Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы учащихся на занятиях объединения декоративно-прикладного творчества'

Организация самостоятельной работы учащихся на занятиях объединения декоративно-прикладного творчества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
877
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / ADDITIONAL EDUCATION / INDEPENDENT WORK OF STUDENTS / ARTS AND CRAFTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернышева Елена Ивановна, Шилова Ольга Ильинична

В данной статье проанализирована сущность и раскрыта роль самостоятельной работы учащихся в учреждении дополнительного образования на занятиях объединения декоративно-прикладного творчества. Выявлены особенности организации самостоятельной деятельности учащихся, представлены наиболее актуальные технологии обучения в соответствии с тенденциями современного общества, примерные задания для активизации самостоятельности учащихся. Самостоятельная работа при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении педагогом готовых знаний. Выполнение учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления. Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличить время на решение задач, выполнение экспериментальных работ и других видов работ творческого характера. В связи с этим были разработаны методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся на занятиях объединения декоративно-прикладного творчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чернышева Елена Ивановна, Шилова Ольга Ильинична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of independent work of students in the classroom of arts and crafts association

This article analyzes the essence and reveals the role of independent work of students in the institution of additional education at the lessons of the association of decorative and applied creativity. The peculiarities of the organization of students 'independent activity are revealed, the most relevant teaching technologies are presented in accordance with the tendencies of modern society, exemplary tasks for activating students' independence. Independent work, if properly organized, helps students acquire deeper and more solid knowledge than those that they acquire when the teacher communicates ready-made knowledge. The fulfillment by the students of a variety of didactic goals and the content of independent work contributes to the development of their cognitive and creative abilities, the development of thinking. This allows you to gradually increase the pace of learning software material, increase the time to solve problems, perform experimental work and other types of creative work. In this regard, methodological recommendations on the organization of independent work of students in the classes of the association of decorative and applied creativity were developed.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы учащихся на занятиях объединения декоративно-прикладного творчества»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-01/ Дата публикации: 1.03.2018 № 1 (31). С. 72-77.

удк 374.1 Е. и. Чернышева, о. и. Шилова

Организация самостоятельной работы учащихся на занятиях объединения декоративно-прикладного творчества

В данной статье проанализирована сущность и раскрыта роль самостоятельной работы учащихся в учреждении дополнительного образования на занятиях объединения декоративно-прикладного творчества. Выявлены особенности организации самостоятельной деятельности учащихся, представлены наиболее актуальные технологии обучения в соответствии с тенденциями современного общества, примерные задания для активизации самостоятельности учащихся. Самостоятельная работа при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении педагогом готовых знаний. Выполнение учащимися разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления. Это позволяет постепенно наращивать темпы изучения программного материала, увеличить время на решение задач, выполнение экспериментальных работ и других видов работ творческого характера. В связи с этим были разработаны методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся на занятиях объединения декоративно-прикладного творчества.

Ключевые слова: дополнительное образование, самостоятельная работа учащихся, декоративно-прикладное творчество

Perspectives of Science & Education. 2018. 1 (31)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-01/ Accepted: 28 January 2018 Published: 1 March 2018 No. 1 (31). pp. 72-77.

E. I. Chernysheva, 0. I. Shilova

Organization of independent work of students in the classroom of arts and crafts association

This article analyzes the essence and reveals the role of independent work of students in the institution of additional education at the lessons of the association of decorative and applied creativity. The peculiarities of the organization of students 'independent activity are revealed, the most relevant teaching technologies are presented in accordance with the tendencies of modern society, exemplary tasks for activating students' independence. Independent work, if properly organized, helps students acquire deeper and more solid knowledge than those that they acquire when the teacher communicates ready-made knowledge. The fulfillment by the students of a variety of didactic goals and the content of independent work contributes to the development of their cognitive and creative abilities, the development of thinking. This allows you to gradually increase the pace of learning software material, increase the time to solve problems, perform experimental work and other types of creative work. In this regard, methodological recommendations on the organization of independent work of students in the classes of the association of decorative and applied creativity were developed.

Keywords: additional education, independent work of students, arts and crafts

настоящее время основной задачей образования является формирование творческой личности, способной к саморазвитию и самообразованию. Самостоятельная работа учащихся является одной из важнейших составляющих образовательного процесса на любом этапе образования. Основным принципом организации самостоятельной работы является комплексный подход, направленный на формирование навыков репродуктивной и творческой деятельности в аудитории и при внеаудиторных контактах с педагогом на консультациях и домашней подготовке.

Вопросы организации самостоятельной работы проанализированы в трудах С.В. Ахмановой, Е.Н. Беспалой, В.П. Вишневской, Н.И. Войтиной, И.А. Зимней, Н.А. Морозовой и др.

В нашем исследовании мы опирались на определение А.И. Зимней: «самостоятельная работа - целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Ее выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания» [5, с. 96-98].

Сегодня «дополнительное образование рассматривают не как некий придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение заключается в удовлетворении постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных и образовательных потребностей учащихся. В науке дополнительное образование рассматривается как особо ценный тип образования», как «зона ближайшего развития образования в России» [1, с. 107].

При организации занятий в учреждении дополнительного образования следует опираться на следующие приоритетные принципы:

• свободный выбор учащимися видов и сфер деятельности;

• ориентация на личностные интересы, потребности, способности и возможности учащихся;

• возможность свободного самоопределения и самореализации учащегося;

• единство обучения, воспитания, развития;

• практико-деятельностная основа образовательного процесса [3, с. 44].

Приоритетной целью дополнительного образования (ДО) вместо передачи знаний, умений и навыков от педагога к учащемуся становится развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формируется умение учиться.

Учащийся сам должен выстраивать образовательный процесс. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Что в широком смысле слова означает саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более «узком» - совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Поэтому основная образовательная функция по формированию универсальных учебных действий у учащихся отводится организации самостоятельной работы на занятиях.

Анализ практики работы учреждений дополнительного образования показывает, что наиболее востребованы у учащихся и родителей объединения декоративно-прикладного творчества, такие как батик, резьба по дереву, вышивание, вязание, макраме, декупаж, ги-льоширование, витраж, граттаж, лепка, квил-линг, скрапбукинг и т.д.. К декоративно-прикладному творчеству (ДПТ) относятся изделия, выполняемые из разнообразных материалов и с помощью различных технологий. Основная характерная особенность - декоративность, заключается в образности и стремлении украсить, сделать лучше, красивее. Декоративно-прикладное творчество носит национальный характер, так как происходит из обычаев, привычек, верований определенного этноса, приближено к укладу его быта.

Анализ литературы показал, что в организации учебного процесса используются различные методы обучения, в том числе словесные, наглядные и практические; индуктивные и дедуктивные; репродуктивные и проблемно-поисковые. Основная задача педагога дополнительного образования -выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы он способствовал формированию навыков самостоятельной учебной деятельности, а именно:

• предложить учащимся конкретное задание для самостоятельной работы, определяющее мотивы и цель работы, последовательность её выполнения, приёмы проверки самими учащимися результатов, способы их оформления;

• не только наблюдать за практическими действиями учащихся, но и контролировать эти действия;

• дать учащимся своевременные указания, предотвращающие возможные ошибки;

• анализировать самостоятельную деятельность учащихся;

• выяснять, правильно ли выполнено задание, насколько осмысленны и усвоены учащимися содержание и результаты сделанной работы;

Perspectives с^ Science & Education. 2018. 1 (31)

• проверять, какими знаниями, умениями, навыками овладели учащиеся, оценить-качество выполненной ими работы [4, с. 98-101].

В реализации образовательного процесса для развития самостоятельности учащихся целесообразно использовать следующие педагогические технологии:

Технология проблемного обучения. В основе проблемного обучения лежит идея известного отечественного психолога С.Л. Рубинштейна о способе развития сознания человека через разрешение познавательных проблем, содержащих в себе противоречия. Поэтому проблемное обучение раскрывается через постановку (педагогом) и разрешение (учащимся) проблемного вопроса, задачи и ситуации. В качестве примеров можно привести следующие проблемные ситуации и проблемные задания.

Проблемная ситуация №1. Связать крючком одно из предложенных изделий: декоративная ажурная салфетка, косметичка, декоративная прихватка, чехол на кружку или стакан. Составить описание / схему к данному изделию (тема «Вязание»). Эта проблемная ситуация рождает серию проблемных задач, связанных с темой вязания крючком.

Проблемные задания:

• Каким образом составляют схемы по вязанию крючком?

• Для выполнения 5 рядов в технике кругового вязания столбиками с одним на-кидом, с чего вы начнете? Как можно это изобразить с помощью условных обозначений?

• Знаете ли вы, что крючком вяжут по схемам и по подробному описанию? Как вы думаете, каким способом целесообразно пользоваться при вязании ажурных салфеток и почему?

Проблемная ситуация №2. Для выбранной схемы по вышиванию подобрать варианты швов, соответствующих данной схеме и необходимую ткань. Выполнить работу (тема «Вышивание»). Проблемные задания для данной проблемной ситуации:

• Подберите соответствующие цвета ниток мулине для представленной схемы вышивки крестом.

• К какому виду швов относится вышивка крестом? (Счетные швы)

• Какими швами еще можно выполнить данную работу? (Двойной крест, двусторонний крест, полукрест, гобеленовый шов, вышивка бисером и т.д.).

• Какую ткань можно использовать для вышивки счетными швами, кроме канвы (счетная ткань)? (Ткань с четким переплетением нитей).

Данный вид обучения:

• стимулирует проявление самостоятельно-

сти, активности, инициативы и творчества у учащихся;

• развивает критическое мышление;

• учит искусству решения различных научных и практических проблем, опыту творческого решения теоретических и практических задач.

Трудность организации проблемного обучения связана с большой затратой времени для постановки и решения проблем, создания проблемной ситуации и предоставления возможности самостоятельного решения последней каждым участником. Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией, оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий. При использовании данного вида обучения можно выяснить, кто из учащихся насколько самостоятелен.

Проектный метод обучения. Проектный метод в учебной деятельности наиболее эффективен в создании положительной мотивации к самостоятельной творческой деятельности. Создавая значимый для себя продукт, учащиеся открывают новое, неизведанное для себя, удивляются, творят и растут как личность.

«Метод проектов активизирует все стороны личности учащегося: его интеллектуальную сферу и такие черты характера как целеустремлённость, самостоятельность, настойчивость, любознательность, трудолюбие, толерантность, его коммуникативные навыки, чувства и эмоции» [6, с. 21-23]. К преимуществам проектного метода обучения можно отнести:

• формируются умения добывать и работать с различной информацией, в том числе электронной, и анализировать ее;

• формируются умения постановки цели и планирования работы;

• значительно повышается качество знаний учащихся, уровень активности учащихся на занятии.

Темы проектных работ выбираются учащимися самостоятельно, после консультации с педагогом. Но все же педагог может предложить учащимся примерные темы на выбор.

В объединении «Вышивка»: «Вышивка панно», «Вышитая новогодняя игрушка», «Косметичка с вышивкой», «Вышивка бисером (панно)», «Прихватка с вышивкой».

В объединения «Вязание крючком»: «Грелка на чайник в технике вязания крючком», «Изготовление мягкой игрушки в технике вязания крючком», «Пояс в технике вязания крючком», «Съемный воротничок в технике вязания крючком», «Сумочка в технике вязания крючком».

В объединении «Тестопластика»: «Рамка для фотографии», «Магниты на холодильник», «Сувенир новогодний», «Панно «Новогодние мотивы», «Подставка под свечу».

Безусловно, данные педагогические технологии применяются в совокупности с другими технологиями обучения или их элементами (игровые, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие и т.д.).

Важным в их реализации становится сочетание заданий для самостоятельной работы на занятиях и для домашнего выполнения, в любом случае при их выполнении учащийся должен постоянно преодолевать посильные трудности, при этом уровень требований, предъявляемых учащемуся, не должен быть ниже уровня развития его познавательных возможностей.

В процессе обучения должен осуществляться постепенный переход от выполнения заданий по образцу с помощью педагога к творческой самостоятельной работе. При этом происходит не только расширение и углубление получаемых знаний, умений и навыков, но и самостоятельное усвоение нового материала. Различают репродуктивный (тренировочный) и творческий (поисковый) уровни самостоятельной деятельности учащихся.

Репродуктивная самостоятельная работа предусматривает выполнение работы, связанной с расширением задач, выполнением таблиц, схем и т. д. Познавательная деятельность учащихся проявляется в узнавании, осмыслении, запоминании, что способствует закреплению знаний, формированию умений и навыков. Приведем пример задания.

Нарисовать схему филейного узора на тему «Рождественские мотивы» Как мы уже знаем, филейное вязание - это чередование пустых и заполненных клеточек. Чередуются воздушные петли и столбики с накидом, которые и создают клетки. Пустые клетки образуют вязаную сетку. С помощью чередования клеток можно составить различные узоры. В заполненной клетке вместо воздушной петли вяжут столбик с накидом или 2 столбика с накидом. Эскиз и схему рисунка для филейного вязания можно выполнить на бумаге в клетку. Но, используя компьютерные программы, этот процесс можно намного упростить и затратить намного меньше времени. Мы будем использовать электронные таблицы Excel.

Алгоритм выполнения:

1) Изменяя ширину столбца и высоту строки, преобразовать электронные таблицы в сетку. Для этого: выделить с первой по пятидесятую строку, в меню «Формат» выделить: строка - высота строки 12,75, столбец - ширина столбца 1,75. Чтобы сохранить сетку, в подменю «Границы» щёлкните левой кнопкой мыши «Все границы».

2) Затем выделить клетку на сетке и залить черным цветом. Затем, выделяя клетки и заливая их в различных направлениях, можно создать любой рисунок. Процесс создания рисунка можно ускорить, выделяя одновременно несколько клеток, а затем заливая их одновременно.

Творческая самостоятельная работа требует анализа проблемной ситуации, получение новой информации. Учащийся должен самостоятельно произвести выбор средств и методов решения, стоящей перед ним задачей.

Задание для самостоятельного выполнения. Тема занятия «Изготовление сувениров»:

Близится всеми ожидаемый праздник - Новый Год. Все начинают готовить подарки для своих близких. Вам нужно подготовить подарок для близкого человека в технике многоцветного вязания крючком /спицами. Для этого необходимо:

• определиться, для кого будет предназначен подарок;

• выяснить, какие подарки предпочитает данный человек (сувениры, игрушки или брелоки)? (Подарок должен быть не только красивым, но и практичным);

• определить внешний вид, выбрать пряжу для изготовления сувенира, определить количество времени, необходимого для его изготовления.

Данное задание может быть элементом выполнения творческого проекта.

В процессе формирования навыков самостоятельной работы педагог дополнительного образования становится помощником, координатором результатов работы. Педагог продумывает систему заданий для самостоятельной работы, их планомерное включение в учебный процесс, определяет цель, содержание и объем каждого задания, его место на занятии, методы обучения. Для грамотной организации самостоятельной работы необходим комплексный подход организации самостоятельной работы по всем формам аудиторной работы; сочетание всех уровней (типов) самостоятельной работы; обеспечение контроля за качеством усвоения.

В результате проведенного исследования мы предлагаем некоторые методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся объединения декоративно-прикладного творчества:

Организация самостоятельной работы в объединении декоративно-прикладного творчества всегда имеет свои особенности в зависимости от раздела дополнительной общеразвивающей программы и года обучения.

Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Задачей педагога является формулировка задания, которая вызовет у учащихся интерес к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Недооценка указанного требования может привести к тому, что учащиеся, не поняв цели работы, сделают не то, что нужно, или будут вынуждены в процессе ее выполнения многократно обращаться с вопросами к педагогу.

Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать уча-

Perspectives of Science & Education. 2018. 1 (31)

ным, при этом задания, которые выдаются учащимся, должны быть различны по сложности, срокам на их выполнение с учетом уровня подготовленности. Это позволит эффективно использовать время, отведенное для самостоятельной работы и уйти от формального отношения к выполнению заданий. Кроме того, задания могут быть связаны с будущей профессиональной деятельностью, активизировать творческую работу учащихся» [2, с. 119-120].

Мы убедились, что самостоятельная работа учащихся на занятиях декоративно-прикладного творчества позволяет учащимся глубоко вникнуть в сущность изучаемого материала, основательно в нем разобраться, способствует формированию таких личностных качеств, как трудолюбие, организованность, инициатива, сила воли, дисциплинированность, аккуратность, целеустремленность, самостоятельность мышления, способствует расширению кругозора, повышению культуры умственного труда, развитию познавательного интереса.

Грамотно организованная самостоятельная работа имеет огромное образовательное и воспитательное значение. Она является определяющим условием в достижении высоких результатов в обучении. Самостоятельная работа является условием того, что учащиеся объединений могут продолжить обучение и состояться в будущем в профессии, такой как, например, дизайнер интерьера, художник по костюмам, учитель технологии, педагог дополнительного образования и т.д.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бояринцева А.В. Дополнительное образование сегодня / Новые ценности образования. Принцип дополнительности. 2006. Вып. 4 (28). С. 105-109.

2. Брехова А.В. Самостоятельная работа студентов как средство активизации творческого учебного процесса / А.В. Брехова. Е.И. Чернышева // Научный аспект. 2017. т. 2. № 1. С. 118-127.

3. Буряк В. К. Самостоятельная работа учащихся. М.: Просвещение, 1984. 64 с.

4. Горский В.А. Система дополнительного образования детей // Дополнительное образование. 1999. № 3. С. 96-101.

5. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. Второе. М.: Лотос, 2001. 384 с.

6. Иваненко И.Н. Насущные проблемы развития системы дополнительного образования детей // Дополнительное образование. 2005. № 9. С. 21-23.

REFERENCES

1. Boyarintseva A.V. Dopolnitel'noe obrazovanie segodnya/Novye tsennosti obrazovaniya. Printsip dopolnitel'nosti [Additional education today / New values of education. The principle of complementarity]. 2006. Issue. 4 (28). pp. 105-109. (in Russian).

2. Brekhova A.V. Samostoyatel'naya rabota studentov kak sredstvo aktivizatsii tvorcheskogo uchebnogo protsessa [Independent work of students as a means of activating the creative educational process]. Nauchnyi aspect -Scientific Aspect. 2017. V. 2. no. 1. pp. 118-127. (in Russian).

3. Buryak V. K. Samostoyatel'naya rabota uchashchikhsya [Independent work of students]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1984. 64 p. (in Russian).

4. Gorskii V.A. Sistema dopolnitel'nogo obrazovaniya detei [The system of additional education of children]. Dopolnitel'noe obrazovanie - Additional education, 1999. no. 3. pp. 96-101. (in Russian).

5. Zimnyaya I. A. Pedagogicheskaya psikhologiya: Uchebnik dlya vuzov. Izd. Vtoroe [Pedagogical psychology: Textbook for high schools]. Moscow, Lotos Publ., 2001. 384 p. (in Russian).

6. Ivanenko I.N. Nasushchnye problemy razvitiya sistemy dopolnitel'nogo obrazovaniya detei [Pedagogical psychology: Textbook for high schools]. Dopolnitel'noe obrazovanie - Additional education, 2005. no. 9. pp. 2123. (in Russian).

щегося при ее выполнении работать напряженно. Однако, нельзя забывать, что работа должна быть посильной для данных учащихся.

На первых порах у учащихся формируются простейшие навыки самостоятельной работы. Самостоятельная работа, выполненная учащимися после показа приемов работы педагогом, носит характер подражания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В организации самостоятельной работы необходимо учитывать то, что для овладения знаниями, умениями и навыками различными учащимися требуется разное время, что необходимо осуществлять путем дифференцированного подхода к учащимся.

Самостоятельные работы учащихся необходимо планомерно и систематически включать в учебный процесс.

При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала педагогом с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков, т.к. излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения программного материала, темпы продвижения учащихся вперед в познании нового.

Мы живем в условиях повышения информатизации, и с каждым годом поток и объем информации увеличивается, поэтому целесообразно использование компьютерных средств для самостоятельной работы учащихся.

Следует заметить, что «количество часов на самостоятельную работу должно быть оптималь-

Информация об авторах Чернышева Елена Ивановна

(Россия, Воронеж) к.п.н., доцент, зав. кафедрой технологических и

естественнонаучных дисциплин Воронежский государственный педагогический университет E-mail: slonkc@yandex.ru

Шилова Ольга Ильинична

(Россия, Воронеж) Магистрант 2 курса Воронежский государственный педагогический университет E-mail: studentka-olia@ya.ru

Information about the authors

Chernysheva Elena Ivanovna

(Russia, Voronezh) Ph.D in Pedaogical Sciences, Associate professor, Head of the Department of Technological and Natural Science Disciplines Voronezh State Pedagogical University E-mail: slonkc@yandex.ru

Shilova Olga Ilinichna

(Russia, Voronezh) Postgraduate secondary year student Voronezh State Pedagogical University E-mail: studentka-olia@ya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.