Научная статья на тему 'Организация строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ в строительстве автомобильными кранами'

Организация строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ в строительстве автомобильными кранами Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1197
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ РАБОТЫ / СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ РАБОТЫ / CONSTRUCTION AND INSTALLATION WORKS / АВТОМОБИЛЬНЫЕ КРАНЫ / TRUCK CRANES / СТРЕЛОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / BOOM EQUIPMENT / ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ / ORGANIZATION OF WORKS / LOADING AND UNLOADING WORKS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Жадановский Б.В., Синенко С.А., Мирошникова И.М.

В статье исследован вопрос организации погрузочно-разгрузочных и строительно-монтажных работ с применением автомобильных кранов. Изначально рассмотрены операции, выполняемые с целью организации погрузочно-разгрузочных работ. Все работы должны быть проведены чётко с соблюдением выбранной технологической последовательности и методологии их организации, не нарушая требований безопасности, пожарной и экологической безопасности. Рассмотрены процессы организации места погрузочно-разгрузочных и строительно-монтажных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of construction-mounting and loading-unloading works in construction with use of automobile cranes

The article deals with the question of the organization of loading-unloading and construction works with use of automobile cranes. Initially reviewed the operations performed with the purpose of loading and unloading operations. All work must be carried out clearly in compliance with the selected processing sequence and methodology of their organization, without violating the requirements of security, fire and environmental safety.

Текст научной работы на тему «Организация строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ в строительстве автомобильными кранами»

Организация строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ... УДК 69.002.5

ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ И ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ АВТОМОБИЛЬНЫМИ КРАНАМИ

Б.В. Жадановский, С.А. Синенко, И.М. Мирошникова Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ), г. Москва

Аннотация Ключевые слова:

В статье исследован вопрос организации погрузочно-разгрузоч- погрузочно-разгрузочные работы,

ных и строительно-монтажных работ с применением автомобиль- строительно-монтажные работы, ных кранов. Изначально рассмотрены операции, выполняемые с автомобильные краны, стреловое обо-

целью организации погрузочно-разгрузочных работ. Все работы рудование, организация работ

должны быть проведены чётко с соблюдением выбранной техно- История статьи:

логической последовательности и методологии их организации, Дата поступления в редакцию 22.04.18

не нарушая требований безопасности, пожарной и экологической Дата принятия к печати 25.04.18 безопасности. Рассмотрены процессы организации места погру-зочно-разгрузочных и строительно-монтажных работ.

Затронуты вопросы передачи информации стропальщику и машинисту подъёмно-транспортного оборудования. При погрузочно-разгрузочных и монтажных работах автомобильные краны являются широко используемым грузоподъёмным оборудованием в современном строительстве. В связи с этим выявлены основные достоинства автомобильных кранов. Представлены типы автомобильных кранов. Раскрыт вопрос импорто-замещения автомобильно-крановой техники. Рассмотрены недостатки автомобильных кранов, выявленные в ходе проведения модернизации строительными ведомствами и министерствами. Также было выявлено, что для повышения качества и оперативности погрузочно-разгрузочных и строительно-монтажных работ следует делать выбор в пользу башенно-стрелового оборудования, использовать выдвижные стрелы и гидравлические опоры. Рассмотрены технические характеристики автомобильных кранов с башенно-стреловым оборудованием. Раскрыт вопрос сокращения трудоёмкости перевода крана из рабочего в транспортное положение, снижения транспортных габаритов за счёт применения выдвижных секций. Выявлен фактор, влияющий на транспортные скоростные характеристики автомобильного крана — скорость шасси.

Вопрос механизации и организации погрузочно-разгрузочных и монтажных работ является актуальным на сегодняшний день, так как существующий парк общестроительных и специальных механизмов весьма разнообразен, но большое количество рабочих занято именно на погрузочно-разгрузочных и монтажных работах [1, 2].

Целью данной статьи является рассмотрение организации и технологии строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ автомобильными кранами с учётом требований безопасности производства.

В соответствии с требованиями к безопасности зданий и сооружений были поставлены следующие:

- рассмотреть и проанализировать отечественный и зарубежный опыт выбора операций технологии и организации работ;

- операций комплекса погрузочно-разгрузочных и монтажных работа;

- расширить вопросы требований безопасности труда, пожарной и экологической безопасности с учётом особенностей комплексного выполнения работ;

- выявить достоинства и несовершенства организации и технологии работ автомобильными кранами;

- рассмотреть основные типы автомобильных кранов и их конструктивные решения с учётом предложений по их совершенствованию.

Погрузочно-разгрузочные работы — это совокупность мероприятий, выполняемых с целью перемещения разнообразных грузов для их погрузки или разгрузки.

Операции, выполняемые с целью организации рациональной технологии погрузочно-разгрузоч-ных работ:

- определение места проведения работ с учётом факторов влияния;

- состава работ;

- последовательности их выполнения и продолжительности;

- способов складирования и строповки, применяемых при производстве погрузочно-разгру-зочных и монтажных работ;

- уровня механизации работ;

- алгоритм выбора применяемого грузоподъёмного средства (автомобильного крана);

- определение потребности в составе и квалификации рабочих кадров [3, 4].

Все работы должны быть проведены рационально с соблюдением выбранной технологической последовательности и методологии их организации, не нарушая требований безопасности, пожарной и экологической безопасности. [5, 6, 7]. На производство погрузочно-разгрузочных и монтажных работ должен быть разработан проект производства работ [8, 9].

К выполнению погрузочно-разгрузочных и монтажных работ и размещению грузов с применением грузоподъемных машин допускаются работники, имеющие удостоверение на право производства работ.

Погрузочно-разгрузочные работы должны осуществляться на специально отведённой подготовленной твёрдой и ровной территории, покрытие которой способно воспринять наибольшую паспортную нагрузку от грузоподъемного крана с грузом, и транспортных средств и складированных грузов. Площадки, выбранные с целью производства погрузочно-разгрузочных работ необходимо спланировать с уклоном до 5° в сторону внешнего контура площадки складирования

Места производства погрузочно-разгрузочных и монтажных работ, включая проходы и проезды следует обеспечить необходимым естественным и искусственным освещением в соответствии с нормативами. Освещенность должна быть равномерной, исключая слепящее действие светильников на работающих.

В случае размещения на площадках для погрузочно-разгрузочных работ автомобилей и «монтажа с колёс» необходимо соблюдать следующие требования:

- расстояние от одного автомобиля до стоящего за ним (в глубину), а также расстояние между стоящими рядом автомобилями должно быть не менее 1м и 5 м соответственно;

- при установке автомобилей для погрузочно-разгрузочных работ вблизи здания, между зданием и задним бортом автомобиля должен соблюдаться интервал не менее 1м;

- расстояние от автомобиля до штабеля груза должно быть не менее 1м.

На рисунке 1 представлено рекомендуемое размещение автомобильного крана.

С целью усовершенствования процесса погрузочно-разгрузочных и монтажных работ перед их началом следует установить условные сигналы и информационные щиты с методами строповки для стропальщика и машиниста подъёмно-транспортного оборудования и определить порядок обмена информацией (рисунок 2, 3) [4, 10].

Рис. 1. Пример размещения автокрана при производстве погрузочно-разгрузочных работ

Рис. 2. Знак, предупреждающий о работе крана. Устанавливается

на границе опасной зоны, в местах возможного прохода людей

Рис. 3. Знак — проход запрещен. Устанавливается у входов в опасные зоны, помещения, участ-ки и др., куда закрыт доступ для посторонних лиц. — диаметр круга; 1 — основная поверхность; 2 — кант; 3 — кайма; 4 — поперечная полоса

Механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных и монтажных работ является одним из способов снижения, до минимальной отметки, влияния на рабочие кадры опасных и вредных производственных факторов, а также сокращения сроков производства, трудоёмкости и энергоёмкости работ.

При погрузочно-разгрузочных и монтажных работах автомобильные краны являются широко используемым грузоподъёмным средством в современном строительстве.

Автомобильные краны стали неотъемлемой частью производства строительно-монтажных и по-грузочно-разгрузочных работ с начала двадцатого века.

Автомобильный кран, — самоходный грузоподъёмный механизм, позволяющий перемещать грузы в вертикальной и горизонтальной плоскости. Устойчивость данного механизма должна сохраняться благодаря подготовке места его установки для производства тех или иных работ с учётом местных условий и факторов влияния на безопасность работ [11].

Основными достоинствами автомобильных кранов являются:

- легкость передвижения крана по строительной площадке;

- возможность замены стрелового оборудования;

- по сравнению с другими кранами автомобильный кран является наиболее простым в его установке на рабочем месте и подготовке площадки для безопасного производства работ.

Типы автомобильных кранов представлены в таблице 1.

Таблица 1

Типы автомобильных кранов

Типы автокранов

В зависимости от стрелового оборудования Телескопические стрелы (стрелы оборудованы жёстким подвесом, выполенным в типе гидравлического подвеса Решётчатые стрелы (у данных автокранов присутствует гибкий подвес-стальной трос Башенно-стреловые автокраны Стрелы с гуськом

В зависимости от грузоподъёмности Малый (грузоподъёмность до 4 т) Средний (с грузоподъёмностью от 4 до 10 т) Большой ( с грузоподъёмностью выше 10 т)

В зависимости от возможности смены оборудования Автокраны общего назначения (данный подъёмный механизм работает исключительно с крюком) Полууниверсальные (возможность работать как с крюком, так и с грейфером)

В зависимости от мотора С одномоторным приводом крана (привод шасси является основным приводом для всех узлов и механизмов С многомоторым приводом (каждый механизм атокрана имеет свой двигатель)

В настоящее время очень остро стоит вопрос импортозамещения строительной техники, с каждым годом в России разрабатывается всё большее количество марок автомобильных кранов. Как правило, отечественные аналогии кранов являются гораздо дешевле и ничем не уступают по технико-экономическим показателям иностранным кранам.

Строительными ведомствами и министерствами была проведена модернизация автомобильных кранов с целью устранения следующих недостатков, выявленных в процессе строительных работ и их эксплуатации:

- конструкция поворотной части требует повышения качественных характеристик, особенно ремонтопригодности;

- узкая номенклатура рабочего оборудования требует расширения;

- элементы привода имеют недостаточно высокие скоростные характеристики, требуют дальнейшего совершенствования;

- недостаточный обзор из кабины машиниста;

- малая мобильность стрелы крана;

- частично не обеспечивается безопасная работа машиниста, сложность в обслуживании.

Для повышения качества и оперативности погрузочно-разгрузочных и строительно-монтажных работ следует делать выбор в пользу башенно-стрелового оборудования, использовать выдвижные стрелы и гидравлические опоры.

В таблице 2 представлены технические характеристики основных отечественных автомобильных кранов с башенно-стреловым оборудованием.

Таблица 2

Технические характеристики автомобильных кранов с башенно-стреловым оборудованием

Марка Наименование показателей

крана Грузоподъёмность крана при работе крана на опорах, тс Вылет стрелы, м Высота подъёма крюка, м Длина, м

При наибольшем При наименьшем Наибольший Наи-мень- При наибольшем При наименьшем Башни Стрелы

вылете вылете ший вылете вылете

КС-1562 (К-45) 0,85 2,5 7 3,2 12 15 7,5 7

АК-75БМ (КБА-22-15) 1,6 4,75 8 3,2 9 14 14 10

К-104М 2 6 11 4 17 24 14 10

КС-3561 (КС-1014) КС-3562А 2 4 10 4 16 22 12 9,5

(А-1015А)

МКА-101М 2 4 9 4 15 20 12 7

КС-4561 (КС-162) 2,5 6 11 4 17,5 24,8 14 10

Кран АК -75БМ имеет башенно-стреловое оборудование с выдвижными секциями. Благодаря данному усовершенствованию, сократилась трудоёмкость перевода крана из рабочего в транспортное положение, удалось снизить транспортные габариты, что способствует применению автомобильного крана в стеснённых условиях.

Одним из факторов, влияющих на транспортные скоростные характеристики автомобильного крана, является скорость шасси. Также при оценке мобильных свойств следует учитывать затраты времени на подготовку автокрана к транспортированию и на перевод крана из транспортного в рабочее положение. На продолжительность данных операций особое влияние оказывает конструкция стрелового оборудования и выносных опор крана.

Применение телескопических, выдвижных и складывающихся стрел способно сократить продолжительность и затраты труда при подготовке автомобильного крана к транспортированию и на период ввода его в рабочее положение, что позволяет рационально решить организацию и технологию работ в ПОС и ППР.

Транспортная скорость напрямую зависит от сведения к минимуму нахождения рабочего оборудования за опорным контуром машины, и, следовательно, снижения динамических нагрузок, воздействующих на шасси.

Существует несколько конструктивных решений телескопических и выдвижных стрел. Изменение вылета выдвижных стрел у разных кранов выполняется как ручным, так и механизированным способом.

На рисунке 3 представлен кран МКА-6,3, его выдвижная стрела имеет механический привод. Опорной является изогнутая наружная секция. За пределы шасси секции выступают на 2м. Выдвижная секция имеет три положения: транспортное и два рабочих.

Рис. 3. Кран МКА-6,3

Автомобильные краны КС-3562А (К-1015А), КС-3561, К-67, К-61 и МКА-10М имеют внутреннюю секцию, не перемещающуюся в оба конца за габариты наружной секции, что способствует надёжной эксплуатации крана [11].

Заключение

В работе рассмотрены мероприятия по организации и технологии погрузочно-разгрузочных и строительно-монтажных работ автомобильными кранами, по организационно-технологической подготовке к данным видам работ, затронуты вопросы требований организации работ с соблюдением безопасности труда, пожарной и экологической безопасности. Рассмотрена технология и организация погрузочно-раз-грузочных и строительно-монтажных работ с применением различных типов автомобильных кранов. Выявлены достоинства и несовершенства автомобильных кранов для обоснованного выбора их с учётом различных факторов влияния на устойчивость, производительность и трудоёмкость.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бадрудинова А.Н. Механизация строительных работ // Вестник учебно-методического объединения по образованию в области природообустройства и водопользования — 2012. № 4. — С. 232-236.

2. Вайнштейн М.С., Жадановский Б.В., Синенко С.А., Афанасьев А.А., Павлов А.С., Ефименко А.З., Долганов А.И. Оценка эффективности организационно-технологических решений при выборе средств механизации производства строительно-монтажных работ // Научное обозрение. 2015. № 13. С. 123-127.

3. М. П. Ряузов, И.П. Малевич, М. Д. Полосин и др. Погрузочно-разгрузочные работы ; Под ред. М. П. Ряузова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. Стройиздат — 1988. — 442 с.

4. СП 48.13330.2011 Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004 (с Изменением N 1). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200035577 (дата обращения: 19.02.2018).

5. ГОСТ 12.3.009-76 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Работы погрузочно-разгрузочные. Общие требования безопасности (с Изменением N 1) — М.: Изд-во стандартов, 1976. — 7 с.

6. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» [Электронный ресурс]// ТЕХЭК-СПЕРТ: сайт — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/499060049. (дата обращения: 20.02.2018).

7. Технический регламент о безопасности зданий и сооружений: Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) // Собрание законодательства РФ. — 2010. — № 1, (4 янв.). — Ст. 5.

8. Олейник, П.П. Организация планирование и управление в строительстве: Учебник. / П.П. Олейник. — М.: АСВ, 2015. — 200 с

9. Жадановский Б.В., Синенко С.А., Степанов А.Е. Формы и способы отражения норм в организации строительного производства // Строительство — формирование среды жизнедеятельности Электронный ресурс: сборник трудов XX Международной межвузовской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных. 2017. С. 287-289.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Синенко С.А., Славин А.М. К вопросу выбора оптимального организационно-технологического решения возведения зданий и сооружений // Научное обозрение. 2016. № 1. С. 98-103.

11. Матушкин О.П., Матушкина Ю.Н. Построение грузовой характеристики автомобильного крана // Механизмы управления процессами внедрения технических новшеств сборник статей Международной научно-практической конференции. 2017. С. 84-86.

Просьба ссылаться на эту статью следующим образом:

Б.В. Жадановский, С.А. Синенко С.А, И.М. Мирошникова. Организация строительно-монтажных и по-грузочно-разгрузочных работ в строительстве автомобильными кранами — Системные технологии. — 2018. — № 27. — С. 41—48.

ORGANIZATION OF CONSTRUCTION-MOUNTING AND LOADING-UNLOADING WORKS IN CONSTRUCTION WITH USE OF AUTOMOBILE CRANES B.V. Zhadanovsky, S.A. Sinenko, I.M. Miroshnikova NIU FGBOU MGSU, Moscow

Abstract Keywords:

The article deals with the question of the organization of loading- Keywords: loading and unloading works,

unloading and construction works with use of automobile cranes. construction and installation works, truck

Initially reviewed the operations performed with the purpose of cranes, boom equipment, organization of

loading and unloading operations. All work must be carried out works

clearly in compliance with the selected processing sequence and Date of receipt in edition: 22.04.18

methodology of their organization, without violating the requirements Date of acceptance for printing: 25.04.18 of security, fire and environmental safety.

The processes of organization of loading and unloading and construction works are considered. The issues of information transfer to the slinger and the machinist of handling equipment are touched upon. During loading and unloading and installation works mobile cranes are widely used lifting equipment in modern construction. In this regard, the main advantages of mobile cranes are identified. The types of mobile cranes are presented. The question of import substitution of automotive crane technology is disclosed. The shortcomings of mobile cranes that are identified in the course of the modernization of the construction departments and ministries. It was also revealed that to improve the quality and speed of loading-unloading and construction works should make a choice in favor of the tower-jib equipment, to use a retractable boom and hydraulic outriggers. The characteristics of mobile cranes with tower-boom equipment were described. The reduction of the complexity of the transfer crane from operating to transport position, reducing vehicle size due to the use of drawers is disclosed. The factor influencing the vehicle speed characteristics of the motor of the crane — velocity of the chassis.

УДК 691

ПОВТОРНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ПРИ РЕНОВАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ВОЗВЕДЕНИЯ МОНОЛИТНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ИЗ БУТОБЕТОНА РАЗДЕЛЬНЫМ МЕТОДОМ БЕТОНИРОВАНИЯ

Б.В. Жадановский, С.А. Синенко, И.М. Мирошникова, М.Ф. Кужин Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ), г. Москва

В статье предложена методика повторного применения строительных отходов, образующихся при сносе пятиэтажек, вошедших в Программу реновации. Повторное применение рассмотрено на примере возведения таких монолитных конструкций из бутобетона, как фундаменты под складское оборудование, монолитные стены подвалов, бутобетонные набивные сваи, отдельно стоящие фундаменты. Данные конструкции применимы при строительстве зон рекреации. Предложена технология производства работ при устройстве данных конструкций. Приведено обоснование технологических методов устройства бутобетонных конструкций. Применение данной методики позволит значительно сократить стоимость строительства зоны рекреации, проектируемой в соответствии с Постановлением правительства №493-ПП от 1 августа 2017 г., а также повысить прочностные характеристики и использовать экологически чистые материалы. Конструкции, возводимые по данной методике, будут отличаться архитектурной выразительностью.

Ключевые слова:

Программа реновации, бутобетон, повторное применение материалов, монолитные конструкции, раздельный метод бетонирования История статьи:

Дата поступления в редакцию 19.05.18 Дата принятия к печати 22.05.18

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.