Научная статья на тему 'Орлан-белохвост Haliaeetus albicilla и змееяд Circaetus gallicus в бассейне реки Клязьмы'

Орлан-белохвост Haliaeetus albicilla и змееяд Circaetus gallicus в бассейне реки Клязьмы Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
192
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Мельников Владимир Николаевич, Сергеев Максим Александрович

Второе издание. Первая публикация: Мельников В.Н., Сергеев М.А. 2014. Орлан-белохвост и змееяд в бассейне р. Клязьмы // Особо охраняемые природные территории и объекты Владимирской области и сопредельных регионов. Владимир, 3: 65-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Орлан-белохвост Haliaeetus albicilla и змееяд Circaetus gallicus в бассейне реки Клязьмы»

Гибель уток совпала по времени и, очевидно, была вызвана сильными морозами (до минус 40°С) с ветрами северо-восточного направления, силою до 7-9 баллов. В тех же числах января две ночи подряд небольшие стайки гоголей ночевали близ истока Ангары в траншее около строящегося здания. Нам передали трёх самцов гоголя - двух взрослых и одного молодого, хорошо упитанных, без каких-либо повреждений. В комнате они принимались летать, а пущенные в ванну с водой превосходно ныряли, ловили бычков и бокоплавов, которых им приносили.

По рассказам старожилов, случаи гибели ангарок от сильных морозов повторяются раз в 10-15 лет.

Ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2015, Том 24, Экспресс-выпуск 1186: 3226-3231

Орлан-белохвост Haliaeetus albicilla и змееяд Circaetus gallicus в бассейне реки Клязьмы

В.Н.Мельников, М.А.Сергеев

Второе издание. Первая публикация в 2014*

Орлан-белохвост Haliaeetus albicilla занесён в Красные книги Ивановской (2007) и Владимирской области (2008) с категорией 1 -вид, находящийся под угрозой исчезновения. На момент издания региональных Красных книг были известны места встреч в гнездовой период по берегам Горьковского водохранилища и на его отрогах - в низовьях рек Нодога, Желвата, Немда, а также на Моркушском водохранилище, на реке Лух, в Балахнинской низине (Красная... 2007) и, по-видимому, об одной и той же территории в долине реки Клязьмы сообщалось в Красных книгах Ивановской и Владимирской областей. Кроме того, в последней указано место обитания данного вида в

К настоящему времени по Горьковскому водохранилищу известно не менее десятка участков, где довольно регулярно орлан отмечается в гнездовой период - Костромские разливы, граница Костромской и Ивановской областей (по правому берегу), низовья Нодоги, река Желвата, 2 пары в низовьях Нёмды, 3-5 пар в низовьях Унжи, Андрониховская пойма, район устья реки Мича (Кузнецов 1994; Бакка, Киселёва, Вяз-никовском районе в 1980-1990-х годах.Новикова 2004; Melnikov 2006;

* Мельников В.Н., Сергеев М.А. 2014. Орлан-белохвост и змееяд в бассейне р. Клязьмы // Особо охраняемые природные территории и объекты Владимирской области и сопредельных регионов. Владимир, 3: 65-68.

Красная... 2007; Красная... 2009; Мельников, Киселёв 2012), и численность вида в этой группировке продолжает возрастать.

В последние годы подтверждено гнездование орлана-белохвоста в среднем и нижнем течении Клязьмы. В нижнем течении этой реки (от города Ковров до устья) гнездовые участки рассматриваемого вида выявлены на территории Клязьминского федерального заказника и в Балахнинской низине (включая долину левого притока Клязьмы — реки Лух). В пойме Клязьмы от Коврова до посёлка Мстёра в настоящее время гнездится, по-видимому, не менее 3 пар белохвоста. С 2010 года ежегодно наблюдается гнездование на правом берегу Клязьмы ниже пристани 8 Февраля. Территориальная пара и отдельные особи отмечались здесь в гнездовой период и ранее, в 2006-2009 годах (Романов и др. 2012; Сергеев, Романов 2012). Гнездо этой пары находится в Ков-ровском районе Владимирской области (территория проектируемого заказника «Стародубский»), но гнездовой участок также распространяется на левый берег Клязьмы, в Южский район Ивановской области, в том числе частично заходит в границы Клязьминского заказника.

С 2012 года наблюдается гнездование белохвоста в Клязьминском федеральном заказнике у озера Караши (на границе Ковровского района Владимирской и Савинского района Ивановской области). По всей видимости, птиц из этой пары и наблюдали на Клязьме ранее (Мельников и др. 2001; Сергеев, Романов 2012). В 2014 году наблюдали территориальную пару в пойме Клязьмы напротив деревни Юдиха Ковровского района (озеро Васильево). Гнездовой участок этой пары также располагается, главным образом, на территории Клязьминского заказника (Южский район Ивановской области). Взрослая особь, по-видимому, из этой же пары была встречена в 2009 году немного выше по течению Клязьмы — у Венецкой старицы.

В Балахнинской низине выявлены гнездовые участки 3-5 пар ор-лана-белохвоста. Места его постоянного обитания здесь известны с 1980-х годов в окрестностях озера Великое у деревни Ново-Вязников-ского района, в заказнике «Клязьминско-Лухский» (В.А.Омётов, устн. сообщ.), где этот вид наблюдался также в 1990-х годах (Соболев, Руссо 1998) и продолжает регулярно встречаться в настоящее время. Местные жители сообщали о находке гнезда белохвоста близ озера Великое, однако подтвердить это пока не удалось.

Два других гнездовых участка орлана-белохвоста выявлены в районе нижнего течения реки Лух, также в границах Клязьминско-Лух-ского заказника. О.Н.Волошина (2008) сообщает о гнездовании орлана в 2005 году в пойме Клязьмы в 2 км выше устья рехи Лух. Неоднократные наблюдения взрослых и молодых птиц в 2000-2010-х годах и сообщения местных жителей позволяют предположить гнездование ещё одной пары орланов в окрестностях болота «Гниловское» к северо-

западу от урочища Старая Почайка. В этот гнездовой участок, по-видимому, входит пойма Луха от урочища Бельские Дворики до урочища Новая и верхнее течение ручья Вербец. В Клязьминско-Лухском заказнике белохвост встречается круглогодично, в том числе и зимой, когда основным кормом для орлана, по нашим наблюдениям, служат остатки туш копытных животных, добываемых волками.

Кроме того, гнездование белохвоста возможно в Гороховецком районе Владимирской области, где молодая особь наблюдалась в 2003 году в 4 км к северо-западу от Гороховца (Волошина 2008). В Ивановской части Балахнинской низины гнездование одной пары предполагалось в 2002-2004 годах в долине среднего течения Луха выше посёлка Та-лицы. Таким образом, численность нижнеклязьминской гнездовой группировки белохвоста в настоящее время составляет 7-9 пар.

В бассейне среднего течения Клязьмы (от границы Московской и Владимирской областей до города Ковров) гнездование белохвоста ранее не подтверждалось, для этой территории были известны лишь отдельные регистрации молодых и взрослых особей, преимущественно, во время пролёта. В гнездовой период было известно всего две встречи: в августе 1998 года молодая особь наблюдалась на Клязьме близ восточной границы Петушинского района (Ерёмкин, рукопись, 2000) и в июле 2003 года одиночная птица отмечена в пойме Клязьмы у села Пенкино Камешковского района (Романов и др. 2012). Кроме того, орлан-белохвост отмечался в гнездовой период в Нерлинской низменности, принадлежащей к бассейну левого притока средней Клязьмы — реке Нерль. В частности, известны отдельные встречи взрослых бело-хвостов в обширном лесном массиве «Дюков бор» и на примыкающих к нему Латырёвских прудах (Суздальский район), а также в другом крупном лесном массиве «Селекшинский бор» на севере Юрьев-Польского района. К бассейну среднего течения Клязьмы относится и район Уводьского водохранилища Ивановской области, где взрослых орланов наблюдали в гнездовой период в 2001-2003 годах.

В 2014 году М.Н.Иванов (устн. сообщ.) обнаружил жилое гнездо белохвоста в долине правого притока Клязьмы — реке Большая Ушма на юге Петушинского района Владимирской области близ границы с Московской областью (территория заказника «Крутовский»), однако гнездование здесь в этом году, очевидно, было неудачным.

Для верхнего течения Клязьмы (Московская область) какие-либо сведения о встречах орлана-белохвоста в гнездовой период на сегодняшний день отсутствуют, как и данные о возможном гнездовании этого вида на территории Владимирской области за пределами бассейна Клязьмы (известны лишь встречи пролётных особей в национальном парке «Мещёра» и в пойме реки Оки).

Всего, по самым осторожным оценкам, общую численность популя-

ции орлана-белохвоста на территории Ивановской области можно оценить не менее чем в 15 пар, во Владимирской области — 4-6 пар.

Змееяд Circaetus gallicus также занесён в Красные книги Ивановской и Владимирской области с категорией 1 — вид, находящийся под угрозой исчезновения. В Красной книге Ивановской области (2007) упоминаются места обитания змееяда в заволжской части Кинешем-ского района, в Клязьминском заказнике, в пойме реки Лух и в Балахнинской низине, для которой указывается численность в 2-4 пары. В Красной книге Владимирской области (2008) приводятся сведения об обитании змееяда в Гусь-Хрустальном, Петушинском и Гороховец-ком районах без указания численности.

В настоящее время в бассейне Клязьмы наиболее крупная гнездовая группировка змееяда сформировалась в Балахнинской низине (Мельников и др. 2009), где выявлено 10 индивидуальных участков. Большинство из них сосредоточено на юго-востоке Южского района Ивановской области и на прилегающих территориях Вязниковского района Владимирской области. С начала 2000-х годов здесь регулярно отмечаются токующие пары и одиночные особи в гнездовой период на следующих территориях: окрестности озёр Тоньки, Рассохи и Бельское; урочище Лебяжьи Дворики и озеро Моховатое; озеро Нельша; к востоку от озера Поныхарь. В 2006-2007 годах выявлены ещё два гнездовых участка: у озера Заборье и на зарастающих торфокарьерах «Большое Болото» (Чудненко и др. 2012; наши новые данные). В мае 2014 года в районе озера Заборье обнаружено жилое гнездо змееяда с насиживающей птицей. В августе в гнезде был полностью оперившийся птенец. В Вязниковском районе (в Клязьминско-Лухском заказнике) змееяд регулярно отмечается в гнездовой период с 2009 года в окрестностях озера Юхор (Сергеев, Романов 2012; наши новые данные), а в 2014 году беспокоящаяся пара встречена в 2.5 км южнее озера Нельша.

С 2003 года змееяд регулярно отмечается на болоте «Артёмово» в Гороховецком районе (Волошина 2005; Романов и др. 2012; Сергеев, Романов 2012). Известны встречи этого вида в гнездовое время и в Нижегородской части Балахнинской низины — в окрестностях озера Варех (Красная книга Нижегородской области 2004). Ещё одна пара змееядов, которую также можно отнести к балахнинской гнездовой группировке, гнездится на территории Клязьминского федерального заказника (Мельников и др. 2001).

Вне этой группировки в бассейне Клязьмы известно ещё несколько точек встреч змееяда в гнездовой период, что позволяет предположить его гнездование и за пределами Балахнинской низины. В частности, в Нерлинской низменности — окрестности озера Рубское в Тейковском районе Ивановской области, где в 2010-2013 годах встречались одиночные особи в гнездовой период (Чудненко, Мельников 2012; наши

новые данные), и Урсово болото в Камешковском районе Владимирской области, где токующая пара отмечена в мае 2011 года (Романов и др. 2012; Сергеев, Романов 2012). Кроме того, в среднем течении реки Клязьмы есть ещё одна территория возможного гнездования змееяда — это Крутовский заказник в южной части Петушинского района, где одиночная особь была отмечена в июне 1997 года (Ерёмкин, рукопись, 2000), а в настоящее время поступают новые сведения о находках этого вида примерно в том же районе (М.Н.Иванов, устн. сообщ.).

За пределами бассейна Клязьмы известно ещё несколько мест возможного гнездования змееяда в Ивановской области — Красногорский стационар (междуречье рек Желваты и Нодоги) (Ме1шк^ 2006) и во Владимирской области — долина реки Поль в национальном парке «Мещёра» (Романов и др. 2012) и окрестности озера Широха в Мелен-ковском районе (Сергеев, Романов 2012). Таким образом, по острожным оценкам, в пределах Ивановской области гнездится 7-9 пар змееядов, в пределах Владимирской - 3-5 пар.

Литератур а

Бакка С.В., Киселёва Н.Ю., Новикова Л.М. 2004. Ключевые орнитологические территории Нижегородской области. Нижний Новгород: 1-95. Волошина О.Н. 2005. Наблюдения за змееядом во Владимирской области // Орнитология 32: 117-119.

Волошина О.Н. 2008. Редкие виды птиц в нижнем течении реки Клязьмы во Владимирской области // Фауна и экология птиц Подмосковья: Тр. программы «Птицы Москвы и Подмосковья». М., 3: 88-93. Ерёмкин Г.С. Редкие виды млекопитающих, птиц, пресмыкающихся и насекомых на территории Петушинского района Владимирской области http://www.shumkar.ru/ watching/rus/petushki.php. Красная книга Владимирской области 2008. Владимир: 1-400. Красная книга Ивановской области. Т. 1: Животные. 2007. Иваново: 1-236. Красная книга Нижегородской области. Т. 1. Животные. 2004. Нижний Новгород: 1-380. Кузнецов А.В. 1994. Хищные птицы Костромской низменности // Современная орнитология. М.

Мельников В.Н., Баринов с. Н., Киселёв Р. Ю., Романова С.В. 2001. Орнитофауна Клязьминского заказника // Инвентаризация, мониторинг и охрана ключевых орнитологических территорий России. М., 3: 60-67. Мельников В.Н., Киселёв Р.Ю. 2012. Редкие виды птиц Андрониховской поймы (Горь-ковское водохранилище) // Редкие животные и грибы. Материалы по ведению Красной книги Ивановской области. Иваново: 74-76. Мельников В.Н., Костин А.Б., Мищенко А.Л., Пчелинцев В.Г. 2009. Современное состояние редких видов хищных птиц в Нечернозёмном центре // Редкие виды птиц Нечернозёмного центра России. Материалы 4-го совещ. «Распространение и экология редких видов птиц Нечернозёмного центра России». М.: 56-76. Романов В.В., Быков Ю.А., Сергеев М.А. 2012. Авифауна соколообразных птиц Владимирской области в конце ХХ - начале XXI веков // Хищные птицы в динамической среде третьего тысячелетия: состояние и перспективы: Тр. 6-й Международ. конф. по соколообразным и совам Северной Евразии. Кривой Рог: 220-227. Сергеев М.А., Романов В.В. 2012. Новые сведения о распространении некоторых видов птиц отрядов гагарообразные, аистообразные, соколообразные, ржанкообразные и

воробьеобразные, занесённых в Красную книгу Владимирской области // Особо охраняемые природные территории и объекты Владимирской области и сопредельных регионов. Владимир: 156-163. Соболев Н.А., Руссо Б.Ю. 1998. Редкие виды птиц Владимирской области, отмеченные на территории заказника «Клязьминско-Лухский» // Редкие виды птиц Нечернозёмного центра. М.: 132-134. Чудненко Д.Е., Мельников В.Н., Каштанов А.Л. 2012. Соколообразные северной части Балахнинской низины // Хищные птицы в динамической среде третьего тысячелетия: состояние и перспективы: Тр. 6-й Международ. конф. по соколообразным и совам Северной Евразии. Кривой Рог: 286-291. Чудненко Д.Е., Мельников В.Н. 2012. Население соколообразных и сов в окрестностях Рубского озера (Тейковский район Ивановской области) // Актуальные проблемы изучения и сохранения биоразнообразия Верхневолжья: Межрегион. науч.-практ. конф., посвящённая 35-летию кафедры общей биологии и ботаники и ботанического сада ИвГУ. Иваново: 85-90. Melnikov V.N. 2006. Raptors in the Gorkovsky Reservoir area // Status of Raptor Populations in Eastern Fennoscandia: Proc. of the Workshop, Kostomuksha, Karelia, Russia. Petrozavodsk: 101-104.

Ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2015, Том 24, Экспресс-выпуск 1186: 3231

Белая сова Nyctea scandiaca на юге Красноярского края

С.М.Прокофьев

Второе издание. Первая публикация в 1986*

На юге Красноярского края белая сова Nyctea scandiaca — обычный зимующий вид степного и лесостепного пояса. Появляются они в конце ноября - начале декабря, а исчезают в конце февраля. Отдельных особей можно встретить в начале марта. Численность в зимний период в низкогорном поясе Кузнецкого нагорья (подтайга) составляет 0.02 особи на 1 км2, в Минусинской котловине в лесостепном поясе — 0.08, в сельскохозяйственных угодьях и целинных участках степи — 0.1 ос./км2. В годы обилия мышевидных грызунов (полевой мыши Apodemus agra-rius, узкочерепной Microtus gregalis и обыкновенной M. arvalis полёвок, степной пеструшки Lagurus lagurus) на отдельных участках наблюдается большая концентрация сов. Например, в декабре 1975 года в окрестностях озера Беле на 10 км2 насчитали 35 белых сов.

* Прокофьев С.М. 1986. Белая сова: краткие сообщения // Редкие, исчезающие и малоизученные птицы СССР. М.: 38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.