Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы студентов при изучении компьютерной геометрии в LMS Moodle'

Организация самостоятельной работы студентов при изучении компьютерной геометрии в LMS Moodle Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
282
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / HIGHER EDUCATION / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / INDEPENDENT WORK OF STUDENT / КОМПЬЮТЕРНАЯ ГЕОМЕТРИЯ И ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / COMPUTER GEOMETRY AND GEOMETRIC SIMULATION / МАТЕМАТИКА И КОМПЬЮТЕРНЫЕ НАУКИ / MATHEMATICS AND COMPUTER SCIENCE / ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КУРС / E-LEARNING COURSE / LMS MOODLE / WOLFRAM ТЕХНОЛОГИИ / WOLFRAM TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Букушева Алия Владимировна

Отрасль информационных технологий является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей как в мире, так и в России. Перед системой высшего образования ставится задача повышения качества подготовки IT-специалистов. Выпускник направления бакалавриата «Математика и компьютерные науки» в своей профессиональной деятельности использует математические методы и компьютерные технологии, решает различные задачи с использованием математического моделирования процессов, объектов и программного обеспечения. Современному исследователю для решения задач математического моделирования необходимо овладеть основами компьютерной геометрии. В статье представлен опыт разработки электронного образовательного курса по дисциплине «Компьютерная геометрия и геометрическое моделирование» на механико-математическом факультете Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского (СГУ). Данный курс разработан на платформе LMS MOODLE. Применение электронного курса в учебном процессе позволяет преподавателю эффективно организовать самостоятельную работу студентов. Интернет-ресурсы позволяют организовать внеаудиторную работу студентов для изучения теоретических вопросов, ознакомления с языком программирования Wolfram Language. Такие элементы курса как вторичный глоссарий, задание дают возможность студентам играть активную роль в пополнении учебно-методического комплекса, обогащая курс информационными продуктами собственной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF STUDENTS'' INDEPENDENT WORK IN STUDYING COMPUTER GEOMETRY IN LMS MOODLE

The information technology industry is one of the fastest growing industries in the world and in Russia. The system of higher education faces the problem how to improve the qualification of IT-specialists. A Bachalor graduate of "Mathematics and Computer Science" specialization uses mathematical methods and computer technology in his professional career, solves various problems using mathematical modeling of processes, objects and software. Nowadays modern researchers need to master the knowledge of the basics of computer geometry in order to solve mathematical modeling problems. The article describes the experience of e-training course introduction on the subject "Computer geometry and geometric simulation" at the Mechanics and Mathematics Department of Saratov State National Research University by N.G. Chernyshevsky (SGU). This course is developed on the platform LMS MOODLE. The use of e-learning in the educational process allows a teacher to organize independent work of students effectively. Online resources allow teachers to organize extra class activities of students and give them possibility to study theoretical issues and familiarize with the Wolfram Language programming. Due to such elements of the course as secondary glossary students are enabled to play an active role in formation and addition of the educational complex, enriching it with information and data as a feedback of their own activities.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы студентов при изучении компьютерной геометрии в LMS Moodle»

УДК 378.147:004

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГЕОМЕТРИИ В LMS MOODLE

© 2016

Букушева Алия Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Геометрия»

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского,

Саратов (Россия)

Аннотация. Отрасль информационных технологий является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей как в мире, так и в России. Перед системой высшего образования ставится задача повышения качества подготовки IT-специалистов. Выпускник направления бакалавриата «Математика и компьютерные науки» в своей профессиональной деятельности использует математические методы и компьютерные технологии, решает различные задачи с использованием математического моделирования процессов, объектов и программного обеспечения. Современному исследователю для решения задач математического моделирования необходимо овладеть основами компьютерной геометрии. В статье представлен опыт разработки электронного образовательного курса по дисциплине «Компьютерная геометрия и геометрическое моделирование» на механико-математическом факультете Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского (СГУ). Данный курс разработан на платформе LMS moodle. Применение электронного курса в учебном процессе позволяет преподавателю эффективно организовать самостоятельную работу студентов. Интернет-ресурсы позволяют организовать внеаудиторную работу студентов для изучения теоретических вопросов, ознакомления с языком программирования Wolfram Language. Такие элементы курса как вторичный глоссарий, задание дают возможность студентам играть активную роль в пополнении учебно-методического комплекса, обогащая курс информационными продуктами собственной деятельности.

Ключевые слова: высшее образование, самостоятельная работа студентов, компьютерная геометрия и геометрическое моделирование, математика и компьютерные науки, электронный образовательный курс, LMS MOODLE, Wolfram технологии.

ORGANIZATION OF STUDENTS' INDEPENDENT WORK IN STUDYING COMPUTER

GEOMETRY IN LMS MOODLE

© 2016

Bukusheva Aliya Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair «Geometry» Saratov National Research State University by N.G. Chernyshevsky, Saratov (Russia)

Abstract. The information technology industry is one of the fastest growing industries in the world and in Russia. The system of higher education faces the problem how to improve the qualification of IT-specialists. A Bachalor graduate of "Mathematics and Computer Science" specialization uses mathematical methods and computer technology in his professional career, solves various problems using mathematical modeling of processes, objects and software. Nowadays modern researchers need to master the knowledge of the basics of computer geometry in order to solve mathematical modeling problems. The article describes the experience of e-training course introduction on the subject "Computer geometry and geometric simulation" at the Mechanics and Mathematics Department of Saratov State National Research University by N.G. Chernyshevsky (SGU). This course is developed on the platform LMS MOODLE. The use of e-learning in the educational process allows a teacher to organize independent work of students effectively. Online resources allow teachers to organize extra class activities of students and give them possibility to study theoretical issues and familiarize with the Wolfram Language programming. Due to such elements of the course as secondary glossary students are enabled to play an active role in formation and addition of the educational complex, enriching it with information and data as a feedback of their own activities.

Keywords: higher education, independent work of student, computer geometry and geometric simulation, mathematics and computer science, e-learning course, LMS MOODLE, Wolfram technology.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Развитие информационных технологий, федеральные государственные стандарты, внедряющиеся сегодня в российском образовании, принятие Стратегии развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года [1], Концепции развития российского математического образования [2] определяют новое качество образовательных результатов. Необходимо организовать таким образом подготовку будущих бакалавров в области математики и компьютерных наук, чтобы выпускники вуза оказались бы компетентными специалистами в решении своих профессиональных задач. В соответствии с новыми образовательными стандартами, на самостоятельную работу студентов отводится значительно больше времени в общей трудоемкости дисциплин. Кроме того, согласно Федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования по всем направлениям подготовки и для всех уровней каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационно-образовательной среде организации [3]. Согласно Части 3 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [4], электронная информационно-образовательная среда, включает в себя электронные

информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивает освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

В настоящее время информационная образовательная среда создана и функционирует во всех вузах. Она используется для организации дистанционного обучения, как среда дистанционной поддержки очного обучения. Электронная информационно-образовательная среда СГУ включает в себя: официальный сайт СГУ (www.sgu.ru); электронную библиотечную среду СГУ (http://library.sgu.ru); портал балльно-рейтинговой системы оценивания результатов обучения студентов (http:// cdobars.sgu.ru/); образовательный портал IpsilonUni системы дистанционного образования СГУ (http:// ipsilon.sgu.ru/); порталы системы создания и управления курсами Moodle (http://course.sgu.ru/ и http://school. sgu.ru/). Согласно положению об электронных образовательных ресурсах в системе создания и управления курсами Moodle, действующем в СГУ, электронный образовательный ресурс - это совокупность учебных, учебно-методических и/или контрольно-измерительных материалов, представленная в виде определенной информационно-технологической конструкции, удобной для изучения и использования в процессе обучения [5].

Основными задачами при применении системы создания и управления курсами Moodle являются: оптимизация деятельности профессорско-преподавательского состава, работающего с элементами электронного обучения и дистанционных образовательных технологий; создание дополнительной электронной информационно-образовательной среды, позволяющей осуществлять индивидуальный подход в образовательном процессе; обеспечение образовательного процесса СГУ новыми учебно-методическими и контрольно-измерительными материалами, соответствующими динамичным изменениям современной науки и практики; поддержка концепции непрерывной подготовки специалистов на базе СГУ [5]. Особую роль электронные образовательные ресурсы играют в процессе самостоятельной работы студентов.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Проблемы использования информационных и коммуникационных технологий в сфере образования исследуются Я.А. Ваграменко, Т.Н. Носковой, О.А. Козловым, Л.П. Мартиросян, И.В. Роберт, Е.К. Хеннером и др. В многочисленных исследованиях отмечается, что процесс самостоятельного освоения знаний студентами должен носить индивидуализированный характер и происходить в новых информационных условиях [6-9]. По мнению исследователей, «если организовать эту часть образовательной деятельности в новом «педагогическом ключе», то можно достичь заметных, значимых изменений в профессиональном сознании нового поколения выпускников вузов» [7, С. 80]. Следовательно, необходим электронный контент, обеспечивающий самостоятельную индивидуальную деятельность обучающихся с использованием современных информационных средств. Для организации обучения с применением дистанционных образовательных технологий используют следующие платформы: TrainingWare Class, Claroline LMS, Learning Activity Management System, Sakai и др. Наиболее популярной платформой является система создания и управления курсами LMS Moodle (Learning Management System Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) [10].

Несмотря на достаточно большое количество исследований, посвященных применению электронных образовательных ресурсов в подготовке будущих бакалавров и магистров, многие вопросы требуют разрешения. В частности, актуальной является проблема активизации самостоятельной работы студентов при изучении компьютерной геометрии на основе использования Moodle.

При разработке электронного ресурса по компьютерной геометрии мы учитывали требования, описанные в работах [6-9, 11-13]. Электронный курс должен выполнять следующие функции: эффективно управлять деятельностью обучаемого по изучению учебной дисциплины; стимулировать учебно-познавательную деятельность; обеспечивать рациональное сочетание различных видов учебно-познавательной деятельности с учетом дидактических особенностей каждой из них и в зависимости от результатов освоения учебного материала; рационально сочетать различные технологии представления материала (текст, графику и др.); при размещении в сети обеспечивать организацию виртуальных семинаров, дискуссий и других занятий на основе коммуникационных технологий [6, С. 65]. Кроме общих требований, мы учитывали требования предъявляемые к содержанию и структуре электронных образовательных ресурсов. Для обеспечения самостоятельной работы необходимо включать в систему требований следующие: реализация четкой логики изложения теоретического материала с возможностью прослеживания обучаемыми всех цепочек рассуждений с помощью специальных схем; четкость постановок задач; подробное комментирование примеров выполнения заданий, хода решения

учебных и прикладных задач; использование различных методов и средств активизации познавательной деятельности обучаемых (изучение проблемных ситуаций, задачи исследовательского характера и т.п.) [6, С. 66]. К перечисленным требованиям Т.Н. Носкова и Т.Б. Павлова добавляют следующие:

- необходимо проводить постоянный «мониторинг» предметной области, отслеживание динамики изменения взглядов в проблемном поле дисциплины, появления новой информации, дающей ключи к пониманию практической значимости осваиваемого знания, к встраиванию его в общую научную систему и контекст профессиональной деятельности;

- в электронном курсе должны находить отражение образовательные и научные источники информации на разных языках, предусмотрены виды самостоятельной работы студентов, в результате которой предоставляются в общее использование рефераты или переводы полезных иноязычных текстов;

- стратегия построения ресурсов электронной среды должна ориентироваться на индивидуальный образовательный путь [8].

Электронный курс включает в себя следующие функциональные блоки: информационно-содержательный (общие сведения об изучаемой дисциплине, методические рекомендации по работе с электронными материалами); контрольно-коммуникативный (фонд оценочных средств), коррекционно-обобщающий (результаты педагогического мониторинга образовательного процесса: итоговые результаты учебной работы обучающегося, диагностика учебно-познавательной деятельности, анализ результатов различных видов контроля) [6, 11, 13].

Формирование целей статьи (постановка задания). В статье представлен опыт использования системы LMS Moodle при изучении дисциплины «Компьютерная геометрия и геометрическое моделирование» студентами, обучающимися по направлению «Математика и компьютерные науки» в СГУ. Подробно описано применение некоторых элементов электронного образовательного курса при организации самостоятельной работы студентов.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Компьютерная геометрия занимается общим компьютерным моделированием, связанным с визуализацией геометрических моделей. Компьютерная геометрия включает в себя вычислительную геометрию, но ограничивается ей. В рамках компьютерной геометрии создаются модели таких сложных объектов, как многообразия, неевклидовы геометрии, геодезический поток на поверхности, множество решений дифференциального уравнения и др. [14].

Целью учебной дисциплины «Компьютерная геометрия и геометрическое моделирование» является формирование и развитие у студентов практических навыков моделирования геометрических объектов и создания визуализации с помощью компьютерных технологий.

Задачами дисциплины являются: изучить математический аппарат, необходимый для моделирования геометрических объектов, освоить современные компьютерные технологии для изображения и моделирования геометрических объектов, познакомить студента с основами компьютерного геометрического моделирования, которое позволяет сделать работу математика более эффективной.

В результате освоения дисциплины «Компьютерная геометрия и геометрическое моделирование» формируются следующие компетенции (нумерация приведена согласно действующему Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по направлению подготовки 02.03.01 - «Математика и компьютерные науки (уровень бакалавриата)»:

- общекультурные компетенции: способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные,

этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6); способность к самоорганизации и к самообразованию (ОК-7);

- общепрофессиональные компетенции: способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-2); способность находить, анализировать, реализовывать программно и использовать на практике математические алгоритмы, в том числе с применением современных вычислительных систем (ОПК-4);

- профессиональные компетенции: способность использовать методы математического и алгоритмического моделирования при решении теоретических и прикладных задач (ПК-5); способность передавать результат проведенных физико-математических и прикладных исследований в виде конкретных рекомендаций, выраженной в терминах предметной области изучавшегося явления (ПК-6).

В качестве основного программного средства для проведения лабораторных занятий по дисциплине «Компьютерная геометрия и геометрическое моделирование» в СГУ выбрана система компьютерной математики Wolfram Mathematica. В научно-методической литературе возможности Mathematica в решении математических задач проанализированы в работах В.З. Аладьева, Д.Бурланкова, Е.Г. Давыдова, Т.В. Капустиной, В.Б. Таранчук и других. В МГУ им. М. В. Ломоносова пакет Mathematica выбран в качестве основного программного средства для практикума по компьютерной геометрии

[14]. Создание интерактивных образовательных ресурсов с использованием Wolfram Mathematica описано в

[15]. Некоторые Wolfram технологии и их применение в обучении компьютерной геометрии рассмотрены в [16]. Принципы обучения геометрии с использованием системы Mathematica рассмотрены в [17].

Для проведения лабораторных занятий, организации самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов, а также подготовки к текущему контролю и промежуточной аттестации нами был разработан электронный образовательный курс на базе LMS Moodle (http://course.sgu.ru). Изучение материала электронного курса проходит параллельно с очным обучением.

Электронный образовательный курс основывается на рабочей программе учебной дисциплины и имеет следующую структуру. Первый модуль содержит элементы рабочей программы дисциплины: титульный лист рабочей программы дисциплины, структуру и содержание дисциплины; данные для учета успеваемости в балльно-рейтинговой системе; учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (основная и дополнительная литература, Интернет-ресурсы); сведения об авторах-разработчиках рабочей программы.

Каждый модуль дисциплины включает следующие элементы: теоретический материал, фонд оценочных средств: задания для лабораторных работ; варианты контрольной работы; методические рекомендации по написанию контрольной работы; тестовые задания для организации промежуточного контроля; вопросы для самостоятельного изучения; список литературы к учебному модулю.

Теоретический материал курса представлен в виде элементов «лекция», где каждый блок содержит теоретические сведения и тестовые вопросы, при неправильном ответе на которые система возвращает студента к повторному изучению теории. Для организации самостоятельной работы и подготовки к лабораторным занятиям используется элементы курса:

- «страница» - это ресурс курса, который позволяет преподавателю создать веб-страницу с помощью текстового редактора; веб-страница может отображать текст, изображения, звук, видео, веб-ссылки и внедрен-32

ный код;

- «файл» - это ресурс курса, который позволяет разместить в заданном разделе курса ссылку на файл, загруженный в LMS Moodle;

- «папка» позволяет преподавателю отображать несколько смежных файлов в одной папке;

- «книга» позволяет преподавателю создать многостраничный ресурс, подобный книге, с главами и под-главами; книги могут содержать медиа-файлы, а также длинную текстовую информацию, которая может быть разбита на разделы;

- «гиперссылка» - это ресурс курса, который позволяет преподавателю разместить веб-ссылку как ресурс курса. Гиперссылка может быть связана с любым ресурсом, который находится в свободном доступе в Интернете.

В обучении компьютерной геометрии используем следующие интернет-ресурсы: WolframAlpha, Wolfram Language & System «Documentation Center» (http:// reference.wolfram.com/language/), MathWorld (mathworld. wolfram.com), Wolfram Demonstrations Project, Wolfram Programming Lab.

Интернет-ресурсы WolframAlpha, Wolfram Language & System «Documentation Center», виртуальная лаборатория Wolfram Programming Lab используется для изучения языка программирования Wolfram Language. Например, выполняя построение кривых или поверхностей с помощью WolframAlpha, можно познакомиться с написанием простого кода на языке Wolfram Language, а на занятии, работая с лицензионной программой Mathematica, можно решать более сложные задачи [18].

В условиях глобального развития информационной среды современный специалист не может ограничивать себя электронными ресурсами на родном языке. Как отмечают авторы статьи [8, С. 135], "иноязычная компетенция, гибкое использование инструментов автоматизированного перевода текстов и веб-страниц позволяет человеку сегодня становиться полноценным членом международного профессионального сообщества, получать доступ к новейшей информации и знаниям". В разработанном электронном курсе для изучения некоторых теоретических вопросов студентам рекомендуется использовать англоязычную математическую онлайн энциклопедию MathWorld. В онлайн энциклопедии по некоторым определениям имеются коды программ (в формате nb), которые визуализируют рассматриваемое понятие или представляют необходимые вычисления.

В электронном курсе также имеется гиперссылка на Wolfram Demonstrations Project. На сайте представлена коллекция интерактивных программ, написанных на языке Wolfram Language. Все демонстрации имеют краткое описание решаемой задачи и демонстрации доступны для скачивания в форматах nb и cdf. Решения некоторых задач имеют открытый исходный код. Интернет-ресурс Wolfram Demonstrations Project можно использовать для изучения следующих тем по дисциплине «Компьютерная геометрия и геометрическое моделирование»: сплайны, кривые Безье, триангуляция. На сайте имеется большое количество примеров решения задач по геометрии на визуализацию и вычисление геометрических объектов.

Использование рассмотренных интернет-ресурсов, позволяет организовать внеаудиторную работу студентов для изучения теоретических вопросов, ознакомления с языком программирования Wolfram Language.

Электронный курс содержит разноуровневые математические задачи. Приведем примеры задач. Задачи репродуктивного уровня позволяют оценивать и диагностировать знание фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов изучения в рамках определенного раздела дисциплины. Например, а) построить изгибание: простого куска цилиндра на простой кусок плоскости; простого куска АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3(16)

плоскости на простои кусок конуса; катеноида в геликоид; б) на гиперболическом параболоиде визуализировать прямолинеИные образующие, проходящие через динамически заданную точку поверхности. Положение точки задать двумерным слайдером. Изучить взаимное положение образующих одного семеиства.

Задачи реконструктивного уровня позволяют оценивать и диагностировать умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей. Например, а) нахождение и визуализация: локсодром на поверхностях; геодезических на поверхностях; б) на сфере точки (динамически их меняя), дугу между точками, вывести на экран расстояние между точками.

Задачи творческого уровня позволяют оценивать и диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения. Например, а) изобразить индикатрису Дюпена на торе; б) для данной поверхности визуализировать геодезическую, выходящую из данной точки в данном направлении. Обеспечить динамическое изменение точки, направления и длины геодезической. Изучить поведение геодезических на поверхности вращения (визуализировать теорему Клеро об угле между геодезической и меридианом.

Подбор индивидуальных заданий по компьютерной геометрии для студентов является важной и сложной задачей. Анализ рабочих программ по дисциплине «Компьютерная геометрия и геометрическое моделирование» для направления «Математика и компьютерные науки» показал, что в содержании дисциплины, как правило, можно выделить две части: инвариантную и вариативную. Первая часть посвящена таким вопросам, как: решение задач дифференциальной геометрии, сплайны и кривые Безье, поверхности Безье. Вторая часть содержания определяется научными исследованиями авторов рабочей программы и кафедры, реализующей данную дисциплину.

На четвертом курсе будущие бакалавры-математики получают возможность изучения геометрических курсов, таких как «Гладкие многообразия и управляемые системы», «Группы и алгебры Ли», «Симплектическая геометрия и гамильтоновы системы». В этой связи дисциплина «Компьютерная геометрия и геометрическое моделирование» играет особую роль [19]. Использование прикладных программ позволяет студенту взглянуть на ранее изученный материал с единой точки зрения. В качестве примера можно указать на задачу классификации трехмерных алгебр Ли. Решая эту задачу, студент сталкивается с необходимостью одновременно использовать объекты всех изучаемых ранее геометрических дисциплин. Студент получает возможность получить довольно ясную картину современных геометрических исследований, и тем самым, быть приобщенным к исследованиям, проводимым в настоящее время сотрудниками кафедры геометрии Саратовского государственного университета. В электронной курсе формируется банк задач, решения которых выполнены студентами с использованием Wolfram Mathematica, GeoGebra, Maxima. Для организации коллективной работы используются следующие элементы: форум, вики-страницы, вторичный глоссарий. Все это позволяет включить студентов в продуктивную деятельность по наполнению и расширению электронного образовательного курса.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Разработанный электронный курс создает условия для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта, предоставляет обучающимся комплект учебно-методических материалов для аудиторного и самостоятельного освоения учебной дисциплины. Использование электронного курса по компьютерной геометрии в учебном процессе способствует повыше-

нию эффективности самостоятельной деятельности студентов, формированию их профессиональных компетенций. В дальнейшем планируется совершенствовать организацию процесса обучения бакалавров с использованием дистанционных технологий, этому также будет способствовать дальнейшее развитие информационных и коммуникационных технологий в сфере образования [20].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Стратегия развития отрасли информационных технологий в РФ на 2014 - 2020 годы и на перспективу до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ. - 1.11.2013. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/ docs/8024/ (дата обращения 02.08.2016 г.)

2. Концепция развития математического образования в РФ // Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: минобрнауки. рф/документы/3894 (дата обращения: 02.08.2016).

3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165887/ (дата обращения 02.08.2016 г.)

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 02.03.01 - математика и компьютерные науки, квалификация (степень) «бакалавр». Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 949. [Электронный ресурс] - URL: минобрнауки.рф/доку-менты/7562 (дата обращения: 02.08.2016).

5. Положение об электронных образовательных ресурсах в системе создания и управления курсами MOODLE. П 1.58.02-2014 // [Электронный ресурс]. URL: http://www.sgu. ru/sites/default/files/documents/ 2015/tekst_polozheniya.pdf (дата обращения: 02.08.2016).

6. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 6-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2010. 192 с.

7. Лаптев В.В., Носкова Т.Н. Профессиональная подготовка в условиях электронной сетевой среды // Высшее образование в России. 2013 №2. С. 79-83.

8. Носкова Т.Н., Павлова Т.Б. Электронные ресурсы как основа формирования перспективных профессиональных компетенций // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2013. № 3 (59). С. 133-137.

9. Роберт И.В. Дидактика периода информатизации образования // Педагогическое образование в России. 2014. №8. С. 110-119.

10. MoodleLearn - как создавать сайты с системой дистанционного обучения [Электронный ресурс]. URL: http://moodlearn.ru/ (дата обращения: 02.08.2016).

11. Моисеева М.В., Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Нежурина М.И. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна / под ред. М.В. Моисеевой. М.: Издательский дом «Камерон», 2004. 216 с.

12. Осин, А.В. Открытые образовательные модульные мультимедиасистемы. М.: Агентство «Издательский сервис», 2010. 328 с.

13. Педагогические технологии дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров и др.] ; под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 400 с.

14. Иванов А.О., Ильютко Д.П., Носовский Г.В., Тужилин А.А., Фоменко А.Т. Компьютерная геометрия: Практикум // Учебное пособие. Москва, изд-во БИНОМ, Интернет-Университет информационных технологий. 2010. 392 с.

15. Таранчук В.Б. О создании интерактивных образовательных ресурсов с использованием технологий Wolfram // Информатизации образования. 2014. №1. С.

78-89.

16. Букушева А.В. Возможности использования Wolfram технологий при изучении компьютерной геометрии // Труды Международной научно-практической конференции «Информатизация образования - 2016», 14 - 17 июня 2016 г., Сочи. М.: Изд-во СГУ, 2016. С. 168175.

17. Букушева А.В. Компьютерное сопровождение геометрии для будущих бакалавров-математиков // Непрерывная предметная подготовка в контексте педагогических инноваций: Сборник научных трудов Двенадцатой Международной заочной научно-методической конференции: В 2ч. Ч. 1. Саратов: Изд-во СРОО «Центр Просвещение», 2016. С.68-72.

18. Букушева А.В. Учебно-исследовательские задачи в подготовке бакалавров-математиков // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия «Информационные компьютерные технологии в образовании». 2015. Вып. 11. С. 85-93.

19. Букушева А.В. Место компьютерной геометрии в подготовке бакалавров-математиков // Современные информационные технологии и ИТ-образование [Электронный ресурс] / Сборник научных трудов X Юбилейной международной научно-практической конференции / под ред. В.А. Сухомлина. Москва: МГУ, 2015. 1 электрон. om\ диск ^D-ROM). С. 272-275.

20. Роберт И.В. Прогноз развития информатизации образования // Современные информационные технологии. Теория и практика. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции (г. Череповец, 20 ноября 2014 г.). Под ред. Е.А. Смирновой. Череповец: ЧГУ, 2015. С. 8-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.