Научная статья на тему 'Организация учебного процесса в среде системы дистанционного обучения университета'

Организация учебного процесса в среде системы дистанционного обучения университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гой Е.Г., Лямин А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация учебного процесса в среде системы дистанционного обучения университета»

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В СРЕДЕ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ УНИВЕРСИТЕТА

Е.Г. Гой, А.В. Лямин

В современных условиях развития российского общества наблюдается возрастание роли дистанционных технологий при подготовке специалистов различных профилей. К числу факторов, которые оказывают решающее влияние на образовательный процесс, относятся возросшая интенсификация обучения, непрерывное усложнение его содержания под влиянием постоянного развития науки и общественной практики. Поэтому дистанционное обучение (ДО) становится неотъемлемой формой учебного процесса в высшей школе. На вооружение в дистанционном обучении взяты не только единые программы обучения, апробированные формы и методы организации учебного процесса, но и многое другое, в том числе: постоянный контроль знаний, широкое внедрение в учебный процесс новейших технических средств и технологий, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, организация исследований в интересах совершенствования учебного процесса. Все это объясняет активное использование системы дистанционного обучения (ШрУ/сёелГшо.ги) в учебном процессе нашего университета. Благодаря особенностям построения (принципы открытости, универсальности и использования стандартных сетевых технологий), ресурсы системы доступны и преподавателям вуза, и студентам всех форм обучения.

Наиболее эффективно ресурсы системы ДО используются при обучении студентов дневной формы. К ним относятся: электронные учебники, обучающие и тестирующие системы, виртуальная лаборатория, учебно-методические комплексы. Благодаря особенностям построения, электронные учебники позволяют студентам самостоятельно проработать теоретический материал, полученный на лекциях, и углубить свои знания. Для подготовки к аттестациям в системе ДО по ряду дисциплин разработаны обучающие тесты и типовые варианты аттестующих тестов. Возможность работы с обучающими элементами системы предоставляется студентам в центре дистанционного обучения, в компьютерных классах факультетов и выпускающих кафедр, с домашних компьютеров, имеющих выход в Интернет. Учебные ресурсы системы дистанционного обучения используются в качестве дополнения к традиционным формам и средствам обучения. Они позволяют активизировать самостоятельную работу студентов при изучении различных дисциплин, повысить качество их знаний.

На сегодняшний день база данных системы содержит информацию по 53-м учебным дисциплинам. Среди них дисциплин цикла ГСЭ - 8, естественнонаучных дисциплин - 10, общепрофессиональных - 20, специальных - 15. Информация по количеству элементов в системе ДО по циклам дисциплин представлена в табл. 1.

Цикл дис- Кол-во Аттестация Обучение Тест- Учебники УМК

циплин дисциплин (кол-во сценариев) (кол-во сценариев) кадры

ГСЭ 8 353 75 6074 7 2

ЕН 10 89 17 11550 25 9

ОПД 20 60 23 5400 18 4

СД 15 39 9 3069 19 2

Итого: 53 541 124 26093 69 17

Таблица 1. Ресурсы системы дистанционного обучения

Начиная с 2003 / 2004 учебного года, по некоторым дисциплинам текущий контроль и промежуточная аттестация студентов проводится в системе дистанционного обучения.

На основании этого делаются выводы об успешности обучения студентов в течение семестра: оценивается ритмичность учебной работы и качество усвоения содержания образовательных программ. Текущий контроль успеваемости студентов обеспечивается аттестующими элементами системы дистанционного обучения, которые являются неотъемлемой частью электронного учебно-методического комплекса. Компьютерная аттестация студентов проводится в центре дистанционного обучения и в специализированных компьютерных классах СПбГУ ИТМО. В центре дистанционного обучения оборудовано 60 посадочных мест, а в общей сложности, включая специализированные компьютерные классы, одновременно могут аттестоваться около двухсот человек. За осенний семестр текущего учебного года 82 % аттестаций проведено в центре ДО, 8% - в компьютерных классах инженерно-физического факультета, факультета оптико-информационных систем и технологий (пер. Гривцова), 4% - в компьютерном классе гуманитарного факультета (пер. Вяземский). На остальные классы приходится всего 6%.

Текущий контроль успеваемости студентов и промежуточная аттестация проводятся по графику в соответствии с положением о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студентов, учебными планами и рабочими программами дисциплин. Каждый студент может ознакомиться с этой информацией в начале семестра на сайте центра дистанционного обучения и, используя обучающие элементы соответствующего учебного курса, самостоятельно подготовиться к аттестациям.

Результаты аттестации студентов заносятся и сохраняются в базе данных системы ДО в течении семестра. Они предоставляются через базу данных системы ДО деканам факультетов, заведующим кафедрами и преподавателям для отслеживания текущей успеваемости и управления учебным процессом. Результаты текущего контроля успеваемости учитываются при формировании зачетных и экзаменационных ведомостей.

В осеннем семестре 2003 / 2004 учебного года проведено около 55000 сеансов аттестаций. Протестировано 3848 студентов, что составляет 54,4% из всех, обучающихся в университете. Аттестации проводились по 26-ти дисциплинам. Суммарное время работы студентов в системе тестирования составило 28397 часов. Однако, несмотря на общие внушительные цифры, среднее время работы одного студента в системе тестирования не превышает двенадцати астрономических часов по первому курсу, а для остальных намного меньше (табл. 2). Причем в это время включена и работа с обучающими сценариями, и тестирование, и просмотр результатов. Это показывает низкое содержание в системе обучающих ресурсов (соотношение количества аттестующих и обучающих ресурсов системы показано в табл. 1). Также с увеличением курса наблюдается уменьшение количества студентов, работавших в системе. Это объясняется низкой наполненностью системы по общепрофессиональным и специальным дисциплинам.

Курс Кол-во студентов (%) Суммарное время работы в системе тестирования (акад. часов) Среднее время работы в системе тестирования одного студента (акад. часов)

Первый 85,5 19880 12.01

Второй 83,5 6120 4.73

Третий 38,0 1348 2.50

Четвертый 19,5 668 2.80

Пятый 12,9 381 3.15

Таблица 2. Статистика использования системы тестирования

Динамика изменения обращений к образовательным ресурсам системы за 2003 год представлена на рис. 1. В левой части диаграммы представлена динамика обращений (Hits) к ресурсам системы ДО. Из рисунка видно, что по сравнению с весенним семест-

ром 2002 / 2003 учебного года, когда пик обращений пришелся на конец семестра (июнь), в осеннем семестре всплеск активности наблюдался с самого начала. В течение семестра наблюдается равномерное распределение обращений. Уменьшение количества обращений в январе объясняется занятостью студентов во время зимней сессии. Однако этот результат сопоставим с самыми активными месяцами весеннего семестра прошлого учебного года. Таким образом, можно говорить об увеличении интереса к ресурсам системы со стороны студенчества.

Рис. 1. Статистика обращений к серверу системы ДО

Можно также говорить и о расширении географии обращений. На правой верхней части диаграммы отображены изменения количеств обращений (Visits) и IP-адресов (Sites), с которых происходили эти обращения. Их увеличение не может не радовать, однако только 5% обращений было сделано не из компьютерных классов университета. На правой нижней части диаграммы показана динамика изменения количества скачанной информации в килобайтах. Минимум приходится на летние месяцы - июль и август. Небольшое снижение количества скачанной информации приходится на январь. В течение остальных месяцев наблюдается примерно одинаковый уровень интереса к информации, размещенной на сервере системы дистанционного обучения.

Опыт использования системы дистанционного обучения в учебном процессе университета показывает, что дистанционные технологии являются мощным средством информационной поддержки при обучении студентов дневной формы обучения. Их использование способствует активизации самостоятельной работы студентов. Использование ресурсов системы ДО помогает поддерживать установленный образовательный уровень студентов, предоставляет преподавателю возможность уделять больше внимания индивидуальной работе со студентами. Благодаря открытости и доступности результатов работы студентов в системе можно судить об уровне усвоения ими учебного материала, эффективности работы кафедр, сравнивать результаты обучения конкретным дисциплинам в разных группах. Однако, несмотря на очевидные преимущества, многие учебные кафедры не проявляют активности по наполнению и использованию системы ДО. К сожалению, приходится сталкиваться с несогласованностью по использованию ресурсов системы в учебном процессе и учету результатов аттестаций студентов между преподавателями некоторых кафедр, несвоевременным информированием студентов о сроках и порядке прохождения аттестаций.

Для повышения эффективности использования ресурсов системы ДО и рабочих мест компьютерного класса в центре разработана и вступает в действие с весеннего се-

местра текущего учебного года новая система формирования расписания аттестаций. С ее помощью студенты могут зарезервировать себе рабочее место в компьютерном классе ЦДО (101 ауд.) и пройти аттестации в удобное время. Запись осуществляется через сайт ЦДО. Для этого необходимо ввести свои логин и пароль, выбрать день и время, указать дисциплины, по которым студент планирует пройти аттестацию. Аттестации могут быть пройдены заранее, но не позже сроков, указанных в графике аттестаций. Также планируется выделять время для самостоятельной подготовки студентов к аттестациям с использованием учебных ресурсов системы. Это позволит студентам самостоятельно определять собственный темп и траекторию обучения, будет способствовать повышению качества их подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.