Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы студентов в процессе изучения дисциплин социально-гуманитарного профиля'

Организация самостоятельной работы студентов в процессе изучения дисциплин социально-гуманитарного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
589
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗУЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИН СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ / STUDY OF SOCIOECONOMIC DISCIPLINES / ORGANIZATION OF UNASSISTED STUDENTS WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гирфанова Е. Ю., Александрова И. В.

Авторы рассматривают психолого-педагогические проблемы организации самостоятельной работы студентов (СРС) в вузе. Предлагается комплексная схема организации СРС при изучении дисциплин социально-экономического профиля. Особое внимание уделяется организации межсессионной работы студентов заочного отделения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors consider psychological and pedagogical matters of arranging independent work for students in a higher education establishment. A complex system of arranging independent work for students attending social and economic courses is suggested. Special emphasis is placed on arranging inter-session works for part-time students.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы студентов в процессе изучения дисциплин социально-гуманитарного профиля»

Е. Ю. Гирфанова, И. В. Александрова ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИН СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОГО ПРОФИЛЯ

Ключевые слова: изучение дисциплин социально-экономического профиля, организация самостоятельной работы студентов.

Авторы рассматривают психолого-педагогические проблемы организации самостоятельной работы студентов (СРС) в вузе. Предлагается комплексная схема организации СРС при изучении дисциплин социально-экономического профиля. Особое внимание уделяется организации межсессионной работы студентов заочного отделения.

Keywords: Study of socioeconomic disciplines, organization of unassisted students work.

The authors consider psychological and pedagogical matters of arranging independent work for students in a higher education establishment. A complex system of arranging independent work for students attending social and economic courses is suggested. Special emphasis is placed on arranging inter-session works for part-time students.

В современную эпоху образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности, а учебный процесс в вузе - более сложным по своим задачам, интенсивности и содержанию. Объём знаний, необходимых современному специалисту, возрастает, а срок обучения ограничен несколькими годами. Отсюда особое внимание самостоятельной работе студентов (СРС), необходимость научить будущего специалиста умению самостоятельно принимать решения в своей конкретной области деятельности [1-3].

Выпускники Нижнекамского химикотехнологического института, обучающиеся по специальности «Государственное и муниципальное управление», получившие квалификацию «менеджер», должны обладать высокопрофессиональной квалификацией, уровнем политической и управленческой культуры с глубоким знанием теории управления, принятия решений, социального прогнозирования. Область профессиональной деятельности менеджера

- обеспечение рационального управления экономическими процессами, организация систем управления, совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития. Поэтому знания научных основ дисциплин «Региональная экономика и управление» (РЭиУ), «Основы бухгалтерского учета и аудит» (ОБУиА) и других необходимы квалифицированному специалисту для выработки рациональной, научно обоснованной стратегии в развитии экономики и региональной политики.

В основу организации учебного процесса в курсе «РЭиУ» и «ОБУиА» положен принцип, согласно которому всё рабочее время студента состоит из двух частей: аудиторной работы и самостоятельной работы. При этом СРС условно разделяется на две составляющие: организуемая преподавателем (оргСРС) и самостоятельная работа, которую студент организует по своему усмотрению. Время на выполнение оргСРС определяется с учетом требований государственного стандарта на подготовку специалистов.

Для успешного выполнения СРС осуществляется планирование и контроль со стороны преподавателя, а также планирование объёма самостоятельной

работы в учебных планах специальности 080504 профилирующей кафедрой государственного и муниципального управления, социологии и менеджмента, смежной с ней кафедрой экономики и управления, учебной частью НХТИ.

ОргСРС при изучении курсов «Региональная экономика и управление», «Основы бухгалтерского учета и аудит» реализуется при проведении практических занятий, семинаров, выполнении лабораторного практикума и во время чтения лекций.

При чтении лекционного курса непосредственно в аудитории необходимо контролировать усвоение материала основной массой студентов путем проведения экспресс-опросов по конкретным темам, тестового контроля знаний, опроса студентов в форме игры «Что? Где? Когда?» и т.д. На лекции преподаватель рекомендует студентам литературу и разъясняет методы работы с учебником и первоисточниками. В этом плане особые возможности предоставляют вводные и установочные лекции, на которых раскрывается проблематика темы, логика овладения ею, даётся характеристика литературы, определяются термины для составления предметного глоссария, выделяются разделы для самостоятельной работы.

Одним из эффективных методов активизации самостоятельной работы студентов в ходе лекции является контрольная проверка, которая осуществляется в конце или начале лекции. Студенты по прослушанному ранее учебному материалу получают 2-3 контрольных вопроса и в течение 7-8 минут дают письменные ответы на них. При этом им разрешается пользоваться конспектом лекций, учебниками и другой справочной литературой. Контрольные вопросы составляются так, что за этот короткий промежуток времени без самоподготовки трудно найти ответ в учебнике или справочнике. Студент должен знать, что ответы на вопросы имеются в материалах лекции и это заставит его активно самостоятельно работать в ходе лекции. Проверка ответов позволяет преподавателю сделать анализ, как усвоен учебный материал студентами. Студентам, показавшим неудовлетворительные знания или не посещающим лекции, предла-

гается самостоятельно проработать материал лекции, а затем выдаются новые контрольные вопросы.

Как показывает опыт, эффективной формой организации оргСРС является комбинированная проблемная лекция, на которой проблемное изложение материала сочетается с его проблемным усвоением. С учетом особенностей конкретных научных положений, подготовленности студентов, уровня их знаний, прежнего опыта одни проблемы решаются преподавателем, другие - совместно, третьи - студентами самостоятельно. Целесообразным является оставление некоторых проблем для решения во внеаудиторное время. Весьма эффективными для этой цели являются проблемы, специально выдвинутые в конце лекции и с решения которых удобно начинать следующую лекцию. Такая организация решения проблем возбуждает у студентов внутреннюю потребность искать в книгах, научных статьях, учебниках ответ на возникшие проблемы.

Семинарские и проектные задания должны быть рассчитаны на совершенствование умений поиска оптимальных вариантов ответов, расчетов, решений.

По курсам «Региональная экономика и управление» и «Основы бухгалтерского учета и аудит» виды и формы внеаудиторной СРС для студентов, обучающихся на дневной и заочной форме обучения разные. Для студентов дневной формы обучения предусмотрены рефераты, семестровые задания (решение сквозной задачи - по дисциплине «Основы бухгалтерского учета и аудит») и аналитические обзоры. К задачам, решаемым при выполнении реферата, можно отнести: развитие у студентов навыков

самостоятельной работы с литературными источниками при решении поставленных задач; выработку умения самостоятельно выделять из общей литературной информации основные фрагменты по заданной теме, излагать изучаемый материал в краткой по объёму и ёмкой по содержанию форме, а также оформлять письменный отчет по соответствующим стандартам. Это немаловажно для будущих менеджеров, так как менеджер должен быть готов к таким видам деятельности, как информационно-

аналитическая, проектно-исследовательская, методическая и управленческая. Специфика тем рефератов для студентов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление» определяется областью профессиональной деятельности менеджера и требованиями, предъявляемыми к специальности.

Семестровое задание - набор теоретических, графических или экспериментальных заданий или задач, объединённых общей тематикой. По дисциплине «Региональная экономика и управление» студентам предлагается выполнить тринадцать заданий на контурной карте. Работа с контурными картами развивает у студентов навыки самостоятельной работы с картографическим материалом, дисциплинированность, аккуратность, творческий подход. Такая нестандартная форма работы всегда вызывает интерес студентов. В силу психологических особенностей развития памяти у многих студентов особенно хоро-

шо развита зрительная память, которая при данной форме работы усиливает процесс запоминания информации. Работая с картой, студенты получают возможность расширить свой кругозор, наглядно увидеть влияние на экономическую ситуацию таких факторов развития экономики регионов, как экономикогеографическое положение и природно-ресурсный потенциал, потребительский фактор.

Специфика курса «Региональная экономика и управление» такова, что при изучении экономических районов России принцип наглядности играет особую роль. Поэтому изучение территориальной организации общества, экономических и природно-ресурсных особенностей регионов, а затем закрепление этого материала на контурных картах позволяет выбрать самое главное, значимое в экономике региона, т. е. произвести генерализацию фактического, цифрового материала и привязать его к конкретной местности. Первые два задания выполняется в рамках семинарских занятий, остальные - самостоятельно по заданному алгоритму. Алгоритм выполнения дается преподавателем во время выполнения задания №2. Сроки выполнения определяются заранее.

Карта даёт возможность «увидеть» весь регион целиком и оценить его экономические возможности, ранжировать регионы в зависимости от площади, количества населения, плотности населения, степени урбанизации и т.д. В процессе заполнения карты у студентов появляется «стройность» знаний, происходит их упорядочение, при условии, что студент во время работы с картой анализирует и производит генерализацию фактов, а не копирует всю карту необдуманно и целиком.

В курсе «Основы бухгалтерского учета и аудит» раскрывается содержание и основы организации бухгалтерского учета, изучаются специфические приемы и методы отражения фактической информации о деятельности предприятий и организаций. Бухгалтерский учет рассматривается как упорядоченная система сплошного, непрерывного, документальнообоснованного и взаимосвязанного отражения фактов хозяйственной деятельности. Изучение дисциплины «Основы бухгалтерского учета и аудит» должно обогатить студентов базовыми знаниями и практическими навыками по ведению бухгалтерского учета, а также должно помочь уяснить ими специфику бухгалтерской работы, понять роль и значение бухгалтерского учета при функционировании отдельных организаций. Поэтому изучение курса «Основы бухгалтерского учета и аудит» является настоятельной необходимостью в системе подготовки студентов по специальности ГМУ.

Необходимой предпосылкой освоения будущими специалистами творческих исследовательских умений является приобщение их к научному стилю мышления, которое может быть достигнуто путём включения в систему СРС заданий для внеаудиторных самостоятельных занятий, подготовку аналитического материала, выполнения экспериментальнопоисковых работ, расчетно-графических с элементами аналитических исследований, курсовых работ и т. д.

Обучение студентов-заочников очень специфично. Прежде всего, на их обучение влияют следующие факторы:

• ограниченность учебного аудиторного и личного времени;

• более слабые, по сравнению со студентами очного обучения, базовые знания;

• бытующий среди некоторых преподавателей взгляд на заочника как второсортного студента.

Не каждый преподаватель понимает специфику межсессионных консультаций, необходимость особой помощи студенту в организации его работы. В итоге такой преподаватель сталкивается с массовыми слабыми знаниями на экзаменах и вынужденно понижает требовательность, оправдывая это «второ-сортностью» студентов-заочников.

Однако заочное обучение имеет и положительные факторы:

• большая мотивация к учебе (большая сознательность и ответственность, самостоятельность и активность студента);

• большая доля работы с литературой, сравнительно со студентом-очником.

Вот на эти факторы и следует опираться.

Изучив опыт работы преподавателей кафедры прикладной математики КубГТУ, которые выработали оригинальную систему работы со студентами заочной формы обучения, преподаватели факультета экономики и управления Нижнекамского химикотехнологического института практикуют данную схему при организации СРС при изучении курса «РЭ-иУ» и «ОБУиА». В основе этой системы лежит идея организации и стимуляции СРС на всех стадиях учебного процесса. Система работы состоит из трех взаимосвязанных звеньев:

1. Установочные аудиторные занятия.

2. Межсессионная СРС с выполнением и защитой контрольных работ.

3. Контроль в течение семестра.

Установочные занятия обеспечивают базу

для дальнейшей СРС, а так же полную ориентировку в последующей «домашней» работе. На них излагается не весь программный материал, а базовая его часть, которую в дисциплине «Региональная экономика и управление» составляют, прежде всего, такие фундаментальные понятия, как «регион», «природноресурсный потенциал», «отрасль рыночной специализации», «отрасль, дополняющая территориальный комплекс», «факторы и принципы размещения производства», «региональная политика» и др., ибо без «живых» разъяснений преподавателя студент не сможет адекватно их понять.

Второй элемент базовых знаний - выполнение характеристик отдельных экономических районов из плановых контрольных работ. Их выбор определяется опытом - подробно рассматриваются те экономические районы, характеристика которых из года в год вызывает затруднения.

Третий элемент - ориентировка. Студент получает представление (пусть поверхностное) о тех задачах, которые ему предстоит решать в итоговой контрольной работе, и обо всех теоретических вопро-

сах, в которых ему предстоит разобраться самостоятельно. Если учебный предмет предстаёт в абстрактной, неудобно понимаемой форме и преподносится в темпе, который определяется стремлением преподавателя «вычитать» максимум программного материала, а не желанием добиться его понимания студентами, то у них может возникнуть некоторое отвращение к предмету и, как следствие, списывание контрольных работ, шпаргалки, несерьезное отношение к учебе. Нужно добиваться, чтобы тема, которая вводит студента в учебный курс, воспроизводилась с интересом. Прослушав её, студент может сразу выполнить контрольную работу. Практика показывает, что многие студенты сдают контрольную работу на установочной сессии: первый успех их вдохновляет и благотворно сказывается на дальнейшей работе.

Межсессионная работа формально состоит из консультаций, проводимых один раз в месяц, так как частые консультации расслабляют студентов - они перестают работать с книгой, в расчете на то, что всё нужное выяснят у преподавателя на консультации. Методика проведения консультаций строится следующим образом. Сначала выясняются вопросы, с которыми студенты не справились самостоятельно. После выяснения затруднений выделяются 2-3 вопроса, которые рассматриваются углубленно, с разъяснением теории. Затем студенты получают индивидуальную консультацию по конкретным вопросам. В такой системе всё работает на стимуляцию регулярной и сознательной самостоятельной работы студента.

Задания на контрольную работу ежегодно корректируются: каждая задача должна быть посильна для студента, и обеспечена либо обязательными разъяснениями преподавателя на установочных занятиях и консультациях, либо привязана к имеющейся у студента литературе. Посильность и непреложность требований преподавателя - залог успеха студента.

Итоговая составляющая системы - контроль. Он начинается с учета посещения установочных занятий, активности на них и качества усвоения программного материала. Для определения уровня готовности студентов и возможностей усвоения нового материала используется тестирование на одном из последних занятий первой установочной сессии. В последние годы наряду с традиционными формами контроля - коллоквиумами, зачетами, экзаменами -достаточно широко вводятся новые методы. Весьма полезным, на наш взгляд, может быть тестовый контроль знаний и умений студентов, который отличается объективностью, экономит время преподавателя, в значительной мере освобождает его от рутинной работы и позволяет в большей степени сосредоточиться на творческой части преподавания, обладает высокой степенью дифференциации испытуемых по уровню знаний и умений и очень эффективен при реализации рейтинговых систем, дает возможность в значительной мере индивидуализировать процесс обучения путем подбора индивидуальных заданий для практических занятий, индивидуальной и самостоятельной работы, позволяет прогнозировать темпы и результативность обучения каждого студента.

Главные требования к тестовой системе заключаются в том, что:

- тестовые вопросы и варианты ответов на них должны быть четкими и понятными по содержанию;

- компьютерный тест должен быть простым в использовании;

- тестовых вопросов должно быть настолько много, чтобы совокупность этих вопросов охватывала весь материал, который обучающийся должен усвоить;

- вопросы должны подаваться испытуемому в случайном порядке, чтобы исключить возможность механического запоминания их последовательности;

- вопросы не должны начинаться с номера или какого-либо символического обозначения для того, чтобы исключить запоминание вопроса по порядку его следования или символу, его обозначающему;

- варианты возможных ответов должны следовать так же в случайном порядке;

- необходимо проводить учет времени, затраченного на ответы, и ограничивать это время.

Чтобы иметь положительный результат проверки, нужно давать ответы не только правильно, но и достаточно быстро. Задания тестового контроля, в зависимости от изучаемого предмета, уровня сложности и целей контроля, условно можно разделить на тестовые вопросы и тестовые задания.

Тестовый вопрос требует от обучающегося только знания того или иного факта, изложенного в учебнике, ответ на тестовый вопрос может быть дан сразу путем выбора его из предложенных вариантов ответа. В тестовом задании ответ может быть дан только после выполнения испытуемым некоторых дополнительных действий, связанных, например, с какими-то вычислениями, выполнением логических

операций, выбором формул, подбором числовых или графических данных и др.

Задания, представленные в виде тестовых вопросов, являются наиболее распространенными, легкими в программировании и достаточно хорошо изученными.

Тестирование помогает преподавателю выявить структуру знаний студентов и на этой основе переоценить методические подходы к обучению по дисциплине, индивидуализировать процесс обучения. Весьма эффективно использование тестов непосредственно в процессе обучения, при самостоятельной работе студентов. В этом случае студент сам проверяет свои знания. Не ответив сразу на тестовое задание, студент получает подсказку, разъясняющую логику задания и выполняет его второй раз.

Как поддержать возникший интерес студентов к учебе и их рабочий настрой? Проблема не самая лёгкая, она может быть решена при условии единства подходов и действий всех кафедр, ведущих учебный процесс на заочном отделении.

Литература

1. Кузнецова О.В. К вопросу об организации самостоятельной работы студентов технического вуза по иностранному языку /О.В. Кузнецова //Вестник Казан. технол. ун-та.

- 2011. - Т. 14, №10. - С.282-2284.

2. Мифтахова Н.Х. Самостоятельная работа как одно из педагогических условий формирования коммуникативной комптентности будущих переводчиков в сфере профессиональной коммуникации / Н.Х.Мифтахова, Г.Р.Тимербаева //Вестник Казан. технол. ун-та. - 2о1о. - №12. - С.205-210.

3. Сагадеев В.В. Роль и значение самостоятельной учебной деятельности студентов при изучении геометрографических дисциплин /В .В. Сагадеев, И.П.Развалова, С.Р.Эвранова //Вестник Казан. технол. ун-та. - 2011. - Т. 14, №19. - С.273-275.

© Е. Ю. Гирфанова - канд. пед. наук, доц. каф. экономики и управления Нижнекамского химико-технологического института КНИТУ, е1епа^иТапоуа @тай.га; И. В. Александрова - канд. соц. наук, доц. каф. государственного и муниципального управления, социологии и менеджмента Нижнекамского химико-технологического института КНИТУ, iva71@mai1.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.