Научная статья на тему 'Организация образовательного процесса с использованием облачных технологий'

Организация образовательного процесса с использованием облачных технологий Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
253
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЛАЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / MOVENOTE / CLOUD COMPUTING / E-LEARNING

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Кирсанов В. А., Кирсанова Е. В.

В статье рассмотрена возможность использования в процессе обучения инновационных мобильных технологий как инструмента для проведения презентаций на примере приложения для iOS.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLOUD COMPUTING IN EDUCATIONAL PROCESS

This article considers opportunity to use mobile technologies in educational process as an instrument of realizing presentations with application Present Perfect for iOS devices.

Текст научной работы на тему «Организация образовательного процесса с использованием облачных технологий»

например, студенты первого курса направления подготовки "Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств" Лесотехнического института САФУ им. М.В. Ломоносова в первом семестре изучают следующие темы: Элементы линейной алгебры, Векторную алгебру, Аналитическую геометрию на плоскости, Введение в математический анализ, Дифференциальное исчисление функции одной переменной. На изучение данного материала, согласно учебной программе, отводится 18 лекционных часов и 18 часов на практические занятия. В ходе изучения указанных тем, студенты сталкиваются с различного рода трудностями. Например, при изучении первых трёх тем у студентов возникают сложности с выполнением простейших арифметических действий, особенно связанных с обыкновенными дробями; вызывает затруднения геометрическая интерпретация векторов и операций с ними; построение графиков параболы и прямой и др. При рассмотрении двух последних тем первого семестра проявляется неумение читать графики функций, отсутствие знаний об элементарных свойствах функций, а в ходе изучения теории пределов у студентов вызывает затруднения применение формул сокращенного умножения, неумение разложить квадратный трёхчлен на множители, незнание формул тригонометрии.

Перечисленные выше трудности, с которыми сталкиваются студенты со слабой школьной математической подготовкой при изучении высшей математики, должны быть положены в основу составления программы курсов выравнивания. Преподаватель, ведущий такие курсы, должен подобрать задания, которые помогут студентам восполнить пробелы в школьных знаниях, а также следует проводить различные самостоятельные работы с целью проверки усвоения изучаемого материала.

Вторая проблема заключается в недостаточном количестве аудиторных часов, предусмотренных программой на изложение вузовского курса математики. Студентам очень трудно усвоить большой объем новой информации получаемый за столь малое количество времени. В то же время преподаватель не имеет возможности лишний раз повторить со студентами пройденный материал опять же в связи с недостаточным количеством аудиторных часов. Решением второй проблемы преподавания математики в вузе могут служить различные программные продукты, которые в достаточно большом количестве разработаны в настоящее время. Они дают возможность наглядно демонстрировать изучаемые математические объекты, что позволяет экономить время на лекционных занятиях, связанное с выполнением их геометрических построений, а также способствуют активизации познавательной деятельности студентов. В ходе проведения практических занятий преподаватель также может применять программные продукты для выполнения различного рода расчетов, для построения графиков функций, геометрических тел, конических сечений и т.д.

Так, например, программные средства: Maple, Mathcad, Mathematica, MatLAB, GeoGebra, GeoNext, C.a.R. позволяют за короткое время выполнять математические расчеты, строить графики функций, решать уравнения и т.д. Программные продукты образовательного назначения, такие, как GeoGebra, Cabri Geometry, C.a.R., GeoNext помимо выполнения вычислительных действий, дают возможность создания динамических образов математических объектов, позволяют исследовать устойчивость и изменчивость их свойств.

Использование программных продуктов в процессе преподавания курса высшей математики способствует созданию визуальных образов математических объектов, ускоряет процесс восприятия нового материала, экономит время на выполнение математических расчетов, позволяет увеличить количество заданий для самостоятельного изучения за счет сокращения времени на вычисления и т.д. [1].

Литература

1. Ерилова Е.Н., Старжинская О.Н. Актуальность использования средств наглядности в преподавании высшей математики // Международный научно-исследовательский журнал : Сборник по результатам ХУЛ заочной научной конференции Research Journal of International Studies. Екатеринбург. : МНИЖ - 2013. - № 6 Часть 3. - С. 23 -24.

References

1. Erilova E.N., Starzhinskaja O.N. Aktual'nost' ispol'zovanija sredstv nagljadnosti v prepodavanii vysshej matematiki// Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal : Sbornik po rezul'tatam HVII zaochnoj nauchnoj konferencii Research Journal of International Studies. Ekaterinburg. : MNIZh - 2013. - № 6 Chast' 3. - S. 23 -24.

Кирсанов В.А.1 Кирсанова Е.В.2

'Кандидат физико-математических наук, профессор, Казанский Кооперативный Институт АНОО ВО ЦС РФ РУК; 2Преподаватель, «Лицей имени Н.И.Лобачевского К(П)ФУ

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБЛАЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация

В статье рассмотрена возможность использования в процессе обучения инновационных мобильных технологий как инструмента для проведения презентаций на примере приложения для iOS.

Ключевые слова: облачные технологии, дистанционное обучение, Movenote.

Kirsanov V.A.1 Kirsanova E.V.2

'PhD in Physics and mathematics, proffesor, Kazan Cooperative Institute; 2Teacher, Lyceum named after N.I.Lobachevsky

CLOUD COMPUTING IN EDUCATIONAL PROCESS

Abstract

This article considers opportunity to use mobile technologies in educational process as an instrument of realizing presentations with application Present Perfect for iOS devices.

Keywords: cloud computing, e-learning, Movenote.

В современной системе образования использование информационно-коммуникационных технологий как инструмента, повышающего эффективность обучения, неоспорима. При этом информационные технологии повсеместно используются для поддержки традиционной системы образования. Совершенствование информационных технологий занимает важное место среди многочисленных новых направлений развития образования. Оно нацелено на развитие информационной среды образовательного учреждения и предполагает внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов.

За последние годы одной из наиболее популярных и востребованных тем в IT-сфере стала тема облачных технологий [1] ("cloud computing", "облачные вычисления"), и всё больше интересных решений, появляющихся в мире, связано именно с ними.

Идеология облачных технологий заключается в переносе организации обработки и хранения данных с персональных компьютеров пользователей на серверы Всемирной Сети. Облачные вычисления позволяют объединять IT-ресурсы различных аппаратных платформ в целое, предоставлять конечным пользователям удаленный динамический доступ к услугам, вычислительным ресурсам и приложениям (включая операционные системы и инфраструктуру) через сеть Интернет.

Учебным заведениям облачные технологии предлагают новые возможности для предоставления динамичных и актуальных, основанных на интернет-технологиях приложений, помогают формированию новой информационной культуры преподавателя и студента, дают уникальную возможность соединить проектную методику и информационно-коммуникационные технологии [2].

В образовательных учреждениях России облачные сервисы изначально появились в основном как бесплатные хостинги почтовых служб. Другие многочисленные инструменты облачных вычислений для образования практически не использовались в силу недостаточности информации о них и отсутствия практических навыков их использования для учебных целей. И только

10

сравнительно недавно ученическое сообщество и преподаватели по достоинству начали оценивать инновационные IT-приложения, например, Google Groups, Microsoft Office Web Apps, Amazon EC2.

К настоящему времени можно выделить следующие основные сервис-предоставляющие технологии (модели) cloud computing: "Инфраструктура как сервис" ("Infrastructure as a Service" или "IaaS"), "Платформа как сервис" ("Platform as a Service", "PaaS"), "Программное обеспечение как сервис" ("Software as a Service" или "SaaS").

Нам представляется, что наиболее эффективным и простым способом внедрения преимуществ и возможностей облачных технологий в учебный процесс, является использование концепции SaaS - программное обеспечение как сервис, поскольку не требуются дополнительные затраты на установку, настройку и обслуживание программного обеспечения, как при использовании IaaS и PaaS; предоставляется возможность пользоваться программным обеспечением как услугой и делать это удаленно через Интернет, причем большинство SaaS-решений можно противопоставить традиционным аналогам. Концепция SaaS позволяет не покупать программный продукт, а просто временно воспользоваться им при возникновении потребности.

В настоящей работе предлагается подход к организации образовательного процесса с использованием инструментов облачных технологий. В частности, решение для создания, представления и управления электронным контентом для дистанционного обучения с возможностью построения авторского учебного курса и создания индивидуальной образовательной траектории учащегося.

Успех дистанционного обучения во многом зависит от используемых технологий, от возможностей, предоставляемых оболочками для создания электронных курсов. Оболочка для создания дистанционных курсов должна предоставлять оптимальный набор инструментов как для преподавателя, так и для учащегося, который обеспечивал бы успешное выполнение всех этапов обучения: создание и размещение контента преподавателем, управление и доставка контента студентам, организация и планирование занятий.

Одним из немногих инструментов облачных технологий, соответствующих этим требованиям, является невероятно полезный и простой в использовании облачный сервис Movenote [3], позволяющий реализовать создание и представление контента для электронного обучения.

Приложение позволяет обучащимся просматривать текстовые документы, фотографии, слайды и презентации, а также получить звуковое и, что чрезвычайно важно, визуальное сопровождение. Несомненно эффективность лекции, презентации во многом определяется повествованием - интонация преподавателя, мимика, общее взаимодействие с аудиторией является ключевым в представлении материала.

И, если мы хотим сопроводить слайды и презентации аудио-визуальным повествованием и объяснениями, сохранить человеческий фактор презентаций во время обмена информацией, то Movenote, безусловно, стоит попробовать.

Приложением можно пользоваться через Google Drive и Gmail или, если нет аккаунта Google, пройти простую процедуру регистрации. Для этого можно воспользоваться аккаунтом социальных сетей. Работой можно поделиться в социальных сетях, получить ссылку и код для встраивания на странички сайтов и блогов.

Степень доступности приложения увеличивается за счет того, что сервис Movenote поддерживается разными по классу устройствами - от персональных компьютеров до мобильных телефонов. Записи, сделанные на сервисе, могут быть просмотрены на любом устройстве с возможностью воспроизведения видео.

Достоинствами и особенностями приложения являются:

- бесплатность;

- интеграция с Google;

- поддержка PowerPoint и разных видов изображений;

- возможность редактирования материала;

- возможность просмотра статистики посещений;

- возможность оценки представленного материала и отправки коментария;

- возможность скачать готовый ролик, как целым файлом, так и отдельно презентацию в формате PDF.

Movenote может рассматриваться и как альтернатива индивидуального обучения, что дает реальную возможность наиболее полно учитывать индивидуальные особенности одаренного ребенка и его образовательные потребности.

Приложение может использоваться как самостоятельно для организации электронных обучающих ресурсов, так и в качестве дополнения к среде дистанционного обучения, в частности Moodle.

Результаты работы позволяют сделать следующие выводы:

- качественно иной уровень получения современных знаний - учащиеся получают возможность находиться в процессе обучения в любое время и в любом месте, где есть Интернет;

- более эффективный обучающий процесс;

- возможность построения авторского учебного курса преподавателем и создания индивидуальной образовательной траектории учащегося;

- возможность быстро создавать, адаптировать и размещать образовательный контент;

- возможность для учащихся осуществлять обратную связь с преподавателем путем оценки и комментирования предлагаемых им образовательных сервисов;

- высокий уровень индивидуализации электронной образовательной среды.

По-настоящему эффективными могут быть только простые решения !

Литература

1. http://csrc.nist.gov/publications/nistpubs/800-145/SP800-145.pdf (дата обращения 15.11.2014).

2. http://www.intuit.ru/studies/courses/12160/1166/info (дата обращения 15.11.2014).

3. https://www.movenote.com

References

1. http://csrc.nist.gov/publications/nistpubs/800-145/SP800-145.pdf (data obrashhenija 15.11.2014).

2. http://www.intuit.ru/studies/courses/12160/1166/info (data obrashhenija 15.11.2014).

3. https://www.movenote.com

Александрова Г.В.1, Кожевина М.С.2 1,2Магистрант, Сибирский федеральный университет ЭЛЕКТРОННЫЕ СЕРВИСЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация

В статье описывается необходимость организации электронных сервисов, обеспечивающих сопровождение и поддержку субъектов в процессе обучения, учитывающих многообразие возможных вариантов взаимодействия.

Ключевые слова: электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, процесс обучения, электронные сервисы, сопровождение учебного процесса.

11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.