Научная статья на тему 'Ориентальный контекст Серебряного века'

Ориентальный контекст Серебряного века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
803
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРИЕНТАЛИЗМ / СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК / ОБРАЗ ВОСТОКА / РУССКАЯ КУЛЬТУРА / ВОСТОЧНАЯ ПОЛИТИКА / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ / ORIENTALISM / SILVER AGE / IMAGE OF ORIENT / RUSSIAN CULTURE / EASTERN POLICY / RUSSIAN EMPIRE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чач Елена Андреевна

Статья посвящена проблеме отношения к Востоку Российской империи и образу Востока, широко распространённому в русской культуре на протяжении Серебряного века. Один из ключевых моментов в статье анализ проблемы ориентализма по отношению к Российской империи и русской культуре указанного периода. Автор характеризует степень европейского влияния на русское отношение к Востоку и проявления русской специфики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The oriental context of the Silver age

This article is devoted to the problem of Russian Empire's attitude to the East and the image of «Orient» which was widespread in Russian culture during the Silver age. One of crucial points in this article is the analysis of problem «orientalism» towards the Russian Empire and Russian culture in this period. The author characterizes the degree of European influence on Russian attitude to the Orient and manifestations of Russian identity.

Текст научной работы на тему «Ориентальный контекст Серебряного века»

УДК 940.2

Е. А. ЧАЧ щ

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ОРИЕНТАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА________________________________

Статья посвящена проблеме отношения к Востоку Российской империи и образу Востока, широко распространённому в русской культуре на протяжении Серебряного века. Один из ключевых моментов в статье — анализ проблемы ориентализма по отношению к Российской империи и русской культуре указанного периода. Автор характеризует степень европейского влияния на русское отношение к Востоку и проявления русской специфики. Ключевые слова: ориентализм, Серебряный век, образ Востока, русская культура, восточная политика, Российская империя.

В конце XIX — начале ХХ вв. происходит кризис европоцентризма, вне контекста «русской идеи» Восток противостоит Западу как простота первобытности «скверне» цивилизации. Само понятие «Восток» становится не территориальным, а эстетическим, теряет чёткие географические критерии. Из Европы приходит мода на всё «восточное». Идёт активное освоение духовного наследия Востока, некоторые восточные религии осмысляются с позиции универсализма. Интерес к религиям Востока сливается с интересом к мистицизму. А. Белого привлекают Упанишады, М. Волошина — Бхагават Гита, К. Бальмонта — Зенд-Авеста, Лао-цзы, индуизм, буддизм, русское сектантство [1]. К 1890-м годам некоторые представители российской художественной элиты перестали воспринимать эпитет «азиатский» как оскорбление. Многие поэты «конца века» в Санкт-Петербурге и Москве были заинтригованы Востоком. Как и их французские современники, русские декаденты и символисты Серебряного века соединяли в себе глубоко пессимистическое мировоззрение с увлечением экзотикой, при этом, в отличие от французов, русские поэты — Владимир Соловьев, Андрей Белый и Александр Блок—сознавали свои восточные корни [2].

На страницах журнала «Аполлон» время от времени поднималась тема «дикаря», как необычайно актуальная на искусства начала ХХ в. Так, «Гоген искал у дикаря <...> новой, неусловной формы», Пет-ров-Водкин «любит одно и то же — стихийное, первобытно-чудесное в природе и в человеке. <...> он грезит <...> об элементарной красоте варвара, о наготе дикаря, отданной всем пыланиям солнца.<...> Недаром из Парижа потянуло Петрова-Водкина к настоящим дикарям, к благородной, естественной и потому прекрасной некультурности африканских туземцев» [3]. И это лишь отдельные примеры охватившей искусство тяги к первобытному человеку, к «не испорченному цивилизацией» туземцу Востока.

Помимо восхищения и романтизации, была попытка сродниться с восточными народами, найти на Востоке что-то близкое России. Так, в конце XIX — начале ХХ в. в России доброжелательное отношение к африканцам и афроамериканцам выражалось, например, во фразах: «чёрные христиане», «дружественная Эфиопия» [4]. Их поддерживали в итало-эфиопской (1895—1896) и англо-бурской (1899—1902) войнах [5]. А в 1894 г. народный Васильеостровский

театр поставил пьесу по роману Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома», представляя острые социальные вопросы через африканский контекст [6]. Восточная тематика входит в театр и через иные произведения: в декабре 1914 г. петербургский Камерный театр открылся спектаклем «Сакунтала» Калидасы. Образы этой древнеиндийской драмы в их эффектно-декоративной цветистости призваны были противостоять прозаизму серой повседневности. Арабскую сказку Гумилёва «Дитя Аллаха» ставил Театр марионеток Ю. Л. Слонимской и П. П. Сазонова [7].

Востоком насыщены страницы периодики. На обложке журнала «Вокруг света» часто можно увидеть среди пальм африканских аборигенов или туземцев Океании, индусов рядом с мечетями, американских индейцев, экзотических животных. Здесь постоянно публиковались рассказы, романы, очерки об экзотических восточных странах. Следует отметить, что публикации были не только литературно-художественными, но и научными (географическими, этнографическими, историческими), регулярно публиковались новости (обычно взятые из европейской периодики, такой как Globus, Tagliche Rundschau, Times и др.), касающиеся самых различных, даже весьма отдалённых, уголков Земного шара. Часто из номера в номер шли публикации приключенческих романов Райдера Хаггарда, Луи Жаколио, Луи Буссенара [8]. В поэме «Мик» Н. С. Гумилёва даже есть строки: «Недоставало одного: Чтобы сестра, отец и мать Его могли здесь увидать, Хоть силою волшебных чар, И в «Вокруг света» обо всём Поведал мальчикам потом Его любимый Буссенар» [9]. Проникновение в русскую литературу образов Востока из приключенческих романов западных авторов подчёркивает и гипотеза о том, что, например, сюжет стихотворения

Н. С. Гумилёва «Ягуар» отражает культ бога Тескат-липоки у ацтеков и связанный с ним обычай жертвоприношения, обыгранный в романе «Дочь Монте-сумы» Г. Р. Хаггарда, одного из любимых писателей Гумилёва [10]. Безусловно, такое внимание к западным авторам и широкое увлечение в России их романами способствовало проникновению в русское сознание ориенталистского стиля и способа мышления. Нельзя не отметить, что проникновению ориентализма способствовало и обильное цитирование западных периодических изданий (заметки об экспедициях, каннибалах и т.д.).

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010

В журнале «Вокруг света» встречаются, например, следующие характеристики Востока: Африка — «чёрный континент», где «музыка, конечно, очень дикая, танцы тоже довольно нескладные», озеро Чад— «таинственное озеро», «райский уголок», где «роскошная тропическая растительность <...> не поддаётся описанию»; племя бразильских туземцев, живущих первобытнообщинным строем, — «счастливый народ», «идиллическое зрелище», «сыны природы», у которых «идиллическая жизнь», «счастливые люди, ничего не ведающие ни о промышленности, ни о тревожных для европейца социальных вопросах»; «Китай во всём оригинален и самобытен»; в Индии — сочетание «жалких хижинок» и «чарующей роскоши» тропической растительности, а сами индусы не принадлежат к цивилизованным народам; арабские девушки, танцуя, исполняют па «дикие, но в то же время грациозные до невероятности», курды — «дикий народ» [11]. В отношении к Востоку преобладает чувство превосходства, иногда смешанное с удивлением или восхищением (но это восхищение роскошью природы и первобытностью нравов). Интересно, что Турция в политическом плане рассматривается как европейская держава, что свидетельствует об условности понятий «Восток» и «Запад» и о несовпадении их границ с общепринятыми географическими границами Востока и Запада [12].

Нельзя не отметить и разницу в оценках влияния на Восток Англии — с одной стороны, и Франции — с другой. Цивилизаторская миссия Англии на Востоке признавалась нехотя, как бы мимоходом, гораздо чаще можно увидеть негатив по отношению к её имперской политике: «Англичане не стесняются с дикарями, когда вздумают захватить ту или иную землю. Придравшись к каким-нибудь пустякам, они начали войну с матабелами, <.> город Булувайо английские войска взяли штурмом и варварски предали огню и разрушению» (при этом противостоит англичанам король племени, «храбрый Лобенгула») [13]. В такой характеристике, очевидно, сыграло немалую роль соперничество между Англией и Россией на международной арене. Влияние же на восточные народы французов представляли гораздо более благотворным (например, французский путешественник Жан-тиль «положил начало европейской культуры во вновь открытой земле [в районе озера Чад]») [14]. Следует отметить, что среди приключенческих романов, печатавшихся в «Вокруг света», подавляющее большинство романов французских авторов, которые, в свою очередь, часто создавали нелестные образы англичан (основная причина — борьба за колонии в Америке).

На темы и характер публикаций в периодике влияли и события внешней политики. Активное участие России в подавлении восстания ихэтуаней вызвало острую полемику на страницах печатных изданий. Современники усматривали в китайском конфликте начало войны Востока и Запада. Соловьев в предсмертной заметке «по поводу последних событий« увидел в подавлении восстания предзнаменование окончательной развязки истории, а в стихотворении «Дракон» воспел императора Вильгельма II. Корреспондент Соловьева, визионерка и пророчица А. Н. Шмидт радовалась рождению в войне с Китаем единого «европейского войска». К разделу Китая призывал князь С. Н. Трубецкой, сходясь в этой позиции с консервативными публицистами «Московских ведомостей» [15]. Петербургская печать по большей части придерживалась прямо противоположной точки зрения. Князь Э. Э. Ухтомский в самый разгар китайского восстания выпустил в свет брошюру «К собы-

тиям в Китае. Об отношениях Запада и России к Востоку», где определял ихэтуаньское движение как «движение, охватившее пока лишь часть Китая, и, конечно, всею тяжестью обрушивающееся на Россию за ее, надо надеяться, временное и случайное отождествление своих интересов с интересами других хищнически настроенных и лукаво действующих держав» [16]. Примерно такую же — антиевропей-скую и прокитайскую позицию — высказывал в то время и издатель «Нового времени» А. С. Суворин, настойчиво советовавший своему народу не «таскать каштаны из огня» ради блага англичан и не ссориться с китайцами. А один из постоянных авторов «Нового времени» С. Н. Сыромятников провозглашает: «Мы сделаемся предводителями бедных материальными благами и богатых духом... Отныне не будем мы защищать грудью Европу от Азии, как защищали ее от натиска татар. Мы пойдем заодно с этой Азией, ибо мы нашли себя и обдумали себя и увидели, что вы идете не на дело жизни и обоготворения, а на дело смуты и служения дьяволу» [17]. Так, через полемику во время восстания ихэтуаней стало видно противоречивое отношение в общественной мысли к проблеме места, занимаемого Россией между Востоком и Западом. И если политика России шла в ногу с политикой европейских держав, то представители общественной и философской мысли резко отделились от этой политики. Причём не только прямые «проази-атские« высказывания можно назвать проявлением особого, «полувосточного« русского характера, но и даже те выступления, которые поддерживали политику России, однако при этом оставались связаны с положением о срединном положении России и о её особой миссии на Востоке. Хотя, безусловно, следует отметить, что восприятие России как европейской державы и отождествление её политики с политикой западной имело своих идеологов и своих сторонников.

Следующей — и, наверное, самой знаковой — вехой в отношениях между Россией и Востоком стала русско-японская война 1904—1905гг. Сразу же в журнале «Вокруг света» начали более активно печатать очерки о Японии, о её природе, обычаях и, конечно, о японской армии. Нельзя сказать, что отношение к японцам в этих публикациях было враждебным: скорее, это были научные и документальные материалы, знакомящие русского читателя с особенностями противника. Также публиковали дневники и заметки русских офицеров, воевавших на японском фронте. Из номера в номер стала публиковаться повесть князя М. Н. Волконского «Русский и японец». В ней, однако, можно увидеть не столько создание образа врага, сколько идеализацию всего японского: «Нагасаки и вообще японские гавани, по всеобщему мнению, принадлежат к симпатичным портам. <...> Маленькие, будто кукольные, японцы и японки были приветливы, необычайно вежливы и радушны. <...> Всё <...> у японцев до самой последней вещицы <...> разумно прилажено и приспособлено <...>. Вообще у японцев много вкуса» [18]. Подчёркивалось отличие Японии от других восточных стран. С одной стороны, японец — не европеец, «безобразен он и смешон в европейской куртке и панталонах, не говоря уже о сюртуке или фраке», «обевропеившийся японец круто меняется в своём характере <...>, становится грубым, дерзким, заносчивым и нахальным» [19]. С другой стороны, можно прочитать: «Мы, воображая, что раз Япония на востоке, так там должно нравиться всё пёстрое, посылаем туда яркие по цветам и узорам товары, а японцы считают наш вкус ниже своего и

работают для нас вещи с их точки зрения <...> безвкусные» [20]. Таким образом, Япония, будучи восточной страной, тем не менее не подходила под привычные клише восточной «пестроты» и «роскоши», а Россия должна была учесть и это своеобразие, и другие особенности японской державы, избегая отношения к японцам как к примитивному народу.

Если в русско-японской войне Россия выступала как западная держава, то в начале Первой мировой войны становится всё более радикальным славянофильство, которое, противопоставляя Россию Западу, стремится сильнее связать её с Востоком. Ф. К. Сологуб пишет: «Мы — не Запад и никогда Западом не будем. Мы — восток религиозный и мистический, Восток Христа, предтечами которого были и Платон, и Будда, и Конфуций» [21]. Выросшая из вопроса о русском национальном характере «скифская» тема в поэзии яростно прозвучала в конце войны в стихотворении Блока «Скифы». Напоминание миру о том, что «Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы!», оказывалось дерзким ответом на германское представление о русских как варварских азиатах (это являлось существенным аспектом кайзеровской пропаганды во время войны). Однако провозглашая азиатское происхождение своего народа, Александр Блок оказывался в явном меньшинстве среди соотечественников, это меньшинство — группа интеллектуалов, которые делали упор на большей родственности своей нации Востоку, чем Западу (среди них — В. С. Соловьев, восклицавший в одном из своих стихотворений: «С Востока свет, с Востока силы») [22]. Панмонголизм у Блока — знак справедливого возмездия Европе, а не угроза России (в отличие от представлений Соловьёва). При этом, называя русских «азиатами», он не призывает их слиться с желтой Азией, с «монгольской дикою ордой« и разрушить проклятый мир «стальных машин, где дышит интеграл». И, таким образом, Россия в «Скифах» всё же занимает срединное положение между Европой и Азией. И проблема «Восток-Запад», оставшись неразрешённой, после прекращения существования России как империи перешла по наследству к новой, советской, России.

Таким образом, можно отметить, что в период Серебряного века отношение к Востоку было многоплановым и неоднозначным. Здесь и тема «дикаря», и вопрос о родстве с Востоком, и «скифская» тема (стихотворение Блока «Скифы», написанное в январе 1918 г., ещё принадлежит по духу уходящей эпохи и свидетельствует о том, что и после прекращения существования Российской империи проблема «Восток-Запад» продолжала существовать). Нельзя не отметить, что, несмотря на сильное влияние на русское сознание ориенталистких концепций, проникающих в Россию, в частности, через приключенческие романы западных авторов и через выдержки из европейской периодики, отношение к Востоку имеет свою, чисто русскую специфику. Эта специфика — в осознании своих восточных корней, в попытке найти нечто общее между Россией и восточными странами, и даже в прямом утверждении о том, что Россия — Восток. Однако следует подчеркнуть, что эти взгляды никогда не были однозначными и часто сопровождались жёсткой полемикой.

Библиографический список

1. Крейд В. Встречи с Серебряным веком / Воспоминания о Серебряном веке // сост., коммент. В. Крейд. — М. : Республика, 1993. — С. 11.

2. Схиммельпеннинк ван дер Ойе Д. Азиатский соблазн России // Космополис. —Зима 2002 — 2003. — № 2. // Режим доступа: http://www.rami.ru/cosmopolis/ агсЫуе8/2/8Ытте1-pennik.html

3. Бакст Л. Пути классицизма в искусстве // Аполлон: Художественный и литературный журнал. — 1909. — № 3. — С. 57; Маковский С. Выставка К.С. Петрова-Водкина в редакции «Аполлона» // Аполлон: Художественный и литературный журнал. — 1909. — № 3. — С. 11.

4. Афиша «Абиссинская выставка» в петербургском журнале «Зритель» (1908 г.) // Давидсон А. Муза странствий Николая Гумилёва. — М. : Наука; Восточная литература, 1992. — С. 54 — 55.

5. Давидсон А. Муза странствий Николая Гумилёва. — М. : Наука; Восточная литература, 1992. — С. 248 — 249.

6. Бичер-Стоу Гарриет // Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный ресурс]. — М., 2005; Артистъ: Журналъ изящныхъ искусствъ и литературы. — 1894. — № 39. — С. 199.

7. Золотницкий Д.И. Театр поэта // Гумилёв Н.С. Драматические произведения. Переводы. Статьи. — Л. : Искусство, 1990. — С. 3 — 38. — (Библиотека русской драматургии). — С. 7, 26 — 28.

8. Вокруг света. Журнал путешествий и приключений на суше и на море. — М. : ГИХИЛ, 1894— 1917.

9. Гумилев Н. С. Мик: Африканская поэма // Гумилев Н. С. Полное собрание сочинений : в 10 т. — Т. 3: Стихотворения. Поэмы (1914—1918). — М. : Воскресенье, 1999. — С. 24 — 25.

10. Гумилев Н. С. Ягуар // Гумилев Н. С. Полное собрание сочинений : в 10 т. — Т. 1: Стихотворения. Поэмы (1902— 1910). — М. : Воскресенье, 1998. — С. 120—121; Комментарии // Там же. — С. 389 — 390.

11. Вокруг света. Журнал путешествий и приключений на суше и на море. — 1894. — № 19. — С. 299; Вокруг света. Журнал путешествий и приключений на суше и на море. — 1898. — № 48. — С. 763; Вокруг света. Журнал путешествий и приключений на суше и на море. — 1894. — № 6. — С. 90; Вокруг света. Журнал путешествий и приключений на суше и на море. — 1894. — № 7. — С. 110; Вокруг света. Журнал путешествий и приключений на суше и на море. — 1894. — № 11. — С. 162; Вокруг света. Журнал путешествий и приключений на суше и на море. — 1894. — № 15. — С. 237; Вокруг света. Журнал путешествий и приключений на суше и на море. — 1894. — № 19. — С. 300; Вокруг света. Журнал путешествий и приключений на суше и на море. — 1894. — № 20. — С. 319.

12. Вокруг света. Журнал путешествий и приключений на суше и на море. — 1894. — № 20. — С. 319.

13. Вокруг света. Журнал путешествий и приключений на суше и на море. — 1894. — № 4. — С. 55; Вокруг света. Журнал путешествий и приключений на суше и на море. — 1894. — № 15. — С. 238.

14. Вокруг света. Журнал путешествий и приключений на суше и на море. — 1898. — № 48. — С. 764.

15. Межуев Б. Забытый спор: О некоторых возможных источниках «Скифов»« Блока // Режим доступа: http://www.pra-уауа.т/Ьоок/23/742?рп^=1

16. Ухтомский Э.Э. К событиям в Китае. Об отношениях Запада и России к Востоку. — СПб., 1900. — С.1 // Цит. по: Ме-жуев Б. Забытый спор: О некоторых возможных источниках «Скифов» Блока // Режим доступа: http://www.pravaya.ru/book/ 23/742?print=1

17. Сыромятников С.Н. Опыты русской мысли. Книга первая. — СПб., 1901. — С.30 // Цит. по: Межуев Б. Забытый спор: О некоторых возможных источниках «Скифов» Блока // Режим доступа: http://www.pravaya.ru/book/23/742?print=1

18. Вокруг света. Журнал путешествий и приключений на суше и на море. — 1905. — № 1. — С. 4 — 5.

19. Вокруг света. Журнал путешествий и приключений на суше и на море. — 1905. — № 3. — С. 38.

20. Вокруг света. Журнал путешествий и приключений на суше и на море. — 1905. — № 1. — С. 5.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (85) 2010 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (85) 2010

62

21. Цит. по: История русской литературы: ХХ век: Серебряный век / под ред. Ж. Нива, И. Сермана, В. Страды, Е. Эткинда. — М. : Прогресс — Литера, 1995. — С. 604.

22. Схиммельпеннинк ван дер Ойе Д. Азиатский соблазн России // Космополис. — Зима 2002 — 2003. — № 2. // Режим доступа: http://www.rami.ru/cosmopo1is/ archives/2/shimme1-pennik.html

ЧАЧ Елена Андреевна, соискатель кафедры дореволюционной отечественной истории и документове-дения.

Адрес для переписки: e-mail: lech2003@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.05.2009 г.

© Е. А. Чач

IV МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «УРОКИ ИСТОРИИ. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНЫ, ИСТОРИЯ РОССИИ И МИРА ХХ-ХХ1 ВЕКОВ»

Санкт-Петербург, Россия, 8 — 9 апреля 2010 года Предлагаемые вопросы для рассмотрения на заседаниях конференции:

1. Исторический и геополитический анализ событий в России и в мире в первой трети ХХ века.

2. Исторический и геополитический анализ событий накануне Второй мировой войны (ВМВ) и Великой Отечественной войны (ВОВ).

3. Исторический и геополитический анализ событий периодов ВМВ и ВОВ:

3.1. Анализ военных и политических событий на территориях СССР, Западной Европы, на море и на других театрах военных действий;

3.2. Анализ технологии передислокации и перевода промышленных предприятий на производство военной продукции в период ведения боевых действий. Режим мобилизационной экономики;

3.3. Анализ процессов создания и функционирования партизанского движения и его вклада в победу СССР над Германией.

3.4. Анализ внутрисоюзных и международных событий в период и после завершения ВОВ и их геополитические последствия;

3.5. Битва под Москвой, окружение немцев под Сталинградом, Курская дуга и другие победы советской армии и их роль в победе над Германией и её союзниками;

3.6. Блокада, голод, прорыв и ликвидация блокады Ленинграда;

3.7. Атомная бомбардировка авиацией США японских городов Хиросима и Нагасаки и их функциональное назначение. Провоцирование Соединенными Штатами Америки начала «холодной войны» и формирование идеологии США о мировом господстве.

3.8. Анализ потерь гражданских и военных лиц и подсчет экономического ущерба, нанесенного нацистской Германией и её союзниками Советскому Союзу и другим жертвам их агрессии;

3.9. Патриотизм и героизм советского народа и Красной армии — основа победы СССР во Второй мировой войне над нацистской Германией и её союзниками;

3.10. Роль высокотехнологической промышленности, высокотехнологического оружия и высокого уровня фундаментальных и прикладных исследований в победе СССР во Второй мировой войне.

4. Исторический и геополитический анализ процессов послевоенного устройства мира.

5. Внутрисоюзные и международные события 1985 — 2009 годов. Нелегитимность уничтожения СССР. Исследование механизмов нарушения мирового баланса сил и их геополитические последствия. Война Грузии против Южной Осетии и Абхазии в августе 2008 года и её международные последствия.

6. Ретроспективный анализ истории России и мира в ХХ — ХХ1 веках. История и геополитика последних и последующих 25 лет.

7. Фальсификация истории и результатов Второй мировой войны как один из методов ведения «холодной войны», управления историческими процессами, новым переделом мира.

8. Нацизм, фашизм, расизм и геноцид Западной цивилизации — генезис и морфология.

9. Идеология победы, сохранение истории совместных побед — основа современной государственной политики Российской Федерации и Содружества Независимых Государств.

10. Ускорение политической и военной интеграции стран Содружества Независимых Государств и создание единых государственных и межгосударственных институтов на примере процессов интеграции стран Евросоюза и НАТО.

Актуальность такой конференции резко возросла в связи с известными политическими событиями последних 20 — 30 лет и массированной глобальной фальсификацией истории Второй мировой войны, периода её подготовки и поствоенного периода.

Регистрация, открытие и пленарное заседание конференции будут проходить 08 апреля 2010 года в актовом зале Петербургского государственного университета путей сообщения по адресу: Санкт-Петербург, Московский проспект, 9, ПГУПС.

Регистрация с 9.00 до 10.00, открытие и начало работы конференции в 10.00.

Контакты: тел./факс 007-(812)-574-3017, 007-(812)-332-9178.

Более подробную информацию можно найти на сайтах: htfi.ru и htfi.org

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.