УДК 378.016
Т.Н. Владимирова, канд. пед. наук, доц., 8-915-693-15-42, [email protected] (Россия, Москва, МГГУ им. М.А. Шолохова)
ОРИЕНТАЦИЯ СТУДЕНТОВ-ЖУРНАЛИСТОВ НА ЦЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Рассматриваются особенности процесса ориентации будущих журналистов на ценности профессиональной культуры, результатом которого является развитие творческого потенциала личности студента и актуализация его субъектной позиции. Обосновано применение тренинговых технологий в журналистском образовании.
Ключевые слова: профессиональная культура журналиста, ценность, субъектная позиция студента-журналиста, творческий потенциал личности студента, тренинговые технологии.
В условиях социально-экономических и политических преобразований современного российского общества, системной трансформации медиасреды и неопределенности ценностных ориентиров аудитории возрастают требования к профессиональным качествам журналистов как субъектов публичного информационного пространства. Сегодня востребован не просто компетентный специалист в сфере масс-медиа, способный решать профессиональные задачи, владеющий современными информационными технологиями, а журналист, с четко выраженной профессиональной позицией, способный противостоять девальвации нравственных ценностей современного общества. Поэтому возрастают требования к
университетской подготовке будущих журналистов. Ведь прежде чем
стать представителем профессии, студенту необходимо стать им по мироощущению, способу восприятия профессиональной деятельности и себя в профессиональной среде. Различные аспекты журналистской деятельности и профессиональной культуры журналиста раскрыты в работах Д.С. Авраамова, В.И Бакштановского, Е.Л. Вартановой,
И.М.Дзялошинского, Я.Н. Засурского, С.Г. Корконосенко, Г.В. Лазутиной, В.Ф.Олешко, Е.П.Прохорова, Л.Г. Свитич, Ю.В. Согомонова, М.И Шостак и других авторов. В нашем исследовании проблема развития профессиональной культуры журналиса представлена с позиций аксиологического подхода, согласно которому культура понимается «как мир воплощенных ценностей» (М.С.Каган), а центральным положением является то, что ценность представляет собой один из основных механизмов взаимодействия личности и культуры [1].
Категория ценности - одна из самых сложных в философии,
социологии и психологии. Ценности представляют собой одновременно мотивационные и когнитивные образования. Они направляют, организуют,
173
ориентируют поведение человека на определенные цели и в то же время детерминируют когнитивную работу с информацией. Ценности представляют собой некоторые конечные (идеальные) цели, к которым стремится индивид. Они дают возможность принять решение в ситуации выбора, активизируют и направляют поведение и деятельность человека.
Ценности есть высшие принципы, которые «вырабатывает» всякая социальная система для сохранения своего единства и целостности, обеспечение саморегуляции и консенсуса как в различных подсистемах, так и в системе в целом. Они определяют принципы организации и структуры общества, являются фактором стабилизации всего общественного организма, обуславливают саму возможность его успешного функционирования.
Ценностную структуру общества схематично можно представить в виде усеченной многослойной пирамиды, составляющими которой являются общечеловеческие гуманистические ценности, ценности цивилизаций, ценности конкретных обществ, ценности различных социальных слоев, групп и, наконец, системы ценностных ориентации индивидов. Каждый последующий слой такой иерархической структуры во многом определяется предыдущими слоями, служащими для них фундаментом формирования ценностей, их обоснованием и императивом.
Ценностная ориентация общества - достаточно стабильное образование. Но даже в относительно «спокойные эпохи» происходит медленный, незаметный процесс постепенных изменений приоритетов ценностей. Сущность ценностного изменения Р. Инглехарт видит в фундаментальном сдвиге от материалистических ценностей к постматериалистическим. Движущей силой этих изменений является «растущая экономическая безопасность и обеспеченность». Он подчеркивает, что такие ценностные подвижки происходят чрезвычайно медленно.Для кризисного состояния общества характерна противоречивость, незавершенность ценностей, норм, установок, падение значимости определенных ценностей, разочарование, отсутствие идеалов. Такое состояние описал еще Э. Дюркгейм, назвав его состоянием аномии, всегда сопровождающей общество в переходные периоды.
В настоящее время глубоких социально-экономических преобразований в жизни российского общества происходит процесс динамического обновления блока ценностей. Регулирование поведения человека в обществе происходит через соотнесенность с требованиями, предъявленными обществом. Современное же состояние таково, что требования неопределенны, размыты, нередко противоречивы. Разрушение прежних идеалов привело в конечном итоге к дезинтеграции общества, что повлекло резкое ослабление регуляции человека в обществе. Кривая роста преступности, алкоголизма, наркомании красноречиво свидетельствует об
этом. Социологические исследования фиксируют повышенную конфликтность, агрессивность молодежи, ориентацию значительной части ее на девиантные формы поведения. Личность как субъект социальных отношений, прежде всего, характеризуется автономностью, определенной степенью независимости от общества, способной противопоставить себя обществу. Значение мировоззренческих и ценностно-нормативных факторов в жизни личности разъясняет диспозиционная теория саморегуляции социального поведения личности. В период «переоценки ценностей» происходит разделение системы ценностей в регуляции поведения субъектов. То есть ценности могут быть рассмотрены и как элементы когнитивной структуры личности и как элементы ее мотивационно-потребностной сферы. Такое «двойственное» положение ценностей может быть объяснено их смысловой природой. Ценности же, будучи смысловыми образованиями, связывают когнитивную и мотивационную сферы, интегрируют их в данную смысловую сферу, придавая личности определенную целостность.
Таким образом, в нашей работе профессиональная культура журналиста определена как интегральное личностное качество, характеризующееся совокупностью мировоззренческих и специальных знаний, умений и навыков; соблюдением норм и принципов, принятых в журналистском сообществе; индивидуальным творческим стилем и ценностно смысловой профессиональной позицией; совокупностью мировоззренческих и специальных знаний, умений и навыков. Мировоззренческий блок характеризуется эрудицией журналиста, развивающейся в процессе познавательной деятельности. Блок специальных знаний умений и навыков образует уровень практической деятельности, который формируется в процессе накопления и реализации опыта. Показателем данных составляющих профессиональной культуры является продуктивность деятельности студента- журналиста.
Система норм и принципов, принятых в журналистском сообществе, выступает для медиаспециалиста в качестве ориентира в разных ситуациях морального выбора, возникающих в процессе профессиональной деятельности, и образует уровень регуляции социального поведения личности журналиста. Характерным показателем здесь выступают поступки и действия журналиста при решении профессиональных задач. Под индивидуальным творческим стилем мы понимаем своеобразную организацию журналистской деятельности на основе самостоятельно выработанной журналистом системы применения знаний, умений и навыков, а также уровень мотивации к достижению результатов в профессии, стремление к профессиональному самосовершенствованию. Ценностно-смысловая профессиональная позиция формируется на базе жизненных предпочтений, профессиональных интересов и ценностных
ориентаций в процессе журналистской деятельности и оказывается проявлением в самосознании личности журналиста достигнутого им уровня идентичности с профессиональной группой. Важно отметить, что профессионально-нравственные представления журналистской общности, определяющие основу профессиональной позиции журналиста и выступающие в качестве доминанты его профессионально-нравственного сознания, отражаются в таких категориях, как «профессиональный долг», «профессиональная ответственность», «профессиональная совесть», «профессиональная честь», «профессиональное достоинство» (Г.В. Лазутина).
Все составляющие профессиональной культуры взаимосвязаны между собой. Разделить их можно только условно как теоретическую схему, демонстрирующую сложное построение всех слагающих компонентов.
Важная принципиальная особенность заключается в том, что гармоничное развитие всех элементов профессиональной культуры проявляется целостно в творческой деятельности журналиста.
Таким образом, ядром профессиональной культуры журналиста являются ценности, на основе которых вырабатываются нормы поведения и определяется отношение к профессиональной реальности.
Ориентация студентов-журналистов на ценности профессиональной культуры в работе представлена как специально организованный процесс, результатом которого является развитие творческого потенциала личности будущего журналиста и актуализация субъектной позиции студента. Именно субъектная позиция студента составляет основу формирования у него целостного, дифференцированного образа «Я - будущий журналист». Студент как носитель субъектного опыта стремится к раскрытию собственного творческого потенциала в том случае, если ему предоставлены соответствующие педагогические условия. По Т.А. Ольховой, мы определяем следующие условия развития субъектной позиции студента: проблемность, проективность, рефлексивность и
эвристичность [4]. Для практического решения проблемы ориентации студентов на ценности профессиональной культуры мы обратились к тренинговым технологиям, позволяющим актуализировать интеграцию учебной и профессиональной деятельности при подготовке студентов в условиях университетского образования.
В контексте исследования мы характеризуем тренинговые технологии как систему проектирования и эффективного практического применения целей, принципов, форм, методов и средств интенсивного обучения. Таким образом, в журналистском образовании тренинговые технологии направлены на развитие компетентности в общении, на формирование навыков конструктивного поведения, а также на освоение участниками нового опыта творческой деятельности, межличностной коммуникации и
ценностных отношений. Использование тренинговых технологий в образовательном процессе способствует развитию коммуникативных и креативных способностей студентов; актуализации субъектной позиции в формировании качеств, опыта, необходимых студентам как будущим специалистам; проявлению профессиональной самостоятельности и готовности к предстоящей журналистской деятельности; активизации ценностного отношения к жизни, к обучению в университете, к профессии; развитию потенциала личности студента, стремлению к личностному и профессиональному самосовершенствованию студентов.
Важным аспектом применения данных технологий является опыт творческого взаимодействия и ценностных отношений студентов друг с другом, преподавателя и студентов. Все это направлено на то, чтобы осуществление перехода от получения знаний в ходе обучения к их применению в профессиональной деятельности было максимально эффективным. Поэтому уже в период обучения в университете у студентов изменяется отношение к будущей профессии, которая рассматривается не как деятельность по реализации абстрактных, безличных функций, а как общественно значимая творческая профессия, в которой востребованы конкурентоспособные специалисты, обладающие высоким культурноценностным потенциалом, творческой индивидуальностью, способные вносить свой вклад в развитие современной журналистики. Благодаря этому у студентов формируется четкое представление о перспективах, методах и способах личностного и профессионального развития.
Данный аспект изучения проблемы ориентации студентов на ценности профессиональной культуры предполагает, что задачей журналистского образования является трансляция культуры и духовных ценностей, задающих смысловой контекст профессионального становления будущего специалиста и развития его субъектной позиции,
Список литературы
1. Каган М.С. Философская теория ценностей. СПб: Петрополис, 1997. 205 с.
2. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста: учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд. М: Аспект Пресс, 2006. 240 с.
3. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. 2-е изд. Оренбург: Изд-во ОрГУ, 2000. 188 с.
4. Ольховая Т.А. Становление субъектности студента университета. Оренбург: Изд-во ОрГУ, 2006. 186 с.
5. Современное журналистское образование: синтез теории и практики / под ред. Г.В. Лазутиной. М: МедиаМир, 2010. 248 с.
T.N. Vladimirovva
ORIENTATION OF STUDENTS JOURNALISTS FOR VALUES OF PROFESSIONAL CULTURE
In the article the features of the orientation process on the values of professional culture of future journalists was discussed. The result of this process is the axiological potential’s development of the student’s personality and updating its subjective position. In the article the application of training technologies in journalism education was justified.
Key words: professional culture of journalist, value, subject position of student, axiological potential of the student’s personality, training technologies.
Получено 12.02.2012 г.
УДК 378.037.1
Е.Д. Грязева, канд. техн. наук, доц., зав. кафедрой,(4872) 35-54-79, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)
ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ НА ВЫБОР МЕТОДИКИ ИХ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Рассматриваются вопросы влияния объективных внешних факторов уровня индивидуальной физической развитости студентов и связанного с ним субъективного эмоционального восприятия обучающимися занятий по физической культуре на выбор методики проведения таких занятий с разными категориями студентов.
Ключевые слова: студенты, физическая культура, уровень физического развития, методика физического воспитания
Анализ результатов антропологического обследования студентов Тульского государственного университета, проводимого в 2006-2011 гг. и направленного на установление степени их субъективной физической развитости и определение уровня гармоничности и пропорциональности их телосложения с высокой математико-статистической достоверностью показал, что все современное студенчество в зависимости от индивидуальной физической подготовленности и функциональности может быть разделено на четыре основные группы. Естественно, мы не исключаем факта того, что внутри каждой из этих групп на данных уточняющих исследований в будущем может быть произведено более частное членение по специальным доминантным признакам. Поэтому мы не претендуем на всеобъемлемость и завершенность исследования, а данная публикация преследует цель обнародовать самые общие результаты, позволяющие выявить только базовые тенденции физического развития современной учащейся молодежи.
Итак, четыре группы объединяют в себе следующие категории