Научная статья на тему 'Организация работы по развитию речи детей дошкольного возраста в Монтессори-образовании'

Организация работы по развитию речи детей дошкольного возраста в Монтессори-образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2037
421
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афанасьева О. В.

В статье рассматриваются вопросы организации работы по развитию речи детей дошкольного возраста в Монтессори-образовании. Представлен анализ подходов к организации речевого воспитания дошкольников в классической Монтессори-педагогике. Предложена система работы по развитию речи детей в Монтессори-образовании, учитывающая современные требования к освоению родного языка детьми дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация работы по развитию речи детей дошкольного возраста в Монтессори-образовании»

Список литературы:

1. Богатеева З.А. Занятия аппликацией в детском саду. - М.: Просвещение, 1988. - С. 4.

2. Волкова А. А. Дошкольное воспитание. - 1933. - № 7-8.

3. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. - М.: Мозаика-синтез, 2005. - С. 5.

4. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 1981. -С. 52.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МОНТЕССОРИ-ОБРАЗОВАНИИ

© Афанасьева О.В.*

Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оренбургского государственного университета, г. Орск

В статье рассматриваются вопросы организации работы по развитию речи детей дошкольного возраста в Монтессори-образовании. Представлен анализ подходов к организации речевого воспитания дошкольников в классической Монтессори-педагогике. Предложена система работы по развитию речи детей в Монтессори-образовании, учитывающая современные требования к освоению родного языка детьми дошкольного возраста.

Новая личностно-ориентированная модель дошкольного образования поставила в центр внимания конкретную личность с её индивидуальным своеобразием, возрастными особенностями и темпом развития. Поиск средств и методов, позволяющих реализовать ребенку свой возрастной потенциал и индивидуальность обратил внимание практиков, исследователей к педагогическим идеями западного человекознания и, в частности, к образовательной системе педагога Марии Монтессори.

Отличительной особенностью педагогики М. Монтессори является её наднациональный характер, что позволяет использовать данную педагогическую систему в условиях различных стран. Ме^ду тем, адаптация педагогической системы М. Монтессори предполагает изменение системы с учётом особенностей принимающей культуры. В этом аспекте необходима проработка содержания обучения с целью обеспечения качества Российского образования. Цель настоящего исследования заключается в обосновании

* Старший преподаватель кафедры Педагогики и методики дошкольного образования.

системы работы по развитию речи детей дошкольного возраста в отечественном Монтессори-образовании.

На сегодняшний день система обучения дошкольников родному языку представляет собой сложное системное образование. Организация речевого развития детей дошкольного возраста строится с учетом методических принципов, определяющих выбор содержания, методов и приемов обучения речи в соответствии с задачами речевого развития детей.

Исследования, проведенные в лаборатории развития речи Института дошкольного воспитания АПН СССР (ныне - Институт дошкольного образования и семейного воспитания РАО) под руководством Ф.А. Сохина опровергли распространенную точку зрения на развитие речи как на процесс, основанном на подражании, интуитивном, неосознанном усвоении языка. Они показали, что главными должны быть задачи формирования языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка, на основе чего у детей развивается интерес к родному языку и тем самым обеспечивается творческий характер речи (Ф.А. Сохин, А.Г. Арушанова, О.С. Ушакова, Е.М. Струнина, A.A. Смага, М.С. Лаврик, А.И. Максаков, Е.А. Смирнова, Н.Г. Смольникова, A.A. Зрожевская и др.) [2, 6].

Результаты исследований позволили определить новые принципы построения содержания и методики развития речи и обучения родному языку дошкольников в детском саду, которые нашли свое отражение в «Типовой программе воспитания и обучения в детском саду» (1984), «Программе развития речи детей дошкольного возраста в детском саду» (О.С. Ушакова, 2001, 2006).

Выделены следующие методические принципы обучения детей родному языку:

- принцип формирования речевой деятельности детей как активного процесса говорения и понимания;

- принцип взаимосвязи всех сторон языка: фонетической, лексической и грамматической;

- принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей;

- принцип коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи;

- принцип мотивации речевой деятельности;

- принцип формирования элементарного осознания явлений языка [4, 7].

Основной целью речевого развития детей дошкольного возраста выступает овладение нормами и правилами родного языка, развитие их коммуникативных способностей. Она включает ряд частных задач, среди которых: воспитание звуковой культуры речи, развитие словаря, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи. В каждой из сторон речи имеется узловое новообразование, которое позволяет вычленить

приоритетные линии работы. В воспитании звуковой культуры речи особое внимание работе над интонационной выразительностью, темпом, дикцией и плавностью изложения высказывания. В словарной работе акцент делается на раскрытие семантики слова, семантических отношений между словами. При усвоении грамматического строя речи главной задачей является освоение способов словообразования разных частей речи, формирование языковых обобщений, построение синтаксических конструкций. В центре развития связной речи находится обучение умению использовать разнообразные средства связи (между словами, предложениями, частями текста), формирование представлений о структуре разных типов текста -описания, повествования, рассуждение [2, 5].

Развитие речи и речевого общения детей дошкольного возраста осуществляется в различных видах деятельности (общении, учебной деятельности, игре, труде, бытовой деятельности). Наиболее важным видом деятельности по формированию речи является обучение на специальных занятиях. В методике развития речи и обучения родному языку, разрабатываемой в рамках концепции Ф.А. Сохина, определен ведущий тип занятия по развитию речи - комплексное занятие. На таком занятии решаются разные, но взаимосвязанные задачи, охватывающие все стороны речевого развития (фонетическую, лексическую, грамматическую), и на их основе строится решение главной задачи - развитие связной речи [4, 5].

Адаптации педагогической системы М. Монтессори предполагает её изменение с учетом современных требований к качеству образования в России. Педагогическая концепция М. Монтессори включает в себя методологическую базу, основанную на признании субъектной позиции ребенка; идею создания специально подготовленной среды, в которой осуществляется свободная работа детей с материалами автодидактического характера; вариативную модель обучения детей разных возрастных групп. Реорганизация классической Монтессори-педагогики не должна противоречить её основополагающим принципам.

Рассмотрим концептуальные подходы к организации речевого воспитания детей дошкольного возраста в Монтессори-педагогике.

Речевое развитие детей осуществляется по трем основным направлениям:

- формирование понятийной системы, включающее расширение словарного запаса, классификацию и систематизацию предметного словаря;

- работа над правильным произношением;

- обучение письму и чтению.

Расширение словарного запаса осуществляется опосредованно через упражнения в практической жизни, работу сенсорным и математическим материалом. Также с целью обогащения словаря используются уроки. В структуре урока должны быть учтены три ступени:

1. установление связи ме^ду предметом или признаком и названием - «презентация материала»;

2. распознание предмета, который соответствует названию (педагог проверяет, ассоциируется ли название предмета с самим предметом, предлагая ребёнку выполнить действия с ними);

3. запоминание слова, соответствующего предмета или признака.

Для систематизации и классификации словаря используется дидактический материал, предполагающий упражнения в классификации предметного словаря по основным группам - человек и предметы, животные, растения («Набор карт», «Слова в трех коробочках», «Предмет-картинка», «Картинки и предметы из окружающей жизни» и др.).

Особое внимание М. Монтессори уделяла вопросам формирования и коррекции звукопроизношения. Она считала, что дефекты речи детей обусловлены воспитанием, и предлагала их исправлять с помощью специальных упражнений. К таким упражнениям она относила упражнения в молчании, подготавливающие нервные пути речи к совершенному восприятию новых звуков; упражнения в отчётливом произношении слов вслед за педагогом; упражнения в графической речи, анализирующие звуки в процессе перевода их в буквы или написания слов; гимнастические упражнения на тренировку дыхания и артикуляции.

Обучение письму в системе Монтессори предшествует обучению чтению, так как, по мнению автора, процесс письма проще чтения: он не предполагает понимания чужих мыслей и опирается преимущественно на мелкую моторику рук, в то время как чтение - сложный интеллектуальный процесс. Монтессори М. выделяет две основные группы навыков, необходимых для письма: моторные и интеллектуальные. Моторные навыки включают свободное движение кисти руки, способность координировать глаз и руку. К интеллектуальным навыкам относятся: владение словарём, способность слышать отдельные звуки в слове и, наоборот, синтезировать слово из звуков, знание символов, соответствующих звукам, - букв. Перечисленные навыки формируются как опосредованно, в ходе выполнения упражнений в практической жизни и работы с сенсорным материалом, так и напрямую, с помощью металлических фигур вкладышей, звуковых игр, букв из песчаной бумаги и подвижного алфавита.

Обучение чтению строится на принципах «от конкретного к абстрактному» и «от простого к сложному». Начинают дети с «интуитивного» чтения названий предметов из окружающей среды, затем переходят к чтению названий предметов, изображённых на картинке, и на последнем этапе осваивают собственно чтение слов без опоры на предмет или его изображение. Материалы для чтения делятся на три группы: материалы для чтения отдельных слов, последовательности слов и чтение предложений. В ходе работы с материалом ребенок не только учиться читать, но и анализировать

части речи и предложения, тем самым обеспечивается освоение грамматики родного языка.

Анализ педагогических условий обучения и воспитания детей в Мон-тессори-педагогике показал, что использование разнообразных форм организации деятельности детей способствует развитию речи и в её коммуникативной функции. Наиболее распространенная форма общения детей в Мон-тессори-группе - общение во время совместной деятельности. Педагог может организовать работу с материалом в группах или в парах, предполагающую совместное планирование действий, обсуждение результатов работы. В Монтессори-педагогике активно используется дидактический круг, как одна из форм обучения детей. Разновидностью такой формы является «беседа в кругу», в ходе которой происходит обмен впечатлениями и переживаниями по поводу повседневных событий из жизни ребенка. Дети садятся в круг и вместе с педагогом обсуждают предложенную тему [1, 3].

Таким образом, организация речевого воспитания в Монтессори-обра-зовании реализует основные методические принципы обучения детей родному языку. Развитие речи строится на сенсорной и интеллектуальной основе. Освоение языка происходит не пассивно, а создаются условия для активной речевой деятельности. Система обучения родному языку в Монтессори-педагогике предусматривает взаимосвязь разных сторон языка (лексической, фонетической, грамматической). Свобода выбора материала в специально подготовленной среде обеспечивает мотивацию деятельности. Обучение детей грамоте способствует формированию элементарного осознания языковой действительности и ориентировки в языковых явлениях.

Между тем, формирование элементарного осознания языковой действительности происходит не только в процессе обучения чтению и письму, но и в процессе развития смысловой стороны слова, усвоения способов словообразования, формирования элементарных знаний о структуре текста, типах связи внутри него, построения высказываний разных типов (О. С. Ушакова, А.Г. Арушанова, Л.Г. Шадрина, Е.М. Струнина, Н.Г. Смольникова и др.) [2, 6].

Выявленные противоречия требуют внесения корректив в организацию работы по развитию речи в Монтессори-педагогике. Предложенная нами система работы включала три направления её реализации.

Во-первых, содержание обучения родному языку и развития речи детей дошкольного возраста в Монтессори-образовании было дополнено следующими задачами:

- развитие интонационной выразительности речи;

- развитие представлений о смысловой стороне слова (раскрытие семантических отношений, формирование отбора слов и точность словоупотребления);

- обучение способам словообразования;

- формирование элементарных представлений о структуре текста,

- обучение соединению предложений разными способами связи;

- обучение построению высказываний разных типов - описаний, повествований, рассуждений.

Во-вторых, были подобраны оптимальные формы, методы и средства речевого развития детей в Монтессори-образовании.

Главным и основным условием развития детей в Монтессори-педаго-гике является подготовленная среда. Нами были разработаны материалы автодидактического характера, направленные на формирование представлений о структурных особенностях текстов разных типов (повествования, описания, рассуждения); обучение способам словообразования («Сюжетные картинки», «Логические схемы», «Составь слово»).

Работа в дидактическом кругу является важной частью системы Мон-тессори. Согласно общей схеме работы базовые упражнения в кругу (на линии) обязательно содержат конкретную проблему, задачу, обучающий момент, способствуют освоению или закреплению навыка. Учитывая основные принципы организации таких упражнений, была разработана серия дидактических кругов, цель которых - комплексное решение языковых задач. Это задачи формирования восприятия, правильного звукопроизноше-ния, развитие значений слов через синонимические и антонимические противопоставления, формирование языковых обобщений. На их основе решаются задачи связной речи: обучение построению разных типов высказываний (составление повествовательных и описательных рассказов с соблюдением логики изложения и использования средств художественной выразительности, составление рассуждений с подбором доказательств, веских аргументов и точных определений), обучение использованию разнообразных средств связи между предложениями.

В практике реализации педагогики Марии Монтессори собран богатый опыт использования разнообразных форм организации деятельности детей. Мы обратились к тем, которые оказывают косвенное воздействие на речевое развитие дошкольников. Были предложены рекомендации к организации книгопечатания, проектной деятельности, театрализации, досуго-вых мероприятий. Книгопечатание стимулирует детей на создание коротких рассказов, в которых проявляются все речевые умения детей. Ведь для того, чтобы составить даже небольшой текст, необходимо выбрать наиболее подходящие по смыслу слова, образные средства, систематизировать языковой материал, расположить его в логической последовательности через построение предложений. Выражая свои мысли, переживания, разрабатывая иллюстрации к книге, дети реализуются как творческие личности. Театрализация позволяет расширить содержательность связных высказываний, импровизировать на основе литературных произведений. В ходе организации проектной деятельности создаются условия для переживания совместной исследовательской деятельности. Досуг проходит в непринуждённой

обстановке общения, стимулируя непроизвольные высказывания по поводу происходящих событий, впечатлений, выражения положительных эмоций от совместной деятельности.

И последний компонент системы включал в себя разработку мониторинга личностных достижений ребёнка в речевом развитии. Индивидуальные программы речевого развития детей составляются с учётом динамики развития всех сторон речи: развития словаря, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи и развития связной диалогической и монологической речи. В них отражаются данные входящей, промежуточной и итоговой диагностик, на основании которых и определяется стратегия дальнейшего речевого развития каждого ребёнка.

Список литературы:

1. Монтессори М. Дом ребенка: метод научной педагогики / М. Мон-тессори. - М.: Астрель; ACT, 2006. - С. 186-233.

2. Развитие речи дошкольника: сб. науч. тр. / Под ред. О.С. Ушаковой. - М. изд. АПН ССР, 1990. - 137 с.

3. Сорокова М.Г. Система М. Монтессори: Теория и практика: учеб. пособие для студ. выс. учеб. заведений / М.Г. Сорокова. - 2-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия», 2005. - С. 134-140.

4. Стародубова H.A. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студентов высш. учебн. заведений / H.A. Стародубова. -М.: Издательский центр «Академия», 2006. - С. 26-40.

5. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. - 2-е изд. - М.: ТЦ Сфера 2006. - 56 с.

6. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова - М., 2001.

7. Яшина В.И. Методические принципы развития речи / В.И. Яшина // Вопросы речевого развития дошкольников. - М., 1998.

ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Бахтигулова Л.Б.*, Калашников П.Ф.*

Московский государственный университет леса, г. Мытищи

В данной статье раскрыта сущность компонентов модернизации системы профессионального образования, способы инновационного применения компьютерной техники и технологии в образовательной сре-

* Профессор кафедры Педагогики и психологии, кандидат педагогических наук, доцент.

* Старший преподаватель кафедры Педагогики и психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.