Научная статья на тему 'Организация управления при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций'

Организация управления при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
2611
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нефтехимическая промышленность / ИНВЕСТИЦИИ / центр по управлению кризисными ситуациями Министерства чрезвычайных ситуаций Азербайджанской Республики / Oil industry / CAPITAL investments / Republic Azerbaijan Ministry for emergency situations Center for crisis situations management

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Багиров Кямиль Алибала Оглы

Исторические факты показывают, что защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и экологического характера, а также от опасностей, возникающих в результате военных действий, является актуальной темой сегодняшнего дня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Багиров Кямиль Алибала Оглы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historic facts show that people and territory protection from emergency situations of natural, anthropogenic and ecological character and hazards arising from military operations is a topical subject today.

Текст научной работы на тему «Организация управления при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций»

УДК 614.8

Организация управления при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2011

Кямиль Алибала оглы Багиров

Аннотация

Исторические факты показывают, что защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и экологического характера, а также от опасностей, возникающих в результате военных действий, является актуальной темой сегодняшнего дня.

Ключевые слова: нефтехимическая промышленность; инвестиции; центр по управлению кризисными ситуациями Министерства чрезвычайных ситуаций Азербайджанской Республики.

Emergency Situations Consequences Liquidation Management

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2011

Kyamil Alibala ogly Bagirov

Abstract

Historic facts show that people and territory protection from emergency situations of natural, anthropogenic and ecological character and hazards arising from military operations is a topical subject today.

Key words: oil industry; capital investments; Republic Azerbaijan Ministry for emergency situations Center for crisis situations management.

В настоящее время человечество часто остается лицом к лицу со стихийными бедствиями и техногенными катастрофами, приводящими к огромным разрушениям, потерям, трагедиям. Результаты этих трагедий несоизмеримы. Невозможность установления точного места и времени возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера во много раз увеличивает масштабы катастрофы.

В последнее время в мире возросшая потребность к энергоресурсам вывела развитие сектора нефти и газа на новую плоскость. С каждым днем увеличивается вложение инвестиций в данную сферу. Нефтехимическая промышленность сегодня в Азербайджанской Республике успешно развивается, и в этой области применяются новейшие технологии. Несмотря на проведенные работы в этом направлении, такие объекты не застрахованы от аварий.

В связи с глобальными изменениями, происходящими на планете, в последнее время на территории республики возросло количество наводнений и оползней.

Для ликвидации или снижения до минимально возможного уровня результатов чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, экологического характера заранее нужно принимать предупредительные меры.

Для предупреждения и ликвидации результатов чрезвычайных ситуаций исключительно большую роль играет правильная организация управления.

Главной целью управления является обеспечение эффективного использования возможностей подразделений различного предназначения в интересах выполнения поставленных задач в кратчайшие сроки и с минимальными потерями.

Управление ведением аварийно-спасательных и других неотложных работ заключается в целенаправленной деятельности командиров, штабов, начальников служб соединений и органов управления по подготовке подразделений и формирований к действиям, организации их действий и руководству ими при выполнении поставленных задач.

Управление ведением и организацией аварийно-спасательных и других неотложных работ включает:

непрерывное добывание, сбор, анализ и оценку данных обстановки в зоне работ; принятие решений; постановку задач подчиненным; организацию и поддержание взаимодействия подразделений (формирований) различного предназначения, а также с территориальными

и объектовыми органами управления по месту ведения работ;

планирование действий; организацию всестороннего обеспечения действий подразделений;

организацию системы управления; непосредственное руководство подразделениями (формированиями), контроль и оказание им помощи в ходе выполнения задач.

Основными принципами управления в ходе работ при чрезвычайных ситуациях являются: централизация действий в сочетании с предоставлением подчиненным инициативы, в определении способа и технологий выполнения поставленных задач, твердость, оперативность и непрерывность, что достигается:

постоянным знанием и объективной оценкой командирами (начальниками) и штабами (группами управления) складывающейся обстановки и быстрым реагированием на ее изменения;

своевременным принятием обоснованных решений и доведением задач до подчиненных;

решительным и настойчивым претворением в жизнь принятого решения, не сковывая инициативы подчиненных в выборе способов и технологий выполнения поставленных задач;

своевременным уточнением задач и решением их;

маневром сил и средств с учетом хода работ и складывающейся обстановки;

личным контролем и оказанием подчиненным необходимой помощи;

организацией и поддержанием устойчивого взаимодействия и всестороннего обеспечения действий подразделений (формирований);

организацией всестороннего обеспечения действий подразделений;

организацией и поддержанием устойчивой связи и информации.

В ходе аварийно-спасательных и других неотложных работ командиры и начальники управляют подразделениями лично и через штаб, а также через своих заместителей и начальников служб с пунктов управления, а также путем выезда непосредственно в подразделения.

Основными методами управления являются: личное общение с подчиненными и уточнение задач на основе непосредственного изучения хода работ;

отдача распоряжений по средствам связи на основе изучения донесений и анализа обстановки;

личные переговоры с командирами подразделений;

контроль выполнения поставленных задач. Постоянно действующие органы управления республики:

на уровне республики — Министерство чрезвычайных ситуаций и другие центральные органы управления исполнительной власти;

на уровне регионов — региональные центры; на местном уровне — местные органы управления и органы исполнительной власти;

на уровне объекта — органы управления объектов.

Руководитель управления может получить задачу следующими способами:

по приказу вышестоящего начальника; по замыслу вышестоящего начальника; согласно возникшей ситуации. Он изучает распоряжение руководства, требования соответствующих нормативных документов и задает себе вопросы: рис. 1.

Рис. 1

Повседневно действующие органы управления:

дежурно-диспетчерские службы объектов и учреждений;

дежурные службы исполнительных органов (муниципалитетов);

оперативные дежурные региональных центров;

Центр по управлению кризисными ситуациями при Министерстве чрезвычайных ситуаций, дежурные службы органов центральной исполнительной власти, информационные центры.

Система управления состоит из стационарного и подвижного пунктов управления.

Стационарные пункты управления состоят из действующего (в мирное время) и запасного (в военное время), а подвижные пункты управления — из воздушного и мобильного пунктов управления.

Учитывая вышесказанное, а также передовой опыт развитых стран, лучше всего применять нижеследующую модель управления во время ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Организация управления во время ликвидации чрезвычайных ситуаций поэтапно проводится в следующем порядке:

I. Получение, уяснение задачи и планирование времени.

II. Отдача предварительного распоряжения.

III. Подготовка проекта плана операции.

IV. Организация необходимых мероприятий по всестороннему обеспечению.

V. Организация рекогносцировки и координации.

VI. Завершение плана операции.

VII. Отдача приказа на проведение операции.

VIII. Наблюдение и контроль.

I. Получение, уяснение задачи и планирование времени.

Руководитель управления находит ответы на вопросы, уточняет задачи. Затем он определяет нужные (а также отрицательные) факторы и основные потребности для выполнения задач и докладывает вышестоящему руководству.

После уяснения задачи руководитель для планирования действий, по мере возможности, отводит себе наименьшее время (меньше 1/3 части общего времени), остальное время отводит подчиненным, органам управления.

II. Отдача предварительного распоряжения.

Для подготовки к выполнению полученной

задачи подчиненным силам и органам управления с целью выигрыша времени отдается предварительное распоряжение.

В предварительном распоряжении руководитель коротко указывает следующее: рис. 2.

III. Подготовка проекта плана операции.

Этот этап состоит из трех фаз: рис. 3.

Во время сбора сведений и оценки обстановки руководитель собирает всю информацию, имеющую значение для выполнения задачи, оценивает данную (или предполагаемую) обстановку по следующей формуле ЗПТД:

З — задача;

П — происшествие (чрезвычайная ситуация);

Т — территория и погодные условия;

Д — действующие силы (силы и органы управления).

Как указано в первом пункте, задача получается и уясняется.

Во время оценки происшедшего или предполагаемого происшествия (чрезвычайной ситуации) анализируется характер, масштаб, всевозможные потери и последствия.

Во время оценки территории (объекта) уточняются рельеф, инженерные сооружения, наличие классификационных объектов, пути подхода и эвакуации, а также условия погоды на территории происшествия.

Рис. 2

Рис. 3

Во время оценки действующих сил изучаются возможности и способности привлеченных сил и органов управления, а также уточняются всевозможные варианты действий для выполнения задачи.

После оценки обстановки руководитель сопоставляет возможные действия привлеченных сил и органов управления для выполнения задачи, выбирает самый эффективный и безопасный вариант, принимает нужное решение.

Принятое решение должно отвечать на следующие вопросы: рис. 4.

* А /

Кто? Н) С какой

™ целью?

с 1

На основе принятого решения подготавливается проект плана операции.

IV. На этапе организации необходимых мероприятий по всестороннему обеспечению проводятся важные мероприятия для организации разведки и марша, а также вопросы материально-технического обеспечения действий привлеченных подразделений и органов управления для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

V. При организации рекогносцировки и координации действий руководитель вместе с начальниками привлеченных подразделений и органов управления с подвижного пункта управления проводит визуальную разведку территории ЧС и на основе принятого решения отдает распоряжения.

Координирует действия между подразделениями и органами управления, участвующими в операции.

Для планирования операций при ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ и ликвидации результатов чрезвычайных ситуаций с целью координации действий привлеченных сил, согласно распоряжению Президента Азербайджанской Республики, Главнокомандующего Вооруженными силами создается Объединенный оперативный штаб, состоящий из представителей Министерства чрезвычайных ситуаций, а также других министерств, комитетов, обществ и учреждений.

ч

Что

сделать?

с

Координация действий, проводимых Объединенным оперативным штабом, состоит из совокупности последовательных действий управления планом операции, ликвидации результатов чрезвычайных ситуаций и подбора подразделений и средств для каждого отдельного случая.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цель координации, проводимой Объединенным оперативным штабом, заключается в следующем:

используя все возможности имеющихся сил, завершить спасательные и другие неотложные работы за короткий срок с минимальными потерями;

пресечь повторные действия; согласно плану действия, по мере необходимости, сосредоточить все силы в едином центре.

Принципы координации действий, проводимых Объединенным оперативным штабом:

принять во внимание использование всех привлеченных сил (подразделений) к операции;

Рис. 4.

применять требуемые действия; активно провести координацию;

После завершения плана операции руководитель отдает приказ, состоящий из 5 пунктов: рис. 5.

Рис. 5

дать задачу структуре, которая сможет ее выполнить;

дать задачу в экономическом плане выгодной самой маленькой структуре, которая сможет ее выполнить;

обеспечить безопасность участвующих в операции структур и объектов, находящихся рядом;

создать единую систему управления;

пресечь повторные действия;

провести координацию действий на всех этапах ликвидации результатов чрезвычайных ситуаций (непрерывная координация действий);

организовать координацию воздушного пространства.

Объединенный оперативный штаб не имеет стандартный состав. Его состав меняется в зависимости от масштаба чрезвычайной ситуации, привлеченных сил и средств, возникших условий и других факторов.

VI. Завершение плана операции.

Учитывая вопросы и предложения участвующих лиц, дополнительные сведения, собранные на этапе организации рекогносцировки координации действий, руководитель совершенствует и завершает проект плана операции.

VII. Отдача приказа на проведение операции.

VIII. Наблюдение и контроль. После отдачи приказа руководитель контролирует выполнение приказа и согласно течению событий и действий непрерывно дает соответствующие указания для принятия дополнительных мер. Он докладывает вышестоящему руководству в установленном порядке.

Сотрудники Министерства чрезвычайных ситуаций Азербайджанской Республики, сотрудничая с разными государственными структурами и международными организациями, проводят необходимые мероприятия по усовершенствованию органов управления.

Литература

1. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Наставление (для войск ГО и ПСС) по организации и технологиям ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях. Часть 1. Общие положения. М.: 1998.

2. Емельянов В. М., Коханов В. Н., Некрасов П. А. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях. М., 2007.

3. Оджагов Г О. Руководство по подготовке, реагированию и управлению в чрезвычайных ситуациях. Баку, 2002.

4. Ишимов И. Ш., Кузьмин А. И., Федоренко В. Н., Щебла-нин Н. П. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и гражданская оборона (ГО) на современном этапе. Новогорск, 2000.

5. KKT 7-8. Ankara, 1998.

Сведения об авторе_

Кямиль Алибала оглы Багиров: Бакинский региональный центр Министерства чрезвычайных ситуаций Азербайджанской Республики, первый заместитель начальника.

Разработки ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)

/57

УДК 656.037.436

ББК 39.18 А 39

Акимов В.А., Сокобов Ю.И. Риски транспортировки опасных грузов. Монография; МЧС России. М.: ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2011. 276 с.: ибб.

ISBN 978-5-93970-047-4

Книга содержит общий материал по классификации, маркировка и регламентации работ с опасными грузами на транспорте в соответствии с национальными правилами и рекомендациями ООН по перевозке опасных грузов.

Отдельные разделы книги посвящены вопросам организации транспортировки опасных грузов различными видами транспорта (морским, речным, железнодорожным, автомобильным, воздушным).

В книге много внимания уделено вопросам организации транспортировки опасных отходов и отдельных видов опасных грузов (хлор, аммиак, взрывчатые вещества, радиоактивные материалы, пестициды, нефть и нефтепродукты, сжиженный газ).

Книга может быть полезна главам администраций регионов и муниципалитетов, работникам органов управления гражданской обороны, организующим работы по защите населения от ЧС, связанных с транспортировкой опасных грузов в населенных пунктах, слушателям учебных заведений МЧС России.

Содержание

Введение

Глава 1. Общие положения по транспортировке опасных грузов.

1.1. Регламентация работ с опасными грузами на транспорте.

1.2. Рекомендации ООН по перевозке опасных грузов («Оранжевая книга»).

1.3. Классификация опасных грузов.

1.4. Маркировка и знаки опасности.

1.5. Общие положения по применению национальных правил транспортировки опасных грузов.

1.6. Лицензирование погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам.

Глава 2. Правила перевозок опасных грузов по железным дорогам.

2.1. Основные положения Правил перевозок опасных грузов по железным дорогам.

2.2. Перевозка взрывчатых и радиоактивных материалов.

2.3. Вопросы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в структурных подразделениях ОАО «РЖД».

2.4. Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам.

2.5. Порядок транспортировки опасных грузов железнодорожным транспортом в странах Западной Европы.

Глава 3. Правила транспортировки опасных грузов автотранспортом.

3.1. Международные правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом — ДОПОГ-2009.

3.2. Инструкции водителю на случай аварии или чрезвычайных обстоятельств.

3.3. Национальные правила перевозки опасных грузов.

3.4. Порядок выдачи специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов.

3.5. Требования к транспортным средствам и маршрутам перевозки опасных грузов.

Глава 4. Правила транспортировки опасных грузов водным транспортом.

4.1. Национальные документы, регулирующие правила перевозки опасных грузов морским и внутренним водным транспортом.

4.2. Правила безопасности морской перевозки грузов.

4.3. Международные документы, регулирующие правила перевозки опасных грузов водным транспортом.

4.4. Национальные нормативные акты по перевозке опасных грузов речным транспортом.

4.5. Европейское соглашение о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям (ВОПОГ).

Глава 5. Правила транспортировки опасных грузов воздушным транспортом.

5.1. Международная правовая база.

5.2. Национальная правовая база.

5.3. Опасные грузы, допускаемые к перевозке на территории РФ.

Глава 6. Транспортирование промышленных отходов.

6.1. Общие вопросы обращения с отходами.

6.2.Транспортировка отходов.

Глава 7. Особенности транспортировки отдельных видов опасных грузов.

7.1. Транспортировка аммиака.

7.2.Транспортировка хлора.

7.3.Транспортировка пестицидов.

7.4. Транспортировка взрывчатых материалов.

7.5. Транспортировка нефти и нефтепродуктов по железной дороге.

7.6. Транспортировка нефти и нефтепродуктов речным транспортом.

7.7. Транспортировка нефти и нефтепродуктов морским транспортом.

7.8. Транспортировка нефти и нефтепродуктов трубопроводным транспортом.

7.9. Транспортировка газа.

7.10. Транспортировка сжиженного газа.

7.11. Транспортировка радиоактивных материалов.

Заключение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.