Научная статья на тему 'Организация родительского мониторинга и использование социально-оздоровительных технологий, повышающих воспитательные и оздоровительные ресурсы семьи'

Организация родительского мониторинга и использование социально-оздоровительных технологий, повышающих воспитательные и оздоровительные ресурсы семьи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
113
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Калашникова Е. А.

У большинства родителей вызывают отчаяние те или иные отрицательные проявления в поведении ребенка 5-7 лет. Не владея определенным набором знаний и умений, родители часто допускают ошибки. Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Поэтому, появилась необходимость родительского всеобуча по организации мониторинга за психическим здоровьем их детей. Зная о возрастных особенностях и возможностях своего ребёнка, родители могут корректировать личностные отклонения самостоятельно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Калашникова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация родительского мониторинга и использование социально-оздоровительных технологий, повышающих воспитательные и оздоровительные ресурсы семьи»

Организация родительского мониторинга и использование социально-оздоровительных технологий, повышающих воспитательные и оздоровительные ресурсы

семьи

Калашникова Е. А.,

педагог-психолог МДО У «Солнышко», Чульман, Саха (Якутия), Россия

Аннотация. У большинства родителей вызывают отчаяние те или иные отрицательные проявления в поведении ребенка 5-7 лет. Не владея определенным набором знаний и умений, родители часто допускают ошибки. Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Поэтому, появилась необходимость родительского всеобуча по организации мониторинга за психическим здоровьем их детей. Зная о возрастных особенностях и возможностях своего ребёнка, родители могут корректировать личностные отклонения самостоятельно.

Психическое здоровье рассматривается как состояние душевного благополучия, характеризующее отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающееся адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельности. Отечественные и зарубежные специалисты в области психологии и педагогики активно ведут научный поиск, сравнивая эффективность различных профилактических мероприятий, позволяющих уменьшить число заболеваний и их тяжесть. Самыми эффективными были признаны меры профилактики, осуществляемые самими пациентами или их родителями, обученными специалистами в области здорового образа жизни.

Формирование правильного поведения легче всего происходит в детстве. Исследования петербургского психолога Ореховой О.А. доказали, что сенситивным периодом формирования позитивного и негативного отношения к важнейшим сторонам жизнедеятельности человека, в том числе к здоровому образу жизни, является короткий возрастной период с 5 до 7 лет. (Орехова О.А. 2008. - 176с.) В этом возрасте ребенок формирует главные модели своего поведения и эмоционального отношения к здоровому образу жизни, подражая самым влиятельным для него людям - родителям. Это обусловлено возрастной физиологией его мозга. Профессор В.Б. Слезин описал отличительные признаки семейного уровня сознания дошкольника, воспринимающего мир через общение с родителями (Слезин В.Б. 2003.- 123-132с.). Не случайно девизом детских профилактических программ Всемирной Организации Здравоохранения является: «Здоровый ребенок в здоровой семье. Родители как никто другой, должны быть заинтересованы в правдивой информации о развитии своего ребенка. К 7 годам заканчивается период самого сильного влияния родителей на ребенка. Далее на первое место выйдет окружающая среда. Но, она не может оказать на личность и здоровье ребенка такого положительного действия, как оказывает на него здоровая семья.

Для того чтобы воспитать добрых, успешных, здоровых, счастливых детей, мы решили вооружить родителей комфортными методами. Методами, облегчающими достижение желанного родителями результата воспитания ребенка, делающими жизнь родителей гармоничной и счастливой. Специалисты называют эти методы - социально-оздоровительными технологиями, повышающими воспитательные и оздоровительные ресурсы семей. Технологиями они называются потому, что дают четко отслеживаемый в динамике результат. Родители могут сами провести тестирование до начала какой - либо оздоровительной технологии, а затем через полгода убедится в ее эффективности.

Целью нашей работы явилась: Организация родительского мониторинга и внедрение программы «К здоровой семье через детский сад»

В результате:

■ Познакомили участников - родителей с содержанием Программы «К здоровой семье через детский сад»

■ Вызвали у родителей интерес и желание участвовать в диагностических процедурах, изучая здоровье детей.

■ Вооружили моделями поведения, которые помогли их детям адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях.

Перспективы дальнейшего развития:

данная деятельность, считаем, отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на повышение воспитательной здоровьесберегающей культуры родительства.

Отечественные и зарубежные специалисты в области психологии и педагогики активно ведут научный поиск, сравнивая эффективность различных профилактических мероприятий, позволяющих уменьшить число заболеваний и их тяжесть. Самыми эффективными были признаны меры профилактики, осуществляемые самими пациентами или их родителями, обученными специалистами в области здорового образа жизни.

В связи с этим в нашей работе были выделены основные направления:

- исследование психического здоровья детей с помощью диагностических процедур;

- оказание профессионального содействия в повышении воспитательного и образовательного потенциала семьи;

- организация родительского мониторинга.

Возраст 19 испытуемых детей от 5 до 7 лет. Психическое здоровье изучали с помощью диагностической программы «К здоровой семье через детский сад»; «Экспресс оценки здоровья детей»; «Методики экспресс-оценки психологической комфортности»; «Теста оценки социальной успешности ребенка», предложенными для апробации авторскими коллективами Санкт-Петербургского Государственного института

психологии и социальной работы, Ленинградского областного института развития образования.

Совместная деятельность была организована в 3 этапа:

- проведение мониторинга здоровья детей 5-7 летнего возраста (осень).

- проведение мониторинга здоровья детей 5-7 летнего возраста (весна).

- сравнительный анализ показателей мониторинга (осень-весна)

Методические указания по проведению тестов:

Тестирование проводилось только по желанию родителей. Соблюдалась конфиденциальность полученных результатов: в сводной таблице результатов всей группы фамилии детей не указывали, а только коды фамилий - порядковый номер фамилии ребенка в списке детей группы. С результатами тестирования ребенка знакомились только его родители и специалисты, отвечающие за его здоровье и развитие. Обсуждались результаты без произнесения фамилий детей и общие достижения и проблемы группы детей.

-♦—до —■—после

Рис.1. Сравнительный анализ показателей по мониторингу

Исследуя показатели на протяжении учебного года, считаем, что нам удалось найти самые приемлемые эффективные социально-оздоровительные технологии, доступные для выполнения их ребёнком вместе с родителями дома и с воспитателями в детском саду. Данная методика была применена для скрининга разнообразных показателей оценки эффективности социально-оздоровительных технологий, повышающих воспитательные и оздоровительные ресурсы семей дошкольников: антропометрические, функциональные резервы здоровья, ортопедические показатели, эмоциональное развитие личности, заболеваемость. Большую часть тестов родители самостоятельно могли выполнять на родительских собраниях, семинарских занятиях, на встречах в семейном клубе «Здоровей-ка».

Рис.2. Сравнительный анализ показателей по типу развития

Показатели по развитию личности ребёнка были признаны лучшими в России в рамках 3 Всероссийского конкурса «К здоровой семье через детский сад».

По материалам проведённого исследования можно сделать следующие выводы:

1. Показана эффективность и результативность совместной деятельности семьи и ДОУ в изучении психического здоровья детей.

2. Каждая семья получила возможность оценивать и улучшать определённые аспекты психического здоровья ребёнка, необходимые для удовлетворения родительского запроса - лёгкого обучения ребёнка и достижения им успехов в жизни.

Наш опыт показал, что специалисты способны создать особую развивающую среду для обучения родителей и детей особым социально-оздоровительным технологиям. Такой технологией является - включение родителей в процесс оздоровления детей через совместную со специалистами оценку психического здоровья.

Литература

1. Грановская Р.М. 2000. Психологическая защита у детей. СПб.

2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.,

3. Мухина В.С. 1997. Возрастная психология. М.

4. Обухова Л.Ф. 1995. Детская психология. М.

□ 1тип

□ 2тип

□ 3тип

□ 4тип

5. - Монография: Орехова О.А. 2008. Цветовая диагностика Эмоций. Типология развития.- СПб.: Речь, М.: Сфера.- 176 с.

6. -Межвузовский сборник научных трудов «Образование как фактор духовно-нравственного и социально-экономического развития России» Слезин В.Б. 2003 Проблемы духовно-нравственной психофизиологии населения в информационный век./ СПб. 123-132с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.