Научная статья на тему 'Организация внеаудиторного практикума по иностранному языку в военном авиационном вузе'

Организация внеаудиторного практикума по иностранному языку в военном авиационном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕАУДИТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ / КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРАГМАТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калашникова О.А.

В статье описываются принципы организации и содержание внеаудиторного практикума по иностранному языку в форме компьютерного тестирования. Задания теста дифференцируются по целевому назначению, исходя из определения коммуникативной компетенции в единстве лингвистического, социолингвистического и прагматического аспектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Калашникова О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация внеаудиторного практикума по иностранному языку в военном авиационном вузе»

236

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

Список литературы:

1. Булич Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах. - М., 1996.

2. Касаткина В.Н., Шеплягина Л.А. Здоровье: Учебно-методическое пособие. - М., 2007.

3. Методические рекомендации по анализу и учету эффективности лечения в практической работе по ЛФК. - Казань, 1992.

ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕАУДИТОРНОГО ПРАКТИКУМА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВОЕННОМ АВИАЦИОННОМ ВУЗЕ

© Калашникова О.А.*

Филиал Военного учебно-научного центра ВВС «Военно-Воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»,

г. Краснодар

В статье описываются принципы организации и содержание внеаудиторного практикума по иностранному языку в форме компьютерного тестирования. Задания теста дифференцируются по целевому назначению, исходя из определения коммуникативной компетенции в единстве лингвистического, социолингвистического и прагматического аспектов.

Ключевые слова внеаудиторный практикум, компьютерное тестирование, принципы организации, коммуникативная компетенция, лингвистическая компетенция, социолингвистическая компетенция, прагматическая компетенция.

Внеаудиторный практикум по иностранному языку в военном вузе является обязательным видом организации учебной деятельности курсантов. Цель данного практикума - организовать самостоятельную работу курсантов по языку и обеспечить контроль за ее выполнением с учетом нормативных требований вуза на этапах рубежного контроля.

Традиционной формой проведения данного практикума является индивидуальная работа преподавателя с одним или несколькими курсантами по графику консультаций педагога. Контроль работы курсантов осуществляется, преимущественно, в виде проверки словаря специальности и устного перевода текстов, дополняющих содержание изучаемых тем. Учитывая особенности военного вуза, связанные, в частности, с выполнением курсантами обязанностей по службе и, как следствие, невозможностью регулярно посещать консультации преподавателя, возникает необходимость пересмотра

Профессор.

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки

237

традиционных форм работы в пользу новых, более современных методов обучения, отвечающих современным требованиям и учитывающим специфику учебной деятельности данной категории обучаемых. Необходимость в обновлении содержания внеаудиторного практикума не в последнюю очередь связана, также, со стремлением разнообразить и индивидуализировать обучение курсантов разного уровня языковой подготовки, что в свою очередь требует создания дидактических материалов, позволяющих более эффективно решать учебные задачи данного этапа.

В практике работы кафедры иностранных языков ВУНЦ ВВС ВВА успешно апробируются новые формы внеаудиторного практикума по иностранному языку с использованием мультимедийных средств обучения. В частности, после каждой темы учебной программы курсанты выполняют компьютерный тест, который позволяет объективно оценить уровень коммуникативной компетенции, соответствующий данному этапу рубежного контроля. Вместе с тем, возможности тестирования с использованием мультимедийных средств не ограничиваются только избирательным контролем внеаудиторной работы курсантов. Учитывая, что в процессе обучения курсанты также выполняют промежуточные и итоговый тесты, появляется возможность систематизировать полученные результаты и проследить динамику и результативность обучения в целом. Для этой цели кафедра организует свою работу по методу портфолио, понимаемому как «педагогическая технология сбора и систематизации материала» [1, с. 43]. В практическом плане использование этого метода позволяет последовательно накапливать и хранить базу данных в виде оценок промежуточного и итогового контроля по темам курса наряду с результатами внеаудиторной работы курсантов.

Предметом рассмотрения данной статьи является опыт организации внеаудиторного практикума по иностранному языку для курсантов 2 курса авиационного вуза. В частности, после изучения темы «Air Force» курсантам рекомендуется проверить достигнутый уровень иноязычной компетенции путем выполнения компьютерного теста. В качестве основы для создания данного теста использованы следующие принципы:

- опора на ранее изученный материал;

- включение нового материала, дополняющего содержание темы;

- использование наглядности (карты, рисунки, фото, таблицы, графики);

- выполнение заданий разной целевой направленности;

- соотношение языковых и коммуникативных заданий 35 % и 65 %;

- ограниченное время выполнения теста (45 минут);

- недифференцированная форма контроля.

Необходимо отметить, что для определения коммуникативной компетенции мы исходили из определения ее содержания в совокупности « лингвистического, социолингвистического и прагматического аспектов», кото-

238

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

рые учитываются при разработке заданий и являются объектами контроля в ходе тестирования [2, с. 109].

Наряду с методическими принципами в ходе разработки тестов для внеаудиторного практикума также принимаются во внимание психолого -педагогические факторы, определяющие характер летной деятельности в целом. В частности, формы подачи материала и формулировки заданий тестов ориентированы на развитие таких важных профессиональных качеств летчика, как оперативное мышление, умения антиципировать информацию, способность развивать пространственное воображение и совершенствовать ауди-тивные умения.

С учетом описанных принципов структура теста внеаудиторного практикума по теме «Air Force» может быть представлена в следующем виде:

I. Задания на определение лингвистической компетенции

1) подбор лексики по дефиниции.

Match the definitions to the correct terms.

Таблица 1

1. reconnaissance aircraft a) mission performed by a tanker

2. air-to-surface missile b) vehicle that provides surveillance of enemy forces

3. aircraft carrier c) pilotless aircraft

4. refueling d) large boat that transports military aircraft

5. deployment e) weapon that can be launched from aircraft at land targets

6. drone f) movement of equipment and. personnel for operation

2) группировка слов по антонимичному /синонимичному признаку. Match the phrases as antonyms.

Таблица 2

1) localized military conflict a) pilotless vehicle

2) no-fly zone b) hardly ever destructed

3) air superiority c) global challenge and threat

4) regional stability and security d) air traffic corridor

5) manned aircraft e) defeat in the air battle

6) completely destroyed f) large scale combat

3) комбинирование слов в рамках предложения.

Put the words in the correct order: modern, environment, of, are, hitting, enemy, combat, capable, aircraft, any, targets, in.

4) составление предложений по частям.

Match parts of the sentences.

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки

239

Таблица 3

1. Military airlifters don’t always transport weapons and troops, a) but it can’t compare to the maneuverability of a helicopter.

2. The fighter jet may be fast b) they often take part in humanitarian operations.

3. Cargo aircraft, called airlifters, are used for c) the deployment of troops and equipment into combat zones.

4. Once a submarine is located d) helicopters can be deployed to drop torpedoes, mines or depth charges.

5. After the pilot fires, e) he can monitor the progress of the missile on a video screen.

И Задания на определение социолингвистической компетенции:

1) Match the acronym to its phrase

Таблица 4

1. MAJCOM a) армейская авиация

2. SECAF b) генерал авиации

3. SAR с) командующий ВВС

4. OF-10 d) главное авиационное командование

5. AAC e) поиск и спасение

6. USAF f) ВВС США

2) Give the correct answer.

When was the Royal AF founded?

a) in I947; b) in 1925; c) in 1918.

Whom is the USAF headed by?

a) The Commander-in-Chief; b) SECDEF; c) SECAF.

К данной группе также относятся задания на соотнесение фотоизображений по описаниям и проверку знаний языковых реалий, связанных с воинским этикетом, событиями военной истории, особенностями авиационной техники ряда стран НАТО и т.д.

III. Задания на определение прагматической компетенции

Как известно, прагматическая компетенция включает «компетенцию дискурса, функциональную компетенцию и компетенцию схематического построения речи» [2, с. 122]. Компетенция дискурса предполагает знание правил построения текстов, и, следовательно, умения извлекать из них информацию наиболее оптимальным путем. Учитывая формат компьютерного тестирования, задания данной группы преимущественно направлены на определение компетенции дискурса текстов в разных формах предъявления.

В частности, текст № 1 «From the History of USAF» и текст № 2 «Royal Air Force» представлены в графической форме в сопровождении заданий с разной целевой установкой. Текст № 1 содержит описательную информацию и его задания контролируют умения ознакомительного чтения в опоре на структурно-композиционные особенности текста данного типа.

Текст № 2 «Royal Air Force» представлен в виде разрозненных фрагментов и подзаголовков, которые нужно соотнести друг с другом. В ходе выполнения этого задания проверяются прогностические и комбинаторные

240

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

умения курсантов оперировать фрагментами информации с целью создания на их основе связанного текста.

Текст № 3 «Canadian Air Force» представлен в аудитивной форме в сопровождении видеоряда. Задания этого текста направлены на контроль умений воспринимать информацию на слух и построены по принципу множественного выбора.

Итоги внеаудиторного практикума по теме могут быть зачтены при условии правильного выполнения 75 % заданий теста.

Как свидетельствует опыт работы, новая форма проведения внеаудиторного практикума в виде компьютерного тестирования представляет наибольший интерес для курсантов с хорошим уровнем языковой подготовки. Свободный график выполнения тестов, современные мультимедийные средства, используемые в ходе их выполнения в сочетании с нестандартными заданиями не только мотивируют курсантов, но также способствуют формированию у них нового стиля самостоятельной работы. Его отличительными особенностями являются избирательное отношение к форме проведения внеаудиторного практикума, индивидуальное планирование времени самоподготовки, высокая степень творческой активности и, как следствие, результативность выполняемой работы.

Дальнейшие перспективы совершенствования внеаудиторного практикума связаны с разработкой мультимедийной программы обучения радиообмену на английском языке как профессионально значимому умению будущих летчиков.

Список литературы:

1. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс. -M.: Дрофа, 2007.

2. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка / Департамент по языковой политике. - Страсбург, 2003.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ СПЕЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ С ОСЛАБЛЕННЫМ ЗДОРОВЬЕМ

© Матвеева Л.В.* *, Македонов Р.А.*

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса,

г. Владивосток

Статья посвящена вопросам влияния физической культуры на организм студентов с ослабленным здоровьем. В работе показаны особен-

* Доцент кафедры Физкультурно-оздоровительной и спортивной работы, кандидат педагогических наук, доцент.

* Кафедра Международного бизнеса и финансов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.