Научная статья на тему 'Органоминеральная смесь на основе асфальтогранулята для ямочного ремонта городских улиц и дорог'

Органоминеральная смесь на основе асфальтогранулята для ямочного ремонта городских улиц и дорог Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
519
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ORGANO-MINERAL MIXTURE / ASPHALT GRANULATE / ASPHALT CONCRETE / ROAD CONSTRUCTION / BINDER / LIME-CONTAINING WASTE / ОРГАНОМИНЕРАЛЬНАЯ СМЕСЬ / АСФАЛЬТОГРАНУЛЯТ / АСФАЛЬТОБЕТОН / ДОРОЖНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / ВЯЖУЩЕЕ / ИЗВЕСТЬСОДЕРЖАЩИЕ ОТХОДЫ

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Киричук Д.И., Гайдайчук Ю.А., Катасонов М.В., Гофман Д.И.

В работе рассмотрено применение асфальтогранулята в качестве основного компонента холодной органоминеральной смеси предназначенной для ямочного ремонта городских улиц и дорог в период межсезонья. Дается общая характеристика смесей и входящих в них компонентов, приводятся плюсы и минусы, а также возможность их применения. В качестве порошкообразного эмульгатора и активатора рекомендовано применять известьсодержащий отход (гидрат окиси кальция) химической промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Киричук Д.И., Гайдайчук Ю.А., Катасонов М.В., Гофман Д.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organomineral mix on the basis of asphalt granulate for patching of city streets and roads

This article considers the use of asphalt as the main component of the cold organo-mineral mixture intended for patching of city streets and roads during the off-season. The General characteristics of mixtures and their components are given, the pros and cons, as well as the possibility of their application are given. As a powder emulsifier and activator, it is recommended to use lime-containing waste (calcium oxide hydrate) of the chemical industry.

Текст научной работы на тему «Органоминеральная смесь на основе асфальтогранулята для ямочного ремонта городских улиц и дорог»

Органоминеральная смесь на основе асфальтогранулята для ямочного

ремонта городских улиц и дорог

Д. И. Киричук, Ю.А. Гайдайчук, М.В. Катасонов, Д.И. Гофман Институт архитектуры и строительства ВолгГТУ, Волгоград

Аннотация: В работе рассмотрено применение асфальтогранулята в качестве основного компонента холодной органоминеральной смеси предназначенной для ямочного ремонта городских улиц и дорог в период межсезонья. Дается общая характеристика смесей и входящих в них компонентов, приводятся плюсы и минусы, а также возможность их применения. В качестве порошкообразного эмульгатора и активатора рекомендовано применять известьсодержащий отход (гидрат окиси кальция) химической промышленности.

Ключевые слова: органоминеральная смесь, асфальтогранулят, асфальтобетон, дорожное строительство, вяжущее, известьсодержащие отходы.

Введение

Учитывая климатические условия большинства регионов нашей страны, имеющих в осенний и весенний периоды большие суточные температурные перепады, вызванные частым переходом через ноль, происходит периодическое оттаивание и замерзание воды в открытых порах верхнего слоя асфальтобетонного покрытия, что является неблагоприятным фактором для всего состояния автомобильной дороги в целом. Кроме этого в результате эксплуатации покрытие подвергается воздействию нагрузок от колес движущихся автомобилей, что приводит к основным причинам появления поверхностных разрушений асфальтобетона с образованием выбоин и ям на его поверхности.

В последние годы РФ ведется интенсивное строительство и ремонт дорожных покрытий, в связи, с чем дорожными организациями снимается огромное количество старого асфальтобетона. В сфрезерованном асфальтогрануляте (далее АГ) остается до 90% полезной массы асфальтобетона, которая пригодна для дальнейшего применения в качестве материала для органоминеральных смесей (далее ОМС). Мировая практика применения асфальтового лома старых покрытий показывает, что такие

страны, как США, Англия, Германия и Франция, повторно используют весь переработанный материал (100%), Япония, Чехия и Словакия - 80%, Венгрия - 60% и Польша - 50% [13].

Актуальность исследования

ОМС наиболее эффективны для устройства дорожных одежд, т.к. имеют технические экономические и эксплуатационные преимущества, такие как:

- высокая технологичность процесса изготовления материала;

- обеспечение требуемой ровности и шероховатости покрытия;

- эффективность проведения дорожно-ремонтных работ;

- сжатые сроки исполнения дорожно-ремонтных работ;

- высокая эксплуатационная надежность;

- возможность использования вторичных ресурсов дорожной отрасли, в первую очередь асфальтогранулята;

АГ - сыпучий материал, получаемый в результате фрезерования существующего асфальтобетонного покрытия, состоящий из минеральных компонентов и органического вяжущего. Повторное применение старого асфальтобетона в дорожном строительстве позволяет уменьшить дефицит кондиционных минеральных и вяжущих материалов, сократить расходы на их перевозку, способствует решению проблем утилизации асфальтобетонного лома и охраны окружающей среды [1].

Органоминеральные смеси на основе АГ с применением диспергированного битума на эмульгаторе, представленном водной суспензией известьсодержащего отхода, возможно, использовать при необходимости проведения аварийного ямочного ремонта неблагоприятных погодных условиях [2].

Постановка задачи

Цель нашей работы заключается в разработке состава органоминеральной смеси отвечающей требованиям нормативных документов содержащей в своем составе в качестве основного минерального материала асфальтогранулят, а в качестве органического вяжущего диспергированный вязкий битум, эмульгированный известьсодержащим отходом, обеспечивающим ускоренное формирование конгломерата в дорожном покрытии.

Экспериментальная часть исследования

В экспериментальных исследованиях использовался асфальтогранулят, снятый с покрытий улиц города Волгограда. Определен зерновой состав минеральной части АГ методом выжигания вяжущего, содержание зерен фракции 5-15 мм составляет 33%, зерен фракции 0,63-5 мм - 27%, зерен мельче 0,63 мм - 40%, в том числе зерен меньше 0,071 мм - 8%. Содержание органического вяжущего - 5%. Для того чтобы органоминеральная смесь соответствовала показателям ГОСТ 30401-2012 предъявляемое к минеральной части мелкозернистых смесей, необходимо следующее процентное соотношение всех компонентов смеси: 80% асфальтогранулята, 14% отсевов дробления щебня фракции 0-5мм и 6% известьсодержащего отхода. Известьсодержащий отход представлен гидрат окиси кальция и имеет следующие технические характеристики.

Таблица №1

Технические характеристики известьсодержащего отхода

№ п/п Наименование показателей Фактические показатели

1 Массовая доля окиси кальция в пересчете на гидрат окиси кальция, % 82,0

2 Массовая доля влаги, % 10

3 Массовая доля карбида кальция, % 0,40

Максимально допускаемая 10% влажность известьсодержащего отхода

пригодна в изготовлении органоминеральной смеси с диспергированным вязким битумом, т.к. известь является очень хорошим эмульгатором битума, что обеспечивает ускоренное образование конгломерата в дорожном покрытии.

Для увеличения дисперсности битума в ОМС положительно скажется незначительный нагрев составляющих смеси, исходя из чего принят следующий технологический регламент:

- нагрев АГ до 800С; дозирование и подача в работающий смеситель холодного известьсодержащего отхода, теплого отсева дробления;

- добавление не нагретой воды в смеситель;

- в течение 15-20 секунд смешивание доставленных в смеситель компонентов с водой;

- добавление нагретого до 90-950С битума в количестве 3% от общей массы смеси

-перемешивание до получения однородной массы смеси, продолжительностью около 1 минуты.

Принято 14% воды от массы минеральной части смеси, чтобы не было лишней воды, которая может привести к расслоению водоминерального состава и осложнению эмульгируемости битума. Пригодность смеси является проверяется в соответствии требованиям ГОСТ 30491-2012. Навеска из смеси помещается в предварительно смазанные цилиндрические формы диаметром 71,4 мм (площадью 40 кв. см), производится прессование под давлением 40 МПа, при температуре 20 +/- 2 °С. Время выдерживания - 3 мин. Высота образца в среднем составляет 71 мм. Если материал укладывать в покрытие, то окончательное его доуплотнение произойдет в процессе эксплуатации. В нашем случае изготовлены образцы для определения физико-механических свойств, поэтому доуплотнение производиться только после того, как образцы будут выдержаны в сушильном шкафу при температуре 100°С 12

часов.

Определены физико-механические показатели образцов (таблица №2).

Таблица №2

_Физико-механические свойства органоминеральной смеси_

Наименование показателей

Средняя плотность, г/см3 Предел прочности при сжатии, МПа, при температуре:

ГОСТ 304912012 Фактически

- 2,32

не менее 1,8 2,30

не менее 0,9 0,92

не менее 0,80 0,85

не менее 0,70 0,74

2,0 - 6,0 5,20

не более 1,5 0,60

200С

500 С

Водостойкость

Водостойкость при длительном водонасыщении Водонасыщение, % по объему Набухание, % по объему_

Полученные результаты испытаний соответствуют требованиям ГОСТ 30491-2012.

Использование холодной ОМС удобно для выполнения ямочного ремонта в весенний и осенний период без осушения поверхности выбоин. Холодные асфальтобетонные смеси, как и другие стандартные смеси, приготавливаются в горячем состоянии, но, в отличие от горячих смесей, укладываются в холодном виде[3].

Холодные ОМС приготавливают в холодном виде, а значит, не требуют взрыхления при укладке на хранение и имеют улучшенное сцепление с влажной поверхностью ремонтируемого места[3]. При ямочном ремонте с применением холодной ОМС необходимо предварительно промыть выбоину, и заделать ее смесью, из оптимального подобранного состава, приготовленной в обычных асфальтобетонных установках, дооборудованных системой подачи и дозировки воды, и в последующем уплотнить.

Заключение

Холодные органоминеральные смеси могут выступать в качестве

альтернативы горячих литых асфальтобетонных смесей при проведении ямочного ремонта городских улиц и дорог в период межсезонья. Отсутствие необходимости подготовки выбоины перед заделкой упрощает технологию производства работ, а набор прочности смеси в период эксплуатации обеспечивает надежную работу отремонтированного покрытия, обеспечивая фактическую пропускную способность движущегося транспорта с разрешенной скоростью.

Применение асфальтогранулята и известьсодержащего отхода в составе ОМС позволяет расширить номенклатуру дорожно-строительных материалов, особенно для регионов, не имеющих на своей территории качественных каменных месторождений.

Литература

1. Черных Д.С., Строев Д.А., Задорожний Д.В. Оценка влияния количества асфальтогранулята и технологии его подачи на свойства приготавливаемых асфальтобетонных смесей // Инженерный вестник Дона, 2013, №4 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/2197

2. Романов С.И., Рябикин Ю.А., Пронин С.А., Зашквара О.В., Лескин А.И. Влияние режимов производства и механоактивации нефтяного битума на его свойства // III Международный симпозиум "Физика и химия углеродных материалов / Наноинженерия", 14-16 кыркуйек, Алматы 2004. -Алматы, 2004. С. 200-202.

3. Кочерга В.Г., Зырянов В.В., Кулик Е.П. Всепогодный ремонт покрытий автодорог с использованием модифицированных холодных асфальтобетонных смесей // Инженерный вестник Дона, 2012, №2 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2012/855

4. Горелышева, Л. А. Органоминеральные смеси в дорожном строительстве // Автомобильные дороги: обзорная информация. М.: Информавтодор, 2000. Вып 3. 107 с.

5. Карамышева, В. М., Горелышева, Л. Л. Применение влажных органоминеральных смесей при строительстве и ремонте автомобильных дорог // Автомобильные дороги: обзорная информация. М.: ЦБНТИ Минавтодора РСФСР, 1989. Вып. 4. 53 с.

6. Лупанов, А. В., Силкин В.В., Суханов А. С., Гладышев Н. В. Применение асфальтового гранулята при производстве асфальтобетонных смесей на АБЗ // MAXConference: сайт компании. URL: maxconf.ru/event/files/48.

7. Паневин, Н. И. Опыт использования асфальтогранулята в органоминеральных смесях с битумной эмульсией: презентация ООО «Автодорис» // MAXConference: сайт компании. URL: maxconf.ru/event/files/48.

8. Катасонов М.В., Лескин А.И., Кочетков А.В., Гофман Д.И., Куксгаузен В.В. Применение влажной органоминеральной смеси для устройства конструктивных слоев дорожной одежды при строительстве автодорожного подхода к Керченскому мосту со стороны Тамани // Транспортные сооружения, 2018 №3, URL: t-s.today/PDF/03SATS318.pdf. DOI: 10.15862/03SATS318.

9. Лескин А. И., Гофман Д. И., Катасонов М. В., Вовко В. В., Скоробогатченко Д. А. Использование местных отходов химической промышленности в составленных вяжущих // Вестник Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Строительство и архитектура. 2018. Вып. 53(72). С. 83-91.

10. Лескин А. И., Гофман Д. И., Катасонов М. В. Улучшение прочностных характеристик низкомарочного и малопрочного щебня путем обработки органическим композитным материалом // Вестник Волгоградского государственного архитектурно-строительного

университета. Серия: Строительство и архитектура. 2017. Вып. 48(67). С. 130-139.

11. Holl, A. Dünne Schichten im Kalteinbau // Asphalt. 1995. № 6. pp. 1821.

12. Maccarone, S. Cold Asphalt Systems as an Alternative to Hotmix // Asphalt Review. 1995. Vol. 14, № 1. pp. 19-24.

13. Suss, G., Karolewski U. Erhohung der Anfangsgriffigkeit von Asphaltdeckschichten-Ergebnisse einer Pilotstudie // Asphalt. 1998. №4 pp. 28-32.

References

1. Chernykh D.S., Stroev D.A., Zadorozhnii D.V Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2013, №4. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n4y2013/2197

2. Romanov S.I., Ryabikin YU.A., Pronin S.A., Zashkvara O.V., Leskin A.I. III Mezhdunarodnyj simpozium "Fizika i himiya uglerodnyh materialov Nanoinzheneriya", 14-16 kyrkyjek, Almaty 2004. Almaty, 2004. pp. 200-202.

3. Kocherga V.G., Zyrianov V.V., Kulik E.P Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2012, № 2 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n2y2012/855

4. Gorelysheva L. A. Organomineral'nye smesi v dorozhnom stroitel'stve [Organic mixtures in road construction] Avtomobil'nye dorogi: obzornaya informaciya. M.: Informavtodor, 2000. Vyp 3. 107 p.

5. Karamysheva V. M., Gorelysheva L. L. Primenenie vlazhnykh organomineralnykh smesei pri stroitelstve i remonte avtomobilnykh dorog [The use of wet organic mixtures in the construction and repair of roads] Avtomobil'nye dorogi: obzornaya informaciya. M.: CBNTI Minavtodora RSFSR, 1989. Vyp. 4. 53 p.

6. Lupanov, A. V., Silkin V.V., Suhanov A. S., Gladyshev N. V. Primenenie asfal'tovogo granulyata pri proizvodstve asfal'tobetonnyh smesej na ABZ [The use of asphalt granulate in the production of asphalt mixtures in ACF] MAXConference: sajt kompanii. URL: maxconf.ru/event/files/48

7. Panevin, N. I. Opyt ispol'zovaniya asfal'togranulyata v organomineral'nyh smesyah s bitumnoj ehmul'siej: prezentaciya OOO «Avtodoris» [Experience in the use of asphaltgranulate in organic mixtures with bitumen emulsion: presentation of LLC "Avtodora»]. MAXConference: sajt kompanii. URL: maxconf.ru/event/files/48.

8. Katasonov M.V., Leskin A.I., Kochetkov A.V., Gofman D.I., Kuksgauzen V.V. Primenenie vlazhnoi organomineralnoi smesi dlia ustroistva konstruktivnykh sloev dorozhnoi odezhdy pri stroitelstve avtodorozhnogo podkhoda k Kerchenskomu mostu so storony Tamani [The use of a wet organic mixture for the device constructive layers of pavement in the construction of the road approach to the Kerch bridge from the side of Taman]. URL: t-s.today/PDF/03SATS318.pdf DOI: 10.15862/03SATS318.

9. Leskin A. I., Gofman D. I., Katasonov M. V., Vovko V. V., Skorobogatchenko D. A. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo arhitekturno-stroitel'nogo universiteta. Seriya: Stroitel'stvo i arhitektura. 2018. Vyp. 53(72). pp. 83-91.

10. Leskin A. I., Gofman D. I., Katasonov M. V. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo arhitekturno-stroitel'nogo universiteta. Seriya: Stroitel'stvo i arhitektura. 2017. Vyp. 48(67). pp. 130-139.

11. Holl, A. Dünne Schichten im Kalteinbau. Asphalt. 1995. № 6. pp. 18—

21.

12. Maccarone, S. Cold Asphalt Systems as an Alternative to Hotmix. Asphalt Review. 1995. Vol. 14, № 1. pp. 19-24.

13. Suss, G., Karolewski U. Erhohung der Anfangsgriffigkeit von Asphaltdeckschichten-Ergebnisse einer Pilotstudie Asphalt. 1998. № 4. pp. 2832.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.