Научная статья на тему 'Организация творческой деятельности студентов с учетом особенностей личности и предпочтений изобразительного пространства'

Организация творческой деятельности студентов с учетом особенностей личности и предпочтений изобразительного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАРТИНЫ / САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ / ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ / ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ГРУППАХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Репина К. Г.

В статье проанализированы результаты исследования изменения предпочтений типов изобразительного пространства студентами-художниками педагогического вуза, изменения черт личности, уровня самоактуализации и их корреляционные связи в зависимости от курса обучения, а также описана возможность применения данных результатов в педагогической практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Репина К. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация творческой деятельности студентов с учетом особенностей личности и предпочтений изобразительного пространства»

УДК 159.9.075

ОРГАНИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ И ПРЕДПОЧТЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

К.Г.Репина

В статье проанализированы результаты исследования изменения предпочтений типов изобразительного пространства студентами-художниками педагогического вуза, изменения черт личности, уровня самоактуализации и их корреляционные связи в зависимости от курса обучения, а также описана возможность применения данных результатов в педагогической практике.

Ключевые слова: изобразительное пространство картины, самоактуализация, черты личности, творческая деятельность в группах.

Для подтверждения теории о том, что изобразительное пространство картины является формой проявления самоактуализации студентов в процессе творческой деятельности в период обучения в вузе, и что предпочтения того или иного типа изобразительного пространства зависит от черт личности студента, было проведено исследование на базе ФГБОУ ВПО ПГСГА на кафедре изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Исследование включало изучение особенностей личности с помощью теста Р.Б.Кэттела [2], самоактуализации студентов по тесту САТ [1] и предпочтения типов изобразительного пространства картины студентами-художниками при помощи ранжирования картин. Выявленная взаимосвязь особенностей личности и предпочтения типов пространства, а также изученный процесс самоактуализации в образовательной среде вуза позволяет использовать эти данные в практике подготовки студентов-художников педагогического Вуза.

В результате исследования мы получили следующие данные - на втором курсе студенты предпочитают камерное и кулисное пространство и еще не теряют интерес к открытому пространству. На третьем курсе появляется повышенный интерес к хаотичному и абстрактному пространства, но постепенно снижается интерес к открытому пространству, также мы видим общее повышение уровня самоактуализации к третьему и пятому курсам, что совпадает с явным проявлением интереса к абстрактному типу пространства.

Четверокурсники опять проявляют интерес к камерному, кулисному и лабиринтному пространству.

Экспериментальным путем была доказана корреляционная связь по критерию Спирмена [3] между чертами личности и предпочтением типов изобразительного пространства. Различные черты личности также проявляются на разных курсах обучения: у студентов третьего курса проявляются такие черты личности, которые имеют корреляционные связи с предпочтением типа пространства: О (Сознательность) и I (независимость) находятся в прямой зависимости с предпочтением абстрактного пространства. М (Творческий, артистичный) и N (Социально опытный, сообразительный) находятся в прямой зависимости с предпочтением хаотичного пространства. (Вольнодумно либеральный) находится в обратной зависимости с предпочтением открытого пространства (именно этот тип пространства начинает становиться менее привлекательным для студентов 3 курса). 02 (Предпочитающий собственные решения, самодостаточный) находится в прямой зависимости с предпочтением хаотичного пространства. Б4 (Независимость) находится в прямой зависимости с предпочтением хаотичного пространства и обратной зависимости с предпочтением открытого пространства, что подтверждает различия предпочтений типов изобразительного пространства в зависимости от курса обучения. Именно к третьему курсу мы наблюдаем повышение интереса к абстрактному и хаотичному типам пространства и спад интереса к открытому типу изобразительного пространства именно из-за проявления данных черт личности. На четвертом курсе продолжается спад интереса к открытому пространству, что связано с более ярким проявлением таких черт личности, как Б3 (Стабильность, решительность, ориентирован на очевидное, явное) и Б4 (независимость, агрессивность). Проявление стабильности (Б3) у студентов четвертого курса также объясняет интерес к камерному типу пространства.

Если объединить результаты исследования корреляционных связей предпочтения типов изобразительного пространства картины и черт личности в зависимости от курса обучения, то можно описать личностные характеристики

студентов, которые предпочитают тот или иной тип изобразительного пространства картины. Как следствие мы можем прогнозировать интерес к типам пространства и наоборот, изучив предпочтения студентов, мы можем проанализировать и его особенности личности, выявить слабые стороны, что необходимо учитывать в учебном процессе.

Исходя из изменения предпочтения от курса к курсу, можно предложить студентам первого, второго и четвертого курсов задания с использованием только реалистичных типов пространства, с акцентом на использование линейной перспективы. Третьему и пятому курсу можно дать задания на широкие философские рассуждения и эксперименты с абстрактным, хаотичным и открытым типом пространств. Однако и на данных курсах могут быть студенты, не входящие в общую группу, их можно выявить по тесту Р.Кэттела и, основываясь на проявленных чертах личности, предложить им индивидуальные задания.

Данные рекомендации подходят для дисциплины «Композиция», которая идет на всех курсах обучения, и направлена на изучение компоновки в формате, применении различных средств выразительности и законов композиции, развитие мышления и индивидуальной точки зрения в искусстве. Дисциплина «Теория пространственного построения» идет на четвертом и пятом курсах обучения и более детально изучает изобразительное пространство картины как создание образа в сюжетно-тематической композиции. В процессе проведения исследования были проведены теоретические и практические задания по данной дисциплине. На четвертом курсе студенты изучали историю формирования понятия и концепций изобразительного пространства картины. Далее изучали классификацию пространства, факторы, формирующие виды и типы изобразительного пространства картины. На практических занятиях студенты применяли знания, полученные в теории: они выполняли эскизы к композиции с применение разных типов изобразительного пространства, а также выполняли художественно-пластические анализы картин соответствующих определенным видам изобразительного пространства [5]. На

пятом курсе студенты настроены на выполнение выпускной квалификационной дипломной работы и распыление их творческой деятельности на другие темы видится неэффективным, поэтому в рамках дисциплины «теория пространственного построения» подразумевается продолжение работы над дипломными эскизами. Студентам предлагается выполнение эскизов на тему диплома с применением различных типов изобразительного пространства или их совмещения. Используя таблицу с особенностями личности, соответствующие предпочтениям типов изобразительного пространства, можно выявить студентов-«абстракционистов». Так как дипломная работа подразумевает выполнение картины в реалистичных техниках, то возникнет конфликт потребности студента выразить свои эмоции через абстрактные формы. Студенты, предпочитающие направленный тип пространства, могут разнообразить свою работу, выполнив эскизы с применение схем построения кулисного и лабиринтного типов изобразительного пространства. Связь черт личности и предпочтения последних двух типов пространства мы не выявили, но так как направленное пространство лежит в основе построения и того и другого типов изобразительного пространства, можно предположить, что данным студентам не составит эмоционального напряжения выполнения этих эскизов.

Используя результаты исследования можно объединить студентов в группы по общности интересов к типам пространства и индивидуальным личностным особенностям. При работах над эскизами студенты могут работать в группах, используя методику «мозгового штурма». Студенты обсуждают детали эскизов, подают идеи для создания композиции друг другу и затем каждый из них выполняет свою композицию в материале (графическом или живописном, в зависимости от идеи и сюжета). Использование подобных методов (кейс-метод, мозговой штурм, дискуссионный клуб, составление портфолио творческих работ и др.) доказало свою эффективность в педагогической практике и для развития творческой активности студентов нехудожественных специальностей [4, с.177].

Источники:

1. Гозман Л.Я., Кроз М.В., Латинская М.В. Самоактуализационный тест. М. : Рос. пед. агентство, 1995. 43 с.

2. Лучшие психологические тесты / сост. М.В. Олейникова. М. : АСТ ; СПб. : Сова, 2010. 639 с.

3. Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии. Санкт-Петербург: Речь, 2007. 350 с.

4. Суворова Г. М., Картавых М. А. Средства развития творческой активности студентов в процессе профессиональной реализации// Ярославский педагогический вестник, 2011. № 1. Том II (Психолого-педагогические науки). С. 176-180.

5. Филиппов Ю.И. Композиция в живописи. Самара: СГПУ, 2005. 96 с.

References:

1. Gozman L.YA., Kroz M.V., Latinskaya M.V. Samoaktualizacionny'y test. M. : Ros. ped. agentstvo, 1995. 43 s.

2. Luchshie psihologicheskie testy' / sost. M.V. Olennikova. M. : AST ; SPb. : Sova, 2010. 639 s.

3. Sidorenko E. Metody' matematicheskoy obrabotki v psihologii. Sankt-Peterburg: Rech', 2007. 350 s.

4. Suvorova G. M., Kartavy'h M. A. Sredstva razvitiya tvorcheskoy aktivnosti studentov v processe professional'noy realizacii// YAroslavskiy pedagogicheskiy vestnik, 2011. № 1. Tom II (Psihologo-pedagogicheskie nauki). S. 176-180.

5. Filippov YU.I. Kompoziciya v jivopisi. Samara: SGPU, 2005. 96 s.

Зарегистрирована: 19.09.2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.