Научная статья на тему 'Организация образовательного процесса с учетом требований регионального рынка труда'

Организация образовательного процесса с учетом требований регионального рынка труда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
434
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / ЗАНЯТОСТЬ / БЕЗРАБОТИЦА / МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / LABOR MARKET / EMPLOYMENT / UNEMPLOYMENT / YOUNG SPECIALIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аношин Анатолий Васильевич

Рассмотрено современное состояние рынка труда в контексте анализа основных тенденций в области занятости молодежи и предложены конкретные механизмы организации образовательного процесса с учетом требований регионального рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The organization of educational process taking into account requirements of a regional labor market

The current state of a labor market is considered in the present article in the context of the analysis of the main tendencies in the field of employment of youth and the concrete mechanisms of the organization of educational process taking into account requirements of a regional labor market are proposed.

Текст научной работы на тему «Организация образовательного процесса с учетом требований регионального рынка труда»

УДК 331.5 А.В. Аношин

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА

Рассмотрено современное состояние рынка труда в контексте анализа основных тенденций в области занятости молодежи и предложены конкретные механизмы организации образовательного процесса с учетом требований регионального рынка труда.

Ключевые слова: рынок труда, занятость, безработица, молодой специалист, трудоустройство.

Долгое время процесс становления рыночных отношений в России обусловливал разрушение существовавших связей между образовательной системой и рынком труда, а также между различными звеньями образовательной системы. Итогом подобного воздействия стало автономное развитие двух рыночных сегментов - рынка труда и рынка образовательных услуг, что привело в настоящее время к несоответствию российской системы образования требованиям современного рынка труда.

Свои профессиональные возможности по выбранной специальности реализуют менее половины выпускников образовательных учреждений. Остальные либо выбирают работу, не связанную с полученной специальностью, либо регистрируются в качестве безработных, при этом большинство организаций всех секторов экономики в настоящее время испытывают серьезные проблемы с обновлением кадров. Одновременно происходит снижение профессионально-квалификационного уровня работающих, падение трудовой и производственной дисциплины. Нередко действующим руководителям и специалистам недостает компетентности, управленческой культуры, психологической устойчивости, умения работать в кризисных ситуациях.

Практика показывает, что почти во всех субъектах Российской Федерации уровень молодежной безработицы в настоящее время существенно превышает средний показатель по региону (рис. 1).

'4,8° о

Тамбовская Ня-иядий Республика РестчэлтсзТыва Республике Удмуртски область аишшй Ннгушепм Башкортостан Ретулижа

округ

■ в вдарасте 20-29 л "в среднем по региону Рис. 1. Уровень безработицы по регионам России, %

Так, в самой экономически активной группе молодежи в возрасте 20-29 лет уровень безработицы, например, в Тамбовской области, составляет 13,2% (в среднем по региону 7,9%), в Ненецком автономном округе - 12,1% (в среднем по региону 6,6%), в Республике Ингушетия - 74,8% (в среднем по региону 49,7%), в Республике Тыва - 30,4% (в среднем по региону 22,0%), в Республике Башкортостан - 13,7% (в среднем по региону 9,0%), в Удмуртской Республике - 13,0% (в среднем по региону 9,3%) и т. д. [1. С. 123-124].

2013. Вып. 2 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Рассмотрим на примере Удмуртской Республики возможности снижения дисбаланса на региональном рынке труда с точки зрения управления занятостью молодежи.

В Удмуртской Республике, как и во многих других субъектах Российской Федерации, наблюдается значительный дисбаланс между количеством обучающихся по профессиям и специальностям, реализуемым в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, и запросами региональной экономики относительно объемов и профилей подготовки. Структура вакансий на рынке труда республики на 80% состоит из рабочих профессий. В то же время структура подготовки в системе профессионального образования на 80% состоит из выпускников учреждений среднего и высшего профессионального образования и только на 20% из выпускников учреждений начального профессионального образования [2].

Динамика трудоустройства молодых специалистов - выпускников высших учебных заведений (табл. 1) корреспондируется с динамикой молодежной безработицы. Прослеживается устойчивая тенденция снижения доли трудоустроившихся специалистов из числа выпускников вузов с 74,4% в 2008 г. до 69,2% в 2011 г. При этом также снижается количество и удельный вес молодых специалистов, которые устроились на работу по направлению вуза.

Таблица 1

Выпуск специалистов из высших учебных заведений Удмуртской Республики и их трудоустройство (на начало учебного года) [3]

2008/09 2009/10 2010/11 2011/12

Выпущено всего, чел. 13138 13208 14507 14543

Из общего количества выпускников специалисты очной формы обучения, чел. 6209 6075 6873 5983

Численность трудоустроившихся выпускников (дневное отделение), чел. 4617 4361 4934 4141

Доля трудоустроившихся молодых специалистов из выпуска очной формы обучения, % 74,4 71,8 71,8 69,2

из них:

- по направлению вуза

чел. 2334 2144 1979 1879

% от числа трудоустроившихся 50,6 49,2 40,1 45,4

- самостоятельное трудоустройство

чел. 1609 1377 1923 1430

% от числа трудоустроившихся 34,8 31,6 39,0 34,5

- по другим каналам

чел. 674 840 1032 832

% от числа трудоустроившихся 14,6 19,2 20,9 20,1

Эти тенденции не могли не сказаться на молодежной безработице, возросшей за указанный период в экономически активной группе 20-29 лет с 30,9% до 35,8% по отношению к общему количеству безработных в соответствующем периоде [4. С. 11].

Представляет также интерес информация о численности молодых специалистов с высшим профессиональным образованием, трудоустроившихся и поставленных на учет службами занятости по видам экономической деятельности в динамике.

Как показано в табл. 2, по всем видам деятельности за исключением сельского хозяйства, охоты, лесного хозяйства и рыболовства отмечается положительная динамика представленных показателей трудоустройства молодых специалистов с высшим профессиональным образованием. Наиболее ярко эта динамика проявляется по таким видам деятельности, как обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, гостиничный и ресторанный бизнес, транспорт и связь, финансовая деятельность, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, государственное управление, образование. В этих сферах деятельности трудоустройство молодежи с высшим образованием стабильно растет.

Таблица 2

Численность трудоустроившихся (ТР) и поставленных на учет (ПУ) молодых специалистов Удмуртской Республики с высшим профессиональным образованием по видам деятельности

Виды деятельности Специалисты 2008 2009 2010 2011 8 мес. 2012г.

Сельское хозяйство, охота ТР 46 109 101 76 30

и лесное хозяйство ПУ 63 183 118 107 52

Рыболовство, рыбоводство ТР 0 0 1 1 0

ПУ 0 0 2 0 1

Добыча полезных ископаемых ТР 6 26 37 22 11

ПУ 170 707 574 499 285

Обрабатывающие производства ТР 96 348 519 388 256

ПУ 170 707 574 499 285

Производство и распределение ТР 14 42 56 46 24

электроэнергии и газа ПУ 21 79 60 58 29

Строительство ТР 80 271 371 223 123

ПУ 145 540 409 253 137

Оптовая и розничная торговля, ремонт ТР 113 461 592 654 459

автотранспорта ПУ 0 788 727 875 536

Гостиницы и рестораны ТР 3 37 57 68 50

ПУ 18 66 73 83 49

Транспорт и связь ТР 27 85 135 127 98

ПУ 42 187 152 178 117

Финансовая деятельность ТР 20 141 149 142 92

ПУ 63 232 170 178 124

Операции с недвижимым имуществом, ТР 37 237 329 264 148

аренда и предоставление услуг ПУ 98 433 397 324 187

Государственное управление ТР 70 125 241 234 140

и обеспечение военной безопасности ПУ 81 253 380 309 126

Образование ТР 59 165 251 239 124

ПУ 115 330 362 360 149

Здравоохранение и предоставление ТР 33 54 86 100 61

социальных услуг ПУ 51 90 135 134 71

Предоставление прочих коммуналь- ТР 17 74 144 138 106

ных, ПУ 36 126 176 205 133

социальных и персональных услуг

Предоставление услуг по ведению до- ТР 0 0 1 4 1

машнего хозяйства ПУ 36 0 1 5 2

Примечание: Обобщенные данные взяты из территориальных центров занятости Удмуртской Республики.

Однако следует отметить, что количество поставленных на учет молодых специалистов, в том числе и в перечисленных выше сферах деятельности, гораздо больше, чем число трудоустроившихся. Это значит, что подавляющее большинство претендентов находится в режиме ожидания. Особенно большой разрыв между трудоустройством и постановкой на учет наблюдается в таких сферах деятельности, как добыча полезных ископаемых, образование, предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг.

Одной из весомых причин увеличения неудовлетворенного спроса на рабочие места является сокращение заявленных вакансий в большинстве сфер деятельности. В частности, в добыче полезных ископаемых в 2011 г. заявлено в 7,6 раза меньше вакансий, чем в 2008 г., в образовании сокращение более чем в 2 раза.

Таким образом, перспективным направлением развития молодежного сегмента рынка труда Удмуртской Республики должна быть активная государственная политика в отношении занятости молодежи с особым акцентом на молодежь с высшим профессиональным образованием.

2013. Вып. 2 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Основные тенденции развития молодежного рынка труда в Удмуртской Республике свидетельствуют о наличии целого ряда проблем, осложняющих трудоустройство молодежи. Для осуществления активной политики на рынке труда необходимо знать природу возникновения этих проблем и масштабы их распространения среди групп молодежи различного возраста и социального статуса -студентов, молодых специалистов, безработных и т.п.

С целью получения оперативной информации о том, как сама молодежь оценивает собственное положение на рынке труда, в ноябре 2012 г. силами специалистов Института экономики и управления Удмуртского государственного университета было проведено социологическое исследование «Положение молодых специалистов на рынке труда».

Цель исследования - изучение положения молодых специалистов на предприятиях Удмуртской Республики, характера проблем, интересов, ценностей, жизненных планов современной молодежи, включая студенческую молодежь, выпускников вузов, временно не работающих по разным причинам молодых людей и т.п.

Задачи исследования:

1. Выявление мотивов выбора той или иной профессии, изменения отношения к выбранной профессии в процессе обучения, способов устройства на работу, получения второго высшего образования.

2. Изучение факторов, влияющих на трудоустройство молодежи.

3. Выявление причин, вызывающих неудовлетворенность молодежи своей трудовой деятельностью.

4. Выявление склонности и конкретных намерений молодых людей к миграционной подвижности, в том числе к трудовой миграции.

5. Оценка степени удовлетворенности социальным и экономическим положением и выявление наиболее существенных проблем и потребностей молодых людей.

6. Выяснение мнения молодежи о мерах, способствующих улучшению ситуации с трудоустройством молодых специалистов.

Объектом являются молодые люди, работающие на предприятиях Удмуртии, а также обучающиеся или закончившие обучение в вузах Удмуртской Республики.

Исследование проводилось методом анкетного опроса. Выборка стихийная, квотированная по возрасту и социальному статусу.

Место проведения опроса: предприятия и учебные заведения Удмуртской Республики.

Основной контингент опрашиваемых составили молодые люди от 18 до 25 лет (73,7%), являющиеся студентами или молодыми специалистами со стажем работы менее трех лет, то есть те категории, которые наиболее уязвимы на рынке труда.

Результаты опроса демонстрируют, что 98,5% молодых специалистов в настоящее время имеют оплачиваемую работу. Из них у 40,8% нынешняя работа полностью соответствует специальности, полученной ими в высшем учебном заведении, у 44,7% молодых людей частично соответствует, а 14,6% молодых специалистов работают не по своей специальности.

Самым распространенным способом устройства на работу было самостоятельное приложение усилий без посторонней помощи. Так, 61% молодых специалистов самостоятельно нашли работу, 28% работающей молодежи получили работу через знакомых, что является вторым по популярности способом устройства на работу. Всего 6% выпускников высших учебных заведений трудоустроились по направлению своего вуза и 1% - по контракту между работодателем и институтом или университетом. Среди обратившихся в службу занятости населения успешными оказались 3% опрошенных молодых специалистов. Однако нужно отметить, что всего 29,6% опрошенных молодых специалистов обращались за помощью в трудоустройстве в службу занятости населения.

Таким образом, можно сделать вывод о заинтересованности молодых специалистов и выпускников высших учебных заведений в поиске работы по специальности. Однако, высшие учебные заведения и службы занятости оказывают недостаточную поддержку и содействие в трудоустройстве своих выпускников.

Основные проблемы молодых специалистов представлены на рис. 2.

Меры, которые, по мнению молодых специалистов, необходимо принять для улучшения ситуации с трудоустройством молодежи в регионе, представлены на рис. 3.

сложность с подачмкыдш!1«ейшегооо|)-я сложимте с устройсттонребеиа в дегешй сад сложносшс трудоустройством нер»в11тостьсо1ввлшо!пмфраструк.п'рь1 у грозд ПОТАЯТЬ Р ПООТТ отношения в семье проблешго.тнттсойжтшпраны мед| пдаское обе лу;м шаме жилищная проблема собственноеэдоровьен здоровье членов семьи професя юнальная карьер 9 материальное положение

Рис. 2. Проблемы, волнующие молодых специалистов (результаты анкетирования)

оргатюацияновьк рабочих мест принимагь на р аботу молодых специалистов без опыта работы открытие новых предприятий и производств отправлять людей пеншонноговозраста на пенсию повышение заработной платы мояодым специалистам повышение качества профессионального обучения трудоустройство выпускнике® вузов по окончании вуза поддержка малого и среднего бизнеса повышение заинтересованности работодателей в молодых.. взанмодеЯстБнепредприятий-работодатеявтиЕ.УЗов обучением практику студентов на 4и 5 к. засчитывать как стаж улучшение жили щных условий молодежи р азвитне системы информирования молодежи о вакансиях снижение требований работодателей при принятии на работу.. возможность прохождения практик на предприятиях заключение договоров между вузами и работодателями для..

смена власти, правительства создание развитой культурной инфраструктуры организация во греч студентов и выпускников с работодателя«

Рис. 3. Меры для улучшения ситуации с трудоустройством молодежи (по мнению молодых специалистов)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Социологическое исследование показало высокую зависимость мотивационных предпочтений молодежи при выборе профессии, в момент трудоустройства, а также на протяжении трудовой деятельности от размера оплаты труда. Фактор оплаты труда является одним из мотиваторов смены молодым человеком места жительства в поисках более подходящей работы. Это обстоятельство должно служить серьезным поводом для инициирования решения данной проблемы с участием всех сторон социально-трудовых отношений как с помощью инструментов государственной социальной политики, так и на принципах социального партнерства в рамках корпоративной социальной политики.

Решение проблем занятости молодежи осложняется тем, что в период экономического кризиса сформировались условия для появления значительных объемов избыточной рабочей силы и формирования у работодателей отношения к трудовым ресурсам как неисчерпаемому и беззатратному резерву производства, который не требует особого внимания и тем более планирования и вложения средств в его развитие. По этой же причине произошел разрыв существовавших ранее связей между предприятиями как потребителями рабочей силы и учебными заведениями профессионального образования, обеспечивавшими ее восполнение.

Как отмечается в Республиканской комплексной программе развития профессионального образования в Удмуртской Республике на 2011-2015 гг., государство, сохранив почти полную монополию на рынке образовательных услуг и взяв на себя бремя финансирования системы, в условиях практически полного отказа от активной роли в регулировании экономики (а значит, и рынка труда) не смогло сохранить существовавшую ранее систему планирования объемов и структуры подготовки профессиональных кадров. Учебные заведения стали и субъектом, и объектом процесса формирования планов приема.

16 А.В. Аношин

2013. Вып. 2 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Предприятия и органы местного самоуправления территорий, на которых располагаются учебные заведения, практически исключены из системы принятия решений о структуре и объемах подготовки профессиональных кадров, пополняющих их рынок труда. Органы службы занятости оказались буфером, смягчающим социально-экономические последствия разбалансированности между спросом экономики на профессиональные кадры и системой профессионального образования.

Региональные рынки труда и профессионального образования не имеют институционально оформленных способов предъявления требований друг к другу. Население реализует свои личные и семейные профессиональные планы независимо от стратегических региональных проектов развития [2].

Динамика экономического развития в условиях рыночных отношений требует органической интеграции профессионального образования в экономику, ориентации его на постоянные изменения соотношения спроса и предложения профессиональных кадров. Система профессионального образования как важнейший элемент формирования трудовых ресурсов необходимого для экономики объема и качества, должна быть, с одной стороны, очень чувствительной к рыночной конъюнктуре, с другой -быть в состоянии влиять на эту конъюнктуру путем инновационных преобразований в самой системе. При этом важное значение имеет эффективное социальное партнерство учреждений профессионального образования с работодателями, которое необходимо всецело поддерживать и развивать.

Рис. 4. Направления взаимодействия Удмуртского Республиканского центра содействия занятости

студентов с работодателями и студентами

В современных условиях учебный процесс, помимо получения профессиональных знаний и формирования соответствующих компетенций, должен быть сконцентрирован на создании у молодых людей навыка к самостоятельной практической работе. Это может быть достигнуто путем выстраивания более тесных взаимоотношений вузов с предприятиями на основе согласования учебных планов и программ обучения с потребностями предприятий, привлечения представителей предприятий в работе методических советов вузов, проведения практических занятий и совместных исследований и т.п. Кроме того, следует ввести во всех образовательных учреждениях курс по обучению молодежи приемам поиска работы. Молодые люди должны владеть методами поиска нужной им работы, получения информации и сведений о вакансиях, развитию коммуникабельности, постижению культуры общения в социуме.

Положительный опыт организации образовательного процесса с учетом требований рынка труда имеется в Удмуртском государственном университете. На базе университета успешно работает Удмуртский Республиканский центр содействия занятости студентов, предлагающий ряд направлений по трудоустройству выпускников учебных заведений Удмуртской Республики (рис. 4).

Кроме того, в 2011 г. решением Ученого совета УдГУ утверждена Концепция взаимодействия Удмуртского государственного университета с предприятиями-работодателями, имеющая целью создание направленной на установление долговременного взаимовыгодного партнерства системы эффективного взаимодействия университета с работодателями (рис. 5).

Концепция взаимодействия Удмуртского государственного университета с предприятиями-работодателями

Цель: создание направленной на установление долговременного взаимовыгодного партнерства системы эффективного взаимодействия университета с работодателями

Задачи

Рис. 5. Задачи реализации Концепции взаимодействия Удмуртского государственного университета

с предприятиями-работодателями

18_А.В. Аношин_

2013. Вып. 2 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

В русле реализуемой Концепции на базе кафедры налогов и налогообложения Института экономики и управления Удмуртского государственного университета создана эффективная площадка для подготовки конкурентоспособных специалистов, ориентированных на реальные потребности регионального рынка труда. В соответствии с договором о сотрудничестве с Управлением Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике осуществляется согласование учебных планов, активное привлечение преподавателей из числа практических работников, использование в учебных целях инфраструктуры налоговой службы, формирование кадрового резерва из числа наиболее успешных студентов, выделение в обязательном порядке целевых рабочих мест и их квотирование. В эту модель отношений «вуз-работодатель» постепенно встраивается новый элемент - школа. Уже имеется одна базовая школа г. Ижевска, включенная в данный процесс, способствующий целенаправленной профориентации школьников, опирающейся на прочную практическую основу.

Таким образом, на основе проведенного анализа можно сделать вывод, что механизмы реализации отдельных направлений социальной политики в отношении молодежи должны разрабатываться в контексте с общей концепцией управления социальными процессами. На региональном уровне управление социальными процессами в широком смысле — это управление всей совокупностью условий жизнедеятельности, включая формирование социальной инфраструктуры региона, в узком — управление сторонами общественной жизни, касающихся взаимоотношений людей и социальных групп. Молодежь является той социальной группой, от которой зависят многие экономические и социальные процессы, характеризующие не только современное состояние общества, но и перспективы его развития, как с точки зрения воспроизводства рабочей силы не только в количественном, но и в качественном отношении, так и с позиций модернизации всех сторон общественной жизни. При этом данная социальная группа является социально уязвимой и в соответствии с этим требующая повышенного внимания как со стороны государства, так и других субъектов рыночной экономики: представителей бизнес-сообщества, некоммерческих организаций.

На всех уровнях управление социальными процессами осуществляется путем создания необходимого правового пространства и управляющего воздействия органов государственной власти и других субъектов управления на социальную сферу (условия жизни людей и их ценностные ориентации). Управление занятостью молодежи должно стать одним из главных приоритетов государственной социальной политики, инициирующей и других социальных партнеров к активным действиям в отношении социальной поддержки молодых специалистов и наиболее полного использования их трудового и интеллектуального потенциала в интересах развития, прежде всего, региональной экономики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Труд и занятость в России. 2011: стат. сб. / Росстат. М., 2011. 637 с.

2. Республиканская комплексная программа развития профессионального образования в Удмуртской Республике на 2011-2015 годы. Утверждена постановлением Правительства Удмуртской Республики от 10 мая 2011 года № 140.

3. Образование в Удмуртской Республике. 2011: стат. сб. / Удмуртстат. Ижевск, 2012.

4. Труд и занятость в Удмуртской Республике. 2011: стат. сб. / Удмуртстат. Ижевск, 2012.

Поступила в редакцию 09.01.13

А. V. Anoshin

The organization of educational process taking into account requirements of a regional labor market

The current state of a labor market is considered in the present article in the context of the analysis of the main tendencies in the field of employment of youth and the concrete mechanisms of the organization of educational process taking into account requirements of a regional labor market are proposed.

Keywords: labor market, employment, unemployment, young specialist, employment. Аношин Анатолий Васильевич, Anoshin A.V.,

кандидат экономических наук, доцент candidate of economics, associate professor

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» Udmurt State University

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4) 462034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/4 E-mail: aav0803@yandex.ru E-mail: aav0803@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.