Научная статья на тему 'Организация работы вожатых в оздоровительном лагере интеграционного типа'

Организация работы вожатых в оздоровительном лагере интеграционного типа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3047
391
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация работы вожатых в оздоровительном лагере интеграционного типа»

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ВОЖАТЫХ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ

ИНТЕГРАЦИОННОГО ТИПА

ЧАГИНА Н.С.

В данной статье мы подитожим накопленный опыт работы вожатых в детском оздоровительном лагере интеграционного типа «Наш Дом» и попытаемся разобраться, какую роль вынужден брать на себя вожатый в современных условиях и остается ли он после этого вожатым?

Формированию социально-педагогической компетентности вожатого уделено особое внимание в разработанном, автором данной статьи, спецкурсе, который апробировался в коллективе детского оздоровительного лагеря интеграционного типа «Наш Дом» на протяжении нескольких лет. Проведенное автором исследование свидетельствует о дефиците социально-педагогической составляющей в подготовке вожатых к работе в лагере. Для устранения данных сложностей был разработан спецкурс, способствующий усилению данной направленности. Изучение курса способствует ознакомлению слушателей (в большинстве случаев это вожатые) с социально-педагогическими методиками и технологиями работы, овладению методами социально - педагогической диагностики. Приобретенные знания и умения содействуют работе вожатых с социальными проблемами детей.

Заметим, что база для опытно-экспериментальной работы была выбрана не случайно: лагерь «Наш дом», организованный в 1993 году назван в память об одном из детских домов Я.Корчака в Варшаве и отличается от традиционных детских оздоровительных лагерей. В основе его деятельности лежит гуманистическая идея интеграции больных и здоровых детей.

Вожатский состав лагеря специфичен. В нем работают вожатые из России, Украины, Голландии, Германии, США и Швейцарии - активные участники корчаковского движения в своих странах. Они волонтеры, работающие добровольно и бесплатно; студенты педагогических и других вузов, молодые педагоги, социальные работники, психологи, переводчики, актеры, музыканты, инженеры, проявляющие большой интерес к проблемам детей-инвалидов и сирот. Восемь летних лагерей были организованы в Таганроге, Евпатории, Судаке, Солотче Рязанской области, г. Пущино Московской области, Пасейве в Голландии, четыре зимних - в Москве и Московской области. В двенадцати лагерях провели каникулы более тысячи детей.

Руководство в лагере интеграционного типа «Наш Дом» носит мягкий, недирективный характер, оно осуществляется в основном опосредовано - через создание гуманной атмосферы, организацию диалогового взаимодействия. Это возможно при условии высокого уровня профессиональной компетентности руководителя, которое складывается из знания теории гуманистического воспитания и педагогического наследия Я. Корчака.

В лагере нет вожатых, есть мамы и папы, а отряды называются «семьями». В «семьях» старшие помогают младшим, здоровые - больным, взрослые - детям, а дети - педагогам. Введен гибкий режим, обеспечивающий высокую степень свободы - например, ребенок может в любой момент перейти в другую «семью», переселиться в другую комнату, решить, хочет ли он участвовать в том или ином мероприятии и т.д. Одновременно используются формы работы, адекватные специфическим условиям интеграции: «одомашненная» среда (дети живут не в отрядах, а в «семьях», численностью 10-12 человек). Сложилась система праздников и традиций. Так, например, каждый день заканчивается «орлятским песенным кругом», для вожатых и педагогического состава - ночной планеркой.

В условиях лагеря интеграционного типа на вожатого, помимо обычных функций, таких как: организация разнообразной деятельности детей в отряде, включение отряда в деятельность коллектива лагеря, соблюдение режима дня, организация различных

досуговых программ и т.д., ложатся и выполнение функций, которые по всем стандартам должен выполнять социальный педагог. А именно:

• изучение психолого-медико-педагогических особенностей личности ребенка, его отношений с другими детьми, состояние в конфликтных ситуациях (диагностическая функция);

• выявление интересов и потребностей, трудностей и проблем, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении и своевременное оказание социальной помощи и поддержки;

• включение ребенка в окружающую его среду, помощь в процессе адаптации к новым социальным условиям;

• определение задач, форм и методов социально-педагогической работы, способов личных и социальных проблем;

• организация различных видов социально ценной деятельности воспитанников;

• установление гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде и др.

В современной образовательной и воспитательной практике процесс дифференциации детей идет весьма интенсивно: работают школы для одаренных детей; организуются классы коррекции для детей с проблемами в обучении. В нашем опыте работы в лагере воспитательный процесс также начинается с дифференциации детей по самым разным основаниям. Мы упоминали об этом выше. Несмотря на это дифференциация имеет еще одну нагрузку - благодаря ей идет поиск возможностей для интеграции (совместное бытие, совместная творческая деятельность и совместные эмоциональные переживания детей) дифференцированных групп детей в единое сообщество, создается новое сообщество. Детям дается возможность приобрести опыт сосуществования в интеграционной среде, которая близка реальной жизненной ситуации.

Идея интеграции больных и здоровых детей родилась в процессе ознакомления в 1992 году студентов, активных членов корчаковского движения, с опытом работы с детьми-ивалидами в лагерях, организованных Детским орденом милосердия (Г.В.Никанорова). Идея заключалась в организации совместного отдыха детей-инвалидов и здоровых детей. Первый лагерь был организован в 1993 году в Таганроге. В нем вместе со здоровыми детьми жили дети - инвалиды: глухие и слабослышащие, слепые и слабовидящие, слепо-глухо-немые дети из Загорска, дети с ДЦП и увечьями.

Необходимость освоения вожатыми, работающими в лагере интеграционного типа, данной области знаний, связана, как нам кажется, со следующими причинами:

• Необходимость работы вожатого с различными категориями детей. В одном отряде оказываются дети из разных социальных групп, дети из социально неблагополучных, неполных семей и т.п., и к каждому нужно найти свой подход и методы воздействия. Естественно то социальное напряжение, которое передается детям, сказывается на отношениях между детьми в лагере: агрессия, низкий уровень толерантности, неумение строить мирные отношения с детьми разных рас, национальностей и т.д. Все это напрямую отражается на деятельности вжатого, ставит перед ним новые задачи, усложняет содержание его деятельности.

• Специфика работы вожатого в условиях лагеря интеграционного типа. Работа с вожатыми осуществляется и в течение года. Для вожатых, проживающих в Москве и

Московской области, проводятся сборы, на которых обсуждаются актуальные проблемы

работы вожатого. Вожатые из других городов и стран находятся в постоянной контакте, используя для этого самые современные средства электронной коммуникации. Во время работы лагеря продолжаются интенсивные консультации руководителя с вожатыми. Это и ежедневные вожатские планерки, и посещение «семейных мероприятий, и индивидуальные консультации. В лагере в центре внимания руководителя разрешение конфликтных ситуаций, проблемы работы вожатых с детьми-инвалидами, сиротами, с

малышами, подростками, юношами и девушками, с детьми из других стран - набор проблем интеграции. Большое внимание уделяется поощрению вожатых. Помимо причин, обуславливающих необходимость освоения вожатыми, работающими в интеграционный лагерях, социально-педагогических функций, необходимо отметить важность создания условий для их реализации. Мы говорим о гуманистических началах, заложенных в систему деятельности лагеря «Наш Дом» и разделение этих начал коллективом лагеря, а это даст возможность ребенку почувствовать себя нужным, принятым сообществом, поможет приобрести опыт общения с товарищами из другой социальной среды. Вожатый призван помочь каждому ребенку увидеть то прекрасное, что есть в человеческих отношениях и направить взгляд ребенка на позитивные стороны жизни. Так как именно в детском возрасте для ребенка важно найти себя в сложной, не всегда справедливой жизни. Именно поэтому первой и наиболее важной, на наш взгляд, функцией вожатого, работающего в условиях лагеря интеграционного типа, является помощь детям в процессе адаптации к новым социальным условиям. На вожатого возложены функции организации жизнедеятельность отряда так, чтобы каждый ребенок чувствовал себя принятым и понятым, как взрослыми, так и своими сверстниками. Однако между ними могут возникнуть и конфликтные ситуации, приводящие к психологическим стрессам. Очень важно, чтобы вожатый увидел назревающую проблему и направил детей на разрешение конфликта.

Таким образом, одним из важных условий успешной работы вожатого в лагере интеграционного типа является умение быстро и точно определять и анализировать сложившиеся трудные ситуации во взаимоотношениях между детьми, а также между ребенком и взрослым, знать и использовать в своей работе специальные методы коррекции поведения.

Ученые полагают, что все виды деятельности педагога, работающего с детьми в оздоровительном лагере, имеют социально-педагогический потенциал. Поэтому было бы целесообразным использовать его как можно более полно. Например, развлечение, отдых, общение. Развлечение как досуговая деятельность имеет компенсационный характер, возмещает затраты на трудовую деятельность. Отдых -освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможность открытого выражения своих чувств. Общение осуществляется в процессе взаимодействия работников лагеря с их подопечными, в котором происходит обмен опытом, знаниями, мыслями, оценками, суждениями, навыками, умениями и результатами деятельности. Общение является необходимым условием развития и формирования личности как ребенка так и взрослого. А изучение манеры и способа общения того или иного ребенка дает интересный материал для социально-педагогической деятельности вожатого.

На сегодняшний день в культурно-досуговой деятельности выделяют такие социальнопедагогические функции, как рекреация - снятие индивидуальных и групповых напряжений, восстановление сил, компенсация - возмещение, уравновешивание сил, коммуникация. Все эти функции «ложатся на плечи» вожатого и единственным помощником, который поможет и направит, является руководитель лагеря.

Однако, руководитель лагеря в работе с вожатыми отказывается от их опеки, а помогает каждому вожатому в определении своего особенного маршрута в лагере, проходя которым каждый бы имел возможность импровизировать, отклоняться от маршрута, но все равно каждый прошел его весь. Речь идет о принципе свободы в совместно построенном пространстве. В педагогическом плане главными задачами было обучению работе с детьми, формирование рефлексии, запуск механизмов понимания и организации коммуникаций. Самое важное в этих процессах - бережное отношение к энергии поиска каждым вожатым (и в рамках команды) своего направления, своего стиля общения с детьми, своего почерка, постоянное побуждение со стороны руководителя азартного интереса к опыту коллеги, создание творческой атмосферы, всемерное поощрение каждого участника воспитательного процесса за творческую находку.

Вожатые постоянно ведут наблюдения, собирают и издают их, фиксируя и отражая общую работу в лагере для тех кто займет их место завтра. Сегодня в архиве лагеря более 1000 страниц - это тексты общелагерной газеты-дневника «Дни нашей жизни» (40 выпусков), газет «Парламентский вестник», семейные газеты, сценарии видеофильмов, стихи, написанные слепыми и зрячими детьми, рисунки, фотографии и т.д. Все эти материалы служат нескольким целям, но самое главное - они способствуют постоянному росту уровня профессионализма вожатых лагеря.

Владение знаниями возрастных особенностей и особенностей поведения детей из различных социальных групп, методами и средствами коррекции поведения, формами социально-педагогической работы, как индивидуальными (тестирование, консультирование), массовыми (конкурс, фестиваль), так и коллективными (тренинги, деловые игры, создание проблемных ситуаций, творческие мастерские). Использование в работе вожатого как традиционных, так и инновационных форм (интеграция детей с ограниченными возможностями и здоровых детей, детей разных рас и национальностей). Данное расширение функционала вожатого, работающего в лагере интеграционного типа, овладение им теорией и практикой социальной работы вынужденная мера, а не веяние моды. Вот и приходится вожатому в одиночку примерять на себя различные роли (родители, социальные педагоги, друзья и т.д.). И если наш опыт организации деятельности вожатого в лагере интеграционного типа «Наш Дом» окажет помощь пусть даже одному вожатому, и решит хотя бы одно его затруднение в общении с детьми, мы будем считать, что наши ошибки и достижения были не напрасны.

Список литературы

1. Фирсов М.В., Студенов Е.Г. Теория социальной работы: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - С. 212

2. Золотарева А.В. Дополнительное образование детей: теория и методика социальнопедагогической деятельности / Худож. А.А. Селиванов. - Ярославль: Академия развития, 2004. - 304 с. - (Методика воспитательной работы в школе). - С. 57

3. Демакова И.Д. Гуманизация пространства детства: теория и практика. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». - М.: Изд. дом «Новый учебник», 2003. -256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.