Научная статья на тему 'Ориентирование как спорт'

Ориентирование как спорт Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1358
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНОЕ ОРИЕНТИРОВАНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ МЕСТНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронов Вячеслав Васильевич, Мисоченко Анатолий Николаевич, Левин Сергей Валерьевич

В статье раскрыты возможности использования средств ориентирования на местности для формирования важных психических способностей влияющих на состояние воинов-спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миронов Вячеслав Васильевич, Мисоченко Анатолий Николаевич, Левин Сергей Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Orienteering as sport

The article reveals the questions of orienteering means possible using for the formation of important mental abilities affecting the condition of the military athletes.

Текст научной работы на тему «Ориентирование как спорт»

2016. - № 2. - С. 84-94.

2. Обвинцев, А.А. Обучение специалистов по физической подготовке в иностранных армиях / А.А. Обвинцев, В.А. Щеголев // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2010. - № 1. - С. 175.

3. Обвинцев, А.А. Организация физической подготовки курсантов военно-учебных заведений США / А.А. Обвинцев, В.А. Щеголев, А.В. Зыков // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2015. - № 4. - С. 18-26.

4. Роговцев, Г.С. Об использовании военно-спортивного ориентирования в процессе учебно-боевой деятельности личного состава Воздушно-десантных войск / Г.С. Роговцев // Тезисы докладов итоговой научной конференции за 1977 год / Военный ин-т физ. культуры. - Л., 1978. - С. 4-5.

5. Подготовка специалистов военно-физкультурного профиля в вооруженных силах ведущих стран НАТО / В.А. Щеголев, А.Н. Сивак, А.А. Кочин, В.Ю. Егоров // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 2. - С. 61-66.

6. Сущенко, В.П. Педагогические особенности личностно-профессиональное развитие различных категорий специалистов по физической культуре и спорту / В.П. Сущенко, В.А. Щеголев, А.В. Коршунов // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 6.- С. 3-6.

7. Щеголев, В.А. Физическая подготовка в военных образовательных системах США / В.А. Щеголев // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 9. - С. 55-60.

REFERENSE

1. Obvintsev, А.А., Dmitriev, G.G., Zykov, А.У. and Spitsyn, D.G. (2016), "The rationale for the new program of training of trainers on physical training in the Armed forces of the Russian Federation", Actual problems ofphysical and special training of the security forces, No. 2, pp. 84-94.

2. Obvintsev А.А. and Shchegolev, У.А. (2010), "Training of specialists in physical training in foreign armies", Actual problems ofphysical and special training of the security forces, No. 1, pp. 175.

3. Obvintsev, А.А., Shchegolev, У.А. and Zykov, A.V. (2015), "Organization of physical preparation of cadets of military educational institutions of USA", Actual problems of physical and special training of the security forces, No. 4, pp. 18-26.

4. Rogovtsev, G.S. (1977), "On the use of military-sports orientation in the process of combat training activities of the personnel of the airborne troops", In the book: Abstracts of the final scientific conference in 1977, Military institute of physical culture, Leningrad, pp. 4-5.

5. Shchegolev, VA., Sivak, А.№, Kochin, А.А. and Egorov, V.Yu. (2016), "Training specialists military physical profile in the armed forces of the leading NATO", Theory and practice of physical culture, No. 2, pp. 61-66.

6. Sushchenko, V.P., Shchegolev, VA. and Korshunov, А^. (2016), "Pedagogical features of the personal and professional development of different categories of specialists in physical culture and sport", Theory and practice ofphysical culture, No. 6, pp. 3-6.

7. Shchegolev, VA. (2014), "Physical education in military educational systems United States", Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp. 55-60.

Контактная информация: man197912@mail.ru

Статья поступила в редакцию 04.04.2017

УДК 796.56

ОРИЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОРТ

Вячеслав Васильевич Миронов, доктор педагогических наук, профессор, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург; Анатолий Николаевич Мисоченко, старший преподаватель, Омский Автобронетанковый инженерный институт, Омск; Сергей Валерьевич Левин, кандидат педагогических наук, доцент, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье раскрыты возможности использования средств ориентирования на местности для формирования важных психических способностей влияющих на состояние воинов-спортсменов.

Ключевые слова: спортивное ориентирование, психологические тесты, познавательные процессы, топографические элементы местности.

ORIENTEERING AS SPORT

Vyacheslav Vasilyevich Mironov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Military Institute of Physical Education, St. Petersburg; Anatoliy Nikolaevich Misochenko, the senior teacher, Omsk Tank-Automotive Engineering Institute, Omsk; Sergei Valerievich Levin, the candidate ofpedagogical sciences, Military Institute of Physical Education, St. Petersburg

Annotation

The article reveals the questions of orienteering means possible using for the formation of important mental abilities affecting the condition of the military athletes.

Keywords: orienteering, psychological tests, cognitive processes, topographie elements of the terrain.

Любой человек в повседневной жизни сталкивается с необходимостью ориентироваться на местности, в городе, в лесу, в поле, в горах при передвижении на различных транспортных средствах, в любое время года и суток, при любых погодных условиях.

Эта жизненная необходимость привела к изобретению первого компаса в Древнем Китае, первых карт местности в Древней Греции, а затем и первых соревнований по ориентированию в конце XIX века, родиной которых является Швеция [3].

Современная технология организации соревнований по ориентированию с использованием карты и компаса, подбором и оформлением дистанции связывается именно со Швецией, где соревнования по ориентированию стали проводиться с 1922 года и постепенно переросли в международные соревнования. В 1932 году матчем между Швецией и Норвегией было положено начало международного признания этого вида спорта. А в 1966 году в Финляндии впервые было проведено первенство мира по ориентированию, на котором ориентировщики Швеции завоевали 3 золотых медали, хотя в личном зачете победил норвежец О. Хадлер (Физическая культура (подготовка)) [1, 2, 5].

В СССР первые соревнования по ориентированию были проведены еще в 1939 г. в окрестностях Ленинграда в ночных условиях. В 1940 г. состоялось первое летнее первенство Ленинграда по ночному закрытому маршруту, а в январе 1941 г. были проведены зимние соревнования по ориентированию на лыжах. При этом мужчинам было необходимо преодолеть дистанцию 26,5 км, а женщинам - 8,5 км. На дистанции было выставлено 4 контрольных пункта, обозначенных на карте. Снаряжение участников состояло из винтовки, противогаза и рюкзака весом 8 кг. В ночь на 23 февраля 1941 г. были проведены патрульные соревнования по ориентированию на лыжах на дистанции в 25-30 км в районе Ростова-на-Дону.

Спортивное ориентирование представляет собой вид спорта, в котором участники последовательно проходят контрольные пункты (КП), расположенные на местности, используя компас и спортивную карту, на которой нанесены эти КП. В этом виде спорта требуется напряжение всех функций организма, проявляющихся в различных сферах человеческой деятельности: энергетической, интеллектуальной, сенсомоторный и управленческой [6].

Спортивное ориентирование признано как вид спорта Министерством спорта РФ. Во Всероссийском реестре видов спорта «спортивное ориентирование» внесено под кодом 083. В Единой Всероссийской спортивной классификации по спортивному ориентированию предусмотрены разрядные требования от третьего юношеского разряда до мастера спорта международного класса включительно.

В научно-методической литературе принято выделять несколько видов спортивного ориентирования (рисунок 1). Кроме представленных на рисунке видов соревнований их различают по масштабам проведения, по составу участников, по времени проведения (день, ночь), по взаимодействию (индивидуальные, эстафетные), по характеру забега и определению результатов.

Рисунок 1 - Виды спортивного ориентирования

Спортсмену-ориентировщику необходимы хорошо развитые физические качества (выносливость, ловкость, сила) и ряд психомоторных характеристик и психических свойств личности, обеспечивающих глубокое освоение навыков работы с картой и компасом и позволяющих безошибочно выполнять сложные мыслительные операции в кратчайшие сроки и с наилучшим результатом.

Во многом результат в спортивном ориентировании зависит от скорости преодоления дистанции и точности сенсорных и мыслительных операций по вопросу определения своего местонахождения на местности относительно контрольных пунктов. Однако проблема подготовки спортсмена-ориентировщика намного сложнее, т. к. она связана с необходимостью сопряжения физической, технической и интеллектуальной подготовки. Эффективная работа кислородно-транспортной системы тесно связана с надежностью навыков работы с компасом и картой, в условиях дефицита времени; быстротой мыслительных операций, наличием зрительной памяти, способностью к концентрации и переключения внимания и других факторов.

В спортивном ориентировании выделяют несколько направлений деятельности, таких как:

- спорт высших достижений;

- любительский спорт (в том числе детско-юношеский спорт);

- здоровый образ жизни;

- как одна из компетенций в военно-профессиональной деятельности (военнослужащих МО, МВД, МЧС, геодезисты, топографы и т.д.).

Наиболее значимым для служебно-профессиональной подготовки военных специалистов в т.ч. и будущих офицеров является последнее направление, которое и рассматривается в данной работе как ведущее.

Успешные действия воина-ориентировщика на дистанции зависят не только от высокого уровня развития физических способностей, от умения ориентироваться, но в большей мере, от его умственной работоспособности. Ориентирование характеризуется

сложной аналитико-синтетической работой мозга, что проявляется в восприятии, внимании, мышлении, в извлечении информации и кодировании ее в кратковременную и долговременную память в сложных, и порой стрессовых условиях спортивной борьбы и глубокой степени утомления.

Успешные профессиональные действия личного состава ВДВ, разведывательных подразделений спецназа и некоторых других подразделений, так же напрямую зависят от развития указанных выше психических способностей.

Это положение подкреплено результатами наших научных исследований, проведенных на курсантах 3 и 4 курса Военного института физической культуры, среди которых 95% имели оценки «хорошо» и «отлично» по бегу на 3 км и марш-броску на 5 км.

Для оценки психомоторных характеристик и психических свойств личности были использованы простые тестовые методики:

- тест возрастающей трудности (методика Равена). Это одна из прогностических методик, характеризующих логичность и критичность мышления;

- восприятие пространственных направлений это свойство, которое определяется при помощи методики «Компасы»;

- тест Мюнстенберга на восприятие. Для исследования избирательности внимания используются буквенный, цифровой и графический материал;

- концентрация и устойчивость внимания по методике кольца Ландольта.

По результатам проведенного тестирования все курсанты были условно разделены на три группы: «лучших», «средних», «худших». Затем все они приняли участие в учебных соревнованиях по ориентированию (на дистанцию 6 км с 8 контрольными пунктами и контрольным временем 1 час 30 мин).

У личного состава «лучших» не возникло трудностей с преодолением маршрута (92% выполнения); в группе «средних» - (66% выполнения; в группе «худших» (менее 30% выполнения). Все испытуемые имели примерно одинаковый уровень подготовленности в ориентировании (курс военной топографии) [4].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты исследования свидетельствуют о том, что ориентирование выступает как наиболее адаптивное средство для физической и специальной подготовки воинов-спортсменов. В экстремальных условиях спортивных соревнований и тактических учений можно предположить, что психические нагрузки могут возрасти многократно. По единству механизмов, задействованных в процессе профессиональной деятельности спортсменов-ориентировщиков и военнослужащих специальных подразделений, можно констатировать, что ориентирование, как средство физической подготовки и спорта является наиболее приемлемым видом физических и специальных упражнений для данной категории. Кроме того, ориентирование предопределяет развитие специальной выносливости при протекании психических процессов, увеличение продуктивности, и, соответственно, повышение работоспособности и предупреждение утомления, что очень важно в увеличивающемся потоке информации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Обоснование новой программы подготовки инструкторов по физической подготовке в Вооруженных силах Российской Федерации / А.А. Обвинцев, Г.Г. Дмитриев, А.В. Зыков, Д.Г. Спицын // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. -2016. - № 2. - С. 84-94.

2. Обвинцев, А.А. Обучение специалистов по физической подготовке в иностранных армиях / А.А. Обвинцев, В.А. Щеголев // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2010. - № 1. - С. 175.

3. Пепеляев, Е.Н. Спортивное ориентирование в Вооруженных Силах / Е.Н. Пепеляев. -М. : Академпринт, 2008. - 156 с.

4. Роговцев, Г.С. Об использовании военно-спортивного ориентирования в процессе учебно-боевой деятельности личного состава Воздушно-десантных войск / Г.С. Роговцев // Тезисы докладов итоговой научной конференции за 1977 год / Военный ин-т физ. культуры. - Л., 1978. - С. 4-5.

5. Щеголев, В.А. Физическая подготовка в военных образовательных системах США / В.А. Щеголев // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 9. - С. 55-60.

6. Ширинян, А.А. Современная подготовка спортсмена-ориентировщика / А.А. Ширинян, А.В. Иванов. - М. : Советский спорт, 2008. - 112 с.

REFERENCES

1. Obvintsev, А.А., Dmitriev, G.G., Zykov, А.У. and Spitsyn, D.G. (2016), "The rationale for the new program of training of trainers on physical training in the Armed forces of the Russian Federation", Actual problems ofphysical and special training of the security forces, No. 2, pp. 84-94.

2. Obvintsev А.А. and Shchegolev, У.А. (2010), "Training of specialists in physical training in foreign armies", Actual problems ofphysical and special training of the security forces, No. 1, pp. 175.

3. Pepelyaev, E.N. (2008), Orienteering in the Armed Forces, AcademPrint, Moscow.

4. Rogovtsev, G.S. (1977), "On the use of military-sports orientation in the process of combat training activities of the personnel of the airborne troops", In the book: Abstracts of the final scientific conference in 1977, Military institute of physical culture, Leningrad, pp. 4-5.

5. Shchegolev, У.А. (2014), "Physical education in military educational systems United States", Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp. 55-60.

6. Shirinyan, A.A. and Ivanov, A.V. (2008), Modern training athlete-orienteer, Soviet Sport, Moscow.

Контактная информация: man197912@mail.ru

Статья поступила в редакцию 04.04.2017

УДК 316.422

ДИАГНОСТИКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА ОСНОВЕ СОВРЕМЕННЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ Ирина Владимировна Мишагина, преподаватель, Илья Анатольевич Блужин, старший преподаватель, Александр Анатольевич Юрченко, студент, Марина Леонидовна Романова, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар

Аннотация

Цель исследования - разработка метода диагностики интеллектуального потенциала образовательных сред. Известно, что интеллект - мыслительные способности человека; в настоящее время разработано множество тестов для измерения уровня интеллекта индивида. Также известно, что образовательная среда - социальная система, являющаяся внешним (социокультурным) фактором личностно-профессионального развития обучающегося; неотъемлемой составляющей образовательной среды являются сами обучающиеся. Авторами настоящей статьи предложены универсальные критерии интеллектуального потенциала образовательной среды; обосновано, что ведущим методом диагностики интеллектуального потенциала образовательной среды должен быть метод каменистой осыпи, как один из наиболее современных и перспективных методов математической статистики. Предложенная методика оценки интеллектуального потенциала образовательной среды реализуема в условиях информатизации образования, на основе применения современных программных продуктов (в том числе авторской разработки - информационной системы многофакторного психологического тестирования).

Ключевые слова: образовательная среда, диагностика, интеллектуальный потенциал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.