Научная статья на тему 'Организация процессов духовно нравственного воспитания и образования молодежи в современном городе'

Организация процессов духовно нравственного воспитания и образования молодежи в современном городе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ / СОЦИАЛЬНОЕ И ДУХОВНОЕ ОБНОВЛЕНИЕ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ / ФЕНОМЕН ПРАВОСЛАВИЯ / СОВРЕМЕННЫЕ ДУХОВНЫЕ ИНСТИТУТЫ / CULTURAL PROCESSES / SOCIAL AND SPIRITUAL RENEWAL OF THE YOUNGER GENERATION / THE PHENOMENON OF ORTHODOXY / MODERN RELIGIOUS INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Девяткина Г. Н., Скрипачева И. А.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме воспитания духовности, патриотизма, нравственности и формированию гражданской культурной среды молодежи, путем организации процессов возрождения православной культуры в современном промышленном городе на примере Тольятти. Раскрываются характерные особенности ценностных ориентаций молодежи. Изложены основные причины сложившейся ситуации, возникшие социально экономические проблемы, повлиявшие на формирование духовной культуры города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF SPIRITUALLY-MORAL EDUCATION AND EDUCATION OF YOUNG PEOPLE IN MODERN CITY

The article is devoted to actual problems of education, spirituality, patriotism, morality, and civil cultural environment of young people, through processes of revival of Orthodox culture in the modern industrial city on the example of Togliatti. Special features of value orientations of young people. The main reasons for this situation caused socio economic problems affecting the formation of the spiritual culture of the city.

Текст научной работы на тему «Организация процессов духовно нравственного воспитания и образования молодежи в современном городе»

Целью наших исследований явилась оценка влияния препарата полисилар на обменные процессы, уровень эндогенной интоксикации, рост и развитие молодняка животных.

Полисилар - обменностабилизирующий препарат, включающий моренит, полизон и янтарную кислоту.

Эксперименты проводились в СХПК «Марьянский» Красноармейского района Краснодарского края на телятах-аналогах шестимесячного возраста (группы формировались с учетом весовых параметров, клинического состояния и интенсивности роста) со средней массой тела 174,0±1,56 кг. Животных разбили на две группы, по 18 особей в каждой. Первая группа ежедневно в течение месяца получала препарат полисилар из расчета 2% к сухому корму, вторая группа служила контролем и находилась только на основном хозяйственном рационе.

Для контроля состояния здоровья и продуктивности животных велись ежедневные клинические наблюдения, двукратно (в начале опыта и по его завершению) проводилось взвешивание телят, а также отбиралась кровь для морфологических и биохимических исследований.

В ходе эксперимента было установлено, что среднесуточные приросты массы тела телят в опытной группе за период наблюдения превысили показатели контроля на 20,0%, составив 843,6±2,3 г, против 703,4±3,1 г. Лучший рост и развитие телят в опытной группе, по-видимому, был связан с хорошей усвояемостью корма, снижением воздействия стрессовых ситуаций и оптимизацией обмена веществ. Эти данные подтверждены результатами морфологических и биохимических исследований крови.

При исследованиях клеточного состава крови опытных телят установлено увеличение количества эритроцитов и гемоглобина на 20,2% и 21,4% соответственно в сравнении с показателями животных контрольной группы, что свидетельствует о положительном действии препаратов на эритропоэз.

Оценка биохимического статуса телят при фоновом исследовании показала снижение уровня общего белка по обеим группам на 16,5%. При этом регистрировалось и нарушение его фракционного состава за счет снижения уровня альбуминов (в среднем на 13,7%) и повышения уровня у-глобулинов на 8,5%.

Однако к концу эксперимента уровень общего белка в опытной группе повысился на 28,7%, в то время как в контрольной группе этот показатель оставался низким (60,2±2,8 г/л). Уровень у-глобулинов снизился до нормальных физиологических показателей. Количество альбуминов возросло на 5,6% в сравнении с контрольными аналогами.

В группе с применением препарата полисилар количество мочевины нормализовалось и составило 3,14±2,8 мМ/л, что в 1,5 раза превысило показатели контрольной группы.

В крови опытных животных наблюдалось достоверное повышение уровня глюкозы на 18,7% с одновременной нормализацией активности аминотрансфераз. Уровни АсАТ и АлАТ при этом снизились и достигли физиологических значений (при фоновых исследованиях они были увеличены в обеих группах). Можно предположить, что данный комплекс обладает гепатопротекторным действием, улучшая функциональное состояние печени и способствуя снижению токсической нагрузки на гепатоциты.

Изучение уровня эндогенной интоксикации по концентрации молекул средней массы (МСМ) показало, что к концу опыта в группе животных, получавших препарат полисилар, уровень СМ снизился в 1,6 раз, в сравнении с фоновыми исследованиями, в то время как в контроле их количество возросло, при этом разница между группами составила 81,2%.

Полученные данные свидетельствуют о том, что препарат полисилар оказывает разностороннее действие на организм животных, способствует интенсификации обменных процессов, улучшая рост и развитие молодняка крупного рогатого скота.

Литература

1. Кузьминова, Е.В. Применение биологически активных веществ для нормализации обменных процессов у животных /Е.В.Кузьминова, М.П. Семененко, Е.А. Старикова, Е.В. Тяпкина //Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2013. - № 11 (109)- С. 80-83.

2. Пат. 2423109, Российская Федерация, МПК А61К 31/00, А61 Р43/00. /Средство для нормализации обменных процессов у животных //Е.В. Кузьминова, М.П. Семененко, А.Г. Кощаев, В.С. Соловьев. Опубл. 10.07.2011. бюл. № 19.

3. Пат. 2154951, Российская Федерация, 7А 23К 1/16 АВ. /Кормовая добавка для сельскохозяйственных животных // Струнин Б.П., Новак Д.И., Набиулин Г.Н., Антипов В.А., Дорожкин В.И., Саттаров Р.Ф., Гареев Ю.Ф. - 2000.

4. Трошин А.Н. Рациональное применение ветеринарных препаратов на Кубани в 2014 году Краснодар, 2014. Сер. 10 -Ветеринарные препараты Кубани.

References

1. Kuz'minova, E.V. Primenenie biologicheski aktivnyh veshhestv dlja normalizacii obmennyh processov u zhivotnyh /E.V.Kuz'minova, M.P. Semenenko, E.A. Starikova, E.V. Tjapkina //Vestnik Altajskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2013. -№ 11 (109)- S. 80-83.

2. Pat. 2423109, Rossijskaja Federacija, MPK A61K 31/00, A61 R43/00. /Sredstvo dlja normalizacii obmennyh processov u zhivotnyh //E.V. Kuz'minova, M.P. Semenenko, A.G. Koshhaev, V.S. Solov'ev. Opubl. 10.07.2011. bjul. № 19.

3. Pat. 2154951, Rossijskaja Federacija, 7A 23K 1/16 AV. /Kormovaja dobavka dlja sel'skohozjajstvennyh zhivotnyh // Strunin B.P., Novak D.I., Nabiulin G.N., Antipov V.A., Dorozhkin V.I., Sattarov R.F., Gareev Ju.F. - 2000.

4. Troshin A.N. Racional'noe primenenie veterinarnyh preparatov na Kubani v 2014 godu Krasnodar, 2014. Ser. 10 - Veterinarnye preparaty Kubani.

КУЛЬТУРОЛОГИЯ / CULTURE STUDEIS

Девяткина Г.Н. \ Скрипачева И. А. 2

'Аспирант, Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма - АПРИКТ; 2Доктор культурологии, кафедра дизайна и инженерной графики, Тольяттинский государственный университет - ТГУ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ В

СОВРЕМЕННОМ ГОРОДЕ

Аннотация

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме воспитания духовности, патриотизма, нравственности и формированию гражданской культурной среды молодежи, путем организации процессов возрождения православной культуры в современном промышленном городе на примере Тольятти. Раскрываются характерные особенности ценностных ориентаций молодежи. Изложены основные причины сложившейся ситуации, возникшие социально - экономические проблемы, повлиявшие на формирование духовной культуры города.

Ключевые слова: культурные процессы, социальное и духовное обновление молодого поколения, феномен православия,

современные духовные институты.

Devyatkina, G.N. \ Schipacheva I. A. 2

'Graduate student, Academy for retraining in arts, culture and tourism - APRIKT; 2Doctor cultural studies, Department of design and

engineering graphics, Togliatti state University - TSU

ORGANIZATION OF SPIRITUALLY-MORAL EDUCATION AND EDUCATION OF YOUNG PEOPLE IN MODERN

CITY

95

Abstract

The article is devoted to actual problems of education, spirituality, patriotism, morality, and civil cultural environment of young people, through processes of revival of Orthodox culture in the modern industrial city on the example of Togliatti. Special features of value orientations of young people. The main reasons for this situation caused socio - economic problems affecting the formation of the spiritual culture of the city.

Keywords: cultural processes, social and spiritual renewal of the younger generation, the phenomenon of Orthodoxy, modem religious institutions.

Реформы, происходящие в стране, вызывают значительное усложнение социальных и культурных процессов как на объективном (количественное увеличение качественно неоднородных культурных объектов и процессов), так и на субъективном (ощущение напряженности, изменение представлений, переоценка ценностей) уровне.

В масштабе страны трудно проанализировать, как влияет среда на формирование тех или иных политических взглядов на культуру, на её цели и задачи, модели и развитие. В городской среде, отличающейся высокой плотностью социальных коммуникаций, это выявить гораздо проще и нагляднее.

Проблемы процесса воспроизводства, в который втянута культура города, заключаются в том, что воспроизведение и тиражирование образцов, чуждых российской культуре, информационные технологии, обилие рутины и ширпотреба оставляют всё меньше места для духовно-нравственных основ и укрепления православных традиций.

Православная культура России - уникальный феномен, требующий своего нового открытия и понимания. Утверждение новой православной культурной парадигмы в обществе, формирование нового стиля и образа жизни формируют современную ценностносмысловую систему, которая представляет собой мозаику из традиций, идеалов, практик и ценностей дореволюционного и советского времени. Социальное обновление требует и духовного обновления и место в этом процессе духовных ценностей православия неоспоримо.

В настоящее время правительством делается попытка усилить просветительскую роль отечественной культуры, чтобы спасти молодое поколение от западного «суррогата», поэтому работа очередного заседания Совета по культуре и искусству при президенте России была посвящена молодому поколению нашей страны, которое все дальше отходит от своих национальных и культурных традиций.

«Прежде всего, мы должны создать все условия, чтобы становление молодого поколения происходило в благотворной атмосфере отечественной культуры, чтобы у молодежи воспитывался высокий художественный вкус и стандарты поведения», -задал цель президент [2].

Разделяя точку зрения Ю.А. Лукина, что «Одной из ведущих черт культуры, искусства и религии, на протяжении многих тысячелетий является стремление воплотить идеал, дать пример для подражания. Идеал, утверждаемый и религией и искусством проходит через всю историю отечественной культуры» [3, с.178], необходимо, учесть тот факт, что на культурное поведение детей и молодёжи большое влияние оказывает институциональная культура взрослых. Мы имеем в виду ту культуру, которая создаётся не молодыми, а для молодых, и которая упорно внедряется в широкие массы молодых людей, то есть в массовую культуру, ориентированную на молодёжного потребителя.

Особое значение молодежная тема приобретает в крупных городах, представляющих из себя векторы общественного развития. Города отражают основные проблемы и противоречия культуры, одновременно становясь центрами основных ее достижений. Такие первостепенные культурные, экономические, политические центры страны как Москва и Петербург создают наиболее благоприятные условия для расцвета форм деятельности молодежи, молодежной культуры в целом, но наряду с ними и современные провинциальные города становятся так же центром притяжения и возрождения православия.

Специфика ценностного сознания молодого поколения, проживающего в крупных городах, определяется не только особенностями городской среды, но и особенностями культурного развития современного города. Раскрепощенные и свободные от идеологической опеки, молодые люди активны в выборе приемлемых для себя форм и стилей жизнедеятельности, постановке целей и выработке иерархии ценностей, отвечающей запросам и требованиям современности [4].

Культурно-нравственное единение всего населения, изменение системы ценностей, возведение в абсолют моральных ценностей ставят перед государством и церковью вопрос о перемещении центра тяжести с формально обрядовой стороны православия на контекст православного образования и с этой целью настаивать на реорганизации духовного образования и практической деятельности духовенства в современных городах. Православие как величайшая духовная ценность России наряду с государством должно выполнить функцию нравственного оздоровления личности и общества.

Мы можем отметить, что в современном городе православная церковь играет заметную роль в государственном строительстве, в формулировании национальной идеи и поддержании национальных культурных ценностей, вступающих в конфликт с вторгающимися в процессе глобализации культуры ценностями вестернизма.

Вместе с тем широкий спектр интересов молодых людей к различным религиозным направлениям проявляется в множественности возникающих направлений субкультурной деятельности отличающихся мозаичностью и поляризованностью. Духовно - нравственные компоненты молодежных субкультур, проявляющиеся в их непосредственной деятельности, обеспечивают воспроизводство ценностей как в целом востребованных в обществе, так и слабо актуализированных в его рамках. Необходимо отметить субкультуры, объединяющие различные духовные влияния, оппозиционные православному мировоззрению, формирующие контркультуру (сообщества политической, националистической, сектантской направленности).

Сегодня мы можем говорить о новых тенденциях в сфере молодежной культуры, и это, прежде всего, связано с появлением иных видов культурной деятельности, новых социальных институтов или традиционных институтов с изменёнными функциями.

По утверждению В.Г. Федотовой «Россия всегда считалась (вспомним русских классиков) средоточием, воплощением истинной духовности и в этом смысле противопоставлялась сытому, мещанскому западному миру. Поэтому утрата духовности в современном российском обществе может быть расценена в известной степени как утрата самобытности, уникальности российской культуры, процесс ее унификации» [7, с.62].

Переход к культурной самобытности, ознаменовавший новую эпоху в развитии Российского государства, оказал непосредственное влияние на формирование ценностей и ценностных ориентаций молодежи.

В настоящее время изменение отношения к религии выдвинуло церковь на новую социальную роль в сфере культуры, а молодое поколение становится потребителем её товара. Кроме того, при церкви появились воскресные школы, общины и т.д., оказывающие влияние на духовное формирование детей и молодёжи. Интерес к церкви оказался обусловленным не только ростом религиозности, но и тем, что церковь сегодня выполняет объединяющую и компенсаторную функцию, давая молодому человеку в воображении то, что не доступно ему в реальной жизни.

Для современного молодого поколения стремительно, теряющего нравственные ориентиры и национальную идентичность, православная культура может стать важной компонентой обеспечения сохранности национальных традиций в контексте модернизационных преобразований. Это подчеркивают и идеологи церкви: «модернизация без опоры на православную традицию -это не модернизация, а десуверенизация. Опора исключительно на традицию без национальной модернизации также приведет к десуверенизации, ибо Россия не будет конкурентоспособной и не сохранит свою самостоятельность» [4, с.45].

96

Тольятти - город особый в религиозном плане. Перенесенный на новое место в середине пятидесятых годов, он потерял все культовые сооружения. Первой церковью, построенной за крепостными стенами Ставрополя, стала Троицкая. Кроме нее были в Ставрополе и другие храмы: Никольская колокольня с приделом иконы Казанской Божией Матери, Андреевская и Рождественская церкви, церковь Успения Божией матери. При соборе и церквах были школы и сиротские дома, были библиотеки и архивы - храмы были в центре духовной жизни горожан и жителей окрестных деревень [ 5, с.245].

Как и во всем государстве Российском, официальной религией было признано православие, хотя издавна населяли волжские земли не только христиане - здесь были последователи ислама, буддизма, иудаизма.

Своего рода символом взлета духовности можно считать возведение новых храмов. В 1997 году в Тольятти насчитывалось шесть Православных приходов и уже в начале нового века в Портпоселке в память о затопленной при строительстве ГЭС возведена Успенская церковь. Получил свое рожденье в 2002 году Спасо-Преображенский собор, ставший вторым по величине в России после храма Христа Спасителя [8, с.624].

С 2008 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при непосредственной поддержке Правительства Самарской области и руководства ОАО «АвтоВАЗ» в центре Автозаводского района городского округа Тольятти строится уникальный духовно-образовательный комплекс - Поволжский православный институт имени Святителя Алексия, Митрополита Московского. Поволжский православный институт - светское высшие учебное заведение, в котором органично сочетается социальное, гуманитарное и теологическое направления обучения. Его миссия - быть крупнейшим в регионе культурным и духовно-просветительским центром. Он призван готовить около 2500 квалифицированных специалистов для социальной, культурной и педагогической сфер Поволжья ежегодно. Этот прекрасный архитектурный ансамбль, выдержанный в высоких традициях древнерусского зодчества (общей площадью всех сооружений 27 200 кв.м.), который уже стал настоящим украшением города, открылся 6 сентября 2014 года малым освящением домовой церкви - храма Трех святителей, трех великих вселенских учителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Одним из формирующихся направлений духовного образования подрастающего поколения является открытие в городе Православной классической гимназии. Эта школа создана по образцу классических гимназий церковно-приходских школ дореволюционной России. Кроме Православной классической гимназии, открыта в Тольятти начальная православная школа.

Особое значение в решении духовно-нравственного воспитания молодёжи приобретают концертные выступления в форме лекций - концертов сводного детско-юношеского хора светского учебного заведения и детского хора православной гимназии. Представление русской хоровой культуры, исполнение духовных песнопений на концертных площадках, организация фестивалей духовной направленности - дает мощный импульс для возрождения православных традиций города. Реализация подобной деятельности обусловлена необходимостью осуществления комплекса мер, способствующих обеспечению духовно-нравственного просвещения детей и молодёжи, приобщению подрастающего поколения к нравственным ценностям добра, любви к родному Отечеству, его культурно-историческому наследию, сопереживания к ближнему, а также формированию гражданской ответственности за будущее своей Родины.

Как образно заметил Н. Бердяев: «Завоевание духовности есть главная задача человеческой жизни. Но духовность нужно шире понимать, чем обыкновенно понимают. Духовность нужна и для борьбы, которую ведет человек в мире. Без духовности нельзя нести жертвы и совершать подвига» [1, с.321].

Взаимоотношения молодежи города с областью православных традиций характеризуются высоким статусом в ее сознании патриотизма, семейных ценностей, ценностей дружбы, здоровья, любви, образования. Взаимоотношения молодежи с областью инноваций заключаются в повышенном интересе к области компьютерных технологий и информационных коммуникаций, порождающих новые практики, формы православной культуры и способы ее освоения. Интерактивность, информативность и вариативность являются главными свойствами компьютерной культуры и порождаемой ею виртуальной реальности, которые привлекают молодежь и формируют специфическую и индивидуальную ценностную шкалу.

Принимая за основу научную позицию А.Я. Флиера, утверждающего что в числе наиболее актуальных вопросов, подлежащих безотлагательному исследованию культурологической наукой, выделяется изучение работы механизмов трансляции исторического типа солидарности и идентичности следующим поколениям средствами социализации и инкультурации личности методами традиций, обычаев, нравов, образцов и т.п., а также воспитания, образования, искусства, религии, идеологии, политики и пр., обеспечивающих социальное воспроизводство данного общества как устойчивой культурной целостности. Наука в этом процессе явится лишь теоретическим основанием; полем «генерального сражения», безусловно, станет сфера образования, где и развернутся главные «битвы» между культурой и социальной деградацией [6].

Многообразие ценностей культуры города определяется существованием на его территории большого числа социальнокультурных институтов, профессионально занимающихся развитием искусства, науки, эстетическим воспитанием населения, что позволяет говорить о достаточно высоких показателях культурного потенциала. Наравне с функционированием традиционных институтов, выступающих в роли наполнения культурного потенциала, важное значение приобретает создание новых духовно -нравственных и образовательных институтов, включающих в себя важнейшую для массового сознания “ культуру православия”, которая оказывает существенное воздействие на характер развития не только национальной культуры, но и большинства аспектов национальной идеологии.

Особенности современного города Тольятти заключаются в реальном доступе ресурсов православной культуры и получению высшего профессионального православного образования. Наряду с теологией студенты могут получить образование в сфере экономики, педагогики, социального сервиса. Открытие органного концертного зала в учреждении даст мощный импульс для развития массового хорового искусства, значительно повысит духовно - нравственный потенциал такой значимой части молодежи как студенчество, расширит разнообразие способов и форм проведения досуга. Следует отметить немаловажный факт, что с 2010 года Поволжский православный институт является крупным инвестиционным проектом Правительства Самарской области.

В заключении мы можем отметить, что особым видом духовной деятельности Поволжского Православного института станет распространение православных ценностей с целью усвоения их возможно большим числом людей, а получившая новое наполнение православными традициями культурная среда города Тольятти станет благоприятным условием для успешной трансформации социокультурных процессов.

Литература

1. Бердяев Н.А. О назначении человека. - М.: Республика, 1993. 383 с.

2. Кузьмин В. «Российской молодежи решено прививать «высокий художественный вкус и стандарты поведения» / Российская Газета 30.05.2007

3. Лукин Ю.А. Культурология: вчера, сегодня, завтра. - М., 2001. - 202 с.

4. Лушников И.Д. Современная русская школа. - Вологда, 1996.

5. Скрипачева И.А. Город как культурная система. - Тольятти, 2009.-336с.

6. Флиер А.Я. Социокультурный прогноз ХХ1 век // Некультурные формы культуры. - М., МГУКИ. 2009.

7. Федотова В.Г. Практическое и духовное освоение действительности. - М., 1991.

97

8. Четыре века Ставрополя-Тольятти. Хроника городской жизни.1737- 2007. - Самара: Издательский дом «Агни», 2007. -678с.

References

1. Berdjaev N.A. O naznachenii cheloveka. - M.: Respublika, 1993. 383 s.

2. Kuz'min V. «Rossijskoj molodezhi resheno privivat' «vysokij hudozhestvennyj vkus i standarty povedenija» / Rossijskaja Gazeta 30.05.2007

3. Lukin Ju.A. Kul'turologija: vchera, segodnja, zavtra. - M., 2001. - 202 s.

4. Lushnikov I.D. Sovremennaja russkaja shkola. - Vologda, 1996.

5. Skripacheva I.A. Gorod kak kul'turnaja sistema. - Tol'jatti, 2009.-336s.

6. Flier A.Ja. Sociokul'turnyj prognoz HH1 vek // Nekul'turnye formy kul'tury. - M., MGUKI. 2009.

7. Fedotova V.G. Prakticheskoe i duhovnoe osvoenie dejstvitel'nosti. - M., 1991.

8. Chetyre veka Stavropolja-Tol'jatti. Hronika gorodskoj zhizni.1737- 2007. - Samara: Izdatel'skij dom «Agni», 2007. - 678s.

Надточий В.В.1, Иванова О.Б.2, Иваненко В.М.3

'Учитель высшей категории, МБОУ СОШ №1, 2учитель первой категории, МБОУ СОШ №14, 3сотрудник, Центральная

городская библиотека им. А.С. Пушкина, Новочеркасск

ОСОБЕННОСТИ ФОРМЫ УЧЕНИЦ ДОНСКОЙ МАРИИНСКОЙ ЖЕНСКОЙ ГИМНАЗИИ В КОНЦЕ XIX ВЕКА

Аннотация

Обсуждаются некоторые особенности формы учениц Донской Мариинской женской гимназии в конце XIX века и возможности его реконструкции и разработке проекта изготовления в школьном учебном процессе.

Ключевые слова: школьная форма, дресс код, женская гимназия

Nadtochii V.V.1, Ivanova O.B.2, Ivanenko V.M.3

1 School-teacher of higher category, MBPGEU SSE №1, 2 School-teacher of the first category, MBPGEU SSE №14, 3employee, Central

town Pushkin library, Novocherkassk

PUPIL UNIFORM PECULIARITIES OF THE DON MARY’S FEMALE GYMNASIUM AT THE END OF XIX CENTURY

Abstract

Some pupil uniform peculiarities of the Don Mary’s female gymnasium at the end of XIX century and the possible of its utilization on costume design and project elaboration in school education process were discussed.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: pupil uniform, dress-code, female gymnasium

Народный костюм на Дону развивался вместе с ходом истории Донского казачества, адаптируясь к новым условиям жизни. На формирование его особенностей оказывали как географические и климатические условия, так и хозяйственный уклад и уровень жизни. Историко-социальные процессы и местные культурные традиции способствовали созданию особых форм одежды. Традиционная культура и искусство является предметом исследований и в сфере образования. Изучение особенностей женского костюма донской девушки-казачки XVI- XIX веков и, в частности, форменной одежды для учащихся девушек-казачек конца XIX века, является неотъемлемой части изучения материальной культуры донских казаков.

Как было отмечено в СМИ, после введения единых типовых требований к одежде школьников в части субъектов РФ и после письма Министерства образования и науки от 1.04.2013 Госдума уже в мае 2013 года приняла в двух чтениях соответствующие поправки в закон «Об образовании». Однако вскоре парламентарии пришли к выводу о том, что единого образца формы не должно быть, а в каждом субъекте могут быть установлены собственные правила дресс-кода в детских образовательных учреждениях. При этом рекомендовали, чтобы «...внешний вид и одежда обучающихся государственных и муниципальных образовательных организаций должны соответствовать общепринятым в обществе нормам делового стиля и носить светский характер».

Обратимся к историческим особенностям формы гимназисток Российской империи в конце XIX века. Ученицы Мариинской Донской женской гимназии носили единую для всех женских гимназий форму, которая была введена на основании «Положения о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения», утвержденного 24 мая 1870 года. В документе [1] от 1884 года определены требования в отношении гимназической формы и внешнего вида гимназисток. В частности, в параграфе 24 сказано, что ученицы обязаны являться в гимназию и вообще находиться вне дома всегда в одежде установленной формы. Положенные для них коричневого цвета платья и черные передники должны быть самого простого покроя, без всякого следования моде. Ношение широких кружевных или шитых гладью воротников, таковых же обшлагов на рукавах платья, замысловатых оборок и всяких украшений на передниках, равно как и ношение браслетов, колец, ожерелий, брошек, металлических цепей, часов и т.п., как отступление от формы, отнюдь не дозволяется [1]. Особое внимание уделялось опрятности и аккуратности во внешнем виде: «.платье должно быть содержимо в полной исправности и чистоте, а потому ученица всякий раз, прежде выхода из дома, должна тщательно осмотреться, все ли на ней в надлежащем порядке, не разорвано ли где платье, и все недостатки костюма немедленно исправить.» [1].

Отдельные образцы форменной одежды учениц Мариинской Донской женской гимназии в конце XIX века в виде фотодокументов хранятся в музее Донского казачества в Новочеркасске [2, 3]. Это дает возможность использования их при конструировании и моделировании костюма девушки-гимназистки и разработке проекта его изготовления в школьном учебном процессе. Проект может включать следующие работы: конструирование платья, построение чертежа основы лифа, моделирование лифа и верхней части рукава, моделирование юбки, разработка технологических последовательностей обработки платья, фартука и нижней юбки. В процессе выполнения данного проекта учащиеся прикоснутся к истории женской одежды конца XIX века, ознакомятся с различными видами одежды девушек-казачек города Новочеркасска, историей женских учебных заведений и основными требованиями к внешнему виду гимназисток и требованиями к форменной одежде.

Литература

1. Важнейшие правила для учениц Мариинской Донской женской гимназии (извлечения из правил, утвержденных Педагогическим Советом Мариинской Донской женской гимназии 14 ноября 1884 года) / Архив отдела краеведения Центральной городской библиотеки имени А.С. Пушкина, Новочеркасск.

2. Донская Мариинская женская гимназия / Россия в ее прошлом и настоящем. - Новочеркасск, 1914. С.410.

3. Новочеркасск. Справочная книжка с приложением плана города, составленная инженером Б.В. Красновым. Издание Ф.М. Туникова. - Новочеркасск: Типография Карасева, аренд. Ф.М. Туников, 1896. - С. 189-192.

References

1. Vazhnejshie pravila dlja uchenic Mariinskoj Donskoj zhenskoj gimnazii (izvlechenija iz pravil, utverzhdennyh Pedagogicheskim Sovetom Mariinskoj Donskoj zhenskoj gimnazii 14 nojabrja 1884 goda) / Arhiv otdela kraevedenija Central'noj gorodskoj biblioteki imeni A.S. Pushkina, Novocherkassk.

2. Donskaja Mariinskaja zhenskaja gimnazija / Rossija v ee proshlom i nastojashhem. - Novocherkassk, 1914. S.410.

3. Novocherkassk. Spravochnaja knizhka s prilozheniem plana goroda, sostavlennaja inzhenerom B.V. Krasnovym. Izdanie F.M. Tunikova. - Novocherkassk: Tipografija Karaseva, arend. F.M. Tunikov, 1896. - S. 189-192.

98

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.