Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы студентов: понятие и подходы'

Организация самостоятельной работы студентов: понятие и подходы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3822
564
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РА БОТА / РОЛЬ ПЕДАГОГА / ПОЗИЦИЯ СТУДЕНТА / МЕТОДО ЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / SELF-STUDY / THE ROLE OF THE TEACHER / THE POSITION OF STUDENT / METHODOLOGICAL APPROACHES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хлупина Надежда Олеговна

В статье предлагается понимание разны ми авторами определения «самостоятельная работа», рассматриваются роли педагога при организации самостоятельной работы студен тов, анализируются методологические под ходы к организации самостоятельной работы студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of independent work of students: the concept, approaches

This article presents an understanding of different authors define «self-study», considered the role of the teacher in the organization of independent work of students, analyzes methodological approaches to the organization of students' independent work.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы студентов: понятие и подходы»

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 «Экономика» (квалификация (степень) «бакалавр») : приказ Минобрнауки РФ от 21.12.2009 № 747. - М., 2009.

5. Шихадрина Л. Н. Формирование компетенций в практике преподавания социально-экономических дисциплин

в вузе: тематич. сб. науч. тр. — Курган, 2013. — 159 с.

6. Clayton M., Christensen Henry J. Eyring. The innovative University: Changing the DNA of Higher Education from inside out. — The USA : Jossy-Bass., 2011. — 513 p.

7. Raven J. Competence in Modern Society: its identification, Development and Release. — Oxford, England : Oxford Psychologists Press, 1984. — 354 р.

УДК/UDC 377

Н. О. Хлупина N. Khlupina

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ:

ПОНЯТИЕ И ПОДХОДЫ

ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS: THE CONCEPT, APPROACHES

В статье предлагается понимание разными авторами определения «самостоятельная работа», рассматриваются роли педагога при организации самостоятельной работы студентов, анализируются методологические подходы к организации самостоятельной работы студентов.

This article presents an understanding of different authors define «self-study», considered the role of the teacher in the organization of independent work of students, analyzes methodological approaches to the organization of students' independent work.

Ключевые слова: самостоятельная работа, роль педагога, позиция студента, методологические подходы.

Keywords: self-study, the role of the teacher, the position of student, methodological approaches.

Проблема организации самостоятельной работы студентов является одной из наиболее обсуждаемых в кругу исследователей. В связи с внедрением ФГОС среднего профессионального образования (СПО) значение самостоятельной работы заметно возрастает, самостоятельная работа студентов становится одной из важнейших составляющих учебного процесса, в ходе которой у студентов формируются знания, умения и навыки, а в последующем освоение приемов познавательной деятельности, интерес к творческой работе.

Именно самостоятельная работа формирует способности к самообразованию, созда-

ет «фундамент» непрерывного образования. В ФГОС СПО представлен целый ряд общих компетенций, связанных со способностью к самообразованию и саморазвитию, которыми должен обладать будущий специалист, в частности: ОК-2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество; ОК-3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях; ОК-4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; ОК-8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Усиление роли самостоятельной работы означает пересмотр организации образовательного процесса, основной акцент которого должен быть сделан на развитие у студентов умения учиться, формирование у них способности к самообразованию, самоуправлению и саморазвитию.

Исходя из этого, меняется и понимание сущности самостоятельной работы. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации самостоятельной работы показал, что данное понятие раскрывается с разных позиций, представленных авторами в таблице, но при этом нет единства в его понимании.

Professional Education in Russia and Abroad З (1З) 2014

83

Инновации и технологии современного образования

Таблица

Понятие «самостоятельная работа»

Авторы Определение

О. В. Акулова, Л. К. Наумова Самостоятельная работа студентов — вид учебно-познавательной деятельности по освоению профессиональной образовательной программы, осуществляемой в определенной системе, при партнерском участии преподавателя в ее планировании и оценке достижения конкретного результата

Л. Г Вяткин Самостоятельная работа — вид деятельности, при котором в условиях систематического уменьшения прямой помощи преподавателя выполняются учебные задания, способствующие сознательному и прочному усвоению знаний, умений и навыков формирования познавательной самостоятельности как черты личности студента

И. А. Зимняя Самостоятельная работа — целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим субъектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельность, выполнение которой требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины, личной ответственности, доставляет ученику удовлетворение как процесс самосовершенствования и самопознания

В. А. Козаков Самостоятельная работа студента — это специфический вид деятельности учения, главной целью которого является формирование самостоятельности учащегося субъекта, а формирование его умений, знаний и навыков осуществляется опосредованно через содержание и методы всех видов учебных занятий

Р. Б. Срода Самостоятельная работа — это такая деятельность, которую учащиеся выполняют, проявляя максимум активности, творчества, самостоятельного суждения, инициативы

М. И. Моро Самостоятельная работа — форма организации познавательной деятельности обучающихся, при которой они сознательно и активно стремятся к поставленной цели, преодолевая встающие на их пути трудности без непосредственной помощи с чьей-либо стороны в ходе выполнения работы

И. Э. Унт Самостоятельная работа — форма учебной деятельности, представляющая наибольшие возможности для индивидуализации учебно-воспитательного процесса

П. И. Пидкасистый Самостоятельная работа — это средство обучения, которое в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче; вырабатывает у учащихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке информации...

В. К. Буряк Самостоятельная работа — метод овладения глубокими знаниями, формирование активности и самостоятельности, развитие умственных способностей обучающихся

Б. П. Есипов Самостоятельная работа — это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время. При этом учащиеся сознательно стремятся достигать поставленной в задании цели, уподобляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий

Р. М. Микельсон Самостоятельная работа — выполнение учащимися заданий без всякой помощи, но под наблюдением учителя

Вышеизложенное позволяет нам заключить, что понятие «самостоятельная работа» многостороннее и рассматривается авторами в различные периоды XX—XXI столетий как вид деятельности, форма обучения, метод и средство обучения.

Сравнивая подходы авторов к сущности понятия «самостоятельная работа» как вида деятельности, мы пришли к тому, что Л. Г Вят-кин и В. А. Козаков в своих определениях указывают на формирование у обучающихся самостоятельности как качества личности

в ходе самостоятельной работы, а Р. Б. Срода отмечает, что самостоятельная работа — это и есть проявление самостоятельности обучающимися. С психологической точки зрения определяет данное понятие И. А. Зимняя, акцентируя внимание на внутренней мотивации самого обучающегося при выполнении самостоятельной работы, от которой будет зависеть как сам процесс выполнения работы, так и ее результат.

М. И. Моро и И. Э. Унт определяют самостоятельную работу как форму органи-

зации учебной деятельности, но при этом М. И. Моро указывает на выполнение работы обучающимся без чьей-либо помощи, а И. Э. Унт обращает внимание на возможность индивидуализации процесса обучения.

Определения Б. П. Есипова и Р. М. Ми-кельсона объединяет мысль о том, что самостоятельная работа выполняется обучающимися без помощи и участия педагога.

Такое разнообразие позиций авторов на определение понятия дает возможность педагогу в ходе организации образовательного процесса обозначить роль студента и степень своего участия в ходе самостоятельной работы, подготовить методическое обеспечение, спланировать самостоятельную работу по конкретной дисциплине, продумать мотивацию, контроль самостоятельной работы для того, чтобы данная деятельность способствовала формированию у студентов умения учиться.

Точка зрения авторов близка позиции О. В. Акуловой, Л. К. Наумовой, которые полагают что учебно-познавательная деятельность строится на основе взаимодействия педагога и студентов, в ходе которого формируются общие и профессиональные компетенции, а также развиваются качества личности, помогающие успешно включаться в профессиональную деятельность.

Организация самостоятельной работы студентов должна способствовать переводу студента с позиции обучаемого в позицию обучающегося, «активного производителя» способов деятельности, собственного мнения на учебных занятиях разных форм. Изменение позиции педагога требует от него овладения новыми ролями: консультанта, тьютора, фасилитатора, организатора образовательной среды [4, с. 92].

Преподаватель становится консультантом, сопровождающим процесс освоения обучающимися профессиональных модулей, поскольку обучающиеся работают с материалом в разном темпе, он консультирует при выполнении проектов, ведении портфолио и других формах самостоятельной работы.

Занимая позицию тьютора, педагог помогает студенту в определении эффективного пути обучения, консультирует по вопросам образовательного движения, осуществляет сопровождение индивидуальных образовательных программ, организует обратную связь.

Принимая на себя роль фасилитатора, педагог старается формировать у обучающихся

внутреннюю мотивацию к самостоятельной учебной деятельности, стремление проявить творчество посредством создания «ситуации успеха» в обучении и профессиональной деятельности [5, с. 30].

Выполняя роль организатора образовательной среды, педагог привлекает различные внешние «средовые» ресурсы — информационные, человеческие, предметные, организует деятельность обучающихся.

Сопровождение самостоятельной работы студентов включает следующие направления: создание условий для организации самостоятельной работы, согласование индивидуальных планов, консультирование по запросу студента, осуществление педагогической поддержки студентов.

Таким образом, принятие педагогом на себя разных ролей при организации как аудиторной, так и внеаудиторной самостоятельной работы студентов будет зависеть от его подготовки к организации и разработке учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов, создания учебно-методического комплекса для их самостоятельной учебной деятельности.

Учебно-методическое обеспечение выполняет следующие функции: информационную, управляющую, организационно-контро-лирующую.

Основное предназначение методических указаний, рекомендаций по самостоятельной работе студентов — показать каждому студенту возможность перейти от деятельности, выполняемой под руководством преподавателя, к деятельности, организуемой самостоятельно.

В ходе анализа психолого-педагогиче-ской литературы были выделены методологические подходы к организации самостоятельной работы студентов, способствующие формированию общих и профессиональных компетенций обучающихся учреждений среднего профессионального образования.

Одним из таких подходов является лич-ностно ориентированный подход, который обосновывает необходимость организовывать самостоятельную работу студентов с позиции субъектов образовательного процесса, объединенных для совместного решения проблем и соучастия в деятельности, способных реализовать свои возможности, проявлять творческую индивидуальность во взаимодействии.

Другим подходом является деятельностный. Он обеспечивает субъектную позицию

Professional Education in Russia and Abroad 3 (15) 2014

85

Инновации и технологии современного образования

обучающегося, необходимость его перехода из позиции потребителя информации в позицию активного участника образовательного процесса.

Системный подход рассматривает самостоятельную работу студентов как системный комплекс, в качестве которого в образовательной среде выступает учебный процесс. В литературе также встречается системнодеятельностный подход, предполагающий интеграцию системного и деятельностного подходов, основанного на теоретических положениях концепции Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эль-конина. С точки зрения данного подхода в центре внимания находится совместная деятельность обучающихся и взрослых для реализации совместно выработанных целей и задач.

Компетентностный подход не имеет однозначной трактовки и рассматривается как альтернатива подходам, определяющим методологические основы образования. Д. А. Иванов и К. Г Митрофанов считают, что «компетентностный подход в определении целей и содержания общего образования не является совершенно новым. Ориентация на усвоение умений, способов деятельности и, более того, обобщенных способов действия была ведущей в работах таких отечественных педагогов и психологов, как В. В. Давыдов, В. В. Краевский, И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и их последователей» [2, с. 8].

Е. Я. Коган считает компетентностный подход новым подходом и утверждает, что данный подход должен привести к глобальным переменам от изменения сознания до изменения методической базы. Другое толкование понятия «компетентностный подход в образовании» мы находим у А. Г. Бермуса, который убежден в том, что компетентност-ный подход не является абсолютно новым, и рассматривает его как «современный коррелят множества более традиционных подходов» [1]. Одним из значимых признаков реализации компетентностного подхода является изменение характера образовательной деятельности с ориентацией на взаимодействие и личностное развитие, а также приобретение обучающимися опыта в различных видах деятельности.

В процессе анализа понятия «компе-тентностный подход» наиболее точным нам

видится определение В. И. Загвязинского: «Компетентностный подход в образовании — ориентация образования на достижение достаточно высокого уровня знаний, опыта, осведомленности для осуществления деятельности и общения в различных областях и сферах; может служить базой для перестройки образовательного процесса. Ком-петентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания» [3, с. 272].

Таким образом, сущностная основа компетентностного подхода заключается не в замене теоретических знаний на практические, а в том, что теоретические знания должны стать практическим средством объяснения явлений и решения практических задач и ситуаций. Компетентностный подход определяет технологию формирования ком-петентностной личности, способной к дальнейшему образованию и самообразованию, развитию общих и профессиональных компетенций в процессе самостоятельной учебной деятельности.

Таким образом, изменения, происходящие в современном профессиональном образовании, способствуют пересмотру подходов к организации самостоятельной работы, определению возможности формирования у студентов общих и профессиональных компетенций, развитию важных, значимых профессиональных качеств личности, а также организации деятельности, направленной на формирование способности личности самостоятельно добывать знания, занимаясь самообразованием и саморазвитием.

1. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс] // Эйдос. — 2005. — 10 сент. — иЯЬ: www.eidos.ru/joumal/2005/0910—12.htm.

2. Иванов Д. А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учеб.-метод. пособие. — М.: АПК и ПРО, 2004. — 98 с.

3. Педагогический словарь : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. — М.: Академия, 2008. — 352 с.

4. Рыбакова Н. Н. Роль самостоятельной работы студентов в современном профессиональном образовании // Вестник СибАДИ. — 2011. — Вып. № 1(19). — С. 89 - 96.

5. Фомин Н. В. Методические аспекты организации самостоятельной работы студентов в условиях двухуровневой системы образования // Стандарты и мониторинг в образовании. — 2013. — № 1 (88). — С. 29 - 34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.