Научная статья на тему 'Организация повышения квалификации педагогических работников по накопительной системе'

Организация повышения квалификации педагогических работников по накопительной системе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
421
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация повышения квалификации педагогических работников по накопительной системе»

мастерства в соответствии с возможностями изучаемой темы в курсе педагогики;

• умение спроектировать систему средств, в данном случае комплекс игровых методик с элементами дискуссии, служащих развитию диалогичности будущего педагога;

• реализация таких принципов организации педагогических игр, как отсутствие принуждения в любой форме при вовлечении студентов в игру; развитие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности; принцип перехода от простейших игр к сложным игровым формам;

• описание ожидаемого результата, который будет состоять в своеобразном «запуске» процесса развития отдельных компонентов - основ педагогического мастерства: ориентировочно-гностического, деятельностно-практического, личностно-смыслового;

• придание преподавателем колледжа ценностносмысловой направленности курсу «Педагогика»: формирование позитивного отношения к содержанию и формам учебного процесса, заинтересованности возможностью проявить себя в несвойственной учащемуся «игровой» роли, усваивая при этом педагогическое зна-

ние через собственное открытие, постепенно осознавая предмет, смысл и ценности будущей деятельности.

5. Игровые методики обучения, служащие открытию и осознанию будущим учителем своих собственных смыслов профессиональной деятельности, обеспечивают диалогический характер педагогического взаимодействия (студента и преподавателя, студента и студента, студента и другого текста). Для организации диалога в содержание игр преподавателю педагогического колледжа необходимо включать материал, предполагающий нравственно-смысловой поиск, который касается вопросов определения своей позиции в отношении концептуальных вопросов педагогической деятельности (что, как и зачем я в состоянии и буду реализовывать, вступая на путь профессиональной деятельности?), Игровые методики обучения при изучении курса «Педагогика» результативны, если средства достижения педагогической цели организованы в систему, а комплекс методик включает в себя набор игровых занятий, направленных на реализацию таких функций образования, как гностическая, инструментальная, личностно-развивающая.

Штанько И.В., Суслова А.С., Семенова И.И.,

г. Королёв

Положение «О повышении квалификации работников образования города Королева Московской области по накопительной системе»

1. Общие положения

1.1. Настоящее положение «О повышении квалификации работников образования города Королева Московской области по накопительной системе» (далее Положение) разработано в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденным Постановлениями правительства РФ от 26 июня 1995г. № 610 и от 10 марта 2000г. №213 и является неотъемлемой частью Устава МОУ ДО «Учебно-методического образовательного центра» (далее УМОЦ)

1.2. Положение определяет основные цели, правила построения, порядок осуществления индивидуального образовательного маршрута при повышении квалификации работников образования, устанавливает порядок взаимодействия МОУ ДО «УМОЦ», других учреждений образования (Педагогическая академия последипломного образования (ПАПО), Академия по-

вышения квалификации и переподготовки работников образования (АПКиПРО), вузы, осуществляющие повышение квалификации работников образования) и слушателей в организации повышения квалификации по накопительной системе.

1.3. Накопительная система повышения квалификации вводится с целью создания условий для реализации возможностей непрерывного образования, позволяет работнику образования конструировать собственный образовательный маршрут - самостоятельно выбирать содержание, сроки, режим обучения, - с учетом своих профессиональных потребностей, проблем, уровня квалификации.

1.4. Индивидуальный образовательный маршрут повышения квалификации (далее Индивидуальный план) представляет собой совокупность учебных программ в соответствии с выбранным работником образования направлением повышения квалификации. Повышение квалификации по накопительной системе основывается на суммировании результатов освоения всех учебных программ в структуре индивидуального плана,

1.5. Накопительная система является добровольной, отвечающей собственным образовательным потребностям, альтернативной формой повышения квалификации и не противоречит сложившейся системе повышения квалификации.

2. Правила построения Индивидуального плана

2.1. Повышение квалификации руководящих и педагогических работников Московской области осуществляется не реже одного раза в 5 лет, в объеме не менее 216 часов.

2.2. Повышение квалификации по накопительной

системе может включать в себя различные варианты, например: прохождение курсов повышения квали-

фикации в ПАПО два курса по 72ч. или один по 144 часа, а оставшееся количество часов добирать за счет семинаров, научно-практических конференций и т.д.

2.3. На основании информации о курсах повышения квалификации в ПАПО, АПК и ППРО (учебный план-расписание курсовой работы), в МОУ ДО «УМОЦ» (план работы УМОЦ, раздел «Повышение квалификации»), а также в других вузах имеющих право осуществлять деятельность данного вида, педагогический работник составляет индивидуальный план повышения квалификации по накопительной системе.

2.4. В случае, если педагогический работник набирает часть часов в ПАПО, АПК и ППРО и других учреждениях, осуществляющих повышение квалификации, то в Индивидуальном плане фиксируется перечень курсов, спецкурсов, модулей, программы которых предстоит освоить работнику образования в соответствии с выбранным направлением (темой) повышения квалификации, с указанием количества часов, предполагаемых форм и сроков их освоения.

2.5. Конструирование Индивидуального плана повышения квалификации педагогического работника (далее ИППК) предполагает обязательное включение в состав учебной программы курсов над предметного тематического раздела, посвященного фундаментальным проблемам развития современного образования, психолого-педагогической теории, нормативноправовой базы объемом не менее 12 часов.

2.6. Образовательные программы разрабатываются ПАПО, АПК и ППРО, УМОЦ и другими организациями, имеющими право осуществлять деятельность по повышению квалификации педагогических работников в соответствии со стратегией развития образовательной системы страны, региона, города.

2.7. Наряду с курсами в Индивидуальный план включаются следующие формы открытых методических мероприятий педагогического сообщества: мастер-класс, круглый стол, открытый урок, выставка, практическое и семинарское занятие, семинар по обмену опытом, методическое объединение, конференция, форум, конкурс профессионального мастерства и др.

На участие в вышеперечисленных формах устанавливается следующий часовой эквивалент,

Проведение открытых авторских методических мероприятий: 4 часа за 1 час мероприятия.

Выступление на открытых методических мероприятиях: 3 часа за 1 час выступления.

Присутствие на открытых методических мероприятиях: 1 час за 1 час мероприятия.

В зачет часов по Индивидуальному плану может быть включена стажировка (при условии обязательного документального оформления).

Выбранные формы должны быть зафиксированы в Индивидуальном плане с указанием количества часов.

2.8. Количество курсов повышения квалификации и открытых методических мероприятий педагогического сообщества должно быть в следующем процентном соотношении:

70% - курсы повышения квалификаиии (пояснение: два курса по 72 часа, к примеру: 72 часа (ПАПО) и 70 часов (УМОЦ) или один курс по 144 часа в ПАПО или в другой организации, имеющей право на осуществление данного вида деятельности);

30% - открытые методические мероприятия педагогического сообщества (ориентировочно 72 часа).

2.9. Повышение квалификации слушателей, осуществляемое по накопительной системе, базируется на суммировании результатов усвоения каждой из учебных программ, представленных в Индивидуальном плане ПК педагогического работника.

2.10. Завершающим этапом повышения квалификации по накопительной системе является защита итоговой методической работы на заседании городского методического объединения учителе й-пред метни ков, которая может быть представлена в форме мастер-класса, открытого урока, проведения практического, семинарского занятия, семинара по обмену опытом, выступления на методическом объединении, конференции, В качестве итоговой работы могут выступить также: методические разработки уроков, сценариев внеклассных и внешкольных мероприятий, учебные программы, учебно-тематическое планирование (инновационный подход), рабочие тетради, учебнометодический комплекс курсов повышения квалификации педагогических работников и т.д.

В Индивидуальном плане указывается избранная форма защиты итоговой методической работы.

2.11. Обучение по Индивидуальному плану рекомендуется осуществлять на протяжении трёх лет, В течение каждого года предусматривается освоение не менее 30% общего объема часов Индивидуального плана.

3. Порядок повышения квалификации педагогического работника с использованием накопительной системы

3.1. Педагог по согласованию с администрацией, методистом (координатором) УМОЦ, курирующим повышение квалификации по накопительной системе конструирует индивидуальный учебный план повышения квалификации.

3.2. В учебном плане фиксируется примерный перечень всех учебных программ (курсов, различных форм открытых методических мероприятий педагогического сообщества), которые предстоит освоить слушателю (в течение не более трех лет, с указанием количества часов), а также предполагаемых сроков их освоения на учебный год.

3.3. Индивидуальный план повышения квалификации работника образования согласовывается с руководителем образовательного учреждения и утверждается директором МОУ ДО «УМОЦ».

3.4. Координацию последовательности освоения слушателем учебных программ в рамках реализации ИППК осуществляет УМОЦ (методист-координатор), администрация ОУ (заместитель директора по распоряжению директора), а также сам слушатель. О прохождении курсов и участии в различных открытых методических

мероприятиях педагогического сообщества слушатель обязан своевременно сообщать заместителю директора, ответственного за повышение квалификации для осуществления мониторинга повышения квалификации педагога по накопительной системе. Промежуточные итоги повышения квалификации по накопительной системе подводятся один раз в год - с 30 мая по 20 июня (методист-координатор УМОЦ и заместитель директора ОУ на основании листа выполнения индивидуального плана проводят сверку по своевременности реализации педагогом ИППК). Лист выполнения индивидуального плана педагога хранится у замдиректора, ответственного за повышение квалификации и предъявляется им при сверке как документ, подтверждающий фактическое прохождение повышения квалификации в соответствии с индивидуальным планом. После сверки копия листа выполнения индивидуального плана педагога сдается методисту-координатору УМОЦ.

4. Порядок контроля и выдачи итоговых документов о повышении квалификации

4.1. Результаты освоения учебных программ (при прохождении курсов повышения квалификации в ПАПО, АПК и ППРО, УМОЦ и др.организациях) фиксируются в листе выполнения индивидуального плана и в единой зачетной книжке слушателя в виде указания номера удостоверения о прохождении курсов повышения квалификации в вышеуказанных учреждениях, а также с приложением копии данного документа.

4.2. Участие в различных формах открытых методических мероприятий педагогического сообщества, включенных в индивидуальный план и предусмотренных настоящим положением, фиксируется в листе выполнения индивидуального плана и в единой зачетной книжке

4.3. По окончании прохождения курсов повышения квалификации по накопительной системе педагогический работник защищает итоговую методическую работу на заседании ГМО учителей-предметников, при этом в зачетной книжке руководитель ГМО фиксирует запись о защите.

4.4. По окончании установленного в Индивидуальном плане срока повышения квалификации единая зачетная книжка обменивается на соответствующий документ (удостоверение) о дополнительном профессиональном образовании (при объеме обучения 216 часов).

4.5. В случае невыполнения Индивидуального плана в установленные сроки слушателю выдается Сертификат участия.

5. Документы, необходимые для организации обучения по накопительной системе

5.1. Индивидуальный план повышения квалификации. Разрабатывается совместно с метод истом-координатором, согласовывается с руководителем образовательного учреждения, утверждается директором МОУ ДО «УМОЦ».

5.2. Лист выполнения индивидуального плана повышения квалификации. Оформляется перед началом обучения, временно выдается педагогу для выставления результатов освоения учебных программ в составе Индивидуального плана.

5.3. Единая зачетная книжка слушателя. Оформляется перед началом обучения руководителем НС, заверяется директором УМОЦ, заполняется сведениями о результатах выполнения Индивидуального плана одновременно с листом выполнения индивидуального плана, хранится у слушателя, сдается в УМОЦ по окончании установленного срока повышения квалификации.

6. Деятельность субъектов по реализации Положения о накопительной системе повышения квалификации

6.1, Педагог (слушатель):

> знакомится с перечнем учебных программ, реализуемых в ПАПО, АПК И ППРО, УМОЦ и других учреждениях, имеющих право осуществлять повышение квалификации педагогических работников;

> изучает перечень открытых методических мероприятий педагогического сообщества, проводимых как в городе Королеве, так и в других территориях области и страны;

> конструирует ИППК согласно рекомендациям администрации ОУ и УМОЦ;

> несет ответственность за выполнение ИППК и представляет итоговые документы об освоении учебных программ администрации ОУ (заместителю директора ОУ) и методисту-координатору УМОЦ.

6.2, Администрация ОУ:

> доводит до сведения педагога перечень курсов повышения квалификации, реализуемых в ПАПО и УМОЦ;

> доводит до сведения педагога перечень открытых методических мероприятий педагогического сообщества, проводимых как в городе Королеве, так и в других территориях области и страны;

> дает рекомендации педагогу по выбору курсов и открытых методических мероприятий, учитывая его образовательные потребности и проблемы, с которыми он сталкивается в образовательной деятельности;

> согласовывает ИППК педагога.

6.3, МОУ ДО «Учебно-методический образовательный центр» (УМОЦ):

> осуществляет сбор информации о курсах, проводимых в ПАПО и доводит ее до сведения ОУ;

> осуществляет разработку и утверждение учебных программ курсов повышения квалификации, проводимых на базе УМОЦ как с привлечением собственных педагогических работников, так и специалистов из других образовательных учреждений;

> осуществляет консультирование педагога при составлении ИППК;

> утверждает ИППК;

> осуществляет координацию последовательности освоения слушателем учебных программ в рамках реализации ИППК;

> выдает документ (удостоверение) о повышении квалификации по накопительной системе (при объеме обучения 216 часов).

Педагогическая мастерская

ш

Анушкевич Ирина Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы ГОУ ЦО № 641 имени Сергея Есенина, г. Москва

РАБОТА НАД ИЗДАНИЕМ ЛИТЕРАТУРНОГО АЛЬМАНАХА В ШКОЛЕ

История школьных изданий насчитывает без малого двести лет. Подростки-современники А.С. Пушкина публиковали свои творения в лицейских рукописных литературных альманахах и альбомах. Основная значимость работы по выпуску альманахов состоит в развитии коммуникативной компетенции учащихся, т. е. способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение издателей и читателей. Издание любой печатной продукции и сборников, в том числе, позитивно влияет на уровень гуманитарного образования школьников, способствует развитию его личности, Школьное издание - это учебный проект, который помогает объединить детей, «кто наслаждение прекрасным в прекрасный получил удел» (А.С. Пушкин), увлечь творчеством, обучить издательской деятельности, а также адаптировать старшеклассников к современным средствам коммуникации - компьютеру и ксероксу.

Проект формирует способности юношества к разнообразным видам деятельности - руководство изданием, владение словом и оформительским искусством - и дает его участникам неограниченные возможности самовыражения. Издательская проектная деятельность в школе направлена на решение предметных образовательных задач:

- дать знания о «масс-медиа», о мире печати, радио, телевидения, технике и технологиях современных СМИ;

- обучить пользованию компьютерной техникой, познакомить с возможностью издательских программ;

- повторить правила орфографии и пунктуации; помочь детям овладеть умениями оформления своих мыслей в слова, выражения ощущений; осуществления отбора фактов и соответствующих аргументов, умениями анализировать полученную информацию;

- развить умения «жанрового мышления»;

- научить дисциплине, порядку, собранности.

В процессе такой деятельности можно достичь определенных над предметных целей: развития коммуникативных компетенций (речевой, языковой, и учебно-познавательной):

- речевой (развитие умения использовать язык как средства общения, анализировать художественные тексты, создавать их с учетом специфики жанра);

- языковой (развитие умения использовать новые выразительные средства в процессе выполнения творческих работ; систематизировать знания об изобразительно-вы разительных средствах, приобретать дополнительные знания о них);

- учебно-познавательной (развитие специальных умений, позволяющих овладевать русским языком, использовать его в целях самообразования; развитие способности к личностному самоопределению, социальной адаптации; проявлению активной жизненной позиции, культуры общения, умения работать в команде и при-

обретать опыт творческой проектно-исследовательской деятельности; формирование приемов и способов самостоятельного приобретения знаний на основе использования справочной литературы; обобщения информации, ее отбора из различных источников, включая современные информационные технологии, адаптацию к ним и мировую информационную «Интернет - сеть»).

Создание альманаха осуществляется на основе механизма, включающего следующие этапы:

Первый - погружение в проект, реализуемое по следующему плану: - самостоятельное знакомство учащихся с художественным произведением; эмоциональный старт; вступительное слово учителя на уроке; обмен мнениями; выход на основную проблему; письменные отклики о прослушанном (прочитанном) тексте; устная викторина по произведению.

Интеллектуальный продукт этого этапа - подготовленное выразительное чтение отрывков из художественного произведения, актуализация в сознании учащихся прочитанного содержания.

Второй - исследование художественного текста (с акцентуацией на самостоятельный поиск): углубленное чтение, поиск своих ответов на поставленные вопросы, выбор темы своего исследования по основной проблеме, выполнение индивидуальных заданий, получение консультаций (учителей литературы и истории, психолога, библиотекаря).

Третий - текстовой, идейный, тематический и лингвистический анализ художественного текста с использованием различных форм: «справочное бюро» (экскурс в эпоху, биографическая справка, толкование непонятных слов из произведения); «мозговой штурм» (аргументированные ответы на главные вопросы); знакомство с канонами жанра (этюд, эссе, интервью и др.), дискуссия с опорой на первоначальные мнения, отклики учеников. Анализ художественного текста сопровождается обязательной аргументацией своей точки зрения; сопоставлением художественных текстов об интересующей эпохе.

Четвертый - создание творческих работ (по выбору ученика).

Пятый - создание макета альманаха (работа редколлегии альманаха по корректировке, набору текстов, оформлению титульного листа, изданию сборника).

Шестой - презентация альманаха.

В качестве примера рассмотрим один из таких проектов, созданный в процессе проектирования цикла уроков, основанный на реализации разработанного механизма сотрудничества учителя и учащихся.

Тематика проекта определена на старте его разработки после предварительного коллективного обсуждения и выбора основной направленности содержания, а именно: В чем ценность человеческой жизни? (Размышления над страницами «Донских рассказов» М.А. Шолохова).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.