Научная статья на тему 'Организация практико-ориентированного обучения студентов (будущих выпускников профиля "художественный металл") в условиях производства'

Организация практико-ориентированного обучения студентов (будущих выпускников профиля "художественный металл") в условиях производства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО / JEWELRY ART / HANDMADE / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ОБУЧЕНИЕ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / INDUSTRIAL TRAINING / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / LEARNING PROCESS / PRACTICE-BASED LEARNING / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЫ / PROFESSIONAL SAMPLES / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / MODERN TECHNOLOGY / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / РУЧНОЕ ИЗГОТОВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поляков А.А.

В статье рассматривается процесс организации практико-ориентированного обучения студентов с учетом современных требований системы образования, сформулированных в федеральных государственных образовательных стандартах. Особое внимание уделено анализу деятельности Московского филиала ВШНИ, где в настоящий момент воплощена целостная уникальная система непрерывной профессиональной подготовки художников в области декоративно-прикладного искусства, состоящая из нескольких уровней: среднее профессиональное образование-высшее образование. Предметом интереса автора является выявление специфики конструирования образовательного процесса подготовки художников-ювелиров в контексте современного промышленного производства ювелирной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF PRACTICE-ORIENTED TRAINING OF STUDENTS (PROFILE “ART METAL") IN A PRODUCTION ENVIRONMENT

The article discusses the process of organizing practice-oriented training of students taking into account modern requirements of the education system, formulated in the Federal state educational standards. Special attention is paid to the analysis of activity of the Moscow branch VSNI, where it includes a unique holistic system of continuous professional training of artists in the field of decorative arts, consisting of several levels: vocational secondary education-higher education. The subject of interest of the author is to identify the specifics of designing of educational process of training of artists and jewelers in the context of modern industrial production of jewelry.

Текст научной работы на тему «Организация практико-ориентированного обучения студентов (будущих выпускников профиля "художественный металл") в условиях производства»

логий (мотивация и профессиональная направленность; модульная организация учебного процесса; использование системы педагогической диагностики; индивидуализация на всех этапах обучения; использование компьютерных технологий; диалогичный характер обучения.

В целом, личностно-ориентированная педагогическая поддержка адаптации иностранных студентов обусловлена необходимостью: создания условий для развития личности в процессе ускоренной адаптации личности иностранного студента во всех сферах средствами неродного языка в условиях иноязычной материальной среды; обеспечения качественной подготовки в исключительно краткосрочный период (7-10 месяцев) иностранных студентов с нулевой базой по русскому языку к дальнейшему обучению в вузах России; обеспечения аккумуляции иностранными студентами социальной и научной информации в иной лингвоз-наковой системе.

В настоящее время, очевидно, что обучение должно обеспечивать как профессиональное, так и личностное развитие будущих специалистов, в том числе и зарубежных, быть ориентированным на формирование их творческой индивидуальности, быть личностно-ориентированным. Такое обучение оптимально учитывает индивидуальную избирательность иностранных студентов к содержанию, виду и форме презентации учебного материала, характер их познавательной мотивации, стиль учебно-познавательной деятельности и др. Отсюда определяется актуальность проблемы разработки и реализации личностно-о-риентированного обучения иностранных студентов, особенно на этапе довузовской подготовки.

Образовательное пространство, в котором разворачивается личностно-ориентированная подготовка иностранных студентов, входит в состав культурно-информационного пространства и имеет основополагающее значение для становления и развития личностного образа иностранного студента как профессионала и гражданина, ориентированного на позитивное отношение не только к России, но и всему мировому сообществу, не способному причинить вред людям и природе. Оно концентрирует в себе возможность формирования таких свойств личности, как высоко развитые способности и потребности в позитивно преобразующей деятельности, потребность в достаточно большом объеме

Библиографический список

усвоенных знаний и умений, сочетание различных видов мышления, стремление к активному жизнетворчеству. В таком образовательном пространстве, имеющем творческо-деятельностный характер, каждый студент может применить и раскрыть свои способности, удовлетворить свои личные интересы и любознательность, найти импонирующий ему способ и уровень общения. Это пространство обеспечивает удовлетворение и развитие духовных, образовательных, коммуникативных, творческих потребностей и интересов личности студента.

Образовательное пространство, в котором разворачивается и реализуется система личностно-ориентированного обучения, включает академическую, творческую, культурно-досуговую среды и среду повседневного общения.

Образовательное пространство довузовской подготовки иностранных студентов выполняет следующие функции: гуманитарную (педагогическая поддержка и сопровождение развития личности иностранного студента); коммуникативную (повышение общей языковой компетентности, а также компетенций в учебно-профессиональной, социально-культурной и бытовой сферах общения); интернационализации (введение студентов в контекст новой социально-культурной среды, осуществление взаимодействия и «диалога» культур, сохранение культурной и личной идентичности, принятие универсальных общечеловеческих ценностей); адаптивную (способствует ускоренным процессам физиологической, социально-психологической и академической адаптации); профориентационную (повышение и устойчивость учебной мотивации, рост общепрофессиональной компетентности).

Академическая среда, в которой реализуется обучения на основе его личностной направленности, предусматривает особый тип отношений между участниками учебного процесса. Образовательное пространство личностной направленности представляет собой часть жизненного пространства иностранных студентов, где преобразование их личностного опыта осуществляется в процессе вовлечения их не только в процесс обучения, но и события и отношения, основанные на партнерстве и сотворчестве, диалоге между людьми и культурами, приоритете универсальных общечеловеческих ценностей и потребностей как отдельной личности, так и всего коллектива.

1. Суртаева Н.Н., Бражник Е.И., Суртаева Ж.Б. Трансформация социального взаимодействия в вузовской системе образования. Мир науки, культуры, образования. 2011; № 6-1: 71 - 74.

2. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. Под общей редакцией Г.А. Балла и др. Москва: Смысл, 1999.

3. Попов В., Жуков В., Пилипенко А. Нужны ли нам иностранные студенты? Высшее образование в России. 2007; № 11: 62 - 64.

4. Роджерс К.Р Взгляд на психотерапию. Становление человека. Общая редакция и предисловие Е.И. Исениной. Москва: Прогресс, 1994.

5. Печенюк С.П. Профессиональная подготовка руководителей систем образования к ценностно-личностному межсубъектному взаимодействию в процессе управлении. Санкт-Петербург: СПб ГУМ, 2001.

6. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. Москва: Издательская корпорация «Логос», 1999.

7. Тряпицына А.П. Инновационные процессы в образовании. Санкт-Петербург, 1997.

8. Суртаева Н.Н. Гуманитарные технологии в современном образовательном пространстве. Омск: ИРООО, 2009.

References

1. Surtaeva N.N., Brazhnik E.I., Surtaeva Zh.B. Transformaciya social'nogo vzaimodejstviya v vuzovskoj sisteme obrazovaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2011; № 6-1: 71 - 74.

2. Maslou A. Novye rubezhi chelovecheskoj prirody. Pod obschej redakciej G.A. Balla i dr. Moskva: Smysl, 1999.

3. Popov V., Zhukov V., Pilipenko A. Nuzhny li nam inostrannye studenty? Vysshee obrazovanie v Rossii. 2007; № 11: 62 - 64.

4. Rodzhers K.R. Vzglyad na psihoterapiyu. Stanovlenie cheloveka. Obschaya redakciya i predislovie E.I. Iseninoj. Moskva: Progress, 1994.

5. Pechenyuk S.P. Professional'naya podgotovka rukovoditelej sistem obrazovaniya k cennostno-lichnostnomu mezhsub'ektnomu vzaimodejstviyu vprocesse upravlenii. Sankt-Peterburg: SPb GUM, 2001.

6. Serikov V.V. Obrazovanie ilichnost'. Teoriya ipraktika proektirovaniya pedagogicheskih sistem. Moskva: Izdatel'skaya korporaciya «Logos», 1999.

7. Tryapicyna A.P. Innovacionnye processy v obrazovanii. Sankt-Peterburg, 1997.

8. Surtaeva N.N. Gumanitarnye tehnologii v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve. Omsk: IROOO, 2009.

Статья поступила в редакцию 28.11.17

УДК 378

Polyakov A.A., senior teacher, Department of Jewelry Art, Moscow Branch of Higher School of Folk Arts (Institute)

(Moscow, Russia), E-mail: info@itpi-mf.ru

THE ORGANIZATION OF PRACTICE-ORIENTED TRAINING OF STUDENTS (PROFILE "ART METAL") IN A PRODUCTION ENVIRONMENT. The article discusses the process of organizing practice-oriented training of students taking into account modern requirements of the education system, formulated in the Federal state educational standards. Special attention is paid to the analysis of activity of the Moscow branch VSNI, where it includes a unique holistic system of continuous professional training of artists in the field of decorative arts, consisting of several levels: vocational secondary education-higher education. The subject of interest of

the author is to identify the specifics of designing of educational process of training of artists and jewelers in the context of modern industrial production of jewelry.

Key words: jewelry art, handmade, industrial training, learning process, practice-based learning, professional samples, modern technology, Federal state educational standard.

А.А. Поляков, ст. преп. каф. ювелирного искусства Московского филиала ФГБОУ ВО «Высшая школа народных

искусств (институт)», г. Москва, E-mail: info@itpi-mf.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ (БУДУЩИХ ВЫПУСКНИКОВ ПРОФИЛЯ «ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТАЛЛ») В УСЛОВИЯХ ПРОИЗВОДСТВА

В статье рассматривается процесс организации практико-ориентированного обучения студентов с учетом современных требований системы образования, сформулированных в федеральных государственных образовательных стандартах. Особое внимание уделено анализу деятельности Московского филиала ВШНИ, где в настоящий момент воплощена целостная уникальная система непрерывной профессиональной подготовки художников в области декоративно-прикладного искусства, состоящая из нескольких уровней: среднее профессиональное образование-высшее образование. Предметом интереса автора является выявление специфики конструирования образовательного процесса подготовки художников-ювелиров в контексте современного промышленного производства ювелирной продукции.

Ключевые слова: ювелирное искусство, ручное изготовление, производственная обучение, учебный процесс, практико-ориентированное обучение, профессиональные пробы, современные технологии, федеральный государственный образовательный стандарт.

Современное производство ювелирной продукции - это промышленные предприятия, художественные мастерские, которые производят, как массовую (серийную), мелкосерийную и эксклюзивную продукции, так и продукцию бытового назначения и отражают культурную, социальную и экономическую действительность.

Производство ювелирной продукции тесно взаимосвязано с развитием передовых наукоемких технологий и технологических процессов их создания: это уникальный комплекс взаимосвязанных отделов, участков с разнонаправленным технологическим и техническим процессом создания ювелирной продукции, включающим отделы: конструкторско-технический отдел (проектирование и компьютерное создание моделей); технологический отдел (разрабатывает процесс изготовления продукции, совершенствуя его, организует работу по составлению плана организационно-технических мероприятий); производственные участки (сборка и обработка продукции); участки вспомогательного производства (закрепка ювелирных камней и т. д.); отдел технического контроля (осуществляет контроль качества готовой продукции) и т. д. Для таких предприятий нужно готовить высококвалифицированных специалистов в области ювелирного искусства.

В настоящее время в учебно-образовательной деятельности Московского филиала ВШНИ (МФ ВШНИ) воплощена целостная уникальная система непрерывной профессиональной подготовки художников в области декоративно-прикладного искусства, состоящая из нескольких уровней: среднее профессиональное образование, а также высшее образование [1].

Уникальность работ обучающихся состоит в том, что, во-первых, используется исключительно ручной труд при создании удивительных по красоте предметов ювелирного искусства, во-вторых, они выполняются юношами и девушками 15 - 23 лет, в-третьих, создание изделий осуществляется каждым в полном объеме - от замысла до полного воплощения в материале художественного образа, рождённого фантазией автора [2]. Но будущие выпускники, владея в совершенстве ручным изготовлением, одновременно имеют недостаточный опыт работы по изготовлении ювелирных изделий в условиях производства.

Объясняется это сложившимися в 1990-е в отечественном образовании условиями разрушения или временной утраты связей учреждений высшего и среднего профессионального образования, вследствие чего сегодня: отсутствуют программы, учебно-методические пособия по прохождению практики в условиях производства; проходят учебную и производственную практику на базе учебного заведения, а не в условиях производства; отсутствуют знания по проектированию и моделированию ювелирных изделий в условиях производства; отсутствуют знания технологий, предъявляемые производством к изготовлению ювелирных изделий; учебное заведение подготавливает специалиста, но при этом не знающего требований к изготовлению ювелирных изделий в условиях производства; в учебном заведении остаются преподавать выпускники, не имеющие опыта работы на

предприятии; не привлекают сотрудников предприятия к учебному процессу; осуществляется подготовка будущего специалиста только в определенной области, без выявления его профессионально-направленных знаний, умения и компетенций в области; отсутствуют автоматизация и механизация в современном производстве ювелирной продукции, хотя основным направлением в обучении является - ручное изготовление изделия; не обладает, направленными ресурсами (высокотехнологическим оборудованием) на изготовление ювелирной продукции, что приводит к техническому и технологическому отрыву производства от учебных мастерских; не заинтересовано предприятие в привлечении таких специалистов, так как выпускники учебных заведений не имеют опыта работы на высокотехнологическом и наукоемком оборудовании; ознакомление с правилами техники безопасности на производстве.

Подготовка по образовательным программам как высшего, так и среднего профессионального образования ведется согласно федеральным государственным стандартам по такой специализации, как ювелирное искусство. Выпускники могут работать в качестве ведущих художников и художников творческих групп, заниматься дизайнерской, предпринимательской, экспертной деятельностью. Профессиональное образование всегда было практико-ориентированным, но с переходом на Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) этот показатель стал одним из приоритетных и проверяемых как по структуре, так и по содержанию.

В соответствии с ФГОС 54.03.02, Государственным положением о прохождении практики и Стратегии развитии по обеспечению качества подготовки выпускников с привлечением представителей работодателей перспективным представляется направление подготовки студентов МФ ВШНИ с дальнейшим выходом на стажировку и последующим трудоустройством выпускников [3].

В начале 2015 года были проведены переговоры с крупными предприятиями Москвы и выявлены требования к выпускникам и далее к кандидатам для учебного заведения на занимаемым должность в отделы по четырем направлениям производства ювелирных украшений: художественное проектирование коллекций; создание компьютерных моделей ювелирных изделий по эскизам; сборка ювелирных изделий в условиях производства; обработка и придание товарного вида ювелирным изделиям в условиях производства.

В связи с этим было выбрано крупное предприятия и проведены ряд взаимных мероприятий по ознакомлению предприятия с процессом обучения: выставка проектов в МФ ВШНИ; экскурсия в учебные мастерские и в музей МФ ВШНИ.

Со стороны предприятия была организована экскурсия по отделам и цехам производства для получения представления студентами этапов производства ювелирных изделий, с посещением выставки-продажи, готовой продукции.

После проделанных мероприятий был подписан двусторонний договор о совместной деятельности и установление долго-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.