Научная статья на тему 'Оргструктура механизма функционирования обязательного социального страхования в России'

Оргструктура механизма функционирования обязательного социального страхования в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
381
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Добрусина Маргарита Ефимовна, Коновалова Мария Петровна

Являясь важным элементом социальной экономики, социальное страхование само выступает в качестве сложной многоуровневой, социально-экономической системы. Сделана попытка рассмотреть основные элементы обязательного социального страхования в России в настоящее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The annotation on the article «The structure of functioning social insurance in Russia

An important elements of social economy, is a social insurance complication multylayer social economic system. The aim of the article is an attempt to examine the main elements of compulsory in Russia. The article is intended for students, teachers, and experts in the field of social insurance.

Текст научной работы на тему «Оргструктура механизма функционирования обязательного социального страхования в России»

М.Е. Добрусина, М.П. Коновалова

ОРГСТРУКТУРА МЕХАНИЗМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ

Являясь важным элементом социальной экономики, социальное страхование само выступает в качестве сложной многоуровневой, социально-экономической системы. Сделана попытка рассмотреть основные элементы обязательного социального страхования в России в настоящее время.

Авторами определен механизм функционирования обязательного социального страхования, выделены все субъекты, даны размеры пособий и механизм их выплаты применительно к 2006 г.

Проведено организационное обоснование системы социального страхования, в связи с чем сформулирована оргструктура механизма функционирования обязательного социального страхования в России, включающая совокупность таких элементов во взаимосвязи и взаимодействии, как: объекты и субъекты социального страхования; принципы организации социального страхования; страховые выплаты; формы государственного регулирования социального страхования.

Механизм функционирования удобен для профессиональной подготовки кадров в области социального страхования и социальной защиты, в практической работе бухгалтеров предприятий, аудиторов. В 2007 г. произошли значительные перемены в нормативноправовой базе, однако изменились только размеры страховых выплат, а основные элементы оргструктуры социального страхования остались прежними [5, 7].

Объектом обязательного социального страхования являются социальные риски. Под социальным риском понимаются предполагаемые социально-экономические изменения, которые оказывают влияние как на общество в целом, так и на отдельных его граждан. Каждый вид социального риска имеет свою природу и по-разному проявляется для различных категорий граждан.

К субъектам обязательного социального страхования относятся страхователи, страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определенные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В качестве страхователей выступают организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные платить страховые взносы по конкретным видам обязательного социального страхования.

Под страховщиками понимаются некоммерческие организации, созданные для обеспечения прав застрахованных лиц по обязательному социальному страхованию при наступлении страховых случаев. Их роль выполняют государственные внебюджетные фонды.

Застрахованными в системе социального страхования являются:

- граждане, работающие по трудовому договору;

- лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой;

- иные категории граждан, определяемые законом.

Организация социального страхования базируется

на следующих основных принципах:

1. Обязательность социального страхования.

2. Устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования за счет эквивалентности

страхового обеспечения средствам фонда социального страхования.

3. Государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных рисков.

4. Независимость страховых выплат от финансового положения страхователя.

5. Паритетность участия субъектов социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования.

6. Ответственность фонда социального страхования за целевое использование средств.

7. Автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

8. Надзор и общественный контроль.

Страховые выплаты по социальному страхованию

производятся в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами РФ. За счет средств Фонда социального страхования РФ производятся выплаты следующих видов пособий [4]:

1. Пособие по временной нетрудоспособности.

2. Пособие по беременности и родам.

3. Единовременное пособие при рождении ребенка.

4. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности.

5. Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

6. Пособие при усыновлении ребенка.

7. Пособие на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня услуг по погребению.

С 01.01.2007 г. отменяется понятие непрерывного трудового стажа, используемого при определении размера пособия по временной нетрудоспособности, и вводится понятие общего трудового стажа. В настоящее время максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности составляет 16125 руб. в месяц [3].

Впервые с 01.01.2007 г. предусмотрено единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью в размере 8000 руб. [1].

Значительные изменения введены с 01.01.2007 г. в процедуру выплаты пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет [2, 6]. Ежемесячное пособие выплачивается гражданам как работающим, так и неработающим, фактически осуществляющим уход за ребенком. Для неработающих размер пособия фиксирован и составит 1 500 руб. при уходе за первым ребенком и 3 000 руб. - за вторым и последующими детьми. Размер пособия для работающих граждан установлен в размере 40% от среднего заработка за последний календарный год, но не ниже, чем 1 500 руб. При этом максимальный размер пособия не может превышать 6 000 руб. В случае ухода за двумя и

более детьми до достижения ими возраста полутора лет размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком суммируется.

С 01.01.2007 г. женщины, родившие или усыновившие второго и последующих детей, имеют право на материнский капитал в размере 250 000 руб. [2].

Материнский капитал - это средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, семей, имеющих детей. Средства материнского капитала будут распространяться на детей, рожденных в период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2016 г., и могут быть потрачены на обучение детей, строительство или при-

обретение жилья. Ежегодно предусмотрена индексация суммы материнского капитала.

Обязательное социальное страхование функционирует в рамках действующего нормативно-правового поля. Оно полностью находится в компетенции правительства. Таким образом, эффективное функционирование обязательного социального страхования напрямую зависит от действенных и гибких методов регулирования со стороны государства.

В этом отношении государство играет главенствующую роль. Механизм обязательного социального страхования базируется на учете действия социальноэкономических законов, правовом режиме, порядке организации.

ЛИТЕРАТУРА

1. «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социально-

му страхованию»: Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ // Российская газета. 2006. 31 декабря.

2. «Об утверждении Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей»: Постановление Правитель-

ства РФ от 30.12.2006 года № 865 // Российская газета. 2007. 10 января.

3. «О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2007 год»: Федеральный закон от 19.12.2006 г. № 234-Ф3 // Российская газета. 2006.

29 декабря.

4. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»: Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ (в ред. от 05.12.2006 г.) // Россий-

ская газета. 2006. 21 декабря.

5. Бочкова Л. Новый порядок расчета декретных // Главбух. 2007. № 3. С. 40-43.

6. Новицкая Л. Детские пособия: сумма больше, расчет сложнее // Главбух. 2007. № 3. С. 44-50.

7. Орлова Г. Новый порядок расчета больничных // Главбух. 2007. № 3. С. 34-39.

Статья поступила в редакцию журнала 11 декабря 2006 г., принята к печати 18 декабря 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.