Научная статья на тему 'Организация в РЦСМЭ дополнительной профессиональной подготовки судебномедицинских экспертов-генетиков как элемент единого научно-методического подхода к производству молекулярногенетических экспертиз'

Организация в РЦСМЭ дополнительной профессиональной подготовки судебномедицинских экспертов-генетиков как элемент единого научно-методического подхода к производству молекулярногенетических экспертиз Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
321
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ МОЛЕКУЛЯРНО-ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / КОНТАМИНАЦИЯ ДНК / ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКИХ ЭКСПЕРТОВ-ГЕНЕТИКОВ / ЕДИНЫЙ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПОДХОД / FORENSIC MOLECULAR GENETIC EXAMINATION / DNA CONTAMINATION / ADDITIONAL TRAINING FOR FORENSIC GENETICS SPECIALISTS / UNIFIED SCIENTIFIC AND METHODICAL APPROACH

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Шилов И.А., Земскова Е.Ю., Туаева Н.Р., Иванов П.Л.

Судебно-медицинское экспертное исследование с применением молекулярно-генетических методов анализа представляет собой сложный процесс, который должен осуществляться в соответствии с единым научно-методическим подходом. Его суть состоит в стандартизации реагентной и приборной базы, а также в единой платформе профессиональной подготовки судебно-медицинских экспертов-генетиков с целью создания полноценной тиражируемой медицинской технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Шилов И.А., Земскова Е.Ю., Туаева Н.Р., Иванов П.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FCFME-BASED ADDITIONAL PROFESSIONAL TRAINING FOR FORENSIC GENETICS SPECIALISTS AS AN ELEMENT OF METHODOLOGICAL UNIFORMITY IN MOLECULAR GENETIC EXAMINATIONS

Forensic expert examination using molecular genetic methods of analysis is a sophisticated process that must be carried out in accordance with the unified scientific and methodical approach. Its essence is to standardize the reagent and instrument base, as well as to create the single platform of professional training for forensic genetics specialists for creation a full replicated medical technology.

Текст научной работы на тему «Организация в РЦСМЭ дополнительной профессиональной подготовки судебномедицинских экспертов-генетиков как элемент единого научно-методического подхода к производству молекулярногенетических экспертиз»

с использованием уже имеющихся ресурсов телеконференций для чтения лекций по современным аспектам медицины. Для отбора информации предлагается тестирование кандидатов на обучение, их анкетирование и анализ результатов их практической экспертной деятельности за определенный период. Ключевые слова: система непрерывного образования, телеконференции, дистанционное обучение

Learning [can and should be] a lifetime

• V. S. Kedrov

Abstract: The article is devoted to the issues of the creation of a continuous remote postgraduate training system for Russian forensic experts using the existing resources of teleconferencing to give lectures on the aspects of modern medicine, the knowledge of which is required by service professionals. For the selection of the information it is offered to test candidates for training and to analyze the results of their practical expertise activities for a certain period. Keywords: continuing education, teleconferencing, distance learning

Почти не вызывает сомнений то обстоятельство, что морфологам становится все труднее общаться с клиницистами. Первые в своей работе могут использовать результаты современных методов исследований, у морфологов же таких возможностей чаще всего не имеется. Из-за невозможности разговаривать на «одном языке» клиницисты выдвигают обвинения морфологам в архаичности их представлений и даже высказывают сомнения в целесообразности проведения морфологических исследований для анализа некоторых случаев.

Действительно, участвуя в клинических разборах и осуществляя клинико-анатомические сопоставления, судебно-медицинский эксперт часто оказывается в ситуации невозможности продемонстрировать свои доказательные морфологические находки. И это ставит их в неравное положение по отношению к клиницистам.

По нашему мнению, предоставив эксперту соответствующее оснащение и обучив пользоваться им, эту проблему можно успешно преодолеть. Эксперт должен постоянно учиться не только современной морфологии, но и клинической медицине - методам клинической лабораторной и инструментальной диагностики, оценке их результатов, тактике и принципам лекарственного лечения, подходам к выбору и осуществлению оперативного лечения, а также принципам осуществления интенсивной терапии и реанимационных мероприятий.

Как вариант оптимизации системы подготовки может быть предложено осуществление обучения штатных судебно-медицинских экспертов совместно со специалистами-клиницистами, которые привлекаются к проведению сложных экспертиз, например, по делам о профессиональных правонарушениях медицинских работников, что могло бы взаимно обогащать обучающихся.

Один из возможных путей - дистанционная система обучения. В частности, телеконференции могут стать эффективным форматом для проведения обучающих циклов. Они способны охватить всю систему экспертных учреждений и всех специалистов. Часть предполагаемых мероприятий возможно осуществить через систему тестов и проверку их результатов сотрудниками профильных кафедр вузов системы последипломного образования (РМАПО/ СПбМАПО), а также сотрудниками вузов системы профессионального образования. В процессе обучения целесообразно было бы использовать перекрест-

ную систему оценки результатов экспертной деятельности на основе деперсонифицированных материалов.

Необходимо подчеркнуть: пришло время четко определить, в какой мере эксперт должен владеть знаниями смежных специальностей (патологической анатомии, травматологии, хирургии, терапии, нейрохирургии и других), чтобы выработать квалификационные критерии эксперта для присвоения ему соответствующей категории.

Получению подготовительной информации могли бы служить результаты предварительного тестирования и углубленного анкетирования кандидатов на обучение (с учетом достоверности данных способов).

Собранные в ходе проведения обучения материалы могли бы быть использованы для создания модели специалиста. Задача получения и оценки соответствующей информации может стать темой ни одного диссертационного исследования, которые могут планироваться и осуществляться на базе РЦСМЭ и кафедр вузов системы постдипломного образования.

Организация в РЦСМЭ пополнительной профессиональной подготовки судебно-медицинских экспертов-генетиков как элемент единого научно-методического подхода к производству молекулярно-генетических экспертиз

• д.б.н. И. А. Шилов, к.м.н. Е. Ю. Земскова, Н. Р. Туаева, д.б.н., проф. П. Л. Иванов

ФГБУ «Российский центр судебно-медицинской экспертизы» Министерства здравоохранения Российской Федерации. Москва

Аннотация: Судебно-медицинское экспертное исследование с применением молекулярно-генетических методов анализа представляет собой сложный процесс, который должен осуществляться в соответствии с единым научно-методическим подходом. Его суть состоит в стандартизации реагентной и приборной базы, а также в единой платформе профессиональной подготовки судебно-медицинских экспертов-генетиков с целью создания полноценной тиражируемой медицинской технологии. Ключевые слова: судебно-медицинская мо-лекулярно-генетическая экспертиза, контаминация ДНК, дополнительная профессиональная подготовка судебно-медицинских экспертов-генетиков, единый научно-методический подход

FCFME-based additional professional training for forensic genetics specialists as an element of methodological uniformity in molecular genetic examinations

• I. A. Shilov, E. Y. Zemskova, N. R. Tuaeva, P. L. Ivanov

Abstract: Forensic expert examination using molecular genetic methods of analysis is a sophisticated process that must be carried out in accordance with the unified scientific and methodical approach. Its essence is to standardize the reagent and instrument base, as well as to create the single platform of professional training for forensic genetics specialists for creation a full replicated medical technology. Keywords: forensic molecular genetic examination, DNA contamination, additional training for forensic genetics specialists, unified scientific and methodical approach

Одним из важнейших результатов научно-методической деятельности в направлении стандартизации технологий и формирования единого научно-методического подхода к проведению молекулярно-генетических экспертиз явилось создание на базе ФГБУ «РЦСМЭ» Минздрава России системы дополнительной профессиональной подготовки экспертов-генетиков.

В 2006 г. на базе отдела судебно-медицинских генетических научных и экспертных исследований (ныне отдел молекулярно-генетических экспертиз (исследований) ФГБУ «РЦСМЭ» Минздрава России) был создан практикум для обучения технологиям молекулярно-генетиче-ской идентификации личности и определению родства. В настоящее время на регулярной основе проводятся плановые очно-заочные циклы повышения квалификации для экспертов молекулярно-генетических лабораторий и судебно-биологических отделений с целью освоения как базовых методов судебно-медицинской молекулярно-ге-нетической экспертизы: «Базовые методы идентификации личности и установления родства с помощью анализа полиморфизма аутосомной ДНК для исследования объектов судебно-медицинской экспертизы», так и для получения теоретических и практических знаний в области современных технологий исследования ДНК и их приложений в судебной науке: «Новые технологические подходы к фрагментному анализу ДНК в судебно-медицинской экспертизе». Пройдя оба курса обучения, эксперт получает возможность применять в своей работе наиболее совершенные методики типирования хромосомной ДНК человека.

По историческим причинам большинство генетических лабораторий территориальных Бюро СМЭ возникли тогда, когда методики молекулярно-генетического анализа вещественных доказательств еще не были доведены до уровня полноценных технологий. Поэтому не во всех лабораториях имелись возможности для обеспечения проведения полного технологического цикла генетической экспертизы. Специалистами РЦСМЭ на протяжении ряда лет осуществляется консультативно-методическая помощь в дооснащении и модернизации таких лабораторий, в результате чего у экспертов в регионах появляются условия для выполнения полноценных экспертных исследований. Таким образом, процесс подготовки экспертов-генетиков неразрывно связан с приведением генетических лабораторий к единому стандарту, что, безусловно, способствует повышению уровня проведения генетических экспертиз по стране в целом. За период с 2006 по 2014 гг. на базе РЦСМЭ подготовлено более 300 судебно-медицинских экспертов из 54 территориальных Бюро СМЭ Российской Федерации, специалистов из Республики Таджикистан, Республики Армения, Кыргызской Республики, а также специалистов экспертно-криминалистических подразделений, подведомственных МВД России, из Москвы, Новгородской и Тюменской областей.

Таким образом, практическая реализация единого научно-методического подхода к проведению генетических экспертиз за последние годы способствовала стандартизации этого вида исследований, повышению эффективности работы молекулярно-генетических лабораторий судебно-экспертных учреждений, входящих в государственную систему здравоохранения, и формированию отечественной экспертной школы в сфере судебной генетики.

Непрерывное образование с применением симуляционных технологий в процессе преподавания судебной медицины

• д.м.н., проф. А. И. Авдеев, к.м.н., И. В. Власюк, к.м.н. В. А. Жуков,

И. В. Андрейко, А. В. Николаев

Кафедра патологической анатомии и судебной медицины (зав.— д.м.н. проф. А. И. Авдеев) ГБОУ ВПО ДВГМУ Минздрава России, г. Хабаровск Аннотация: Статья посвящена особенностям преподавания судебной медицины с использованием симуляционных технологий. Кратко описаны возможности использования объектов исследования в судебной медицине для выработки у обучаемых основных навыков ^работы врача специалиста в области судебной медицины. Кратко описана методика проведения некоторых тематических занятий на кафедре судебной медицины Дальневосточного государственного медицинского университета. Ключевые слова: преподавание, судебная медицина, симуляционные технологии

Continuing education using simulation technology in the teaching of forensic medicine

• A. I. Avdeev, I. V. Vlasyuk, V. A. Gukov, I. V. Andreiko, A. V. Nikolaev

Abstract: The article is devoted to the features of teaching forensic science using simulation technology. The article briefly describes the possibilities of using objects of research in forensic medicine to develop trainees' basic skills physician specialist in forensic medicine. A brief description of methodology for the case studies at the Department of Forensic Medicine of the Far Eastern State Medical University is given. Keywords: the study, forensic medicine, simulation technology

ВВЕДЕНИЕ

Современные технологии в судебной медицине широко внедряются в практику эксперта, что повышает требования к профессиональной компетенции специалиста, определяет необходимость усиления практического аспекта подготовки в процессе непрерывного образования.

На рынке медицинских образовательных услуг предлагается определенный спектр специализированных разборных моделей, пластиковых и электромеханических муляжей для овладения мануальными навыками до их применения на пациентах. Максимальное сходство с реальной ситуацией с отработкой мануальных навыков позволяет освоить эргономические действия, преодолеть скованность, снять психическое и эмоциональное напряжение в выбранной профессии [1].

Новое поколение ФГОС ВПО предполагает формирование в процессе непрерывного образования у студентов, интернов, ординаторов, аспирантов компетенций общего и профессионального профиля: знания, умения, практический опыт, модели поведения и личностные качества, которые позволят применять их в стандартных и нестандартных ситуациях и стать конкурентоспособным на рынке труда. Поэтому при базовой и углубленной подготовке применение симуляционного обучения позволяет формировать общепрофессиональные и специальные компетенции специалистов.

Симуляционные технологии имеют, как правило, вид комплексного тренинга с трехэтапным подходом. Первый предполагает, что студент на основании теоретических

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.