Научная статья на тему 'Организация внеучебной деятельности школьников г. Читы в конце 1930-х - начале 1940-х годов'

Организация внеучебной деятельности школьников г. Читы в конце 1930-х - начале 1940-х годов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
237
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарный вектор
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВНЕУЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВНЕШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ШКОЛЬНИКИ / ЧИТА / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ВНЕШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / КРУЖОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яремчук Ольга Анатольевна

Современные требования, предъявляемые к учебно-воспитательному процессу, предусматривают обеспечение условий для многогранного развития и социализации молодого поколения, что должно быть реализовано в рамках внеучебной деятельности. Данное обстоятельство определило актуальность обращения к историческому опыту становления и функционирования системы внешкольного образования учащихся города Читы в конце 1930-х начале 1940-х годов. Предвоенные годы явились весьма важным этапом для развития различных форм внеурочной деятельности в нашей стране, определившим изменения в содержании воспитательного и образовательного процессов. Источниками для исследования послужили опубликованные партийно-правительственные документы и делопроизводственные материалы из фондов Государственного архива Забайкальского края, вводимые в научный оборот впервые. Методологическую базу работы составил комплекс общенаучных и специальных методов, а также принципов исторической науки, важное место среди которых заняли принципы историзма и объективности. В статье использован микроисторический подход, позволивший на основе отдельно взятого региона проследить общие тенденции предвоенной системы внешкольного образования. Особое внимание уделяется особенностям организации кружковой работы и становлению различных внешкольных учреждений Читы (Дом пионеров, станция юннатов, станция юных техников и др.). В работе отражены механизмы реализации задач, стоящих перед учебными заведениями и внешкольными учреждениями по организации внеучебной работы и закреплённых в нормативных документах рассматриваемого времени. Отмечается, что в силу отдалённости Читы от центра их решение объективно шло медленнее. Однако, несмотря на имеющиеся недочёты, усилия ГорОНО, руководства школ, учителей и работников внешкольных учреждений города постепенно способствовали приведению системы внешкольной и внеурочной деятельности в соответствие с действующими нормативными требованиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of Extracurricular Activities of Schoolchildren in Chita in the Late 1930s - Early 1940s

Modern requirements for the educational process provide conditions for the multifaceted development and socialization of the younger generation, which should be implemented in the framework of extracurricular activities. This fact determined the relevance of the appeal to the historical experience of the formation and functioning of the system of out-of-school education of schoolchildren in Chita in the late 1930s early 1940s. The prewar years were a very important stage for the development of various forms of extracurricular activities in our country, which determined the changes in the content of the educational process. Sources for the study were party and government documents and office materials published, taken from the funds of the State archives of Zabaikalsky krai, which were introduced into scientific circulation for the first time. The methodological basis of the work was a complex of general scientific and special methods, as well as the principles of historical science, an important place among which were the principles of historicism and objectivity. This article uses micro-historical approach, allowing to track the general trends of the prewar system of out-of-school education on the basis of a separately taken region. Special attention is paid to the peculiarities of the organization of group work and the formation of various out-ofschool institutions of Chita (the Palace of pioneers, Station of young naturalists, Station of young technicians, etc.). The work reflects the mechanisms of implementation of the tasks facing educational institutions and out-of-school institutions for the organization of extracurricular activities and enshrined in the normative documents of the time. It is noted that due to the remoteness of Chita from the center of their decision objectively went slower. However, despite the shortcomings, the efforts of the city Department of public education, school authorities, teachers and employees of out-of-school institutions of the city gradually contributed to bringing the system of out-of-school and extracurricular activities in line with the existing regulatory requirements.

Текст научной работы на тему «Организация внеучебной деятельности школьников г. Читы в конце 1930-х - начале 1940-х годов»

УДК 373(09)(571.55)

DOI: 10.21209/1996-7853-2018-13-4-140-148

Ольга Анатольевна Яремчук,

кандидат исторических наук, доцент, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30),

e-mail: oyaremchuk@yandex.ru

Организация внеучебной деятельности школьников г. Читы в конце 1930-х - начале 1940-х годов

Современные требования, предъявляемые к учебно-воспитательному процессу, предусматривают обеспечение условий для многогранного развития и социализации молодого поколения, что должно быть реализовано в рамках внеучебной деятельности. Данное обстоятельство определило актуальность обращения к историческому опыту становления и функционирования системы внешкольного образования учащихся города Читы в конце 1930-х - начале 1940-х годов. Предвоенные годы явились весьма важным этапом для развития различных форм внеурочной деятельности в нашей стране, определившим изменения в содержании воспитательного и образовательного процессов. Источниками для исследования послужили опубликованные партийно-правительственные документы и делопроизводственные материалы из фондов Государственного архива Забайкальского края, вводимые в научный оборот впервые. Методологическую базу работы составил комплекс общенаучных и специальных методов, а также принципов исторической науки, важное место среди которых заняли принципы историзма и объективности. В статье использован микроисторический подход, позволивший на основе отдельно взятого региона проследить общие тенденции предвоенной системы внешкольного образования. Особое внимание уделяется особенностям организации кружковой работы и становлению различных внешкольных учреждений Читы (Дом пионеров, станция юннатов, станция юных техников и др.). В работе отражены механизмы реализации задач, стоящих перед учебными заведениями и внешкольными учреждениями по организации внеучебной работы и закреплённых в нормативных документах рассматриваемого времени. Отмечается, что в силу отдалённости Читы от центра их решение объективно шло медленнее. Однако, несмотря на имеющиеся недочёты, усилия ГорОНО, руководства школ, учителей и работников внешкольных учреждений города постепенно способствовали приведению системы внешкольной и внеурочной деятельности в соответствие с действующими нормативными требованиями.

Ключевые слова: внеучебная деятельность, внешкольное образование, школьники, Чита, Великая Отечественная война, внешкольные учреждения, кружок

Введение. В современной нормативно-правовой базе России, касающейся системы общего образования, обозначен ряд приоритетных направлений, среди которых важное место занимает внеурочная (внеучебная) деятельность, являющаяся одним из обязательных требований для создания так называемой «воспитывающей среды» школьников. В первую очередь данная позиция зафиксирована в требованиях ФГОС ООО (утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897, ред. от 31.12.2015 г.) и предполагает создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, обеспечение условий для многогранного их развития и социализации, призванных активизировать социальные и интеллектуальные интересы молодого поколения. Внеучебная деятельность обучающихся в настоящее время «организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное,

духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, юношеские организации, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и другие формы, отличные от урочной, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных от-ношений»1.

Подобные целевые установки (однако с учётом иной социально-культурной обстановки и идеологической составляющей) были уже реализованы в истории нашего государства в конце 1930-х - начале 1940-х годов.

1 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897 (ред. от 31.12.2015 г.). - Режим доступа: https:// www.минобрнауки.рф (дата обращения: 05.02.2018).

© Яремчук О. А., 2018

Постановления партии и правительства указанного времени свидетельствуют о широко развёрнутой в СССР работе по организации внеучебной деятельности детей и подростков. К числу таких документов относятся, например, постановление ЦК ВКП(б) от 21.04.1932 г. «О работе пионерской организации (к 10-летию пионерорганизации)»1, постановление СНК РСФСР от 26.12.1932 г. «О мероприятиях по развёртыванию внешкольной работы среди детей в 1933 г.», постановление СНК РСФСР от 29.01.1933 г. «О мерах борьбы с детской безнадзорностью и ликвидации уличной беспризорности детей»2, которые определили характер и направления деятельности государства по созданию сети внешкольных образовательных и досуговых учреждений. В них подчёркивалась необходимость «организовать при городских отделах народного образования советы по внешкольной работе среди детей с привлечением в их состав представителей общественных организаций (профсоюзов, комсомола, пи-онерорганизаций, добровольных обществ), а также органов здравоохранения»3. В соответствии с указанными документами необходимо было «в кратчайшие сроки обеспечить развёртывание среди детей спорта и различных форм массовой оздоровительной и военно-физкультурной работы», «максимально расширить все формы и средства культурно-массовой работы среди пионеров и всех детей, борясь за правильную организацию их отдыха и досуга»4. Помимо этого, обращалось внимание на создание детских технических станций и экскурсионно-туристиче-ских баз, строительство специальных детских клубов, кино и театров, домов художественного воспитания, детских парков культуры и отдыха. Особо отмечалось о необходимости «обеспечить охват детей организованным досугом, используя в этих целях школьную сеть и добиваясь того, чтобы школа обратила максимальное внимание на развёртывание

1 О работе пионерской организации (к 10-летию пионерорганизации): постановление ЦК ВКП(б) от 21.04.1932 г. // Директивы и документы по вопросам пионерского движения / сост. В. С. Ханчин. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959. - С. 49-56.

2 О мерах борьбы с детской безнадзорностью и ликвидации уличной беспризорности детей: постановление СНК РСФСР от 29.01.1933 г. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.lawru.info/dok/1933/01/29/ n1197294.htm (дата обращения: 05.02.2018).

3 Там же.

4 О работе пионерской организации (к 10-летию пионерорганизации): постановление ЦК ВКП(б) от

21.04.1932 г. // Директивы и документы по вопросам пи-

онерского движения. Сост. В. С. Ханчин. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959. - С. 52.

целого ряда детских внешкольных меропри-ятий»5. Внешкольному образованию и воспитанию придавалось большое значение и в деле обеспечения борьбы с детской безнад-зорностью6.

После принятия всех перечисленных выше документов начался настоящий бум открытия детских внешкольных учреждений, в первую очередь домов и дворцов пионеров, которые осуществляли работу с большим контингентом учащихся [3, с. 23]. В этих организациях активно проводилась преимущественно кружковая и студийная работа. Тогда же были учреждены станции юных натуралистов, юных техников, детские парки, дома культуры, городские и загородные лагеря, детские железные дороги и др. Появление большого количества внешкольных учреждений было призвано содействовать развитию у школьников интереса к получению дополнительных знаний, умений и навыков. В школах велась активная работа кружков по отдельным предметам, выполнявшая те же целевые установки. Таким образом, в 1930-х - начале 1940-х годов в СССР была создана система внешкольной и внеурочной подготовки школьников, способствовавшая формированию условий для социализации учащихся, активизации их научных, творческих и интеллектуальных интересов, развитию у них практических навыков, включению детей в социалистическое строительство, участию их в мероприятиях партии и советской власти.

Заложенные в документах передовые для указанного периода идеи важны для реализации современной образовательной практики, в которой ключевое место занимает представление о здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.

Отметим слабую изученность в научной литературе обозначенных в работе вопросов истории организации внеучебной деятельности учащихся Читинской области (в частности, столицы этого региона - Читы) накануне Великой Отечественной войны. Эти аспекты

5 О работе пионерской организации (к 10-летию пионерорганизации): постановление ЦК ВКП(б) от 21.04.1932 г. // Директивы и документы по вопросам пионерского движения / сост. В. С. Ханчин. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959. - С. 54.

6 О мерах борьбы с детской безнадзорностью и ликвидации уличной беспризорности детей: постановление СНК РСФСР от 29.01.1933 г. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.lawru.info/dok/1933/01/29/ n1197294.htm (дата обращения: 05.02.2018).

обсуждались в общем контексте истории образования Забайкалья в рассматриваемое время. К числу таких работ относятся публикации М. И. Гантимуровой, Т. П. Казаковой,

A. В. Константинова, Т. А. Константиновой,

B. И. Мерцалова, М. В. Пряженниковой и др. [2; 5-7; 10; 14-16].

Целью данной статьи является изучение исторического опыта организации внеучебной деятельности школьников г. Читы в конце 1930-х - начале 1940-х годов. В качестве источников послужили материалы Государственного архива Забайкальского края из фондов П-6521 (Первичная организация КПСС средней школы № 5, Центральный район, г. Чита) и Р-2241 (Отдел народного образования исполнительного комитета Читинского городского Совета народных депутатов, 1923-1991). Основу их составили делопроизводственные документы (отчёты средних, неполных средних и начальных школ Читы, Городского отдела народного образования и т. п.), позволившие представить комплекс мероприятий, осуществлённых в столице, образованной в 1937 году Читинской области по созданию сети внешкольных учреждений и организации внеучебной деятельности детей и подростков в школах.

Методология и методы исследования. Специфика обозначенной выше источнико-вой базы определила необходимость использования комплекса принципов и методов, характерных для исторических исследований. К их числу могут быть отнесены принципы историзма и объективности, позволившие довольно детально представить характеристику внеучебной деятельности в Чите в предвоенные годы, основанную на конкретных примерах из архивных документов. Автором были применены общенаучные методы, такие как анализ, синтез, обобщение. Метод теоретического анализа опубликованных и ранее не известных делопроизводственных материалов, а также научной литературы способствовал выявлению особенностей становления городских внешкольных учреждений для детей и подростков, определению специфики работы школьных кружков различной направленности (военно-физической, естественнонаучной, творческой и др.). Помимо этого, в статье был реализован и микроисторический подход, позволивший зафиксировать основные тенденции в решении вопроса организации внеучебной работы на примере учебных заведений одного города - Читы.

Результаты исследования и их обсуждение. Во второй половине 1930-х - начале

1940-х годов по всей стране складывается система внешкольных учреждений. Происходит сокращение такой формы внеучебной работы с детьми и подростками, как клубная деятельность. Постепенно она трансформируется, с одной стороны, в работу учреждений внешкольного образования, предусматривающих развитие творческих способностей и интересов детей в области искусства, живописи, техники, туризма, физкультуры и спорта; с другой - в деятельность по освоению сложных дисциплин школьной программы.

В рассматриваемое время в СССР довольно активно протекает процесс индустриализации, что не могло не сказаться на организации внеучебной работы с детьми. Поэтому одной из её приоритетных задач стало развитие детского технического творчества. Большое значение государство придаёт созданию сети детских технических станций, что объяснялось необходимостью подготовки большого количества квалифицированных специалистов для всех отраслей народного хозяйства. Помимо этих станций, где были предусмотрены возможности для многопрофильного развития интересов школьников, создавались и отдельные технические кружки в школах.

В эти же годы в нашей стране сложилась система образования и воспитания, имеющая явный социальный заказ. Проблема по воспитанию человека нового общества в школах была выведена на уровень государственной задачи и соответственно определила необходимость реализации военно-физической подготовки учащихся, всеобуча, борьбы с беспризорностью, разработку основных вопросов кадрового обеспечения образовательных организаций и т. п. Именно в образовательных учреждениях формировались такие качества, как патриотизм и героизм тех, кто затем с убеждённостью в справедливости своего дела сражался на фронтах Великой Отечественной войны.

Большая часть внешкольных учреждений в Чите начала функционировать незадолго до начала Великой Отечественной войны. Например, в отчёте ГорОНО за первое полугодие 1939-1940 учебного года было указано, что внешкольных учреждений в городе нет1. Однако уже в апреле 1940 года «с целью развития натуралистической работы со школьниками в учреждениях образования» была создана станция юных натуралистов, в которой занимались до 350 учеников по четырём

1 ГАЗК. - Ф. Р-2241. - Оп. 1. - Д. 4. - Л. 7 об.

направлениям (овощеводство, садоводство, цветоводство и зоология) [1].

Наряду со станцией юных натуралистов перед войной в городе начали работать такие внешкольные учреждения, как музыкальная и спортивная школы. В спортивной школе действовали гимнастическая секция, боксёров, лёгкой атлетики [2, с. 345].

По некоторым данным, в 1941 году из 9000 учащихся 350 были охвачены кружковой работой. Для улучшения внеучебной работы Городским отделом народного образования в 1944 году был открыт Дом пионеров [Там же]. Однако в литературе имеются и другие даты открытия этого учреждения. В «Энциклопедии Забайкалья», например, сообщается, что его открытие состоялось в 1940 году [13, с. 259]. Эта же дата фигурирует и в многочисленных интервью известного актёра, художественного руководителя Государственного академического Малого театра России Юрия Ме-фодьевича Соломина, в которых содержится упоминание о действующем в Чите Дворце пионеров накануне Великой Отечественной войны [11, с. 39]. В работе краеведов Г. П. и В. Г. Лобановых отмечается, что указанное учреждение было открыто в 1935 году в здании бывшей второй женской гимназии по улице Ленина, д. 85 [9].

Немаловажное значение в обретении дополнительных навыков подрастающим поколением принадлежало также и аэроклубу, где занимались преимущественно старшеклассники (9-10-е классы). Аэроклуб был открыт 5 мая 1934 года в Чите с филиалами в Шилке и Черновских копях. В мае 1935 года состоялся первый выпуск его моторного отделения из 13 чел., а в мае 1936 года - выпуск группы лётчиков-инструкторов. До начала Великой Отечественной войны в аэроклубе было подготовлено 627 лётчиков и 30 авиационных мотористов [8]. Как правило, практические занятия участников аэроклуба проводились на аэродроме 4 раза в неделю с 5 часов утра, по окончании которых ученики сдавали зачёты. Это была довольно большая физическая нагрузка, которая зачастую приводила к срыву учащимися уроков в школе. Данный факт потребовал, например, от руководства школы № 1 поставить вопрос в Горсовете об освобождении их от занятий в аэроклубе на время весенних экзаменационных испытаний в школе1.

Открытие детской технической станции в Чите произошло только после Великой Отечественной войны, в июле 1946 года. В архив-

1 ГАЗК. - Ф. П-6521. - Оп. 1. - Д. 1. - Л. 14.

ном документе по этому поводу сохранилась следующая запись: «Читинский горисполком отмечает, что имеющийся в г. Чите Дом пионеров не может обеспечить нормальную постановку внеклассных мероприятий с детьми школьного возраста, в силу чего учащиеся школ города не имеют возможности провести организованно свой досуг во внеурочное время. Исполнительный комитет Читинского горисполкома решил: открыть в Чите детскую техническую станцию» [17, с. 363]. Из-за отсутствия помещения в течение 3 лет здесь её не могли открыть, хотя средства на эти цели отпускались ежегодно [11, с. 39].

В конце 1930-х - начале 1940-х годов в связи с начавшейся Второй мировой войной и милитаризацией всего жизненного уклада в СССР значительное внимание стало уделяться оборонным вопросам. Большую роль в военной подготовке молодого поколения в рассматриваемый период сыграли как внешкольные учреждения, так и организованные в учебных заведениях оборонные кружки. Не исключением стали и образовательные организации города Читы, где в соответствии с общими тенденциями были созданы кружки ВС, ПВХО, ГТО и другие, воспитанники которых принимали активное участие в соревнованиях по стрельбе, прыжкам с парашютом, стремились к выполнению нормативов на получение соответствующих знаков отличия.

В программу начальной военной подготовки школьников города входили различные мероприятия, среди которых важное место занимала не только организация кружков военного дела и первой медицинской помощи, но и проведение военных походов и сборов, ознакомление с огнестрельным оружием, анализ международной обстановки, проведение конкурсов рисунков и сочинений на военную тему, мероприятий, посвящённых великим вождям, и т. п. К числу последних, например, относились беседы о жизни и деятельности И. В. Сталина, проводимые по классам и отрядам2. Довольно часто для старшеклассников проводились лектории, в рамках которых большое внимание уделялось характеристике современного международного положения СССР3. В 19391940 учебном году они прошли в ряде школ Читы: № 1-4, 6 и 7. В школе № 3 была организована встреча с участниками - героями боёв на р. Халхин-Гол4.

Эти же годы характеризовались пропагандой здорового образа жизни и массовой

2 ГАЗК. - Ф. Р-2241. - Оп. 1. - Д. 4. - Л. 7.

3 Там же. - Л. 6 об.

4 Там же. - Л. 17-17 об.

увлечённостью молодёжи физкультурой и спортом. Данное направление охватило и детскую среду. Незадолго до начала Великой Отечественной войны в Чите открылись аэроклуб, детская спортивная школа и др.

Состояние оборонной работы по средним и неполным средним школам города Читы в 1939-1940 учебном году выглядело следующим образом: 16 кружков ПВХО (570 чел.), 6 кружков ВС (131 чел.), 5 кружков ЮВС (172 чел.), 3 пулемётных кружка (75 чел.), 2 кружка инструктажа по ПВХО (26 чел.), 9 кружков ГСО (355 чел.), 2 физкультурных кружка (32 чел.). Всего насчитывалось 43 кружка с общей численностью 1361 школьник1. В ходе их работы были подготовлены значкисты на «ГТО», «БГТО», «ГСО», «БГСО», «ВС», «ЮВС» и «ПВХО»2.

Большую работу по военной и физической подготовке молодого поколения проводили две городские школы (№ 2 и 3). В них имелись физкультурные кружки различного профиля (например, в школе № 2 работал волейбольный кружок (50 чел.), 2 гимнастических кружка (32 чел.) и др.), охватывающие значительное число учащихся3. В школе № 2 количество участников кружков состояло 98 чел., в школе № 3 - 150 чел. В рамках их работы в 1939-1940 учебном году были проведены лыжные походы (в школе № 2 было осуществлено 15 таких походов, в школе № 3-4). Среди учеников этих школ отмечалось массовое членство в городских физкуль-тобществах, было подготовлено несколько команд на легкоатлетические соревнования, проходившие в различных регионах, одни из которых состоялись в Иркутске. В указанных учебных заведениях осуществлялась подготовка и сдача норм на значки ГТО и БГТО. Например, в 1939-1940 учебном году в школе № 3 сдачей нормативов на эти знаки было охвачено 70 чел., из них 10 чел. сдали 8 из 11 норм на БГТО; 20 чел. - 6 норм; 15 чел. -меньше 6 норм; 5 чел. сдали 9 норм из 14 на ГТО 1-й ступени; 10 чел. - 7 норм; 10 чел. -меньше 7 норм4. По школе № 2 охват учащихся был следующим: в сдаче норм на БГТО было задействовано 54 чел., ГТО - 33 чел.5

1 ГАЗК. - Ф. Р-2241. - Оп. 1. - Д. 4. - Л. 7.

2 ГТО - «Готов к труду и обороне», БГТО - «Будь готов к труду и обороне», ГСО - «Готов к санитарной обороне», БГСО - «Будь готов к санитарной обороне», ВС - «Ворошиловский стрелок», ЮВС - «Юный ворошиловский стрелок», ПВХО - «Противовоздушная и химическая оборона».

3 ГАЗК. - Ф. Р-2241. - Оп. 1. - Д. 4. - Л. 7.

4 Там же. - Л. 17 об.

5 Там же. - Л. 18.

В отчётной документации неоднократно приводились примеры проведения оборонно-физкультурной работы и в начальных школах города Читы. Судя по всему, в этих учебных заведениях уделялось не менее серьёзное внимание военно-физической подготовке учащихся (по сравнению со средними и неполными средними школами). Так, в школе № 10 работало 4 кружка ПВХО с охватом 96 чел., 1 стрелковый - 15 чел., 1 физкультурный - 30 чел.6 В школе № 11 были организованы кружки ПВХО и стрелковый; в школе № 12 действовал кружок ПВХО с охватом 35 чел. (руководитель - Трофимов); в школе № 13 из четырёх кружков, работавших в ней, два были оборонные (ПВХО и ГТО), один -физкультурный. Значкистов в последней школе насчитывалось 67 чел.7 В физкультурном кружке состояло 30 чел., в ПВХО - 30 чел., в ГТО - 37 чел.8 В школе № 20 был организован кружок ПВХО9. Так, в школе № 24 работал стрелковый кружок, занятия в котором проводили комсомольцы, определённые местной комсомольской организацией. Значкистов в этом образовательном учреждении не было ни одного10. В других школах города Читы военная и физическая подготовка учащихся велась значительно слабее.

В качестве руководителей оборонных кружков зачастую выступали не только школьные учителя, но и представители вооружённых сил и правоохранительных органов. Это стало обычной практикой, обеспечивавшей тесную связь практики с учебным процессом. Например, в начальной школе № 10 двумя кружками ПВХО руководил Соловьев из воинской части, двумя другими кружками ПВХО - Зыков и Пузков из областной милиции, стрелковым - Щербаков из воинской части. На протяжении 1939-1940 учебного года особенно добросовестно работал Соловьев, выпустивший 58 значкистов11. Им были проведены 4 похода в противогазах. Он сумел заинтересовать ребят посещать свои занятия даже на выходных днях12. В начальной школе № 11 руководителями оборонных кружков были: Патруков из 3-го отделения милиции (ПВХО), Дробышев из 3-го отделения милиции (ГСО). Занятия каждого кружка проводились ими один раз в пятидневку13.

6 ГАЗК. - Ф. Р-2241. - Оп. 1. - Д. 5. - Л. 62 об.

7 Там же. - Л. 33.

8 Там же. - Л. 33 об.

9 Там же. - Л. 55.

10 Там же. - Л. 23.

11 Там же. - Л. 62 об.

12 Там же. - Л. 63.

13 Там же.- Л. 79 об.

В школах г. Читы активная деятельность учащихся была развёрнута и в кружках естественнонаучного направления (химия, биология, география и др.). В этом отношении наилучшим образом отличилась школа № 3. В отчётах ГорОНО за предвоенные годы неоднократно встречается информация о проводимых учителями мероприятиях во внеу-чебное время в этом и других образовательных учреждениях.

Например, в школе № 3 преподаватель химии Е. Ф. Мосенкова организовала большую внеклассную работу по химии. В этом учебном заведении действовало три химических кружка, в которых занималось 70 чел. В них учащимися были разработаны доклады на темы «История химии как науки», «Чудеса» и другие, проанализированы дополнительные вопросы, выпущено 4 номера «Хим-бюллетеня», знакомящего с новостями в области химии и иллюстрирующего значение этой отрасли в хозяйстве страны1.

В этой же школе преподаватель Зорина организовала два географических кружка. Их участниками вёлся географический журнал, был выпущен географический бюллетень. В кружках самими учащимися были подготовлены доклады на темы: «Дрейф ледокола "Георгий Седов"», «Историко-экономическое прошлое Германии», «Историко-экономиче-ское прошлое Финляндии», «История развития географии и картографии», «Жизнь Колумба», «Об Украине», был подготовлен географический вечер, посвящённый Украине, но провести его не удалось из-за отсутствия света2.

Другой пример - преподаватель биологии Мацкевич (школа № 4), отпуская учащихся на летние каникулы, дала им задание - провести сбор раздаточного материала. Её ученики широко использовали дополнительную литературу для углублённого изучения отдельных разделов биологии, выполняли задания исследовательского и наблюдательного характера над животными и растениями, воспитывали дома белых крыс, голубей, выращивали растения, записывали свои наблюдения и отчитывались перед кружком юннатов3.

Ещё одним направлением деятельности кружков являлось художественное творчество учащихся. В отчёте ГорОНО было указано, что состояние художественного воспитания в 1939-1940 учебном году качественно было поставлено лучше, чем в прошлом году. Показательным в этом отношении является

1 ГАЗК. - Ф. Р-2241. - Оп. 1. - Д. 4. - Л. 15.

2 Там же.

3 Там же.

факт, что практически во всех школах Читы имелись хоровые, драматические и литературные кружки. А в школе № 4 имелся свой кукольный театр, ансамбль песни и пляски. Охват кружками художественного воспитания по городу выглядел следующим образом: 16 литературных (количество учащихся в них насчитывалось 713 чел.); 12 драматических (241 чел.); 2 музыкальных (25 чел.); 6 хоровых (20 чел.). Вышеуказанный кукольный театр посещало 40 чел., а ансамбль песни и пляски - 20 чел. Таким образом, общее количество кружков в школах Читы составляло 38 чел., занимались в них 1079 учеников4.

Руководство кружками творческой направленности осуществляли чаще всего школьные учителя, однако в отчётах имеется информация о проведении внеучебных занятий родителями учащихся. Опыт участия последних был реализован в школе № 12, где драматический и хоровой кружок, включавший 120 чел., вела родительница ученика 1 «а» класса Фролова. Отмечалось, что работа в нём была организована лучше, чем в других кружках этой школы5. Подобный пример руководства литературным кружком родителем Кутузовым был отмечен в начальной школе № 106.

Тематика художественных номеров в этих кружках отвечала требованиям времени, полностью соответствовала задачам формирования так называемого «человека новой формации». Довольно часто учащиеся, занимающиеся в художественных кружках, готовили постановки, посвящённые жизни и деятельности И. В. Сталина, и на школьных вечерах их представляли7. Часть номеров, которые были хорошо отрепетированы в кружках, в дальнейшем представлялись на олимпиаде детского творчества. Например, в 1939-1940 учебном году в начальной школе № 11 примерно 67 чел. готовилось к этой олимпиаде. Лучших 3 номера были взяты на районную олимпиаду8, а кроме этого 6 экспонатов были рекомендованы для участия на областной олимпиаде9.

В период подготовки к олимпиаде детского творчества работа хоровых и музыкальных кружков заметно улучшилась. Всего по образовательным учреждениям Читы (кроме школ № 10 и 15) в 1939-1940 учебном году во внутришкольных олимпиадах приняли

4 Там же. - Л. 6 об.

5 Там же. - Д. 5. - Л. 51 об.

6 Там же. - Л. 62 об.

7 Там же. - Д. 4. - Л. 7.

8 Там же. - Д. 5. - Л. 78.

9 Там же. - Л. 78 об.

участие 1192 учащихся. По качеству художественных номеров на этом мероприятии особенно отличилась школа № 2. Надо сказать, что проведение олимпиады детского творчества было тесно связано с работой администрации образовательных организаций по повышению успеваемости: учащиеся с плохими отметками не допускались к участию в ней. Это создавало серьёзную мотивацию у школьников по исправлению ситуации по тем или иным учебным дисциплинам. Так, «в школе № 2 несколько учеников сумели с помощью товарищей и усиленной подготовки к урокам ликвидировать пробелы в знаниях по отдельным предметам»1.

В газете «Забайкальский рабочий» (№ 77) была опубликована статья о районной олимпиаде детской художественной самодеятельности, состоявшейся в апреле 1939 года [12]. В ней приняло участие около 1200 учеников. Среди участников наивысшую оценку получили выступления ансамбля пионерской песни и пляски под управлением Хвощевско-го и шумового оркестра клуба «Красный Октябрь». Интерес также вызвала постановка пьесы И. Е. Всеволжского «Детство маршала», представленная драматическим кружком школы № 1, в котором участвовало 90 учащихся. Под руководством артистки театра музыкальной комедии Долинской этот кружок поставил также пьесу «Тайна Синей горы», а кружок школы № 2 под руководством ученицы Леры Нагорновой на олимпиаде представил оперу Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка» [15, с. 186].

Из делопроизводственных документов следует, что кружковая работа в конце 1930-х - начале 1940-х годов была организована почти во всех школах города Читы. Исключение составила школа № 17, где никаких кружков не было. Это связывалось отчасти и с неэффективной работой пионерской организации в этом образовательном учреждении, где было всего 22 пионера, а за 19391940 учебный год было проведено только 2 пионерских сбора2.

Единого расписания работы кружков в школах города Читы не было. Чаще всего за-

нятия для учащихся в них проводились один раз в пятидневку, однако такой регламент был определён не везде. Так, в школе № 5 члены шахматного кружка собирались без чёткой периодичности, что отражалось на учёбе его участников1.

В целом работа кружков в школах города Читы была выстроена на должном уровне. Можно сказать, что вовлечённость в кружковую работу учеников была большой. Они стали основной формой внеучебной деятельности учащихся, способствовавшей формированию у молодого поколения необходимых качеств, отвечающих требованиям предвоенного времени, и обеспечившей тесную связь содержания учебных программ и реальной жизни.

Заключение. На современном этапе в свете реализации нормативно-правовых документов, определяющих необходимость обеспечения пристального внимания к созданию условий воспитывающей среды, важным компонентом которого является внеучебная деятельность, руководству образовательных организаций важно учитывать накопленный опыт становления и деятельности внешкольных учреждений и школьных кружков в СССР в конце 1930-х - начале 1940-х гг. Этот опыт, представленный в статье на примере образовательных учреждений города Читы, может быть транслирован и сейчас для обеспечения эффективного взаимодействия средних школ и учебных заведений дополнительного образования по вопросам внеучебной деятельности. Важно отметить, что работа по созданию и обеспечению эффективного функционирования системы внешкольных учреждений накануне Великой Отечественной войны в силу отдалённости Читы от центра объективно шла медленнее. Однако, несмотря на имеющиеся недочёты, усилия Городского отдела народного образования, руководства школ учителей и работников внешкольных учреждений города постепенно способствовали приведению системы внешкольной и внеурочной деятельности в соответствие с действующими нормативными требованиями.

Список литературы

1. Блохина Г. И. Станция юных натуралистов областная // Малая энциклопедия Забайкалья. Наука и образование: в 2 ч. Ч. 2. Н-Я / гл. ред. Р. Ф. Гениатулин. Новосибирск: Наука, 2011. С. 255.

2. Гантимурова М. И. «Воспитать патриотов...» (система образования Читы) // Чита в годы Великой Отечественной войны: сб. ст., док. и фотодок. / под ред. В. И. Мерцалова. Чита: Экспресс-изд-во, 2015. С. 344-346.

1 ГАЗК. - Ф. Р-2241. - Оп. 1. - Д. 4. - Л. 17 об.

2 Там же. - Д. 5. - Л. 68 об.

3 Там же. - Д. 1. - Л. 3 об.

3. Дополнительное образование детей: история и современность / отв. ред. А. В. Золотарева. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2016. 353 с.

4. Иванова Т. А., Скрипальщиков А. В. Станция юных техников областная // Малая энциклопедия Забайкалья. Наука и образование: в 2 ч. Ч. 2. Н-Я / гл. ред. Р. Ф. Гениатулин. Новосибирск: Наука, 2011. С. 255-256.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Казакова Т. П. Чита в годы войны // Читинская область в годы Великой Отечественной войны: 19411945: сб. док. и материалов / под ред. В. И. Мерцалова. Чита: Экспресс-изд-во, 2005. С. 14-17.

6. Константинов А. В. Среднее образование (общее) // Малая энциклопедия Забайкалья. Наука и образование: в 2 ч. Ч. 2. Н-Я / гл. ред. Р. Ф. Гениатулин. Новосибирск: Наука, 2011. С. 245-247.

7. Константинова Т. А. Из истории народного образования Читинской области в 1937-1945 гг. // Читинская область в годы Великой Отечественной войны: 1941-1945: сб. док. и материалов / под ред. В. И. Мерцалова. Чита: Экспресс-изд-во, 2005. С. 530-536.

8. Крапивкина К. Влюблённые в небо [Электронный ресурс] // Забайкальский рабочий. 2016. Вып. 140141. 27 июля. Режим доступа: http://www.забрабочий.рф/article/108909 (дата обращения: 05.02.2018).

9. Лобанова Г. П., Лобанов В. Г. Дворцы пионеров: энциклопедия города // Эффект. 2009. 22 марта. С. 4.

10. Мерцалов В. И. Город Чита накануне и в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) // Чита в годы Великой Отечественной войны: сб. ст., док. и фотодок. / под ред. В. И. Мерцалова. Чита: Экспресс-изд-во, 2015. С. 7-12.

11. Нагачеева А. Ю. Из истории Дворца пионеров в Чите // Студенческие чтения: сб. ст. / отв. ред. Е. В. Дроботушенко. Чита: ЗабГУ, 2017. Вып. 9. С. 37-40.

12. Олимпиада детской художественной самодеятельности // Забайкальский рабочий. 1939. № 77. 4 апр. С. 4.

13. Онучина О. М., Никулина Л. Г Дворец детского (юношеского) творчества // Малая энциклопедия Забайкалья. Наука и образование: в 2 ч. Ч. 1. А-М / гл. ред. Р. Ф. Гениатулин. Новосибирск: Наука, 2010. С. 259-260.

14. Очерки истории Восточного Забайкалья. Читинская область / под ред. Н. В. Гордеева. Чита: Экс-пресс-изд-во, 2007. Т. 2. 240 с.

15. Пряженникова М. В. Организация культурно-досуговой деятельности школьников в Восточном Забайкалье в 1920-1930-е годы // Учёные записки Забайкальского государственного университета. 2017. Т. 12, № 6. С. 181-186.

16. Розенберг Е. Г. Среднее (общее) образование // Энциклопедия Забайкалья. Чита / гл. ред. К. К. Иль-ковский, А. Д. Михалёв. Новосибирск: Наука, 2014. С. 485-487.

17. Чита в годы Великой Отечественной войны: сб. ст., док. и фотодок. / под ред. В. И. Мерцалова. Чита: Экспресс-изд-во, 2015. 520 с.

Статья поступила в редакцию 12.04.2018; принята к публикации 29.04.2018

Библиографическое описание статьи_

Яремчук О. А. Организация внеучебной деятельности школьников г. Читы в конце 1930-х - начале 1940-х годов // Гуманитарный вектор. 2018. Т. 13, № 4. С. 140-148. DOI: 10.21209/1996-7853-2018-13-4-140-148.

Olga A. Yaremchuk,

Candidate of History, Associate Professor, Transbaikal State University (30 Aleksandro-Zavodskaya st., Chita, 672039, Russia), e-mail: oyaremchuk@yandex.ru

Organization of Extracurricular Activities of Schoolchildren in Chita in the Late 1930s - Early 1940s

Modern requirements for the educational process provide conditions for the multifaceted development and socialization of the younger generation, which should be implemented in the framework of extracurricular activities. This fact determined the relevance of the appeal to the historical experience of the formation and functioning of the system of out-of-school education of schoolchildren in Chita in the late 1930s - early 1940s. The prewar years were a very important stage for the development of various forms of extracurricular activities in our country, which determined the changes in the content of the educational process. Sources for the study were party and government documents and office materials published, taken from the funds of the State archives of Zabaikalsky krai, which were introduced into scientific circulation for the first time. The methodological basis of the work was a complex of general scientific and special methods, as well as the principles of historical science, an important place among which were the principles of historicism and objectivity. This article uses micro-historical approach, allowing to track the general trends of the prewar system of out-of-school education on the basis of a separately taken region. Special attention is paid to the peculiarities of the organization of group work and the formation of various out-of-

school institutions of Chita (the Palace of pioneers, Station of young naturalists, Station of young technicians, etc.). The work reflects the mechanisms of implementation of the tasks facing educational institutions and out-of-school institutions for the organization of extracurricular activities and enshrined in the normative documents of the time. It is noted that due to the remoteness of Chita from the center of their decision objectively went slower. However, despite the shortcomings, the efforts of the city Department of public education, school authorities, teachers and employees of out-of-school institutions of the city gradually contributed to bringing the system of out-of-school and extracurricular activities in line with the existing regulatory requirements.

Keywords: extracurricular activities, out-of-school education, schoolchildren, Chita, the Great Patriotic War, out-of-school institutions, club

References

1. Blokhina, G. I. Station of young naturalists of the region // Small encyclopedia of Transbaikalia: Science and education: in 2 parts. Part 2: N-Ya. Novosibirsk: Nauka, 2011: 255. (In Rus.)

2. Gantimurova, M. I. "Bring up the patriots..." (the education system of Chita). Chita during the Great Patriotic War. Chita: Express, 2015: 344-346. (In Rus.)

3. Additional education of children: history and modernity. Moskva: Yurayt, 2016. (In Rus.)

4. Ivanova, T. A., Skripal'shchikov, A. V. Station of young technicians of the region. // Small encyclopedia of Trabsbaikalia: Science and education: in 2 parts. Part 2: N-Ya. Novosibirsk: Nauka, 2011: 255-256. (In Rus.)

5. Kazakova, T. P. Chita during the war. Chita oblast during the Great Patriotic War: 1941-1945. Chita: Express, 2005: 14-17. (In Rus.)

6. Konstantinov, A. V. Secondary education (General). // Small encyclopedia of Transbaikalia: Science and education: in 2 parts. Part 2: N-Ya. Novosibirsk: Nauka, 2011: 245-247. (In Rus.)

7. Konstantinova, T. A. From the history of national education of the Chita region in 1937-1945. Chita oblast during the Great Patriotic War: 1941-1945. Chita: Express, 2005: 530-536. (In Rus.)

8. Krapivkina, K. Lovers in the sky. Zabaykalskiy rabochiy. 27 July, 2016. Web. 05.02.2018. http://www.3a6pa-6oHMM.p$/article/108909/. (In Rus.)

9. Lobanova, G. P., Lobanov V. G. Palaces of pioneers: an encyclopedia of the city. Effect. 22 March, 2009. (In Rus.)

10. Mertsalov, V. I. The City of Chita on the eve and during the great Patriotic war (1941-1945). Chita during the Great Patriotic War: Chita: Express, 2015: 7-12. (In Rus.)

11. Nagacheeva, A. Yu. From the history of the Palace of pioneers in Chita. Student readings, vol. 9. Chita: ZabGU, 2017: 37-40. (In Rus.)

12. Olympiad of children amateurs. Zabaikalskiy rabochiy. 4 Apr., 1939. (In Rus.)

13. Onuchina, O. M., Nikulina, L. G. Palace of children's creativity // Small encyclopedia of Transbaikalia: Science and education. in 2 parts, Part 1: A-M. Novosibirsk: Nauka, 2010: 259-260. (In Rus.)

14. Essays on the history of Eastern Transbaikalia. Chita region. Vol. 2. Chita: Express, 2007. (In Rus.)

15. Pryazhennikova, M. V. Organization of cultural and leisure activities of schoolchildren in Eastern Transbaikalia in the 1920-1930s Scholarly Notes. Vol. 12, no. 6, pp. 181-186, 2017. (In Rus.)

16. Rozenberg, E. G. Secondary (General) education. // Encyclopedia of Transbaikalia: Chita. Novosibirsk: Nauka, 2014: 485-487. (In Rus.)

17. Chita during the Great Patriotic War. Chita: Express, 2015. (In Rus.)

Received: April 12, 2018; accepted for publication April 29, 2018

Reference to the article _

Yaremchuk O. A. Organization of Extracurricular Activities of Schoolchildren in Chita in the Late 1930s - Eearly 1940s // Humanitarian Vector. 2018. Vol. 13, No. 4. PP. 140-148. DOI: 10.21209/1996-7853-2018-13-4-140-148.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.