Научная статья на тему 'Организация самостоятельной учебной деятельности при изучении дисциплины «Мультимедиа»'

Организация самостоятельной учебной деятельности при изучении дисциплины «Мультимедиа» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SYSTEM ORGANIZATION OF INDEPENDENT LEARNING ACTIVITIES INDEPENDENT LEARNING ACTIVITIES OF STUDENTS / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ (СУДС) / БАЗОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / BASIC COMPETENCIES / ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / INFORMATION AND METHODOLOGICAL SUPPORT / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGY / КОМПЬЮТЕРНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / COMPUTER TRAINING FACILITIES / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТА / COMPETITIVE SPECIALIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прокопова Альбина Петровна

Рассмотрены специфика и проблемы организации самостоятельной учебной деятельности студентов при изучении дисциплины «Мультимедиа» с учетом современных требований и условий. Обоснована необходимость формирования личности специалиста, обладающего информационно-коммуникационной компетенцией, способного саморазвиваться. Исследованы условия эффективной организации самостоятельной учебной деятельности студентов как целостной системы на основе продуманной и методически организованной информационно-образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прокопова Альбина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of independent educational activity at study of discipline “Multimedia”

A specific and problems of organization of independent educational activity of students is examined at the study of discipline “Multimedia” taking into account modern requirements and terms. The necessity of education of personality of specialist, possessing of informatively-communication jurisdiction, able samorazvivat’sya is grounded. The terms of effective organization of independent educational activity of students are probed as an integral system on the basis of carefully thought out and methodically organized informatively-educational environment.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной учебной деятельности при изучении дисциплины «Мультимедиа»»

УДК 378:004.032.6 А.П. Прокопова

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «МУЛЬТИМЕДИА»

Рассмотрены специфика и проблемы организации самостоятельной учебной деятельности студентов при изучении дисциплины «Мультимедиа» с учетом современных требований и условий. Обоснована необходимость формирования личности специалиста, обладающего информационно-коммуникационной компетенцией, способного саморазвиваться. Исследованы условия эффективной организации самостоятельной учебной деятельности студентов как целостной системы на основе продуманной и методически организованной информационно-образовательной среды.

Ключевые слова: система организации самостоятельной учебной деятельности, самостоятельная учебная деятельность студентов (СУДС), базовые компетенции, информационно-методическое обеспечение, информационные технологии, компьютерные средства обучения, конкурентоспособность специалиста.

Для современной образовательной ситуации в России характерен переход от традиционного обучения к инновационному. Концепция модернизации образовательной системы особую роль отводит самостоятельной деятельности обучаемых. Она предусматривает повышение ее роли и усиление ответственности преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, стимулирование профессионального и личностного роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы [1]. В связи с этим в настоящее время исследуется проблема организации СУДС.

Одним из доминирующих факторов общественного развития стала информатизация, которая активно внедряется не только в научную и производственную деятельность, но и в повседневную жизнь [2]. Условия информационного общества требуют от специалистов любого профиля умения полноценно использовать новые информационные технологии, глобальные компьютерные сети и компьютерные телекоммуникации в профессиональной деятельности, а непрерывный характер современного образования обусловливает самостоятельное повышение уровня владения умениями. Появление систем мультимедиа подготовлено как требованиями практики, так и развитием теории. Однако резкий рывок, произошедший в этом направлении за последние несколько лет, обеспечен прежде всего развитием технических и системных средств.

В сфере обучения, особенно с появлением операционной системы Windows, открылись новые возможности. Главные из них - доступность диалогового общения в так называемых интерактивных программах и возможность широкого использования графики (рисунков, схем, диаграмм, чертежей, карт, фотографий). Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных системах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшать ее понимание. Учебные программные продукты, использующие графику, способствуют развитию таких важных качеств, как интуиция, образное мышление. Возросшая производительность персональных компьютеров обеспечила достаточно широкое применение технологий мультимедиа.

В переводе с английского multimedia - многокомпонентная среда, которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в режиме диалога и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Изобразительный ряд, включая образное мышление, помогает обучаемому целостно воспринимать предлагаемый материал. Появляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный материалы. Тестовые задания уже не ограничиваются словесной формулировкой, могут представлять целый видеосюжет [3].

© Прокопова А.П., 2012

Новые информационные технологии имеют огромный диапазон возможностей для совершенствования непосредственно учебного процесса, системы образования в целом, повышения конкурентоспособной значимости специалиста на рынке сегодняшнего дня. Одно из дидактических средств со значительным развивающим потенциалом - мультимедиа. Однако существует ряд актуальных проблем, связанных с использованием средств информационных технологий в современном общем образовании.

Происходит постепенное осознание потребности в формировании информационной культуры учащихся. Необходимость удовлетворения обозначенных потребностей при растущей информатизации учебного процесса требует знаний и умений в области применения новейших педагогических технологий, владения прогрессивными методами и средствами современной науки.

Наблюдается недооценка возможностей компьютерных средств обучения, в том числе и мультимедиа. Связано это со сложностью и недостаточной разработанностью в теории самого понятия «мультимедиа» как дидактического средства.

Компетентность личности специалиста проявляется в профессиональной деятельности и общении, следовательно, включает способности, знания, умения и навыки, необходимые для их осуществления. Конкретный выбор указанных показателей определяется сущностью профессиональной деятельности, ее содержанием.

Говоря о конкурентоспособности специалиста, нельзя сводить ее только к профессиональному аспекту, в частности, рассматривать в числе ее факторов исключительно профессиональную компетентность. Не менее важными являются внепрофессиональные, социально обусловленные аспекты компетентности личности. Следовательно, компетентность как компонент конкурентоспособности включает два блока характеристик: профессиональной и непрофессиональной (социальной) компетентности.

Мультимедиа не только обеспечивает множественные каналы подачи информации, но и создает условия, при которых различные среды дополняют друг друга. Перед обучающимися открываются огромные возможности в творческом использовании каждой индивидуальной среды, обладающей своим языком. Некоторые из этих языков пространственно ориентированы (текст, графика), другие ориентированы на время (звук, анимация и видео).

Систематическое использование мультимедиа оказывает существенное влияние на развитие ученика. Изучение особенностей проявления внимания на уроках с использованием мультимедиа выявило не только внешнюю активность ученика, но и внутреннюю, имеющую в основе любопытство, любознательность.

Таким образом, современные информационные технологии, в том числе и мультимедиа, открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют самостоятельно реализовать качества, присущие будущему специалисту как индивидууму, выходящие за пределы профессиональной сферы в сферу общечеловеческих характеристик. Это качества, одобряемые обществом, позитивно воспринимаемые окружающими (гражданственность, порядочность), помогающие специалисту ориентироваться в социуме (гибкость, активность), искать и находить в нем место, соответствующее притязаниям и уровню подготовленности (мобильность, навыки самопрезентации).

Список литературы

1. Методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации (утв. приказом Минобразования России от 18.12.2002 г. № 4452).

2. Артемьева О.А. Методология организации профессиональной подготовки специалиста на основе межкультурной коммуникации / О.А. Артемьева, М.Н. Манеева, Р.П. Мильруд. - Тамбов : Изд-во ТГТУ, 2005. - 160 с.

3. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. : Академия, 2003. - 192 с.

4. Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений: письмо Минобразования РФ № 14-55-996ин/15 от 27.11.2002 г. Режим доступа : http://www.innovbusiness.ru/pravo/DocumShow_ DocumID_ 80204.html.

SUMMARY

A.P. Prokopova

Organization of independent educational activity at study of discipline "Multimedia"

A specific and problems of organization of independent educational activity of students is examined at the study of discipline "Multimedia" taking into account modern requirements and terms. The necessity of education of personality of specialist, possessing of informatively-communication jurisdiction, able samorazvivat'sya is grounded. The terms of effective organization of independent educational activity of students are probed as an integral system on the basis of carefully thought out and methodically organized informatively-educational environment.

Key words: system organization of independent learning activities independent learning activities of students, basic competencies, information and methodological support, information technology, computer training facilities, competitive specialist.

УДК 37.01:004.06

Л.В. Ламонина, Т.Ю. Степанова

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ

РЕАЛИЗАЦИИ ООП ВПО 050501.65 - ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ (ИНФОРМАТИКА, ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА И КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ) В ФГБОУ ВПО «ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. П.А. СТОЛЫПИНА»

Основные моменты реализации ООП ВПО 050501.65 - Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии).

Ключевые слова: педагогическая профессия, профессионально-педагогическое образование, профессионально-педагогическая деятельность, педагог профессионального обучения.

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.

В.О. Ключевский

Введение

В настоящее время подготовка педагогов профессионального обучения осуществляется в 83 вузах, расположенных в 57 городах России. Это два специализированных вуза (Российский государственный профессионально-педагогический университет в Екатеринбурге и Волжская государственная инженерно-педагогическая академия в Нижнем Новгороде), 11 классических университетов, 18 технических и технологических университетов, 18 агро-инженерных, аграрных и сельскохозяйственных вузов, 23 педагогических университета и института и 8 других вузов.

Наш вуз входит в число 18 агроинженерных, аграрных и сельскохозяйственных вузов, которые осуществляют подготовку педагогов профессионального обучения.

© Ламонина Л.В., Степанова Т.Ю., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.