Научная статья на тему 'Организация учебной и производственной практики по педагогическим специальностям в соответствии с фгос СПО'

Организация учебной и производственной практики по педагогическим специальностям в соответствии с фгос СПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
806
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА / EDUCATIONAL PRACTICE / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / INDUSTRIAL PRACTICE / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ (ПМ) / PROFESSIONAL MODULE (PM) / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ КУРС (МДК) / AN INTERDISCIPLINARY COURSE (IDC)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Побережная Т.М.

В данной статье представлены материалы обсуждения особенностей организации учебной и производственной практики по педагогическим специальностям в соответствии с ФГОС СПО нового поколения, рассмотренные на заседании ОМО УГС «Образование и педагогика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Побережная Т.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF EDUCATIONAL AND INDUSTRIAL PRACTICE IN PEDAGOGICAL SPECIALTIES IN ACCORDANCE WITH THE FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION (FSES SVE)

The author presents the discussion features of the organization of educational and industrial practices in pedagogical professions in accordance with the FSES SVE of a new, which were discussed at a meeting of Regional methodical association for enlarged groups of specialties (RMA EGS) «Education and Pedagogy» in this article.

Текст научной работы на тему «Организация учебной и производственной практики по педагогическим специальностям в соответствии с фгос СПО»

- ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

- ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

Кроме того, во время подготовки конкурса ведется постоянная совместная работа с городским методическим объединением преподавателей информатики и ИКТ. Благодаря этому ежегодно увеличивается число семейных команд. Задания очного этапа конкурса каждый год корректируются с учетом требований школьной учебной программы дисциплины «Информатика и ИКТ» и с учетом пожеланий.

Таким образом, ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей

Библиографический список

и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий. Профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии.

Целью профориентационной работы Зла-тоустовского индустриального колледжа имени П. П. Аносова является реализация государственной политики в области профориентации детей и подростков, позволяющей формировать гармоничную личность в единстве трудового, творческого, интеллектуального, физического, духовного, нравственного и психического развития, имеющую возможность самореализоваться в условиях регионального рынка труда.

1. Дубровский задал «ТЕМП» системе южноуральского образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://gubernator74.ru/news/dubrovskiy-zadal-temp-sisteme-yuzhnouralskogo-obrazovaniya-16047.

2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : [приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 окт. 2013 г. № 1155 ]. — Режим доступа: http://www.firo.ru/.

УДК 377 Т. М. Побережная, зав. практическим обучением

Троицкого педагогического колледжа (ТПК), Челябинская обл., г. Троицк, e-mail: troic_ped@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПО ПЕДАГОГИЧЕСКИМ СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС СПО

В данной статье представлены материалы обсуждения особенностей организации учебной и производственной практики по педагогическим специальностям в соответствии с ФГОс СПО нового поколения, рассмотренные на заседании ОМО УГС «Образование и педагогика».

Ключевые слова: учебная практика, производственная практика, профессиональный модуль (ПМ), междисциплинарный курс (МДК).

Введение стандартов нового поколения в систему среднего профессионального образования повлекло за собой ряд новых вопросов, требующих обдуманного решения. Вопросы касаются выработки новой концепции обучения. Наряду с этим в решении профессиональных проблем педагогические профессиональные учебные заведения оказались в некоторой разобщенности и даже информационном вакууме. Специфич-

ность педагогической направленности не вписывается в решение проблем рабочих специальностей. В связи с этим было организовано ОМО УГС «Образование и педагогика» Челябинской области под руководством М. А. Энгельмана.

В октябре состоялось заседание по проблеме «Организация учебной и производственной практики по педагогическим специальностям в соответствии с ФГОС СПО нового поколения»

в ГПБОУ СПО «Троицкий педагогический колледж», где приняли участие преподаватели, ответственные за организацию практического обучения, из педагогических колледжей Миасса, Магнитогорска, Челябинска. Для продуктивного диалога были определены цель и направления деятельности.

Цель заседания ОМО УГС «Образование и педагогика»: создать условия для обсуждения опыта организации учебной и производственной практики по специальностям педагогического профиля в соответствии с ФГОС СПО нового поколения в профессиональных образовательных организациях Челябинской области

Направления деятельности ОМО УГС «Образование и педагогика» следующие:

1) формирование содержания учебной и производственной практики для педагогических специальностей в соответствии с ФГОС нового поколения;

2) проблема аттестации студентов по учебной и производственной практике;

3) специфика организации производственной практики для студентов педагогических специальностей в соответствии с ФГОС нового поколения.

Внедрение ФГОС нового поколения обязывает пересмотреть содержательный аспект практического обучения по педагогическим специальностям 050144 «Дошкольное образование», 050710 «Специальное дошкольное образование», 050146 «Преподавание в начальных классах», а именно:

- учет вида практики и этапов проведения практики (учебная, производственная; по профилю специальности, преддипломная);

- введение в практическое обучение понятия «профессиональный модуль»;

- выражение ПМ в программе в одном или нескольких МДК;

- учет конкретности выражения результатов освоения ПМ в процессе практики (ОК, КП, практический опыт и др.) [1-3].

Для реализации данной цели был выделен ряд конкретных задач, определяющих разработку содержательного аспекта программ производственного обучения по специальностям 050144 «Дошкольное образование», 050710 «Специальное дошкольное образование», 050146 «Преподавание в начальных классах». В данном направлении проводился ряд совещаний с участием преподавателей учебных дисциплин и МДК [1-3].

Изложенные выше моменты привели к выбору стратегии обогащения содержательного

аспекта практики как условия освоения ПМ в реализации ФГОС СПО.

Слово «обогатить» трактуется как «повысить содержание чего-нибудь, увеличить ценность, полезность чего-нибудь». В педагогическом смысле обогащение понимается как увеличение ценности студента, включение его в разные профессиональные ситуации взаимодействия с детьми, где он вступает в отношения, которые являются прообразом будущих профессиональных отношений, тем самым обогащая свой жизненный опыт [4].

Студент в процессе профессиональной подготовки получает возможность накапливать профессиональный опыт, оперировать психолого-педагогическими понятиями. При этом задача педагога заключается в том, чтобы создать условия для обогащения студента профессиональным педагогическим опытом, его перехода от «слышал, наблюдал, делал» к «принял, пережил, запомнил». Именно при этом информация, получаемая на уроках теоретического ознакомления, становится значимой для студента и откладывается в его памяти.

Эффективная реализация стратегии обогащения возможна при правильном выборе тактик (форм, приемов, методов и средств), что связывается со специально организованными формами обучения (лекционными занятиями с использованием мультимедийного оборудования, в том числе проблемными лекциями; практическими и семинарскими занятиями, включая семинары-дискуссии с мозговой атакой, метод case study и др.), которые, безусловно, есть в практике работы наших преподавателей.

В соответствии с изучаемым теоретическим материалом преподавателями были разработана и составлена тематика заданий для учебной и производственной практики.

Например, задания по ПМ.01 «Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития» по специальности 050144 «Дошкольное образование», 050710 «Специальное дошкольное образование»:

- наблюдение организации утреннего приема в своей возрастной группе;

- наблюдение организации и методики проведения прогулки в своей возрастной группе;

- самостоятельное проведение подвижных игр (сюжетных, несюжетных, игр-эстафет, подвижных игр с предметами и др.);

- самостоятельное проведение утренней гимнастики в своей возрастной группе.

В процессе выполнения заданий у студентов формируются педагогические способности

(коммуникативные, дидактические), организаторские умения, педагогическая наблюдательность, необходимые для формирования профессиональных компетенций.

Содержательный аспект изменил структуру плана-графика проведения педагогической практики. План-график включает не только содержание деятельности на каждый день практики,

но и формируемые компетенции, Ф. И. О. преподавателей, ответственных за качество выполнения.

Преподавателям МДК было предложено продумать задания по УП и ПП по каждой теме, т. е. в теме после описания дидактических единиц должно быть задание для практики (табл. 1).

Таблица 1

МДК 02.05. «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом»

Тема Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)

1.2. Развитие музыкальных способностей у детей раннего и дошкольного возраста 1. Характеристика музыкальных способностей. 2. Развитие способностей в деятельности. 3. Развитие музыкальных способностей средствами дидактических игр

УП «Наблюдение музыкально-дидактических игр в часы утреннего приема с детьми раннего или дошкольного возраста»

ПП «Организация и проведение музыкально-дидактической игры в часы утреннего приема с детьми раннего или дошкольного возраста»

В результате программа практики значительно пополнилась заданиями, что предположительно создаст благоприятные условия для формирования ОК и ПК. Поэтому соотношение изучаемых тем по программе МДК и заданий для практического проведения меняется.

Вторая проблема содержательного аспекта практики касается количества пробных практических заданий по ПМ. ФГОС СПО говорит о том, что должен быть сформирован практический опыт по разным видам деятельности.

При повторном выполнении практических заданий важно учесть положительный опыт, устранить возможные ошибки, а в некоторых случаях — провести игровую или другую деятельность в ином варианте. Именно поэтому увеличилась частота проведения заданий по ПМ.01. и ПМ.02 по семестрам и курсам обучения (сюжетно-ролевая игра, строительная игра, подвижные игры, режимные процессы) [1-3].

Таким образом, обогащение содержательного аспекта практики будет способствовать накоплению опыта, формированию общих и профессиональных компетенций как результата нашего профессионального образования.

Внедрение ФГОС соответственно меняет процедуру оценки конечных результатов практического обучения, т. е. аттестации практики.

Результаты практики определяются программами практики, разрабатываемыми образовательной организацией.

По результатам практики руководителями практики от работодателя и от образовательной организации разрабатывается и формируется

аттестационный лист, содержащий сведения об уровне освоения студентами ПК, а также характеристику обучающегося в период прохождения практики.

Каждый ПМ в программе содержит перечень отчетных документов, необходимых для приложения к материалам аттестации. Например, по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах» всеми студентами проводятся следующие мероприятия:

- в период прохождения практики по каждому ПМ ведется дневник;

- по каждому ПМ составляется отчетная документация;

- в качестве приложения к дневнику практики оформляются также фото- и видеоматериалы, наглядные пособия, применяемые в качестве дидактического и наглядного демонстрационного материала в образовательном процессе ДОУ и школы [1].

Основными видами практики студентов, осваивающих ОПОП СПО, являются учебная практика и производственная практика (далее практика).

Программы практики разрабатываются и утверждаются образовательной организацией, реализующей ОПОП СПО (далее образовательная организация), самостоятельно и являются составной частью основной профессиональной образовательной программы по специальностям 44.02.01. (050144) «Дошкольное образование», 44.02.02. (050146) «Преподавание в начальных классах», 44.02.04. (050710) «Специальное дошкольное образование»,

44.02.05.(050715) «Коррекционная педагогика в начальном образовании», обеспечивающей реализацию ФГОС СПО [1-3].

Содержание всех этапов практики определяется требованиями к умениям и практическому опыту по каждому из профессиональных модулей ОПОП СПО (далее профессиональный модуль) в соответствии с ФГОС СПО, программами практики.

Содержание всех этапов практики должно обеспечивать обоснованную последовательность формирования у студентов системы умений, целостной профессиональной деятельности и практического опыта в соответствии с требованиями ФГОС СПО.

Практика имеет целью комплексное освоение студентами всех видов профессиональной деятельности по специальности, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы по специальности.

Учебная практика по специальности направлена на формирование у студентов практических профессиональных умений, приобретение первоначального практического опыта и реализуется в рамках модулей ОПОП СПО по основным видам профессиональной деятельности для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной специальности.

Учебная практика проводится на учебных базах практики (в дошкольных образовательных организациях и организациях общего образования г. Троицка) на основе договоров между организацией, осуществляющей деятельность по образовательной программе соответствующего профиля (далее организация), и колледжем.

Учебная практика проводится преподавателями дисциплин профессионального цикла и междисциплинарных курсов.

Учебная практика и практика по профилю специальности проводятся как непрерывно, так и путем чередования с теоретическими занятиями по дням (неделям) при условии обеспечения связи между содержанием учебной практики и результатами освоения профессиональных

модулей ОПОП СПО по видам профессиональной деятельности.

При реализации ОПОП СПО по специальности производственная практика включает в себя следующие этапы: практика по профилю специальности и преддипломная практика [1-3].

Практика по профилю специальности направлена на формирование у студентов общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта и реализуется в рамках профессиональных модулей ОПОП СПО по каждому из видов профессиональной деятельности, предусмотренных ФГОС СПО по специальности.

Преддипломная практика является завершающим этапом обучения и проводится для овладения студентами колледжа первоначальным профессиональным опытом, проверки профессиональной готовности будущего специалиста к самостоятельной трудовой деятельности и сбора материала к дипломному проекту (работе). К ней допускаются студенты, успешно выполнившие предшествующие виды педагогической практики. Преддипломная практика проводится непрерывно после освоения учебной практики и практики по профилю специальности.

Преддипломная практика проводится на основе договоров, заключаемых между колледжем и базовыми организациями практики. Базовыми организациями практики являются общеобразовательные организации и дошкольные образовательные организации разных видов.

Преддипломная практика направлена на углубление первоначального практического опыта студента, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку готовности к самостоятельной трудовой деятельности, а также на подготовку к выполнению выпускной квалификационной работы в организациях различных организационно-правовых форм.

Содержание всех этапов практики обеспечивает обоснованную последовательность формирования у обучающихся системы умений, целостной профессиональной деятельности и практического опыта в соответствии с требованиями ФГОС СПО.

Библиографический список

1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.01 Дошкольное образование [Электронный ресурс] : [приказ Министерства образования и науки РФ от 27 окт. 2014 г. № 1351]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/70810642/.

2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных

классах [Электронный ресурс] : [приказ Министерства образования и науки РФ от 27 окт. 2014 г. № 1353]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/70809794/.

3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.04 Специальное дошкольное образование [Электронный ресурс] : [приказ Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2014 г. № 1354]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/70812420/.

4. Зеер, Э. Ф. Модернизация профессионального образования : компетентностный подход [Текст] / Э. Ф Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сыманюк. — М. : Московский психолого-социальный ун-т, 2013. — 216 с.

УДК 377 Ю. А. Удалов, зам. директора по УМР

Челябинского энергетического колледжа (ЧЭнК) им. С. М. Кирова, г. Челябинск, e-mail: 174energo@mail.ru

МЕТОДЫ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ГБПОУ «ЧЕЛЯБИНСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ С. М. КИРОВА» К ОЛИМПИАДАМ И КОНКУРСАМ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ И ПРОФЕССИЯМ

В статье рассмотрена система подготовки студентов колледжа к олимпиадам и конкурсам по специальностям и профессиям, а также методы, реализуемые в этой системе.

Ключевые слова: аналитический метод, психологическая подготовка, моделирование производственных ситуаций, решение нестандартных задач, отработка практических навыков.

Основная задача профессионального образования состоит в том, чтобы достичь принципиально нового качества обучения квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена на основе федеральных государственных стандартов профессионального образования, соответствующего потребностям рынка труда, создания условий развития личности, общества и производства [1; 2].

Ведущая роль в подготовке таких рабочих и специалистов принадлежит производственному обучению, в ходе которого у студентов формируются основные общие и профессиональные компетенции.

Одной из главных задач педагогического коллектива нашего колледжа является подготовка конкурентоспособного специалиста, умеющего самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации, а также ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Бесспорно, конкурсы, олимпиады являются важнейшим фактором поиска и выявления одаренной молодежи, формирования интеллектуального потенциала будущей элиты для

профессиональной научно-исследовательской, производственной, административной и предпринимательской деятельности.

И здесь очень важно правильно определиться с основными приоритетами и направлениями подготовки, ведь подготовка участника любого конкурса или олимпиады — это длительный период и работа большой и дружной команды единомышленников.

Целями любой олимпиады или конкурса являются:

- развитие интеллектуальных способностей студентов;

- актуализация полученных знаний, умений и навыков;

- повышение уровня знаний по специальности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- повышение квалификации участников;

- повышение интереса к выбранной профессии.

По нашему мнению, чтобы достичь выполнения этих целей, необходимо проделать огромную работу, не только в освоении профессиональных компетенций, но и в развитии личности.

Поэтому подготовка к участию в таких мероприятиях должна быть комплексной и системной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.