Научная статья на тему 'Организация научной работы студентов НГЛУ при кафедре истории, регионоведения и журналистики'

Организация научной работы студентов НГЛУ при кафедре истории, регионоведения и журналистики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / RESEARCH WORK OF STUDENTS / ИСТОРИЯ / HISTORY / РЕГИОНОВЕДЕНИЕ / REGIONAL STUDIES / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERNATIONAL RELATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Самойлова М.П.

Автор знакомит с целями, принципами и практикой организации научно-исследовательской работы студентов Нижегородского лингвистического университета по истории и регионоведению в связи со спецификой обучения студентов в лингвистическом вузе. В статье показаны различия в подходе к организации исследовательской работы по истории студентов, обучающихся по направлению «Лингвистика», и студентов, осваивающих программу подготовки «Зарубежное регионоведение» с восточными языками (китайским и японским).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Самойлова М.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF SCIENTIFIC WORK OF STUDENTS OF THE UNIVERSITY AT THE DEPARTMENT OF HISTORY, REGIONAL STUDIES AND JOURNALISM

The author introduces the goals, principles and practice of the organization of research work of students of Linguistics University of Nizhny Novgorod on the history and regional studies in connection with the specifics of teaching students in a linguistic University. The article shows the differences in the approach to the organization of research work on the history of students studying in the direction of "Linguistics" and students mastering the educational program "Foreign regional studies" with Oriental languages (Chinese and Japanese).

Текст научной работы на тему «Организация научной работы студентов НГЛУ при кафедре истории, регионоведения и журналистики»

ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НГЛУ ПРИ КАФЕДРЕ ИСТОРИИ, РЕГИОНОВЕДЕНИЯ И ЖУРНАЛИСТИКИ

М.П. Самойлова, канд. ист. наук, доцент

Нижегородский государственный лингвистический университет (Россия, г. Нижний Новгород)

Аннотация. Автор знакомит с целями, принципами и практикой организации научно-исследовательской работы студентов Нижегородского лингвистического университета по истории и регионоведению в связи со спецификой обучения студентов в лингвистическом вузе. В статье показаны различия в подходе к организации исследовательской работы по истории студентов, обучающихся по направлению «Лингвистика», и студентов, осваивающих программу подготовки «Зарубежное регионоведение» с восточными языками (китайским и японским).

Ключевые слова: научно-исследовательская работа студентов, история, регионоведение, международные отношения.

Научно-исследовательская работа студентов (НИРС) является важнейшим средством подготовки специалистов с высшим образованием, поскольку именно исследовательская работа, занятия научными изысканиями формируют навыки творческого отношения к профессии, стимулируют студентов знакомиться с последними достижениями науки в исследуемой ими области, способствуют научной интуиции, а также развивают способность применять новейшие достижения науки в практической профессиональной деятельности. Таким образом, студенты, активно занимавшиеся НИРС в процессе учебы, затем в профессиональной деятельности будут опережать своих коллег, т.е. будут более конкурентоспособны на рынке труда [1, с. 6-7].

Кафедра истории, регионоведения и журналистики, являясь выпускающей, организует НИРС по дисциплинам направления подготовки «Зарубежное регионоведение» на переводческом факультете, а также НИРС по истории на всех факультетах для тех студентов, которые интересуются исследованиями прошлого, или пишут в соответствии с учебным планом учебно-научную (курсовую) работу.

Задачи НИРС по истории для основного контингента студентов НГЛУ, обучающихся по направлениям «Лингвистика», «Педагогическое образование», «Филология» состоят в развитии

и углублении тех знаний, которые они получают по дисциплине «История». Как правило, такие студенты принимают участие в коллективных мероприятиях НГЛУ: ежегодной студенческой научной конференции с итоговой работой на выбранную в первом семестре тему исторического исследования. Секции такой конференции по истории включают, как правило, около десяти человек, для которых история не является профильным предметом, однако есть интерес к исследовательской работе. Еще одной формой активизации интереса студентов-лингвистов к историческим исследованиям служит проводимый кафедрой ежегодный конкурс «Моя семья и Великая Отечественная война», который нацелен на изучения истории войны через историю собственной семьи. При подготовке конкурса преподаватели истории рассказывают студентам об источниках по ВОВ, конкретных путях получения информации о родственниках, принимавших в ней участие, о методах обработки таких документов и репрезентации в конкурсной работе. Такой конкурс также позволяет придать изучению прошлого более эмоциональный, личностный характер, вовлекает в представления студентов о ВОВ личные семейные документы. Участие студентов в конкурсе имеет также значение для определения итогового рейтинга каждого студента по дисциплине «История» [2, с. 124].

Большое значение для изучения прошлого имеет также преподавание на лингвистических направлениях подготовки дисциплины «Древние языки и культуры», а также «Латинский язык у студентов направления «Филология» Задачи НИРС по истории и регионове-дению - развитие творческого и аналитического мышления, расширение кругозора, формирование устойчивых навыков самостоятельной исследовательской и поисковой работы, повышение качества освоения дисциплин учебного плана [3]. Эта дисциплина имеет значение не только как теоретическая, позволяющая понять и освоить правописание слов в современных германских и романских языках, усмотреть в формах пассивного залога тенденцию к формированию аналитизма в современных языках [4, с. 98], но также приобщиться к наследию античной цивилизации [5, с. 108]. В ежегодной студенческой конференции НГЛУ студенты лингвистических направлений стабильно принимают участие в секции «Древние языки и античная культура». При этом, преподавателями кафедры активно используются педагогические технологии, активизирующие работу студентов с оригинальными текстами на древних языках, прежде всего латинским [6, с. 192] и их интерпретацию. Данные методы организации научной работы студентов позволяют также использовать внедренную в НГЛУ рейтинговую систему оценки знаний [7, с. 2]: так по дисциплине «Древние языки и культуры», а также «Латинский язык» научная работа студентов учитывается при формировании индивидуального рейтинга студентов.

Иначе организована НИРС по истории для студентов направлений подготовки «Зарубежное регионоведение» и «Международные отношения», поскольку она тесно связана с формированием их профессиональных компетенций. Задачи НИРС по истории и ре-гионоведению - развитие творческого и аналитического мышления, расширение кругозора, формирование устойчивых навыков самостоятельной исследова-

тельской и поисковой работы, повышение качества освоения дисциплин учебного плана.

Организация НИРС для этого контингента студентов начинается с комплексного и систематического знакомства студентов с научными методами исторических исследований и междисциплинарными методами, применяемыми в комплексном регионоведе-нии.[8, с. 169] Студенты на занятиях по дисциплинам «Отечественная история», «Всемирная (синхронная) история», «Введение в регионоведение» знакомятся с наличествующими в истории, международных отношениях и регио-новедении дискуссионными проблемами, обучаются применять современные методы исторических, а также политологических наук, а также междисциплинарные методы регионоведения на практике. Эти знания затем используются студентами при подготовке учебно-научной (курсовой) работы на первом курсе направления подготовки «Международные отношения», при этом разработка тем таких работ ведется кафедрой истории в тесном сотрудничестве с кафедрой международных отношений и политологии [9, с. 200]. Студенты направления подготовки «Зарубежное регионоведение» на первом курсе принимают участие с рефератами в ежегодной научной конференции студентов в НГЛУ, а также в конференциях регионального и Российского уровня совместно со своими научными руководителями. В студенческой конференции в НГЛУ в 2017 году кафедрой истории было организовано 6 секций, в которых выступили с докладами 78 студентов. Пять студентов НГЛУ в 2017 году приняли участие во Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Актуальные вопросы этнографии и этногеографии» НГПУ им. Козьмы Минина, по результатам были опубликованы доклады [10, с. 19-24, 27-31, 6064, 53-56, 67-70]. В 2017 году были сделаны публикации научных статей студентов НГЛУ направления подготовки «Зарубежное регионоведение» под руководством преподавателей, осуществ-

ляющих индивидуальное научное консультирование и подготовку этих студентов, в журналах, индексируемых в РИНЦ [11, с. 29-31; 12, с. 27-27; 13, с. 34-35; 14, с. 44-46]. В 2016 году состоялось 8 публикаций студентов под руководством О.Н. Сенюткиной и О.К. Шиманской, Б.А. Ночвиной. В течение последних трех лет студенты-регионоведы принимали участие в таких конференциях как «Проблемы обеспечения религиозной безопасности России» (26.04.2016 г., Нижегородская Академия МВД России, студентка Рябова Екатерина ПФ ЗРЯ, грамота), «Актуальные вопросы этнографии и этногеографии» НГПУ им. Козьмы Минина 24-25 марта 2016 г. (опубликованы доклады). Всего к настоящему времени уже опубликованы двадцать четыре работы студентов направления подготовки «Зарубежное регионоведение».

Значительный вклад в НИРС вносит существующий в НГЛУ научный дискуссионный студенческий клуб «Трибуна», заседания которого проходят каждую пятницу уже в течение 10 лет. Научным руководителем клуба весь период его существования является доцент кафедры истории, регионоведения и журналистики О.К. Шиманская. Деятельность клуба выполняет многообразные функции в области научной работы студентов: образовательную (помогает овладевать и практическими методами исследовательской деятельности), организационно-ориентационную (помогает формировать умения ориентироваться в источниках и научной литературе, видеть способы применения научных знаний), аналитико-корректирующую (мотивирует студентов на рефлексию и самоанализ, помогает им планировать и организовывать собственную деятельность), мотиваци-онную (развивает и усиливает интерес к науке, убеждает в теоретической и практической значимости разрабатываемого научного знания, стимулирует самообразование и саморазвитие), развивающую (развивает критическое и творческое мышление, умение действовать в стандартных и нестандартных

ситуациях, умение обосновывать и доказывать собственную точку зрения, дебатировать научные проблемы), воспитывающую (помогает становлению нравственного сознания, формированию адекватной самооценки, ответственность, целеустремленность, волевое саморегулирование, смелость в преодолении трудностей, воспитывает осознание профессионального призвания и профессиональной этики) [15, с. 76].

В течение 2017 года были проведены дебаты на заседаниях клуба по разнообразным актуальным научным и злободневным темам: «Терроризм как глобальная проблема: глобальный вызов -региональный ответ», «Мегаполисы в условиях глобализации», «Россия и Испания: политические и культурные противоречия», «Историческая память о Великой Отечественной войне (19411945 гг.): сегодня - завтра - всегда», «Латинская Америка: особенности регионального развития в начале XXI века», «Россия регионов: непривычная правда», «Регионализованная Украина: между унитарностью и федерализмом», «Россия и Китай: от столкновения цивилизаций к трансграничному сотрудничеству», «Решение экологических и климатических проблем», «Итоги и перспективы взаимодействия международных правительственных организаций и правительства КНДР», «Политика и повседневность через образ жизни народов: культура питания как стратегический фактор», «Япония глазами россиян» и др. На заседания клуба регулярно приглашаются эксперты из различных научных, общественных, государственных организаций, они принимают участие в оценке докладов студентов, дебатах, выступают с экспертными заключениями по теме заседания и результатам студенческих научных сообщений. Отчеты о заседаниях клуба регулярно публикуются на официальном сайте НГЛУ. Научные руководители клуба публикуют материалы о технологиях и практиках организации научной работы в клубе [16, с. 92].

Значимые результаты научной работы студенты демонстрируют на различных конкурсах и олимпиадах, проводи-

мых по различным историческим темам и приуроченным к историческим памятным датам. В 2016 году состоялась историческая Олимпиада, приуроченная к 250-летию со дня рождения и 190-летию со дня кончины Н.М. Карамзина. Научное руководство подготовки команды студентов НГЛУ для участия в областном туре Всероссийской студенческой олимпиады по истории 23 апреля 2016 г. осуществляла Б.А. Ночвина. Тема олимпиады - «Великие отечественные историки XVШ-XX вв.». Команда НГЛУ заняла 3 -е призовое место. Велась также научная подготовка команды студентов НГЛУ для участия в областном туре Всероссийской студенческой олимпиады по истории России, посвященной теме «Политические партии в России (1905 - 1920-е годы)» и приуроченной к столетию революции 1917 года. Олимпиада состоялась 21 апреля 2017 г., команда НГЛУ заняла в ней 4 место.

Интересной формой активизации исследовательской активности студентов является организация ими самими научных мероприятий, олимпиад и конкурсов для школьников. Это позволяет студентам попробовать себя в роли педагогов, стимулирует их самообразование и саморазвитие. Так 20 февраля 2016 г. под руководством преподавателей кафедры истории, регионоведения и журналистики О.К.Шиманской и Б.А.Ночвиной была организована и проведена открытая историческая интерактивная олимпиада «История в документах, фактах, портретах. Год 1917» г. в нижегородской гимназии №1 с углублённым изучением иностранных языков. Через год 22 апреля 2017 г. был организован городской открытый квест-конкурс исследовательских работ школьников г. Нижнего Новгорода по истории России «История в документах, фактах, портрета. 1917 г.».

Проектная научно-исследовательская деятельность осуществляется также студентами направления подготовки «Журналистика». Так, за 2017 год студенты-журналисты приняли участие в следующих медиа-проектах: в проекте Международной ассоциации студенче-

ского телевидения свою работу представила съемочная группа студенческого телевидения НГЛУ; студентки 3 курса М. Ковалева, Э. Багирова участвовали в проекте «Всероссийская студенческая медиашкола студенческих медиа-центров» в Томске 19-20.12. 2017; В 2016 году группа студентов-журналистов в составе - П. Крюкова, А. Лежнина, Н. Абашина, в 2016 заняла второе место во Всероссийском конкурсе студенческих изданий и молодых журналистов «Хрустальная стрела». Статьи студентов о теоретических основах и практике журналистики опубликованы в сборниках разных лет студенческой научной конференции НГЛУ: Садакова А.О. «Трансформация жанра реалити-шоу в отечественном радиоэфире (на материале программы «Нечего терять», радиостанция «Серебряный дождь»)» (2014); Логинова О.С. «Наука и жизнь» как один из старейших научно-популярных журналов: эволюция концепции издания (2015); Орехова А.А. Феномен «портретности» в современной российской печатной периодике (2015) и др. Хотя образовательный стандарт по направлению «Журналистика» не предусматривает выполнения научных профессиональных задач, однако, исследовательская деятельность вполне укладывается в социально-просветительский тип профессиональной деятельности журналистов, поскольку он также напрямую связан с научным поиском.

Все эти достижения студентов, обучающихся в НГЛУ и занимающихся исследовательской деятельностью под руководством преподавателей кафедры истории, регионоведения и журналистики, позволяют сделать вывод, что НИРС является одной из наиболее эффективных форм учебного процесса, в которой наиболее удачно сочетаются обучение и практика. Многообразие форм НИРС, осуществляющихся студентами при кафедре, дает возможность каждому студенту найти занятие по душе и участие в научной работе необходимо для более гармоничного и глубокого образования.

Библиографический список

1. Шиманская О.К. Этнопсихологические характеристики Нижегородского студенчества // Актуальные вопросы этнологии и этногеографии: сборник статей по материалам Всероссийской студенческой научно-практической конференции. Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. 2017. С. 6-17.

2. Самойлова М.П. Тестирование как метод повышения качества знаний по истории и культурологии // Обучение, тестирование и оценка. 2009. №9. С. 124.

3. Альманах Славяно-греко-латинского кабинета Приволжского Федерального округа. Нижний Новгород, 2008. Сер. «Thesaurus scienciarum et virtutum. Сокровищница знаний и добродетелей». Выпуск 1. 2008.

4. Соболева Е.В. Латинский язык для начинающих. Москва, 2009.

5. Брагова А.М. Междисциплинарный подход при обучении латинскому языку в языковом вузе.// Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2016. №9. С. 108-110.

6. Брагова А.М. Особенности работы с языковым материалом при чтении латинских авторов в языковом вузе. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2017. №2. С. 191-193.

7. Брагова А.М. Рейтинговая система обучения и оценки знаний по латинскому языку в языковом вузе // Обучение, тестирование и оценка. 2016. №2. С. 2.

8. Самойлова М.П. Методологические аспекты преподавания регионоведения в ФГБОУ ВПО «НГЛУ» // Сравнительная политика, 2014. Т.5, №3 (17). С. 168-173.

9. Устинкин С.В., Рудакова Е.К. Научно-практическая конференция, посвященная дню дипломатического работника // Вестник Нижегородского государственного лингвистического университета им. Н.А. Добролюбова. 2016. №33. С. 200-201.

10. Актуальные вопросы этнографии и этногеографии: сборник статей по материалам Всероссийской студенческой научно-практической конференции. Изд-во: Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. Нижний Новгород. 2016. 128 с.

11. Самойлова М.П., Лобанова Е.А. Правовое регулирование деятельности институтов Конфуция в России // Juvenis scientia. 2017. №6. С. 29-31.

12. СамойловаМ.П., Митцева М.В. «Китайские знания - сущность, западные знания - инструмент» или реформаторское движение в системе образования во второй половине XIX века // Juvenis scientia. 2017. №9. С. 26-27.

13. Самойлова М.П., Казакова О.А. Роль китайской народной республики во взаимоотношениях КНДР и республики Корея // Juvenis scientia. 2017. №9. С. 34-35.

14. Самойлова М.П., Тесная А.Ю. Конфуцианство в политике социализма с китайской спецификой // Juvenis scientia. 2017. № 11. С. 44-46.

15. Ротанова М.Б. Тенденции корпоративного обучения в контексте образовательных парадигм // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия: Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии. 2014. № 1. С. 75-82.

16. Шиманская О.К., Ночвина Б.А. Студенческий научно-дискуссионный политический клуб // Высшее образование в России. 2011. № 3. С. 91-95.

ORGANIZATION OF SCIENTIFIC WORK OF STUDENTS OF THE

UNIVERSITY AT THE DEPARTMENT OF HISTORY, REGIONAL STUDIES

AND JOURNALISM

M.P. Samoilova, candidate of historical sciences, associate professor Nizhny Novgorod state linguistic university (Russia, Nizhny Novgorod)

Abstract. The author introduces the goals, principles and practice of the organization of research work of students of Linguistics University of Nizhny Novgorod on the history and regional studies in connection with the specifics of teaching students in a linguistic University. The article shows the differences in the approach to the organization of research work on the history of students studying in the direction of "Linguistics" and students mastering the educational program "Foreign regional studies" with Oriental languages (Chinese and Japanese).

Keywords: research work of students, history, regional studies, international relations.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.