Научная статья на тему 'Организованная преступность как фактор, дестабилизирующий институты гражданского общества'

Организованная преступность как фактор, дестабилизирующий институты гражданского общества Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
464
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / РОЛЬ И ФУНКЦИИ ПОЛИЦИИ КАК СУБЪЕКТА МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ / СОЦИАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНСТИТУТОВ ПОЛИЦИИ И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА / 1. КОСАЛС Л.Я / РЫВКИНА Р.В. СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТОВ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ М / 2002. № 4. 2. ЛУНЕВ В.В. ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ В РОССИИ: ОСОЗНАНИЕ / ORGANIZED CRIME / ROLE AND FUNCTIONS OF THE POLICE AS SUBJECT OF MODERNIZATION OF PUBLIC RELATIONS / SOCIAL MECHANISM OF THE INTERACTION BETWEEN INSTITUTIONSOF THE POLICE AND CIVIL SOCIETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Половинкин Валерий Анатольевич

В статье раскрывается проблемная ситуация в рассогласованности деятельности полиции и институтов гражданского общества; обосновывается положение, по которому полиция является специфическим институтом общественных отношений, призванным обеспечивать безопасность общества и государства от криминальных проявлений. Основное внимание уделено природе организованной преступности как фактора, дестабилизирующего процесс становления институтов гражданского общества, и угрозы национальной безопасности России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Половинкин Валерий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organized criminality as the factor destabilizing civil society institutes

In the article problematic of mismatch of the police and civil society institutions activity is examined; position, under which the police is a specific institute of the public relations, called to provide safety a society and state from criminal manifestations is justified. The main attention is spared to nature of organized crime as the factor, destabilizing the process of the formation of civil society institutes and threats of national safety of Russia.

Текст научной работы на тему «Организованная преступность как фактор, дестабилизирующий институты гражданского общества»

Половинкин Валерий Анатольевич

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры социологии и управления персоналом Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов ___(тел.: +78123104719)

Организованная преступность как фактор, дестабилизирующий институты гражданского общества

В статье раскрывается проблемная ситуация в рассогласованности деятельности полиции и институтов гражданского общества; обосновывается положение, по которому полиция является специфическим институтом общественных отношений, призванным обеспечивать безопасность общества и государства от криминальных проявлений. Основное внимание уделено природе организованной преступности как фактора, дестабилизирующего процесс становления институтов гражданского общества, и угрозы национальной безопасности России.

Ключевые слова: организованная преступность, роль и функции полиции как субъекта модернизации общественных отношений, социальный механизм взаимодействия институтов полиции и гражданского общества.

V.A. Polovinkin, Master of Pedagogics, Assistant Professor, Assistant Professor of a Chair of Soci-ologiy and personnel management of the Sankt-Petersburg State University of Economy and Finance; tel.: +78123104719.

Organized criminality as the factor destabilizing civil society institutes

In the article problematic of mismatch of the police and civil society institutions activity is examined; position, under which the police is a specific institute of the public relations, called to provide safety a society and state from criminal manifestations is justified. The main attention is spared to nature of organized crime as the factor, destabilizing the process of the formation of civil society institutes and threats of national safety of Russia.

Key words: organized crime, role and functions of the police as subject of modernization of public relations, social mechanism of the interaction between institutionsof the police and civil society.

В отличие от зарубежных стран, где организованная преступность получила свое развитие в сферах сбыта наркотиков, спиртного, азартных игр, проституции и т.п., в России этот феномен появился в экономической сфере и был связан, прежде всего, с преступным захватом национального дохода, коррупцией, утверждением во властных структурах расхитителей социалистической собственности. В середине 1990-х гг. в мировой практике не существовала дефиниция «организованная преступность». Как отмечают исследователи, даже такие страны, как США и Италия, которые в течение многих десятилетий боролись с этим явлением, не имели единой точки зрения на его сущность. Однако очевидно, что преступные сообщества, занимающиеся разработкой и совершением таких государственных преступлений, как бандитизм, фаль-шивомонетчество, контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества и других противоправных деяний: хищений, взяточничества, злоупотребление

должностными положениями и т.п., дестабилизируют деятельность государства, препятствуют созданию в России гражданского общества, разрушают его зарождающиеся институты.

Известно, что закон есть необходимое и существенное отношение между различными явлениями в обществе. Социум, подобно общественным явлениям, существует как реальность, однако его существование многофункционально. События и социальные явления, характеризуемые отклоняющимся поведением людей от принятых норм и правил в обществе, наиболее сложные и не всегда поддаются прямому законодательному воздействию со стороны правоохранительных структур. Последние призваны обращать особое внимание на организованную преступность. При этом следует напомнить, что борьба с организованной преступностью сегодня - задача нетолько правоохранительных органов, но и других структур государственной власти и в том числе и институтов гражданского общества. На наш взгляд, только при большой активности всех органов государственной власти, гражданского общества можно достичь определенных успе-

245

хов в этой сфере. Говоря об организованной преступности как факторе, дестабилизирую-щием институты гражданского общества, целесообразно выделить несколько характерных особенностей, которые ей присущи: 1) материально-техническое и организационно-правовое обеспечение деятельности; 2) обеспечение безопасности, нейтрализация всех форм социального контроля со стороны институтов гражданского общества; 3) создание централизованных фондов для перераспределения денежных средств, добытых противоправным путем; 4) информационное обеспечение преступной деятельности, включая информацию о коррумпированных представителях властных структур; 5) формирование нормативных предписаний преступной деятельности в части поощрения и наказания членов преступных групп. Приведенные особенности являются наиболее типичными. Вместе с тем, наличие этих особенностей является обязательным для признания организованной преступности в качестве таковой. При этом следует обратить особое внимание на то, что латентный характер оргпреступности, как правило, происходит в общество именно в период крупных политических и хозяйственных процессов как в целом в стране, так и в регионах. Именно в это время происходит активизация действий организованных групп, а именно проникновение членов преступных групп в руководство институтов гражданского общества, в политические сферы, строящие свою деятельность на базе этих институтов.

Несомненно, правы О.В. Пристанская [4], а также В.В. Лунев [2] в том, что организованная преступность наносит не только материальный ущерб, но и духовный, нравственный, этический, которые, в свою очередь, порождают в обществе ситуацию взаимного недоверия. Таким образом, именно организованная преступность борется с органами государственной власти, в том числе институтами гражданского общества. Борьба эта состоит в моральном подавлении представителей гражданского общества, его запугивании, подкупе, физическом устранении.

Как следствие, организованная преступность развивается в тесной связи с дисфункцией институтов гражданского общества. Отчасти этому способствует разобщенность силовых структур и институтов гражданского общества по направленности, содержанию, предметности, адресности функциональной деятельности. Подобная разобщенность в деятельности приводит к тому, что организованная преступность (прямо или косвенно) все сильнее оказывает влияние на социокультурные процессы. Из-за неблагоприятных условий жизни растет «ресурс» организованной преступности и де-

виантного поведения населения. Проблемы, которые должны решаться органами государственного управления и институтами гражданского общества, в сознании населения являются неразрешимыми [3, с. 55-56]. К сожалению, институты гражданского общества не учитывают сложившиеся реальные обстоятельства общественного развития и видят негативные проявления организованной преступности, коррупции, воровства, мошенничества и т.п. только в непрофессионализме сотрудников полиции, не осознавая, что эти явления по своей сути - следствие тех нерешенных проблем, активными участниками разрешения которых и являлись бы сами эти институты.

Поэтому взаимодействие силовых органов и институтов гражданского общества в решении проблем общественного развития представляется как взаимосвязанный диалог, предполагающий аналитико-прогностическую, детерминированную и предметно-ориентированную деятельность. Аналитико-прогностическая деятельность связана с оценкой ситуации и прогнозом общественного развития. Детерминированная деятельность связана с изучением взаимодействующих влияний широкой общественной среды с полицией и институтами гражданского общества. Новые условия предъявляют и новые требования к деятельности правоохранительных органов и институтов гражданского общества, в частности, формирования позитивизма и прагматизма, созидательности и эффективности влияния на различные черты личности человека-гражданина. Именно это может повысить интерес населения к деятельности субъектов взаимодействия и к участию в работе как правоохранительных органов, так и институтов гражданского общества по предотвращению негативных явлений в общественном развитии.

Причина социальной дезадаптации у населения страны определяется не только слабой работой правоохранительных органов и бездеятельностью институтов гражданского общества, но и отсутствием коммуникативных технологий их взаимодействия. По мнению Л.Я. Косалса и Р.В. Рывкиной, правоохранительные органы просто сделались недееспособными, а виновато в этом государство, которое «подмяло» под себя правовые структуры в целях получения неограниченных возможностей в качестве субъекта рыночных отношений [1, с. 13-21]. По экспертным оценкам ряда социологов, психологов и политологов, процесс нарастания, отчуждения населения от происходящих в стране экономической реформы и событий, связанных с ней, может привести не только к стагнации государственного управления, но и в конечном счете к утрате жизнеспособности государства. Анализ процессов реформирования экономики пока-

246

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2013 • № 2 (44)

зал, что наметилась явная и никем не оспариваемая тенденция утраты управления во всех без исключения хозяйственных звеньях, что носит характер своеобразной системной дере-гуляциии. В массовом сознании формируется мнение о том, что причиной этому является административный произвол чиновников (40,9%), анархия при использовании управленческих решений (20,1%), преобладание собственных интересов над государственными (60,8%), рост социальной криминологии (54,2%).

Отношения между государством и институтами гражданского общества сегодня носят односторонний характер, проявляющийся в форме навязывания управленческих решений без предварительной их социальной диагностики и определения социальных последствий, что, в конечном счете, малопродуктивно. Совершенно очевидно, что любое управленческое решение всегда связано с позицией человека относительно сложившихся общественных отношений.

Налицо не только возникновение, но и устойчивое существование и функционирование сложно структурированных, комплексных и даже системных дисфункций институтов гражданского общества, во многом опосредованных рецидивом организованной преступности 1990-х гг., ее интерполяцией во многие субъекты Российской Федерации. Если в условиях плановой советской экономики теневые дельцы подстраивались под существующие структуры промышленности, торговли и финансов, то в условиях нынешнего

хаотичного рынка участники преступных сообществ активно учреждают частные производственные, коммерческие и банковские структуры в различных отраслях хозяйственной и социокультурной сферах специально для совершения преступлений. Как свидетельствует практика, конечной целью финансовой и хозяйственной работы ОПГ является воспроизводство преступной деятельности, распространение своего влияния на криминальны группы другой направленности, а также глубокое, законспирированное и нелегальное проникновение в органы государственной власти, политическую и экономическую жизнь регионов и государства в целом. Наличие таковых явлений в условиях векторного строительства гражданского общества и позиционирования России как правового государства с большой долей вероятности может привести к деградации государственности, размытию ее сущностных признаков, утрате Россией суверенности.

Таким образом, очевидно, что проведенное нами исследование актуализирует остроту проблемы борьбы с организованной преступностью, коррупцией, различными видами де-виантного поведения и подчеркивает, что устойчивое общественное мнение является базовой основой не только развития гражданского общества, но и комплексного скоординированного взаимодействия его субъектов в преодолении сложившейся криминальной ситуации.

1. Косалс Л.Я., Рывкина Р.В. Становление институтов теневой экономики в постсоветской России М., 2002. № 4.

2. Лунев В. В. Организованная преступность в России: осознание, истоки, тенденции // Государство и право. 1996. № 4.

3. О патриотизме и гражданственности: учеб. пособие / под ред. А.А. Козлова. СПб.: 2005.

4. Пристанская О. В. Что такое организованная преступность: прошлое и современность. М.,1989.

1. Kosals L.Ya., Ryvkina R.V. The Formation institute dark economy in Post-Soviet Russia M., 2002.

2 Lunev V.V. Organized criminality in Russia: realization, headwaterses, trends // State and right. 1996. № 4.

3. About patriotism and civilizing: studyaid / ed. by A.A. Kozlov. SPb., 2005.

4. Pristanskaya O.V. What is the organized crime: past and present time. M., 1989.

247

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.