Научная статья на тему 'Организация процесса формирования профессиональных компетенций в области авиастроения при проведении выездных производственных практик студентов и стажировок преподавателей вузов'

Организация процесса формирования профессиональных компетенций в области авиастроения при проведении выездных производственных практик студентов и стажировок преподавателей вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АВИАСТРОЕНИЕ / САМОЛЕТОСТРОЕНИЕ / ВЫЕЗДНАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / СТАЖИРОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL. COMPETENCE / AIRCRAFT / AVIATION / FIELD PRACTICAL TRAINING / INTERNSHIPS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хрунков Сергей Николаевич, Пудалова Елена Игоревна

В статье раскрыты принципы организации процесса профессиональных компетенций в области авиастроения при проведении выездных производственных практик студентов и стажировок преподавателей вузов. Раскрыта логистическая модель проведения выездных производственных практик во всероссийском масштабе. Показана тематика выездной производственной практики студентов и стажировки преподавателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хрунков Сергей Николаевич, Пудалова Елена Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of the process of formation of professional competence in the field of aviation at a field of practical training of students and training of teachers of universities

In the article the principles of the process of professional competencies in the field of aviation at a field of practical training of students and teachers training colleges. Disclosed logistic model of the mobile production practices on a national scale. Shown themes visiting practical training of students and training teachers.

Текст научной работы на тему «Организация процесса формирования профессиональных компетенций в области авиастроения при проведении выездных производственных практик студентов и стажировок преподавателей вузов»

КОНТ TF.T1T

Хрунков С. Н., Пудалова Е. И. Организация процесса формирования профессиональных компетенций в области авиастроения при проведении выездных производственных практик студентов и стажировок преподавателей вузов // Концепт. - 2012. - № 9

научно-методический электронный журнал ^ябрьГ-^АРТ °^127 -ЦеоТ4" п л - URL-

ART 12127 УДК 378.147:629.735 http://www.covenok.ru/ koncept/2012/12127.htm. -

Гос. per. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120Х.

Хрунков Сергей Николаевич,

кандидат технических наук, декан факультета морской и авиационной техники ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева», г. Нижний Новгород khrunkov@mail.ru

Пудалова Елена Игоревна,

руководитель направления по взаимодействию с учебными заведениями департамента управления персоналом ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», г. Москва e.pudalova@uacrussia.ru

Организация процесса формирования профессиональных компетенций в области авиастроения при проведении выездных производственных практик студентов и стажировок преподавателей вузов

Аннотация. В статье раскрыты принципы организации процесса профессиональных компетенций в области авиастроения при проведении выездных производственных практик студентов и стажировок преподавателей вузов. Раскрыта логистическая модель проведения выездных производственных практик во всероссийском масштабе. Показана тематика выездной производственной практики студентов и стажировки преподавателя.

Ключевые слова: авиастроение, самолетостроение, выездная производственная практика, стажировка, профессиональные компетенции.

Открытое акционерное общество «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАО «ОАК») создано в соответствии с указом Президента РФ №140 от 20 февраля 2006 г. Регистрация Корпорации как юридического лица состоялась 20 ноября 2006 г. Общество учреждено Российской Федерацией путем внесения в его уставный капитал государственных пакетов акций авиационных предприятий (согласно Приложению 1 к Указу Президента РФ №140 от 20 февраля 2006 г.), а также частными акционерами ОАО «Корпорация «Иркут»». Корпорация создана в целях сохранения и развития научно-производственного потенциала авиастроительного комплекса Российской Федерации, обеспечения безопасности и обороноспособности государства, концентрации интеллектуальных, производственных и финансовых ресурсов для реализации перспективных программ создания авиационной техники.

Приоритетными направлениями деятельности ОАО «ОАК» и входящих в Корпорацию компаний, являются разработка, производство, реализация, сопровождение эксплуатации, гарантийное и сервисное обслуживание, модернизация, ремонт и утилизация авиационной техники гражданского и военного назначения. В настоящее время в состав ОАО «ОАК» входят следующие дочерние и зависимые акционерные общества: ОАО «Авиационная холдинговая компания «Сухой»; ОАО «Опытно-конструкторское бюро им. П. О. Сухого»; ЗАО «Гражданские самолёты Сухого»; ОАО «Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение им. Ю. А. Гагарина»; ОАО «Новосибирское авиационное производственное объединение им. В. П. Чкалова»; ОАО «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ»; ОАО «ОАК - Транспортные самолёты»; ОАО «Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина»; ОАО «Воронежское акционерное самолётостроительное общество»; ОАО «Ильюшин Финанс Ко.»; ОАО «Туполев»; ОАО «Казанское авиационное производственное объединение

f\j ■Л f\j

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12127.htm

КОНТ тнгтт

научно-методический электронный журнал ART 12127 УДК 378.147:629.735

Хрурков С. Н., Пудалова Е. И. Оргаризация процесса формировария профессиоральрых компетерций в области авиастроерия при проведерии выездрых производстверрых практик студертов и стажировок преподавателей вузов // Корцепт. - 2012. - № 9 (сентябрь). - ART 12127. - 0,4 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/ koncept/2012/12127.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120Х.

им. С. П. Горбунова»; ЗАО «Авиастар-СП»; ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут»; ОАО «Опытно-конструкторское бюро им. А. С. Яковлева»; ОАО «Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Г. М. Бериева»; ОАО «Финансовая Лизинговая Компания»; ОАО «Нижегородский авиастроительный завод «Сокол»; ОАО «Экспериментальный машиностроительный завод им. В. М. Мясищева».

Структура ОАО «ОАК» с указанием доли участия Российской Федерации в ее дочерних и зависимых акционерных обществах приведена на рисунке (рис. 1).

Рис. 1. Структура ОАО «ОАК»

Развитие бизнеса ОАО «ОАК» происходит в трех основных сегментах - гражданской, военной и военно-транспортной авиации. Для каждого из сегментов определены стратегические ориентиры, достижение которых обеспечивает реализацию глобальной цели ОАО «ОАК» - выхода на лидирующие позиции в мировом авиастроении. ОАО «ОАК» обеспечивает концентрацию имеющихся материально-технических, финансовых и интеллектуальных ресурсов на нишах с ограниченной конкурентной напряженностью с постепенным переходом к конкуренции на сегментах массового спроса. Комплекс предусмотренных мер обеспечивает динамичное развитие ОАО «ОАК» и связанных с Корпорацией предприятий российской промышленности на основе современных рыночных принципов и механизмов корпоративного управления.

Переход на современный технологический уровень требует глубокой технологической и организационной реструктуризации путем внедрения индустриальной модели, основанной на системе центров компетенций и специализированных производств. В совокупности с другими мерами организационного характера, технологи-

пи пи

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12127.htm

1Л. Г а>П^^УП.М|Л,

УДК 378.147:629.735 http://www.covenok.ru/ koncept/2012/12127.htm. -

Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - 2304-120Х.

Хрунков С. Н., Пудалова Е. И. Организация процесса формирования профессиональных компетенций в области авиастроения при проведении выездных производственных практик студентов и стажировок

дет 12127

ческая реструктуризация обеспечивает конкурентоспособный уровень издержек и прибыльности основных программ Корпорации. Важнейшим элементом развития ОАО «ОАК» является организация научных работ в обеспечение модернизации выпускаемых и разработки перспективных воздушных судов. При этом необходимо развитие фундаментальных исследований и поисковых работ, реализуемых и координируемых научным сообществом, объединенным в единый авиационный научный центр. Для минимизации затрат, исключения дублирования работ и соблюдения требуемых сроков вывода продуктов на рынок, сформированы несколько крупных межпрограммных проектов, выполняемых в интересах разработки нескольких типов воздушных судов. К таким проектам, в частности, относятся:

- конструктивные элементы самолетов из полимерных композитных материалов;

- новое поколение авиационных двигателей;

- новое поколение интегрированной модульной авионики с открытой архитектурой (применимое также на военных и транспортных самолетах);

- конкурентоспособная система послепродажного обслуживания;

- новые материалы и методики их сертификации.

Важной особенностью развития ОАО «ОАК» является региональный аспект. Концентрация конструкторских, производственных, научных, образовательных ресурсов в специализированных центрах («авиагородах»), расположенных в различных регионах России, и перенос значительной части организаций из Москвы обеспечат значительный синергетический эффект и позволят создать базовые условия для ускоренного развития региональных экономик и самолетостроения в целом.

Развитие ОАО «ОАК» позволит сохранить позиции России как государства, самостоятельно обеспечивающего свои потребности во всех видах военной авиационной техники и являющегося одним из крупнейших её экспортеров, войти в число ведущих мировых производителей гражданской авиационной техники, а также выпускать весь необходимый спектр транспортных самолетов. При этом, становясь международным игроком, Корпорация реализует «открытую модель» ведения бизнеса, предусматривающую формирование альянсов разного типа с зарубежными авиастроительными компаниями.

Организационная структура Открытого акционерного общества «Объединенная авиастроительная корпорация» представлена на рисунке (рис. 2). Обеспечение организации взаимодействия вузов России и ОАО «ОАК» возлагается, со стороны вузов на Совет учебно-методического объединения вузов России по образованию в области авиации, ракетостроения и космоса (УМО АРК) и, со стороны ОАО «ОАК», на Департамент управления персоналом ОАО «ОАК».

Кадровая политика Открытого акционерного общества «Объединенная авиастроительная корпорация» направлена на формирование и развитие инновационной и профессиональной команды единомышленников, способной обеспечить динамичное развитие Корпорации. Основной идеологической установкой кадровой политики ОАО «ОАК» является ее открытость и нацеленность на трансформацию Корпорации и отрасли в целом в привлекательного работодателя. Стратегические задачи кадровой политики ОАО «ОАК»:

- создание системы непрерывного корпоративного обучения, направленного на формирование управленческих навыков, повышение профессиональной квалификации сотрудников Корпорации, а также обеспечивающего трансляцию корпоративной культуры;

«VI О /V»

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12127.htm

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 12127 УДК 378.147:629.735

Хрурков С. Н., Пудалова Е. И. Оргаризация процесса формировария профессиоральрых компетерций в области авиастроерия при проведерии выездрых производстверрых практик студертов и стажировок преподавателей вузов // Корцепт. - 2012. - № 9 (сертябрь). - ART 12127. - 0,4 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/ koncept/2012/12127.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

Рис. 2. Организационная структура ОАО «ОАК».

- формирование базы профильных учебных заведений, способных обеспечить Корпорацию молодыми специалистами, качество подготовки которых соответствует мировым стандартам;

- создание системы ротации, построения карьеры и формирования кадрового резерва, обеспечивающей поступательный профессиональный рост специалистов Корпорации;

- реформирование системы оплаты труда и мотивации персонала, а также создание системы, обеспечивающей зависимость вознаграждения от результатов труда;

- формирование современной корпоративной культуры - основы привлекательности Корпорации как работодателя, а также системы внутренних коммуникаций, обеспечивающей трансляцию культурных норм.

Развитие профессиональных знаний и навыков обеспечивается внедрением системы профессиональных стандартов и инновационных программ в профильных ВУЗах и средних специальных учебных заведениях (в том числе в рамках национального проекта «Образование»). Стратегия развития ОАО «ОАК» предусматривает привлечение в отрасль до 50 000 новых сотрудников и обновление состава персонала предприятий Корпорации на 70%.

Департаментом управления персоналом ОАО «ОАК» разработана и реализуется программа аудита учебных заведений начального, среднего и высшего профес-

rv /j ги

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12127.htm

1Л. Г а>П^^УП.М|Л,

УДК 378.147:629.735 http://www.covenok.ru/ koncept/2012/12127.htm. -

Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - 2304-120Х.

Хрунков С. Н., Пудалова Е. И. Организация процесса формирования профессиональных компетенций в области авиастроения при проведении выездных производственных практик студентов и стажировок

дет 12127

сионального образования, ведущих подготовку по авиастроительным и сопряженным специальностям.

В данной программе участвует 78 учебных заведений высшего профессионального образования, 34 - начального и среднего профессионального образования. Цель работы - формирование комплекса учебных заведений всех уровней профессионального образования в части подготовки и переподготовки специалистов различных направлений разработки, проектирования, сопровождения, испытания, эксплуатации авиационной техники.

Одним из основных направлений взаимодействия профильных учебных заведений и предприятий является участие в разработке федеральных государственных образовательных стандартов профильных специальностей с учетом разработанных профессиональных стандартов и компетенций отрасли.

Представители ОАО «ОАК» включены в базовые УМО (МАИ, МГТУ) для совместной работы по государственным образовательным стандартам (ГОС) и по развитию системы подготовке специалистов для авиастроительной отрасли.

Начиная с 2009 года, ОАО «ОАК» установила долгосрочные отношения сотрудничества с рядом авиационных ВУЗов России, в целях организации и проведения производственной практики студентов и стажировки преподавателей на предприятиях ОАО «ОАК».

В 2011 году Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева вошел в число вузов-участников программы ОАО «ОАК» по организации названных практик и стажировок. Между НГТУ и ОАО «ОАК» заключено соответствующее долгосрочное соглашение о сотрудничестве №222-103-03/11 от 06 апреля 2011 года.

Основанием для заключения соглашения стал план обеспечения подготовки специалистов с высшим, средним и начальным профессиональным образованием с учетом потребностей ОАО «ОАК» на 2009-2015 годы, утвержденный Президентом ОАО «ОАК» и одобренный Военно-промышленной комиссией при Правительстве Российской Федерации (протокол заседания Военно-промышленной комиссии при Правительстве Российской Федерации №1сс от 28 января 2009 года, пункт 11). Целью проведения производственной практики студентов и стажировок преподавателей является повышение качества подготовки специалистов профильных специальностей [1] в соответствии с требованиями авиастроительных предприятий и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава авиационных вузов.

Учебные производственные практики студентов и стажировки преподавателей предусмотрены учебными планами подготовки специалистов-самолетостроителей и планами работы кафедр авиационных вузов по всей России. Однако в новых экономических условиях организация длительных выездных практик и стажировок существенно затруднена вопросом организации проживания практикантов и стажирующихся преподавателей [2]. Подавляющее большинство предприятий авиационной отрасли промышленности не имеет возможности в настоящее время размещать для проживания прибывающие группы студентов и стажирующихся преподавателей. Поэтому организация и проведение выездных производственных практик стала в авиационном образовании редким событием, что существенно ограничивает трудовую и образовательную мобильность персонала авиационной промышленности.

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12127.htm

КОНТ тнггт

научно-методический электронный журнал ART 12127 УДК 378.147:629.735

Хрунков С. Н., Пудалова Е. И. Организация процесса формирования профессиональных компетенций в области авиастроения при проведении выездных производственных практик студентов и стажировок преподавателей вузов // Концепт. - 2012. - № 9 (сентябрь). - ART 12127. - 0,4 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/ koncept/2012/12127.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120X.

Решение названной проблемы было найдено в создании корпоративной образовательной площадки, состоящей из базового авиационного вуза и базового авиационного предприятия, расположенного в одном городе (рис. 3).

Рис. 3. Корпоративная образовательная площадка ОАО «ОАК»

Создание корпоративной образовательной площадки позволило объединить ограниченные ресурсы вуза и предприятия, использовать одновременно в рамках одного проекта производственные мощности предприятия и жилые площади вузовских общежитий.

Для проведения производственных практик студентов и стажировок преподавателей было выбрано наиболее удобное время - июль месяц. В этот период времени снижается нагрузка на студенческие общежития ВУЗов, так как большинство проживающих студентов, сдав сессию, возвращаются к месту постоянного проживания, откуда прибыли на учебу. Кроме того, в июле не проводятся лекционные и практические занятия, поэтому стажировка преподавателя с его отрывом от основного места работы не связана в июле с его заменой на аудиторных занятиях. Участие ОАО «ОАК» позволило эффективно организовать взаимодействие большого количества участников такой практики как в 2009, так и в 2010 и в 2011 годах (рис. 4).

Таким образом, при координирующей роли ОАО «ОАК», в современных экономических условиях удалось организовать и проводить на постоянной основе мероприятия, развивающие академическую мобильность студентов и преподавателей авиационных вузов, что имеет принципиальное значение. При этом стажировки преподавателей носят длительный характер (более трех недель), с отрывом от основного места работы и с глубоким погружением в новую для преподавателя образовательную и производственную среду. Осуществляется процесс взаимного обогащения новыми учебными, методическими и производственными приемами и материалами.

В частности, в ходе стажировки преподавателя НГТУ имени Р.Е. Алексеева в городе Ульяновск в Институте Авиационных Технологий и Управления (ИАТУ) Ульяновского государственного технического университета и в ЗАО «Авиастар СП» было изучено следующее:

- особенности учебного процесса в ИАТУ;

- взаимодействие ИАТУ с ЗАО «Авиастар СП» и родственными вузами;

- организация всех видов практик в ИАТУ;

- работа лаборатории информационных технологий, оснащенная САПР иЫ1-GRAPHICS ЫХ 4;

- работа лаборатории аэродинамики и гидравлики ИАТУ, в частности работа аэродинамической трубы и гидравлического стенда;

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12127.htm

КОНТ TF.T1T

Хрунков С. Н., Пудалова Е. И. Организация процесса формирования профессиональных компетенций в области авиастроения при проведении выездных производственных практик студентов и стажировок

научно-методический электронный журнал ИШ^иТГиТ " ?RL-

ART 12127 УДК 378.147:629.735 http://www.covenok.ru/ koncept/2012/12127.htm. -

Гос. per. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120Х.

библиотеки ИАТУ и методическое обеспечение

студентов-

- работа авиастроителей;

- учебные классы и мастерские Ульяновского авиатехнического колледжа;

- музей предприятия ЗАО «Авиастар СП»;

- работа отдела охраны труда ЗАО «Авиастар СП», производства окончательной сборки, металлургического и заготовительно-штамповочного производств, производства изделий из композиционных и полимерных материалов, механосборочного и агрегатно-сборочное производств, цеха входного контроля ЗАО «Авиастар СП»;

- работа управленческих структур ЗАО «Авиастар СП» и взаимодействие названных производств.

Итоги участия НГТУ им. Р. Е. Алексеева в программе производственных практик и стажировок преподавателей ОАО «ОАК» в соответствии с долгосрочным соглашением о сотрудничестве №222-103-03/11 от 06 апреля 2011 года рассматривались на заседании Совета факультета морской и авиационной техники НГТУ. Опыт участия НГТУ в названной программе был признан весьма успешным, рекомендовано его распространение на образовательный процесс подготовки кадров в области кораблестроения, океанотехники и системотехники морской инфраструктуры.

Нижний Новгород

НГТУ им. Р.Е. Алексеева + ОАО « Н АЗ « С ок о л»

х

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

V

Казань

КГТУ (КАИ) + ОАО 4*

«Казанское авиационное производственное объединение Ч им. С.П. Горбунова» / \

Ч А / \

4 1 / I

Москва

— —► МАИ (ГТУ) +

ОАО «РСК«МиГ»

Ульянов ск

УлГГУ + ЗАО «Авиастар СП»

ОАК

У

V

ч

*

ч

ч

Воронеж

В ГТУ + ОАО ^.......

«Воронежское акционерное самолёто стр оительно е обшество»

Новосибирск

НГТУ + ОАО «Новосибирское авиационное производственное объединение им. В.П. Чкалова»

у

Ч

Ч

Иркутск

Ир ГТУ + ОАО «НПК «Иркут»

Рис. 4. Схема организации выездных производственных практик студентов и стажировок преподавателей авиационных ВУЗов по программе ОАО «ОАК» в 2011 г.

Ссылки на источники

1. Хрунков С. Н., Грамузов Е. М., Сандаков М. Ю. Воспитательная работа со студентами ФМиАТ на ознакомительной плавательной практике // Инновационные технологии современного учебного процесса: стратегия, задачи, внедрение: материалы Всероссийской научно-методической конференции. - Нижний Новгород: НГТУ, 2011. - С. 137-140.

2. Хрунков С. Н., Зуев В. А. Кораблестроительное образование в Нижегородском государственном техническом университете. Развитие и перспективы // Современные технологии в кораблестроительном и авиационном образовании, науке и производстве: материалы Всероссийской научнотехнической конференции. - Нижний Новгород: НГТУ, 2009. - С. 51-53.

PU "7 fu

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12127.htm

КОНТ тнггт

научно-методический электронный журнал ART 12127 УДК 378.147:629.735

Хрунков С. Н., Пудалова Е. И. Организация процесса формирования профессиональных компетенций в области авиастроения при проведении выездных производственных практик студентов и стажировок преподавателей вузов // Концепт. - 2012. - № 9 (сентябрь). - ART 12127. - 0,4 п. л. - URL: http://www.covenok.ru/ koncept/2012/12127.htm. -Гос. per. Эл № ФС 77- 49965. - ISSN 2304-120Х.

Khrunkov Sergey,

candidate of Technical Sciences, Dean of the Faculty of marine and aircraft technology, of Nizhny Novgorod State Technical University n.a. R. E. Alexeyev, Nizhny Novgorod khrunkov@mail.ru Pudalova Elena,

head of the interaction with the educational institutions of the Department of Personnel Management Open

Joint Stock Company "United Aircraft Corporation" (JSC "UAC"), Moscow

e.pudalova@uacrussia.ru

Organization of the process of formation of professional competence in the field of aviation at a field of practical training of students and training of teachers of universities

Abstract. In the article the principles of the process of professional competencies in the field of aviation at a

field of practical training of students and teachers training colleges. Disclosed logistic model of the mobile production practices on a national scale. Shown themes visiting practical training of students and training teachers.

Keywords: aircraft, aviation, field practical training, internships, professional. competence.

ISSN 2304-120X

977230412012809

http://www.covenok.ru/koncept/2012/12127.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.