Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы студентов-бакалавров по иностранному языку'

Организация самостоятельной работы студентов-бакалавров по иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1464
182
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ЗАНЯТИЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / СТУДЕНТЫ-БАКАЛАВРЫ / ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА / ИНОЯЗЫЧНАЯ КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / STUDENTS-APPLICANTS FOR BACHELOR''S DEGREE / INDEPENDENT WORK / CLASSES IN FOREIGN LANGUAGE / OUT-OF-CLASS WORK / FOREIGN-LANGUAGE COMMUNICATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зимина Елена Игоревна

В данной статье рассматриваются подходы к решению проблемы организации преподавания иностранного языка и контроля самостоятельной работы студентов при переходе вузов на новую систему (бакалавриат и магистратура).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зимина Елена Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS-APPLICANTS FOR BACHELOR'S DEGREE ON THE FOREIGN LANGUAGE

In this article approaches to a solution of the problem of the organization of teaching of a foreign language and control of independent work of students upon transition of higher education institutions to new system (bachelor and master's degree) are considered.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы студентов-бакалавров по иностранному языку»

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Е. И. ЗИМИНА

В данной статье рассматриваются подходы к решению проблемы организации преподавания иностранного языка и контроля самостоятельной работы студентов при переходе вузов на новую систему (бакалавриат и магистратура).

Ключевые слова: самостоятельная работа, занятия по иностранному языку, студенты-бакалавры, внеаудиторная работа, иноязычная коммуникативная деятельность.

В настоящее время при переходе вузов на новую систему (бакалавриат и магистратура) преподаватели сталкиваются с новыми проблемами, касающимися организации преподавания и контроля обучения студентов. Количество часов иностранного языка резко сократилось, в связи с этим необходимо делать особый упор на эффективную организацию самостоятельной работы студентов-бакалавров. Данную проблему можно решить, принимая во внимание то, что самостоятельная работа бакалавров может носить репродуктивный и продуктивный характер.

Одним из способов интенсификации образовательно-воспитательного процесса в вузах при переходе на новую систему является создание единой системы аудиторной и внеаудиторной работы по иностранным языкам. Любую программную тему можно затронуть во внеаудиторной учебной деятельности, при этом студенты-бакалавры должны быть нацелены на расширение и углубление знаний, приобретение умений и навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью. Преподавателям иностранных языков необходимо обращать особое внимание на пути стимулирования интереса студентов к изучению предмета. Данную задачу можно решить за счет повышения креативности образовательной среды, а также за счет развития филологических компетенций и творческого взаимодействия с обучающимися. На пути к поставленной цели важно обращать внимание на особенности усиления мотивации к изучению иностранных языков, а бакалавры должны быть нацелены на практическое овладение речевой деятельностью и увеличение своего активного лексического запаса [4].

В данной статье мы рассмотрим два основных способа организации самостоятельной рабо-

ты студентов-бакалавров, изучающих иностранный язык. В наше время владение английским языком очень актуально, и задача преподавателей иностранного языка состоит не только в непосредственном обучении студентов, но и в организации их самостоятельной работы, в результате которой бакалавры могут научиться некоторым стратегиям овладения языком.

Как мы уже говорили выше, самостоятельная работа студентов может носить репродуктивный и продуктивный характер. Репродуктивная самостоятельная работа предполагает работу студентов с методическими материалами и пособиями, в которых прослеживается последовательность изучения материала дисциплины «Иностранный язык», кроме того, студенты фокусируют внимание на особенностях изучения отдельных тем и разделов. Студенты, организуя свою самостоятельную работу по иностранному языку, во внеаудиторное время выполняют рутинные задания в адаптивной индивидуальной электронной рабочей тетради. Бакалаврам приходится также решать задачи и выполнять рутинные интерактивные задания в онлайновом режиме; выполнять задания по образцу с целью закрепления теоретических знаний, формирования умений и навыков (прочтение, просмотр, конспектирование, прослушивание, запоминание, заучивание, пересказ; ответы на вопросы для самопроверки; повторение учебного материала, решение типовых задач, построение и т. д.) [5].

Студенты-бакалавры, выполняющие работу, носящую продуктивный характер, должны уметь анализировать проблемную ситуацию, искать новую информацию. Продуктивная самостоятельная работа студентов требует от них умения выбирать средства и методы решения поставленных задач

(составление различных текстов, учебноисследовательские и проектные задания, курсовые проекты). Такие задания нацеливают студентов на развитие у них навыков творческого мышления, инновационных методов решения поставленных задач. Продуктивная самостоятельная работа студентов направлена больше на творческую и научно-исследовательскую деятельность бакалавров. Студентам можно, например, предложить подготовить доклады для выступления на регулярных научно-практических конференциях. Преподаватель же, со своей стороны, при организации самостоятельной работы бакалавров может создать тематические и интерактивные сайты, разработать интерактивные документы и мультимедийные наглядные пособия по дисциплине «Иностранный язык». Для проведения контроля самостоятельной работы студентов по иностранному языку преподаватели могут разработать формы для стандартного тестирования и анкетирования, создать тестовые задания со свободно конструируемым ответом. Особую заинтересованность в самостоятельном изучении иностранного языка у студентов может вызвать проведение вебконференций на изучаемом языке. Самостоятельная работа студентов может быть эффективной в том случае, если она носит в большей степени продуктивный характер и отличается разносторонними и разноплановыми направлениями.

Таким образом, можно говорить о том, что основу функционирования системы самостоятельной работы по иностранному языку составляет ряд принципов, определяющих содержание, формы и направление педагогического воздействия на личность бакалавра. Данные принципы заключаются, во-первых, в обеспечении тесной связи внеаудиторной работы по иностранному языку с условиями жизни и деятельности студентов (например, студенты, обучающиеся на отделении «Международные отношения», должны быть в курсе актуальных событий в жизни нашей страны и за рубежом. Особое значение могут иметь встречи с людьми, использующими иностранный язык в своей профессиональной деятельности). Во-вторых, отметим, что немаловажным условием более высокой коммуникативной активности студентов в их самостоятельной работе является возможность выбрать наиболее интересующий и доступный вид деятельности: ведение переписки и общение онлайн (например, по скайпу) с зарубежными коллегами, чтение книг и статей на изучаемом языке, развитие умений и навыков устной речи на занятиях научного круж-

ка и т. д. В-третьих, большое значение для стимулирования коммуникативной активности имеет не только разнообразие видов деятельности, но и ее содержательная сторона [1]. Использование актуальных аутентичных материалов, их познавательная ценность и занимательность вызывают потребность в общении, повышают его качественный уровень.

Во внеаудиторной работе, также как и на занятиях, студенты-бакалавры должны сознательно применять знания, умения и навыки, так как от понимания содержания используемого материала, готовности включать его в речевую деятельность во многом зависит формирование интереса к иноязычной деятельности. Организуя самостоятельную работу студентов по дисциплине «Иностранный язык», преподаватель должен умело сочетать коллективную, групповую и индивидуальную формы работы. Данные виды работы необходимо тесно связывать с другими профильными предметами, чтобы студенты видели необходимость изучения различных дисциплин в комплексе.

Итак, можно говорить о том, что уровень внеаудиторной работы находится в прямой зависимости от ее организации и формы. Принято рассматривать три формы внеаудиторной работы по иностранному языку: индивидуальную, групповую, массовую. Индивидуальная работа выражается в отдельных поручениях, например, сделать доклад, сообщение на 5-10 минут, подготовить презентацию по какой-то теме, написать реферат, статью, подготовка к деловой игре и оформление ее результатов. В этой работе могут участвовать все студенты. Индивидуальная работа может проводиться постоянно или эпизодически. Групповая работа может включать в себя подготовку сценария проведения праздника, отдельных номеров художественной самодеятельности и стенгазет [3]. Такая форма внеаудиторной работы имеет четкую организационную структуру и относительно постоянный состав частников, объединенных общими интересами. К массовым формам работы относится проведение конференций, конкурсы переводов, олимпиады по иностранному языку, организация выставок.

В деятельности студентов, организуемой нашей кафедрой лингвистического обеспечения бизнес-процессов, среди массовых форм внеаудиторной работы особенно эффективной является работа кружков и клуба иностранных языков «Ог-Ы8». Эта форма по своему характеру является массовой, так как предусматривает участие в ней широкого контингента студентов, включая комплекс разных по смыслу и форме мероприятий,

которые происходят в определенный период времени и направлены на реализацию задач комплексного подхода к воспитанию студентов-бакалавров. Такого рода клубы и кружки призваны оказывать содействие целенаправленной организации и систематизации всей внеаудиторной работы по иностранному языку. Творческие вечера, организуемые в рамках языковых кружков и клубов, являются своеобразным творческим отчетом, показателем творческих отношений между студентами и преподавателями. В ходе работы научных кружков студенты включаются в научноисследовательскую работу, которая органично сочетается с учебной деятельностью и помогает им овладеть современными методами поиска, обработки и использования информации, в том числе из иноязычных источников, нацеливает на творческую реализацию приобретаемых в вузе знаний, умений и навыков.

Таким образом, активная внеаудиторная деятельность повышает общий уровень владения иностранным языком, что отражается и на процессе обязательного обучения, развивает у студентов коммуникативные навыки и умения межличностного, профессионального межнационального общения, способствует становлению их нравственных основ, мировоззренческой и профессиональной культуры [2]. Личностные стратегии изучения языка во внеаудиторной деятельности являются реальной самостоятельной иноязычной деятельностью бакалавров с целью совершенствования уровня владения языком и удовлетворения познавательных потребностей. Внеаудиторная работа такого рода делает процесс изучения иностранного языка интересным, расширяя общий и филологический кругозор студентов и способствуя совершенствованию языковых компетенций студентов, развитию поликультур-ной личности будущего специалиста.

Таким образом, организуя самостоятельную работу студентов по иностранному языку, преподаватель должен создать условия, наиболее благоприятные для развития творческого потенциала бакалавров, координировать их деятельность, помогать преодолевать возможные трудности. Внеаудиторная работа нацелена на развитие индивидуальных способностей студентов, на повышение качества подготовки специалиста. Самостоятельная работа должна носить системный характер,

учитывающий специфику особенности преподавания языка во внеаудиторное время. Эффективная организация самостоятельной работы по иностранному языку рассматривается в настоящее время как одна из наиболее актуальных задач обучения в вузе. Это обусловлено тем, что выполнение различных видов самостоятельной работы способствует более эффективному овладению материалом, росту мотивации учения, стимулирует познавательные и профессиональные интересы, развивает творческую активность и инициативу.

Литература

1. Беляева А. Управление самостоятельной работой студентов // Высшее образование в России. 2003. № 6.С. 105-109.

2. Белякова М. А. Международная проектная деятельность как способ раскрытия творческого потенциала личности ученика // Иностранные языки в школе. 2007. № 3. С. 79-82.

3. Леонтьев А. А. Управление усвоением иностранного языка. М., 1975. С. 10-16.

4. Лужник Л. А. Организация самостоятельной работы студентов по ИЯ в цикле аудиторных-внеау-диторных занятий в техническом вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1974.

5. Современные подходы и инновационные технологии в обучении иностранным языкам в неязыковых вузах: метод. рекомендации для преподавателей образовательных учреждений МВД России / под ред. А. Х. Закирьяновой. Екатеринбург, 2009.

* * *

THE ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK OF STUDENTS-APPLICANTS FOR BACHELOR'S DEGREE ON THE FOREIGN LANGUAGE

Ye. I. Zimina

In this article approaches to a solution of the problem of the organization of teaching of a foreign language and control of independent work of students upon transition of higher education institutions to new system (bachelor and master's degree) are considered.

Key words: independent work, classes in foreign language, students-applicants for bachelor's degree, out-of-class work, for-eign-language communicative activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.