Научная статья на тему 'Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в условиях введения нового образовательного стандарта'

Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в условиях введения нового образовательного стандарта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3275
430
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / PROJECT AND RESEARCH ACTIVITIES / BASIC EDUCATIONAL PROGRAM OF BASIC GENERAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильина Анна Владимировна

В статье рассматриваются особенности организации проектной и исследовательской деятельности школьников в условиях введения нового образовательного стандарта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильина Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research Activities’ Organization of the Pupils in Terms of Bringing in a New Educational Standard

The main aspects of project and research activities’ organization of the pupils in terms of bringing in a new educational standard are shown in this article.

Текст научной работы на тему «Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в условиях введения нового образовательного стандарта»

УДК 371.3 ББК 74.202.4

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ

И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ НОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

Ильина А.В.

Аннотация. В статье рассматриваются особенности организации проектной и исследовательской деятельности школьников в условиях введения нового образовательного стандарта.

The main aspects of project and research activities ' organization of the pupils in terms of bringing in a new educational standard are shown in this article.

Ключевые слова: новый образовательный стандарт, проектная и исследовательская деятельность, основная образовательная программа основного общего образования.

New educational standard; project and research activities; basic educational program of basic general education.

Современное общество стоит на пороге новой эпохи, когда информация и знания становятся важными факторами успеха человека. В связи с этим новые цели образования предполагают формирование творчески активной личности, способной к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию, к самостоятельному поиску способов своей деятельности. Сегодня качество образовательного процесса во многом определяется тем, в какой степени обучающийся является субъектом познания, проявляя в процессе обучения активность и познавательную самостоятельность. Соответственно в рамках новой образовательной парадигмы, обусловленной помимо всего прочего введением в образовательную систему новых образовательных стандартов, происходит разработка инновационных технологий обучения, направленных на развитие данных качеств личности.

Особое значение в рассматриваемом процессе отводится проектной и исследовательской деятельности обучающихся, которая связана с формированием и развитием у них таких личностных характеристик, как активность, самостоятельность, умение учиться и приме-

нять полученные знания в практической деятельности.

В данной ситуации организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательном учреждении связана с созданием таких условий, при которых учащиеся:

- самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников;

- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах (вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, уважительно относиться к чужому мнению);

- развивают исследовательские умения, связанные с выявлением проблемы, сбором, обобщением и анализом информации, построением гипотезы, наблюдением и экспериментом;

- развивают системное мышление.

Заметим, что учащиеся начальной школы,

переходящие на ступень основного общего об -разования, уже приходят с определенным багажом - у них должны быть сформированы следующие универсальные учебные действия, напрямую соотносящиеся с теми ориентирами, которые определяет само проектное обучение по своей сути:

- планирование, контроль и оценка своей деятельности;

- умение ставить и формулировать проблему и, соответственно, определять оптимальные способы ее разрешения;

- умение работать в малых группах;

- умение фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов информационно-коммуникационных технологий и обмениваться ею в образовательном процессе;

- умение осуществлять расширенный поиск информации, в том числе с использованием

ресурсов Интернет, и представлять ее средствами ИКТ в различных видах.

Указанные универсальные учебные действия на ступени основного общего образования получают свое дальнейшее развитие и детализируются в требованиях к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы школы, отраженных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования.

В частности, если говорить о метапредмет-ных результатах освоения основной образовательной программы основного общего образования, то они должны отражать следующие умения, которые так или иначе связаны непосредственно с проектной и исследовательской деятельностью:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познаватель -ной деятельности;

6) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

7) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуника-

ции для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью и пр.

Соответственно для достижения данных результатов, а также с целью профессиональной ориентации обучающихся и дальнейшей их самореализации на ступени среднего (полного) общего образования, в школе необходимо ор -ганизовать проектную и учебно-исследовательскую деятельность как формы сотрудничества участников образовательного процесса. Раскрывая содержательные аспекты рассматриваемых видов деятельности целесообразно развести данные понятия и определить их сущностные характеристики.

В современной науке под исследовательской деятельностью принято понимать деятельность учащихся, которая:

- связана с решением творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным решением;

- предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы (или выделение основополагающего вопроса), изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятель -ности, нормой ее проведения.

При этом проектная деятельность учащихся рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проект -ной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана реализации проекта) и реализации. Проектная деятельность обладает характерными для любого типа деятельности атрибутами - прежде всего культурой деятельности, определяемой традициями,

ценностями, нормами, образцами. Естественно, что на разных этапах проектов необходимо решать исследовательские задачи, иначе проект отрывается от жизни и становится нереальным. Но исследование здесь выполняет исключительно обслуживающие функции.

Таким образом, исходя из терминологического поля данных понятий, проектная и учебно-исследовательская деятельность имеют ряд общих характеристик, среди которых можно выделить:

- практически значимые цели и задачи учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- общие компоненты структуры проектной и учебно-исследовательской деятельности, а именно: анализ актуальности проводимого исследования; целеполагание, формулировка задач, которые следует решить; выбор средств и методов, адекватных поставленным целям; планирование, определение последовательности и сроков работ; проведение проектных работ или исследования; оформление результатов работ в соответствии с замыслом проекта или целями исследования; представление результатов в соответствующем использованию виде;

- компетентность в выбранной сфере исследования, творческую активность, собранность, аккуратность, целеустремлённость, высокую мотивацию.

Но вместе с тем, данные виды деятельности имеют свою специфику. Так проект, как результат проектной деятельности обучающегося на ступени основного общего образования, по мнению разработчиков нового образовательного стандарта, направлен на получение конкретного запланированного результата, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования. В то время как в ходе исследовательской деятельности обучающихся организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. При этом отрицательный результат также является результатом деятельности.

Если говорить об основной образовательной программе основного общего образования, то стоит отметить тот факт, что к компетенции образовательного учреждения относится проектирование и реализация системы достижения

планируемых результатов. На основе итоговых планируемых результатов, разработанных на федеральном уровне, образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает:

1) систему тематических планируемых результатов освоения учебных программ;

2) программу формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ.

Данные документы являются приложениями к основной образовательной программе об -разовательного учреждения. Отметим, что программа формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ должна включать описание содержания и организации работы по формированию:

а) универсальных учебных действий;

б) ИКТ-компетентности учащихся;

в) основ учебно-исследовательской и проектной деятельности;

г) стратегий смыслового чтения и работы с информацией.

При этом ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты формируются в ходе изучения всех учебных предметов в процессе проектной деятельности, выступающей в качестве особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности.

Говоря о формировании метапредметных результатов, обратим внимание на то, что данный процесс обеспечивается за счёт базовых компонентов образовательного процесса -учебных предметов. При этом объектами оценки метапредметных результатов в ходе различных процедур являются:

- способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;

- способность к сотрудничеству и коммуникации;

- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;

- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;

- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов, по мнению разработчиков нового образовательного стандарта, может стать защита итогового индивидуального проекта. Под индивидуальным итоговым проектом понимают учебный проект, выполняемый учащимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).

К компетенции образовательного учреждения относится разработка требований к итоговому проекту, которые должны отражать вопросы, связанные с:

- организацией проектной деятельности в образовательном учреждении;

- определением содержательно-процессуальных аспектов проектной деятельности обучающихся, а именно: определением типов работ и форм их представления, составом материалов, которые должны быть подготовлены по завершению проекта для его защиты;

- механизмом защиты и оценивания выполненного проекта, в том числе определением критериев и показателей оценки проектной работы, а также уровне сформированности навыков проектной деятельности.

Таким образом, структура программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности», которая может быть как отдельным документом, так и составным элементом программы формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ, может включать в себя следующие компоненты:

- пояснительную записку, в которой образовательное учреждение определяет цели, задачи и планируемые результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности;

- организационно-содержательные аспекты данных видов деятельности, в том числе: требования к организации, содержанию проектов в зависимости от типов и форм их пред-

ставления; особенности представления индивидуального итогового проекта;

- диагностико-результативный блок, проявляющийся в критериях оценки проектной работы; уровнях сформированности навыков проектной деятельности; описании методик стартовой диагностики;

- функциональный блок, в котором описываются условия реализации данных видов деятельности в образовательном учреждении.

В этом случае организация деятельности обучающихся по выполнению проекта или учебного исследования будет включать в себя три этапа: подготовительный, экспериментальный и аналитико-результативный, которые обусловлены структурой данных видов дея -тельности.

При этом первый этап - подготовительный - включает изучение и анализ литературы по проблеме; выбор и теоретическое осмысление темы; определение исходных позиций; разработку экспериментальной части; подготовку к проведению эксперимента.

Второй этап - экспериментальный - связан с экспериментальной проверкой и уточнением теоретических положений; реализацией совокупности процедур проектной и исследовательской работы.

Третий этап - аналитико-результативный -предполагает анализ и оценку результатов работы, её оформление, формулировку выводов и представление результата деятельности.

При разработке программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» следует учесть тот факт, что процесс проектирования на ступени основного общего об -разования осуществляется в несколько стадий.

На переходном этапе в учебной деятельности обучающихся 5-6-х классов преобладающим является использование проектных задач. В этом случае доминирующим фактором является то, что проектная задача, представленная через систему заданий, позволяет задать возможные стратегии ее решения. Таким образом, проектная задача задает общий способ проектирования с целью получения нового результата. При этом для решения такого типа задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы, но, в тоже время, у них формируются такие способности, как:

- рефлексия, связанная со способностью обучающегося анализировать сделанное, видеть трудности, ошибки;

- целеполагание, связанное с умением ставить и удерживать цели;

- планирование;

- моделирование;

- коммуникация, проявляющаяся в умении обучающегося взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других.

На этапе самоопределения (7-9 классы) появляются проектные формы учебной деятель -ности, учебное и социальное проектирование. Отметим, что проектная форма учебной деятельности учащихся представляет собой систему учебно-познавательных, познавательных действий школьников, осуществляемых под руководством учителя и направленных на самостоятельный поиск и решение нестандартных задач (или известных задач в новых условиях) с обязательным представлением результатов своих действий в виде проекта. Соответственно проектная деятельность на данном этапе представляет собой особую деятельность, которая ведет за собой развитие обучающегося основной школы.

Согласимся с тем, что проектная деятельность на ступени основного общего образования представляет собой процесс, локализованный во времени, но имеющий определенную структуру. При этом, говоря о типологии проектов, в зависимости от предметно-содержательной области можно выделить монопроекты и межпредметные проекты, выступающие в роли интегрирующих факторов, обеспечивающих соблюдение принципа преемственности в обучении. В этом случае для рассматриваемых проектов присущи следующие черты:

- ориентация на получение конкретного результата;

- предварительное описание результата в виде эскиза в разной степени детализации и конкретизации;

- относительно жесткая регламентация срока достижения результата;

- предварительное планирование действий по достижению результата;

- планирование во времени с конкретизацией результатов отдельных действий, обеспечивающих достижение общего результата проекта;

- выполнение действий и их одновременный мониторинг и коррекция;

- получение продукта проектной деятельности, его соотнесение с исходной ситуацией проектирования, анализ новой ситуации.

В заключение отметим, что организация успешной проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся на ступени начального общего образования предполагает:

1) наличие задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;

2) наличие практической, теоретической или социальной значимости предполагаемых результатов;

3) возможность самостоятельной работы учащихся в различных формах (индивидуальной, парной, групповой);

4) структурирование содержательной части проекта;

5) использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:

- определение проблемы и вытекающих из нее задач на основе использования в ходе совместного исследования методов «мозговой атаки», «круглого стола» и пр.;

- выдвижение гипотезы их решения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- обсуждение методов исследования;

- обсуждение способов оформления ко -нечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов, просмотров и пр.);

- сбор, систематизация и анализ полученных данных;

- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

- выводы, выдвижение новых проблем исследования.

6) представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта (видеофильм, альбом, компьютерная программа, альманах, доклад, стендовый доклад и т.п.).

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным и определяется образовательным учреждением.

Литература

1. Баскаков, А. М. Основные функции управления образовательным учреждением [Текст] / А. М. Баскаков // Теория и практика педагогики и психологии профессионального и общего образования: Вестник ЧГАКИ. - Челябинск, 2008. - Вып. 29 (№ 2). - С. 6-14.

2. Готт, В. С. Категории современной науки [Текст] / В. С. Готт, Э. П. Семенюк, А. Д. Урсул. - М.: Наука, 1984. - 268 с.

3. Ловягин, С. Н. О тех, кто растет, но не бегает [Текст] / С. Н. Ловягин, А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан. - М.: Баласс, 2003. - 240 с.

4. Поливанова, К. Н. Проектная деятельность школьников [Текст] / К. Н. Поливанова. -М.: Просвещение, 2008. - 192 с.

5. Развитие исследовательской деятельности учащихся [Текст]. Методический сборник. - М.: Народное образование, 2001. - 272 с.

6. Романовская, М. Б. Метод проектов в учебном процессе [Текст]: метод. пособие / М. Б. Романовская. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. - 160 с.

7. Савенков, А. И. Детские исследования в домашнем обучении [Текст] / А. И. Савенков // Исследовательская работа школьников. - 2002. - № 1. - С. 34-45.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М-во образования и науки РФ. -М.: Просвещение, 2010. - 31 с.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ipk74.ru/kafio/rcsfgos/files/2011/03/fgos_oo o.doc. - Загл. с экрана.

10. Фундаментальное ядро содержания общего образования [Текст] / под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2010. - 59 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.