Научная статья на тему 'Оркестр русских народных инструментов и его роль в современной российской культуре и образовании'

Оркестр русских народных инструментов и его роль в современной российской культуре и образовании Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
4100
282
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ОРКЕСТР / RUSSIAN FOLK INSTRUMENTS ORCHESTRA / РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / RUSSIAN CULTURE / НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / FOLK INSTRUMENTS / В. АНДРЕЕВ / V. ANDREEV / ПАТРИОТИЗМ / PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Воронцов Сергей Владимирович.

В статье рассматриваются значение и роль оркестра русских народных инструментов в культуре современной России. Развитие данного жанра в искусстве напрямую зависит от воспитания ценностного отношения к русской национальной культуре. Даётся краткая характеристика создания объединения творческих коллективов Российской Федерации, описывается произошедший в конце XIX века «всплеск» в развитии народной музыки, связанный с возникновением первого балалаечного ансамбля, ставшего прародителем всех современных оркестров русских народных инструментов. Рассматривается роль уникальной личности замечательного музыканта и композитора В.В. Андреева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оркестр русских народных инструментов и его роль в современной российской культуре и образовании»

Оркестр русских НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ и ЕГО РОЛЬ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ОБРАЗОВАНИИ

УДК 784.4

С. В. Воронцов

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматриваются значение и роль оркестра русских народных инструментов в культуре современной России. Развитие данного жанра в искусстве напрямую зависит от воспитания ценностного отношения к русской национальной культуре. Даётся краткая характеристика создания объединения творческих коллективов Российской федерации, описывается произошедший в конце XIX века «всплеск» в развитии народной музыки, связанный с возникновением первого балалаечного ансамбля, ставшего прародителем всех современных оркестров русских народных инструментов. Рассматривается роль уникальной личности — замечательного музыканта и композитора В. В. Андреева.

Ключевые слова: русский народный оркестр, русская национальная культура, народные инструменты, В. Андреев, патриотизм.

S . V. Vo rontsov

Moscow State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Bibliotechnaya str., 7, Khimki city, Moscow region, Russian Federation, 141406

THE ORCHESTRA OF RUSSIAN FOLK INSTRUMENTS AND ITS ROLE IN MODERN RUSSIAN CULTURE AND EDUCATION

The paper dwells on the role of Russian folk instruments orchestra in the contemporary Russian culture. The development of this type of art is tightly connected with fostering of the axiological interiorization of the Russian culture. A brief description of the current state of affairs in this matter, in particular the establishment of associations of creative teams of the Russian Federation. In the historical context describes what happened at the end of XIX century «splash» in the development of folk music associated with the emergence of the first balalaika ensemble, became the ancestor of all modern orchestra of Russian folk instruments. Examines the role of unique personality — a remarkable musician and composer V. Andreev.

Keywords: Russian folk instruments orchestra, Russian culture, folk instruments, V. Andreev, patriotism.

В российской музыкальной культуре к истории русского народного музыкального исполнительства, как и русскому народному песенному искусству в целом, всегда был пристальный интерес, потому что «испокон веков русский народ с помощью музыки выражал свои мысли, чаяния, душевные переживания. В результате были созданы пре-

красные образцы не только песенного, но и инструментального искусства. До наших дней дошли свидетельства большого разнообразия инструментов — смычковых, духовых, ударных и т.д.» [1, с. 14].

Однако сегодня складывается угрожающая тенденция, которая выражается в угасании интереса к народному жанру.

воронцов СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ — аспирант кафедры педагогики и психологии Московского государственного университета культуры и искусств

VORONTSOV SERGEI VLADIMIROVICH — doctoral student of Department of pedagogics and psychology, Moscow State University of Culture and Arts

e-mail: vedyrazum@gmail.com © Воронцов С. В., 2014

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 5 (61) сентябрь-октябрь ^

Поэтому возникает острая необходимость в разработке методического материала, ориентированного на национальную культуру, народное творчество, в создании системы пропаганды народного инструментального исполнительства в СМИ. Все меры должны быть направлены на воспитание у молодёжи ценностного отношения к родной культуре, потому что национальная культура может стать важной сферой влияния на умы и души молодых людей, в противовес продуктам «массовой» культуры, которыми заполнена сейчас наша жизнь. тем более, по словам социолога А. И. Фурсова, глобальный эксперимент под названием «мульти-культурализм» практически провалился в Европе. Нет сомнений в отрицательном результате движения по пути массовой культуры1.

Примером объединения усилий в этом направлении стал первый Учредительный съезд Союза профессиональных национальных (народных) коллективов России, проходивший в Государственном Кремлёвском дворце 18 декабря 2013 года, по решению которого была образована новая некоммерческая организация, куда вошли более 30 коллективов, прославляющих многонациональную культуру Российской Федерации. Первым президентом союза избран Д. Магомедов, а сопредседателями В. Захар-ченко и А. пермякова2.

На съезде была отмечена серьёзная проблема — недостаточная осведомлённость о «настоящем национальном искусстве» в связи с разобщённостью народных коллективов.

Вполне понятно, что решением этой проблемы должны заняться профессиональные кадры, которые приходят в коллективы, окончив музыкальные вузы. Однако и на этапе их обучения в вузе важную роль для становления их как профессионалов может сыграть подробное изучение развития и трансформации отечественной музыкаль-

1 см.: http://imperiya.by/pc26-18712.html

2 см.: http://izvestia.ru/news/562693

ной культуры и профессионального образования в период рубежа XIX—XX веков. Этому посвящена интересная работа В. В. Геть-мана [2].

В XIX веке произошло возрождение и становление исполнительства на русских народных инструментах. Велика и несомненна в этом процессе была роль уникального человека — Василия Андреева.

в этот период появляется не только новый жанр в музыкальном искусстве — родилось новое направление в области музыкального руководства и музыкальной педагогики, в 1887 году начал репетиции маленький коллектив, ставший ядром будущего русского народного оркестра.

Активная деятельность кружка, творческая атмосфера, установившаяся в нём, стали результатами правильного целеполага-ния и грамотного планирования репетиционного процесса.

Настойчивая педагогическая работа заключалась, в частности, в воспитании у обучающихся навыков коллективного творчества, то есть ансамблевой игры. так как Андреев и его ученики нот не знали, исполнение осуществлялось «на слух».

Андреев уже на начальном этапе ставил целью интенсивное пополнение концертного репертуара коллектива. к 1889 году в концертных программах балалаечников насчитывалось около сорока русских народных песен.

Успех первых гастролей позволил коллективу планировать зарубежные выступления: он стал готовиться к поездке на всемирную выставку 1889 года [3]. Это помогло бы изменить отношение к «простонародному» инструменту. Андреев оказался прав. Поездка в Париж упрочила авторитет кружка и его стиля в самой россии.

Подчеркнём, что с самого начала в основу были положены принципы симфонического оркестрового исполнительства — унисонное звучание партий инструментов при их объединении в группы. Таким образом, уже в 80-х годах XIX века была создана инстру-

ментальная база для возникновения русского народного оркестра.

Оркестровое исполнительство не опиралось на специальное знание нот, обнаруживало явный дилетантизм. Практика показывала: сколь бы большим успехом ни пользовались выступления кружка, для художественно полноценной работы этого было мало.

Андрееву — таланту-самоучке было трудно без помощи музыкантов-профессионалов. Прежде всего ему были нужны композиторы, которые могли бы создавать авторские сочинения, обработки народных песен, аранжировки классики для нового инструментального состава.

Необходимость в помощниках ощущалась особенно остро ещё и потому, что проблемы, с которыми он столкнулся, никем ранее не решались и даже не ставились.

Одним из первых сотрудничать с ансамблем Андреева стал молодой талантливый скрипач и композитор Н. П. фомин.

Именно Фомин создал важный компонент для оркестрового музицирования — партитуру, определил состав оркестра, ввёл единую квартовую настройку для всех тесси-турных разновидностей балалаек и чётко определил их функции, добавил множество ценнейших конструкторских разработок в области инструментария.

К этому времени балалайки стали рассматриваться слушателями как новый стиль для воплощения серьёзных задач музыкального творчества. Об этом, например, свидетельствует любопытнейший факт открытия в 1892 году класса балалайки в Парижской консерватории.

Для практического осуществления задач художественного воспитания разнообразных слоёв населения России Андреев стал думать о перспективах широкого распространения усовершенствованного инструмента и коллективного исполнительства на нём.

Введение в систему музыкального образования в 1920-х годах народных инструмен-

тов, а затем открытие специализированных кафедр в 1946 году в ГМПИ им. Гнесиных и в 1959 году — в МГИК стало переломным моментом в развитии исполнительства на русских народных инструментах, что мы склонны расценивать как результат деятельности Андреева и его сподвижников.

Весь двадцатый век Советский Союз был лидером в области музыкального образования. Этот период в истории нашей страны был временем подъёма и развития русского народного оркестрового жанра.

Как свидетельствует практика, интеллектуальные способности человека, получившего музыкальное образование, проявляются во многих других видах деятельности через творческую активность. Быстрее происходит овладение новыми профессиональными навыками. Пробуждаются разнообразие интересов, сообразительность.

При этом нельзя забывать, что коллектив в музыкальном творчестве играет существенную роль в воспитании человека, его социализации, профессиональном и интеллектуальном росте. Ведь коллектив, по А. С. Макаренко, всегда должен жить стремлением к новой цели, и всё должно базироваться на строгой дисциплине, ответственности и сознательности. Дисциплина — это лицо коллектива [5].

В современной ситуации задача руководителей музыкальных коллективов в системе профессионального музыкального образования состоит не только в формировании конкурентоспособного специалиста, артиста оркестра, обладающего целым набором компетенций, но и в воспитании патриотичного и культурного человека.

Мы считаем, что необходимым условием развития данного жанра в системе образования является целеполагание руководителя, основанное на системном подходе, включающем в себя следующие компоненты:

• прогнозирование, проектирование работы коллектива и рефлексия деятельности руководителя, пропаганда национальной культуры;

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 5 (61) сентябрь-октябрь ^

• пополнение нотной базы через тесное сотрудничество руководителя с композиторами;

• инновационный подход в организации работы членов коллектива, мотивация личным примером, воспитание музыкального стиля.

Развитие оркестра русских народных ин-

струментов как жанра искусства может и должно способствовать воспитанию патриотизма и ценностного отношения россиян к родной культуре. Такой подход видится нам первоочередным в задаче укрепления национальной целостности нашей страны, дружбы народов, духовного здоровья общества и интеллектуального богатства России.

Примечания

1. Андреев В. В. Материалы и документы / сост., текстологическая подготовка и примечание Б. Грановского. Москва : Музыка, 1986. 352 с.

2. Гетьман В. В. Русская музыкальная культура и образование на рубеже XIX—XX столетий: профессионально-педагогический аспект // Вестник Москвоского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 2.

3. Имханицкий М. И. История исполнительства на русских народных инструментах. Москва : РАМ им. Гнесиных, 2002. 352 с.

4. Костомаров Н. И. Домашняя жизнь русского народа. Москва : Эксмо, 2008. 672 с.

5. Макаренко А. С. Педагогическая поэма / сост., вступ. ст., примеч., пояснения С. Невская. Москва : ИТРК, 2003. 736 с.

6. Пересада А. П. Оркестры русских народных инструментов : справочник. Москва : Советский композитор, 1985. 336 с.

7. Терещенко А. В. История культуры русского народа. Москва : Эксмо, 2007. 736 с.

Preferences

1. Andreev V. V. Materialy i dokumenty [Materials and documents]. Moscow, Muzyka Publ. [Music Publ.], 1986.352 p.

2. Get'man V. V. Russkaya muzykal'naya kul'tura i obrazovanie na rubezhe XIX—XX stoletiy: professional'no-pedagogicheskiy aspekt [Russian musical culture and education at the turn of the XIX—XX centuries: professional pedagogical aspect]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kuVtury i iskusstv [Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts], 2011, No. 2.

3. Imhanickiy M. I. Istoriya ispolniteVstva na russkih narodnyh instrumentah [The history of playing Russian folk instruments]. Moscow, RAM named by Gnesin Publ., 2002. 352 p.

4. Kostomarov N. I. Domashniaia zhizrt russkogo naroda [Home life of the Russian people]. Moscow, Eksmo Publ., 2008. 672 p.

5. Makarenko A. S. Pedagogicheskaya poema [Pedagogical Poem]. Moscow, ITRK Publ., 2003. 736 p.

6. Peresada A. P. Orkestry russkih narodnyh instrumentov. Spravochnik. [Orchestras of Russian folk instruments. Handbook]. Moscow, Sovetskiy kompozitor Publ. [Soviet Composer Publ.], 1985. 336 p.

7. Tereshhenko A. V. Istoriya kuVtury russkogo naroda [Cultural history of the Russian people]. Moscow, Eksmo Publ., 2007. 736 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.