Научная статья на тему 'Организация учебной деятельности учащихся в информационно-образовательной среде'

Организация учебной деятельности учащихся в информационно-образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЕ УСЛОВИЯ / КОМПЬЮТЕРНАЯ СРЕДА / NEW LEARNING ENVIRONMENT / SYSTEM CONDITIONS / THE COMPUTER ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пащенко И. В.

В статье раскрыта суть организации учебной деятельности, определена цель организации учебной деятельности Миасского строительного техникума. Раскрыта сущность информационно-деятельностного подхода к обучению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация учебной деятельности учащихся в информационно-образовательной среде»

Пащенко И.В. ©

Заместитель директора по ТО в ГБОУ СПО (ССУЗ) «Миасский строительный техникум»

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ИНФОРМАЦИОННООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Аннотация

В статье раскрыта суть организации учебной деятельности, определена цель организации учебной деятельности Миасского строительного техникума. Раскрыта сущность информационно-деятельностного подхода к обучению.

Ключевые слова: новая образовательная среда, системообразующие условия, компьютерная среда.

Keywords: new learning environment, system conditions, the computer environment.

Организация учебной деятельности - это ее планирование, осуществление контроля, расстановка сил, мобилизация ресурсов, учет факторов окружающей среды, установление связей со средой, взаимодействие участников педагогического процесса.

Цель организации учебной деятельности - приведение в систему компонентов учебного процесса, установление связи между ними. Системообразующие условия для подготовки преподавателя к работе в новой образовательной среде.

Теоретической основой исследования являются положения теорий личностнодеятельностного и личностно ориентированного подходов; общей теории обучения, теорий информатизации образования, компьютерной дидактики, современные психологопедагогические исследования по проблемам формирования профессионально ориентированной личности в образовательных системах.

Новые образовательные результаты не могут быть эффективно и полноценно сформированы в рамках прежней образовательной среды и традиционных методов, организационных форм и средств образовательного процесса. Поэтому одним из главных факторов модернизации образования, придания образовательному процессу инновационного характера является использование в образовании средств ИКТ, создания на их основе новой образовательной среды, направленной на развитие личностного потенциала учащихся.

Сейчас перед преподавателями стоят задачи:

• создавать условия для оптимального развития познавательных и творческих способностей учащихся;

• инициировать новые виды учебной деятельности учащихся;

• формировать мотивационную готовность учащихся к обучению.

Развивать познавательные способности учащихся - это, значит, формировать у них мотивы учения. Учащиеся должны не только научиться решать познавательные задачи, у них нужно развить желание решать эти задачи. Воспитание у учащихся мотивов учения в настоящее время является одной из главных задач техникума.

Очевидно, что преподаватель нового поколения — это личность, которая постоянно совершенствуется профессионально и адекватно отвечает на вызовы времени. В условиях новой образовательной среды меняется роль педагога — традиционный учитель («монополист» в передаче и интерпретации необходимого знания) уходит со сцены, складывается новый образ педагога; исследователь, консультант, организатор, руководитель проектов, «коллективный преподаватель». Развитие информационно-образовательной среды и активное включение в нее педагога сегодня представляют собой необходимый процесс для оптимизации всего образования.

©© Пащенко И.В., 2013 г.

В этих условиях для эффективного использования возможностей новой образовательной среды педагог должен соответствовать требованиям, являющимся неотъемлемой частью его ИКТ-компетенции:

• знать психолого-педагогические основы организации учебного процесса в условиях новой информационно-образовательной среды;

• знать основы дидактики современной информационно-образовательной среды;

• владеть навыками использования ресурсов интернета, доступа в информационное образовательное пространство;

• уметь организовывать свое личное информационное пространство с целью профессионального совершенствования.

На наш взгляд, системообразующими условиями для подготовки преподавателя к работе в новой образовательной среде являются следующие:

• формирование у педагога умения анализировать методическую необходимость

• и эффективность использования в своей профессиональной деятельности средств ИКТ разного типа;

• учет профессиональных потребностей педагога в организации и совершенствовании своей деятельности;

• повышение уровня самостоятельности для обеспечения готовности преподавателей к работе в новой образовательной среде.

Ведь сущность новой информационно-образовательной среды определяется не столько использованием новых компонентов (в основном средств ИКТ), сколько ее ориентацией на достижение новых образовательных результатов.

В настоящее время преподаватели Миасского строительного техникума уже имеют возможность использовать значительный арсенал электронных образовательных ресурсов. Чтобы целенаправленно и методически обоснованно выбирать эти ресурсы и строить, ориентируясь на их применение, свою методическую систему обучения, необходимо знать образовательные задачи, решаемые с помощью данных ресурсов, и их методические функции, а также понимать, какую учебную деятельность они могут поддерживать и инициировать. Это определяет и обосновывает потребности определенной методики обучения, взятой за основу, в соответствующих электронных ресурсах одной из главных задач является сегодня задача формирования умения соотнести дидактические возможности и методические функции электронных образовательных ресурсов с планируемыми образовательными результатами.

Литература

1. Алексеева Л.П., Шаблыгина Н.С. Преподавательские кадры: состояние и проблемы профессиональной компетентности. - М.: НИИВО, 1994.

2. Байденко В.И., Джерри ван Зантворт. Модернизация профессионального образования: современный этап. Европейский фонд образования. - М., 2003.

3. Бездухов В.П., Мишина С.Е., Правдина О.В. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя. - Самара, 2001.

4. Беляев Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений. - М.: ИЦКПС, 2000.

5. Громыко Н. Метапредметный подход в образовании при реализации новых образовательных стандартов, Учительская газета, 7 сентября 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.