Научная статья на тему 'Оркестровое исполнительство в кыргызской музыкальной культуре на примере творческой деятельности оркестра народных инструментов им. Карамолдо Орозова'

Оркестровое исполнительство в кыргызской музыкальной культуре на примере творческой деятельности оркестра народных инструментов им. Карамолдо Орозова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1084
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОРКЕСТРОВАЯ МУЗЫКА / АНСАМБЛЕВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / СОСТАВ ОРКЕСТРА / ТЕМБРОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ / КРАСОЧНАЯ ГАРМОНИЯ / ДИРИЖЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО / МУЗЫКАЛЬНАЯ ОБРАБОТКА / ORCHESTRAL MUSIC / ENSEMBLE PERFORMANCE / ORCHESTRA STRUCTURE / TIMBRE DIVERSITY / COLOURFUL HARMONY / CONDUCTOR’S MASTERY / MUSICAL INTERPRETATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Турумбаева Чолпон Мукашовна

В статье дана характеристика оркестрового исполнительства на примере кыргызского оркестра народных инструментов им. Карамолдо Орозова. Прослеживается исторический путь становления и развития этого прославленного коллектива в республике. Акцентируется роль российских музыковедов-исследователей А. В. Затаевича, В. С. Виноградова, а также дирижеров и композиторов П. Ф. Шубина и Б. В. Фефермана, внесших большой вклад в формирование и развитие кыргызского профессионального музыкального искусства, в частности оркестрового жанра. Отмечена творческая деятельность кыргызских дирижеров и композиторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORCHESTRAL PERFORMANCE IN THE KYRGYZ MUSICAL CULTURE (BY THE EXAMPLE OF THE STATE ACADEMIC ORCHESTRA OF NATIONAL INSTRUMENTS NAMED AFTER KARAMOLDO OROZOV)

The article characterizes orchestral performance by the example of the Kyrgyz Orchestra of National Instruments named after Karamoldo Orozov. The author traces the formation and development of this famous ensemble, emphasizes the role of the Russian musicologists (A. V. Zataevich, V. S. Vinogradov), conductors and composers (P. F. Shubin, B. V. Feferman) who contributed greatly to the formation and development of the Kyrgyz professional musical art, in particular, the orchestral genre. The creative activity of the Kyrgyz conductors and composers is also mentioned.

Текст научной работы на тему «Оркестровое исполнительство в кыргызской музыкальной культуре на примере творческой деятельности оркестра народных инструментов им. Карамолдо Орозова»

https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.12.52

Турумбаева Чолпон Мукашовна

ОРКЕСТРОВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО В КЫРГЫЗСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРКЕСТРА НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ИМ. КАРАМОЛДО ОРОЗОВА

В статье дана характеристика оркестрового исполнительства на примере кыргызского оркестра народных инструментов им. Карамолдо Орозова. Прослеживается исторический путь становления и развития этого прославленного коллектива в республике. Акцентируется роль российских музыковедов-исследователей А. В. Затаевича, В. С. Виноградова, а также дирижеров и композиторов П. Ф. Шубина и Б. В. Фефермана, внесших большой вклад в формирование и развитие кыргызского профессионального музыкального искусства, в частности оркестрового жанра. Отмечена творческая деятельность кыргызских дирижеров и композиторов. Адрес статьи: \칫.агато1а.пе1/та1ег1а18/9/2019/12/52.1^т!

Источник Манускрипт

Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 12. C. 262-265. ISSN 2618-9690.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/9/2019/12/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

УДК 785.1:785.166(575.2) Дата поступления рукописи: 03.10.2019

https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.12.52

В статье дана характеристика оркестрового исполнительства на примере кыргызского оркестра народных инструментов им. Карамолдо Орозова. Прослеживается исторический путь становления и развития этого прославленного коллектива в республике. Акцентируется роль российских музыковедов-исследователей А. В. За-таевича, В. С. Виноградова, а также дирижеров и композиторов П. Ф. Шубина и Б. В. Фефермана, внесших большой вклад в формирование и развитие кыргызского профессионального музыкального искусства, в частности оркестрового жанра. Отмечена творческая деятельность кыргызских дирижеров и композиторов.

Ключевые слова и фразы: оркестровая музыка; ансамблевое исполнительство; состав оркестра; тембровое разнообразие; красочная гармония; дирижерское мастерство; музыкальная обработка.

Турумбаева Чолпон Мукашовна

Кыргызский государственный университет культуры и искусства имени Б. Бейшеналиевой, г. Бишкек turumbaeva@gmail. com

ОРКЕСТРОВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО В КЫРГЫЗСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРКЕСТРА НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ИМ. КАРАМОЛДО ОРОЗОВА

Целью статьи является краткая характеристика истории зарождения и эволюции кыргызского оркестрового искусства. Образование оркестра народных инструментов в Кыргызстане стало результатом многолетней и многосторонней деятельности целой плеяды российских музыкантов и дирижеров. Необходимость изучения совместной деятельности российских и кыргызских дирижеров и композиторов дает импульс к дальнейшему развитию этого жанра.

Актуальность статьи заключается в выявлении основных моментов эволюции оркестровой школы в кыргызской профессиональной музыке. Отмечается выдающийся вклад российских музыкантов и дирижеров, которые стояли у истоков формирования оркестра народных инструментов им. Карамолдо Орозова. Обобщение опыта кыргызских дирижеров и художественных руководителей этого прославленного коллектива демонстрирует историческую значимость и плодотворность деятельности кыргызских представителей в этой области творчества.

Научная новизна данной статьи заключается в кратком анализе становления и развития кыргызской оркестровой музыки. Впервые акцентируются обстоятельства формирования и исследуются исторические факторы зарождения оркестрового жанра в кыргызском профессиональном музыкальном искусстве. Дается возможность рассмотрения данной проблемы на фоне комплексного изучения истоков оркестрового жанра в Кыргызстане.

В конце 20-30-х гг. ХХ в. в советских республиках зарождается самодеятельное и профессиональное ансамблевое исполнительство. Для республик Средней Азии совместное музицирование оказалось новым явлением, так как здесь издавна закрепились традиции народного сольного исполнительства. Со временем, аналогично русским народным оркестрам, были созданы оркестры народных инструментов в Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане и других республиках. Национальные инструменты выходят из круга индивидуального музицирования на профессиональную эстраду.

Ансамблевое и оркестровое искусство в Кыргызстане долгие годы формировалось наряду с индивидуальным народным исполнительством. Этому направлению в республике уделялось большое внимание. И сейчас в различных учреждениях культуры продолжает свое развитие народное ансамблевое и оркестровое исполнительство.

Музыкальный фольклор и исполнительская область народного музыкального творчества вышли на качественно новый профессиональный уровень, предлагая свои высокие образцы исполнительского искусства. Стали формироваться следующие специальности:

- композиторское творчество;

- дирижерское искусство;

- изучение и освоение образцов народного музыкального творчества.

В советскую эпоху кыргызские композиторы и дирижеры за короткий период смогли освоить высокие образцы мирового музыкального искусства, избрав идею реализма своим главным творческим методом. В это время зародилось национальное музыкальное искусство, своими корнями уходящее в глубь веков.

Богатые традиции кыргызского народного песенного, инструментального и эпического творчества формировались многие века. Это наследие было обращено к глубинным пластам традиционной художественной культуры. Пройдя многовековую шлифовку временем, прекрасные музыкальные образцы народного творчества (комузные куу и мелодии) нашли свое второе рождение в оркестровых обработках кыргызских композиторов.

В республику по приглашению правительства прибывают первые профессиональные музыканты: фольклористы-этнографы, музыковеды А. В. Затаевич1 и В. С. Виноградов2, композитор П. Ф. Шубин3. А. Затаевич

1 Александр Викторович Затаевич (1869-1936) - русский и советский музыкант-этнограф, композитор, фольклорист.

2 Виктор Сергеевич Виноградов (1899-1992) - советский музыковед, фольклорист, музыкальный и общественный деятель. Заслуженный деятель искусств Киргизской ССР (1957 г.), лауреат Государственной премии Киргизской ССР им. Токтогула Сатылганова (1967 г.).

3 Петр Федорович Шубин (1894-1948) - дирижер, музыкант-исполнитель, композитор и педагог. П. Ф. Шубин был основателем первого оркестра народных инструментов в Советской Киргизии.

осуществляет первые нотные записи кыргызских мелодий, а П. Ф. Шубин принимается за создание оркестра кыргызских народных инструментов. Большой вклад в изучение кыргызской музыки, её жанров и стилей, а также творчества народных музыкантов и акынов вносит В. С. Виноградов.

П. Шубин начал деятельность в вопросе усовершенствования народных инструментов. Были подготовлены предложения по модернизации комуза1, кыл-кыяка2 и чоора3, получившие одобрение на фабрике музыкальных инструментов в Москве. Через некоторое время была получена и первая партия комузов пяти видов: пикколо, прима, альт, тенор и бас, а также четырех видов кыяков - прима, альт, бас и контрабас. Наряду с исконно народными, П. Шубин ввел в состав оркестра и европейские деревянные духовые инструменты -флейту, гобой, несколько позже кларнет и фагот. «Включение европейских инструментов, имеющих большой диапазон и способных выполнять мелодические и гармонические функции, реально расширило тембровую палитру оркестра и обеспечило возможность исполнять не только кыргызскую музыку, но и произведения русского и европейского классического репертуара», - пишет музыковед А. Пантелирейз [6, с. 29].

Первыми оркестрантами стали выдающиеся народные музыканты-комузисты - это Муратаалы Куренкеев, Молдобасан Мусулманкулов, Осмонкул Болобалаев, Алымкул Усенбаев, Калык Акиев, и более молодые -Карамолдо Орозов, Ыбрай Туманов, Атай Огонбаев, Муса Баетов, Чалагыз Иманкулов, Саид Бекмуратов, Адамкалый Байбатыров, Жумамудун Шералиев, Шаршен Термечиков.

П. Шубин проводил с музыкантами многостороннюю работу, требуя от них отточенности исполнения. По этому поводу один из первых исследователей творчества П. Шубина А. Сенченко пишет: «Петр Федорович прекрасно понимал, что дальнейшему росту оркестра мешает незнание нотной грамоты. И Шубин, несмотря на организационные трудности, развернул огромную учебно-воспитательную работу с музыкантами. Почти два года он изучал с ними музыкальную грамоту, сольфеджио, теорию музыки, а затем знакомил с образцами классической музыки» [7, с. 16].

Первоначальную основу репертуара оркестра составили сделанные самим П. Шубиным обработки популярных в народе песен и инструментальных пьес Токтогула, М. Куренкеева, А. Огонбаева - «Токтогулдун кербези», «Мин кыял», «Эсимде», «Созулма», а также созданные на основе фольклорных тем произведения самого П. Шубина - «Фантазия на киргизские темы», увертюра «Жаш тилек».

18 мая 1936 года состоялось первое концертное выступление нового музыкального коллектива, а в 1939 г. состоялась 1-я Декада кыргызского искусства в Москве. В то время в оркестре впервые были использованы плекторные домры.

Таким образом, исполнительская деятельность оркестра кыргызских народных инструментов, основанная на национальных художественных традициях, берет свое начало с деятельности известного композитора и дирижера П. Ф. Шубина. Им было воспитано целое поколение дирижеров народного оркестра - Ш. Арал-баев, Ш. Орозов, А. Аманбаев и др., а также вокалистов, ставших известными певцами, - М. Баетов, А. Огонбаев, Ж. Шералиев, М. Махмутова, К. Чодронов.

В течение десяти лет должность художественного руководителя и главного дирижера оркестра народных инструментов занимал замечательный музыкант, педагог, а также дирижер и композитор Б. В. Феферман4. В 1951 г. он получает из Киргизии приглашение возглавить филармонический коллектив - оркестр кыргызских народных инструментов. Б. Феферман способствовал скорейшему проведению ряда мероприятий по обеспечению дальнейшего развития коллектива оркестра. «Чтобы достичь подлинно оркестрового звучания, необходимо было добиться чистоты строя, расширить тембровую палитру, диапазон. И, конечно же, обновить репертуар. А для этого следовало произвести реконструкцию народных инструментов, создать оркестровые разновидности, охватывающие весь диапазон звучания - от самых высоких звуков до басов. При этом нужно было сохранить природные тембровые характеристики инструментов - комуза и кыяка» [4, с. 26].

Б. Феферман в кратчайшие сроки осуществил очередную реконструкцию народных инструментов, обновил репертуар оркестра, расширил тембровую палитру и диапазон звучания инструментов. По его инициативе был сделан заказ на изготовление партии новых инструментов в экспериментальных мастерских при Ташкентской государственной консерватории. Вскоре оркестр получил первый комплект инструментов.

Перед коллективом стояли и другие проблемы, так как основу оркестра составляли музыканты из народа, не знающие нотной грамоты, исполняющие произведения на слух. В 1952 г. было открыто отделение народных инструментов в Музыкально-хореографическом училище им. М. Куренкеева, а также с его участием был создан первый в республике «Практический учебник игры на комузе» (1960). «Борис Вениаминович записал, обработал, оркестровал более двухсот мелодий, наигрышей, песен многих народных киргизских мелодистов и исполнителей. <...> Борис Вениаминович дольше, чем кто-либо - в течение десяти лет - стоял

1 Комуз - струнный щипковый инструмент. Имеет плоский долбленый корпус грушевидной формы, длинную шейку без ладов с маленькой извилистой головкой, три жильные струны.

2 Кыяк - кыргызский струнно-смычковый музыкальный инструмент. Его силуэт напоминает изогнутую форму охотничьего лука. Инструмент имеет две струны, состоящие из пучка конских волос, которые натянуты на значительном расстоянии от грифа. Смычок кыяка также имеет лукообразную форму (называют его джаа), натяжение волос регулируется кистью правой руки.

3 Чоор - продольная флейта с тремя-четырьмя игровыми отверстиями. Чоор относится к разновидностям пастушеской дудки, родственной казахской сыбызгы. Его изготавливают из древесины барбариса, реже - из жимолости и тростника. Хорошо высушенные две половинки ствола соединяются при помощи плёнки из гортани барана. Инструмент обтягивался этим материалом несколько раз, что придавало ему прочность и предотвращало утечку воздуха.

4 Феферман Борис Вениаминович (1920-1998) - композитор и дирижер, заслуженный артист Киргизской Республики.

у руля государственного оркестра народных инструментов Киргизстана, знаменитого ныне коллектива имени Карамолдо Орозова» [1, с. 100].

Под руководством Б. Фефермана была проведена работа по обновлению репертуара оркестра. Композитор обработал более 200 народных песен и кYY (инструментальные пьесы). Это такие концертные пьесы, как «Мырза кербез», «Орусча кайырма» Токтогула, «Жаш тилек», «Боз салкын», «Паровоз», «Кара тулпар» Ы. Туманова, «Кыз-кербез», «Эсимде» А. Огонбаева и другие. Особой популярностью у слушателей во время гастролей оркестра пользовалась виртуозная концертная пьеса «Маш ботой» Атая Огонбаева в обработке Б. Фефермана.

В 1960 г. Кыргызскому оркестру народных инструментов было присвоено имя народного музыканта и комузиста Карамолдо Орозова1.

Вместе с тем в 1950-е годы начали свою дирижерскую и композиторскую деятельность Н. Давлесов, А. Джумахматов, К. Молдобасанов, которые подняли исполнительство на значительный художественный уровень. Выдающийся кыргызский композитор и дирижер Калый Молдобасанов (1929-2006) закончил Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского в 1954 году по классу дирижирования профессора Л. М. Гинзбурга. В своей композиторской деятельности он опирался на кыргызские фольклорные образцы, которые широко применял во всех жанрах своего творчества - от песен до крупных симфонических жанров. Кыргызские народные напевы, комузные куу, эпические сказания вдохновляли его на создание произведений, национальных по духу. В то же время он блестяще использовал в своем творчестве европейскую форму, применяя её в соответствии с эстетическими принципами художественного мышления кыргызского народа. Национальные интонации в творчестве композитора «естественно вписываются в контекст авторского интонационного строя. "Язык" композитора и "язык" народа слиты воедино. Кыргызский мелос, характерная национальная ритмика использованы К. Молдобасановым щедро, свободно» [8, с. 77-78].

Одним из основоположников кыргызской профессиональной музыки был Насыр Давлесов (1929-2011). В подростковом возрасте Н. Давлесов стал играть в оркестре кыргызских народных инструментов, а в 1958 году с дипломом Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского уже сам возглавил этот замечательный коллектив. Для оркестра кыргызских народных инструментов им написана сюита «Кюу Токтогула» («Токтогулдун кYYлeрY»), которая прозвучала на одном из концертов III съезда Союза композиторов Киргизии, а также симфонические танцы «Так-теке», «Праздничный кюу», оркестровая картина «Иноходец» и другие.

В 1950-е годы Калый Молдобасанов и Насыр Давлесов возглавили оркестр кыргызских народных инструментов.

На 11-й Декаде кыргызского искусства в Москве в 1958 г. с большим успехом прошел концерт оркестра народных инструментов, где были исполнены произведения народных музыкантов-комузчи, а также произведения молодых кыргызских авторов и образцы мировой музыкальной классики.

Другим выдающимся дирижером оркестра народных инструментов был Асанхан Джумахматов2 (1923-2008). В 1962 году Государственный академический оркестр им. Карамолдо Орозова был не в лучшей форме, когда А. Джумахматов стал его художественным руководителем и главным дирижером: «...оркестр - уникальный, неповторимый хранитель традиций, которые легко растерять в век урбанизма. Но его нынешнее состояние не соответствовало возможностям этого единственного в своем роде коллектива» [5, с. 100]. Однако за десять лет своей дирижерской деятельности маэстро сумел вдохнуть в него новую жизнь. Он оркестровал несколько десятков фольклорных образцов из кыргызской музыки. Его особенности трактовки оркестра, оркестровой фактуры отличались бережным и внимательным отношением к народному материалу. Стараясь сохранить особенности кыргызских инструментальных кYY, А. Джумахматов максимально осторожно передавал динамические, темповые, метрические нюансы мелоса, а также разнообразные исполнительские штрихи, присущие искусству народных музыкантов. Маэстро обработал и переложил для оркестра классические кыргызские кYY, такие как «Кекей кести» Орозова, «Саадат какты» и «Маш ботой» Огонбаева, «Ат кетти» Куренкеева, «Караезгей» Ниязаалы и другие, которые вошли в «Золотой фонд» национального Телерадио.

В книгах «Токтогул Сатылганов и киргизские акыны» (1952), «Атай Огонбаев» (1956), «Мураталы Курен-кеев» (1962), «Киргизская народная музыка» (1958), «Киргизские народные музыканты и певцы» (1972) и многих других исследователь кыргызской музыки В. С. Виноградов выражает свое отношение к кыргызской музыке, отмечая её необычайную самобытность: «Мне довелось неоднократно бывать в Киргизии, где я общался со многими людьми, наблюдал их жизнь, записывал фольклор, любовался красотами природы. И сейчас, когда пишутся эти строки, не проходит дня, чтобы я не обращался мыслью к горам и цветущим долинам Тянь-Шаня, где уходят в небо суровые горы Ала-Тоо, где ласкает взор бездонная синева небосвода и лазурная гладь Иссык-Куля, где в отвесных теснинах неистово мчатся реки, где высоко, у самой снежной кромки, на шелковистых высокогорных лугах, пасутся несметные отары, где царит тишина и лишь слышатся нежные наигрыши комуза да песенная импровизация койчу и джилкычи. Я полюбил эту страну» [3, с. 3].

В 70-е гг. за дирижерский пульт встал виднейший представитель кыргызской композиторской школы, самобытный музыкант Эсенгул Джумабаев. Творческая индивидуальность Э. Джумабаева сформировалась под воздействием его деятельности в качестве дирижера оркестра народных инструментов. Маэстро возглавлял этот коллектив в качестве дирижера и художественного руководителя с 1972 г. по 1986 г.

1 Карамолдо Орозов (1883-1960) - выдающийся музыкант, певец и комузист киргизского народа.

2 Асанхан Джумахматов (1923-2008) - киргизский дирижёр, музыкальный педагог, просветитель народной и классической музыки. Народный артист СССР (1976).

Его художественный потенциал был обширным и всесторонним. Создавая оркестровые аранжировки, переложения и обработки песен, инструментальных куу, композитор устремляет свое внимание на «переинтонирование» фольклорных мелодий кыргызской музыки: «...в кыргызской музыке появился целый ряд авторов, объединенных общим стремлением - переосмысление традиционных способов претворения национального фольклора в профессиональной музыке: не музыкальная обработка, а фольклор как принцип мышления, затрагивающий методы развития, характер тематизма, фактуру и т.д.» [2, с. 274]. «Главная идея художественного метода современной музыки - новое прочтение фольклора - была взята на вооружение многими кыргызскими композиторами. Всестороннее изучение богатств народного творчества, чуткое вслушивание в биение "сердца нации", в его духовные свойства, расширение возможностей технологических приемов в освоении древних пластов фольклора - все это дало возможность поднять всю профессиональную классическую музыку в Кыргызстане на качественно новый уровень» [Там же].

В таких его сочинениях, как «Жомок», «Той», «Бекбекей», «Кыз куумай», обработка «Мотивы куу» с использованием наигрышей Карамолдо, Муратаалы и Атая, увертюра «Мурас», композитор сочетает фольклорный тематизм с современными звучаниями оркестра. Музыкальная обработка материала затрагивает характер тематизма и методы развития, оркестровую фактуру и тембровую палитру. В этом творческое новаторство Э. Джумабаева, который, обновляя национальный музыкальный язык с помощью различных видов современной композиторской техники, ярче высвечивает национально-стилевое начало музыки.

Дирижеры и музыканты Т. Томотоев, С. Жумалиев, С. Акматалиев продолжили начатое дело предыдущих мастеров. Их дирижерская деятельность ознаменовала собой расцвет оркестровой исполнительской культуры в Кыргызстане.

Таким образом, становление и эволюция кыргызского оркестрового искусства стали возможными в результате больших перемен культурной жизни Кыргызской Республики в советскую эпоху. Выдвинулся целый ряд выдающихся кыргызских дирижеров и музыкантов, которые достойно несли эстафету советских российских музыкантов в освоении оркестрового мастерства жанра оркестра народных инструментов. Ярким примером тому является современное состояние народного оркестрового исполнительства в Кыргызстане, где созданы и успешно трудятся многочисленные оркестры и ансамбли народных инструментов, выросла целая плеяда молодых талантливых дирижеров и композиторов, сформировались исполнительские традиции и школы.

Изучение и обобщение опыта первых дирижеров и композиторов оркестра кыргызских народных инструментов им. Карамолдо Орозова дает возможность обозначить пути дальнейшего развития этой области музыкального искусства в Кыргызстане.

Список источников

1. Баршай А. Борис Феферман - последний из могикан // Кыргызский народный оркестр им. Карамолдо Орозова - история его создания и становления: сборник статей / под общ. ред. проф. В. Романа; сост. Ч. М. Турумбаева. Бишкек: Maxprint, 2016. С. 99-103.

2. Баялиева Ч. Т. Фольклор в современной музыке // Известия Кыргызского технического университета им. И. Разза-кова. 2004. № 6. С. 272-274.

3. Виноградов В. С. Киргизские народные музыканты и певцы. М.: Советский композитор, 1972. 96 с.

4. Кузнецов А. Г. Творцы и интерпретаторы. Очерки о киргизских музыкантах: в 2-х кн. Бишкек: Изд-во КРСУ, 2013. Кн. 2. 230 с.

5. Лузанова Е. Асанхан Джумахматов. Бишкек: ЖЗЛК, 2004. 276 с.

6. Пантелирейз А. Первые десятилетия - важный этап кыргызской музыки прошлого века // Кыргызский народный оркестр им. Карамолдо Орозова - история его создания и становления: сборник статей / под общ. ред. проф. В. Романа; сост. Ч. М. Турумбаева. Бишкек: Maxprint, 2016. С. 26-38.

7. Сенченко А. Д. Петр Федорович Шубин - основоположник и создатель оркестра им. Карамолдо Орозова // Кыргызский народный оркестр им. Карамолдо Орозова - история его создания и становления: сборник статей / под общ. ред. проф. В. Романа; сост. Ч. М. Турумбаева. Бишкек: Maxprint, 2016. С. 5-26.

8. Уметалиева Ч. Т. кызы. Балет-оратория К. Молдобасанова «Материнское поле». К 90-летию Чынгыза Айтматова. К 90-летию Калыя Молдобасанова. Бишкек: Илим, 2019. 242 с.

ORCHESTRAL PERFORMANCE IN THE KYRGYZ MUSICAL CULTURE (BY THE EXAMPLE OF THE STATE ACADEMIC ORCHESTRA OF NATIONAL INSTRUMENTS

NAMED AFTER KARAMOLDO OROZOV)

Turumbaeva Cholpon Mukashovna

Kyrgyz State University of Culture and Arts named after B. Beyshenalieva, Bishkek turumbaeva@gmail. com

The article characterizes orchestral performance by the example of the Kyrgyz Orchestra of National Instruments named after Karamoldo Orozov. The author traces the formation and development of this famous ensemble, emphasizes the role of the Russian musicologists (A. V. Zataevich, V. S. Vinogradov), conductors and composers (P. F. Shubin, B. V. Feferman) who contributed greatly to the formation and development of the Kyrgyz professional musical art, in particular, the orchestral genre. The creative activity of the Kyrgyz conductors and composers is also mentioned.

Key words and phrases: orchestral music; ensemble performance; orchestra structure; timbre diversity; colourful harmony; conductor's mastery; musical interpretation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.