Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы по математическим дисциплинам в условиях балльно-рейтинговой системы на примере КГУ'

Организация самостоятельной работы по математическим дисциплинам в условиях балльно-рейтинговой системы на примере КГУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / МЕТОД ЗАДАЧ / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / STUDENT'S INDEPENDENT WORK / TASKS METHOD / RATING SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каштанова Елена Кирилловна

В статье описывается модель организации самостоятельной работы, которая сопровождает лекционный курс. За основу самостоятельной работы берется метод задач, который иллюстрируется на примере преподавания математической статистики для гуманитарных специальностей. Балльно-рейтинговая система рассматривается как один из способов активизации обучения студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каштанова Елена Кирилловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the model of student's independent work. The base of student's independent work is tasks method. This method is illustrated by examples teaching mathematical statistics for humanitarian disciplines. Rating system is considered as one of the method active learning students.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы по математическим дисциплинам в условиях балльно-рейтинговой системы на примере КГУ»

остаются на алгоритмическом (репродуктивном) уровне.

4. Наибольший эффект (до 20%) методика дает тогда, когда студент вовлекается в активную когнитивную деятельность по осмыслению, закреплению учебного материала и овладению им - в практическом применении этих знаний в профессиональной деятельности.

5. Реализация модели ГГП требует обеспечения квалифицированными преподавательскими кадрами, с высоким уровнем психолого-педагогической, информационной и профессиональной культуры.

Литература:

1. Якунин В. И., Сидорук Р. М., Рай-кин Л. И., Соснина О. А. Реализация стратегии информатизации геометрической графической подготовки инженеров в соответствии с требованиями информационной поддержки жизненного цикла и инфраструктуры. Сб. материалов семинара-совещания заведующих графическим кафедрами вузов РФ. -Казань: Изд-во Казанского государственного технического университета, 2006. -с.24-34.

2. Тунаков А. П. Чертежи будущего// Известия вузов. Авиационная техника. - 1997. - № 2. - С.98-102.

3. Душков Б. А. и др. Основы инженерной психологии. Учеб. пособие./ Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: « Высш. школа», 1977, 335с.

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В УСЛОВИЯХ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ НА ПРИМЕРЕ КГУ

Е. К. Каштанова

В статье описывается модель организации самостоятельной работы, которая сопровождает лекционный курс. За основу самостоятельной работы берется метод задач, который иллюстрируется на примере преподавания математической статистики для гуманитарных специальностей. Балльно-рей-тинговая система рассматривается как один из способов активизации обучения студентов.

Ключевые слова: самостоятельная работа, метод задач, балльно-рей-тинговая система

Organization independent work of the mathematical disciplines in conditions of rating system by the example of the KSY. The article describes the model of student's independent work. The base of student's independent work is tasks method. This method is illustrated by examples teaching mathematical statisticsfor humanitarian disciplines. Rating system is considered as one of the method active learning students.

Key words: student's independent work, tasks method, rating system

В настоящее время с введением новых стандартов увеличивается доля внеаудиторной самостоятельной работы (СР). Мы рассмотрим один из самых простых видов СР-изучение материала, который дополняет лекционный курс. Очень часто такая СР представляет собой указание страниц учебников, которые не рассматриваются на лекциях и практических занятиях. А результаты самостоятельного усвоения материала выясняются уже в конце семестра на зачете, экзамене, итоговом тесте. Конечно, работа с учебником - это очень важная часть процесса обучения. И она является основной в период сессии. Но в течение семестра есть возможность варьировать виды учебной нагрузки.

Психологи утверждают, что человек усваивает 10% информации, которую он слышит, 50% зрительно представляемой информации и 90% усваивается из практических действий и деятельности. Поэтому СР должна иметь деятельностный харак-

графики точечные

— оценки -N. -

тер. Эффективность усвоения материала значительно повышается, если СР представляет собой не просто изучение материала учебника, а небольшие задания и задачи, для выполнения которых студенту будет необходимо разобрать соответствующие темы дисциплины. Излагаемый здесь метод задач рассматривается с точки зрения математических наук, но он может быть применим и к другим наукам. Рассматриваемая здесь типология задач будет иллюстрирована примерами по курсу «Математическая статистика для социологов».

По своему содержанию задачи могут быть следующие.

1) Задачи только на данную тему. Решение таких задач помогает изучению нового материала (рис. 1).

2) Задачи, решения которых связаны с предыдущими темами. В этом случае происходит повторение и новое осмысление уже пройденного материала (рис. 1).

Корреляционный и регресссион-ный анализ

:£> - последовательность изложения тем * - связи между темами

Рис.1. Связи между темами и последовательность изложения тем

3) Задачи, которые представля- дисциплин. В этом случае реализуют-ют собой синтез нескольких учебных ся межпредметные связи (рис.2).

Рис. 2. Межпредметные связи

4) Задачи прикладного характера. Решение таких задач предполагает свободное владение материалом: студенты должны научиться распоз-

прикладные задачи

Рис

Такая классификация задач соответствует этапам понимания и осознания нового материала.

По уровню сложности и степени разнообразия задачи могут быть скомпонованы следующим образом. с

1) У всей группы единое задание, а данные - индивидуальные. Практика показывает, что при этом варианте студенты совместно разбирают задачи или консультируют друг друга. Такая форма СР способствует развитию ком-

навать знакомые структуры, явления, процессы; уметь идентифицировать проблему (задачу) с математической моделью (рис. 3).

муникативных навыков у студентов. Кроме того, студенты в процессе объяснения сами лучше усваивают материал.

2) Каждый студент получает индивидуальное задание. Этот вариант исключает списывание решений. Выполнение индивидуального задания реализует все «само»-функции студента: самообучение, самостоятельность, самоорганизацию, самоанализ, самопознание своей деятельности, самосовершенствование, самоконтроль.

3. Варианты прикладных задач

3) Задания СР состоят из двух блоков: блок обязательных заданий и блок заданий на выбор с указанной «стоимостью» в баллах.

4) Студенты сами выбирают задания на определенную сумму баллов. Банк заданий состоит из задач, дифференцированных по сложности. Но количество легких и средних задач ограничено таким образом, чтобы студент не мог набрать нужную ему сумму баллов только такими задачами.

Варианты 3 и 4 ставят студента в ситуацию выбора: он самостоятельно принимает решение о содержании своей СР, т. е. проявляет себя субъектом обучения.

5) По результатам предварительного тестирования студентов формируется несколько групп по уровням их подготовки. Преподаватель составляет индивидуальную программу для каждой группы студентов (можно использовать описанные выше четыре способа). В результате у студентов появляется дополнительная мотивация к учебе - желание перейти в группу более высокого уровня.

Самостоятельные работы по описанной методике для курса математической статистики мы проводим в КГУ с 2001г для различных специальностей (социологи, религиоведы, лингвисты, генетики, экономические специальности), они везде показали свою эффективность. Предмет «математическая статистика» в качестве примера был выбран не случайно. Изучение математической статистики на ука-

занных выше факультетах не требует глубоких базовых знаний по математике. Степень усвоения материала в большей степени зависит от желания и усердия самого студента, чем от его математических способностей. Эта дисциплина изучается почти на всех специальностях КГУ. Элементы математической статистики мы используем и в обычной повседневной жизни, не всегда замечая это.

Для примера рассмотрим СР, разработанные для студентов-социологов и применяемые в обучении в течение 8 лет (с 2002 по 2009 гг). Следует отметить, что представленные темы составляют инвариантную часть курса математической статистики для любой специальности, в них содержатся практически все основные понятия, положения, методы и приемы, используемые в математической статистике.

На рис.1 изображена последовательность изложения тем и связи между ними. Учитывая эту схему, была разработана типовая самостоятельная работа (таблица 1), которая включает в себя 3 блока:

1 блок - задания, подобные которым решаются на практических занятиях,

2 блок - задания самостоятельно разбираются студентами,

3 блок - этот блок не является обязательным, он для желающих набрать дополнительные баллы.

Задания самостоятельно разбираются студентами.

Таблица 1

Содержание СР по математической статистике для студентов-социологов

Номер СР Блок 1. Задания, подобные которым разбираются на практических занятиях (количество баллов) Блок 2. Задания самостоятельно разбираются студентами (количество баллов) Блок 3. Задания для желающих набрать дополнительные баллы. Задания не являются обязательными (количество баллов) Количество баллов

1 Построение полигона и гистограммы (2) Построение кумуляты (1) Построение огивы (1) 4

2 Вычисление выборочных среднего и дисперсии (3) Вычисление выборочных моды и медианы (2) Вычисление выборочных центральных и начальных моментов 3-го и 4-го порядков (2) 7

3 Построение интервальных оценок для среднего и дисперсии (3) Построение интервальной оценки для вероятности успеха (1) Построение интервальной оценки для коэффициента корреляции (данные из СР №5) (2) 6

4 Проверка статистических гипотез 1) проверка гипотезы о равенстве средних значений; 2) проверка гипотезы о равенстве дисперсий; 3) проверка гипотезы сопряженности признаков (6) Проверка статистических гипотез 1) проверка гипотезы о среднем значении; 2) проверка гипотезы однородности (4) Проверка гипотезы о значимости коэффициентов ранговой корреляции Спирме-на и Кендалла. (данные из СР №5) (2) 12

5 Вычисление выборочного коэффициента корреляции, построение корреляционного поля и линии регрессии. Вычисление коэффициентов ранговой корреляции Спирмена и Кендалла (6) Проверка гипотезы о значимости выборочного коэффициента корреляции. Вычисление мер связи, связанных со статистикой критерия хи-квадрат. Вычисление коэффициентов ассоциации и контингенции. (8) Вычисление мер связи у Гудмена и Краскала, меры ё Сомерса, коэффициент конкордации W Проверка гипотезы о значимости мер связи (данные из СР №5) (3) 17

ИТОГО 20 16 10 46

Таким образом, по обязательной части студенты могут набрать 36 баллов, а по дополнительной - еще 10 баллов.

Самостоятельные работы №№ 1-5 выполняются по одним данным. Студентам предлагается два варианта источника данных.

1 вариант: преподаватель раздает каждому студенту индивидуальные данные.

2 вариант более сложный, за который начисляются дополнительные баллы: студенты самостоятельно ищут данные в Интернете на статистических сайтах (например, http://www. gks. ru, http://www. tatarstat. ru, http://www. minfin. ru и др.).

Для раздела «Непараметрические показатели связи» СР №5 студенты самостоятельно подбирают данные в Интернете, используя предложенные адреса сайтов (http://www. gks. ru, http://www. wciom. ru, http://www. fom. ru, http://www. levada. ru, и др.) или другие сайты по своему желанию.

Для интернет-данных должны выполняться следующие условия: 1) обязательно указывается электронный адрес данных; 2) данные должны быть актуальными; 3) данные у студентов не должны совпадать.

Для выполнения последнего условия студентам придется сверять данные друг у друга. Большой объем СР №5 «Показатели связи» объясняется тем, что эта тема имеет наибольшее значение в профессии социолога. В помощь студентам было издано учебное пособие «Меры связи, применяемые в социологических исследованиях»[1]; также студентам предлагаются Интернет-ссылки. В 2009 году для обеспечения связи с группой мы исполь-

зовали информационные технологии: задание, данные, рейтинги студенты получали на электронный адрес их группы.

При такой структуре СР реализуются все типы задач по содержанию и уровню сложности. СР такого типа кроме обучающего характера имеет элементы исследования. Так, выполнение заданий по одним данным помогает студентам понять сущность характеристик математической статистики, их соотношение, взаимосвязи. По результатам вычислений студенты делают выводы в контексте исходных данных. СР сдается устно, что исключает бездумное списывание или «покупку» выполненной самостоятельной работы.

Подобные СР повышают уровень усвоения материала. Покажем это, используя методы математической статистики.

В качестве базы исследования были выбраны группы студентов КГУ периода с 2002 по 2007гг, в которых студенты выполняли СР. Это социологи (6 групп общей численностью 219 человек) и экономисты (24 группы общей численностью 648 человек). А в качестве контрольной группы (группы без СР) - студенты АГМУ при президенте РТ период с 2005 по 2009гг (16 групп общей численностью 320 человек). Во всех указанных группах количество часов по лекциям (26) и практике (18) совпадает, в АГМУ лекционных часов даже больше (32). Задачи на практических занятиях были одного уровня, а контрольные работы проводились по единому комплекту заданий. Для исследования были выбраны группы с одинаковой академической успеваемостью. По критерию

37

Вилкоксона [2] на уровне значимости 0,05 была проверена гипотеза «Н0: контрольная и экспериментальная группы не отличаются по уровню оценок» при альтернативной гипотезе «Н1: уровень оценок в контрольной группе ниже, чем в экспериментальной».

Для сравнения была взята группа АГМУ (контрольная группа «/=14 человек) и группа социологов КГУ (экспериментальная группа п2=30 человек).

Найденная статистика Вилкоксона )=237 асимптотически нормальна [2]

со средним = п1 (п1 + п1 + ) / 2 + 0,5 = 14(14 + 30 +1) / 2 + 0,5 = 315,5.

и дисперсией а) = п1 п2 (п1 + п1 +1) / 12 = 14.30(14 + 30 +)) / 12 = 1575.

Тогда критический уровень зна-

чимости,

7 237 315.5 \ 71575

И-

0,0239-

где Ф - стандартная нормальная функция распределения. Так как а < а

А крит

(0,0239<0,05), следовательно, нулевая гипотеза отвергается в пользу альтернативной. Это означает, что уровень оценок в группе АГМУ ниже уровня оценок в группе социологов (диаграмма 1, рис.4).

Диаграмма 2

0,6 0,5 0,4 0,3 0,2

□I

0,54

0,22 I

0,39

□ АГМУ ■ КГУ экон

Рис. 4. Сравнительные диаграммы результатов итоговых контрольных работ

Аналогично проводилось сравнение группы АГМУ («/=15 человек) и группы экономического факультета КГУ (п2=18 человек): (Г=208,5; ц =255.5;; а =0,0446. Наш вывод:

' ш " крит '

уровень оценок в группе АГМУ ниже уровня оценок в группе экономического факультета КГУ (диаграмма 2, рис.4).

Мы доказали, что в группах с СР оценки по контрольной работе выше, чем в группах, не выполнявших СР (рис. 4).

По результатам исследования можно сделать следующий вывод: различие в оценках по контрольным работам свидетельствует, что выполнение подобных СР повышает уровень осознания и усвоения предмета «математическая статистика».

Действующая в КГУ балльно-рейтинговая система (с 2007г) поз-

воляет сделать выводы о влиянии балльно-рейтинговой системы на успеваемость студентов, в частности на выполнение СР. Для исследования были взяты 6 групп социологов общей численностью 219 человек (период с 2002 по 2007гг), обучавшихся без бал-льно-рейтинговой системы и 2 группы социологов общей численностью 62 человек (2008, 2009гг), обучавшихся по балльно-рейтинговой системе. Для сравнения были выбраны группы с одинаковой академической успеваемостью. По критерию Вилкоксона на уровне значимости 0,05 была проверена гипотеза о том, что контрольная и экспериментальная группы не отличаются по уровню оценок. Процедура проверки гипотезы описана выше. Результаты проверки гипотез приводятся в таблице 2.

Таблица 2

Диаграмма 3 (рис.5) Диаграмма 4 (рис.5)

Контрольная группа п1=31 Экспериментальная группа п2=33 Статистика W=760 Среднее цш=1008 Дисперсия а =0,0004 крит ? Контрольная группа п1=31 Экспериментальная группа п2=25 Статистика W=697,5 Среднее цш=884 Дисперсия а =0,0011 крит

а=0,05. Т. к. а <а, то гипотеза о том, что контрольная и экспериментальная крит группы не отличаются по уровню оценок за СР, отвергается. Наш вывод: в экспериментальной группе уровень оценок выше, чем в контрольной.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

]контрольная группа ■ экспериментальная г Рис.5. Сравнительные диаграммы результатов самостоятельных работ

В результате было доказано, что в группах, обучавшихся по балльно-рейтинговой системе, оценки по СР выше, чем в группах, обучавшихся до введения указанной системы (рис. 5).

Для сопоставимости результатов оценки в баллах периода 2002-2007гг. были представлены в 6-уровневой системе оценок, принятой в балльно-рейтинговой системе: до 16 баллов -«неудовлетворительно», от 17 до 20 -«посредственно», от 21 до 24 - «удовлетворительно», от 25 до 28 - «хорошо», от 29 до 32 - «очень хорошо», от 33 до 36 - «отлично» (при мах=36 бал-

лов). Блок дополнительных заданий здесь не учитывался.

Результаты проведенного исследования подтверждают наше предположение о том, что при балльно-рей-тинговой системе уровень выполнения СР значительно выше, чем до введения этой системы. Более высокие оценки СР свидетельствуют о повышении уровня понимания предмета.

Организация СР с использованием заданий потребует составления как новых учебных и учебно-методических пособий для студентов, так и банка заданий. Учитывая, что обычно

в академической группе учится 15-20 студентов, формирование банка заданий вполне осуществимо. К тому же, к этой работе можно привлечь студентов, включив в их СР составление заданий (с «оплатой» в баллах). Работа по созданию банка заданий уже началась. В ходе выполнения СР мы использовали технологию «самообучения»: студенты-социологи формулировали задачи по данным статистических сайтов. В отличие от предыдущих заданий СР, которые являлись заданиями по образцу и реконструктивными, формулирование задач относится к творческому типу заданий. Чтобы грамотно сформулировать задачу, студент должен хорошо различать типы данных, разбираться в методах математической статистики, учитывать различные условия и, наконец, обладать широким кругозором - ведь результаты решения задач должны иметь практическое применение. Тему задачи студенты выбирали по своему желанию и в итоге большинство студентов (84%) выбрали тему «Точечные оценки». Учитывая эти результаты, на следующий год планируется упорядочить распределение тем для задач. Можно, например, ввести метод жеребьевки (традиционным способом -с помощью жетонов или более современным - с помощью датчика случайных чисел на компьютере). Другой вариант: дифференцировать темы по степени сложности с соответствующей оценкой в баллах.

В вузах итоговый контроль обычно осуществляется в конце семестра. Поэтому, чтобы не перегружать конец семестра, СР целесообразно разбить на несколько этапов. В начале семестра студентам раздаются (размещают-

ся на сайте) графики сдачи и баллы за каждое задание, минимальная сумма баллов, дифференциация оценок по количеству баллов. Периодический контроль способствует своевременному выявлению ошибок в понимании материала и решении задач. Системность выполнения СР, регулярный контроль преподавателя - все это дисциплинирует студентов, организует их. Полученные баллы мотивируют на дальнейшую учебу.

Практика показывает, что в условиях балльно-рейтинговой системы среди студентов возрастает дух соревновательности, состязательности. Студенты сами подходят и интересуются, как они могут еще набрать баллы. Такую инициативность надо поддерживать, стимулируя и поощряя их. Например, была установлена прогрессивная система дополнительных баллов за досрочно сданные задания и систему штрафов (снятие баллов) за опоздание по срокам сдачи. Также были выделены специальные задачи для желающих набрать дополнительные баллы (блок 3 таблица 1).

При некоторых указанных в статье вариантах СР возможна ситуация, когда у студента будет «перебор» баллов, т. е. он наберет больше максимально возможного числа. В этом случае предусмотрены поощрения и льготы на зачете и экзамене. Например, если количество баллов (БАЛЛ), набранных студентом-социологом в течение семестра, превышает 50, то к экзаменационной оценке будет добавлена величина (БАЛЛ-50)/2.

Результаты сдачи СР нужно сделать максимально открытыми. И самый лучший вариант - это размещение рейтингов студентов (промежуточных

41

и итоговых) на сайте факультета. Поскольку организация динамического сайта процесс достаточно сложный, то в настоящее время все результаты контрольных и самостоятельных работ студенты получают на электронный адрес их группы. Но даже такой «усеченный» вариант, когда рейтинги доступны лишь внутри самой группы, показал свою эффективность. Студенты могли оперативно посмотреть результаты по мобильному телефону (смартфону и т.д.) и были случаи, когда уже через 20 минут студенты приходили с вопросами о своих оценках. Студенты продемонстрировали заинтересованность в своих оценках, было много желающих набрать дополнительные баллы. В следующем году для создания общего экрана успеваемости предполагается рассылка единого файла успеваемости. Такая публичность результатов обучения стимулирует студентов более ответственно относиться к учебе. Ведь мало желающих оказаться в конце списка с низкими баллами. Наглядная картина «собственных достижений» позволяет студенту провести самоанализ о причинах снижения или увеличения рейтинга, о методах, которые способствовали улучшению рейтинга, о неиспользованных резервах. Бывает полезно провести подобный анализ и в отношении других студентов, учесть их опыт. В целом действия студентов можно охарактеризовать как более осознанные и целеустремленные (по сравнению со студентами, обучавшимися без балльно-рейтинговой системы).

В мировой практике последнего времени мобильные средства связи (телефоны, коммуникаторы, смартфоны) 42

рассматриваются не только как средства коммуникации, но и как средства обучения [3]. Характер использования мобильных средств связи нашими студентами это подтверждает (применение Интернета, ссылки, шпаргалки и т.д.). Поэтому в будущем планируется ввести в обучение элементы т-Learning (мобильное обучение).

По некоторым видам СР можно составлять рейтинги групп и потоков. Подобные рейтинги будут способствовать воспитанию чувства коллективной ответственности. Ведь такая ситуация принципиально меняет расстановку сил: студенты уже не конкурируют внутри группы за рейтинг, а представляют собой коллектив, в котором каждый отвечает за общий результат. Студенты взаимодействуют между собой, сотрудничают, консультируют друг друга, приобретают навыки работы в команде. А если еще деканат или профком поощрит лучшие студенческие группы «небалльным» образом, то у студентов появятся новые стимулы к учебе.

Наши исследования о проведении СР в условиях балльно-рейтинговой системы позволяют сделать следующие выводы:

• Выполнение студентами СР повышает уровень понимания предмета и, как следствие, их успеваемость.

• Балльно-рейтинговая система является стимулирующим фактором для обучения. Накопительная система баллов, бонусы и штрафы, рейтинги способствуют повышению мотивации студентов к учебе, их активности, успеваемости.

Балльно-рейтинговая система внесла много новых элементов в учеб-

ный процесс, добавила новые эмоции и краски в студенческую жизнь. Здоровая конкуренция, состязательность формируют такие черты характера как упорство, настойчивость, целеустремленность, амбициозность. Обучение в условиях балльно-рейтинговой системы, которая по своей сути является отражением рыночной экономики, способствует становлению личности, психологически готовой к конкуренции.

Литература:

1. Каштанова Е. К. Меры связи, применяемые в социологических исследованиях. - Казань: Изд-во КГУ, 2006 -71 с.

2. Симушкин С. В. Теоретические аспекты заданий курсового проекта по математической статистике. - Казань: Изд-во КГУ, 2004 - с.43-45.

3. Немцев А., Беленко В. Система непрерывного профессионального развития кадров на основе ДО// Высшее образование в России. - 2008. - № 9. - С.122,123.

ПОДГОТОВКА, ПЕРЕПОДГОТОВКА И ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Овсянникова А. В.

В данной статье рассмотрена на сегодняшний день актуальная проблема перехода от периодического повышения квалификации преподавателей вузов к их непрерывному образованию через создание единой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров высшей школы. Проведен анализ истории и развития факультетов и институтов повышения квалификации в нашей стране.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, непрерывное образование, повышение квалификации.

In this article the date the actual problem of transition from the periodic refresher faculty members for their continuing education through the creation of a unified system of training, retraining and upgrading of scientific and pedagogical staff of higher education. The analysis of the history and development of faculties and institutes of excellence in our country.

Key words: professional competence, continuing education, advanced training.

В повышении квалификации преподавателя высшей школы важную роль играет существующая в отечественном послевузовском образовании система ФПК и ИПК (факультетов и институтов повышения квалифика-

ции). Главным звеном этой системы стали факультеты повышения квалификации (ФПК), открытые при ведущих вузах страны в 1967-1968 годы. Основными направлениями их работы стали повышение профессиональной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.