Научная статья на тему 'Орнамент ительменов'

Орнамент ительменов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1507
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
декоративно-прикладное искусство / орнамент / орнаментальное искусство / камчатка / народы камчатки / ительмены

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Руденко А. И.

Исследование самобытного творчества ительменов способствует распространению знаний о возрождающейся культуре этого малочисленного народа северо-востока Азии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investigation of the Itelmens" original creative work and popularise the reviving culture of this small nation living in the North-East Asia.

Текст научной работы на тему «Орнамент ительменов»

А. И. Руденко

ОРНАМЕНТ ИТЕЛЬМЕНОВ

Работа представлена кафедрой зарубежного искусства Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Научный руководитель - кандидат исторических наук, доцент В. А. Семенов

Исследование самобытного творчества ительменов способствует распространению знаний о возрождающейся культуре этого малочисленного народа северо-востока Азии.

Investigation of the Itelmens' original creative work and popularise the reviving culture of this small nation living in the North-East Asia.

Декоративно-прикладное искусство малочисленных народов северо-востока Азии привлекало и привлекает внимание исследователей. Эти народы создали прекрасные орнаментальные композиции, которые украшают их предметы быта, одежду, обувь. Орнаментальное искусство характерно и для ительменов - коренных жителей Камчатки.

Исследователь Камчатки С. П. Крашенинников отмечал строго геометрический характер узоров и описал подзоры на одеж -де северных ительменов: «Подзоры у северных камчадалов чисту, а у южных, еганем называемые, шьются следующим образом. Замшевый ремень шириною пальца на полтора расчерчивается клетками в три ряда, клетки длиною бывают около полувершка, и каждая разным шелком расшивается, включая верхний ряд, который через клетку вышивается белыми волосами из бороды оленей»1. Таким образом, мы имеем представление об орнаменте на одежде ительменов в XVIII в., которые отсутствуют в коллекциях музеев.

Другой исследователь Камчатки, Г. В. Стеллер, дал описание женской и мужской одежды, сшитой из тюленьих и оленьих шкур. «На подоле они вышивают кайму, шириной в ладонь, разноцветными шелками или белым оленьим волосом и красными полосками кожи. Между полосками кожи вшивают пучки тюленьего во-

лоса, окрашенного в красный цвет. Ительмены считают, что Билучай - повелитель неба имеет такую же кайму на своей одеж -де и что людям она представляется в виде радуги» 2. На верхнее платье, кухлянку, нашивается до сотни кистей из тюленьего волоса, окрашенного в красный цвет, которые болтаются из стороны в сторону при каждом движении 3. В статье имеется иллюстрация одежды камчадалов, украшенной геометрическим орнаментом 4.

Л. С. Берг в книге «Открытие Камчатки и камчатские экспедиции Беринга» указывает, что, по утверждению В. Атласова, руководителя похода казаков, после которого Камчатка была присоединена к России, ительмены носили одежду из соболиного, лисьего и оленьего меха, отороченную собачьим мехом. У русских они выменивали на различные меха голубой бисер 5. Эти сведения относятся к концу XVII в., а в середине XVIII в. исследователь Камчатки С. П. Крашенинников писал, что ительмены не украшали одежду бисером, но использовали нити из бисера для украшения волос 6.

Для изучения ительменского орнамента является очень важной статья В. В. Антроповой о старинных камчадальских санях. Автор рассматривает старинный геометрический орнамент ительменов на собачьих санях, упряжи и тормозных палках по коллекциям МАЭ, ГМЭ 7. В статье приведено

много иллюстраций различных частей ительментских нарт, украшенных геометрическим орнаментом.

В. В. Горбачева, зав. отделом этнографии народов Сибири и Дальнего Востока Российского этнографического музея отмечает, что кардинальные изменения в культуре ительменов происходили уже начиная с XVIII в., и к XX в. их традиционная культура находилась практически на стадии исчезновения. Постепенно у ительменов исчезла традиционная одежда, предметы домашнего обихода и утварь.

Несмотря на такие изменения, в 90-е гг. XX в. ив начале XXI в. наблюдается рост национального самосознания этого народа, что проявляется в возрождении и развитии традиций в орнаментальном искусстве украшения одежды, обуви и предметов быта.

Автор в данной статье впервые представляет современный орнамент ительменов на примере нескольких художественных произведений, созданных артистами ительменского танцевального коллектива «Эльвель» села Ковран Тигильского р-на Корякского автономного округа. Руководитель ансамбля Б. А. Жирков и хореограф Л. К. Кручинина не только сохраняют традиции танцевального искусства, но и стре-

мятся возродить декоративно-прикладное искусство ительменов. Б. А. Жирков собирает образцы орнаментов ительменов, для того чтобы их использовать в украшении танцевальных костюмов. Артисты «Эльве-ля» декорируют головные уборы, головные повязки, пояса, нагрудные украшения, обувь геометрическим орнаментом.

Например, мужской пояс с подвесками, выполненный И. А. Жирковым. Пояс представляет собой полосу из искусственной коричневой кожи (фото 1). Снизу и сверху он обмотан ровдужной (замшевой) узенькой полоской синего цвета. Внутри пояса за этими синими стежками проходят узенькие полосочки из серебристого меха нерпы, которая прихвачена диагональными крестиками из бисерных нитей зеленого и красного цветов. Между полосками из меха нерпы коричневый фон пояса разделен диагональными крестиками из ровдуги, а после каждого креста нашиты по две продол -говатых перламутровых бусинки, имеющие на концах по одной красной бисеринке. К нижней части пояса прикреплены подвески из бисера, бус и ровдужных кисточек. Пояс по бокам имеет более узкие полосы, украшенные диагональными крестами по шесть на каждой, и по одному Ж-образно-му знаку. Такая композиция пояса создает

Фото 1. Мужской пояс с подвесками, Жирков И. А. 1990-е годы. Ровдуга, мех, искусственная кожа,

бусы, бисер. Аппликация, обмотка.

ощущение радости, праздничного настроения и напоминает весеннее-осенние мотивы камчатской природы. Движение нитей парных бус, образующих единую полосу и расположенных по центру пояса, прерывается диагональными крестами из ровдуги, а движение меховых полосок останавливается диагональными крестами, выполненными из зеленого и красного бисера. Синяя окантовка пояса сочетается с синей кисточкой на подвеске, а коричневая полоса - с коричневыми кисточками на подвесках. Оживляют пояс кисточки бирюзового цвета и бисерные нити. Продуманное и четкое построение орнаментальной композиции, ее компактность и удачное цве-

товое решение элементов украшения - все это воспринимается как проявление самобытного искусства.

О самобытном искусстве ительменов свидетельствуют головные уборы и повязки . Головной убор выполнен из широкой кожаной полосы, украшенной орнаментом (фото 2). В нижней части полосы головного убора проходит красная зигзагообраз-ная полоса шириной до одного сантиметра. К ней направлены сверху вертикальные красные зигзагообразные полоски, окаймленные с обеих сторон узкими зигзагообразными полосками черного цвета. Такая же зигзагообразная черная полоска находится над горизонтальной красной зигза-

Фото 2. Головной убор, украшенный мехом, подвесками, орнаментом, 1980-е годы.

Ровдуга, мех, бусы.

гообразной полосой, прерывающейся в местах, куда направлены вертикальные полоски. Между вертикальными полосками расположены две белые, разделенные узкой полосой серого цвета, образованной фоном головной повязки и отороченной сверху и снизу полосой заячьего меха. По низу она украшена соболиными хвостиками, коричневой ровдужной бахромой, подвесками из нитей бус и меховыми длинными кистями. В целом головной убор вы-

глядит нарядно, празднично благодаря орнаменту, выполненному в технике аппликации, и опушке из белого меха, подвесок и хвостиков.

В изготовлении головных повязок мастер использовал природный материал, а также бисер и бусы (фото 3). Головная повязка выполнена из узкой полосы ровдуги, окрашенной в черный цвет (фото 3 сверху). На этой полосе размещены восемь розеток, сделанных из небольших перламутровых

бусинок, каждая из которых опушена белым заячьим мехом. Между розетками расположены розеточки, вышитые бисером. Они представляют собой маленькие кружочки из синего бисера, в центре которых находятся белые бусинки. От каждого кружочка свисает коротенькая подвеска из синего бисера, имеющая на конце белую бусинку. Попарно розетки опушены белым мехом и соединены друг с другом нитью синего и белого бисера, которая образует «арочки». В каждой «арочке» находится подвеска из синего бисера, спускающаяся из синего кружка розетки. Другая повязка выполнена на узкой полосе из темно-коричневого меха нерпы (фото 3 снизу). К ней прикреплена 21 перламутровая белая бусинка, опушенная мехом нерпы, переливающимся светло-коричневым цветом. Между розеточками просматриваются коричневые перламутровые бусинки. Головная повязка имеет по бокам длинные подвески из бисера, бусинок и кисточек меха нерпы.

Обе головные повязки выглядят изящно и нарядно. Для их изготовления был использован не только традиционный материал - мех и ровдуга, но и такие, как бисер и бусы, очень украсившие эти изделия, являющиеся замечательными произведениями декоративно-прикладного искусства,

каждое из которых по своей форме и цвету вызывает восхищение. Головные повязки служат прекрасным дополнением к костюмам, украшают артистов и гармонируют с орнаментом одежды.

Нагрудные украшения представляют собой круги, вышитые бисером, опушенные мехом и имеющие подвески. Для их вышивки используется бисер различных цветов: красный, синий, голубой, желтый, оранжевый, зеленый и черный, а также стеклянный бисер, который придает изделию яркий блеск. Орнамент на нагрудных украшениях и брошах имеет геометрический характер и представлен в виде звездчатых и концентрических кругов. Используется также и растительный орнамент в виде множества цветов, имеющих различной формы лепестки (фото 4). Для опушки этих изделий используется мех выдры, который нежно окаймляет каждую розетку. Такие изделия смотрятся очень эффектно. Кроме круглых нагрудных украшений, артистки плетут из бисера дугообразной формы полосы из черного, коричневого, бордового и синего бисера. Такой формы нагрудные украшения оригинальны и изящны, но требуют большого усердия, внимания и фантазии, как и круглые нагрудные украшения, броши, панно и т. д. при их изготовлении.

Фото 4. Нагрудные украшения с растительным орнаментом, 1990-е годы. Вышивка бисером, мех.

Артисты ансамбля изготавливают настенные панно из ровдуги, украшенные ракушками и вышитые бисером (фото 5). Такие художественные произведения необычны и привлекают к себе внимание. Например, панно «Солнышко», выполненное Л. К. Кручининой. Желтый и красный цвета бисера являются излюбленными для создания этого настенного украшения

(фото 5). В каждой розетке заметно сияние и мерцание лучистых кругов, видимо, имеющих символическое значение и представляющих не только солнце, но и звезды, для создания которых используется черный, синий и красный цвета бисера.

Таким образом, описанные предметы ительменской культуры являются замеча-тельными произведениями декоративно-

прикладного искусства. Для их орнаментации использованы геометрические мотивы: крест, круг, звездчатый круг, зигзаг, а также и растительные. Наряду с природным материалом: мех нерпы, выдры, зайца, ровдуги также применяется искусственная кожа. Геометрический орнамент подчеркивает форму изделия, придает им законченный вид, делает их более красочными и привлекательными. Ительменский орнамент, украшающий эти изделия, выразителен благодаря материалу и технике его исполнения: аппликации, обмотки, вышивки бисером, а также использованию подвесок,

что является традиционным способом украшения.

Представители ительменского искусства, которыми являются артисты ансамбля «Эльвель», проводят выставки своих художественных изделий во время гастролей не только на Камчатке, в городах России, но и за рубежом. Их танцевальное искусство невозможно представить без костюмов, украшенных национальным орнаментом. Поэтому необходимо исследовать самобытное творчество ительменов и способствовать распространению знаний о возрождающейся культуре этого малочисленного народа.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Крашеннинников С. П. Описание земли Камчатки. С приложением рапортов, донесений и других неопубликованных материалов. М.; Л.: Главсевморпуть, 1949. С. 387-390.

2 Стеллер Г. Из Камчатки в Америку. Быт и нравы камчадалов в XVIII в. // Природа и люди. 1927. Кн. 11. С. 28.

3 Там же. С. 29.

4 Там же.

5 Берг Л. С. Открытие Камчатки и Камчатская экспедиция Беринга. М.; Л.: Гос. изд-во тип. «Печатный двор» в Петрограде, 1924. С. 10-12.

6 Крашенинников С. П. Указ. соч. С. 704.

7 Антропова В. В. Старинные камчадальские сани // СМАЭ. М.; Л., 1949. Т. 10. С. 45-92.

8 Фотографии Кручинина А. Ю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.