Научная статья на тему 'Организация зрительской аудитории колхозно-совхозными театрами Западной Сибири (1933-1941 гг. )'

Организация зрительской аудитории колхозно-совхозными театрами Западной Сибири (1933-1941 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
155
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛХОЗНО-СОВХОЗНЫЙ ТЕАТР / ЗРИТЕЛИ / ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ / ТЕАТРАЛЬНЫЕ ПОСТАНОВКИ / СПЕКТАКЛИ / ПРОПАГАНДА / KOLKHOZ-SOVKHOZ THEATRE / AUDIENCE / WESTERN SIBERIA / THEATRICAL PRODUCTIONS / PERFORMANCES / PROMOTION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шлегель (Чикирева) Нина Олеговна

В статье рассматривается деятельность колхозносовхозных театров по организации зрительской аудитории Западной Сибири в период с 1933 по 1941 г., воздействие органов власти на население посредством данных театров. Государство рассматривало театры как одно из средств повышения культурного уровня, но стационарные театры могли удовлетворить лишь городское население, именно поэтому колхозно-совхозные театры стали центрами культуры на селе. Данные театры являлись не только средством культурного воспитания, но и несли политический «заказ», так как через театральное искусство шла идеологическая борьба. В связи с этим необходимо было усиление контакта со зрителями, а также приобщение новых. В статье выявлены средства и методы, посредством которых происходил контакт театр зритель. Основные меры, принимаемые для решения данной задачи, заключались в увеличении количества выпуска спектаклей, увеличении количества постановок. В работе показана динамика роста как театров, так и их постановок, приводятся данные по количеству обслуженного населения Западной Сибири. Вводились разнообразные льготы, скидки, появилась практика премирования бесплатными билетами. Все это приводило к формированию новой советской интеллигенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Organization of the Audience of Collective and State Farm Theaters in Western-Siberia (1933-1941)

The article discusses the activities of the collective and state farm theaters on the organization of the audience of Western Siberia in the period from 1933 to 1941 and the influence of the authorities on the population through these theaters. The state viewed the theaters as one of the means raising the cultural level, but stationary theaters were able to meet the demand of the urban population, so collective and state farm theaters became centers of culture in the village. The theatres were not only a means of cultural education, but also carried political order as through the art of theater was a weapon of the ideological struggle. In this regard, it was necessary to strengthen the contact with the audience, as well as the initiation of new viewers. The article reveals the means and methods by which there was a contact for the theatre audience. The main measures taken to solve this problem were to increase the number of production performances increasing in the number of productions. The paper shows the dynamics of growth, as theatres and their productions, the data on number of served population in Western Siberia. A variety of incentives, discounts as well as the practice of awarding with free tickets was introduced. All this led to the formation of a new Soviet intelligentsia.

Текст научной работы на тему «Организация зрительской аудитории колхозно-совхозными театрами Западной Сибири (1933-1941 гг. )»

УДК 94:792(571.1)

ББК 63.3(253.3)61-7+85.333

Организация зрительской аудитории колхозно-совхозными театрами Западной Сибири (1933-1941 гг.) Н.О. Шлегель (Чикирева)

Омский государственный технический университет (Омск, Россия)

The Organization of the Audience of Collective and State Farm Theaters in Western-Siberia (1933-1941)

N.O. Schlegel

Omsk State Technical University (Omsk, Russia)

В статье рассматривается деятельность колхозно-совхозных театров по организации зрительской аудитории Западной Сибири в период с 1933 по 1941 г., воздействие органов власти на население посредством данных театров. Государство рассматривало театры как одно из средств повышения культурного уровня, но стационарные театры могли удовлетворить лишь городское население, именно поэтому колхозно-совхозные театры стали центрами культуры на селе. Данные театры являлись не только средством культурного воспитания, но и несли политический «заказ», так как через театральное искусство шла идеологическая борьба. В связи с этим необходимо было усиление контакта со зрителями, а также приобщение новых. В статье выявлены средства и методы, посредством которых происходил контакт театр — зритель. Основные меры, принимаемые для решения данной задачи, заключались в увеличении количества выпуска спектаклей, увеличении количества постановок. В работе показана динамика роста как театров, так и их постановок, приводятся данные по количеству обслуженного населения Западной Сибири. Вводились разнообразные льготы, скидки, появилась практика премирования бесплатными билетами. Все это приводило к формированию новой советской интеллигенции.

Ключевые слова: колхозно-совхозный театр, зрители, Западная Сибирь, театральные постановки, спектакли, пропаганда.

БОТ 10.14258Лгуа8и(2015)4.2-44

The article discusses the activities of the collective and state farm theaters on the organization of the audience of Western Siberia in the period from 1933 to 1941 and the influence of the authorities on the population through these theaters. The state viewed the theaters as one of the means raising the cultural level, but stationary theaters were able to meet the demand of the urban population, so collective and state farm theaters became centers of culture in the village. The theatres were not only a means of cultural education, but also carried political order as through the art of theater was a weapon of the ideological struggle. In this regard, it was necessary to strengthen the contact with the audience, as well as the initiation of new viewers. The article reveals the means and methods by which there was a contact for the theatre — audience. The main measures taken to solve this problem were to increase the number of production performances increasing in the number of productions. The paper shows the dynamics of growth, as theatres and their productions, the data on number of served population in Western Siberia. A variety of incentives, discounts as well as the practice of awarding with free tickets was introduced. All this led to the formation of a new Soviet intelligentsia.

Keywords: kolkhoz-sovkhoz theatre, audience, Western

Siberia, theatrical productions, performances, promotion.

Всеми давно признается, что театр без зрителя не существует. Это единая система, где сцена формирует зрителя, а зритель, в свою очередь, находит необходимое ему зрелище. Для зрителя существует те-

атр, для него выходят на сцену артисты, его признания добиваются, о его вкусах спорят.

Процесс функционирования театра включает его взаимодействие со зрительской аудиторией.

Социальный эффект деятельности театра находит свое воплощение в воздействии театра на зрителя, целенаправленном формировании его идейно-нравственных убеждений, эстетических потребностей и художественного вкуса.

Важнейшим направлением деятельности театров Западной Сибири была работа по художественно-эстетическому воспитанию населения, организации его досуга. Кроме традиционной, повседневной работы на стационаре, театры использовали многообразные формы деятельности, направленные на эстетическое воспитание различных слоев населения.

Постановление СНК РСФСР от 7 октября 1930 г. «Об улучшении театрального дела» было направлено на приближение театрального искусства к проблемам социалистической действительности: «Существующая практика театральной работы должна быть решительно изменена. Театры должны направить свою работу в первую очередь на наиболее полное обслуживание рабочих районов в городах и промышленных центрах, а также на обобществление сектора сельского хозяйства» [1, с. 213]. В постановлении были приняты меры по созданию новых театров и улучшению материальной базы существующих. Специальное внимание уделялось организации регулярных выездов центральных и областных театров в сельские местности и созданию передвижных театральных трупп.

По данным ВТО, на всей территории бывшей Российской империи в 1918 г. насчитывалось 250 театральных предприятий различных жанров. К началу 1934 г. в РСФСР действовало уже 325 театров общей емкостью свыше 250 тыс. мест (данные Теараспреда в результате учета театральных площадок РСФСР) [2, с. 233].

Количественный рост театра не определялся только увеличением сети театральных предприятий. Этот рост шел одновременно с прогрессивным повышением темпов работы театров, удлинением сезона, увеличением количества спектаклей и гастрольных спектаклей. Интенсивно растет посещаемость театров.

Направляя развитие советского искусства по пути социалистического реализма, глубокой идейности и высокого мастерства, государство принимало вместе с тем меры для того, чтобы оно действительно стало достоянием не только города, но и деревни. В этом отношении весьма важную роль сыграло расширение сети театров, а также увеличение театральных коллективов, создание новых передвижных и периферийных театров.

Во всей дореволюционной России было 153 театра, и сосредоточены они были главным образом в крупных городах, во многих городах и даже областных центрах театров не было. К 1933 г. в СССР было уже более 550 театров, а к концу второй пятилетки количество театров увеличилось еще на 200 с лишним единиц [3, с. 105].

В целях широкой пропаганды театрального искусства на селе по решению правительства были созданы колхозно-совхозные театры. Они предназначались для обслуживания населения колхозов и совхозов. В 1933 г. было создано 139 таких театров, в 1939 г. их было уже 265 [3, с. 106]. Только за один 1938 г. колхозно-совхозные театры дали 54 тысячи спектаклей, обслужив 17 миллионов зрителей [3, с. 106]. В целях лучшего обслуживания колхозников и рабочих совхозов театры зачастую давали спектакли непосредственно на производственных участках. Для этого они широко использовали малые театральные формы — выступали в бригадах и полевых станах с одноактными пьесами, водевилями, концертами.

В декабре 1935 г. вышло директивное письмо «О художественно-творческой помощи колхозно-совхозным театрам» [4, л. 163]. Наркомпрос РСФСР предлагал в целях ликвидации художественно-творческого отставания колхозно-совхозных театров и создания условий, способствующих идейно-художественному росту, использовать наиболее оправдавший себя метод прикрепления колхозных театров к ведущим областным (краевым) и республиканским театрам для осуществления работы по художественно-творческому руководству колхозно-совхозными театрами. Основной задачей по художественно-творческому руководству колхозно-совхозными театрами должно было являться улучшение идейно-художественного качества спектаклей, повышение квалификации работников, ликвидация творческой «обезличенности» театра. Отмечались также пути работы областных (краевых) и республиканских театров по художественно-творческому руководству колхозно-совхозными театрами.

В 1936 г. в непосредственном ведении Управления театрально-зрелищными предприятиями за 1936 г. были колхозно-совхозные театры с деятельностью их в радиусе 7-8 административных районов, прилегающих к основной базе. В начале 1936 г. таких передвижных театров было два: в Ялуторовске и Исиль-Куле [5, л. 66].

Для широкой работы со зрителями театры практиковали проведение концертов, посвященных различным праздничным датам, юбилеям классиков. Материалы для проведения вечеров можно было найти в центральной прессе. Так, например, в 1936 г. управление театрами «обратило внимание» на необходимость организации отдельных бригад с пушкинским репертуаром для обслуживания крупных колхозов и совхозов [4, л. 127]. Омский драмтеатр в период подготовки к юбилею А.С. Пушкина дал постановки «Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь», «Каменный гость», а в день юбилея поставил «Борис Годунов», была организована также бригада артистов для обслуживания в Пушкинские дни близлежащих колхозов и совхозов. С 1 октября этого же года была открыта

выставка, посвященная юбилею А.С. Пушкина, и организованы четыре концертные бригады в целях обслуживания омских предприятий. Колхозные театры тоже организовывали концертные бригады с репертуаром из произведений классика [4, л. 128].

В 1939 г. проводились Лермонтовские дни, 15 октября была дана премьера спектакля «Маскарад», в комнате для зрителей была организована лермонтовская выставка, показывающая работу театра над «Маскарадом». Для проведения Лермонтовских дней, так же как и Пушкинских, была организована театральная бригада, только уже совместно с музыкальным училищем [6, л. 65].

19 июня 1936 г. вышло Постановление № 20 Всесоюзного комитета по делам искусств (ВКИ) о продаже театральных билетов [7, л. 139]. В нем отмечалось, что средняя посещаемость зрителями театров (колхозно-совхозных) составила 62% против плана 69%. Лучшая посещаемость театра была в Омске — 79%, особая посещаемость была в 1-м колхозно-совхозном театре, который дал 50%.

Причем в августе 1936 г. вышла директива, в которой говорилось о том, что максимальный процент организованного зрителя за счет предприятий допускается 25, т.е. при количестве мест, например, в театре 820 театр имел право без скидки продавать только 205 мест [4, л. 5]. Вместе с тем в этом году вводилась продажа билетов для всех предприятий на одинаковое количество спектаклей [8, с. 113]. Для студентов и школьников была введена скидка в размере 10%. Стоимость вечерних и дневных спектаклей должна была быть одинаковой [4, л. 5].

В декабре 1937 г. Управлением театров Всесоюзного комитета по делам искусств в обращение вводятся абонементы [9, л. 79]. Абонементы делились на несколько групп: сводные абонементы театров союзного подчинения, их репертуар должен был быть единым; сдвоенный абонемент — на два лица; стали также выпускать абонементы на утренние спектакли для школьников. Для рабочих распространялись льготные абонементы со скидкой в цене до 50%.

При выпуске абонементов учитывалась необходимость широкой информации зрителей о порядке продажи и пользования абонементами. В связи с этим проводилась дополнительная «реклама» на предприятиях и в колхозах и совхозах. Обязательным было включение в абонементы лучших классических и советских спектаклей, с учетом необходимого ознакомления школьников с произведениями, включенными в школьные программы и одновременно идущими в театрах.

На 1937 г. планировалось проведение «решительных» мер для закрепления всех основных театральных коллективов и увеличения количества спектаклей [4, л. 128]. По колхозным театрам общее количество спектаклей — 220, включая сюда и днев-

ные. Планировалось и повышение процента посещаемости. Устанавливались минимальная и максимальная стоимость билета по вечерним спектаклям: для Омска — 2 руб. и 8 руб. 50 коп. В зависимости от производственной мощности коллективов на основе рационализации всего процесса подготовки работ (уплотнение срока подготовки и т.д.) устанавливалось следующее количество новых постановок: для областного театра — 12, для районных театров — 18-20, для колхозно-совхозных — 7-8 [4, л. 29]. В 1937 г. произошло увеличение числа касс по продаже театральных билетов, были открыты районные кассы [4, л. 52].

В 1939 г. посещаемость театра составила по утренним спектаклям 86% и по вечерним — 85,1% против плановых 80% и 85%. Всего спектаклей в 1939 г. поставлено 309, что составляет 96,3% плана [10, л. 15].

В 1939 г. вышло постановление Всесоюзного комитета по делам искусств «О порядке предоставления бесплатных мест в театрах» [6, л. 61]. Согласно постановлению бесплатные места выделялись секретарям обкома, членам бюро обкома, председателю и зампредседателя облисполкома, завотделами обкома, членам президиума облисполкома и председателю горсовета. Выделялись также: Управлению по делам искусств — 2 места; политическому контролю — 2 места; инспектору по контролю за репертуаром — 1 место; начальнику милиции — 1 место; коменданту города — 1 место; Союзу Рабис — 1 место; редакции газеты — 2 места; дежурному врачу — 1 место; Управлению пожарной охраны — 1 место; дирекции театра — 2 места.

Приобщение зрителя к театру начиналось еще до посещения спектакля. В целях пропаганды театрального искусства на предприятиях и в учебных заведениях проводились лекции и семинары по различным произведениям, постановка которых ожидалась в театре, выпускались афиши, устанавливались дополнительные билетные кассы. Центральная и местная пресса публиковала анонсы предстоящих спектаклей и критические статьи. Причем каждый желающий мог принести в редакцию местной газеты свою рецензию на спектакль, чаще это были коллективные работы.

Как говорится, «театр начинается с вешалки», так и в нашем случае театр являлся храмаом, где проходило нравственное, художественное воспитание. Посещение театра начиналось с гардероба, где зрителей обслуживал специально подготовленный персонал, в зал нельзя было проходить в верхней одежде, шляпе и галошах. Фойе украшали портретные галереи, эта традиция продолжается до сих пор. Активнее, чем прежде, привлекался в театр рабочий зритель. Для рабочих распространялись льготные абонементы со скидкой до 50% [8, с. 114]. Широко практиковалось премирование за заслуги билетами в театр.

Характерно было то, что в отличие от городского зрителя колхозники очень медленно и неохотно уходили из театра после спектакля [11, л. 6]. Для них организовывались дополнительные лекции и обсуждение спектаклей [12, л. 5об]. На основе замечаний актеры и режиссеры корректировали свою работу, давая тем самым возможность зрителям участвовать в создании лучшего спектакля.

В своей работе со зрителями театр проводил мероприятия, посвященные различным юбилейным датам, организовывали выставки, конкурсы чтецов. Таким путем закладывались основы формирования новой советской интеллигенции. В результате исследования было выявлено, что, несмотря на сложную обстановку, в стране была создана широкая сеть театров. Театр становился центром культуры и воспитания.

Библиографический список

1. Митяева О.И. Коммунистическая партия — руководитель культурного роста крестьянства в годы коллективизации. — М., 1978.

2. Из обзора управления театрально-зрелищных предприятий Наркомпроса РСФСР состояния театрального искусства в РСФСР в 1933-1934 гг. // Культурное строительство в РСФСР. — Т.2 : Документы и материалы 19281941 г. — М., 1986.

3. Клочко В.Ф. Культурное строительство в советской деревне в годы второй пятилетки (1933-1937). — М. 1956.

4. Государственный архив Омской области (ГАОО). — Ф. 1203. — Оп. 1. Д. 1.

5. ГАОО. — Ф. 1839. — Оп. 1. — Д. 9.

6. ГАОО. — Ф. 1203. — Оп. 1. — Д. 9.

7. ГАОО. — Ф. 1839. — Оп. 1. — Д. 11.

8. Буторин В.П. Просвещение рабочих Западной Сибири (1928-1933). — Новосибирск, 1977.

9. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). — Ф. 962. — Оп. 7. — Д. 28.

10. ГАОО. — Ф. 1203. — Оп. 1. — Д. 28.

11. РГАЛИ. — Ф. 962. — Оп. 7. — Д. 16.

12. РГАЛИ. — Ф. 962. — Оп. 7. — Д. 331.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.