности и совести, которые проявляются во всех поступках, суждениях, жестах, взглядах и многом другом. Чтобы реализовать свои нравственные позиции сотруднику необходимо гармонично развиваться. Как удержать свой высокий статус в соответствии с общепринятыми законами, кодексами, нормами морали и нравственными ценностями? Конечно, исключительно в контексте их трансформации в свою практическую деятельность, - не обсуждать это основе теории.

Развитие демократически правового государства зависит, прежде всего, от работы органов внутренних дел, от эффективности профессиональной деятельности в борьбе с преступностью, охране общественного порядка и т.д. Социально-экономические и внутригосударственные изменения требуют усовершенствования каждого звена системы МВД. Такой научно аргументированный подход обуславливается необходимостью разработки и проведения комплекса правовых, структурных и организационных мероприятий. Потому что, на убеждение ученых, на сегодняшний день с уверенностью можно констатировать неэффективность механизмов управления организационными конфликтами в ОВД. Следует акцентировать внимание на недостаточной эффективности действий органов внутренних дел в решении социальных конфликтов, в которых его сотрудники выступают как официальные посредники. В таком ракурсе хочется подчеркнуть, что одним из важных механизмов предупреждения и разрешения конфликтов в системе ОВД является, прежде всего, нормативно-правовая база, которая не только регулирует всю систему функционирования органов внутренних дел, но и определяет границы компетенции и полномочия работников при решении конфликтных ситуаций. Тем не менее, существенным элементом предупреждения и разрешения любых конфликтов в системе ОВД, кроме правовых норм, также есть и этические нормы. Именно они являются существенным фактором стабилизации отношений, определяя общечеловеческие стандарты поведения в коллективе [3, с. 38]. Кроме того, ученые Национальной академии внутренних дел Украины, в частности К.Л. Федоров, А.В. Юрченко и А.В. Черникова подают причины, затрудняющие адаптацию молодых специалистов к работе в практических подразделениях (службах) ОВД после окончания обучения, среди которых следующие:

а) несоответствие предварительной информации об условиях работы в органах (подразделениях) ОВД;

б) небрежное или безразличное отношение руководства органов (подразделений) внутренних дел в адаптации молодых специалистов;

в) слабая психологическая подготовка выпускников учебных заведений МВД приводит к трудностям психологичной адаптации в коллективе, неадекватной реакции на замечания руководства;

г) низкий уровень морально-деловых качеств молодых специалистов является следствием снижения роли школы и социальной среды как воспитательного фактора и другое [4].

В этом случае можем суммировать следующее. Для многих профессий недостаточно исключительного обладания теми или иными навыками, зато важным в данном случае является именно владение нравственно-моральными качествами и реализация в повседневной жизни таких правил и принципов, которые бы регулировали межличностные отношения как в коллективе, так и в обществе. К таким профессиям следует отнести и службу в ОВД, где в течение длительного времени укоренялись известные требования, правила, нормы и стандарты. Вне философии ценностей в частности и нравственности в поведении в целом, выключается любой контакт с собеседником. Наконец, непрерывный процесс устранения недоразумений и конфликтных ситуаций в коллективе реализуется через обсуждение и утверждение правил профессиональной этики в рабочем режиме каждого сотрудника ОВД. Во многих случаях можно констатировать, что успешность его практической деятельности зависит, прежде всего, от личного профессионального развития и формирования правосознания и правовой культуры. Эти качества направляют личность работника милиции в условиях изменчивой жизни правовой реальности, помогает принимать те или иные оптимальные решения в экстремальных ситуациях реализации верховенства права, сохраняя выдержку и спокойствие и т.п.

Таким образом, следует отметить, что высокая ответственность ложится на плечи сотрудников милиции как следствие предоставления им полномочий, а потому и набирают важности моральные санкции на проведение мероприятий по защите прав и свобод граждан и неуклонное выполнение законности и соблюдения допустимых пределов в поступках, связанных с выполнением служебных обязанностей. В аксиологических рамках, нравственная культура сотрудника милиции трактуется как важнейшее профессиональное качество, определяющее личную готовность выполнять служебные задачи; чувство ответственности за правомерное и эффективное их выполнение.

Ссылки:

1. Жданова М.Г. Влияние философии на образование молодого человека // Декларация прав культуры Д.С. Лихачёва и проблемы современного мегаполиса: сб. докладов участников междунар. науч.-практ. конф., 28-29 ноября 2009 г. / под общ. ред. акад. В.П. Казначеева. Новосибирск, 2009. С. 220-226.

2. Гадаев А.В. Статус человека влияет на его жизнь. 11Р1_: http://www.proza.ru/2013/06/08/935 (дата обращения: 09.09.2013).

3. Ортинський В.Л., Бліхар В.С., Гетьманчук М.П., Ряшко В.І., Штангрет М.Й. Професійна етика та культура поведінки працівника органів внутрішніх справ України: методичний посібник для працівників ОВС. Львів, 2009.

4. Федоров К., Юрченко А.В., Чернікова А.В. Проблеми професійної адаптації молодих фахівців органів внутрішніх справ до умов службової діяльності. URL: http://ndi.naiau.kiev.ua/publ/new01.html (дата обращения: 09.09.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.