Научная статья на тему 'Организация языкового поликультурного образования студентов направления подготовки «Педагогическое образование» на основе современных интернет-технологий'

Организация языкового поликультурного образования студентов направления подготовки «Педагогическое образование» на основе современных интернет-технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЯЗЫКОВОЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / POLY-CULTURAL EDUCATION / LINGUISTIC POLY-CULTURAL EDUCATION / INTERNET TECHNOLOGIES / INFORMATION-EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борщева Ольга Владимировна

Статья посвящена вопросам организации языкового поликультурного образования в процессе преподавания иностранного языка на примере педагогических направлений подготовки бакалавров. Автор анализирует особенности поликультурного образования и предлагает использовать интернет-технологии для реализации целей обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF LINGUISTIC POLY-CULTURAL EDUCATION OF STUDENTS MAJORING IN EDUCATION ON THE BASIS OF MODERN INTERNET TECHNOLOGIES

The article is devoted to the issues of linguistic poly-cultural education in the process of teaching foreign languages on the example of training future teachers. The author analyses special features of poly-cultural education and suggests using Internet technologies for the realization of educational goals and objectives.

Текст научной работы на тему «Организация языкового поликультурного образования студентов направления подготовки «Педагогическое образование» на основе современных интернет-технологий»

педагогика высшей школы

О.В. Борщева

организация языкового поликультурного образования студентов направления подготовки «педагогическое образование» на основе современных интернет-технологий

статья посвящена вопросам организации языкового поликультурного образования в процессе преподавания иностранного языка на примере педагогических направлений подготовки бакалавров. Автор анализирует особенности поликультурного образования и предлагает использовать интернет-технологии для реализации целей обучения.

Ключевые слова: поликультурное образование, языковое поликультурное образование, интернет-технологии, информационно-образовательная среда.

Переход на новые образовательные стандарты последнего поколения ставит педагога перед проблемой выбора как содержания, так и формы, методов, приемов обучения для наиболее эффективного достижения целей обучения - формирования необходимых компетенций. Анализ Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») позволяет говорить о том, что профессионально-ориентированный курс иностранного языка, основанный на положениях языкового поликультурного образования с использованием современных интернет-технологий, будет наиболее эффективным не только для формирования иноязычной коммуникативной компетенции, но и ряда общекультурных и профессиональных компетенций, связанных с будущей педагогической деятельностью студента.

Идеи языкового поликультурного образования сегодня отражены в трудах многих ученых и исследователей. Актуальность исследования поликультурного образования на теоретическом уровне вызвана противоречием между существующей идеей поликультурного образования как необходимого источника формирования умений общаться, сотрудничать с представителями других культур и наций и неразработанностью моделей реализации данной идеи.

Под поликультурным образованием понимают «процесс освоения подрастающим поколением этнической, общенациональной и мировой культуры в целях духовного обогащения, развития глобализма и планетарного сознания, формирования готовности и умения жить в многокультурной полиэтнической среде, представленной системой культурных ценностей, отличных от их собственных» [1, с. 63].

Достаточно емкое определение поликультурного образования дает Л.С. Миллер, которая понимает под ним процесс усвоения человеком всего многообразия культур (расовой, региональной, этнической и т.д.) для духовного обогащения, формирования готовности жить в поликуль-турном обществе, в котором каждый из участников утверждает свою культурную идентичность и готов к взаимодействию и взаимообмену ценностями, смыслами и творчеством [3, с. 12].

Во многих исследованиях подчеркивается, что в поликультурном образовании особая роль отводится изучению национальной культуры, культурам региона и родной страны, т.к., принимая разнообразие культур своего региона, учащиеся будут принимать разнообразие культур всего мира. Известно, что благодаря изучению национальной культуры учащиеся будут осознавать свою роль в глобальных общечеловеческих процессах; осознавать себя в качестве культурно-исторического и поликультурного субъекта [1, с. 109].

Языковое поликультурное образование является частью поликультурного образования, где культуроведческое обогащение учащихся осуществляется средствами иностранного языка. Традиционно обучение иностранному языку было основано на изучении и анализе англоязычной культуры, однако сегодня как никогда важно и актуально интегрировать национальную культуру учащихся в этот процесс, что будет способствовать расширению кругозора, гибкости мышления, формированию нравственных ценностей, патриотических чувств, толерантности [2, с. 71].

основными целями языкового поликультурного образования должны быть: сохранение и развитие многообразия культурных реалий и культурного наследия общества и передача этого наследия другим поколениям; подготовка учащихся к жизни в полиэтническом социуме; рассмотрение

педагогика и психология

педагогика высшей школы

образовательного процесса с точки зрения удовлетворения образовательных запросов всех этносов; развитие навыков поликультурного общения; формирование положительного отношения к диверсифицированному культурному окружению; формирование человека, способного к активной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, способного жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований [4].

Очевидно, что в эпоху инновационных технологий невозможно не использовать потенциал информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет в образовательном процессе. Поэтому одним из педагогических условий организации языкового поликультурного образования выдвигается применение интернет-технологий. Разнообразие информационных и коммуникативных служб Интернета (электронная почта, телеконференция, веб-форум, видеоконференция, чат, гипермедиа WWW (World Wide Web), поисковые системы, информационные каталоги и служба FTP), технические и программные возможности, используемые с целью образования, позволяют рассматривать его как современную информационно-образовательную среду, обладающую всеми ее свойствами: целостностью и интегративностью (создание образовательных порталов, концентрирующих информационные ресурсы, позволяющих создавать на основе технологий гипертекста и мультимедиа ассоциативные связи между различными дисциплинами); мно-гоаспектностью, обширностью, открытостью (неограниченный доступ к мировым информационным ресурсам, возможность ознакомления с различными аспектами изучаемых явлений, свобода выбора коммуникации, направленной на организацию различных форм самостоятельной и познавательной деятельности); универсальностью (различные способы поиска, структурирования, анализа, представления информации, моделирование предполагаемых результатов); лингвистической ориентацией (свободная трансляция информации, информационное наполнение Web-документов). Технологии Веб 2.0. позволяют формировать образовательную интернет-среду с помощью довольно обширного ряда технологий, среди которых для языкового поликультурного образования наиболее эффективными можно считать блог-технологии, вики-технологии и подкасты.

В рамках данной статьи невозможно привести полную методику организации языкового поликультурного обучения студентов, однако проведенное в 2011-2013 гг. на педагогическом факультете МГГУ им. М.А. Шолохова экспериментальное обучение позволяет констатиро-

с

вать, что данные технологии и ресурсы интернета способствовали формированию профессиональных иноязычных компетенций и достижению целей обучения в целом.

Библиографический список

1. Атаева Р.Д. Педагогические условия социальной адаптации подростков в инновационной гимназии с поликультурной средой: Дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2004.

2. Борщева О.В. Интеграция национальной культуры в процесс обучения иностранному языку в неязыковом вузе // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2010. № 4. С. 69-73.

3. Миллер Л.С. Развитие гуманистического мировоззрения студентов в процессе поликультурного образования: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Владикавказ, 2008.

4. Сысоев П.В. Культурное самоопределение личности в контексте диалога культур: Монография. Тамбов, 2001.

педагогика и психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.