Научная статья на тему 'Организация синтаксических фигур в цикле Н. А. Заболоцкого «Городские столбцы»'

Организация синтаксических фигур в цикле Н. А. Заболоцкого «Городские столбцы» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
287
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИРИЧЕСКИЙ ЦИКЛ / СИНТАКСИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СИНТАКСИЧЕСКАЯ ФИГУРА / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ / A LYRICAL CYCLE / SYNTAX ORGANIZATION / SYNTAX FIGURE / INDIVIDUAL STYLE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Воробьева Татьяна Алексеевна, Ширяева Анна Александровна

В настоящей статье исследуется синтаксическая организация цикла Н.А. Заболоцкого «Городские столбцы», анализируются синтаксические фигуры, создающие единство цикла и неповторимость индивидуального стиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF SYNTACTIC FIGURES IN THE CYCLE N.A. ZABOLOTSKYʹS “CITY COLUMNS”

This article is about the syntactic organization of cycle N.A. Zabolotsky's “City columns”, analyzes the syntax of the figure that create the unity of the cycle and the uniqueness of individual style.

Текст научной работы на тему «Организация синтаксических фигур в цикле Н. А. Заболоцкого «Городские столбцы»»

UNIVERSUM:

ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

• 7universum.com

ОРГАНИЗАЦИЯ СИНТАКСИЧЕСКИХ ФИГУР В ЦИКЛЕ Н.А. ЗАБОЛОЦКОГО «ГОРОДСКИЕ СТОЛБЦЫ»

Воробьева Татьяна Алексеевна

канд. филол. наук, доцент Череповецкого государственного университета,

РФ, г. Череповец E-mail: vta8@yandex.ru

ORGANIZATION OF SYNTACTIC FIGURES IN THE CYCLE N.A. ZABOLOTSKY'S “CITY COLUMNS”

Tatyana Vorobyeva

Candidate of philological sciences, associate professor at Cherepovets State University,

Russia, Cherepovets

В настоящей статье исследуется синтаксическая организация цикла Н.А. Заболоцкого «Городские столбцы», анализируются синтаксические фигуры, создающие единство цикла и неповторимость индивидуального стиля.

Ширяева Анна Александровна

студент Череповецкого государственного университета,

РФ, г. Череповец

Anna Shiryaeva

Student at Cherepovets State University,

Russia, Cherepovets

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

This article is about the syntactic organization of cycle N.A. Zabolotsky's “City columns”, analyzes the syntax of the figure that create the unity of the cycle and the uniqueness of individual style.

Воробьева Т.А., Ширяева А.А. Организация синтаксических фигур в цикле Н.А. Заболоцкого «Городские столбцы» // Universum: Филология и искусствоведение : электрон. научн. журн. 2015. № 7 (20) . URL: http://7universum.com/ru/philology/archive/item/2349

Ключевые слова: лирический цикл, синтаксическая организация,

синтаксическая фигура, индивидуальный стиль.

Keywords: a lyrical cycle, syntax organization, syntax figure, individual style.

Е.В. Красильникова в работе «О некоторых линиях эволюции поэтического языка Н.А. Заболоцкого» отмечает, что ранний период творчества поэта характеризуется особым поэтическим синтаксисом [3]. Настоящая статья посвящена синтаксической организации цикла «Городские столбцы», важное место в котором занимают стилистические фигуры: вместе с тропами они создают неповторимость индивидуального стиля, позволяют выделить ключевые образы и мотивы, воплощают особое видение поэта.

Особенностью синтаксической организации цикла Н.А. Заболоцкого является переплетенность синтаксических фигур в поэтическом тексте. В одном стихотворении могут быть сфокусированы несколько фигур, помогающих выразить определенное содержание. Наиболее частотными и значимыми являются инверсия, фигуры прибавления (разные виды повторов), антитеза. Они придают стихотворениям цикла стройность, четкость, создают впечатление целостного текста.

Цикл «Городские столбцы» содержит большое количество инверсий:

«Лошадь называет он мамашей», «с тарелки его ест сычуг» («Болезнь»), «великаном подошел шершавый конь» («Игра в снежки»), «в ладошке мощи бережет» («Новый быт»), «свалились в кучу беки» («Футбол»), «из ваты сделана броня» («Движение»), «научных замечаю лошадей» («Цирк») и др.

Наиболее распространены следующие инверсивные конструкции:

1. Существительное + прилагательное: музыкой томной («Белая ночь»), сирена бледная («Вечерний бар»), корыто праздничное, повозки быстрые, красотки нежные («Народный дом»), деревья дружные («На лестницах»), кольцо на пальце золотое («Свадьба»), звук самодержавный («Бродячие музыканты»), душе несчастной («Незрелость») и др.

2. Существительное + существительное: баб стая («Свадьба»), комнат поп («Самовар»), звезды пожарик красный («Часовой»), жизни ополченец («Новый быт»), бокалов конклав («Вечерний бар»), цилиндров бряцанье («Офорт»), гор хребты, души салопница («Народный дом»), огня субстанция («Незрелость»), кота труп («На лестницах») и др.

3. Глагол (сказуемое) + существительное (подлежащее): привстал Елагин («Белая ночь»), блистал лампион («Вечерний бар»), ликует форвард («Футбол»), сидит извозчик («Движение»), сидит дитя («Цирк»), спят калеки, плещет грязь («Обводной канал»), несутся кошки («На лестницах»), несутся пары («Свадьба»).

4. Падежная форма имени существительного + глагол: в кукушек превращались, слезою вымылся («Бродячие музыканты»), младенец кашку составляет («Незрелость»), зло дарит («Самовар»), свет лиет, руки не может приподнять («Болезнь»), в жаровне плавает («На рынке»), отравою поят («Футбол»).

Инверсия является циклообразующей стилистической фигурой: все

стихотворения цикла строятся по принципу обратного порядка слов.

Кроме того, в многочисленных инверсиях проявляется такой важный для «Городских столбцов» прием, как метатеза (взаимная мена предметов, явлений). Инверсии Заболоцкого вместе с другими образными средствами воплощают обратный, «наоборотный» мир «Столбцов», являются его частью и выстраивают в нем отношения.

Одним из основных принципов поэтики раннего творчества Заболоцкого является «принцип резкого синтагматического контраста» [3, с. 78]. На синтаксическом уровне он реализуется в инверсиях, столкновениях, оппозициях. Разнообразные оппозиции, формирующие поэтическое пространство цикла, создает антитеза.

В стихотворениях цикла постоянно возникают смысловые противопоставления, выражаемые с помощью антитезы: свет — тьма, жизнь — смерть, толпа — одиночка и др.

Антитеза является синтаксическим способом организации пространства «Городских столбцов».

Сравним: А кругом громобой, цилиндров бряцанье... А тут — городская коробка с расстегнутой дверью И за стеклышком — розмарин («Офорт»); Там пролетарий на стене Гремит, играя при луне, Там вой кукушки полковой Угрюмо тонет за стеной. Тут белый домик вырастает С квадратной башенкой вверху, На стенке девочка витает, Дудит в прозрачную трубу («Часовой»);

Здесь ночи ходят невпопад, Здесь, от вина неузнаваем, Летает хохот попугаем. Здесь возле каменных излучин бегут любовники толпой, Один горяч, другой измучен, А третий книзу головой... А там вдали, где желтый бакен Подкарауливал шутих, На корточках привстал Елагин, Ополоснулся и затих... («Белая ночь»);

Внизу — бокалов воркотня, Внизу — ни ночи нет, ни дня, Внизу — на выступе оркестра, Как жрец, качается маэстро... Ура! Ура! Герой парит — гавайский фокус над Невою!.. А там, над бедною землей... Парит по воздуху герой, Стреляя в небо пистолетом («Фокстрот»);

А кругом громобой, цилиндров бряцанье... А тут — городская коробка с расстегнутой дверью И за стеклышком — розмарин («Офорт»);

Пространственные оппозиции, формирующие поэтическое пространство «Г ородских столбцов», тесно связаны с пространственными метатезами.

Оппозиции цикла, с одной стороны, действуют в границах замкнутого пространства (например, пространства пекарни, города и проч.), с другой стороны, они позволяют выйти в открытое пространство. С помощью пространственных оппозиций, пространственного дейксиса (здесь — там) возникает политопическое пространство [См. об этом: 1].

Противопоставления в стихотворениях часто носят гротескный, абсурдный характер, с их помощью еще раз подчеркивается странность художественного мира, его «наоборотность».

Единство и экспрессивность цикла обусловлены использованием разных видов повторов: фонетических, лексических, синтаксических.

Разноуровневые повторы служат усилению ритмического начала в стихе.

Особенно заметны такие виды повторов, как полисиндетон, анафора, синтаксический и лексико-синтаксический параллелизм.

Полисиндетон:

И мясо, властью топора... И колбаса кишкой кровавой... И вслед за ней кудрявый пес... И пасть открыта, словно дверь, И голова, как блюдо, И ноги точные идут... И слезы, точно виноград... И визгнул палец, словно крот, И хрустнул кости перекресток, И сдвинулось лицо в наперсток... («На рынке»).

В стихотворениях происходит «нанизывание» тех или иных фактов, событий (и..., и..., и...). Возникают вынужденные паузы, благодаря которым замедляется речь и снова поэт расставляет акценты именно на то, что необходимо выделить, подчеркнуть. В то же время многократное повторение союза «и» «создает впечатление увеличения количества событий» [4, с. 38]. Анафора:

Здесь ночи ходят невпопад, Здесь от вина неузнаваем... Здесь возле каменных излучин («Белая ночь»);

Внизу — бокалов воркотня, Внизу — ни ночи нет, ни дня, Внизу — на выступе оркестра... («Фокстрот»);

Тут шишаки красноармейские... Тут радость пальчиком водила. Тут каждый мальчик забавлялся. Тут гор американские хребты! Тут девка водит на аркане («Народный дом»).

Локативные анафоры наиболее частотны, с их помощью поэт обозначает пространственные границы, заданные в стихах.

Анафора является одной из ключевых синтаксических фигур цикла, в её основе может лежать единица любого языкового уровня: звук, звукосочетание, слово, синтаксическая конструкция.

Синтаксический параллелизм:

Глазок сожмёт: «Спокойной ночи!» Глазок откроет: «Добрый день!» («Футбол»);

В могилке где-то руки сохнут, В какой-то речке ноги спят («На рынке»);

Он бьет рукой по животу, Он машет палкой в пустоту («Фокстрот»);

О, самодержец пышный брюха, Руководитель тайный духа («Рыбная лавка»).

Поэт использует «комбинацию синтаксического параллелизма

с лексическим повтором» [6, с. 8]:

Танцует в ухе перепонка, Танцует в ухе виноград («Футбол»);

А бал ревет, а бал гремит («Фокстрот»);

Ему подвластен ход миров, Ему подвластно толп движенье («Обводной канал»);

И теплой ножкою вертела, И теплой ручкою звала («Народный дом»).

Повторы в «Г ородских столбцах» выполняют циклообразующую функцию — объединяют стихотворения в цикл. Соединяясь с другими синтаксическими фигурами, они акцентируют лейтмотивы.

Синтаксические средства экспрессивной речи: риторические вопросы, восклицания, обращения — также присутствуют в цикле, но не относятся к ключевых фигурам. Такие приемы рассчитаны не на зрительное, а на слуховое восприятие текста, они позволяют оценить повышение и понижение голоса, темп речи, паузы — все оттенки звучащей фразы.

Риторические вопросы, обращения, восклицания, используемые в цикле, не носят контактного характера и содержат либо модальность отношения, либо сдвинуты в сторону повествования-описания [см. об этом: 3].

Сравним:

Он падает, кричит: «Измена!»

А шар вертится между стен, Дымится, пучится, хохочет, Глазок сожмёт: «Спокойной ночи!» Глазок откроет: «Добрый день!» («Футбол»).

«Так бей, гитара! Шире круг!» («Свадьба»).

Хочу тебя! Отдайся мне!

Дай жрать тебя до самой глотки! («Рыбная лавка»).

Восходит солнце над Москвой, Старухи бегают с тоской: Куда, куда идти теперь? Уж Новый Быт стучится в дверь! («Новый быт»).

Риторические восклицания и вопросы заключают в себе особую экспрессию, подчеркивают напряженность речи, отличаются яркой восклицательной интонацией, открывают читателю крайнее напряжение чувств. Но все же поэт отдает предпочтение повествовательному тону, утвердительным предложениям.

Итак, «особый поэтический синтаксис» «Г ородских столбцов» строится на циклообразующих структурах прибавления, инверсии, антитезе. Взаимодействуя в цикле, эти фигуры воплощают «поэтику странного мира». Переплетенность тропов и стилистических фигур создает неповторимый стиль «Городских столбцов».

Список литературы:

1. Воробьева Т.А. Текстовая категория пространства в «Городских столбцах» Н. Заболоцкого // «Память как механизм культуры в русском литературном процессе» (памяти Р.М. Лазарчук). Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием (12—14 марта 2014 г.). — Череповец, 2014. — С. 41—49.

2. Заболоцкий Н.А. Собрание сочинений: В 3-х т. — М., 1983. Т. 1.

3. Ковтунова И.И. Поэтический синтаксис. — М., 1986. — 206 с.

4. Красильникова Е.В. О некоторых линиях эволюции поэтического языка Н.А. Заболоцкого // Проблемы структурной лингвистики 1983. — М., 1986. — С. 163—181.

5. Кухаренко В.А. Интерпретация текста. — Л., 1988. — 192 с.

6. Шмелев Д.Н. Об асимметричном параллелизме в поэтической речи // Русский язык в школе. — 1970. — № 5. — С. 8—15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.