Научная статья на тему 'Оригинальный логотип рок-группы как центральный элемент имиджевой подсистемы синтетической языковой личности'

Оригинальный логотип рок-группы как центральный элемент имиджевой подсистемы синтетической языковой личности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
507
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГОТИП / LOGO / СИНТЕТИЧЕСКАЯ ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / SYNTHETIC LINGUAL PERSONALITY / КОГНИТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ КОД / CONCEPTUAL CODE / АВТОРСКИЙ КОНЦЕПТ / AN AUTHOR'S CONCEPT / СИМВОЛ / SYMBOL / РОК-КУЛЬТУРА / ROCK CULTURE / АНТИНОМИЧНОСТЬ / ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / INTERPRETATION / COGNITIVE AND PRAGMATIC PROGRAMME / ANTINOMICITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Иванов Дмитрий Игоревич

Статья посвящена анализу оригинального логотипа рок-группы как значимого элемента ее концептуальной программы. Будучи центральным компонентом имиджевой подсистемы синтетической языковой личности, логотип не только воплощает фирменный стиль, но и графически выражает фундаментальные для группы представления. В логотипе группы «Алиса» используется один из традиционных культурных символов звезда, однако к универсальным значениям добавляются авторские. Возникает особого рода синтетический образ, соединяющий культурные значения концепта «звезда» и множество смысловых элементов, относящихся к рок-культуре. «Звезда» у К. Кинчева воплощает и жизнетворческий путь рок-музыканта, и авторское кредо, и рок-искусство в целом, а универсальность символа позволяет актуализировать несовпадающие значения. Логотип как концептуальная формула графически нагляден и семантически вариативен. Специфика его графического исполнения дает возможность увидеть и внутреннюю антиномичность пути рок-музыканта, и христианский крест, и «языческое» солнце, и альтернативный вариант советской звезды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An Original Rock Group Logo as a Central Element of the Image Subsystem of the Synthetic Lingual Personality

This article is devoted to the analysis of the original rock group logo as a significant element of its conceptual programme. Being the central component of the image subsystem of the synthetic lingual personality, the logo not only embodies the style of the rock group, but it also expresses its basic ideas graphically. The logo of Alisa group contains one of the traditional cultural symbols a star. However, the universal meanings are completed with the author’s ones. A specific synthetic image appears combining the cultural meanings of the concept «star» and a number of notional elements relating to the rock culture. K.Kinchev’s star embodies the creative life path of the rock musician and the author’s credo as well as the rock art in general, while the universal character of this symbol allows actualizing the discordant meanings. The logo as a conceptual formula is graphically obvious and semantically varying. Its specific graphic design enables us to see the internal antinomicity of the rock musician’s path, a Christian cross, a «pagan» sun and an alternative Soviet star.

Текст научной работы на тему «Оригинальный логотип рок-группы как центральный элемент имиджевой подсистемы синтетической языковой личности»

УДК 008.001

Д. И. Иванов

Оригинальный логотип рок-группы как центральный элемент имиджевой подсистемы синтетической языковой личности

Статья посвящена анализу оригинального логотипа рок-группы как значимого элемента ее концептуальной программы. Будучи центральным компонентом имиджевой подсистемы синтетической языковой личности, логотип не только воплощает фирменный стиль, но и графически выражает фундаментальные для группы представления.

В логотипе группы «Алиса» используется один из традиционных культурных символов - звезда, однако к универсальным значениям добавляются авторские. Возникает особого рода синтетический образ, соединяющий культурные значения концепта «звезда» и множество смысловых элементов, относящихся к рок-культуре. «Звезда» у К. Кинчева воплощает и жизнетворческий путь рок-музыканта, и авторское кредо, и рок-искусство в целом, а универсальность символа позволяет актуализировать несовпадающие значения.

Логотип как концептуальная формула графически нагляден и семантически вариативен. Специфика его графического исполнения дает возможность увидеть и внутреннюю антиномичность пути рок-музыканта, и христианский крест, и «языческое» солнце, и альтернативный вариант советской звезды.

Ключевые слова: логотип, синтетическая языковая личность, когнитивно-прагматическая программа, концептуальный код, авторский концепт, символ, рок-культура, антиномичность, интерпретация.

D. I. Ivanov

An Original Rock Group Logo as a Central Element of the Image Subsystem of the Synthetic Lingual Personality

This article is devoted to the analysis of the original rock group logo as a significant element of its conceptual programme. Being the central component of the image subsystem of the synthetic lingual personality, the logo not only embodies the style of the rock group, but it also expresses its basic ideas graphically.

The logo of Alisa group contains one of the traditional cultural symbols - a star. However, the universal meanings are completed with the author's ones. A specific synthetic image appears combining the cultural meanings of the concept «star» and a number of notional elements relating to the rock culture. K.Kinchev's star embodies the creative life path of the rock musician and the author's credo as well as the rock art in general, while the universal character of this symbol allows actualizing the discordant meanings.

The logo as a conceptual formula is graphically obvious and semantically varying. Its specific graphic design enables us to see the internal antinomicity of the rock musician's path, a Christian cross, a «pagan» sun and an alternative Soviet star.

Keywords: a logo, a synthetic lingual personality, a cognitive and pragmatic programme, a conceptual code, an author's concept, a symbol, rock culture, antinomicity, interpretation.

Разрабатывая на материале русской рок-культуры лингвокультурологическую теорию синтетической языковой личности [2-6], мы исходили из нескольких основных принципов.

Во-первых, авторский песенный рок-текст обладает полисубтекстуальной структурой: кроме центрального вербального компонента, чрезвычайно значимы музыкальный, артикуляционный и имиджевый компоненты - только вместе, в сложном динамическом взаимодействии, они составляют релевантную единицу «текста» рок-культуры [1]. Во-вторых, наличие сверхкомпонентной концептуальной программы (оригинального «месседжа» и стиля рок-артиста) требует рассматривать эти элементы не как факультативные «зоны реализации слова», а как само-

стоятельные когнитивно-прагматические единицы сознания синтетической языковой личности (СЯЛ). В-третьих, из этого следует, что комплексный, системный анализ рок-феноменов актуализирует в первую очередь не «бумагизиро-ванные» варианты поэтического текста, а звукозаписи (студийные и концертные фонограммы рок-композиций) и видеоверсии как отдельных рок-композиций, так и целых концертных программ: иначе невозможны ни полноценное компонентное («горизонтальное»), ни поуровневое (вертикальное») описание структуры синтетической языковой личности в функциональной специфике каждого уровня и компонента, то есть анализ самого целостного культурного феномена.

© Иванов Д. И., 2015

Оригинальный логотип рок-группы как центральный элемент имиджевой подсистемы синтетической языковой личности

Все это в полной мере относится и к имиджевой подсистеме СЯЛ.

Оригинальный логотип рок-группы можно назвать одним из основных визуальных декорационных компонентов в пространстве концертной визуализации. Однако мы будем рассматривать его отдельно. Это связано с тем, что фирменный логотип, во-первых, является ключевым элементом фирменного стиля группы1. Во-вторых - в рамках реализации СЯЛ логоцентри-ческого типа, основанной на классических представлениях о личности, искусстве и культуре, он начинает восприниматься как особый, центральный концептуальный элемент всей перфоматив-но-декорационной имиджевой подсистемы СЯЛ.

В контексте изучения этой подсистемы под логотипом рок-группы мы будем понимать абстрактную графическую (визуальную) концептуальную формулу, отражающую в себе специфику общей когнитивно-прагматической программы СЯЛ той или иной рок-группы (лидера рок-коллектива).

В качестве примера рассмотрим «самый удачный и сильный графический символ русского рока» [10] - логотип рок-группы «Алиса», который за время ее существования стал неотъемлемой, конститутивной частью перфомативно-декорационной имиджевой подсистемы, реализованной в пространстве концертной визуализации группы «Алиса».

Создателем логотипа является художник А. Столыпин. Однако историю группы давно преобразила мифология массовой культуры: по мнению многих «алисоманов», «знаменитое начертание слова "АлисА" со стилизацией букв "А" в виде звезд - дело рук знаменитого дизайнера поп-арта Энди Уорхола. Якобы, мэтр придумал его за пару минут, "бахнув" размашисто на баночке от супа - когда прослушал пластинку "Красная волна"» [10].

Если говорить о специфике использования логотипа группы «Алиса» в рамках концертной визуализации, то следует отметить, что он актуализируется в двух основных формах: а) на черном фоне изображается большая красная буква «А», стилизованная под пятиконечную звезду (в этом случае логотип располагается на заднем плане по центру сцены); б) на прямоугольных «растяжках» (флагах) красного цвета, в центре которых расположен белый круг, а в нем большая красная или черная буква «А» (в этом случае растяжки с логотипом располагаются симметрично по краям сцены).

Теперь рассмотрим концептуальные особенности данного графического символа, пока без учета цветовой семантики, так как о ней мы будем говорить ниже. Обратим внимание на центральный элемент логотипа - букву «А», стилизованную под звезду. На наш взгляд, в этом графическом символе выражена базовая, фундаментальная идея не только общей когнитивно-прагматической программы моделирования СЯЛ К. Кинчева, но и всего русского рока в целом.

Доказательством этого является то, что звезда, как особый концептуальный код сознания, неоднократно актуализируется в структуре вербального компонента СЯЛ многих рок-поэтов. Здесь можно вспомнить Майка Науменко, СЯЛ которого воплощается в рамках общей когнитивно-прагматической программы (КПП) «Звезда русского рок-н-ролла»: «О, Боже! Как хочется быть кем-то - / Миллионером, рок-звездой, / Святым, пророком, сумасшедшим / Или хотя бы самим собой...» [9]. Можно предположить, что ощущение себя «звездой» для Майка - это одновременно и особый статус, и специфическое состояние души, черта его личности.

Особым концептуальным значением «звезда» наделяется и в рамках КПП моделирования СЯЛ В. Цоя («Истинный, романтический герой»): «Он не помнит слова "да" и слова "нет", / Он не помнит ни чинов, ни имен. / И способен дотянуться до звезд, / Не считая, что это сон, / И упасть, опаленным Звездой / По имени Солнце» [12]; «В небе над нами горит звезда, / Некому кроме нее нам помочь, В темную, темную, темную / Ночь» [13]; «На теле ран не счесть, нелегки шаги, / Лишь в груди горит звезда» [12]. Как мы видим, в КПП СЯЛ В. Цоя «звезда» уже не просто является символом особого статуса героя, она, словно Солнце, «горит в его груди». Ее огонь - это источник духовной силы, творческой энергии рок-поэта.

В когнитивно-прагматической программе СЯЛ К. Кинчева «звезда», как особый концептуальный код сознания СЯЛ, получает новую интерпретацию. В ней синтезируются характеристики «звезды», актуализированные в КПП М. Науменко и В. Цоя. В результате этого синтеза рождается особая концептуальная формула, состоящая из двух элементов: «звезда» и «рок». Важно, что в рамках когнитивно-прагматической программы СЯЛ К. Кинчева их содержание в определенной степени отождествляется. В итоге, «рок» для К. Кинчева - это уже не только искусство (поэтическое и музыкальное творчество),

это судьба, образ жизни, мышления, результат сознательного выбора веры, жизненного и духовного пути развития личности: «Там, где синяя даль разлилась по краям, / Я увидел, как травы росой напоила земля, / И мой табор двинулся в ночь от насиженных мест, / С тех пор по дорогам пылит рок-н-ролл-крест» [8].

В композиции «Звезда по имени Рок» К. Кинчев развертывает вокруг авторского концепта «звезда», включающего «небо» (сферу высшего, идеального) и «солнце» (источник витальности и духовности), целую образную композицию, воплощающую одновременно жизне-творческий путь рок-музыканта и авторское кредо: «От сердца к сердцу, от крови в кровь / Рождались эти слова. / В боях за правду и за любовь / Слетит моя голова. / За тех, кто завтра лучом зари / Вонзится золотом в медь, / Для тех, кто солнце молил: "Гори!", / Сегодня я буду петь. / Любовь да правда - заслон врагу, / Как маловерам урок, / Путь освещали мне, дураку, Звездой по имени Рок! / Я рано принял, но поздно внял, / Что значит радостью жить, / Ловить обманы в зрачках менял / И постараться простить. / Соль боли - верой за кровь! / Зов воли - мир да любовь! / Пульс ветра - ленты дорог! / Ток неба -звезда по имени Рок» [8].

На наш взгляд, именно эта синтетическая концептуальная формула («звезда по имени Рок»), визуализированная в логотипе рок-группы, является фундаментальной основой не только общей КПП СЯЛ К. Кинчева, но и всех ее трансформаций. Кроме того, ее особая синтетичность раскрывает специфику одновременной актуализации нескольких «ролевых» инкарнаций СЯЛ К. Кинчева. Речь идет о том, что процесс трансформации общей КПП СЯЛ, например, переход в рамках творческой эволюции рок-поэта от героического, языческого бунта к христианской вере, не приводит к нейтрализации ни одной подобной инкарнации. В результате перед нами возникает особый синтезированный образ СЯЛ К. Кинчева. Он одновременно и инок, и воин, и шут, и шаман, и пророк, и язычник, и христианин, и атеист, и странник (изгой) и т. д. Концептуальная формула за счет своей символической обобщенности и - не в последнюю очередь! -графической наглядности, запоминаемости, вбирает все эти значения и позволяет актуализировать любое из них.

Таким образом, логотип рок-группы «Алиса», центральный элемент которого представлен стилизованной под звезду буквой «А», является од-

новременно символом рока как судьбы К. Кинчева и русского рок-искусства в целом. За этой «буквой» проступают и христианский крест, и солнце как символ языческого бога и поклонения ему. Кроме того, логично предположить, что перед нами альтернативный вариант советской звезды, которая являлась одним из главных символов государственности и в оппонировании которой проходило становление рок-культуры «героической эпохи» 1980-х. Так возникает графическая концептуальная формула новой, особой «синтетической» веры: в ее основе лежит свобода выбора, за который, в конечном итоге, придется отвечать перед высшими для поэта инстанциями.

Особое внимание в данном контексте необходимо обратить на специфику графического исполнения «вершин» «пятиконечной звезды». Не случайно они изображаются не ровными, гладкими, четкими (как у советской звезды), а «прерывистыми», «колючими». На наш взгляд, использование такого художественного приема отражает особые концептуальные свойства КПП СЯЛ К. Кинчева - наличие неизживаемой внутренней антиномичности. Дело в том, что путь свободы выбора, воспитания духа, борьбы белого и черного начал человеческой души, который выбирает рок-поэт, - это путь жертвенности, потерь, скорби: «Душа - это птица, ее едят. / Мою жуют уже тридцать лет» [7]. Однако это и путь великой радости, и каждый, кто встает на него, должен идти до конца, сохранить свою душу и остаться верным себе. На эту же концептуальную особенность логотипа указывают своеобразные графические штрихи, напоминающие капли крови как особой платы за выбранный человеком путь.

Закономерным представляется то, что в логотипе используется две пятиконечные звезды. Можно предположить, что с помощью этого графического решения автор визуализирует ситуацию выбора, которая получает серьезную актуализацию в КПП моделирования СЯЛ К. Кинчева. Скорее всего, речь идет о духовном выборе - человек должен решить, с кем он, на чьей он стороне (бога или дьявола, совести, свободы или государственной системы подавления личности). Так оригинальный логотип рок-группы реализует ее концептуальную программу и в то же время, будучи единицей символического характера, оставляет известную свободу интерпретаций.

Оригинальный логотип рок-группы как центральный элемент имиджевой подсистемы синтетической языковой личности

Библиографический список

1. Гавриков, В. А. Русская песенная поэзия ХХ века как текст [Текст]. - Брянск: ООО «Брянское СРП ВОГ», 2011. - 634 с.

2. Иванов, Д. И. Вербальный компонент синтетической языковой личности: специфика функционирования концептуальных фраз [Текст] // Мир русского слова. - 2013. - Вып. 2. - С. 19-25.

3. Иванов, Д. И. Воспринимающее сознание слушателя-зрителя как конститутивный компонент структуры синтетической языковой личности [Текст] // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. - 2014. - № 1. - С. 211-214.

4. Иванов Д. И. Способы ризоматизации рок-текста в контексте изучения синтетической языковой личности [Текст] // Вестник Томского государственного университета. - 2014. - № 378. - С. 17-24.

5. Иванов, Д. И. Вербальный компонент синтетической языковой личности в пространстве субкультурной эпохи русского рока [Текст] // Вестник РУДН. - 2014. -№ 4. - С. 52-59.

6. Иванов, Д. И., Пу Жун. Путь Дракона: Личность и творчество Виктора Цоя (система восточных кодов) [Текст] // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Екатеринбург - Тверь: УрГПУ 2014. - Вып. 15. - С. 149-155.

7. Кинчев, К. Новая кровь // Шабаш, Алиса. - 1991.

8. Кинчев, К. Звезда по имени рок; Рок-н-ролл-крест // Изгой, Алиса. - 2005.

9. Науменко, М. Ода ванной комнате // Акустический концерт в Москве. Майк и Цой. CD 2. 1985.

10. Рогоза, А. Пять историй: Самые известные логотипы рок-групп [Текст] // Комсомольская правда. -2011. - 22 апреля.

11. Феофанов, О. Реклама: новые технологии в России [Текст]. - СПб. : Питер, 2000. - 384 с.

12. Цой, В. Звезда по имени Солнце; Апрель // Звезда по имени Солнце, Кино. 1989.

13. Цой, В. Звезда // Черный альбом, Кино. 1990.

Bibliograficheskij spisok

1. Gavrikov, V. A. Russkaja pesennaja pojezija HH veka kak tekst [Tekst]. - Brjansk: OOO «Brjanskoe SRP VOG», 2011. - 634 s.

2. Ivanov, D. I. Verbal'nyj komponent sinteticheskoj jazykovoj lichnosti: specifika funkcionirovanija konceptual'nyh fraz [Tekst] // Mir russkogo slova. - 2013. -Vyp. 2. - S. 19-25.

3. Ivanov, D. I. Vosprinimajushhee soznanie slushatelja-zritelja kak konstitutivnyj komponent struktury sinteticheskoj jazykovoj lichnosti [Tekst] // Vestnik KGU im. N. A. Nekrasova. - 2014. - № 1. - S. 211-214.

4. Ivanov D. I. Sposoby rizomatizacii rok-teksta v kontekste izuchenija sinteticheskoj jazykovoj lichnosti [Tekst] // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2014. - № 378. - S. 17-24.

5. Ivanov, D. I. Verbal'nyj komponent sinteticheskoj jazykovoj lichnosti v prostranstve subkul'turnoj jepohi russkogo roka [Tekst] // Vestnik RUDN. - 2014. - № 4. -S. 52-59.

6. Ivanov, D. I., Pu Zhun. Put' Drakona: Lichnost' i tvorchestvo Viktora Coja (sistema vostochnyh kodov) [Tekst] // Russkaja rok-pojezija: tekst i kontekst. Ekaterinburg - Tver': UrGPU, 2014. - Vyp. 15. - S. 149-155.

7. Kinchev, K. Novaja krov' // Shabash, Alisa. - 1991.

8. Kinchev, K. Zvezda po imeni rok; Rok-n-roll-krest // Izgoj, Alisa. - 2005.

9. Naumenko, M. Oda vannoj komnate // Akusticheskij koncert v Moskve. Majk i Coj. CD 2. 1985.

10. Rogoza, A. Pjat' istorij: Samye izvestnye logotipy rok-grupp [Tekst] // Komsomol'skaja pravda. - 2011. - 22 aprelja.

11. Feofanov, O. Reklama: novye tehnologii v Rossii [Tekst]. - SPb. : Piter, 2000. - 384 s.

12. Coj, V Zvezda po imeni Solnce; Aprel' // Zvezda po imeni Solnce, Kino. 1989.

13. Coj, V Zvezda // Chernyj al'bom, Kino. 1990.

1 Под фирменным стилем понимается «набор цветовых, графических, словесных, типографических, дизайнерских постоянных элементов (констант), обеспечивающих визуальное и смысловое единство товаров (услуг), всей исходящей от фирмы информации, ее внутреннего и внешнего оформления» [11, с. 143].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.