Научная статья на тему 'Организация спортивно-оздоровительного клуба инвалидов как фактор активизации физкультурно-массовой и спортивной деятельности'

Организация спортивно-оздоровительного клуба инвалидов как фактор активизации физкультурно-массовой и спортивной деятельности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2425
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЦА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ СПОРТИВНОГО КЛУБА ДЛЯ ИНВАЛИДОВ В ВУЗЕ / ФИЗКУЛЬТУРНО-МАССОВАЯ И СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / DISABLED PEOPLE / ORGANIZATION OF SPORTS CLUB FOR THE DISABLED AT A UNIVERSITY / MASS PHYSICAL AND SPORTS ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Махов Александр Сергеевич

Cформулированы основные причины недостаточной вовлеченности лиц с ограниченными возможностями здоровья в занятия физической культурой и спортом. В качестве формы практического применения комплекса теоретических знаний предлагается создание спортивных клубов для инвалидов в вузах, реализующих подготовку специалистов по адаптивной физической культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article focuses on the main reasons for insufficient involvement of disabled people in physical training and sports. As a form of practical application of theoretical knowledge, the author suggests establishing sports clubs for the disabled on the basis of universities training specialists in adaptive physical training.

Текст научной работы на тему «Организация спортивно-оздоровительного клуба инвалидов как фактор активизации физкультурно-массовой и спортивной деятельности»

132

УДК 378.172

А. С. Махов

ОРГАНИЗАЦИЯ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО КЛУБА ИНВАЛИДОВ КАК ФАКТОР АКТИВИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНО-МАССОВОЙ И СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Cформулированы основные причины недостаточной вовлеченности лиц с ограниченными возможностями здоровья в занятия физической культурой и спортом. В качестве формы практического применения комплекса теоретических знаний предлагается создание спортивных клубов для инвалидов в вузах, реализующих подготовку специалистов по адаптивной физической культуре.

This article focuses on the main reasons for insufficient involvement of disabled people in physical training and sports. As a form of practical application of theoretical knowledge, the author suggests establishing sports clubs for the disabled on the basis of universities training specialists in adaptive physical training.

Ключевые слова: лица с ограниченными возможностями здоровья, организация спортивного клуба для инвалидов в вузе, физкультурно-массовая и спортивная деятельность.

Key words: disabled people, organization of sports club for the disabled at a university, mass physical and sports activities.

Количество инвалидов в Ивановской области и Российской Федерации в целом в последнее время значительно выросло. Связано это с рядом факторов: увеличением дорожно-транспортных происшествий, локализацией военных конфликтов на Кавказе, последствиями техногенных катастроф, террористических актов и т. д. Поэтому актуальность проблемы социальной адаптации инвалидов приобретает все большее значение. Особый интерес для лиц с ограниченными возможностями здоровья вызывают занятия физической культурой и спортом, в которых инвалиды могут самореализовываться и доказывать прежде всего самим себе, что являются такими же членами общества. Это подтверждают и мероприятия, проводимые на территории Ивановской области: фестиваль спорта среди инвалидов, традиционно проходящий в стенах Шуйского государственного педагогического университета, ежегодная Параспартакиада под патронажем губернатора Ивановской области М. А. Меня. Несмотря на это, имеющиеся программы и технологии организации физкультурно-оздоровительной работы, мероприятий культурно-спортивной деятельности с людьми с ограниченными возможностями здоровья сохраняют эпизодический характер [2].

В вузах Российской Федерации активно развивается специальность гуманитарного профиля «Физическая культура для лиц с отклонения-

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2011. Вып. 11. С. 132 — 137.

ми в состоянии здоровья» (адаптивная физическая культура), специалисты которой имеют право профессиональной деятельности с такими людьми. В рамках развития этой специальности ежегодно начиная с 2003 г. проходит всероссийская универсиада студентов, где учащиеся, не имеющие ограничений в состоянии здоровья, соревнуются в паралимпийских видах спорта, интегрируя в дальнейшем приобретенный опыт на местах при организации и проведении праздников и фестивалей спорта среди инвалидов. Адаптивная физическая культура представляет собой значительно более емкий и широкий социальный феномен, основная цель которого — социализация или ресоциализация личности инвалида, поднятие уровня качества его жизни, наполнение ее новым содержанием, смыслом, эмоциями, чувствами, а не только лечение с помощью тех или иных физических упражнений или физиотерапевтических процедур [1]. Однако, несмотря на развернутую профессиональную подготовку в вузах, государственных и общественных учреждениях общего назначения, оказывающих дополнительные услуги в области физической культуры и спорта, все еще нет специалистов по адаптивной физической культуре, а значит, отсутствует возможность организованных рекреационных и спортивных занятий с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья [2]. В связи с этим возникла потребность изучения данной проблемы и выявления путей решения, одним из которых может стать создание спортивных клубов инвалидов при вузах, готовящих профессиональных специалистов и бакалавров в области адаптивной физической культуры. В настоящее время проект создания спортивно-оздоровительного клуба инвалидов в вузе успешно реализуется в Шуйском государственном педагогическом университете. Организация клубной системы и проведение в ее рамках соревнований позволит решить следующие задачи:

1) предоставление условий непрерывных занятий физической культурой и спортом для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Следовательно, инвалиды смогут систематически заниматься физической культурой и спортом, что существенно ускорит их социальную адаптацию;

2) создание условий для студентов специальности и направлений подготовки бакалавриата и магистратуры «Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья» (адаптивная физическая культура) прохождения непрерывной практики в течение года, формирования непосредственного представления о своей профессии и перспектив дальнейшего трудоустройства по специальности;

3) воспитание в рамках тренировочного процесса спортсменов с дальнейшим их продвижением в команды всероссийского уровня и для участия в рамках чемпионатов России;

4) подготовка арбитров из числа студентов для проведения соревнований с лицами с ограниченными возможностями здоровья;

5) создание экспериментальных площадок, условий реализации научного потенциала молодых ученых вуза и проведения исследований в области адаптивной физической культуры;

133

134

6) разработка системы пропаганды и популяризации физической культуры и спорта среди инвалидов через университетские службы маркетинга и рекламы, что значительно ускорит вовлечение самих инвалидов в занятия спортом;

7) проведение на базе университета регулярных соревнований среди инвалидов как внутри клуба, так и с привлечением сборных команд всероссийского уровня.

За время функционирования спортивно-оздоровительного клуба инвалидов «Пингвин» в Шуйском государственном педагогическом университете (дата основания — 12 декабря 2009 г.) в массовую физкультурно-спортивную деятельность вовлечены 45 людей с ограниченными возможностями их трех нозологических групп: «глухие и слабослышащие», «слепые и слабовидящие», «с поражением опорно-двигательного аппарата». Члены клуба — жители Шуи, Шуйского района, Иванова. Спортсмены занимаются непрерывно два раза в неделю, что, на наш взгляд, становится существенным фактором как в формировании их здоровьесбережения, так и в социализации и интеграции в общество. Регулярные тренировки выразились в значимых показателях в спортивной деятельности. В настоящее время аллею славы клуба составляют чемпионы и призеры Параспартакиады Ивановской области 2010, 2011 гг. по пауэрлифтингу, армрестлингу, шахматам, пулевой стрельбе, плаванию, настольному теннису, дартсу, гонкам на инвалидных колясках, голболу. Футболист клуба в составе команды Волгоградской области стал серебряным призером чемпионата России по футза-лу среди инвалидов по слуху (высшая лига), что оказывается фактом подтверждения продвижения лучших спортсменов в команды всероссийского уровня. Все участники регулярно привлекаются к внутриву-зовским спортивным и культурно-массовым мероприятиям: фитнес-фестивалям, веселым стартам, первенствам по игровым видам спорта, лыжным гонкам, творческим студенческим праздникам: «Праздник студенческого городка», «Студенческая весна», «Зарница» и др. В июне 2010 г. члены клуба категории «инвалиды по слуху» стали обладателями специального приза Международного фестиваля творческих способностей для людей с ограниченными возможностями в Москве. Периодически проводятся товарищеские встречи по мини-футболу, баскетболу, голболу со студентами специальности «Адаптивная физическая культура», которые являются также их тренерами и представителями на различных соревнованиях.

С целью определения основных позиций, необходимых, чтобы организовать спортивные клубы для инвалидов как наиболее эффективную форму развития физкультурно-спортивной и массовой работы, нами было проведено исследование.

Для решения поставленной задачи были проведены опросы (интервью и анкетирование) спортсменов, тренеров и представителей футбольных команд спортсменов — инвалидов по слуху в период прохождения чемпионата России по футболу среди данных инвалидов (высшая лига) в Сочи в октябре 2008 г. В опросе приняли участие 146 спортсменов и 15 тренеров и представителей команд из 11 регионов России-

ской Федерации (Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Сочи, Нальчик, Воронеж, Волгоград, Московская область, Астрахань, Брянск, Самара, Вологда). Средний возраст респондентов-спортсменов — 21,7 года, тренеров и представителей команд — 42 года.

Заниматься футболом в коллективе, как указали спортсмены, они начали в 14 — 15 лет, хотя врожденную инвалидность по слуху имеют 86 % опрошенных. О невозможности заниматься физической культурой и спортом в более раннем возрасте свидетельствует факт недостаточного развития в стране системы детско-юношеского спорта среди инвалидов, а также отсутствие реализации идей по созданию клубной системы адаптивного спорта.

Считают, что командные виды спорта в условиях спортивного клуба развиваются в России успешней, 76 % спортсменов. Наиболее популярны, по мнению опрошенных, футбол и мини-футбол. Возможно, это связано с тем, что опрос проводился среди футболистов. Следует отметить, что в данном виде спорта отмечаются тенденции развития женского футбола среди инвалидов по слуху. В регулярном первенстве России появляются новые команды. Мужская сборная России по футболу — также постоянный участник международных соревнований. Однако количество спортсменов, которым были присвоены звания и разряды, существенно снизилось. Всего 2 спортсмена из 146 имеют звания мастеров спорта международного класса, 13 — мастеров спорта России, 32 — кандидатов в мастера спорта России.

Что необходимо совершенствовать систему организации по развитию клубной системы адаптивного спорта в целом и качества проведения соревнований в частности, полагает 81 % футболистов. По их словам, требуется комплекс мероприятий, подкрепленный функционированием в регионах программ, направленных на развитие физической культуры и спорта, социальной адаптации и интеграции инвалидов в общество.

Говорит о факте недостаточной популяризации спорта инвалидов в их регионах 71 % респондентов. Публикации в средствах массовой информации не отражают сути проблем, связанных с развитием адаптивной физической культуры и социальной адаптации инвалидов в целом, а всего лишь освещают сюжеты из их жизни.

В необходимости специальной системы подготовки арбитров, обслуживающих соревнования рассматриваемой категории, уверены 62 % спортсменов, несмотря на то что качеством судейства удовлетворены 82 % респондентов, 8 % — не удовлетворены и 10 % комментировать судейство отказались.

В значимости семинаров для тренеров, работающих с инвалидами различных категорий, не сомневается 91 % специалистов. Что проводить подобные теоретико-методические форумы удобней в условиях спортивно-оздоровительных клубов для инвалидов, уверены 77 % респондентов, поскольку реализуются совместные интересы спортсменов, тренеров, волонтеров, руководителей общественных организаций.

На обязательное владение арбитрами жестами и мимикой при обслуживании соревнований в категории инвалидов по слуху указывают

135

136

и результаты дополнительного исследования, проведенного с тренерами и представителями команд. Что должны быть созданы условия взаимодействия и четкого взаимопонимания между игроком и арбитром, арбитром и тренером, считают 11 % наставников команд. Это, по их мнению, будет способствовать скорейшему разрешению спорных ситуаций, возникающих на поле в силу особенностей данной категории инвалидности. Достигнуть подобного взаимопонимания можно только в результате постоянного общения судей и таких спортсменов через организацию и проведение совместных тренировок, товарищеских встреч, спортивных праздников в регионах, где одни будут пополнять багаж необходимых для судейства знаков и жестов, другие — оперативно получать последние нововведения в правила игры.

Выявлена потребность в приобретении литературы, нужной для организации занятий физической культурой и спортом с инвалидами, так как при вопросе: «Методиками (учебниками) каких авторов Вы пользуетесь при организации тренировочного процесса?» — затруднился ответить 71 % тренеров.

Отмечают нехватку специалистов в области адаптивной физической культуры 88 % опрошенных представителей команд. Несмотря на недостаточную изученность тренерами теоретико-методологической базы при работе с инвалидами по слуху, главными, по их мнению (77 %), в подготовке футболистов данной категории становятся упражнения на развитие технико-тактических действий.

К наиболее значимым факторам в подготовке спортсменов с отклонениями в состоянии здоровья 76 % руководителей команд отнесли психологические. Из тренеров 13 % считают, что не менее важна педагогическая наполняемость занятий с инвалидами, 11 % — медицинская и социальная.

В настоящее время создаются условия для развития адаптивной физической культуры как обязательного компонента физической, психической и социальной адаптации инвалидов. Однако говорить о вовлечении значительной части лиц с ограниченными возможностями здоровья в эту сферу деятельности не приходится. Основные причины такого положения:

— отсутствие квалифицированных кадров педагогического и гуманитарного профилей с необходимыми фундаментальными и прикладными знаниями и практическими умениями, позволяющими поддерживать и развивать двигательные возможности инвалида и формировать его личность;

— нехватка специалистов, обладающих навыками организатора и способных организовывать спортивные мероприятия;

— нет четкой системы пропаганды и популяризации физической культуры и спорта, прежде всего среди инвалидов, что значительно затрудняет вовлечение самих инвалидов в занятия спортом;

— отсутствие возможностей у тренеров и представителей команд совершенствовать профессиональное мастерство.

Более того, основываясь на результатах проведенного исследования, требуется разработать комплекс новых теоретических положений, на-

правленных на ускорение процесса активизации физкультурно-массовой и спортивной деятельности лиц с инвалидностью, подкрепляя материалы практическим применением. Решить эту задачу можно в условиях формирования и функционирования спортивных клубов инвалидов при педагогических и физкультурных вузах, реализующих образовательную программу «Физическая культура для лиц и отклонениями в состоянии здоровья» (адаптивная физическая культура), которые создадут инвалидам возможность непрерывных и систематических занятий физической культурой и спортом, повышения их спортивного мастерства, а студентам старших курсов и молодым ученым позволяют непосредственно общаться с целевой группой и проводить необходимые исследования.

Список литературы

1. Евсеев С. П., Шапкова Л. В. Адаптивная физическая культура: учеб. пособие. М., 2000.

2. Хода Л. Д. Методология социальной интеграции неслышащих людей в различных видах адаптивной физической культуры: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2008.

Об авторе

Александр Сергеевич Махов — канд. пед. наук, доц., Шуйский государственный педагогический университет.

E-mail: pksgpu@mail.ru

About author

Dr Alexander Makhov, Associate Professor, Shuya State Pedagogical University.

E-mail: pksgpu@mail.ru

137

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.