Научная статья на тему 'Организация отношений собственности в ВУЗе'

Организация отношений собственности в ВУЗе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Acta Biomedica Scientifica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВУЗ / СОБСТВЕННОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION / PROPERTY / MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яновский Л. М., Зыбин В. А.

Сложность отношений собственности в ВУЗе складывается в связи с тем, что ВУЗ в нашей стране не имеет традиций рыночных отношений. Однако ВУЗ в настоящее время существует в условиях окружающего его рынка и вынужден использовать его механизмы при хроническом дефиците бюджетных поступлений. Разделение ВУЗов на федеральные и региональные, введение в оборот образовательных кредитов и многих других новаций внесут в отношения собственности еще больше сложности. Решению части этих проблем посвящена эта работа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Property management in higher education

Situation with property in higher education of Russia is complicated by lack of development of market mechanisms in higher educational institutions. But nowadays, when budget of science is strongly restricted, the institutions have to use these mechanisms. Division of higher education institutions into federal and regional, using educational credits and many other novations will make property management more complicate. The salvation of the part of these problems is the point of the article.

Текст научной работы на тему «Организация отношений собственности в ВУЗе»

УДК [330.111.6+338.242]:378

Л.М. Яновский, В.А. Зыбин

ОРГАНИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ В ВУЗЕ

Государственный медицинский университет (Иркутск)

Сложность отношений собственности в ВУЗе складывается в связи с тем, что ВУЗ в нашей стране не имеет, традиций рыночных отношений. Однако ВУЗ в настоящее время существует, в условиях окружающего его рынка и вынужден использовать его механизмы, при хроническом, дефиците бюджетных поступлений. Разделение ВУЗов на федеральные и. региональные, введение в оборот, образовательных кредитов и. многих других новаций внесут, в отношения собственности, еще больше сложности. Решению части этих проблем, посвящена эта работа.

Ключевые слова: ВУЗ, собственность, управление

PROPERTY MANAGEMENT IN HIGHER EDUCATION

L.M. Yanovsky, V.A. Zybin

Situation with property in higher education of Russia is complicated, by lack of development of market mechanisms in higher educational institutions. But nowadays, when budget of science is strongly restricted, the institutions have to use these mechanisms. Division of higher education institutions into federal and regional, using educational credits and many other novations will make property management more complicate. The salvation of the part of these problems is the point of the article.

Key words: higher educational institution, property, management

Собственность — это имущество, принадлежащие кому-либо с правом распоряжения [5].

Наличие собственности, система собственности, ее принадлежность, обладание ею — это далеко не второстепенный вопрос в деятельности любого учреждения, в т.ч. и ВУЗа. Отношения собственности многообразны, выбор же вариантов этих отношений находится в зависимости от условий функционирования конкретного высшего учебного заведения.

Отношения собственности есть основа любой социальной системы вне зависимости от поля деятельности учреждения. Фундаментальность этого положения является теоретическим посылом к установлению новой для ВУЗа системы отношений собственности [4].

Реформы в системе образования приводят к необходимости постоянного надзора за сменяющими друг друга юридическими актами по высшей школе для обоснования отношений собственности в высшем образовательном учреждении. На данном этапе реформирования высшей школы пока что не было принято ни одного акта по реформированию отношений собственности за исключением положения о передаче в бессрочное пользование земли и недвижимости [4].

Настороженность нужна в отношении возможного возникновения ситуации неуправляемости ВУЗами и это будет означать потерю властных полномочий органами управления ВУЗов и ректорами. Также необходимо помнить, что излишняя приватизация материальных объектов, предпринимательство и коммерциализация в ВУЗе могут быть опасны в отношении смены собственности [1].

Однако имеется ряд аргументов в пользу изменений отношений собственности в ВУЗе. К этому можно отнести организацию и функционирование негосударственных учебных заведений на фоне сокращения бюджетных поступлений, отток профессорско-преподавательских кадров, в связи с чем необходимо изыскание дополнительных стимулов для сотрудников, представляющих несомненную основу авторитетности ВУЗа [1, 2].

В связи с изложенными двумя группами доводов об отношении собственности должны преобладать интересы существования и полнокровного функционирования самого ВУЗа для воспроизводства интеллекта и удовлетворения потребностей в получении новых знаний.

Сложность отношений собственности в ВУЗе складывается в связи с тем, что ВУЗ в нашей стране не имеет традиций рыночных взаимоотношений. В то же время ВУЗ существует в условиях окружающего его рынка и вынужден использовать его механизмы при хронической недостаточности бюдженых поступлений.

До настоящего времени ВУЗы страны не имеют организационно-правового статуса. Поэтому решение проблемы собственности может хотя бы на региональном уровне помочь в разрешении этой проблемы.

Еще одним основанием для решения проблемы собственности является рассматриваемый Правительством РФ вопрос о разделении ВУЗов на две группы — федеральные и региональные.

ВУЗу как и любой хозяйствующей организации необходима система контрактных отношений, взаимных договорных обязательств трех уровней:

- между ВУЗом и не вузовскими учреждениями и организациями — государственными органами, учредителями, различными посредниками, заказчиками, потребителями и т.д.

- между ВУЗом в целом, как единым государственным учреждением и трудовыми коллективами, входящими в него, а также между ВУЗом и отдельными конкретными его сотрудниками;

- между трудовыми коллективами ВУЗа и отдельными конкретными работниками, входящими в эти коллективы.

Таким образом, создается множество экономических связей как между сотрудниками, так и между организациями. Основными объектами собственности ВУЗа являются средства производства и результаты деятельности, плоды труда. При этом необходимо учитывать уже определившиеся виды собственности в ВУЗе — это коллективные или приватизационные отношения на средства производства, на труд и на результаты труда.

Сложность, многоплановость, динамичность, отражение множества интересов — характерные черты самоорганизации рыночной системы и ВУЗа в ней. Среди субъектов собственности можно выделить четыре уровня:

1) собственность, находящаяся под контролем государства (неделимая);

2) собственность, находящаяся под контролем трудового коллектива ВУЗа, ректората (уставной фонд и другие фонды) (неделимая);

3) собственность трудового коллектива, она может быть и делимой и неделимой частью всей собственности коллектива;

4) личная собственность, которая используется в производстве или направляется на личное потребление.

Планируемый перевод ВУЗов с прямого бюджетного финансирования их деятельности на финансовую бюджетную поддержку образовательных интересов граждан с использованием государственных образовательных ваучеров (государственных именных финансовых обязательств) дает большую хозяйственную свободу ВУЗу, что позволит ему в условиях жесткой конкуренции находить оптимальные решения для своего полнокровного функционирования. Непосредственным источником основной части дохода ВУЗа, потребителем образовательных услуг будет абитуриент, будущий студент.

Сложность системы образования, ее многофункциональный, многоцелевой характер делают неэффективным использование одного или небольшого числа инструментов бюджетного финансирования, обусловливают необходимость использования различных финансовых инструментов, применяемых в единой системе и в оптимальном сочетании. Использование системы инструментов позволит повысить эффективность расходования бюджетных средств, направляемых на развитие образования [2].

Среди этих инструментов следует выделить нормативно-подушевое финансирование, позво-

ляющее обеспечить прозрачность распределения бюджетных средств, привязывать объем финансирования непосредственно к потребителю образовательных услуг по принципу «деньги следуют за учащимися» [6].

Интеграция науки и образования должна обеспечиваться новыми финансовыми механизмами при повышении эффективности использования ресурсов в интегрированной научно-образовательной сфере, что требует корректировки принципов финансирования научных исследований в высшей школе. Наибольшей привлекательностью будут пользоваться научные исследования на грантовой основе, т.к. произойдет перераспределение средств в их пользу. Развитие также получат и другие конкурсные методы финансирования НИР с предоставлением права участия в конкурсах научным и образовательным организациям вне зависимости от их ведомственной принадлежности [6].

Разгосударствление собственности ВУЗов является актуальной задачей, поскольку должно экономически стимулировать работников ВУЗов — акционеров его собственности:

а) повышать экономические функции;

б) привлекать дополнительные средства путем продажи акций и направить их на увеличение емкости образовательных ваучеров или инвестиций в строительство, приобретение оборудования и т.д.;

в) управляемость акционированным ВУЗом сделает его более демократичным для держателей акций.

Для сохранения целостности ВУЗа как социального института государство должно держать у себя контрольный пакет его акций [1].

Обладание контрольным пакетом акций имеет следующий смысл.

- Медицинский ВУЗ в регионе является престижным учреждением и может быть высокорентабельным. В связи с этим может появиться большое количество желающих приобрести его акции. При разгосударствлении ВУЗа необходимо в первую очередь обеспечить акциями профессорско-преподавательский состав и других сотрудников. Все это может повысить заинтересованность в экономической эффективности деятельности ВУЗа и получении высоких дивидендов. Свободная продажа части акций также выгодна, т.к. является дополнительным источником средств в бюджет.

- Управление акционированием должно осуществляться государством рыночными механизмами в виде:

а) заказов на подготовку специалистов для осуществления и федеральных и региональных социально-экономических программ;

б) соблюдения прав учредителей и владельца контрольного пакета акций;

в) заказов на «продукты» учебной и научной деятельности (подготовка и переподготовка кадров, повышение их квалификации, издание учебной, справочной и методической литературы);

г) налоговой политики;

д) приоритетным обеспечением ресурсами для деятельности ВУЗа;

е) условиями лицензирования и аккредитации ВУЗа.

Такой рыночный механизм как акционирование предоставляет возможность отказаться от административных методов управления и обратить большее внимание на экономические проблемы, развитие различных форм демократии в управлении ВУЗом [1].

Для разработки и реализации планов деятельности ВУЗа приоритетная роль отводится профессорско-преподавательскому составу, которому отдана значительная часть пакета акций и их корпоративные интересы могут стать определяющими [1].

В тоже время министр Минобрнауки РФ А.А. Фурсенко считает, что создание благоприятных правовых и экономических условий для частных инвестиций в образовательную среду должно сопровождаться разработкой и внедрением механизмов защиты государственных и муниципальных образовательных учреждений от действий, направленных на их необоснованную приватизацию [6].

Для повышения инвестиционной привлекательности ВУЗов и соответственно увеличения объемов их собственности, целесообразно:

- создать условия для повышения экономической самостоятельности образовательных учреждений путем увеличения разнообразия организационно-правовых форм образовательных организаций;

- создать условия для снижения инвестиционных рисков вложений в образовательную сферу путем развития общественных институтов управления образованием;

- обеспечить большую прозрачность для учредителей процессов финансово-хозяйственного управления образовательными учреждениями;

- создать условия для повышения качества управления образовательными учреждениями;

- повысить контроль за расходованием бюджетных и внебюджетных средств;

- распространить практику использования таких форм общественного участия в управлении ВУЗами, как попечительские и наблюдательные советы;

- создать условия для распространения механизмов и форм публичной отчетности о работе

ВУЗов, развивать независимые формы контроля (аудита) их деятельности;

- положить в основу финансирования ВУЗов принцип «управления по результатам», когда программы развития ВУЗов содержали бы четкий перечень индикаторов результативности [6].

Планируемое введение трех новых организационно-правовых форм — бюджетного, автономного и государственно-автономного некоммерческого учреждения, скорее всего, внесет новые коррективы в отношения собственности в ВУЗах. Эти новации касаются не только систем образования [3].

Проблемы отношений собственности в высшем профессиональном образовательном учреждении далеко не ограничиваются только теми вопросами, которые были очень кратко освещены в этой работе. Они много разнообразнее и имеют множество вариантов их решения. Постановка и реализация проблем собственности в ВУЗах зависят как от управленческих структур, так и от конкретного ВУЗа, его трудового коллектива, его руководства.

Становление сильного ВУЗа, соответствующего по своему уровню высоким стандартам университета, немыслимо без его объемной собственности и оптимизации управления ею.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабленкова И.И. Управление собственностью высшего учебного заведения / И.И. Бабленкова // Высшее образование сегодня. — 2005. — №2.

- С. 6-10.

2. Балыхин Г.А. Новые экономические механизмы в образовании. Воспитание и духовное развитие студенчества / Г.А. Балыхин // Высшее образование сегодня. — 2005. — №2. — С. 2-5.

3. Гагкуев Р. Исаак Калина рассказал о приоритетах государственной политики в сфере образования / Р. Гагкуев // Высшее образование сегодня. — 2004. — № 12. — С. 60 — 63.

4. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-1 (последняя редакция Закона от 20.07.04 № 68-ФЗ).

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. — М.: Рус.яз., 1982. — 816 с.

6. Фурсенко А.А. О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации / А.А. Фурсенко // Высшее образование сегодня. — 2005. — № 1. — С. 4—11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.