Научная статья на тему 'Организация работы библиотек Тамбовской губернии по обслуживанию читателей в первые годы советской власти'

Организация работы библиотек Тамбовской губернии по обслуживанию читателей в первые годы советской власти Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
324
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМБОВСКАЯ ГУБЕРНИЯ / БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ / TAMBOV PROVINCE / LIBRARY SERVICES / WORK ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ураева Ирина Викторовна

Исследован один из малоизученных аспектов истории развития библиотечного дела российской провинции, отмечено каким образом происходила организация работы библиотек Тамбовской губернии по обслуживанию читателей в первые годы советской власти. 1920-е гг. показаны как период становления политической и пропагандистской работы библиотек с массовым читателем. Коммунистическая партия поставила перед библиотеками задачу коренного изменения методов работы с читателями, разработки новых форм библиотечного обслуживания. В соответствии с положениями государственной политики ведущими направлениями деятельности библиотек являлись ликвидация безграмотности, повышение культурно-образовательного уровня населения, распространение агрикультурных знаний. В библиотеках получили распространение такие мероприятия, как инсценировки, рассказывания, шествия книг на сцене, устные рецензии, вечера книги, пение библиотечных частушек, громкие чтения газет и книг, конкурсы, плакаты. При библиотеках создавались читательские кружки, общества друзей книги. Сформировано представление о том, что невыносимые, нередко критические материальные условия существования библиотек привели к тому, что во многих из них была введена плата за пользование книгами, залоги и штрафы, что впоследствии негативно отразилось на посещаемости библиотек: количество читателей резко сократилось.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF THE LIBRARY SERVICE FOR READERS OF THE TAMBOV PROVINCE IN THE EARLY YEARS OF SOVIET POWER

One of the little-known aspects of the librarianship history in Russian province is studied. It is said how the libraries of the Tambov province organized the service for readers in the first years of Soviet power. 1920s are shown as the period of becoming of the political and propaganda work in the libraries for the general reader. The Communist Party has set the task for libraries to make a radical change in the methods of work with readers, the development of new forms of library service. In accordance with the provisions of public policy major directions of activity of libraries is to eliminate illiteracy, improving cultural and educational level of the population, the spread of agricultural knowledge. The libraries had extended activities such as dramatizations, storytelling, books procession on the stage, oral reviews, book evening, singing ditties library, loud reading newspapers and books, contests, posters. In the libraries were created readers clubs, societies of book friends. An idea that unbearable, often critical material conditions of existence of libraries led to the fact that in many of them was the payment for the use of books, liens and penalties, which subsequently had a negative impact on attendance of libraries is formed: the number of readers has decreased dramatically.

Текст научной работы на тему «Организация работы библиотек Тамбовской губернии по обслуживанию читателей в первые годы советской власти»

УДК 021(091)(470.326)

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ БИБЛИОТЕК ТАМБОВСКОЙ ГУБЕРНИИ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ ЧИТАТЕЛЕЙ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

© Ирина Викторовна УРАЕВА

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры библиотечно-информационных ресурсов Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33 E-mail: uraevairinavic_1608@mail.ru

Исследован один из малоизученных аспектов истории развития библиотечного дела российской провинции, отмечено каким образом происходила организация работы библиотек Тамбовской губернии по обслуживанию читателей в первые годы советской власти. 1920-е гг. показаны как период становления политической и пропагандистской работы библиотек с массовым читателем. Коммунистическая партия поставила перед библиотеками задачу коренного изменения методов работы с читателями, разработки новых форм библиотечного обслуживания. В соответствии с положениями государственной политики ведущими направлениями деятельности библиотек являлись ликвидация безграмотности, повышение культурно-образовательного уровня населения, распространение агрикультурных знаний. В библиотеках получили распространение такие мероприятия, как инсценировки, рассказывания, шествия книг на сцене, устные рецензии, вечера книги, пение библиотечных частушек, громкие чтения газет и книг, конкурсы, плакаты. При библиотеках создавались читательские кружки, общества друзей книги. Сформировано представление о том, что невыносимые, нередко критические материальные условия существования библиотек привели к тому, что во многих из них была введена плата за пользование книгами, залоги и штрафы, что впоследствии негативно отразилось на посещаемости библиотек: количество читателей резко сократилось.

Ключевые слова: Тамбовская губерния; библиотечное обслуживание; организация работы

DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-1(165)-93-99

В настоящее время в научном и общественном сознании повысился интерес к региональной истории культуры. Библиотечное дело тесно связано со всеми сферами общественной жизни. Оно направлено на сохранение и развитие отечественной культуры. Изучение развития библиотечного дела является важной потребностью, которая появилась в последние годы в связи с тем, что библиотека оказалась связанной с процессами социальных и технических перемен, с информатизацией общества.

Деятельность народных и публичных библиотек до революции 1917 г. в большинстве случаев не связывалась с политическими и социальными событиями развития страны. Задачи коренного изменения направлений работы с читателями, разработки новых форм и методов обслуживания являлись основными для органов власти после революционных событий.

С первых месяцев установления советской власти в тяжелых материальных условиях нехватки помещений, оборудования, освещения, отопления началась реорганизация обслуживания читателей.

Несмотря на экономические сложности, для первых лет советской власти характерен определенный рост количества библиотек и изб-читален. Этому во многом способствовал энтузиазм народных масс в деле культурного строительства, а также политика нового государства в данной области. Государственное финансирование в условиях хозяйственной разрухи рассматривалось как наиболее действенное средство обеспечения и ускорения культурной работы. Увеличение количества библиотек происходило не за счет строительства новых зданий, массового выпуска необходимого оборудования, а при активном использовании всего того, что осталось от дореволюционной России.

Необходимо отметить то, что были открыты библиотеки, совершенно бесперспективные в новых условиях, а также существующие лишь на бумаге.

Местные партийные организации придавали большое значение деятельности культурно-просветительных учреждений (в том числе и библиотек). 1-я Тамбовская уездная конференция РКП(б), прошедшая в октябре 1918 г., постановила, что «в уезде должна

быть высоко поставлена культурно-просветительная деятельность в социалистическом духе.

Конференция считает насущно необходимым распространение идей коммунизма и полное освещение советской политики на местах. Требуется также эстетическое воспитание крестьянства» [1, с. 235].

Более конкретную программу действий библиотекари получили из резолюции VIII съезда РКП(б) «О политической пропаганде и культурно-просветительной работе в деревне» - коммунистическая пропаганда, распространение общеобразовательных и агрикультурных знаний. В резолюции разъяснялось, что «политическая пропаганда в деревне должна вестись как для грамотных, так и для неграмотных.

Для грамотных на первом месте должно стоять распространение общей политической и специальной для крестьян издаваемой литературы в выдержанном коммунистическом духе.

Для неграмотных должны быть устроены периодические чтения в школах, помещениях волостного совдепа, избах-читальнях и т. п. Предметом чтения должны быть декреты и обязательные постановления с популярными толкованиями» [2, с. 38-39].

На основе этих указаний библиотечным работникам надлежало «реорганизовать всю методику библиотечной работы с читателями, разработать новые формы массовой и индивидуальной пропаганды литературы» [3, с. 81].

Местные органы народного образования стремились сделать пропаганду книги в библиотеках целенаправленной и систематической. В Тамбовской губернии на I Всероссийском съезде по внешкольному образованию было указано на необходимость связать работу внешкольных учреждений, в том числе и библиотек, с политикой партии и правительства. В резолюции съезда отмечалось, что в библиотеках должна вестись социально-экономическая и социально-политическая работа [4].

Органы внешкольного образования Тамбовской губернии стремились довести решения Всероссийского съезда до низовых работников, прописывая их в различных инструкциях, постановлениях и резолюциях совещаний, конференций, съездов. Подобные

инструкции в это время создавались и в других губерниях РСФСР.

Например, в резолюции съезда работников по внешкольному образованию Иноков-ского района Кирсановского уезда (сентябрь 1919 г.) было отмечено, что «в прошлую зиму чтения в библиотеках и избах-читальнях велись неорганизованно, не систематически», съезд постановил: «Избы-читальни и библиотеки являются органами, пропагандирующими революционную идею и популяризирующими отдельные науки. Поэтому работа в них ведется на общепонятном языке, кратко и убедительно излагаются и читаются предметы по плану, дающему более или менее цельное понимание об интересующем явлении. Местным отделам наробраза совместно с партией и учительством составить программу для чтений-бесед, открыть библиотеки и избы-читальни ко времени освобождения крестьян от полевых работ и распределить по ним школьных и внешкольных работников. В каждой избе-читальне ведутся занятия не менее 2-х раз в неделю по 2 часа в день».

Далее в резолюции говорилось: «...местным кружкам всякими методами популяризировать библиотеку, руководить чтением и всемерно бороться против небрежного обращения читателя с книгой, устраивая для этого при библиотеках литературные вечера, беседы и выставки, имея конечной целью вовлечение читателей в чтение серьезной литературы» [5, л. 73-74].

Как видим, в этом документе указывается на необходимость планового и систематического ведения дела внешкольного образования, рекомендуются основные формы массовой пропаганды книги, указана конечная цель любого проводимого в библиотеке мероприятия. Несомненно, что эта резолюция выполняла роль инструкции по организации работы с читателями.

Моршанский уездный отдел народного образования разослал в библиотеки и избы-читальни инструкцию «Как читать газеты» и вменил в обязанность громкие «чтения газет по библиотекам (не менее 2-х раз в неделю)» [6, л. 6].

Учитывая важность массовой работы, в некоторых уездах пытаются наладить ее учет. К «Инструкции работникам просвещения Кирсановского уезда по проведению

культурно-просветительной работы среди красноармейцев и граждан» прилагался бланк отчета (табл. 1) [7, л. 6].

В библиотеках библиотечные работники проводили такие мероприятия, как инсценировки, шествия книг на сцене, устные рецензии, вечера книги, пение библиотечных частушек, громкие чтения газет и книг, конкурсы, оформление плакатов. При библиотеках создавались читательские кружки, общества друзей книги [8].

Библиотекари 1-й Районной библиотеки, Передвижной библиотеки пересыльного пункта, библиотеки Исправительного дома № 2 г. Тамбов, библиотеки при Тамбовской губернской советской больнице, библиотеки Моршанского уезда и другие оформляли плакаты, выставки, проводили библиотечные чтения, рассказывания, занимались организацией справочной работы и т. д. Однако анализ отчетов работы отдельных библиотек (библиотеки Военно-обмундировочной фабрики г. Тамбов, Центральной библиотеки Липецкого уезда и др.) показал, что в них еще не в полном объеме были развиты некоторые формы обслуживания: собрания читателей, рассказывания, чтения не устраивались, справочная работа не осуществлялась [9, л. 70].

В губернии предпринимались попытки регламентировать не только работу библиотек, но и работу изб-читален. Примером может служить «Инструкция об организации изб-читален в Шацком уезде» (1919 г.) [10, л. 81]. В инструкции определялось, что «под избу-читальню может быть отведена простая крестьянская изба или, в крайнем случае, школа. Газеты, журналы, брошюры выписываются, если не найдется местных средств, за счет Отдела народного образования. Изба-читальня должна быть открыта ежедневно от

трех до пяти часов, смотря по местным условиям...». «Инструкция...» предусматривала создание Совета избы-читальни «из пяти человек, в состав которого должен войти непременно один школьный работник и представитель местного Совета. На обязанности Совета избы-читальни лежат общее руководство избой-читальней, забота о своевременной выписке газет, хозяйственные нужды и прочее. В каждой избе-читальне имеется дневник, в который секретарь Совета записывает поступающие газеты, количество слушателей, имя и фамилию дежурного члена».

Конечно, положениям «Инструкции.» не хватало конкретности, многие вопросы предлагалось решать на местах (средства на комплектование, обязанности Совета), нет никаких указаний на содержание работы, но значимость этого документа для организаторов внешкольной работы на селе нельзя не увидеть.

Вообще руководители Тамбовского губоно в первые годы советской власти многое делали для правильной организации работы библиотек.

Вопросы библиотечной техники рассматривались на 1-й Губернской конференции деятелей по статистике народного образования [11, л. 31]. В материалах конференции указывается на необходимость систематической расстановки книг, их единообразной классификации, причем для этой цели советуется использовать десятичную классификацию Дьюи, рекомендованную библиотечными курсами университета им. Ша-нявского [12, л. 31]. Сведения о том, что десятичная система классификации и расстановки фондов вводится во многих библиотеках, поступали из Темниковского, Шацкого и других уездов губернии [13, л. 22].

Таблица 1

Бланк отчета по проведению культурно-просветительной работы среди красноармейцев и граждан

Что прочитано, Число присутствовавших Из них

Дата на какую тему велась беседа или лекция мужчин женщин подростки до 16 лет

1 2 3 4 5 6

В Тамбове предпринимались попытки выпуска предметов библиотечной техники. Примером может служить «Абонементная книжечка» одной из тамбовских городских библиотек. Помимо граф для записи выданных книг, здесь были «Правила пользования библиотекой». Вероятно, книжечка одновременно выполняла роль читательского билета и формуляра. Интересно, что «Абонементная книжечка» одновременно могла служить и формой заявки на получение книг. В «Правилах.» указывалось, что «не имеющие возможности получить книги лично могут прислать свою абонементскую книжечку, вписав в нее то, что желают получить».

Для обучения библиотекарей вопросам работы с читателями и библиотечной техники некоторые уотнаробразы (Шацкий, например) выписывали пособие Л.Б. Хавкиной «Руководство для небольших библиотек».

В работе библиотек по обслуживанию читателей деятельность библиотекарей была направлена на пропаганду библиотек среди

населения и распространение литературы среди пользователей. С этой целью у зданий библиотек и на улицах размещались объявления, «приглашающие жителей посетить библиотеку, прочитать новые газеты и журналы, познакомиться с новой литературой» [14].

В августе 1919 г. во многих волостях Шацкого уезда состоялся «День советской пропаганды», одной из целей которого было разъяснение крестьянам значения внешкольного образования. В этот день в крупных селах состоялись лекции о международной обстановке, завоеваниях Октября, значении книги и библиотеки.

Аналогичной цели служила и «неделя книги», проходившая в это же время в Ус-манском уезде.

Среди других форм пропаганды библиотеки особый интерес представляет листовка, изданная в Тамбове от имени уездных отделов народного образования. Приводим полностью ее текст:

Пролетарии всех стран, соединяйтесь!

Свобода и внешкольное образование сделали народ в несколько лет неузнаваемым, свободным, сознательным гражданином Советской России.

Свету, больше свету дайте человеку.

И.В. Гете

Значение книги и библиотеки

Где же источники, откуда почерпают знания те, которые их должны сообщить, и те, которые ищут их для себя. Таким источником является книга. Знания, добытые путем наблюдения, изучения, опыта многих людских поколений, исчезли бы из людской памяти, если бы не найдена была возможность закрепления их в книге. Книга обессмертила мысль человеческую, уничтожила влияние на нее времени и пространства, и книги представляют как бы коллективный мозг человечества.

Благодаря существованию книг стало возможным продолжать научную работу предшественников, идти вперед с того места, на котором они остановились. Если есть лестница, высеченная в скале, то нужно высекать новые ступени вверх, а не начинать работы сначала. И вот уже у нас существуют такие учреждения, где большой и малый, мужчина и женщина, развитый и малосознательный найдет ту пищу, которую просит душа его. Это учреждение - библиотека.

Главная особенность и достоинство библиотеки - то, что она может помочь искать ответа на любой, интересующий читателя вопрос. Мало того, публичная библиотека настоящего времени применяет различные способы, чтобы будить мысль и привлекать к чтению.

Она понимается не только как собрание книг и периодических изданий: в нее входят также и рукописи, автографы и всевозможные произведения печати и графических искусств, ноты, карты, фотографии и т. п. Создавая спрос на чтение и привлекая читателя, библиотека не бросает его на произвол судьбы, не дает ему беспомощно блуждать в книжном лабиринте, а оказывает ему активное содействие справками, советами, рекомендацией книг, учит его пользоваться книгами и разбираться в них.

Активная помощь читателям - одна из самых характерных черт современной библиотеки. Душой библиотеки является библиотекарь. Он не есть простой автомат для выдачи книг. Он поставлен для того, чтобы руководить чтением читателя, вести с ним совместные беседы, вводить и знакомить его с тем миром, в который мысль его еще не проникала. Всякий, пришедший в библиотеку, может отвлечься от житейских забот и отдохнуть от повседневной сутолоки и шума.

В библиотеках есть комната, где читающие могут сосредоточиться на интересующих их вопросах. Библиотека - это тихий остров среди шумного, бурного моря жизни.

Уотнаробраз [15, л. 43].

Как видим, в листовке нашли отражение прогрессивные идеи о роли библиотеки и библиотекаря в обществе.

В настоящий праздник превращалось открытие новых библиотек с различными культурно-просветительными мероприятиями в сельской местности. Так, в октябре 1919 г. в Шацком уезде Тамбовской губернии на торжественном открытии Казачьинской сельской библиотеки были представлены доклады о значении книги и библиотеки.

Сведения об открытии библиотек и изб-читален периодически помещались на страницах газет: «Деревенская беднота», «Известия Тамбовского губернского Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов», «Тамбовский крестьянин», «Тамбовский пахарь» и др.

Из резолюции 1-й Губернской партийной конференции, состоявшейся в Тамбове 20-24 мая 1918 г., об организации партийно-агитационной работы в губернии следовало: «.Избранному комитету партии обратить внимание на необходимость: .4. Широкой организации партийной, агитационно-организаторской работы по губернии, в частности: а) снабжение библиотек партийной литературой и газетами (создание уездных и волостных экспедиций); б) привлечение агитаторов и организаторов для создания ячеек, образование фракций в профессиональных организациях, кооперативах и т. д. .устройство собраний, чтений лекций и т. д.» [16, с. 91].

Для пропаганды библиотек и книг среди населения принимали участие и читатели, и различные общественные организации; устраивались «Дни библиотеки», «Дни книги», «Недели книги», «Вечера книги».

Важное значение для пропаганды библиотек и привлечения читателей имело открытие читален и пунктов выдачи книг. В 1919 г. внешкольный отдел Наркомпроса разработал инструкцию об организации читален для широких масс, которая была разослана во все губернские отделы народного образования. В соответствии с инструкцией читальни должны были открываться в каждом городе

В среднем на одну библиотеку губернии к концу 1920 г. приходилось 465 читателей. Только в январе 1920 г. библиотеки Лебедянского уезда привлекли: Борисоглебская биб-

лиотека - свыше 380 читателей, Троекуров-ская библиотека на взрослом отделении -142 читателя, на детском отделении - 124 читателя, Больше-Избищенская библиотека -144 читателя, Шовская - 142 читателя, Слободская - 101 читателя. Всего по уезду -свыше 2500 читателей [17, л. 5].

Главную роль в обслуживании книгой жителей губернского центра играла Центральная губернская библиотека. Сопоставление отчетов библиотеки за январь и декабрь 1920 г. говорит о росте популярности библиотеки в городе. Так, в январе взрослых читателей было 1745 человек, в конце года -3575; количество пользователей-детей -1166, в декабре - 2027 [18, л. 83, 343].

Однако формы пропаганды литературы, использовавшиеся в этот период в библиотеках, не отличались разнообразием. В основном это были чтения брошюр и газет. В Лебедянском уезде проводились «рассказывания для взрослых и для детей» [19, л. 5].

Крайне тяжелое материальное положение в стране вследствие иностранной интервенции, гражданской войны, страшного голода 1921 г. привели к тому, что Советское правительство было вынуждено осуществлять более прагматичный подход к существовавшим социальным проблемам. С введением новой экономической политики происходит изменение форм и источников финансирования системы просвещения. В сложившейся ситуации государство перекладывает финансовое обеспечение учреждений народного образования на местные источники финансирования, сократив до минимума государственные дотации.

Все государственные учреждения снимались с государственного снабжения и переводились на местное финансирование, местные органы обязывались покрывать все хозяйственные расходы, то есть обеспечивать просветительные учреждения помещением, отоплением, освещением и т. д.

Несмотря на предпринимаемые меры, положение оставалось сложным. Местные органы чаще всего не располагали крупными средствами для финансирования библиотек и изб-читален.

Сокращение государственных ассигнований на культурно-просветительные учреждения, перевод их на хозрасчет повлекли за собой необходимость расширения источни-

ков финансирования за счет использования членских взносов, проведения субботников и воскресников, устройства платных зрелищных мероприятий, таких как спектакли, вечера, концерты и др.

В этой сложной экономической ситуации способны были выжить только те библиотеки, которые по специфике своей деятельности имели возможность получения дохода. В худшем положении оказались направления работы, не имеющие явной политической значимости. Это касалось деятельности изб-читален.

При организации культурно-просветительной работы трудности возникали буквально с самого начала, а именно, с вопроса -где разместить библиотеку, избу-читальню. Причем, если в городах этот вопрос мог решаться либо за счет уже существовавших для подобных целей зданий, либо за счет национализированных особняков, то в деревне ситуация была гораздо сложнее. Распространенным было явление, когда библиотеки и избы-читальни ютились в школах, размещались вместе с другими организациями: волостными комитетами партии, комсомола, местными исполкомами. Дефицит помещений приводил к тому, что приходилось использовать даже помещения, совершенно непригодные для проведения там культурно-просветительных мероприятий.

Таким образом, в 1920-е гг. организация работы библиотек Тамбовской губернии по обслуживанию читателей была связана с политической и пропагандистской деятельностью библиотек и изб-читален. Вся работа была направлена на решение задач, которые ставились в директивных постановлениях партии.

Список литературы

1. Борьба рабочих и крестьян под руководством большевистской партии за установление и упрочение Советской власти в Тамбовской губернии. (1917-1918 гг.): сб. док. Тамбов, 1957. 292 с.

2. Материалы к истории библиотечного дела в СССР (1917-1959 гг.). М., 1960. 235 с.

3. Абрамов К.И. Библиотечное строительство в первые годы Советской власти. 1917-1920. М.: Книга, 1974. 264 с.

4. Ураева И.В. Организация библиотечного обслуживания в Тамбовской губернии в 1920-е гг. // БиблиоСфера. 2013. № 3. С. 23-28.

5. ГАТО (Государственный архив Тамбовской области). Ф. Р-1404. Оп. 1. Ед. хр. 138.

6. ГАТО. Ф. Р-1417. Оп. 1. Ед. хр. 1567.

7. ГАТО. Ф. Р-1413. Оп. 1. Ед. хр. 517.

8. Ураева И.В. Библиотечное обслуживание в Тамбовском крае в 1920-1930-е гг.: организация, основные направления работы // Социально-экономические явления и процессы. 2014. № 1 (59). С. 156-161.

9. ГАТО. Ф. Р-1404. Оп. 1. Ед. хр. 780.

10. ГАТО. Ф. Р-1404. Оп. 1. Ед. хр. 136.

11. ГАТО. Ф. Р-1404. Оп. 1. Ед. хр. 983.

12. ГАТО. Ф. Р-1404. Оп. 1. Ед. хр. 119.

13. ГАТО. Ф. Р-1404. Оп. 1. Ед. хр. 293.

14. ГАТО. Ф. Р-1404. Оп. 1. Ед. хр. 1128.

15. ГАТО. Ф. Р-1404. Оп. 1. Ед. хр. 139.

16. Культурное строительство в Тамбовской губернии. 1918-1928: сб. док. и материалов. Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1983. 206 с.

17. ГАТО. Ф. Р-1475. Оп. 1. Ед. хр. 21.

18. ГАТО. Ф. Р-1404. Оп. 1. Ед. хр. 278.

19. ГАТО. Ф. Р-1404. Оп. 1. Ед. хр. 288.

References

1. Bor'ba rabochikh i krest'yan pod rukovodstvom bol'shevistskoy partii za ustanovlenie i uproche-nie Sovetskoy vlasti v Tambovskoy gubernii. (1917-1918 gg.) [The Struggle of the Workers and Peasants Under the Leadership of the Bolshevik Party for the Establishment and Consolidation of Soviet Power in the Tambov Province. (1917-1918)]. Tambov, 1957, 292 p. (In Russian).

2. Materialy k istorii bibliotechnogo dela v SSSR (1917-1959 gg.) [Materials for the History of Librarianship in the USSR (1917-1959)]. Moscow, 1960, 235 p. (In Russian).

3. Abramov K.I. Bibliotechnoe stroitel'stvo v per-vye gody Sovetskoy vlasti. 1917-1920 [Library Construction in the First Years of Soviet Power. 1917-1920]. Moscow, Kniga Publ., 1974, 264 p. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Uraeva I.V. Organizatsiya bibliotechnogo obsluz-hivaniya v Tambovskoy gubernii v 1920-e gg. [Organization of library services in the Tambov province in the 1920s]. BiblioSfera [Biblio-Sphere], 2013, no. 3, pp. 23-28. (In Russian).

5. Gosudarstvennyy arkhiv Tambovskoy oblasti [The State Archive of Tambov Region], fund R-1404, list 1, archival unit 138. (In Russian).

6. Gosudarstvennyy arkhiv Tambovskoy oblasti [The State Archive of Tambov Region], fund R-1417, list 1, archival unit 1567. (In Russian).

7. Gosudarstvennyy arkhiv Tambovskoy oblasti [The State Archive of Tambov Region], fund R-1413, list 1, archival unit 517. (In Russian).

8. Uraeva I.V. Bibliotechnoe obsluzhivanie v Tam-bovskom krae v 1920-1930-e gg.: organizatsiya, osnovnye napravleniya raboty [Library services in the Tambov region in the 1920-1930s: organization, main areas of work]. Social'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy - Social and economic phenomena and processes, 2014, no. 1 (59), pp. 156-161. (In Russian).

9. Gosudarstvennyy arkhiv Tambovskoy oblasti [The State Archive of Tambov Region], fund R-1404, list 1, archival unit 780. (In Russian).

10. Gosudarstvennyy arkhiv Tambovskoy oblasti [The State Archive of Tambov Region], fund R-1404, list 1, archival unit 136. (In Russian).

11. Gosudarstvennyy arkhiv Tambovskoy oblasti [The State Archive of Tambov Region], fund R-1404, list 1, archival unit 983. (In Russian).

12. Gosudarstvennyy arkhiv Tambovskoy oblasti [The State Archive of Tambov Region], fund R-1404, list 1, archival unit 119. (In Russian).

13. Gosudarstvennyy arkhiv Tambovskoy oblasti [The State Archive of Tambov Region], fund R-1404, list 1, archival unit 293. (In Russian).

14. Gosudarstvennyy arkhiv Tambovskoy oblasti [The State Archive of Tambov Region], fund R-1404, list 1, archival unit 1128. (In Russian).

15. Gosudarstvennyy arkhiv Tambovskoy oblasti [The State Archive of Tambov Region], fund R-1404, list 1, archival unit 139. (In Russian).

16. Kul'turnoe stroitel'stvo v Tambovskoy gubernii. 1918-1928 [Cultural Construction in Tambov Province. 1918-1928]. Voronezh, 1983, 206 p. (In Russian).

17. Gosudarstvennyy arkhiv Tambovskoy oblasti [The State Archive of Tambov Region], fund R-1474, list 1, archival unit 21. (In Russian).

18. Gosudarstvennyy arkhiv Tambovskoy oblasti [The State Archive of Tambov Region], fund R-1404, list 1, archival unit 278. (In Russian).

19. Gosudarstvennyy arkhiv Tambovskoy oblasti [The State Archive of Tambov Region], fund R-1404, list 1, archival unit 288. (In Russian).

Поступила в редакцию 26.11.2016 г. Received 26 November 2016

UDC 021(091)(470.326)

ORGANIZATION OF THE LIBRARY SERVICE FOR READERS OF THE TAMBOV PROVINCE IN THE EARLY YEARS OF SOVIET POWER Irina Viktorovna URAEVA

Candidate of History, Associate Professor, Associate Professor of Library-Informational Resources Department Tambov State University named after G.R. Derzhavin 33 Internatsionalnaya St., Tambov, Russian Federation, 392000 E-mail: uraevairinavic_1608@mail.ru

One of the little-known aspects of the librarianship history in Russian province is studied. It is said how the libraries of the Tambov province organized the service for readers in the first years of Soviet power. 1920s are shown as the period of becoming of the political and propaganda work in the libraries for the general reader. The Communist Party has set the task for libraries to make a radical change in the methods of work with readers, the development of new forms of library service. In accordance with the provisions of public policy major directions of activity of libraries is to eliminate illiteracy, improving cultural and educational level of the population, the spread of agricultural knowledge. The libraries had extended activities such as dramatizations, storytelling, books procession on the stage, oral reviews, book evening, singing ditties library, loud reading newspapers and books, contests, posters. In the libraries were created readers clubs, societies of book friends. An idea that unbearable, often critical material conditions of existence of libraries led to the fact that in many of them was the payment for the use of books, liens and penalties, which subsequently had a negative impact on attendance of libraries is formed: the number of readers has decreased dramatically.

Key words: Tambov province; library services; work organization DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-1(165)-93-99

Информация для цитирования:

Ураева И.В. Организация работы библиотек Тамбовской губернии по обслуживанию читателей в первые годы советской власти // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 1 (165). С. 93-99. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-1(165)-93-99.

Uraeva I.V. Organizatsiya raboty bibliotek Tambovskoy gubernii po obsluzhivaniyu chitateley v pervye gody sovetskoy vlasti [Organization of the library service for readers of the Tambov province in the early years of Soviet power]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2017, vol. 22, no. 1 (165), pp. 93-99. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-1(165)-93-99. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.