Научная статья на тему 'Организация работ по озеленению в г. Железногорске (Красноярск-26) (1956-1965 гг. )'

Организация работ по озеленению в г. Железногорске (Красноярск-26) (1956-1965 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
365
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКРЫТЫЙ ГОРОД / ЖЕЛЕЗНОГОРСК / КРАСНОЯРСК-26 / МИНСРЕДМАШ / БЛАГОУСТРОЙСТВО / ОЗЕЛЕНЕНИЕ / CLOSED CITY / ZHELEZNOGORSK / KRASNOYARSK-26 / THE MINIS-TRY OF SECONDARY ENGINEERING / IMPROVEMENT / GARDENING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Реут Г.А.

Цель данного исследования показать роль органов местной вла-сти в организации озеленения городской территории в условиях за-крытого города. Исследование охватывает период от начала выпол-нения шестого пятилетнего плана развития народного хозяйства (1956-1960 гг.) до завершения семилетки (1959-1965 гг.). В статье рассматривается процесс формирования официальных и обществен-ных органов (главный архитектор, депутатская комиссия по благо-устройству, институт общественных архитекторов и т. п.), от-ветственных за организацию и контроль над ведением озеленитель-ных работ, а также результаты деятельности специализированных предприятий (лесной отдел, лесопитомник, оранжерейно-парниковое отделение и т. п.), занимавшихся озеленением застроенной и вновь строящейся территории города. Проанализирован как процесс пла-нирования, так и итоги выполнения планов по озеленению, а также определена результативность деятельности производственных структур и населения, привлекаемого к работам по озеленению. При-ведены количественные показатели по высадке деревьев, кустарников и цветов. Расмотрены как успехи, так и недостатки по сохранению естественной зелени и искусственных насаждений. Выявлены тенден-ции к расширению производственных мощностей специализированных предприятий, улучшению качества посадочного материала, повыше-нию профессионализма и обеспечению систематического ухода за зе-леным хозяйством. В данной статье использованы годовые планы благоустройства, отчеты об их исполнении, содоклады комиссий го-родского Совета, отчетные доклады о благоустройстве и озеленении, решения исполкома горсовета, а также другие документы и мате-риалы городского совета г. Железногорска (Красноярска-26) Железно-горского городского архива, связанные с темой исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION WORKS IN GARDENING IN ZHELEZNOGORSK (KRASNOYARSK-26) IN (1955-1965)

The objective of the study is to show the role of local government bodies in the organization of gardening of an urban area in the conditions of the closed city. The research covers the period from the beginning of implementation of the sixth five-year development plan of national economy (1956-1960) before end of a seven-year plan (1959-1965). In the study the process of formation of official and public bodies (the chief architect, the deputy commission on, institute of public architects, etc.), responsible for the organ-ization and control over conducting gardening works, and the same results of activity of specialized enterprises (forest department, a nursery forest, hothouse and greenhouse office, etc.) is considered being engaged in garden-ing of the built-up and again under construction territory of the city. Both planning process, and the results of implementation of plans for gardening, and also the activity of production structures are analyzed and the popula-tion involved in works on gardening is defined. Quantitative indices on planting of trees, bushes and flowers are given. The preservation of natural green and artificial plantings is studied from the point of view of progress and shortcomings. The tendencies to expansion of capacities of specialized enterprises, to improvement the quality of landing material, increase of pro-fessionalism and ensuring systematic care of green economy are revealed. In the study annual plans of improvement, reports on their execution, sup-porting reports of the commissions of city council, reports on the improve-ment and gardening, decisions of executive committee of the City Council and also other documents and materials of city council connected with the subject of the researches are taken from Zheleznogorsk (Krasnoyarsk-26) city archive, are used.

Текст научной работы на тему «Организация работ по озеленению в г. Железногорске (Красноярск-26) (1956-1965 гг. )»

УДК 947:712.4 (571.51) ГА. Реут

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ ПО ОЗЕЛЕНЕНИЮ В г. ЖЕЛЕЗНОГОРСКЕ (КРАСНОЯРСК-26) (1956-1965 гг.)

G.A. Reut

THE ORGANIZATION WORKS IN GARDENING

IN ZHELEZNOGORSK (KRASNOYARSK-26) IN (1955-1965)

Цель данного исследования - показать роль органов местной власти в организации озеленения городской территории в условиях закрытого города. Исследование охватывает период от начала выполнения шестого пятилетнего плана развития народного хозяйства (1956-1960 гг.) до завершения семилетки (1959-1965 гг.). В статье рассматривается процесс формирования официальных и общественных органов (главный архитектор, депутатская комиссия по благоустройству, институт общественных архитекторов и т. п.), ответственных за организацию и контроль над ведением озеленительных работ, а также результаты деятельности специализированных

л ^ / ^ Л

предприятий (лесной отдел, лесопитомник, оранжерейно-парниковое отделение и т. п.), занимавшихся озеленением застроенной и вновь строящейся территории города. Проанализирован как процесс планирования, так и итоги выполнения планов по озеленению, а также определена результативность деятельности производственных структур и населения, привлекаемого к работам по озеленению. Приведены количественные показатели по высадке деревьев, кустарников и цветов. Расмотрены как успехи, так и недостатки по сохранению естественной зелени и искусственных насаждений. Выявлены тенденции к расширению производственных мощностей специализированных предприятий, улучшению качества посадочного материала, повышению профессионализма и обеспечению систематического ухода за зеленым хозяйством. В данной статье использованы годовые планы благоустройства, отчеты об их исполнении, содоклады комиссий городского Совета, отчетные доклады о благоустройстве и озеленении, решения исполкома горсовета, а также другие документы и материалы городского совета г. Железногорска (Красноярска-26) Железно-горского городского архива, связанные с темой исследования.

Ключевые слова: закрытый город, Железногорск, Красноярск-26, Минсредмаш, благоустройство, озеленение.

The objective of the study is to show the role of local government bodies in the organization of gardening of an urban area in the conditions of the closed city. The research covers the period from the beginning of implemen-

tation of the sixth Jive-year development plan of national economy (19561960) before end of a seven-year plan (1959-1965). In the study the process of formation of official and public bodies (the chief architect, the deputy commission on, institute of public architects, etc.), responsible for the organization and control over conducting gardening works, and the same results of activity of specialized enterprises (forest department, a nursery forest, hothouse and greenhouse office, etc.) is considered being engaged in gardening of the built-up and again under construction territory of the city. Both planning process, and the results of implementation of plans for gardening, and also the activity of production structures are analyzed and the population involved in works on gardening is defined. Quantitative indices on planting of trees, bushes and flowers are given. The preservation of natural green and artificial plantings is studied from the point of view of progress and shortcomings. The tendencies to expansion of capacities of specialized enterprises, to improvement the quality of landing material, increase of professionalism and ensuring systematic care of green economy are revealed. In the study annual plans of improvement, reports on their execution, supporting reports of the commissions of city council, reports on the improvement and gardening, decisions of executive committee of the City Council and also other documents and materials of city council connected with the subject of the researches are taken from Zheleznogorsk (Krasnoyarsk-26) city archive, are used.

Keywords: the closed city, Zheleznogorsk, Krasnoyarsk-26, the Ministry of secondary engineering, improvement, gardening.

Зеленые насаждения являются важным компонентом территории города, что было сформулировано на рубеже XIX и ХХ вв. в концепции «город-сад» английского градостроителя Э. Говарда. В СССР идея создания «города-сада» стала активно воплощаться в градостроительной практике в 1930-е гг. Интерес к созданию благоустроенных городов возродился в нашей стране в 1950-е гг. после завершения послевоенного восстановительного периода.

Масштабы озеленения должны были свидетельствовать о преимуществах социалистического градостроительства. Зеленое строительство после войны активно велось во всех населенных пунктах. Осенью повсеместно проводилась ежегодная «Неделя сада». В городах работы по озеленению были поставлены на регулярную систематическую основу.

Благодаря созданию собственной производственной базы на основе специализированных питомников, в 1956-1957 гг. в Чите было высажено 250 тыс. деревьев, 500 тыс. цветов, в Омске - 2 113 тыс. деревьев и кустарников, разбито более 30 новых скверов. В Новосибирске за 19571959 гг. высажено более 5 млн деревьев и кустарников1.

1 Букин С.С. Опыт социально-бытового развития городов Сибири (вторая половина 1940-х-1950-е гг.). - Новосибирск, 1991. - С. 117.

В области озеленения Омск являлся лидером региона. В 1956 и 1958 гг. город был удостоен премии Всесоюзной сельскохозяйственной выставки за успехи по озеленению, и за ним упрочилась слава «города-сада»2.

В Красноярском крае в 1950-е гг. стало практиковаться проведение двухмесячников по благоустройству. В 1959 г. в крае за время проведения двухмесячника было высажено 4,5 млн деревьев и кустарников, более 11 млн цветов, заложено 1 466 скверов. Первое место в крае по благоустройству, озеленению и санитарному состоянию в 1959 г. завоевал г. Черногорск, второе - города Норильск и Ачинск, а третье - города Заозерный и Ужур3.

В докладе на XXII съезде КПСС Н.С. Хрущев заявил, что «наши населенные пункты должны все больше соответствовать представлениям о "зеленых городах", "городах-садах"»4. Однако далеко не все из них удалось привести в соответствие с заявленным идеалом.

Как правило, менее всего на «зеленые города» походили сибирские новостройки. Так, в городах нефтяников Западной Сибири в 1960-х гг. образовались «голые» микрорайоны с несколькими пятиэтажными домами, зелень в которых имелась только в виде разрозненных кустов и деревьев5.

Закрытый город Железногорск (г. Красноярск-26), расположенный в Красноярском крае, типологически также относится к разряду новых городов. Он начал строиться в начале 1950-х гг. как населенный пункт при горно-химическом комбинате (ГХК) и в 1954 г. получил статус города краевого подчинения.

Работы по благоустройству и озеленению осуществлялись Управлением строительства, основные работы в городе выполняло СМУ-2, в поселках - СМУ-1. В ведение исполкома Железногорского горсовета в начале июня 1956 г. был передан лесной отдел с лесными и земельными угодьями общей площадью 36 000 га, лесопитомник площадью 10 га6. В связи с этим решением исполкома горсовета в городе был организован Горлесхоз, который начал работать 23 февраля 1957 г.7

В первые годы строительства основное внимание горожан было об-

2 КомароваА.А. Омск - город-сад // Известия ОГИК музея. - 2003. - № 10. - С. 260-264.

3 Гайдин С.Т. Развитие природопользования в Восточной Сибири (1946-1991 гг.). - Красноярск, 2008. -С.237-238.

4 XXII съезд Коммунистической партии Советского Союза. 17-31 октября 1961 г.: стенограф. отчет: 1 т. - М.: Политиздат, 1962. - С. 198.

5 Стась И.Н. «Голая» урбанизация: озеленение городов нефтяников Западной Сибири (1960-1980-е гг.) // История и краеведение Западной Сибири: проблемы и перспективы изучения: сб. мат-лов V Регион. науч.-практ. конф. c междунар. участием / под ред. И.В. Курышева, А.А. Любимова. - Тюмень, 2014. -С. 141.

6 Железногорский городской архив (ЖГА) Ф. 1. Оп. 1. Д. 1327. Л. 255.

7 ЖГА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 275. Л. 266.

ращено на форсированное строительство жилья, при возведении которого полностью расчищали от лесных массивов строительные площадки. В 1956 г. в городе не было ни одного квартала с полностью законченным благоустройством и озеленением. Содержание естественных зеленых насаждений возле застройки находилось в неудовлетворительном состоянии8.

Но по мере расширения городской застройки объемы проведения озеленительных работ возрастали. Если с 1954 по 1956 г. в городе было высажено 26 000 шт. деревьев и кустарников, то в 1957 г. высажено уже 31 800 шт.9

Со временем городские органы власти стали уделять больше внимания сохранению лесных массивов во время застройки, охране естественных и искусственных насаждений. Одним из первых документов в этой области было решение исполкома горсовета от 24 марта 1955 г. «Об охране зеленых насаждений города», в котором было заявлено об организации городского отделения общества содействия охране природы и озеленению.

В середине июня 1957 г. при исполкоме горсовета была создана государственная комиссия «по приемке всех сдаваемых в эксплуатацию жилых зданий, соцкультбыта и сооружений, возводимых всеми организациями независимо от их ведомственного подчинения». Это должно было повысить требования к качеству объектов строительства10. В результате принятых мер произошли положительные сдвиги в проведении озеленительных работ. План благоустройства за 1958 г. был «в основном» выполнен, в эксплуатацию было сдано 2 сквера, засеяно около 6 га газонов, высажено более 300 000 цветов и около 24 000 деревьев и кус-тарников11.

Постепенно в городе формировались структуры, в компетенцию которых входил контроль за благоустройством города и, в первую очередь, жилых районов. С декабря 1958 г. в должности главного архитектора города был утвержден Л.И. Кузнецов12. При главном архитекторе решением исполкома горсовета была сформирована городская архитектурная комиссия. В перечень ее основных задач входило рассмотрение проектов озеленения города, проектов массового строительства и наиболее значительных жилых и гражданских зданий и архитектурных сооружений13.

В связи с тем, что состояние зеленых насаждений требовало систематического наблюдения и ухода, в 1959 г. при исполкоме горсовета был создан отдел благоустройства. На заседании Железногорского исполко-

8 Там же. Д. 882. Л. 45-46.

9 Там же. Д. 886. Л. 203.

10 Там же. Д. 274. Л. 148.

11 Там же. Д. 891. Л. 77.

12 Там же. Д. 282. Л. 14.

13 Там же. Д. 1336. Л. 30-31.

ма от 24 октября того же года были рассмотрены проблемы развития го-

«-» и п __

родского оранжерейно-паркового хозяйства. В выступлении отмечалось, что в 1959 г. заметно увеличилось количество цветов, высаживаемых в клумбы и цветники, расширился их ассортимент. Однако в целом оран-жерейно-парковое хозяйство еще не удовлетворяло растущие потребности города. В качестве одной из причин этой ситуации было названо «отсутствие необходимого ухода за цветочными посадками, недостаточное внимание к выращиванию и высадке зимующих многолетних цветов»14.

Следует отметить, что относительно комфортное состояние воздушного бассейна Железногорска удавалось поддерживать как проведением озеленительных работ, так и асфальтированием проезжей части дорог и пешеходных зон. Высокий уровень благоустройства был отличительной чертой закрытых ведомственных населенных пунктов Министерства среднего машиностроения СССР (далее - МСМ СССР).

К 1960-м гг. улицы закрытых городов МСМ СССР были практически полностью заасфальтированы и освещены, были проведены мероприятия по озеленению. В ходе данных работ ежегодно высаживалось от 300 до 850 тыс. цветов. На одного жителя приходилось от 10 до 15 кв. м зеленых насаждений15.

В связи с принятием Закона «Об охране природы» в РСФСР, исполком горсовета в ноябре 1960 г. для разработки мероприятий по охране природы, благоустройству и озеленению создал комиссию в составе 15 человек под председательством Л.И. Саруль, в которую вошли депутаты горсовета, представители актива и интеллигенции города16. Благодаря ее усилиям в 1960-х гг. было продолжено совершенствование материальной базы предприятий, осуществлявших проведение озеленительных работ. В частности, была значительно увеличена площадь теплицы для выращивания цветочной рассады17. В результате в 1961 г. удалось высадить не только свыше 140 000 деревьев и кустарников, засеять свыше 170 000 кв. м газонов, но и на улицах города высадить 1,7 млн штук цветов.18

Изначально на территориях, отведенных под строительство жилых поселков, возводившихся при атомных предприятиях, предусматривались меры для того, чтобы максимально сохранить окружающую природу. Согласно проектам, деревья должны были вырубаться только под фундаменты домов и будущие улицы19.

14 Там же. Д. 292. Л. 43.

15 Мельникова Н.В. Закрытый атомный город: особый статус и особая жизнь // Историческая урбанистика: прошлое и настоящее города: сб. науч. ст. всерос. конф. с междунар. участием. - Курган, 2015. - С. 416.

16 ЖГА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 310. Л. 66.

17 Там же. Д. 911. Л. 13.

18 Там же. Д. 920. Л. 17.

19 Кузнецов В.Н. Атомные закрытые административно-территориальные образования Урала: история и современность. Ч. 1. Советский период. - Екатеринбург, 2015. - 440 с. - С. 139.

В ходе строительства требования, закладываемые в проектах, соблюдались не всегда. В связи с этим местным органам власти приходилось дополнительно регулировать вопросы охраны природы.

Так, в целях сохранения естественной зелени в декабре 1962 г. решением исполкома горсовета г. Железногорска была запрещена «выдача порубочных билетов на территории лесных массивов в районе города без санкции отдела главного архитектора города», а также запрещалось выполнение строительно-монтажных работ на городских объектах без наличия одобренного Городской архитектурной комиссией стройген-плана, составленного с учетом максимальной сохранности лесных массивов. На период строительства естественный лес надлежало передавать поштучно по акту, под персональную ответственность прорабу или начальнику участка, а по окончании строительных работ - службе эксплуатации. Вырубка леса разрешалась только при наличии порубочного билета, согласованного стройгенплана и в присутствии представителя лесного отдела20.

Однако данное решение на практике зачастую не выполнялось «из-за приоритета ответственности руководителей строительных организаций за своевременный ввод жилья и объектов соцкультбыта». Поэтому естественная зелень продолжала повреждаться и уничтожаться в процессе строительства. Нередко производились «необоснованно большие вырубки» под строительные площадки и дороги, отсутствовало выгораживание оставляемых участков леса. Они заваливались землей, захламлялись строительным мусором, деревья обдирались механизмами21.

При проектировании не всегда учитывался естественный рельеф, что приводило к дополнительным вырубкам. Но даже при наличии проекта организации работ, утвержденного на техническом совещании при главном инженере Управления строительства и предусматривавшего высокие требования к сохранению существующих зеленых насаждений, выгораживание участков сохраняемых зеленых насаждений запаздывало, их территория захламлялась. Начальники участков и прорабы зачастую относились к лесным насаждениям безответственно22.

6 июня 1963 г. вопрос о проведении озеленительных работ в контексте проведения застройки и благоустройства города впервые был вынесен на сессию Железногорского городского совета. На 4-й сессии Горсовета 6-го созыва с докладом «О состоянии и задачах по дальнейшему улучшению эстетического облика города» выступил главный архитектор города. Эстетический облик города признавался важным фактором культурного и морального воздействия, способствовавшим росту производительности труда и формированию коммунистической культуры23.

20 ЖГА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 428. Л. 119.

21 Там же. Д. 941. Л. 112.

22 Там же. Д. 1357. Л. 288.

23 Там же. Д. 941. Л. 76.

Была отмечена важная роль зеленых насаждений и цветочного оформления в создании эстетического облика улиц и кварталов города. Предлагалось увеличить мощность оранжерейно-парникового отделения городской конторы зеленого хозяйства и расширить продажу цветов населению. Вместе с тем докладчик признавал, что попытки подтолкнуть жителей города к озеленению балконов не дали ожидаемого ре-зультата24.

Характерной чертой озеленительного сезона 1963 г. явилось перевыполнение плановых заданий по озеленению. Это было, наряду с другими факторами, результатом того, что были заложены дополнительные площади под лесопитомник, расширилось оранжерейно-парниковое хозяйство. В городе и прилегающих к нему поселках было высажено 27 700 деревьев вместо 11 400 шт. по плану, кустарников - 83 400 вместо 61 700 шт., цветов было высажено более 870 000 шт., было заложено 69 000 кв. м газонов25.

В то же время было отмечено, что УКС Горно-химического комбината и служба главного архитектора города отошли от практического участия в решении задач по улучшению эстетического облика города, ослабили требования к проектным и строительным организациям, а Управление строительства и руководство СМУ-2 не уделяет должного внимания качеству проведения озеленительных работ. По мнению одного из выступавших, в 1964-1965 гг. нужно было усилить контору зеленого хозяйства и заложить городской лесопитомник, способный обеспечить полную потребность города в древесных и кустарниковых породах необходимого ассортимента. Государственной приемной комиссии предлагалось повысить требовательность к качеству благоустройства и озеленения, к элементам оборудования улиц и внутриквартальных пло-щадок26.

Анализ, произведенный спецалистами горисполкома, позволил сделать вывод о том, что «руководство предприятий, организаций прикладывало руки только в начальной стадии благоустроительных работ», что их производство, «в основном было направлено на освоение средств, а не на качественную сдачу объектов озеленения, которые, как правило, предъявляли комиссиям по приемке уже с наступлением зимы»27.

Тем не менее, не смотря на перечисленные недостатки, были достигнуты определенные успехи. Площадь зеленых насаждений составляла к весне 1964 г. около 162 га, 60 % озеленения занимали газоны, 14 % -кустарники, 1,5 % - цветы. Газон являлся преобладающим элементом

24 Там же. Л. 94-95.

25 Там же. Д. 935. Л. 41.

26 Там же. Д. 941. Л. 131, 135, 137.

27 Там же. Д. 930. Л. 26.

украшения дворов жилых домов. Но газоны требовалось систематически косить не реже 2-3 раз в месяц, однако в городе не было ни одной косилки. Механизация озеленительных работ находилась на низком уровне. Поскольку должный уход за газонами не производился, они быстро принимали «вид заброшенной пустоши»28.

ЖКУ ГХК, ЖКО Управления строительства, ЖКО НПО прикладной механики и Горкомхоз неудовлетворительно организовывали уход за зелеными насаждениями29. Это объяснялось разобщенностью служб эксплуатации, так как в городе функционировало пять жилищно-коммунальных отделов и ремонтно-строительных контор, которые являлись нерентабельными, имели слабую оснащенность техникой, испытывали нехватку квалифицированных кадров30.

Состояние дел в ведомственных закрытых городах было проанализировано на уровне Министерства среднего машиностроения СССР. Летом 1964 г. комиссией министерства была проведена проверка эксплуатации жилищно-коммунального фонда, благоустройства, внешнего оформления и санитарного состояния городов ЗАТО. Комиссия установила, что «проведены большие работы по озеленению городов». Новые посадки вместе с сохранившимися деревьями во многих случаях создали хорошие зеленые зоны отдыха, обогатили внешний вид улиц и жилых кварталов. При этом породы деревьев и кустарников, применявшиеся для озеленения, в большинстве случаев были малоценными и однообразными. Городские лесопитомники были очень бедны по ассортименту и не обеспечивали городские хозяйства необходимыми посадочными материалами. Высаживались очень молодые саженцы, большая часть которых через год требовала восстановления. Газоны, как правило, были небрежно спланированы. Механические газонокосилки не применялись. Почти в каждом городе имелись теплицы, в которых выращивались цветы для продажи населению, но для посадки в основном использовались однолетние цветы, требовавшие больших трудовых затрат31.

Анализируя заключение министерской комиссси, председатель постоянной комиссии по строительству М.С. Лясковский в своем докладе на 9-й сессии Железногорского городского совета 6-го созыва, проходившей 3 июня 1964 г., констатировал, что в городе систематически недооценивается важность зеленого строительства. В проектах, разработанных проектно-изыскательской конторой, были приняты необходимые меры по увеличению площади сохраняемых лесных массивов, в том числе за счет совмещенной прокладки инженерных сетей. Проект организации работ детально обсуждался и утверждался на техническом совете строительства, но на деле не исполнялся. Дороги своевременно не

28 Там же. Д. 945. Л. 52-53.

29 Там же. Д. 941. Л. 76.

30 Там же. Д. 1355. Л. 71.

31 Там же. Л. 131-132.

строились, зоны выгородки разрушались, на сохраняемых лесных участках устраивались склады стройматериалов32. В результате к моменту сдачи дома от естественной зелени мало что оставалось.

Но были и обратные примеры, когда при привязке зданий производилась тщательная подеревная съемка, позволявшая максимально сократить вырубку. Однако расстояние от дерева до отмостки домов при норме в 6 м в ряде случаев составляло менее 3 м. Это приводило к нарушению инсоляции зданий, и такие деревья впоследствии приходилось вырубать.

В целях создания повышения ответственности за проведение работ по озеленению города исполком горсовета решением от 21 октября 1964 г. разбил территорию города и поселков на отдельные микрорайоны, за которыми были закреплены предприятия, организации и учреждения, ответственные за проведение благоустроительных работ33.

В 1964 г. ЖКХ, совместно с шефствующими организациями и жителями города, высадили деревьев 17 300 шт., кустарников - 24 000 шт., цветов - 906 000 шт., заложили газонов 75 500 кв. м, устроили 15 000 шт. цветников. Но, несмотря на активизацию работы по благоустройству и озеленению, на принимаемые разумные решения, план благоустройства города и поселков в 1964 г. жилищно-коммунальными хозяйствами и шефскими организациями был выполнен только на 89 %. По озеленению процент выполнения был еще ниже: деревьев было высажено 22 % к плану, кустарников - 80 %34.

Возникающие проблемы в организации и проведении озеленительных работ периодически обсуждались на заседаниях исполкома горсовета, который вносил коррективы в их организацию. В целях повышения эффективности этих работ из состава городской секции Союза архитекторов была создана группа районных общественных архитекторов, прикрепленных к отдельным ЖЭК и крупным объектам города. Общественные архитекторы работали по единому плану на основе утвержденного горисполкомом положения и были подотчетны городской секции Союза архитекторов. Общественный архитектор являлся художественным и техническим консультантом ЖЭК по вопросам озеленения35.

С докладом «О проведении работ по благоустройству, озеленению и внешнему облику города на 1965 год» на 2-й сессии Железногорского городского совета 7-го созыва, проходившей 23 апреля 1965 г., выступил заместитель председателя исполкома горсовета И.М. Павлов. Он отметил отсутствие централизованного грамотного и планомерного ведения работ по благоустройству и озеленению. Вся техническая сторона дела по определению объемов работ, определению пород посадочного материала, цветов и так далее в основном возлагалась на хозяйственных руководителей ЖКХ и шефствующих организаций, они же определяли и

32 Там же. Д. 932. Л. 44.

33 Там же. Д. 484. Л. 10.

34 Там же. Д. 945. Л. 11-12.

35 Там же. Д. 460. Л. 101.

качество работ и сроки. Контроль за проведением работ улучшился после того, как в 1963 г. за ЖКХ были закреплены районные архитекторы, они оказывали определенную помощь, но не могли изменить коренным образом ход ведения работ. В основном при проведении благоустрои-тельных работ учитывалась «отчетная» или количественная сторона работы и почти не учитывалась качественная, по которой не существовало четких критериев оценки36.

По отчетам в городе ежегодно высаживалось около 5-6 тыс. деревьев и 50-60 тыс. кустарников. С учетом того, что озеленение города осуществлялось в течение уже почти 10 лет, то по отчетам было высажено около 50 тыс. деревьев и полмиллиона кустарников. Таким образом, на каждом квадратном метре территории, занятой под озеленение города, должно было расти 0,5 дерева и 500 кустарников, а фактически не имелось и десятой доли от этих величин»37. Как правило, при начале проведения благоустроительных работ предприятия-шефы и ЖКХ находили значительные силы и средства, затем в течение двух недель выполнялись необходимые работы, а через месяц-два газоны затаптывались и большинство посаженных деревьев засыхало38.

Гибель саженцев происходила «от неграмотной посадки, от неправильного размещения посадок на территории кварталов, неверного выбора возраста и сорта посадочного материала». Внутри любого квартала на протяжении 20-30 м в ряду деревьев высаживалось 5-6 пород, совершенно не гармонировавших друг с другом39.

Привлечение к озеленению населения не подкреплялось контролем со стороны квалифицированных специалистов, что вело к отмиранию к осени 50-60 % посадок, деревья высаживались без учета планировки, использовалась некачественная номенклатура посадочного материала40.

В докладе И.М. Павлова, по-существу, была сформулирована программа нового подхода к благоустроительным работам в целом. Предлагалось перейти к грамотному выполнению благоустройства. Создать единое техническое руководство всеми посадками по улицам и внутри кварталов, сконцентрировать ответственность за всем комплексом бла-гоустроительных работ таким образом, чтобы в одних руках были теплицы, питомники, рабочие и мастера по посадке, уходу, охране поса-

док41.

В г. Железногорске был сделан упор на расширение производственных мощностей предприятий, связанных с работами по озеленению. Это

36 Там же. Д. 945. Л. 33-34.

37 Там же. Л. 33-35.

38 Там же. Л. 11-12.

39 Там же. Л. 33-35.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

40 Там же. Л. 11-12.

41 Там же. Л. 33-36.

позволило расширить масштабы работ и увеличить ассортимент саженцев. Если на 1 января 1963 г. площадь лесопитомника, занятая саженцами, составляла 11,2 тыс. кв. м, то на тот же период 1966 г. она выросла до 114,9 тыс. кв. м. Отапливаемая площадь оранжереи за это время была увеличена с 830 до 1 775 кв. м.42

В целях обеспечения систематического и профессионального ухода за зеленым хозяйством решением исполкома горсовета от 16.04.65 г. был создан цех благоустройства, в который входил участок озеленения и теплично-парниковое хозяйство43.

В итоге принятых мер на начало 1966 г. на одного жителя Железно-горска приходилось до 31,8 кв. м растительного покрова и зеленых на-саждений44. Важным фактором, стимулировавшим развитие озеленения, было то, что состояние благоустройства было одним из важных показателей социально-экономического положения ведомственных населенных пунктов МСМ СССР.

Таким образом, в рассматриваемый период организация работ по озеленению в г. Железногорске (Красноярск-26) претерпела ряд существенных изменений. Если период 1954-1956 гг. характеризовался недостаточным вниманием к благоустройству территории города, то с начала 1960-х гг. начинается переход к более тщательному планированию, более активную позицию занимает комиссия по благоустройству, к контролю за ходом работ начинают привлекаться архитекторы, художники и другие специалисты. Выросла роль местных органов советской власти в организации озеленения. Систематически анализировался опыт, вносились корректировки в планирование, принимались меры для повышения эффективности озеленительных работ.

К концу рассматриваемого периода подход к организации озеленительных работ стал более комплексным и профессиональным. В 1965 г. на сессии городского совета был утвержден план «благоустройства, озеленения и улучшения эстетического облика города». В этом же году из разрозненных служб Горкомхоза был создан цех благоустройства и озеленения города, который объединил все участки оранжерейно-парникового хозяйства с лесопитомником и занимался озеленением города на профессиональной основе. Наличие собственного лесопитомника позволяло более эффективно решать задачи озеленения города.

Накопленный опыт в области охраны естественной зелени был реализован при строительстве микрорайонов № 1, 2 и 2а в 1970-х гг.

Опыт 10 лет работы органов местной власти ЗАТО г. Железногорск показал необходимость тщательного квалифицированного планирова-

42 По сведениям паспорта города 1966 г.

43 ЖГА. Ф. 1. Оп. 1. Д. 492. Л. 168.

44 Там же.

ния и четкой координации на всех этапах благоустроительных работ, целесообразность развития материальной базы городских служб благоустройства, профессионального подхода к эксплуатации озеленения и жестких охранных мер по охране естественной зелени в участках застройки. Чем более активной становилась позиция руководителей городской власти, тем большего эффекта удавалось достичь в области озеленения города и приближения его к соответствию заявленной концепции «города-сада».

УДК 908.321 Э.Г. Колесник, М.Г. Тарасов

К ВОПРОСУ О ПРИЧИНАХ КРАХА ПОЛИТИКИ «ВОЕННОГО КОММУНИЗМА» (ПОПЫТКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА)

E.G. Kolesnik, M.G. Tarasov

TO THE QUESTION OF THE REASONS OF FAILURE OF THE POLICY OF "MILITARY COMMUNISM" (AN ATTEMPT OF THE ECONOMIC ANALYSIS)

В статье предпринимается попытка экономического анализа причин краха «военного коммунизма» в Советской России. Авторы рассматривают теоретические взгляды большевиков на проблемы создания социалистической экономики. Обращается внимание на радикальное изменение В.И. Лениным теоретических положений К. Маркса о характере и формах перехода от капитализма к социализму. Рассматриваются экономические мероприятия новой власти в годы Гражданской войны: всеобщая и полная национализация промышленного производства, введение продовольственной диктатуры, попытка заменить товарно-денежные отношения прямым распределением продуктов, введение всеобщей трудовой повинности, милитаризация экономики и др. Приведены фактические показатели состояния промышленного и сельскохозяйственного производства в годы Гражданской войны. Прослеживается связь между кризисными явлениями в экономике с тяжелыми социальными последствиями: падением жизненного уровня населения, ростом заболеваемости и смертности, особенно детской, обострением криминогенной обстановки и т. п. Уделяется внимание сопротивлению широких слоев населения поли-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.