Научная статья на тему 'Организация внеаудиторной деятельности в развитии творческой личности студентов'

Организация внеаудиторной деятельности в развитии творческой личности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
387
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО / СТУДЕНТЫ / КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронкина И.Н.

В современном быстроменяющимся мире, который требует от людей широкого кругозора, высокой культуры, способности быстро переключаться на разные виды деятельности и принимать оптимальные решения в критических ситуациях, перед образовательным учреждениям стоят особо сложные задачи. У студентов необходимо развивать нестандартное мышление, воображение, но при этом преподавателю необходимо сохранять доброжелательное отношение, желание помочь в развитии способностей студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация внеаудиторной деятельности в развитии творческой личности студентов»

УДК 636.32/.38.086.2

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ

И.Н. Воронкина, преподаватель профессионального цикла высшей категории

ГБОУ СПО «Ставропольский региональный колледж вычислительной техники и электроники»

voronkina.ira@yandex.ru

UDC 636.32/.38.086.2 ORGANIZATION EXTRACURRICULAR ACTIVITY IN DEVELOPMENT CREATIVE PERSONALITY OF STUDENTS

Voronkina I.N.

"Stavropol Regional College Computer Engineering and Electronics"

В современном быстроменяющимся мире, который требует от людей широкого кругозора, высокой культуры, способности быстро переключаться на разные виды деятельности и принимать оптимальные решения в критических ситуациях, перед образовательным учреждениям стоят особо сложные задачи. У студентов необходимо развивать нестандартное мышление, воображение, но при этом преподавателю необходимо сохранять доброжелательное отношение, желание помочь в развитии способностей студента.

Ключевые слова: личность, творчество, студенты, культура

In the modern quickly changing world that requires people of broad vision, high culture, the ability to quickly switch to different activities and make optimal decisions in critical situations, to educational establishments are particular challenges. Students need to develop innovative thinking, imagination, but the teacher is necessary to maintain a friendly attitude, willingness to help in the development of student abilities.

Keywords: personality, creativity, students, culture

В современном быстроменяющимся мире, который требует от людей широкого кругозора, высокой культуры, способности быстро переключаться на разные виды деятельности и принимать оптимальные решения в критических ситуациях, перед образовательным учреждениям стоят особо сложные задачи.

Концепция модернизации российского профессионального образования в период перехода на новые ФГОС в качестве основополагающего принципа определяет личностную ориентацию. При этом приоритетными задачами выдвигаются:

• сформировать ключевые компетенции, т.е. умение применять знания в конкретных жизненных ситуациях;

• не научить на всю жизнь, а уметь учиться всю жизнь;

• уметь брать на себя ответственность;

• уметь извлекать пользу из опыта;

• критически относиться к явлениям природы и общества;

• востребованность специалиста в условиях рынка.

Одним из дидактических путей решения этой задачи является организация внеаудиторной деятельности, направленной на развитие творчества студентов.

«Творчество - это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленных на открытие нового и склонность к глубокому осознанию своего опыта». ( Э. Фромм)

Одной из форм внеаудиторной работы, способствующих систематическому увеличению степени самостоятельности и развитию творческой деятельности, являются конкурсы профессионального мастерства. Конкурс от латинского еопкигвив - стечение, столкновение, т.е. соревнования для выявления лучших. Основная цель конкурсов -это выявление талантливых, творческих личностей, способных к активному пополнению своих знаний, сочетающих личные и общественные интересы, обладающих умениями умственной деятельности, общения, культуры поведения, самооценки. Конкурс по профессии поможет молодым самоутвердиться, показать свое мастерство и получить общественное признание.

Поиск педагогических условий, направленных на выполнение нового социального заказа, - формирование самостоятельной, инициативной творческой, духовно физически здоровой личности, остается актуальным.

Именно преподаватель является организатором творческой деятельности, от личных качеств которого, от уровня развития его творческого потенциала и зависит развитие творческого потенциала студентов. Педагог должен быть творцом, творческой личностью, способной к социальному взаимодействию; обладать творческим мышлением, индивидуальностью, готовностью ставить задачи; принимать решения и отвечать за них; уметь развивать у студентов творческие начала и способность ориентироваться в современной экономической обстановке.

От преподавателя требуется не только совершенное владение учебной дисциплиной, которую он преподает, не только знание педагогики, современной дидактики, педагогической психологии, методики преподавания дисциплины, но и обладать артистизмом, искусством актерского мастерства. Преподаватель воздействует на студентов авторитетом, яркостью собственной индивидуальности. Не обойтись и без новаторства - постоянного поиска нововведений. Современный преподаватель - это организатор процесса познания, координатор и помощник студентов.

В процессе работы можно отметить желание студентов принимать участие во многих мероприятиях, проводимых в соответствии с планом внеаудиторной деятельности по преподаваемым мною дисциплинам. Участие в конкурсах, научно-практических конференциях, проектах требует дополнительного времени и усидчивости во время подготовки. Результатов этих творческих и исследовательских мероприятий студенты ждут и искренне переживают за участников, радуются их победам. Творческая активность студентов - это сформированное

качество, выражающее интенсивность её деятельности по созданию нового продукта или совершенствованию существующего.

Во внеаудиторной деятельности я, как преподаватель, стараюсь создать такие условия, в которых студент испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. Одно из таких условий - ситуация успеха, использование которой должно способствовать повышению рабочего тонуса учащегося. Главное, уловить в его глазах искорку интереса, понимания, творчества и разжечь её до яркой звезды!

Также во внеаудиторной деятельности для формирования интереса я использую создание ситуации эмоционального переживания, занимательности, опоры на жизненный опыт, доброжелательной атмосферы и взаимопомощи при выполнении самостоятельных заданий. Со студентами мы связаны целой системой формальных и неформальных связей - в учениках я вижу личность, признаю ее неповторимость, незаменимость, уважаю их мысли, право на свободу выбора. Этим признается равенство, право на сотрудничество.

Сотрудничество - это взаимное уважение личностей, готовность помогать самореализации их возможностей, оптимальная вера в будущее. Весь смысл сотрудничества в той радости, которую оно дает. Ожидание радости - источник его движения вперед. Радость сама по себе не возникает, ее горючее - успех! Сотрудничество способствует открытию перед студентом перспективы роста, помогает добиваться радости успеха, осознать свои возможности и поверить в себя.

Преподаватель должен создавать источник внутренних сил студента, рождающий энергию для преодоления трудностей, создавать такие условия, в которых студент испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение, добивался успеха,- создавать ситуации успеха. Надежным путем создания ситуаций успеха является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи студенту при ее осуществлении. Большое значение в создании ситуаций успеха имеет общая морально-психологическая атмосфера выполнения тех и иных заданий, поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям. Организация сотрудничества между преподавателем и студентом, создание отношений доверия и взаимопонимания, переживание радости и успеха гуманизируют процесс обучения, формируя у студентов уверенность в себе и уважение к преподавателю. Только сотрудничество позволит преподавателю, и ориентироваться на успех студента, и создавать специальные ситуации, способствующие переживанию эмоционального подъема.

Преподаватель должен уметь увидеть и заинтересовать студентов, которые обладают: оригинальностью мышления, отличающегося от общепринятого неожиданностью решения; высоким интеллектом и трудолюбием и настойчивостью в достижении поставленной цели; способностью совершенствовать или придавать законченный вид

своему творческому продукту; умением быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую; способностью принимать решения в неопределенной ситуации, не бояться собственных выводов и доводить их до конца.

Выпускники колледжа должны быть подготовлены к самостоятельной творческой деятельности, созданию новых продуктов, машин, технологий, услуг, методов организации производств. Поэтому весь учебный процесс следует ориентировать на мотивацию творчества и осознания его роли в развитии человека и общества.

В современном мире для того, чтобы вести более или менее достойное человека существование, надо уметь проектировать взаимодействие с непредсказуемо изменяющимся миром. Это означает, что нужно учиться непрерывно, безостановочно.

Творческая деятельность выступает средством интенсивного развития интеллектуальных способностей и личностных качеств студента, выступает гарантией того, что будущий специалист сможет ориентироваться и находить решения в нестандартных ситуациях и вопросах профессиональной деятельности, а значит, будет востребован и защищён от безработицы.

Для успешного самообразования необходимо уметь анализировать, обобщать собственные наблюдения, перерабатывать информацию. А активизировать процесс самообразования можно, используя такую форму организации учебного процесса, как конкурсы профессионального мастерства и технического творчества, ведь своей сущности конкурс является активным методом обучения. Напомню, что главными характеристиками такой формы внеаудиторной деятельности являются предметность, системность и субъективность обучения. Конкурсы, научно-практические конференции и выставки технического творчества очень важны для повышения познавательной активности студентов по учебным дисциплинам и развития их творческих способностей.

ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА СТУДЕНТА, РЕАЛИЗУЕМЫЕ ВО ВНЕАУДИТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОДЕ ПОДГОТОВКИ И В ПРОЦЕССЕ УЧАСТИЯ В КОНКУРСАХ

1. Креативность. Это особый подход к решению поставленных задач. Всем участникам предоставляются широкие возможности для развития и проявления своих творческих способностей.

2. Коммуникативность. Обмениваясь своими мыслями с другими студентами, приобретаются навыки межличностного общения.

3. Уверенность в себе. Ценное качество для молодого специалиста, придающее ему внутреннюю силу, чувство собственного достоинства, повышающее самооценку. Как правило, в будущем студент сможет добиваться поставленных целей, а это одно из слагаемых успешности в жизни.

4. Работоспособность. Учится выполнять конкретную работу в течение заданного времени с необходимым уровнем эффективности и качества. Важное качество для дальнейшей работы, так как успешность выполнения поставленных задач зависит от уровня работоспособности человека.

5. Талант публичных выступлений. Для большинства людей публичные выступления - огромный стресс, хотя это умение нужно нам всем: выступаем ли мы с докладом на конференции, произносим ли речь перед аудиторией или просто говорим тост на дне рождении. Этот пробел восполняется благодаря внеаудиторной работе, где студенты приобретают бесценный опыт выступления перед публикой.

РЕАЛИЗУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

1. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития. Самостоятельность позволяет углубить творческое саморазвитие студента, так как он учит себя тому, что лежит за пределами его учебной деятельности, и для осуществления личностного роста использует свой собственный потенциал.

2. Осуществлять поиск и использование информации. Для эффективной подготовке к научно- практической конференции участнику необходимо просмотреть множество источников для того, чтобы найти нужную информацию. При этом студент приобретает навыки работы с учебными пособиями, словарями, справочниками, с информационными ресурсами сети Интернет (научными журналами и монографиями, онлайн- библиотеками, сайтами учебных организаций).

Готовность студентов к творческой деятельности во внеаудиторной работе будет эффективна при совместном творчестве преподавателя и студента, при реализации готовности студентов к творческой деятельности и учета личностных качеств студентов.

У студентов необходимо развивать нестандартное мышление, воображение, но при этом преподавателю необходимо сохранять доброжелательное отношение, желание помочь в развитии способностей студента. Сделать всех творческими личностями нельзя, но учить этому нужно!

Используя методику коллективной творческой деятельности, мне удается научить студентов умению слушать и слышать друг друга. Постепенно даже самые нетворческие студенты начинают предлагать свои идеи.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Современные исследования социальных проблем, №2(06), 2011. О компетенциях, квалификации и компетентности [Текст] / В. С. Сенашенко, В. А. Кузнецова, В. С. Кузнецов // Высшее образование в России. - 2010. - №6. - С.19.

2. Чернавская Н.М., Чернавский Д.С. Российская цивилизация и образование / Синергетика: Будущее мира и России / Под ред. Г.Г. Малинецкого. - М.: Издательство ЛКИ, 2008. - 384 с.(Синергетика: от прошлого к будущему. Будущая Россия).

3. Гирфанова Е.Ю., Осипов П.Н. Стимулирование исследовательской деятельности студентов. -Казань: РИЦ «Школа», 2006. - 156 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.